Смирнов Сергей Дмитриевич Педагогика и психология высшего образования
Сергей Дмитриевич Смирнов
Смирнов Сергей Дмитриевич
Педагогика и психология высшего образования
От деятельности к личности
Рецензенты: доктор психологических наук, академик РАО, профессор Е.А.Климов; доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Г.Н.Волков
В книге освещены основные разделы курса "Педагогика и психология высшего образования", который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Учебное пособие может быть интересно и полезно также аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам.
Предисловие
Введение
Основные задачи курса "Педагогика и психология высшего образования"
О предмете педагогики
Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
О предмете психологии высшего образования
Глава 1. Краткая история и современное состояние высшего образования в России
1.1. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.)
1.1.1. Первые высшие учебные заведения в России
1.1.2. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв.
1.2. Система высшего образования в советский период
1.2.1. Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами
1.2.2. Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны
1.3. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы
1.3.1. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны
1.3.2. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
Глава 2. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
2.1. Общие понятия о деятельности
2.1.2. Психологическая структура деятельности и "деятельностная" трактовка психики
2.1.3. Составляющие сознания
2.2. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность
2.2.1. Функциональная структура познавательных процессов и понятие "образ мира"
2.2.2. Учение как деятельность
2.3. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению
2.3.1. Общие положения
2.3.2. Этапы формирования умственных действий и понятий
2.3.3. Типы ориентировочной основы действия или типы учения
2.3.4. Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе
Глава 3. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
3.1. Что такое личность?
3.1.1. Вводные замечания
3.1.3. Личность и деятельность
3.1.4. Личность, индивид, индивидуальность
3.2. Строение личности
3.2.1. Вводные замечания
3.2.2. Потребности и мотивы
3.2.3. Эмоциональная сфера личности
3.2.5. Темперамент
3.2.6. Характер
3.2.7. Способности
3.3. Развитие личности
3.3.1. Вводные замечания
3.3.2. Движущие силы, условия и механизмы развития личности
3.4. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе
Глава 4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
4.1. Вводные замечания
4.2. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект
4.3. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности
4.4. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания
Глава 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
5.1. Цели и содержание обучения
5.2. Организационные формы обучения в вузе
5.3. Классификация методов обучения и воспитания
5.4. Активные методы обучения
5.5. Технические средства и компьютерные системы обучения
5.5.1. Общие положения
5.5.2. Технические средства предъявления информации (ТСПИ)
5.5.3. Технические средства контроля
5.5.4. Технические средства управления обучением (ТСУО)
5.5.5. Вспомогательные компьютерные учебные средства
5.5.6. Интернет в обучении
5.5.7. Некоторые практические советы преподавателю по использованию технических средств в учебном процессе
Глава 6. Психодиагностика в высшей школе
6.1. Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии
6.2. Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики
6.3. Психодиагностика как психологическое тестирование
6.4. Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы
6.5. Психодиагностика как специальный психологический метод
6.6. Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений
6.7. Классификация психодиагностических методов
6.7.1. Номотетический и идеографический подходы
6.7.2. Типы психологических показателей
6.7.3. Тесты интеллекта
6.7.4. Тесты способностей
6.7.5. Тесты достижений
6.7.6. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе
6.7.7. Личностные тесты
6.7.8. Проективные техники
6.7.9. Анкеты и опросники
6.7.10. Психофизиологические методы
6.8. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе
6.9. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов
6.10. Компьютеризация психодиагностических методик
Глава 7. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства
7.1. Вводные замечания
7.2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза
7.3. Структура педагогических способностей
7.4. Установки преподавателя и стили педагогического общения
7.5. Психологическая служба вуза
Заключение
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
В психологии издавна закрепились такие понятия, как "психология искусства", "психология труда", "психология спорта", "психология мышления" и т.п. Они используются для краткого обозначения совокупности психологических проблем, закономерностей, феноменов, характерных для художественной, трудовой, спортивной или мыслительной деятельности человека. В таком контексте понятны и правомерны выражения "психология высшей школы", "психология высшего образования", в самом первом приближении указывающие область психологических проблем, возникающих в сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование системы высшего образования (прежде всего деятельностей учения и преподавания).
Более строгие определения предметов психологии высшей школы, представляющей собой раздел педагогической психологии, и педагогики высшей школы будут даны ниже. Но уже в предисловии необходимо сказать несколько слов о правомерности объединения в одной дисциплине предметов двух разных наук - педагогики и психологии. Предварительно полезно напомнить известную классификацию наук, предложенную философом Б.М. Кедровым . Согласно ей, психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине условного треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию. Между полюсами философии и естествознания расположены математические науки, между естествознанием и общественными науками - технические науки и медицина, а между общественными науками и философией - педагогика. Наряду с техникой и медициной она является не фундаментальной, а прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний, добытых психологией, биологией, общественными науками применительно к решению проблем обучения и воспитания.
1 В квадратных скобках дается источник используемой или дополнительной информации, согласно списку литературы, с указанием года издания.
Вряд ли кто-то возьмется оспаривать утверждение, что в ряду дисциплин, на которые опирается педагогика, психология занимает особое, центральное место. Цели и содержание образования, методы и средства обучения, организационные формы учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, воспитание творческой личности, специфика преподавательского труда - какой бы педагогической проблемы мы ни коснулись, тут же всплывает ее психологический контекст, обнаруживается синкретическая слитность педагогического и психологического знаний.
Поэтому если педагогика хочет опираться на науку, а не ограничиваться самоочевидными истинами, подсказываемыми здравым смыслом, она почти неизбежно превращается в "психопедагогику" [Стоунс Э. - 1984]. Разумеется, здесь необходимо чувство меры, которое должно предотвратить растворение знания педагогического в знании психологическом, пусть даже и имеющем важное прикладное значение для теории и практики обучения и воспитания.
В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
Раздел II. Теоретические основы обучения
Глава 6. Обучение как составная часть
педагогического процесса
Глава 7. Содержание образования как средство
обучения и фактор развития
Глава 8. Эволюция методов обучения и их классификация
Глава 9. Методы обучения
Глава 10. Формы организации обучения
Глава 11.Средства обучения
Глава 12.Технологии в обучении
Глава 13. Системы развивающего обучения, используемые в школе
Раздел III. Теоретические основы воспитания
Глава 14. Воспитание как часть педагогического процесса
Глава 15. Методы воспитания
Глава 16. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
Глава 17. Воспитательная работа классного руководителя
Глава 18.Внеклассная воспитательная работа в школе
Раздел IV. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования
Глава 19. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
Глава 20. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте
Раздел V. Система образования в России и перспективы ее развития
Глава 21. Характеристика системы
образования в России
Глава 22. Инновации и реформы в современной
российской школе в 80-90-х годах
Глава 23. Основы управления
общеобразовательным учреждением
Предметный указатель
Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или в школу в новом качестве.
Профессия Учителя – самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.
Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное – научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания – старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика – важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, – Мастером.
Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных, потому что в педагогике успех может быть только общим – талантливого учителя и талантливых учеников.
В добрый путь!
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Джуринский Александр Наумович
Зав. редакцией В.Л. Салахетдинова
Редактор Т.Е. Слизкова
Художник обложки Ю.В. Токарев
Компьютерная верстка Б.В. Колосов
Корректор Т.С. Сивова
Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат
№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.
Сдано в набор 10.09.98. Подписано в печать 08.12.98.
Формат 60x90 1 / 16 - Печать офсетная. Печ. л. 27,0.
Тираж 30000 экз. (2-й завод 15 001-30 000 экз.)
Заказ № 2819.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел.: 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел/факс 932-56-19.
E-mail: [email protected]
http: //www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного
Знамени полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
2-е издание, исправленное и дополненное
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Предисловие................................................................................ | |
Раздел I. Основы общей педагогики........................................ | |
Глава 1. Педагогика в системе современного человекознания (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) ....................................................... | |
Глава 2. Философские основания современной педагогики (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) ....................................................... | |
Глава 3. Социализация и воспитание (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ............................... | |
Глава 4. Педагогическое взаимодействие (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ......................... | |
Глава 5. Педагог: профессия и личность (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ......................... | |
Раздел II. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике | |
Глава 6. Авторитарная педагогика: сущность и истоки (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) | |
Глава 7. Становление и развитие гуманистической педагогики (Котова И. Б., Шиянов Е.Н.).......... | |
Глава 8. Развитие гуманистической педагогики в XX в. (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.).. | |
Раздел III. Теоретические основы обучения........................... | |
Глава 9. Обучение как составная часть педагогического процесса (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.)............................. | |
Глава 10. Содержание образования как средство обучения и фактор развития (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.)...................................................... | |
Глава 11. Эволюция методов обучения и их классификация (Смирнов С.А.)......... | |
Глава 12. Методы обучения (Смирнов С.А.).................. | |
Глава 13. Формы организации обучения (Смирнов С.А.) | |
Глава 14. Технологии в обучении (Смирнов С.А.)......... | |
Глава 15. Системы развивающего обучения, используемые в школе (Зверева М.В., РепкинВ.В.)....................................................... | |
Раздел IV. Теоретические основы воспитания........................ | |
Глава 16. Воспитание как часть педагогического процесса (Парамонов А. В., Смирнов С.А.)....... | |
Глава 17. Методы воспитания (Голованова Н. Ф.).......... | |
Глава 18. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка (Бабаева Т.Н., Гогоберидзе А.Г.) ................................................ | |
Глава 19. Внеклассная воспитательная работа в школе (Шелихова Н.И.)..................... | |
Раздел V. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования........... | |
Глава 20. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях (Стеркина Р.Б.).... | |
Глава 21. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте (Юдина Е.Г.). | |
Раздел VI. Система образования в России и перспективы ее развития................... | |
Глава 22. Характеристика системы образования в России (Смирнов С.А.)............. | |
Глава 23. Инновации и реформы в современной российской школе в 80-90-х годах (Колодин А.И.. Смирнов С.А.)........................... | |
Предметный указатель............................................................. |
УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723 П24
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы З.А.Нефедова
Г. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Голованова, М. В. Зверева, И. Б. Котова, А. И. Каледин, А. В. Парамонов. В. В. Решат. С. А. Смирнов, Р. Б. Стеркина, Н. И. Шелихова, Е. Н. Шинное, Е. Г. Юдина
Рецензенты:
Институт общего образования;
канд. пед. наук, директор Научно-методического центра среднего профессионального образования, доцент А. Л. Смятских
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с. ISBN 5-7695-0264-9
В пособии раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723
ISBN 5-7695-0264-9 |
© Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Бабаева Т.И. и др., 1998
© Издательский центр «Академия», 1998
Предисловие
Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или школу в новом качестве.
Профессия Учителя - самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.
Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное - научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача - помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания -старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика - важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса организуемой педагогом деятельности - вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует
нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, -Мастером.
Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных - потому что в педагогике успех может быть только общим - талантливого учителя и талантливых учеников. В добрый путь!
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
ББК 74.00 А94
Под редакцией Абдуллиной О. А.
Рецензенты:
д-р. пед. наук, проф. Непомнящий А. В.,
канд. пед. наук, доц. Дебердеева Е. Е.
Афонина Г. М.
А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -512 с.
Работа относится к числу учебных пособий, которые соответствуют государственному стандарту базового педагогического образования студентов педагогических и непедагогических учебных заведений по специальности «Педагогика».
Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии», содержит теоретическую и практические части данного курса, включая творческие задания для студентов, помещенные в конце кал-сдой темы.
ISBN 5-222-01982-9 ББК 74.00
© Афонина Г. М., 2002
© «Феникс», оформление, 2002
Введение
Эта книга адресована прежде всего студентам педагогических учебных заведений, так как в силу чрезвычайно сложной науки автор сжато изложил основные теоретические вопросы, идеи, факты, современные подходы к обучению и воспитанию.
Все изложенные вопросы в пособии в обязательном порядке присутствуют в курсе «Педагогические теории, системы и технологии», который введен в вузы в соответствии с Государственным стандартом высшего педагогического образования. Эта нормативная база представляет новую структуру блока психолого-педагогической подготовки будущего учителя.
Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система образования тесно взаимосвязана с социальными условиями и оказывает огромное влияние на весь ход преобразований в обществе.
Несомненно, педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя делают его работу привлекательной, интересной и определяют качество учебно-воспитательного процесса.
Российская система образования на современном этапе своего развития вышла на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педагогической действительности.
Современная сложившаяся ситуация в образовании требует новых подходов к организации образовательной деятельности педагогов. Одной из позитивных тенденций в этом направлении считается переход к многообразным авторским программам, действующим в рамках стандарта. Они создают предпосылки для создания индивидуальной образовательной стратегии, которая предусматривает адаптацию содержания обучения, объема учебных
3
Жизнь в педагогической профессии характеризуется нестандартным подходом к любому явлению учебно-воспитательного процесса. Вот почему в работе учителя так важно мастерство, в основе которого лежит высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний. Курс «Педагогические теории, системы и технологии» представляет тот минимум профессиональных знаний, которыми должен владеть будущий учитель, создавая свои технологии обучения и воспитания.
Издание данного учебного пособия обусловлено дефицитом в подобной литературе, испытываемым как студентами, так и преподавателями.
ГЛАВА I
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ»
Лекция 1
Тема: Педагогика как общественная наука. Ее предмет, объект, основные категории и методологические основы
План
Со времен античной Греции берет начало термин «педагогика» - «пайдагогас» («пайд» - дитя, «гогос» - 6
веду), что означает детоводство, детоводитель. В Древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле - им называли людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Постепенное накопление знаний о процессе воспитания привело к возникновению особой науки - педагогики. Она впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века и обязана своему оформлению выдающемуся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.
Педагогика - наука о воспитании человека. Развиваясь первоначально как наука о воспитании детей, сегодня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья, - от дошкольных учреждений до многообразия форм общего, профессионального образования и повышения квалификации работающих. Иногда педагогика рассматривается как искусство и представляется рядом авторов как искусство воспитания детей. То, что касается практического аспекта воспитательной деятельности, который требует от педагога своего собственного стиля в применении воспитательных средств, методов, приемов, форм и др. и находит выражение в профессиональном умении и мастерстве, - это область искусства в воспитании. Но теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку.
ливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Обучение - это двусторонний процесс. Это совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, то есть усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик - деятельность учения. Таким образом, обучение представляет собой
деятельность преподавания и учения. В процессе обучения ученик усваивает знания, формирует мировоззрение и развивает свои способности.
Образование - результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта человеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.
7. Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу. Это важнейший фактор развития педагогической теории с древнейших времен. Все знания и законы развития природы, человека, общества, познания с давних времен аккумулировались в философии. Это и дает ей право служить методологической основой всех наук, в том числе и педагогики. Будучи долгое время частью науки философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием основных философских концепций. Недаром антропология педагогической мысли связана с именами крупных древнегреческих философов Сократ (496-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (348-322 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и др. В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием и развитием человека. Долгое время произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг. до н.э.) «Образование оратора» служило основной книгой по педагогике.
Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе изучения природных или общественных явлений и которые решающим образом влияют на теоретическую интерпретацию этих явлений. Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Появление воспитания как преднамеренной, целеустремленной деятельности людей относится к возникновению человеческого общества. Исследования историков, эт-
нографов, экономистов и представителей других наук обнаружили поразительную ловкость и искусность в добывании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ. Очевидно огромное стремление передать этот опыт старших подрастающему поколению, причем сделать это можно было только путем приобщения детей к практической деятельности взрослых.
Воспитание в животном мире основано на инстинктивных действиях и подражании во имя сохранения биологического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающему поколению усвоенного социального опыта, накопленных знаний и трудовых умений. В животном мире в силу биологической неприспособленности к жизни, происходит собирательство того, что есть в природе, а люди уже производят материальные блага. Только это дает возможность новому поколению включиться в производственную и общественную жизнь. Даже примитивное орудие труда выражало собой материализацию опыта деятельности человека. Конструкция орудия труда подсказала, как нужно с ним обращаться и для чего его использовать, то есть зафиксирован был сам способ действия. Были сделаны первые шаги в создании специфических социальных средств передачи опыта, что положено в основу создания культуры общества. Путем подражания и дополнительного эксперимента, то есть путем проб и ошибок старшее поколение стремилось не столько передать производственный опыт, сколько стимулировало соответствующую деятельность. С возникновением человеческого общества появляется и воспитание, которое становится неотъемлемой его жизненной функцией на всех этапах развития. В любом обществе, независимо от уровня его социальной культуры, существует воспитание. А вот цели, содержание, характер, методы, средства и формы воспитания обуславливаются системой производительных сил, производственными отношениями и уровнем развития культуры данного общества.
Ретроспективный анализ и археологические данные показывают, что воспитание связано с уровнем развития общества. В родовой общине воспитание не отделялось
от труда и осуществлялось непосредственно в процессе трудовой деятельности. По мере развития труда и усложнения его функций воспитание становилось более многообразным. Основной целью воспитания было выживание рода, а содержание воспитания определялось видами человеческой деятельности. В отсутствие языка, знаковой системы, речи и средств трансляции опыта сам акт поведения взрослых служил средством передачи опыта. Обряды, ритуалы, игры служили формой воспитания, информация передавалась посредством имитации самой деятельности. Эта деятельность демонстрировалась старшими. Обряды и ритуалы как форма воспитания выполняли роль репетиции, тренинга участников предстоящей деятельности. Становление воспитания привело в итоге к тому, что оно оформилось в человеческом обществе в самостоятельную деятельность со всеми присущими ему элементами - целью, содержанием, формами, средствами, методами, характерами воспитания.
Поскольку воспитание служило способом передачи социального опыта, культуры общества, то с развитием общества, накоплением знаний в нем, преобразованием жизнедеятельности людей воспитание как социальная категория изменяется, а также видоизменяются все характеристики самого этого процесса. Это можно проследить, если детально рассмотреть развитие воспитания в различные исторические эпохи (рабовладельческое общество, феодальное и буржуазное общество), а вместе с тем и проследить, как развивается педагогическая мысль (Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. - М., 1975; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. и др. Педагогика. - М., 1968; Джуринская А.Н. История педагогики. - М., 1999; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997. - Раздел II).
Суть самого процесса воспитания сводится к передаче общественного опыта. Воспитание готовит человека к жизни, труду, передает ему производственно-трудовой опыт, духовные богатства, накопленные в прошлом. В процессе воспитания происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического
опыта. Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педагогической науки - развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и развивается. Человек становится продуктом общественной жизни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. В этом случае и происходят качественные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Как следствие этой тенденции происходит адаптация человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.
Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства общества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зависит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в государстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, писал о том, что воспитание всемогуще. Так уж исторически сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в школе. Острые неурядицы нашего общества болезненно отражаются на ситуацию в школе: продолжает падать интерес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемости, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время продолжается рост детской преступности, аморальных поступков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс воспитания, характеризуют очевидный его кризис.
Эти недостатки школы, промахи в воспитании и работе школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статистика сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются.вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, разработкой авторских программ, курсов и методик» («Учительская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школьной практике. Наука педагогика не может нейтрализовать негативные общественные явления.
Общество сегодня решает вопрос политического и экономического устройства. Каково же место школы в сегодняшнем обществе? Школа должна быть нацелена на будущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, - во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы:
ний как фундамента дальнейшего непрерывного образования;
Однако, развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и всякая другая наука, служит практике - совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Предусматривается разработка научной информации на методическом уровне с целью ее широкого внедрения в педагогический процесс. Внедряются методические рекомендации по применению на практике конкретных теорий. Ученые-исследователи разрабатывали конкретные рекомендации по внедрению теории развивающего обучения, создавали учебные пособия для учителей и учащихся по теории коллективного творческого воспитания, раз-
витию одаренных детей и др. Учеными разрабатывались общедидактические требования и рекомендации к проведению современного урока, представлялись различные виды самостоятельных работ для учащихся, тщательно отрабатывались до уровня практического внедрения методики проблемного и компьютерного обучения, составлялись программы обучения для компьютера и др. Одной из эффективных форм реализации практической функции педагогической науки служит создание передовых технологий обучения и воспитания, которые особенно привлекают сегодня внимание учителей. Технология представляется в виде четкой инструкции, графиков, чертежей, схем, которые обеспечивают высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.
Как и любой науке, педагогике свойственно прогнозирование. Функция прогнозирования включает в себя специальное научное исследование, которое на основе анализа тенденции развития общества, его культуры, экономики, политики прогнозирует школу будущего, то есть сама школа является объектом педагогического прогнозирования. На основе прогнозирования создаются модели преобразования педагогических процессов. Объектами прогнозирования могут быть и теории, которые в перспективе можно применить в практической деятельности. Итак, у каждой функции педагогической науки есть свое особое и специфическое назначение.
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня благодаря воспитанию, благодаря тому, что созданный предшествующими поколениями опыт использовался и совершенствовался последующим поколением. История развития общества убедительно показывает случаи, когда опыт терялся, воспитание замедлялось, а люди в результате оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад. Утрачивалось много времени, чтобы заново восстановить потерянные звенья культуры. Но, с другой стороны, исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что значительных успехов добивались в своем развитии народы, у которых был хорошо отрегулирован механизм воспитания. Воспитание возникло в человеческом обществе и стало неотъемлемой частью
его жизни и развития. Многочисленные ученые-философы устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. В 70-х и в начале 80-х годов западный мир вступил в полосу обостряющегося экономического кризиса, который сопровождался крупными сокращениями расходов на социальные нужды, в том числе и на образование. В этот период многочисленные теории подчеркивали, что периоды оживления экономики и улучшения благосостояния людей в обществе напрямую связаны с их образованием. Воспитание воздействует на развитие общества, его прогресс, в свою очередь развитое общество предоставляет огромные возможности для воспитания. Было бы ошибкой не признать тот факт, что воспитание оказывает влияние на социальные преобразования в обществе. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме взаимосвязи воспитания и общества, отмечают, что у образования большое будущее, так как оно способно преобразовать общество.
Об уровне развития любой науки судят по степени ее дифференцированности и по многообразию связей с другими науками.
В систему педагогических наук входят следующие науки:
За последние годы интенсивно развиваются новые направления в педагогике:
педагогики - ребенок - служит объектом ряда других наук - физиологии, психологии, социологии. Человек, его сфера жизни, среда и условия развития интересуют педагогов профессионально, со всех сторон, в целях эффективного и глубокого изучения своего предмета исследования, то есть во всех его связях. У других социальных наук, имеющих совершенно другой предмет исследования, есть немало точек соприкосновения с педагогикой - каждая из них изучает человека в определенном плане. Отмечая специфичность предмета педагогики, следует подчеркнуть, что педагогика по своей сути интегративная наука, призванная объединить данные не только социально-гуманитарных, но и естественных наук, связанных с познанием человека.
Педагогика тесно связана с физиологией, которая изучает природу физического развития человека, закономерности жизнедеятельности организма в целом, функционирование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельности позволяет педагогике моделировать развивающее обучение, контролировать технологии учебно-воспитательного процесса, обеспечивать оптимальность целостного педагогического процесса.
Педагогика развивается в органичном единстве с психологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения - развивающегося человека, но каждый имеет свой предмет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и личных свойств человека, разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание и обучение человека основано на развитии психики человека (мышление, представление, память, воображение, деятельность и т.д.). Многие методы научного исследования психологии успешно применяются в педагогике и решают собственные педагогические проблемы. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объяснения фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преобразования свойств, состояний человека, процесс воспитания личности.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими ребенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека как одна из центральных для педагогики неизбежно приводит к связи педагогики с экологией и антропологией, которые рассматривают физические, природные условия и возможности человека во всей его многомерности.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает совместно с медициной многоуровневую, дифференцированную программу коррекции отклонений в воспитании, тщательно анализирует причины этих отклонений и находит систему средств, с помощью которых достигается значительный эффект процесса социализации личности.
Развитие педагогики тесно связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаимоотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и другими социальными науками.
Отношения между педагогикой и экономическими науками наиболее значительны, так как экономическая политика государства во все времена была необходимым условием образования общества.
Традиционной считается связь с социологией и культурологией, поскольку общество дает своеобразный заказ системе воспитания, предъявляет свои требования к уровню образованности людей, разрешает проблемы адаптации человека к конкретным социальным условиям. Педагогика ищет пути решения вечных проблем - успешность процесса социализации личности. Социализация личности с учетом ее индивидуальных возможностей и природных особенностей связана с процессом совершенствования общества, развития его культуры, ценностей.
Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов и партий в обществе. В силу этого она неразрывно связана с политологией. Однако наука педагогика стремится выявить условия
и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения политических установок общества.
Педагогика связана с кибернетикой как наукой об управлении, так как управление процессом обучения и воспитания непременно требует знания общих законов и механизмов управления любым процессом. Знание педагогами кибернетики включает дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения.
Взаимодействие с различными социальными науками позволяет педагогике более четко сформулировать цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания.
Связь с наукой математикой так же неизбежна, как и с другими науками. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, наука педагогика не может обойтись без математики. Многие явления учебно-воспитательного процесса носят вероятностный характер, что требует применения к ним теории математической статистики. Особенно явно проявляется связь педагогики и математики при обработке анкет, сочинений, наблюдений и др., при применении ранговых методик, диагностических тестов, графиков различных педагогических явлений, фактов связей; нахождении необходимых и достаточных условий развития чего-либо, составлении матрицы связей, отражающих глубину исследования, и т. д. Использование математических методов в педагогике приводит к убедительности и совершенству самого научно-педагогического исследования.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим ее наиболее длительную и продуктивную связь с философией. Связи педагогики с философией сложились в числе первых. Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций, теорий и служили ее методологическим основанием. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим законам научного познания, которые изучает философия. Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.
Цели и задачи воспитания невозможно определить без философских знаний, анализа тенденций развития общества. Сама философская теория познания благодаря общности законов определяет закономерности учебно-познавательной деятельности. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и целого, законы и закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущих сил положены в основу любой педагогической мысли. Достаточно вспомнить, что педагогика как область научных знаний последней вышла из состава науки философии. А сегодня проблема качественного совершенства педагогических исследований вновь привела к новой отрасли человеческих знаний - философии образования и воспитания. Философия и сегодня осталась основой педагогики.
Рассмотрим философию как методологическую основу развития науки педагогики. Успехи, достигнутые отечественной педагогикой, и ее реальные планы на будущее обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследования на методологической основе. Методология - это учение о способах узнавания мира. Методология науки - это ее область, которая изучает методы научных исследований и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, естественно, специфические для нее методы исследования, характер которых определяется стоящими перед исследованиями задачам. Однако существует всеобщая методология научного познания, общенаучная методология, которая составляет принципиальную основу разработки вопросов исследования внутри любой науки. Поэтому принято различать методологию педагогики и всеобщую методологию. В исследовании любого вопроса в педагогике проявляют себя всеобщие и частные законы науки.
Под методологией педагогики понимаем общие принципиальные исходные положения, которые лежат в основе исследования любой педагогической проблемы, то есть это законы философии. Любая наука пользуется прежде всего общим положением, общим подходом к изучаемому явлению, а затем использует свои специфические ме-
тоды для дальнейшего исследования проблемы. Такой подход к изучению явлений характеризует полноту исследования. Иначе говоря, методы педагогического исследования должны быть поставлены на основу, фундамент, роль которого выполняет всеобщая методология.
Приведем примеры. Воспитание и обучение ускоряют процесс развития личности. Термин «развитие» - философский. Поэтому когда мы говорим о развитии в педагогическом процессе, то стратегическую линию этого процесса, его движущую силу составляют противоречия. Основное содержание противоречия в воспитании выявляется между желанием, потребностью личности и возможностями осуществить это желание. Разрешение этого противоречия приводит к качественным изменениям в личности.
Движущей силой самого учебно-воспитательного процесса служит противоречие между требованиями (общества, учителя, администрации школы и др.) и возможностями воспитуемого выполнить их. Создание всевозможных условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий, приводит к совершенствованию самого педагогического процесса.
В дидактике процесс усвоения знаний строится на основе материалистического процесса познания. Материалистическая философия утверждает, что познание начинается с ощущения. Формулируем закон познания - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует процессуальную сторону познания. Всеобщая методология позволяет определить основные этапы (звенья) процесса обучения - восприятие, осмысление, закрепление.
Успешное развитие педагогической науки находится в прямой зависимости от разработки ее методологии. Развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и любая наука, служит практике. Накапливая и обобщая новую научную информацию, она предусматривает конкретные пути ее применения в широкой практической действительности. Вопрос о внедрении педагогических идей в практику ставит первостепенную задачу - сделать так, чтобы сегодня школа востребовала научные знания.
Дословный перевод английского слова «внедрение» означает «втискивание». Что означает - внедрить достижения науки? Это значит показать эффективное влияние на практическое применение педагогических идей.
Что можно внедрять?
Творческие задания по теме
Исследуя такой вопрос, как преодоление второгодничества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отстающего ученика. В одном случае, возможно, сказался продолжительный перерыв в учении в связи с длительной болезнью или переездом семьи школьника. В другом случае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и, как следствие, отставание в занятиях. А может быть, сказывается неумение ученика учиться. Возможно, причину следует искать в отсутствии контроля за учеником со стороны родителей или в неблагоприятных условиях семейной жизни. Но чаще всего на ухудшение успеваемости влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснение учителя, и сам не сумел разобраться в изучаемом материале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпались неудачи, двойки. Нарастающее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропали интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, и выправлять положение нужно, учитывая связь всех тех факторов, под влиянием которых у ученика сложилось неправильное отношение к учебе.
Основная литература
Петрова Л.И. Гипотетическое решение нравственных задач как средство нравственного становления ребенка //Младший школьник: формирование и развитие его личности. Сб.научн.тр. СПб.,2002
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.,2004.
Составление выписок из работ.
Указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).
Тезисы.
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово произошло от греческого theos, и означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.
Реферат.
Слово реферат произошло от латинского слова referre, что означает докладывать, сообщать. Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата: это передача содержания одной монографии иди книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов. Готовя реферат, как письменный, так и устное выступление надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне. Материал выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.
Деловая игра.
Ценность деловой игры заключается в том, что она вводит студента в модель реального педагогического процесса. Участие в деловой игре дает возможность студенту не только расширить знания по изучаемому объекту, но и научиться систематизировать их, проблемно преобразовывать, приближать к сегодняшней жизни, практике, реальной педагогической деятельности.
Педагогические задачи.
Педагогические задачи призваны, прежде всего, оказывать помощь студенту в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками в области теоретической и практической педагогики. Задачи могут быть разных типов. Одни из них требуют от студентов конструирования ответов на поставленные вопросы, другие выбор уже готовых ответов и аргументации такого выбора. Содержание педагогических задач отражает, прежде всего, трудности, которые возникают в практической деятельности педагога и поиски решения предложенных проблем. Решение педагогических задач помогает в развитии творческого педагогического мышления студента, помогает формировать педагогические умения и навыки.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2000.
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.,2005
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии./Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.
Педагогика /Под. Ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005.
Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных наук
Происхождение педагогики. Место педагогики в системе фундаментальных наук. Педагогика как особая отрасль научного знания. Предмет педагогики как науки. Основные понятия педагогики.
Свойства педагогической науки и источники ее развития. Система педагогических наук. Методология педагогической науки. Методы педагогических исследований.
Основной
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования.- СПб., 2001, С.122-141
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред.С.А.Смирнова. – М.,2000.Разд.1.Гл.1.
Подласый П.И. Педагогика. – М., 2004. Часть 1.Тема 1.
Реан А.А.,Бордовская Н.Н., Розум С.И.. Психология и педагогика - СПб., 2000 .Глава 11.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. Разд.1. Гл.1.
Дополнительный.
Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб.,1999.
Загвязинский В.И. Методология и методика диалектического исследования.- Тюмень,1995.
Скаткин Н.М. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусства. – М.,1998.
Вопросы для самоконтроля
1. Верно ли утверждение, что предметом педагогики является воспитание? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие объективные предпосылки обусловили необходимость развития педагогики как науки?
3. Назовите основные категории педагогики.
4. Назовите основные этапы развития педагогики.
5. Дайте характеристику системе педагогических наук.
6. Влияет ли педагогика на другие науки о человеке? Свой ответ обоснуйте.
7. Каковы методологические основы педагогики как науки?
8. Какие методы применяются при исследовании педагогических явлений?
Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогики
Подходы в понимании сути педагогического процесса. Противоречия в развитии педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Основные закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие.
Основной
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб 2001, С.122-141
Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992
Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М.,1986.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
Дополнительный
Вульфов Б . Основы педагогики в лекциях, ситуациях. – М.,1997.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.,1990.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
Колесникова И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии.- СПб., 2001.
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте статью Н.В.Бордовской (Приложение 1 ) и выделите основные характеристики педагогического процесса. Сопоставьте их с характеристиками, изложенными в учебниках педагогики.
2. Опираясь на материал М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой (Приложение 2 ), сформулируйте основные особенности взаимодействия в начальной школе.
Приложение 1
Н.В.Бордовская
Педагогический процесс
…В ходе развития теоретического знания о педагогическом процессе можно выделить следующие этапы.
Первый этап связан с выделением компонентов педагогического процесса, поиском характера и типа их связей. В качестве функциональных компонентов рассматриваются процессы целеполагания-целереализации, контроля-оценки результатов педагогического процесса. Выявленная структура педагогического процесса (цели - содержание - методы - формы организации - результат) позволила поставить задачи поиска приемов и методов организации педагогического процесса от выбора и постановки, целей до этапа оценки его результатов, а также условий его оптимизации, результативности и эффективности.
Второй этап связан с исследованием дискретно-непрерывного характера развития педагогического процесса, с выделением состава педагогической системы, в рамках которой реализуется педагогический процесс. В качестве составляющих педагогического процесса выступают: педагог и субъекты педагогического процесса, цель и предмет их совместной деятельности, условия их взаимодействия и действий
Третий этап в развитии знания о педагогическом процессе связан с исследованием его функций в развитии субъектов педагогического процесса (педагога и школьника, педагога и студента и т. д.) и динамики отношений между участниками педагогического процесса, установлением типов связей педагогических систем с другими системами (микро- и макросистемами).
…Отбор педагогических феноменов осуществляется на основе реализации принципа идеализации реально существующих педагогических процессов.
При этом мы выделяем две группы признаков - внешние и внутренние.
Внешнее основание объективного характера выполнения человеком педагогической функции в обществе как способ его отношения к воспроизводству, обогащению, обновлению опыта и культуры с целью установления преемственности между поколениями людей, развития подрастающего поколения есть педагогическая деятельность.
Внутреннее основание существования педагогической реальности характеризуется, категоризируется как педагогическое взаимодействие. Таким образом, педагогическая реальность есть особая сфера педагогического взаимодействия и осуществления человеком педагогической функции в обществе в системе «человек-человек».
…На наш взгляд, в педагогической науке выявлены три типа педагогического процесса - это процесс обучения, процесс воспитания и процесс образования человека. Каждый тип подразделяется на подвиды, описываемые разными способами.
В анализе же самого педагогического процесса принято вычленение компонентов и структуры, этапов, определяющих циклы протекания педагогического процесса в пространстве и времени, условия протекания такого процесса, роль и позиция его субъектов.
Исходя из нашего понимания, педагогический процесс фиксирует ряд параметров в описании и объяснении педагогической действительности.
Информативность - предмет, характер, виды и последовательность действий педагога и другого субъекта, тип складывающихся отношений между педагогом и субъектом педагогического процесса; позиция педагога в решении педагогических задач как вклад педагога в процессы социализации и аккультурации, субъективации и индивидуализации субъекта педагогического взаимодействия; позиция индивида, на которого направлено педагогическое воздействие; структура и функции педагогического процесса.
Направленность педагогического процесса определяется, прежде всего, содержательным наполнением и конкретизацией его целей как системообразующего компонента любого его вида и типа.
Результативность педагогического процесса характеризует степень реализации его целей и отражает уровень и особенности развития субъектов педагогического процесса по сравнению с исходным состоянием в начале такого процесса.
Эффективность педагогического процесса связана с определением затраченных усилий, как педагога, так и самого субъекта для достижения целей педагогического процесса, а также степенью удовлетворенности каждого субъекта полученным результатом. Мера вклада человеческих усилий в решение педагогических задач может быть разной со стороны и педагога и другого индивида.
Технологичность педагогического процесса определяется циклом разных видов действий педагога для достижения целей конкретного типа педагогического процесса, который может быть восстановлен или воспроизведен в определенной логике выполнения действий педагога и их смены. Технологичность педагогического процесса - это параметр внешней организации педагогического процесса, как возможность его относительной «алгоритмизации» без учета субъективного фактора.
Интенсивность педагогического процесса определяется прежде всего затратой времени, в течение которого педагог решает конкретные задачи непосредственно в процессе своего взаимодействия с субъектом. Это промежуток времени, который определяет период того или иного цикла при переходе от одного этапа к другому в развитии педагогического процесса.
Оптимальность педагогического процесса определяется экономией затраченных ресурсов, в том числе и человеческих (педагога и субъекта педагогических влияний, прежде всего), и времени на получение результата при постановке одних и тех же целей.
…Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, - это комплекс всех условий, в которых протекает этот процесс. Среда как характеристика в оценке условий протекания педагогического процесса в реальной практике представляет собой пространство взаимодействия участников педагогического процесса с людьми, предметами, средствами коммуникации и пр. При этом важными параметрами анализа среды являются: изменчивость (динамика), темп, масштабы, глубина, активность взаимодействия среды и личности, представленность среды в восприятии субъектов и др. Учет фактора среды обеспечивает эффективность организации и результативность педагогического процесса.
…Несмотря на неоднозначность и уязвимость любого варианта, мы видим возможность использования для измерения выделенных параметров в оценке педагогического процесса следующих критериев:
направленность педагогического процесса - доминанта в ориентации педагогического процесса при определении его целей, выражающаяся, прежде всего в приоритете целей педагогического взаимодействия или целей педагогической деятельности;
нормативность педагогического процесса - степень соответствия норме, задающей тип или вид педагогического процесса, его структуру и учет этих норм в реальной практике организации педагогического процесса;
результативность педагогического процесса - степень согласованности целей и полученных результатов,
эффективность - затраченные усилия со стороны участников педагогического процесса для достижения целей и удовлетворенность субъектов полученными результатами,
технологичность педагогического процесса - возможность и полнота воспроизведения и повторения всего цикла действий педагога и характера его отношений с субъектами педагогического процесса, интенсивность педагогического процесса - время, затраченное на достижение целей,
оптимальность педагогического процесса - экономия затраченного времени и усилий участников педагогического процесса для достижения поставленных целей;
развернутость пространства педагогического процесса - соответствие между широтой связей субъектов с окружающим миром,
сформированность среды педагогического взаимодействия - информированность участников педагогического процесса о целях взаимодействия и учет интересов, ценностных ориентации и возможностей всех субъектов педагогического процесса, их целей и ожиданий.
Сущность педагогического процесса проявляется в конкретных фактах, отражающих характер и последовательность, формы и типы соотношения между взаимодействием и деятельностью педагога в проявлении субъект-объектных и субъект-субъектных отношений между людьми.
(Цитаты из работы: Бордовская Н.В.. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001. С.72-93.)
Приложение 2
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова