Главная » Съедобные грибы » Сравнительно описательный метод в географии. Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Сравнительно описательный метод в географии. Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.

Фирмы классифицируются по нескольким признакам:

1. Вид деятельности.

2. Время функционирования.

3. Масштабы деятельности.

Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.

По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.

По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.

Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.

При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.

Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.

Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.

Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.

Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.

На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.

Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.

Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами. Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.

Налоги это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов. Более подробно о налогах пойдет речь в главах 14,15.

Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.

Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.

Услуги - это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.

Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.

Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.

Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия - это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Экономические агенты или хозяйствующие субъекты это все те, кто самостоятельно принимают решения, планируют и реализуют в сфере экономической (хозяйственной) деятельности хозяйственные операции.

К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ и т.д.), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

Экономические агенты могут выступать в виде производителей, потребителей, а такжепосредников между ними. Положение и роль каждого экономического агента определяется егоотношением к факторам производства , тем, какими именно факторами производства он владеет и может распоряжаться. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаться лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, участие в управлении ограниченны.

Классификация экономических агентов.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать следующие их виды:

1) домашние хозяйства;

2) бизнес (предприятия, фирмы, предприниматели);

3) финансово-кредитные учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и т.д.)

4) государство (государственные учреждения, министерства, ведомства и т.д.)

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики и состоящая из одного или нескольких человек. В рамках домашнего хозяйства самостоятельно принимаются решения, обеспечивается производство и воспроизводство человеческого капитала, потребляются конечные продукты сферы производства и сферы услуг.

Домашние хозяйства получают доходы путем предоставления факторов производства – рабочей силы, капитала, земли и др., которыми они располагают, то есть они оказывают факторные услуги. Полученные доходы расходуются для удовлетворения личных потребностей и сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, но эта независимость ограничивается размерами доходов.

Бизнес – это самостоятельные хозяйственные единицы, функционирующие с целью получения прибыли. Они осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Финансово-кредитные учреждения являются составной частного бизнеса, но выполняют специфические функции, регулирующие движения денежных потоков, необходимых для нормального функционирования рынка.

Государство главным образом выступает в виде различных бюджетных организаций (министерств, ведомств, служб, государственных фондов и т.д.), функции которых состоят в обеспечении регулирования экономики, удовлетворении общественных потребностей, перераспределении части ресурсов, формировании инфраструктуры и т.д. Существуют показатели экономической активности государства: доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Экономические интересы.

В самом общем виде экономические интересы это осознанные потребности или побудительные мотивы, стимулы экономической, трудовой деятельности, направленные на достижение определенных материальных результатов и служащие удовлетворению материальных и других потребностей.

Чтобы интересы были удовлетворены, хозяйственная деятельность людей должна протекать в соответствии с экономическими законами. Каждый из хозяйственных субъектов стремится делать то, что ему выгодно. Предприниматель ставит своей целью максимизировать прибыль, владелец материальных ресурсов пытается установить на них высокую цену, владелец своей рабочей силы хочет получить за нее более высокую заработную плату. В свою очередь, потребители стремятся приобрести товары по самой низкой цене. Следовательно, мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики. Интересы общества рассматриваются как своего рода точка отсчета, чтобы определить, является ли политика, проводимая всеми участниками хозяйственной деятельности, отвечающей требованиям или нет в плане воздействия на экономическую эффективность и потребителя.

Экономические блага и их классификация

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага.

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека.

Множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.).

Первую группу называют экономическими благами . К ним относятся продукты, созданные трудом человека. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью.

Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.).

Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов.

Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Вторую группу благ, созданных природой, называют свободными . Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом , а процесс их пополнения в течение определенного периода – потоком .

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.



Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории:

1. Коммуникационные – это услуги транспорта, связи способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации.

2. Распределительные – это торговля, сбыт, складское хозяйство связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции.

3. Деловые – это финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений.

4. Общественные – это услуги органов государственной власти обеспечивают стабильность в обществе.

5. Социальные – это услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные продукты и услуги, и производственные, или косвенные (промежуточные) блага.

Первые служат непосредственно удовлетворению потребностей людей (продукты питания, одежда). Вторые используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно (станки, сырье, материалы, оборудование и т.д.). Подобное различие имеет значение с точки зрения экономической стабильности, так как производство продуктов разового пользования связано с равномерным спросом, а производство продукции длительного пользования менее стабильно, и потребность в ней изменчива. Рост потребительских услуг и расходов на покупку непродовольственных товаров в развитых странах характеризует не только экономический, но и социальный прогресс общества.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частные экономические блага предоставляются потребителям с учетом их индивидуального спроса. Такое благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (продукты питания, одежда, дом, машина и т.д.). Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться. Общественные (коллективные) блага производятся для совместного потребления. Это услуги государственной администрации, организаций здравоохранения, просвещения, дороги, мосты, общественный транспорт и проч.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага , или субституты, удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага , или комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (стол и стул).

При этом все блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (дохода) потребителей, а низшие блага обладают противоположной закономерностью, т.е. при росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (классический пример – картофель и хлеб).

1.3. Экономические ресурсы. Информация – как новый вид
ресурса

Экономические блага отличаются ресурсоемкостью, т.е. на их производство затрачиваются определенные ресурсы.

Ресурсы делятся на несколько видов.

1. Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические факторы и др. Данный вид ресурса часто называют просто «земля», подразумевая при этом предоставленные природой блага. В нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, России принадлежит первое место по естественному газу, второе – по бурому углю, картофелю, молоку, третье место она занимает по нефти, четвертое – по электроэнергии, чугуну, железной руде, вывозке деловой древесины.

2. Трудовые ресурсы (труд) – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства. В России на 1 января 2004 г. численность населения составила 144 200 тыс. человек, в том числе экономически активное население – 72 590 тыс. человек.

3. Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денег и средств производства.

4. Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей. Функции предпринимателя заключаются в следующем:

· проявление инициативы по соединению различных ресурсов в процессе производства материальных благ или услуг;

· принятие решений по управлению фирмой;

· внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или радикального изменения производственного процесса;

· несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми указанными функциями.

Предпринимательство как ресурс наиболее эффективно реализуется в условиях либеральной экономики, где нет чрезмерных бюрократических ограничений, и функционирует устойчивая законодательная база. Эффект от предпринимательства зависит от уровня образования, квалификации, способностей тех людей, которые берут на себя инициативу по созданию и управлению производством.

Многие экономисты считают, что в настоящее время новым важным фактором производства (ресурсом) стала информация.

Информация – это процесс сбора, обработки и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса.

Сейчас ни одна из сторон жизни человека не может обойтись без этого знания. Многие страны тратят значительные средства на развитие научно-технического прогресса (НТП) и расширение информационных систем.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Вследствие редкости производственных ресурсов объем производства экономических благ также ограничен. Поэтому необходимо добиваться эффективного использования редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо блага. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности, а меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Ресурсы находятся в определенном соотношении, они взаимосвязаны, взаимодополняют и замещают друг друга. Например, если фирма приобретает новое сложное оборудование, то она должна подготовить персонал к использованию этой техники. Взаимозаменяемость ресурсов (альтернативность использования) связана с тем, что увеличение объема производства может быть обеспечено различными сочетаниями ресурсов, увеличением либо количества труда, либо капитала, либо земли. Взаимозаменяемость ресурсов не может быть полной. Например, трудовые ресурсы не могут целиком заменить капитал и природные факторы.

Экономически ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве, однако степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, а наиболее подвижны трудовые ресурсы, которые мигрируют не только на территории определенного государства, но и за его пределами. Мобильны также предпринимательство, капитал и информация. Предприниматель как раз отыскивает наиболее рациональную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.

Основными участниками экономического процесса являются производители и потребители благ, которые получили название экономических агентов и субъектов экономики . Пионером в их классификации был Леон Вальрас (1834-1910) – основатель Лозанской экономико-математической школы.

Субъектом и объектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими собственные интересы. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ.

Экономические субъекты могут быть простыми и комплексными.

Простые экономические агенты (микросубъекты) представляют собой элементарные единицы в сфере потребления – индивиды, домашние хозяйства, в сфере производства – предприятия, фирмы.

Комплексные экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на основе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на общности интересов.

Среди основных участников экономического процесса выделяют домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Домашние хозяйства –экономические единицы, связанные преимущественно с потреблением. К ним относятся не только семьи, но и отдельные индивиды. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы, продавая которые домашние хозяйства получают доходы, используемые на потребление и сбережения. Их цель – потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения же населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уро­вень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

Бизнес (фирмы, предприятия) – также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства явля­ется не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке и максимизация прибыли.

Предприятия (фирмы) различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности выделяют частные, государствен­ные, коллективные и другие предприятия (фирмы).

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: произво­дящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги.

По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные.

По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоем­кие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные коопе­ративы;

· государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия;

· индивидуальные предприятия;

· некоммерческие организации.

Некоммерческие организации – это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

К ним относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Очевидно, большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах. Поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, действующий совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП), доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или , государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:
  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства — полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;
  • любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей (а не наращение прибыли), максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в и , продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Рынок ресурсов — место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов — место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

Полная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:
  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

Вывод : домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов . Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на . Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов , конечной продукции и услуг и в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являютсяодновременными и повторяющимися.

Принцип рациональности

При рассмотрении деятельности данных субъектов мы предполагаем, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность — это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

См.также


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта