Главная » 1 Описание » Цель обучения всегда открыта. Какова цель деятельности ученика? Учебная деятельность учащихся

Цель обучения всегда открыта. Какова цель деятельности ученика? Учебная деятельность учащихся

Образование - это процесс освоения достигнутых результатов развития общества. В процессе социализации человек приобщается к стандартам поведения, ценностям, совокупности знаний, которые произвело общество за длительный период развития.

как элемент системы образования

Образование осуществляется поэтапно, в зависимости от цели, возраста, задач обучения. Дошкольное, для детей в возрасте 6-7 лет, дает начальные представления об окружающем мире. Занятия осуществляются в игровых, наглядных формах, которые наиболее доступны для восприятия в этом возрасте.

Право на получение обязательного общего образования закреплено в Конституционной норме, что подчеркивает его значимость в процессе социализации - адаптации личности к системе общественных связей. Это важный этап обучения, поэтому необходимо понимать, какова цель деятельности ученика и при каких условиях она достигается.

Учебная деятельность

Учение — это психический процесс специфической деятельности человеческого общества, который регулируется осознанной целью. Учение имеет место только в том случае, когда деятельность управляется и регламентируется определенными учебными задачами для достижения поставленной цели.

Для успешного осуществления процесса обучения необходим набор волевых и познавательных качеств. Их совокупность (память, воображение, психологическая готовность) определяется в зависимости от того, какова цель деятельности ученика, и может существенно отличаться на разных этапах учебной деятельности.

Учебная деятельность отличается от иных форм преобладанием в ней гностического аспекта. Цель ее - познание окружающего мира.

Это направленный целесообразный процесс, в результате которого человек приобретает новый уровень познания, выходит на новое качество жизнедеятельности.

Процесс и цели обучения

Процесс обучения имеет смысл в том случае, если он направленный, с определенным вектором движения и системой координат, позволяющих оценить степень соответствия курса этому вектору. От поставленной цели зависит набор средств, методов, форм, приемов обучения, ученика. В свою очередь, совокупность форм и методов влияет на качество, результативность и скорость достижения цели.

В настоящее время подходы в обучении называются личностно ориентированными. Что это значит? Ученик рассматривается в таком подходе не как объект учебной деятельности, за которого решают, куда и как он движется в познании. Сам ученик определяет цели своего развития. Понятно, что ребенок, подросток в этом процессе не всегда может сформулировать цель обучения, оценить свои возможности и выбрать методики развития. Все это остается в компетенции педагогов. Однако задача мудрого педагога - помочь школьнику в его самоопределении. Какова цель деятельности ученика? Достичь в процессе учения того уровня компетенции, который возможен в рамках его личных психолого-социальных характеристик и максимально раскрывает его личность.

Задачи учения

Для достижения цели деятельности в процессе учения решается комплекс задач, которые являются теми маркерами процесса, что одновременно не позволяют сбиться с пути и выступают критериями успешности обучения. ученика определяется следующими задачами:

  • Знания. Расширение объема информации по предмету учения.
  • Умения. Формирование способности применить приобретенные знания на практике.
  • Навыки. Достижения определенного уровня практического результата при систематическом использовании приобретенных умений.

Задачи и цель учения предопределяют виды, формы и методы осуществления учебной деятельности. Их эффективность и выбор зависит от социально-психологических особенностей ученика.

Условия для успешной учебной деятельности

Результаты процесса познания зависят от того, кто ученик. Характеристика деятельности ученика должна учитывать его пол, возраст, личные особенности, уровень интеллекта, особенности воспитания. Есть характеристики объективные и субъективные, которые важно учитывать в выборе определенных форм обучения учеников.

В число объективных параметров входят: возрастные и половые особенности, психотипы личности. Субъективными факторами станут особенности воспитания, личные способности и наклонности ребенка. ученика в обязательном порядке должна строиться с учетом как объективных данных, возрастных отличий, так и с учетом сугубо индивидуальных особенностей. Если это ребенок экстраверт, гипердинамичный мальчик 5-летнего возраста, то вряд ли можно сформировать навык шить одежду для кукол, впрочем, всегда есть исключения.

Виды и формы учебной деятельности

Формы и виды деятельности можно комбинировать, разнообразить и изменять под особенности учения. Существует большое количество вариантов, при помощи которых можно достичь отличных учебных результатов (при условии их правильного выбора):

  • Уроки в форме дискуссий.
  • Театрализованные уроки.
  • Викторины.
  • Творческие мастерские.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Защита проектов.

Формы также могут быть групповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность, самоконтроль и проч.

Все они формируют поле возможности для проявления талантов и особенностей учащихся. Характеристика основных видов деятельности ученика должна раскрыть мотивы его действий, выявить потребности и поставить адекватные процессу задачи.

Характеристика учебной деятельности

Известный в сфере педагогической психологии ученый Леонтьев А. Н. выделил следующие основные характеристики, которые и в настоящее время являются исчерпывающими для анализа учебной деятельности учеников. Чем определятся ученика?

Прежде всего, это потребность ученика в процессе обучения, важной является учебная задача, которая решается на определенном этапе в процессе учения. Эффективность процесса зависит напрямую от мотивов учебной деятельности ученика и соответствующих им операций, действий и приемов.

  • Учебная задача. Особенность этого момента состоит в том, что при грамотной ее постановке ученик не просто находит ответ на вопрос, он приобретает универсальный алгоритм действий в неограниченном количестве вариантов с аналогичными параметрами.
  • Потребность. Стремление освоить в которой происходит учебная деятельность учащихся с целью достижения учебной цели.
  • Мотивы. Личные потребности ученика, которые решаются в результате освоения определенных знаний, достижения цели.

Обучение и развитие

Стандарты современного образования направлены на гармоничное сочетание обучения и развития детей. Но реальное решение этого важнейшего вопроса напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, культуры родителей, их знания и применения в процессе воспитания базовых понятий возрастной психологии и педагогики.

При грамотном ответе на вопрос о том, какова цель деятельности ученика, задаются параметры зоны его ближнего развития. Что это означает?

По мнению Выготского Л. С., существует определенный разрыв между актуальным развитием ребенка (то, что он способен решить и сделать самостоятельно) и тем, на что способен ребенок в результате сопровождения компетентного инструктора (учителя). Именно этими параметрами и определяются цели обучения. Для того чтобы эта дистанция была преодолена успешно и у ребенка сформировалась устойчивое желание развивать свои способности, важно обратить внимание на мотивы учения. В этом процессе должны принимать участие не только педагоги, но, что еще более важно, родители ученика.

  1. Изначально ребенок должен понять, что учение - это область его личной ответственности. Не следует за ребенка выполнять прямые его функции - подготовка домашней работы, сборы в школу. Лучше оставить это на уровне контроля, с постепенным переходом на самоконтроль.
  2. Проявлять личный искренний интерес к области, в которой осуществляются виды деятельности ученика, и оценке результатов (даже, на ваш взгляд, незначительных) в процессе учения.
  3. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Отмечать его личный рост по сравнению с тем, какой он был вчера и что изменилось лично в нем. Всегда есть за что похвалить вашего ребенка! Все дети - гениальны.
  4. Концентрироваться на достижениях, не ругать за неуспех, нужно учить ребенка с достоинством выходить из трудных ситуаций, не теряя веры в себя. Характеристика деятельности ученика должна осуществляться только в позитивном ключе.
  5. Помочь ребенку увидеть реальную связь успешности в освоении теоретических знаний с уровнем практической выгоды и целесообразности.
  6. Разработать систему поощрений с короткой целью - за день, неделю, месяц, учебный период (четверть, полугодие) и с перспективой - на год.

Помнить, что самостоятельность ребенка зависит во многом от позиции родителя - друга, советчика, авторитета. А успешность - от умения помочь ребенку поверить в свои силы.

Фрагмент для ознакомления

Ученики очень быстро разбираются в такой системе оценивания, что вызывает точно такой же комплекс проблем, что и отметка. Конечно, учитель должен оценивать успехи ребёнка (похвала никем не отменялась), а вот его неудачи совсем не обязательно делать достоянием гласности. Следует также помнить и о безоценочных способах поддержки ребёнка, хорошо разработанных в педагогике Ш.А.Амонашвили (нашёптывание, поглаживание и т.п). и, если уж в школе можно обходиться без отметок, то дома это тем более возможно. Одной из основных задач, которые стоят перед школой, - это усвоение определённой суммы знаний. Ребёнок быстрее адаптируется к школьному обучению, у которого достаточный уровень интеллектуального развития, произвольного внимания, хорошая память, и т. д. Принимая во внимание все выше перечисленные особенности организации эффективной учебной деятельности, необходимо постоянно проводить анализ результатов в динамике. Только проведение на разных этапах становления учащегося сравнительных исследований поможет вовремя скорректировать образовательный процесс в соответствии с требованиями времени. Лишь при соблюдении всех данных связей можно рассчитывать на взаимовлияние школьной среды и личности учащегося, которое будет формироваться на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри школьной среды, так и за её пределами. Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. Достижение эффективных результатов в процессе формирования моделей будущей проектной деятельности должны оказать позитивное влияние на дальнейшее развитие инноваций в сфере образовательной деятельности и дальнейшего совершенствования профессиональных стандартов профессиональной деятельности педагогов. Необходимо отметить, что в системе современного образования приоритетной является деятельность, направленная на повышение результативности деятельности образовательных организаций с учетом их специализации. Модернизация системы образования сегодня влечет за собой существенные изменения непосредственно в практике работы воспитателя. Необходимо отметить, что каждый педагог в одиночку сегодня не всегда в состоянии справится с ними. Кроме того, необходимо отметить, что далеко не каждое образовательное учреждение имеет арсенал связей и возможностей, чтобы быстро, гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях информационного общества.Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. Литература1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. - М., 2010. 2. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: уч. пособие. М., 2010. 3. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П.Созонов.- М., 2002.4. Теории учения: Хрестоматия. Ред.-сост. Н.Ф.Талызина, И.А.Володарская. – М.: РПО, 2007.

В образовательном процессе и

эффективности его работы в деле воспитания подрастающего поколения .

Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно человек, но человек будущий, "потенциальный". В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок превратится или в развитую, творческую, ориентированную на созидание личность, или в существо с отрицательным социальным знаком, способное лишь к разрушению.

Воспитание - это процесс воздействия сознания на сознание. Успех воспитания определяется не умелостью педагога, содержанием образовательных программ и учебных планов, не оснащенностью и совершенством материально - технической базы школы, а ее культурой.

Хочу остановиться на некоторых направлениях моей воспитательной работы :

«здоровье», «мой край родной», «досуг», «общение», «учеба», «профессии».

Здоровье ставлю на первое место, т. к. в последнее время качество здоровья наших детей заметно ухудшилось, особенно зрение. Цель этого направления – поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Каждое утро в нашей школе начинается с физ. зарядки. Проводим общешкольный День Здоровья на свежем воздухе, дети посещают секцию ОФП, прогулки на лыжах, организовано горячее питание. В классе организовано дежурство, влажная уборка классной комнаты и уход за комнатными цветами. Каждую пятницу в классе проводим санитарный день. На классных часах особо уделяю внимание теме о вреде курения, алкоголя и наркомании.

Воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей, которые знают и уважают свои корни, культуру, традиции, обычаи своего края – это и есть цель работы по направлению «мой край родной». Три года я занималась с ребятами краеведческой работой. Мы изучали историю возникновения села, очень часто встречались со старожилами и интересными людьми села. Каждый ребенок составил генеалогическое древо своей семьи, поделился историей о семейной реликвии. Ходили в походы….

Досуговую деятельность стараюсь строить на принципах самоуправления; приятно, когда дети сами предлагают идеи проведения мероприятия. В предыдущем выпуске стал традицией День именинника, которому предшествовала большая подготовка: выполнение своими руками подарков, разработка программы праздника с музыкальными номерами. Еще одна традиция – поездка в г. Новосибирск в театры «Глобус» и Оперный, в зоопарк. Все это способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем учащихся 9 класса , в котором обучается 8 человек: 3 девушки и 5 юношей. В с. Куликовское проживает трое, один из п. Каськовский, один из п. Бочино, трое из п. Васильевский. Налицо моя проблема во внеклассной работе – большая часть детей «привязана» к подвозу. Поэтому и родительские собрания заменились на индивидуальные встречи. Обязательны стали посещения в начале учебного года семей моих учеников с целью выявления готовности к школе, для ознакомления с социальными условиями проживания учащихся. В таких ситуациях разговоры происходят в более теплой, непринужденной обстановке, родители становятся ближе. Для себя сделала плачевный вывод: заинтересованность родителей в образовании детей стала ниже. Для сравнения с предыдущим выпуском (2003 г): участие в ЕГЭ по математике 75%, качество 66%; по физике 8,3% - участие и качество – 100%. Сегодня трое из них учатся в торгово-экономическом институте, трое в индустриально-педагогическом колледже , одна в сельхоз Академии, одна в педагогическом Университете (физ. фак.).

Беседы с родителями показали, что не все родители представляют будущее своего ребенка. Поэтому моя задача помочь совместить желания родителей, возможности и желания ребенка с возможностями школы. Совместно с психологом провела диагностику профессиональных склонностей подростков. Результаты теста показали, что моим детям ближе профессии двух типов: «человек – человек» и «человек – техника». На классных часах знакомлю с профессиями этих типов, тем самым стараюсь помочь ребятам в выборе будущей профессии.

Обучение и воспитание неразрывны. Воспитывать не может человек безнравственный, бесчестный, безответственный, недобрый. К воспитанию нельзя допускать человека без ясных социально приемлемых ценностей, отягощенного психическими препятствиями и комплексами, внутренне не свободного, с неразвитым чувством собственного достоинства. Ибо воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего "образа жизни", где "работают" механизмы подражания, внушения , заражения.

Словом, не может воспитывать педагог, которого дети не любят, кому не хотят подражать, образу жизни которого тайно или явно не завидуют.

Основной задачей обучения является подготовка его к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки - это подготовка к жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни, желательно достойной. Чем богаче, разнообразнее, содержательнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается воспитанник. Нельзя школьное бытие ребенка сводить только к учебе.

Мы с вами должны каждый своими средствами делать одно общее дело: учить детей не только физике, математике, химии, но и законам жизни;

лепить в голове учащихся возможно более полную картину мира, доказывать, что мир добр, гармоничен и человечен;

обучать не только способам и приемам абстрактного мышления, но и способам взаимодействия с другими и с самим собой;

развивать эмоциональную сферу, будить социальные чувства, как на уроке, так и после него, т. к. бесчувственный, бессердечный человек одинаково опасен, будь он большим ученым или законченным невеждой.

Классным руководителям, педагогам нужно научиться ставить более конкретные и выполняемые воспитательные задачи, но самое главное - больше уважать своих воспитанников, изучать их природу, закономерности развития, считаться с ними и...думать, думать, прежде чем предпринять какое-то педагогическое действие. Ибо вред, урон, разрушения формирующейся личности бездушный педагог может нанести огромный. В процессе воспитания передаются, а точнее - выращиваются отношения. А поскольку в основе отношений лежат эмоции, чувства, влечения, то их механически передать нельзя. мало сказать воспитанникам, что нужно уважать старших, родителей, учителей, Родину. Эта информация для них ничего не значит, ибо эмоционально мертва. Отношения возникают в процессе собственного опыта, личных переживаний. Их можно выстрадать, в себе открыть и т. д. , т. е. потратить на эту работу часть себя, собственных усилий, даже здоровья. Возникновение, изменение отношений возможно только в процессе деятельности и переживаний, в результате ценностного взаимодействия с другими.

Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведет учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности , помогая учителю, т. е. обучая самого себя. А вот цель воспитания, да и сам процесс должны быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это воспринимается им всегда как насилие над собой. Этот процесс должен будить собственную, духовную работу сердца ребенка, готовя необходимые внутренние условия, психическую почву для рождения новых чувств и отношений. Сколько бы мы не взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовольствия от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - это важные побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному. Поэтому воспитание - это искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т. е. культивирование в ребенке желания "быть хорошим". Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, а лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника с непредсказуемым, предопределенным результатом, а лишь генерирующим в ребенке стремление сделать то, что хотелось бы педагогу. Эта душевная связь недоступна человеку неразвитому, грубому, черствому.

Как совершается очеловечивание, становление личности ребенка? В этом процессе можно выделить стихийное влияние: улица, сверстники, семья, неформальные группы и др. и организованное: школа, внешкольные воспитательные учреждения, радио, телевидение. Самые главные, высшие ценности человека: представления о добре, истине, совершенстве, красоте, гражданских идеалах формируются, очевидно, под воздействием стихийного влияния - так называемого общественного мнения нации. Хотя, безусловно, велика здесь роль образования. Официальное влияние воспитательных институтов, конечно же традиционной школы, можно сравнить лишь с небольшим ручейком в огромном потоке жизни школьника. "Уроки нравственности", "классные часы мужества" с точки зрения эффективности воспитательного значения, конечно, ничтожны (т. к. они лишены практического подкрепления получаемых знаний). Представьте себе, если ребенок в течение 11лет жил в атмосфере унижений и неудач, если 11лет бездельничал и обучался тому, как обмануть педагога и избежать ответственности, что и кто из него вырастет?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ

Целеполагание на уроке

Цель обучения - это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей :

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

    Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

    Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

    Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­ разования, в Концепции модернизации российского образо­ вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

    Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

    Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

    Конкретные.

    Понятные.

    Осознанные .

    Описывающие желаемый результат .

    Реальные.

    Побудительные (побуждать к действию) .

    Точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Модель выпускника задает ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.

Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.

Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.

Вышеназванные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитывающей. Все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.

Обучающие цели

урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми

В обучающей цели необходимо формировать цели соответствующие всем этапам урока:

Этап изучения нового материала:

«Изучить…» 1 урок;

«Объяснить …»;

«Дать понятие о …» 2 урок;

«Ознакомить…»;

«Формировать…».

Этап совершенствования и закрепления ЗУН:

«Закрепить знания (умения) учащихся …»;

«Усовершенствовать умения …. Знания, навыки…»;

«Формировать навыки учащихся…»;

«Расширить знания учащихся…»;

«Углубить знания учащихся…».

Этап повторения и обобщения учебного материала:

«Повторить …»;

«Обобщить…»;

«Систематизировать знания, умения…», «Привести в систему…».

Этап контроля:

«Проверить..»;

«Оценить..».

Обучающая цель должна указывать на каком уровне усвоения формируются ЗУН.

Эта цель предполагает формирование и развитие у учащихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?) Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Формулировка развивающей цели:

Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I ». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.

2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Вместо этого учебные цели должны звучать так:

1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I .

2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки.

Эта цель предполагает формирование у учащихся социально – психологических и морально – нравственных качеств личности:

Воспитывать мировоззрение учащихся;

Воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;

Воспитывать дисциплинированность добросовестность, ответственность, инициативность, нормы и правила поведения в учебном заведении;

Воспитывать морально – нравственные качества;

Формировать у учащихся экологическую культуру, экономическую культуру, эстетическую культуру, физическую, патриотическую культуру.

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель.

Развивающие цели содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Развитие рациональных приемов мышления

Развивать умение учащихся анализировать; развивать умение учащихся сравнивать; систематизировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причину следственной связи, абстрагировать (составлять технологическую карту), делать выводы.

Развитие различных видов мышления

Развивать логическое мышление учащихся, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологическое, теоретическое, художественное, абстрактное.

Развитие конкурентоспособности личности, формирование качеств конкурентоспособности

Развивать интерес к предмету, умение работать с учебной (справочной) литературой, навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, стремление к самосовершенствованию.

Развитие познавательных процессов

Развивать внимание учащихся, воображение, восприятие, память, речь.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

    Тема-вопрос

    Работа над понятием

    Ситуация яркого пятна

    Исключение

    Домысливание

    Проблемная ситуация

    Группировка.

2. Аудиальные:

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

    Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6 14 * 3
32: 16 3 * 16
15 * 4 50: 10
70: 7 81: 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

- Отсроченная отгадка . Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«На понимание и синтез»

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

« На понимание и применение»

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http :// www . eidos . . ru .

6.Целеполагание при проектировании урока. http :// nmc , nevarono . ru .

Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют… Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения? Какими источниками при этом может или не может пользоваться обучаемый? По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель (результат) обучения достигнута?


Модель S.M.A.R.T. Существует несколько моделей, которые помогают сформулировать и четко определить желаемый результат. Наиболее популярная и известная из них – модель S.M.A.R.T. Ее название образовано от сокращений английский слов: Specific, Measurable, Attainable, Realistic, Trackable.




M (measurable, meaningful, motivational) - измеримыми - ваш планируемый результат, должен быть измерим, или быть «реально осязаемым», иначе как вы определите, что достигли желаемого? Помимо этого он должен по-настоящему мотивировать вас, а главное, ваших школьников.


A (agreed upon, attainable, achievable, acceptable, action-oriented) - подразумевающими активность человека, который ставит перед собой данные цели. Достижение результата должно зависеть от действий самого человека, а не от независящих от него факторов или других людей.






Ясное определение целей обучения служит основой –для оценки результатов обучения, –для определения содержания и методов обучения, –для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса, –а в конечном итоге - развитию личности учащегося.






Цель «научить анализировать содержание текстовых задач по математике» может быть конкретизирована через следующие реальные действия ученика: выделяет объекты и их характеристики из условия задачи устанавливает отношения между характеристиками объекта осуществляет краткую запись условия с помощью математических символов находит необходимые дополнительные данные предлагает рациональный способ решения осуществляет проверку решения задачи


Для того, чтобы формулировка цели была понятна всем субъектам обучения, она должна быть выражена через результат обучения школьника. Это подтверждается и концепцией образовательных стандартов второго поколения, принципиальным отличием которых является их ориентация на результат образования.


Пример. Требования Стандарта: «В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Часть 1.


Цели, сформулированные на языке результата "После изучения курса географии основной школы учащиеся могут: перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса и карты; указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности; написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса; распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе; соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями; перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов; обосновать принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.




Цели, сформулированные на языке результата Назвать и показать на карте крайние точки России; Рассчитать протяжённость территории с запада на восток и с севера на юг; Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией; Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше; Назвать и показать по карте по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Обозначить их на контурной карте Привести не менее двух аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна; Дать оценку границ России с позиции безопасности или благоприятности для связи с другими странами; Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени; Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны; Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.








Сопоставление подходов к определению уровней усвоения учебного материала Б. Блум В.П. Симо нов В.Г. КоролеваВ.П. Бес палько В.Н. Макси мова М.Н. Скаткин ЗнаниеРазличениеРепродуктивное самостоятельное воспроизве дение Ученический (деятельность по узнаванию) УзнаваниеВоспроиз ведение понятия Пони мание Запомина ние Репродуктивное алгоритмическое действие Алгоритмический (решение типовых задач) ЗапоминаниеРаспозна ние понятия Приме нение ПониманиеПродуктивное эвристическое действие Эвристический (выбор действия) ПониманиеПрименение понятия АнализПростейшие умения и навыки Продуктивное творческое действие Творческий (поиск решения) Применение (тематическое, предметное, Межпредметное обобще ние) Воспроиз ведение системы понятий СинтезПереносПрименение системы понятий Оценка


Для определения уровней Формирования образовательных результатов рекомендуется таксономия учебных целей Бенджамина Блума, относительная простота и операциональность которой дает возможность учителю применять ее в процессе собственной целеобразующей деятельности в режиме процессуального мониторинга.Блума


Таксономия Блума Б.С.Блум –американский ученый, разработавший одну из первых классификаций (таксономий) целей образования. Она включает три крупные таксон-цели обучения: познавательную, психомоторную, эмоциональную. В своих работах американский психолог, профессор педагогики Чикагского университета Бенджамин Блум утверждал, что нет плохих учеников, есть плохо обученные ученики.






Логика учебного процесса с применением процессуального мониторинга Образовательная цель Диагн.цель Организ. деят- ти уч-ся: -Создание учебных ситуаций; -применение приемов и методов активизации учебной деят- ти уч-ся; Диагностика (мониторинг) коррекция Рез ульт ат Смотрим степень достижения






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта