Главная » Маринование грибов » Экономический образ мышления содержание границы применения. Пол Хейне

Экономический образ мышления содержание границы применения. Пол Хейне

Губин В.Д.

Основы философии: Учебное пособие


М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. (2-е изд.)
Серия Профессиональное образование
ISBN 978-5-91134-067-4, 978-5-16-002804-0

Формат: PDF 4,9 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: русский

Учебное пособие написано в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по данной дисциплине и посвящено изучению основ философии, помогающей читателю глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир. В книге уделяется главное внимание вопросам изучения человека и его становлению в качестве целостной личности.
Пособие рекомендовано студентам средних специальных учебных заведений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге рассказывается о важнейших проблемах классической и современной философской мысли. Она состоит из четырех разделов. Первый посвящен великим философам и их учениям о мудрой и правильной жизни. Второй - проблеме человека, его сознанию и возможностям познания мира. Третий - основным проявлениям духовной жизни человека: науке, религии и искусству. Четвертый раздел - обществу, социальной жизни в ее культурном и историческом аспектах. В конце каждой главы даются избранные тексты: выдержки из философских трудов, относящиеся к той или иной теме. Автору хотелось, чтобы молодые люди могли почитать и вдуматься в эти отрывки, которые гораздо сложнее текста учебника, - чтобы попробовать самим разобраться в настоящем философском изложении (это не научная и не художественная литература, а специфический текст, который сочетает в себе и то, и другое) и почувствовать аромат истинно философской мысли. После каждой главы автор обращается к читателям с рядом вопросов по теме - это приглашение к разговору, в ходе которого можно высказать свое понимание и свое отношение к проблемам, поднятым в главе.
Вслед за Эпикуром автор считает, что философию можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного труда ума и души, поскольку философия не передает какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10
Глава 1. Философия античного мира 10
Глава 2. Философская мысль Средних веков 31

Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36
Глава 1. Философия Нового времени 36
Глава 2. Философия XX века 55

Раздел II. Человек-сознание-познание 69

Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69
Глава 1. Происхождение и развитие человека 69
Глава 2. Что из себя представляет человек? 80
Глава 3. Основные характеристики человека 94
Глава 4. Категории человеческого бытия 107

Тема 2.2. Проблема сознания 126
Глава 1. Сознание и человеческая природа 126
Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147

Тема 2.3. Учение о познании 155

Раздел III. Духовная жизнь человека 168

Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168

Тема 3.2. Философия и религия 184

Тема 3.3. Философия искусства 191

Раздел IV. Социальная жизнь 203

Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203

Тема 4.2. Философия культуры 224

Тема 4.3. Философия истории 242

Заключение. Восторжествует ли разум? 279
Что нужно прочитать самому 281
Предметно-именной указатель 282

2- е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. - 288 с.

Учебное пособие написано в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по данной дисциплине и посвящено изучению основ философии, помогающей читателю глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир. В книге уделяется главное внимание вопросам изучения человека и его становлению в качестве целостной личности.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,4 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение. Что изучает философия 4
Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10
Глава 1. Философия античного мира 10
Глава 2. Философская мысль Средних веков 31
Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36
Глава 1. Философия Нового времени 36
Глава 2. Философия XX века 55
Раздел II. Человек-сознание-познание 69
Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69
Глава 1. Происхождение и развитие человека 69
Глава 2. Что из себя представляет человек? 80
Глава 3. Основные характеристики человека 94
Глава 4. Категории человеческого бытия 107
Тема 2.2. Проблема сознания 126
Глава 1 Сознание и человеческая природа 126
Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147
Тема 2.3. Учение о познании 155
Раздел III. Духовная жизнь человека 168
Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168
Тема 3.2. Философия и религия 184
Тема 3.3. Философия искусства 191
Раздел IV. Социальная жизнь 203
Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203
Тема 4.2. Философия культуры 224
Тема 4.3. Философия истории 242
Заключение. Восторжествует ли разум? 279
Что нужно прочитать самому 281
Предметно-именной указатель 282

Пол Хейне

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

Paul Heyne

The Economic Way of Thinking

Издательство: Новости "Catallaxy"

1997 г.

Книга профессора Сиэтлского университета (США) Пола Хейне "Экономический образ мышления" представляет собой вводный курс экономического анализа. Эта книга выдержала пять изданий в США и является в настоящее время одним из самых популярных курсов по экономике.

Предисловие к русскому изданию

С благодарностью моим ближайшим помощникам Уэлли и Рут

Каким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ?

Мы недостаточно часто задаем эти вопросы. Те чудеса согласованности и координации в нашем обществе, благодаря которым мы удовлетворяем наши насущные потребности и можем наслаждаться предметами роскоши, мы воспринимаем как нечто должное. Поэтому мы не интересуемся, каким образом они возникают, и не видим, что в этом нет ничего автоматического или неизбежного. Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки. В своем невежестве мы порой уничтожаем эти предпосылки или не даем им развиться. А потом не можем понять, почему наша экономическая система вдруг "развалилась".

Экономическая теория приносит пользу в первую очередь потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить те предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться. При написании "Экономического образа мышления" моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий.

Мне бы очень хотелось, чтобы перевод "Экономического образа мышления" на русский язык помог бы лучшему пониманию тех институтов, которые обеспечивают согласованность в обществе, и тем самым способствовал бы достижению процветания, свободы и социальной гармонии.

Пол Хейне

г. Сиэтл, США

Предисловие

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Джон Мейнард Кейнс Вводный курс экономической теории уже давно не представляет трудностей для преподавания. Правда, он сложен для восприятия, но это уже другая проблема. Объем усилий, необходимых для усвоения начальных курсов, мало связан с усилиями по их преподаванию.

Что нам нужно?

Какую цель должен преследовать вводный курс по экономической теории? Из сказанного выше легко догадаться, что я не вижу большого смысла в постановке обычной учебной цели: ознакомить студентов с разрозненными элементами техники анализа. И в самом деле, почему мы хотим, чтобы начинающий студент непременно имел представление о концепции средних переменных, средних полных и предельных издержек, помнил, в какую сторону наклонена та или иная линия на соответствующих графиках, чтобы он знал об обязательном пересечении кривых предельных и средних затрат в точке минимума последних, а также - обо всем остальном, что требуется для доказательства равенства цены средним полным и предельным издержкам у всех фирм в долгосрочном аспекте при условии совершенной конкуренции и после капитализации квазиренты? Задать такой вопрос означает, по сути дела, ответить на него. Полагать, что начинающий студент обязан знать все перечисленное, нет никаких разумных оснований. Но тогда зачем мы продолжаем его этому учить?

Частично ответ кроется в нашем похвальном желании обучать теории. Именно теория придает экономической науке почти всю ее объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через сплетение экономических проблем, конфликтующих мнений и противоречащих друг другу практических рекомендаций.

Но приобщать других к экономической теории оказывается делом чрезвычайно трудным. И многие преподаватели экономики, сталкиваясь с очевидной неудачей вводных общетеоретических курсов, нередко переходят к чтению специальных и частных дисциплин. На таких занятиях студенты обычно читают и обсуждают заявления профсоюзных лидеров, высказывания представителей промышленности и сельского хозяйства, политиков, отечественных радикалов или зарубежных социалистов. Они знакомятся с данными о распределении доходов, валовом национальном продукте, занятости, ценах и темпах экономического роста. Рассматривают доводы в пользу введения гарантированных доходов и аргументы против планируемого устаревания, доводы в пользу свободного предпринимательства и против нерегулируемой конкуренции, соображения в защиту ядерной энергетики и соображения против неконтролируемого экономического роста. О чем же они узнают в итоге, когда курс пройден? Они узнают, что существует множество мнений, каждое из которых опирается на факты, что "все относительно", что любой американец имеет право на собственную точку зрения и что экономика - это не наука, а, вероятно, пустая трата времени.

Убежденность в необходимости обучения теории обоснована в той мере, в какой под этим подразумевается, что факты не имеют самостоятельного значения вне теоретического контекста. Теория здесь существенна! Но какая? Экономическая, конечно, - хотя в действительности это еще не ответ на вопрос. Какого рода экономическая теория? И в каком смысле? Прежде чем мы сможем ответить, необходимо понять, что же все-таки нам нужно.

Концепции и их применение

Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, слышим от политиков. Сфера применимости инструментов экономического мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести из начального курса.

Ничего, однако, не получится, пока нам, учителям и авторам учебников, не удастся убедить студентов. А для того чтобы убедить, необходимо наглядно показать. Следовательно, начальный курс экономической теории должен быть посвящен изучению инструментов анализа. Овладение любой концепцией необходимо совмещать с показом ее практических возможностей. Еще лучше - начать с потенциальных приложений, а затем уже перейти к инструментарию. В пользу такого порядка обучения педагогическая практика накопила уже столько свидетельств, что трудно даже понять, каким образом с ним мог когда-либо конкурировать какой-либо иной подход.

"Вот проблема. Вы понимаете, что это проблема. Что мы можем сказать о ней?" Это первый шаг.

"Вот как о той же проблеме размышляют экономисты. Они пользуются такой-то и такой-то концепцией". Это второй шаг, на котором можно продемонстрировать некоторые элементы экономической теории.

После того как показана применимость этих элементов к исходной проблеме и изучены некоторые следствия, ту же концепцию нужно использовать для решения других дополнительных проблем. Это третий шаг.

Конечно, все не так просто, и дело не сводится к трехэтапному делению. Преподавание основ экономической теории, наряду со знанием формальной техники анализа, также требует воображения, проницательности, знания текущих событий и ощущения перспективы. Сочетание перечисленных качеств встречается не часто. К тому же преподаватели должны и сами верить в то, что знание экономической теории окажется полезным не только для решения искусственно придуманных задач или успешной сдачи столь же искусственных экзаменов, но и для чего-то большего.

Польза ограничений

Никто, вероятно, не станет спорить с тем, что было сказано выше. Но если это так, то следует признать, что наша педагогическая практика сильно не соответствует нашим взглядам на нее. Одна из причин, несомненно, состоит в том, что на всех стадиях...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта