Главная » Условно-съедобные грибы » Затраты разных стран на образование. Место расходов на образование в государственном бюджете рф

Затраты разных стран на образование. Место расходов на образование в государственном бюджете рф

Расходы государства на здравоохранение и образование гораздо больше, чем думают россияне, а в сумме превышают даже расходы на военных и силовиков. Это следует из проведенного РБК исследования бюджетной системы

Утверждение Госдумой закона о федеральном бюджете 9 декабря не ставит точку в вопросе о распределении государственных средств в будущем году. Помимо федерального бюджета расходы на социальную политику, безопасность, медицину, образование и прочие направления бюджетной классификации предусмотрены в региональных и муниципальных бюджетах, а также во внебюджетных фондах. Все вместе это называется бюджетной системой, и только ее совокупный обзор может дать полное представление о государственном финансировании российской экономики.

Суммарные траты бюджетной системы на отдельные направления могут в разы отличаться от тех, что заложены в федеральном бюджете. Структура расходов по направлениям в бюджетах разных уровней существенно различается. Именно поэтому, например, довольно скромная в масштабах федерального бюджета доля расходов на образование (3,7% от всех расходных статей федерального бюджета на 2017 год) при рассмотрении в масштабах бюджетной системы возрастает до 10%.

В первой части исследования, посвященной доходам и расходам федерального бюджета в ретроспективе и перспективе, 9 декабря РБК писал, что федеральные расходы в реальном выражении сокращаются с 2015 года и продолжат сокращаться по крайней мере до 2019 года, а структура доходов под влиянием низких цен на нефть меняется в пользу внутренних налоговых поступлений. Во второй части своего исследования бюджетов текущего десятилетия РБК решил проанализировать пять основных направлений государственных расходов российской бюджетной системы, не ограничивающейся только федеральным бюджетом.

Пять взглядов на бюджетную систему России

Самая здоровая статья

Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.

Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы. Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, .

Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали» ) снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.

На воспитание и обучение

Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.

Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.

Экономисты ВШЭ , что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер. Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план. В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».

Силовикам затянут ремень

На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.

Расходы, которые нас охраняют

Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.). В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб. Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.

На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах. Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015-2016 годах. Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.

Слуги народа все скромнее

Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить. По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти. Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.

Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%. Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП. Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).

Потому в запланированное на 2018-2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Полины Звездиной

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений, т.е. независимо от пола, возраста и т.д.; государство гарантирует гражданам общедоступное, бесплатное начальное (1-5 кл.), основное общее (5-9 кл.), среднее общее (10-11 кл.) образование, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного вида гражданин получает впервые.

Государственные образовательные стандарты представляют собой систему норм, определяющих минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

С позиций ресурсного обеспечения система образования в РФ финансируется из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно-обоснованная типология образовательных программ и учреждений.

Так к образовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации в системе среднеспециального, высшего и послевузовского профессионального образования.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

− дошкольные (общеразвивающие, оздоровительные);

− образовательные (начальное среднее, общее среднее, полное среднее);

− среднее высшее и послевузовское профессиональное образование.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включена также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс (научно-методические центры, фильмотеки, службы технического надзора).

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.

В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общей сумме расходов на образование составляет около 20%. На долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Федеральный уровень включает в себя направления финансирования расходов:

− на финансирование учреждений федерального ведения, в основном, учреждений профессионального образования;

− на реализацию федеральных образовательных целевых программ (программы «Развитие образования в РФ», «Молодежь России», «Дети-сироты»).

В настоящее время происходит реформирование образования в целом, и в соответствии с этим появляются альтернативные образовательные учреждения (частные детские сады, школы, вузы); меняется направление бюджетных средств (ранее финансирование было централизованным), децентрализация средств.

В соответствии с федеральным законом №12-ФЗ от 13.01.1996 «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К защищенным статьям относятся заработная плата, питание в детских дошкольных учреждениях, питание и медикаменты в стационарах.

Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.

Установлено, что финансированию подлежит обучение студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ.

Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о федеральном бюджете.

Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых из бюджета средств в соответствии с темпами инфляции.

Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентируется Бюджетным кодексом РФ, в котором четко обозначены рамки применения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Однако нормативный метод используется только на стадии формирования (составления) того или иного бюджета. На стадии планирования расходов на содержание конкретного образовательного учреждения этот метод не применяется, а используется методика поэлементного планирования средств по экономическим статьям расходов бюджетного учреждения. Основными расчетными показателями для определения расходов бюджета на дошкольное образование в целом и конкретного учреждения (ДОУ) является количество воспитанников и количество групп (установлены нормы наполняемости групп, зависящие от возраста и состояния здоровья воспитанников, от времени пребывания (например, в детском саду наполняемость группы 20 человек), от режима функционирования ДОУ). Часть расходов по содержанию ДОУ покрывается за счет средств родителей, но доля родительских средств в общих расходах не должна превышать 20%.

Целевая статья расходов - содержание учреждений общего образования (средние школы, лицеи). Рассмотрим порядок планирования расходов на примере школы. Производными показателями являются число учащихся и число классов. Производные показатели по школе определяются по группам:

1. 1-3 (4) классы;

2. 5-9 классы;

3. 10-11 классы.

Эти данные приводятся в смете на две отчетные даты: на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Формула расчета среднегодовых показателей имеет следующий вид:

К ср = (К1*М1+К2*М2)/12, где

К ср – среднегодовой контингент;

К1 – контингент на начало планируемого года;

М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

К2 – контингент планируемого года;

М2 – число месяцев функционирования с новым контингентом на конец года.

К ср = (К1*М1*4мес+ К2*М2*8мес)/12 , где

К1, К2 – с учетом выбывших и вновь прибывших на первое сентября.

Финансовый год не совпадает с учебным, а, следовательно, необходимо рассчитывать среднегодовую численность, учитывать наполняемость классов.

В процессе планирования расходов общеобразовательных школ одним из основных показателей является количество педагогических ставок. Этот показатель рассчитывается на базе двух показателей: числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителя в неделю.

Базовый учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся (в часах) при 5- или 6-дневной учебной недели. Предельная максимальная норма составляет: 1-4 кл. – 22 часа в неделю

5 кл. – 28 часов в неделю

6 кл. – 29 часов в неделю

7 кл. – 31 час в неделю

8 – 9 кл. – 32 часа в неделю

10 – 11 кл. – 33 часа в неделю

Норма учебной нагрузки на учителя на одну ставку установлена в начальной школе – 20 часов в неделю, в старших классах – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется по группам классов. При планировании учитывается, что класс разделен на 2 группы, например, при изучении иностранных языков, трудовом обучении.

Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов и учебных часов на 1 класс.

Количество педагогических ставок определяется путем деления общего числа учебных часов в неделю по каждой группе классов на установленную норму учебной нагрузки учителя в неделю.

Фонд оплаты труда учителей определяется путем умножения количества педагогических ставок на среднюю ставку учителя в месяц по тарификации.

Помимо основной заработной платы учителя получают доплату за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность темы. Устойчивое развитие социальной сферы -- основа процветания человеческого общества, и государства в целом, поскольку развитие любой страны всегда тесно связано с уровнем и качеством предоставляемых на ее территории общественных услуг. Расходы на социальные нужды, прежде всего, здравоохранение и образование, стоит рассматривать как инвестиции государства в человеческий капитал. Именно поэтому не возникает сомнений в том, что необходимо признать приоритетность финансирования данной сферы.

Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Российская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.

Образование представляет собой сферу общественной жизни, где самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. Вот почему образовательная политика и крупномасштабные реформы в этой сфере, проводимые в настоящее время российским правительством, представляют интерес не только для чиновников, занятых в системе управления образованием, преподавателей вузов, школьных учителей, но и практически для всех российских граждан разных возрастных категорий, которые составляют самый многочисленный «класс» - обучающихся (школьников, студентов, аспирантов и докторантов, слушателей различных курсов дополнительного образования, программ профессиональной переподготовки и т.п.).

В условиях рыночных реформ актуальность финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета.

Объектом исследования являются расходы бюджета на образование в России.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие образовательную деятельность; теоретические разработки в данной области.

Целью курсовой работы является исследование финансирования образования в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Рассмотреть состояние системы образования в России на сегодняшний день.

2) Проанализировать расходы государства на образование в России, рассмотреть их состав, сущность и источники финансирования;

3) Выявить проблемы и возможные действия по совершенствованию финансирования образования в России.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись исторический и сравнительный подходы к решению поставленных задач, методы логического и системного анализа, статистический, экспертный и другие методы научного исследования.

1. Теоретические аспекты системы образования в России

1.1 Значение образования в решении социальных задач государства

расход финансирование образование

Сфера образования является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для инновационного развития страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие и масштабные преобразования. Политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых ресурсов.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Под термином «образование» в России понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Статья 43 Конституции РФ провозглашает:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений. В эту систему входят следующие виды учреждений:

· дошкольные (детские сады);

· общеобразовательные (начальные и средние школы);

· профессионального образования (профессиональные училища, техникумы, вузы);

· дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки, курсы);

· дополнительного образования детей (школы);

· специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Наиболее важным из этих документов является Федеральный закон «Об образовании». В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов .

В настоящее время система образования в Российской Федерации выглядит так:

· Общее образование:

· Дошкольное образование;

· Начальное общее образование;

· Основное общее образование;

· Среднее общее образование;

· Профессиональное образование:

· Среднее профессиональное образование;

· Высшее образование -- бакалавриат;

· Высшее образование -- специалитет, магистратура;

· Высшее образование -- подготовка кадров высшей квалификации;

· Дополнительное образование:

· Дополнительное образование детей и взрослых;

· Дополнительное профессиональное образование;

· Профессиональное обучение.

Таким образом, развитие образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу, так как в современном мире основным фактором развития страны, ее конкурентоспособности на международном рынке являются уровень и качество образования населения.

1.2 Государственная политика в области образования

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на этап инновационного развития. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий по созданию инновационных программ и сред воспитания как наукоемкая и стратегическая задача.

Перечень нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность образовательных систем России:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 г. № 683).

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761).

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

5. План реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утвержден распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1420-р).

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 -- 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р)

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

9. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. N 722-р).

10. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р).

11. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена заместителем председателя правительства РФ О. Голодец 28 мая 2014 г. N 3241п-П8).

12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -- образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

15. Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р).

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Стратегическая цель государственной политики в области образования -- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача -- обеспечение инновационного характера базового образования.

Вторая задача -- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.

Третья задача -- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Четвертая задача -- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования сформулированы Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования .

В соответствии с законодательством в области образования и в интересах государственного управления системой образования в Российской Федерации принята и реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) . Стратегические цели и задачи развития системы образования определены в государственной программе. Вместе с тем не все мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственной программы на уровне конкретных образовательных организаций, муниципалитетов и регионов, обеспечены на сегодняшний день финансовыми и организационно-экономическими механизмами.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. Это дает возможность иметь доступ к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Однако не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. Также необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения.

Среднее профессиональное образование становится сегодня более востребованным и мобильным . Фактически оно разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. В то же время для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкая стоимость труда молодого специалиста.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития .

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В рамках Программы должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного, а также достижения качественно нового уровня развития молодежной политики, повышения доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику. Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016 - 2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

2. Расходы на образование в бюджете современной России

2.1 Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования

Современные модели финансирования образования во всех экономически развитых странах отличаются гибкостью и «отзывчивостью» на рыночные инициативы. Принципиальной составляющей этих моделей является комплексное финансирование образования: государством и органами местного самоуправления (за счет бюджета); частными и благотворительными организациями, семьями, обучаемыми, спонсорами .

Финансирование -- это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае -- на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

1) целевое использование средств -- это расходование средств на установленные заранее определенные цели;

2) безвозвратность -- предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства».

Финансирование осуществляется на принципах:

1) плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

2) выделения средств по мере их расходования;

3) экономность - правильного и рационального расходования средств.

Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование -- предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -- это документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты:

* на общее образование;

* на воспитание детей и подростков;

* на культурно-просветительскую работу;

Финансирование учреждений образования осуществляются на принципах нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Нормативы утверждаются Государственной Думой Российской Федерации и одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Региональные и местные нормативы учитывают свою специфику, в том числе по содержанию зданий, сооружений и штатному расписанию учреждений. Схема финансирования государственных и муниципальных учреждений устанавливается типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. В соответствии с законом «Об образовании» бюджетное финансирование должны получать и негосударственные образовательные учреждения по нормативам, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений, с момента их государственной аккредитации.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение государственных нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет бюджетных средств. К дополнительным платным услугам относятся:

* обучение по дополнительным образовательным программам;

* преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

* репетиторство;

* углубленное изучение отдельных предметов и т. д.

Доходы от дополнительной образовательной деятельности направляются на развитие уставной деятельности учреждения и заработную плату сотрудников, и такая деятельность согласно законодательству не является предпринимательской.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Их деятельность не рассматривается как предпринимательская, если полученный доход идет на возмещение затрат по обеспечению учебного процесса и выплату заработной платы сотрудникам учреждения.

Вместе с тем образовательному учреждению разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотрено уставом и российским законодательством.

Образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет. Не использованные в течение одного года средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем следующего финансового года.

2.2 Анализ расходов на образование в бюджете России

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Вместе с тем, этот показатель не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются расходы на образование по различным социальным группам внутри того или иного государства, соотношение между государственными и частными расходами на образование и структуру этих расходов, а также связанные с этим факторы.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году по разделу «Образование» составляют 3 058,98 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета на образование составляют 9,18% или 564,31 млрд. рублей. Большая доля расходов консолидированного бюджета приходится на «Общее образование», полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (47,17% или 1 442,88 млрд. рублей) .

В структуре расходов федерального бюджета на образование большая доля расходов приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет 86,18% или 486,30 млрд. рублей.

В таблице представлены расходы на образование по статьям бюджетной классификации.

Таблица 1 - Расходы на образование федерального бюджета, тыс. руб.

Статья расходов

Изменение (к 2015 году)

Отклонение (+,-), тыс. руб.

Расходы на образование - всего, из них (по статьям бюджетной классификации):

Дошкольное образование

Общее образование

Среднее профессиональное образование

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Высшее и послевузовское профессиональное

образование

Молодежная политика и оздоровление детей

Молодежная

политика - 801 989,1

Прикладные научные исследования в области

образования

Другие вопросы в области образования

Отметим значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование на 66,69 % и 24,28 % соответственно. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. В любом случае, соответствующие сегменты образования перестают быть приоритетом федеральной власти.

Наибольший объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» среди всех главных распорядителей средств федерального бюджета (далее - ГРБС) приходится на Министерство образования и науки Российской Федерации и составляет 1 329,76 млрд. рублей или 55,54% от общей суммы расходов федерального бюджета по разделу «Образование» по главным распорядителям бюджетных средств федерального бюджета, далее следуют: Министерство обороны Российской Федерации - 276,00 млрд. рублей или 11,53%, Министерство здравоохранения Российской Федерации - 152,38 млрд. рублей или 6,36%, Министерство внутренних дел Российской Федерации - 106,98 млрд. рублей или 4,47%, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - 92,09 млрд. рублей или 3,85%, прочие ГРБС - 436,87 млрд. рублей или 18,25% .

Министерство образования и науки Российской Федерации является ответственным исполнителем 2 государственных программ: «Развитие образования» на 2013-2020 годы и «Развитие науки и технологий». На реализацию указанных государственных программ за счет средств федерального бюджета в 2014-2016 годах выделено свыше 1,8 трлн. рублей.

Рисунок 1 - Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (млрд. рублей)

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ за 2014-2016 годы выросли на 47,2 млрд. руб.

В федеральном бюджете на 2014-2016 годы были предусмотрены ежегодные увеличения расходов на реализацию указанных государственных программ, с 2014 по 2016 годы эти расходы федерального бюджета увеличились на 82,8 млрд. рублей.

Таблица 2 - Расходы федерального бюджета в 2013 - 2016 годах на реализацию государственной программы «Развитие образования», млрд. рублей

Направления расходов

Отклонение (+,-) 2016г. от 2013г., млрд. руб.

Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»

Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»

Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»

Подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»

Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования»

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы

Большая часть расходов в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (далее - ГПРО) приходится на реализацию Подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования». С 2013 года расходы на данную Подпрограмму увеличились на 77,5 млрд. рублей.

Совокупный объем расходов на приоритетные проекты в 2016 году составит 161,22 млрд. рублей или 14,28% расходов федерального бюджета по разделу «Образование» за указанный год.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федераций от 23 октября 2015 г. N 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях»» и распоряжением Правительства РФ от 18.04.2016 N 713-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях» на реализацию мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году предусмотрено 25,0 млрд. рублей.

В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2014 - 2016 годах в федеральном бюджете предусмотрено 306,14 млрд. рублей на повышение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений.

В целях совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Указом Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусмотрены мероприятия по поддержке ведущих Российских вузов. Цель Проекта 5-100 является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Объем расходов федерального бюджета по данному проекту за рассматриваемый период составляет 49,12 млрд. рублей.

Наибольшая доля расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2014-2016 годах приходится на «Модернизацию региональных систем дошкольного образования» и составляет 60,0 млрд. рублей. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий («дорожных карт») структурных изменений в сфере образования). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие в соответствующем субъекте Российской Федерации потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В 2013 году и в 2014 году на эти цели было выделено 100,0 млрд. рублей. В 2015 году выделено бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 10,0 млрд. рублей на указанные цели.

Доля расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по высшим учебным заведениям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в 2016 году в общей сумме расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» составляет 26,33% или 154,1 млрд. рублей.

Наибольший объем соответствующих расходов приходится на Центральный федеральный округ и составляет 50,8 млрд. рублей или 33,0%. При этом 73,0% или 37,1 млрд. рублей указанных расходов по Центральному федеральному округу приходится на г. Москву, в том числе на вузы: МГТУ им. Баумана - 14,8% или 5,5 млрд. рублей, МГСУ - 3,8% или 1,4 млрд. рублей, МПГУ - 4,3% или 1,6 млрд. рублей, МИФИ - 7,0% или 2,6 млрд. рублей, МАИ - 7,5% или 2,8 млрд. рублей, РУДН - 4,6% или 1,7 млрд. рублей, МЭИ - 5,4% или 2,0 млрд. рублей, РЭУ им. Г.В. Плеханова - 5,1% или 1,9 млрд. рублей, МАМИ - 3,2% или 1,2 млрд. рублей, МИСиС - 4,8% или 1,8 млрд. рублей, РГСУ - 2,0% или 1,1 млрд. рублей, прочие ВУЗы - 31,5% или 11,7 млрд. рублей (Рисунок 2) .

Рисунок 2 -- Распределение расходов федерального бюджета по вузам г. Москва, %

Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, расходы на образование в 2017 году повысятся на 10 миллиардов рублей (2%) -- до 568 миллиардов, еще на 21 миллиард они повысятся в 2018 году и затем снизятся на 3 миллиарда в 2019 году .

Такая динамика объясняется в основном решением задачи по повышению оплаты труда педагогов федеральных государственных образовательных учреждений. При этом дополнительно в рамках приоритетного проекта «Образование» планируется направлять ежегодно 25 миллиардов рублей.

3. Предложения по совершенствованию системы образования в России

3.1 Проблемы российской системы образования

В 1990-е годы сократилось финансирование образования, упал спрос на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снизилась культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сократились возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования -- это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения -- самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т. д.

В начале XXI века к отечественной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования.

Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов .

Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить: перенос ответственности финансирования большинства образовательных организаций на уровень местных бюджетов при значительных различиях в величине их доходной базы; рост платности образования.

Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных организаций, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.

Рост различий в качестве получаемого общего образования происходил на фоне снижения среднего уровня. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального благосостояния семей.

В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части - элитарную и массовую. Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние десятилетия негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. В основном это школы в «богатых» регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России.

Кроме того, во многих образовательных организациях родители оплачивают «дополнительные» услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных организаций, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения.

В негосударственных школах, например, в среднем на одного учителя приходится менее 4 учащихся (по государственным школам этот показатель равен 12).

Массовая часть системы общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности. Именно в этих школах учителя были поставлены на грань выживания.

Если признать, что система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней, то ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.

Одним из основных принципов реформирования отечественного образования является увеличение «соучастия» населения в финансировании образовательных организаций. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства, а государство восстановит свою ответственность и активную роль в сфере образования.

Необходимо четко и ясно сформулировать общенациональную образовательную политику, которая позволит достичь современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Она должна отражать общенациональные интересы в сфере образования и учитывать общие тенденции мирового развития.

При этом ведущая роль отводится решению проблем, сложившихся в системе общего образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Закон об образовании - это попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

3.2 Финансирование образования в России на перспективу

Инновационный потенциал способствует улучшению условий жизни, производству высокотехнологичной продукции, росту производительности труда, появлению новых рынков, созданию новых рабочих мест и т.д. Как правило, преимуществом обладают те страны, которые имеют больший инновационный потенциал и эффективно его используют. Поэтому сейчас целесообразно сделать упор на рост инвестиций в данном направлении.

В связи с этим одной из стратегически важных задач для России должно стать, по нашему мнению, обеспечение нормального функционирования сферы образования, что особенно необходимо в условиях ускоряющегося инновационного процесса и глобализации рынка труда.

На сегодня состояние системы образования России характеризуется в первую очередь нехваткой бюджетных средств. В этих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов.

Финансирование сфер экономики, в том числе образования, зависит от экономического состояния страны. Анализируя макроэкономические показатели России в динамике, можно увидеть, какие проблемы стоят перед страной, какое финансирование ожидает в скором будущем сферу образования .

Сокращение расходов на образование связано с завершением софинансирования региональных программ и передачей финансирования по статье «Образование» с федерального на региональный уровень, а практика показывает, что финансовые возможности регионов ограничены. Еще в 2015 году из-за нехватки финансовых средств многие регионы России приступили к номинальному сокращению расходов, что в первую очередь проявилось в сокращении рабочих мест. При этом наибольшая доля сокращений приходится на образовательные учреждения среднего звена, где финансирование уменьшилось более чем в два раза. В связи с этим увеличится и уровень безработицы в стране, который и так имеет тенденцию к росту (Рисунок 3) .

Рисунок 3 -- Уровень безработицы в России

Также и инфляция оказывает существенное влияние на финансирование сферы образования. Только по позициям «Высшее профессиональное образование» и «Переподготовка, повышение квалификации» наблюдается небольшое увеличение расходов, а с учетом уровня инфляции в стране этот рост или незначителен, или переходит в снижение расходов.

Кроме макроэкономических показателей для анализа уровня образования в стране можно воспользоваться индексами человеческого капитала на душу населения и человеческого развития.

В России рост индекса человеческого капитала на душу населения, показывающий уровень издержек субъектов экономики на образование, охрану здоровья, и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения, приостановился в 1990-е годы. Это было связано в первую очередь с демографическими особенностями периода. После 2000-х годов рост индекса ускорился почти на 0,25 % ежегодно.

Также с индексом человеческого развития, который является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности и уровня жизни. Он используется для выявления отличий между странами, а также для оценки воздействия экономической политики государства на качество жизни населения. В России индекс человеческого развития начал снижаться тоже в 90-е годы из-за сокращения ВВП и повышения смертности, в результате чего снизился и уровень образования. В1992 году Россия занимала 52 место в мире по уровню человеческого развития, в 1999 году уже 114 место, в 2005 - 62 с индексом 0,795, в 2006 - 65 с индексом 0,797, в 2007 году - 67 место с индексом 0,802, в 2011 - 66 место, 2012 - 55 место, 2013 - 53 место, 2014 - 50 место с индексом 0,798 .

Необходимо отметить резкое различие данного индекса по регионам России. Так, наивысший среди регионов индекс человеческого развития может составлять 0,9, что сопоставимо со странами с очень высоким уровнем человеческого развития (например, Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Германия и др.), в то время как наименьший индекс может составлять 0,1 в другом регионе. Поэтому наша страна попадает в категорию стран с высоким уровнем развития.

Исходя из сложившейся ситуации, для поддержания сферы образования кроме бюджетных средств необходимо привлечение средств из других источников. По-нашему мнению, это должны быть частные вложения.

Г.С. Беккер, экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики, в своей теории обосновал экономическую необходимость осуществления больших капиталовложений, как государственных, так и частных, именно в интеллектуальный капитал. По его мнению, вложения в образование граждан, в медицину и социальные программы, направленные на пополнение кадров, - это как инвестирование в создание новых технологий и может принести немалую прибыль, но только в будущем.

Поддержка социально и стратегически значимых объектов, деятельность которых в настоящий момент коммерчески неэффективна, не представляет интереса и для частного бизнеса. Поэтому необходимо проведение государственной политики по привлечению частного бизнеса для финансирования сферы образования. Ведь отличия в предложении человеческого капитала в других развитых странах существеннее, чем отличия в предложении реального капитала. Страна, богатая капиталом, должна экспортировать не капиталоемкие продукты. К сожалению, Россия остается главным экспортером сырья на мировой рынок. Зависимость от экспорта природного газа, нефти и других природных ресурсов делает нашу страну зависимой от цен на сырье, что еще и усиливает влияние мировых экономических кризисов. В современных условиях именно повышение качества рабочей силы и ее инновационность обеспечит страну конкурентоспособной продукцией, что позволит перейти от сырьевого поставщика к поставщику готовой продукции на мировой рынок. Именно поэтому перед Россией на период до 2020года поставлена задача перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

В соответствии с концепцией реформирования бюджетного процесса в России планирование бюджетных расходов должно происходить на основании оценки результативности бюджетных расходов, ориентированных на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Государственное задание должно связывать показатели объемов и качества услуг с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня .

Ключевыми для реформы образования приоритетами наряду с общими для всей социальной сферы задачами реформирования бюджетных учреждений и формирования системы стимулов можно выделить :

1) повышениею эффективности расходования бюджетных средств;

2) реюсютруктуриюзаюциюя сетию учреждений оюбраюзоюваюниюя (преждею всего,ю сюеюльсюкиюх ию маюлоюкоюмплеюктных школ);

3) эффеюктиювнаюя коюнкуреюнциюя учреждений оюбраюзоюваюниюя;

4) оюткрытоюсють проюцеюсюсюаю бюджетногою фиюнаюнсюиюроюваюниюя.

В связи с вышеизложенным для решения проблем бюджетного финансирования образования необходимым считаем:

1) Для сокращения резких различий между регионами России по развитию человеческого потенциала необходимо учесть проблемы бюджетного софинансирования, имеющуюся учебно-материальную базу образовательных учреждений особенно в дотационных регионах.

2) Включить получателей средств в процедуру разработки бюджета для учета особенностей функционирования отдельных образовательных учреждений, их материальной базы, территориального расположения.

3) Основными статьями расходов в сфере образования выделить расходы на обеспечение учебного процесса, расходы на приобретение необходимого учебного инвентаря и оборудования, расходы на капитальный ремонт используемых зданий и сооружений.

...

Подобные документы

    Система образования в России, состав и содержание расходов на нее, формы и методы финансового обеспечения учреждений отрасли. Основные проблемы бюджетного финансирования образования, разработка мероприятий по их разрешению, тенденции и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Состав расходов на образование, их содержание, планирование и источники финансирования. Анализ состава, структуры и динамики расходов на содержание школы, планировании фонда заработной платы. Основные цели финансового реформирования системы образования.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2009

    Общая характеристика системы образования Российской Федерации и источники ее финансирования. Анализ бюджетных расходов на образование. Основные проблемы бюджетного финансирования образования. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2012

    Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования. Структура расходов на содержание учреждений общего образования. Организация финансирования расходов бюджетов на образование. Бюджетные ассигнования и внебюджетные средства.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2006

    Система образования и источники её финансирования. Организация финансирования расходов бюджетов на образование. Расчётные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного и профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2008

    Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия. Динамика бюджетного финансирования расходов на образование. Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования. Совершенствование финансирования образования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2008

    Общая характеристика системы образования и ее социальное значение, источники финансирования и назначения расходов. Распределение субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2014

    Налоговый режим для системы образования. Особенности бюджетного инвестирования. Система государственных займов как один из механизмов государства, используемого для выравнивания возможностей в системе образования. Наращивание инвестиций в образование.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Социальное значение бюджетных расходов на образование в России. Проблемы финансирования государственных образовательных учреждений. Основные направления реформирования системы образования. Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2007

    Правовые основы деятельности учреждений образования. Источники финансирования системы образования. Структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне. Подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .

Сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:

    Общее образование:

    Дошкольное образование;

    Начальное общее образование;

    Основное общее образование;

    Среднее общее образование;

    Профессиональное образование:

    Среднее профессиональное образование;

    Высшее образование - бакалавриат;

    Высшее образование - специалитет, магистратура;

    Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;

    Дополнительное образование:

    Дополнительное образование детей и взрослых;

    Дополнительное профессиональное образование;

    Профессиональное обучение.

Согласно Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений; начальное, среднее и профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов; дошкольные и общеобразовательные учреждения - из местных бюджетов .

Состав расходов государства на образование, согласно Федеральному бюджету РФ :

Дошкольное образование;

Общее образование;

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Профессиональная подготовка и повышение квалификации;

Высшее и послевузовское образование;

Молодежная политика и оздоровление детей;

Прикладные научные исследования в области образования;

Другие вопросы в области образования.

Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, то наиболее проблемными являются дошкольное образование и высшее образование .

В соответствии с законодательством в области образования и в интересах государственного управления системой образования в Российской Федерации принята и реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) . Стратегические цели и задачи развития системы образования определены в государственной программе. Вместе с тем не все мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственной программы на уровне конкретных образовательных организаций, муниципалитетов и регионов, обеспечены на сегодняшний день финансовыми и организационно-экономическими механизмами.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. Это дает возможность иметь доступ к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Однако не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. Также необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения.

Среднее профессиональное образование становится сегодня более востребованным и мобильным . Фактически оно разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. В то же время для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкая стоимость труда молодого специалиста.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития .

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В рамках Программы должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного, а также достижения качественно нового уровня развития молодежной политики, повышения доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику. Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016 - 2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

В финансировании образования необходимо еще раз подчеркнуть важную особенность - принцип безвозвратности. Если в сфере производства безвозвратность обусловлена, по сути дела, передачей произведенного результата в собственность финансирующего субъекта, то в образовании выделяемые образовательным учреждениям средства ими непосредственно никак не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном или нематериальном эквиваленте. Не возникает и каких-либо обязательств по возврату этих средств. По форме средства потребляются, непреобразуясь в материальный эквивалент, а нематериальный результат образовательной деятельности не может быть выделен в качестве нематериального объекта, поскольку неотделим от своего носителя - человека и не может стать предметом товарно-денежных отношений.

Принцип безвозвратности предполагает также невозможность считать обученного человека, вступающего в жизнь, возмещением или возвращением в иной форме собственнику-государству затрат на его обучение. Важно также и то, что у выпускника не возникает никаких обязательств по возврату средств, затраченных государством на его обучение, по крайней мере - пока.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений «купли-продажи», где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование, государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно.

Более четверти российских девятиклассников не обладают даже минимальным набором умений, необходимых для успеха в жизни. В дальнейшем это отставание только усиливается, что чревато для всей страны снижением ВВП. Такие выводы приводятся в аналитическом докладе НИУ ВШЭ и ЦСР. Эксперты разработали 12 практических решений, которые направлены на реформирование детсадов, школ, системы профессионального, высшего и непрерывного образования. Для их полноценной реализации потребуется увеличение к 2024 году бюджетного финансирования образования с нынешних 3,6% ВВП до 4,8%.

28% российских 15-летних школьников не освоили удовлетворительно умения практически использовать свои знания хотя бы в одной области из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке). Об этом говорится в докладе «12 решений для нового образования», подготовленном экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) и НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Эта работа была проведена в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Более 25% российских школьников заканчивают девятый класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП и несет риски подрыва социальной устойчивости, - пояснил «Известиям» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

По мнению авторов доклада, образовательная неуспешность - следствие недофинансирования образования. Талантливые ученики не получают должной поддержки, а у детей из малообеспеченных семей гораздо меньше шансов получить хороший старт.

По словам Ярослава Кузьминова, такая ситуация сложилась из-за отсутствия современных инструментов адресной поддержки отстающих детей и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах доля функционально неуспешных учеников составляет не более 8–10%.

В докладе говорится, что в условиях сокращения трудоспособного населения ценен каждый человек. Снижение школьной неуспешности в два раза (до 14% среди девятиклассников) соответствует в 10-летнем горизонте росту ВВП страны на 2%, в 20-летнем - на 5–6%, а в 30-летнем - свыше 10%.

Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что проблемы, сложившиеся в системе образования, возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они охватывают детские сады, школы, систему профессионального, высшего и непрерывного образования. В частности, авторы доклада предлагают предоставить каждому ребенку дошкольного возраста возможность пройти годичную подготовку к школе, а для детей из малообеспеченных семей - внедрить инструменты адресной поддержки. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, работающих на окраинах, в неблагополучных районах. Еще один проект направлен на поддержку талантов. Он предполагает предоставление каждому ученику возможности освоить любую из дисциплин на углубленном уровне. В плане непрерывного образования предлагается предоставить каждому взрослому гражданину возможность пройти переподготовку или повышение квалификации.

Полноценная реализация всех проектов потребует бюджетного финансирования образования на уровне 4,8% ВВП. Однако, отмечают авторы доклада, с учетом нынешней бюджетной ситуации приемлемым может быть увеличение финансирования к 2024 году до 4,4% ВВП. В этом случае, например, преодоление неуспешности в школе удастся реализовать лишь наполовину. Но возможна более полная реализация за счет привлечения частных инвесторов.

Помимо средств федерального и регионального бюджетов речь идет о широком применении механизмов частно-государственного партнерства. Мы провели большое количество встреч и экспертных консультаций с различными представителями бизнеса, у них есть интерес к инвестициям в цифровую трансформацию образования, строительство образовательной инфраструктуры, - объяснил Ярослав Кузьминов.

Он отметил, что частно-государственное партнерство позволит «передвинуть» часть бюджетных расходов на период 2024–2030 годов и при этом получить современную инфраструктуру школ уже в 2020–2022 годах.

Член Общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург рассказал «Известиям», что инструменты поддержки отстающих детей в системе образования уже имеются. Один из них - утвержденный в 2013 году профессиональный стандарт учителя.

В нем говорится о том, как обучать детей и с неврозами, с ограниченными возможностями здоровья, и просто отстающих учеников. Но внедрение стандарта требует много времени и средств, - сказал эксперт.

Многим российским школам не хватает денег на техническое содержание зданий, не говоря уже о совершенствовании учебного процесса, предполагающего углубленное изучение предметов и создание условий для получения учениками профессиональных навыков, отметил директор ижевской школы № 97 Ахтам Чугалаев.

О необходимости развития системы образования на всех уровнях говорил 1 марта в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта