Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.
Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся 2 класса Ивановым Иваном, который обучается по программе VII вида. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника.
Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, работоспособности, достаточного эмоционального контакта со взрослым, достаточного интереса к игровой деятельности.
В июне 2012 года мальчик был обследован на ТПМПК, в результате чего было рекомендовано развитие познавательной сферы ребенка (коррекция познавательных процессов, эмоциональной сферы).
Основная цель - коррекция и развитие познавательной сферы учащегося.
Для достижения цели, были поставлены задачи:
- развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование внутренней позиции школьника;
-развитие коммуникативных навыков.
Программа включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2. Коррекционный/развивающий блок. Цель - развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.
3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.
Основные приемы и методы работы: Психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.
Отработка навыков проходит в три этапа:
. получение информации о содержании того или иного навыка;
. применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
. перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.
Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце коррекционных занятий.
Тематическое планирование
2 класс (1-30)
Тема урока |
Методики и задания |
Кол-во часов |
|
Развитие произвольного внимания. |
Подсчитай правильно |
||
|
Куда ускакал зайчик? |
||
Развитие зрительной памяти. |
Летает - не летает |
||
|
Найди фигуры |
||
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. |
Выше, слева, правее, снизу |
||
Развитие наглядно-образного мышления. |
Полянки |
||
Развитие мышления (установление закономерно-стей на абстрактном материале). |
Найди фигуры |
||
Развитие зрительного восприятия (выделение бук-венных форм). |
Назови буквы |
||
Вычеркивай буквы и слушай |
|||
|
Отгадай слова |
||
Развитие умения подчиняться словесным указани-ям взрослого. |
Графический диктант |
||
Развитие пространственного восприятия. |
Найди пирамиду |
||
Развитие мышления {установление закономерностей). |
Найди фигуры |
||
Развитие пространственных представлений. |
Шарики в трубочке |
||
Развитие умения выделять существенные признаки. |
Выбери главное |
||
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. |
Отгадай слова |
||
Развитие осязательных ощущений. |
Шершавые дощечки |
||
Развитие слуховых ощущений. |
Шумящие коробочки |
||
Развитие осязательных ощущений. |
Тяжелые коробочки |
||
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). |
Делаем вместе |
||
Развитие опосредованной памяти. |
Зашифруй предложение |
||
Развитие словесной памяти и произвольного вни-мания. |
Что изменилось? |
||
Развитие умения воспроизводить образец. |
Дорисуй рисунок |
||
Развитие мышления (процессы анализа). |
Найди футболистов в одинаковой форме |
||
Развитие опосредованной памяти. |
Зашифруй предложение |
||
Развитие мышления (операция сравнения). |
Найди одинаковые |
||
Развитие мышления (обобщение наглядного мате-риала). |
Четвертый лишний |
||
Развитие внутреннего плана действия. |
Совмести фигуры |
||
Развитие произвольного внимания (распределение). |
Вычеркивай буквы и слушай |
||
Развитие мышления (умение сравнивать). |
Найди отличающиеся |
||
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Ф.И.О. психолога Панова Елена Михайловна
2. Название программы «Развитие познавательных
процессов детей
3. Вид программы модифицированный
4. Продолжительность
освоения программы 9 месяцев
5. Возрастной диапазон 5-7 лет
6. Образовательная область психолого-
интеллектуальная
7. Уровень освоения общекультурный
8. Форма организации
образовательного процесса групповая
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» МДОУ № 95
УТРЕРЖДАЮ
Заведующая МДОЙ №95
Томаева З.Х.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Педагог-психолог
Панова Е.М.
Владикавказ 2010
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Ф.И.О. психолога Панова Елена Михайловна
2. Название программы «Развитие познавательных
Процессов детей
Дошкольного возраста»
3. Вид программы модифицированный
4. Продолжительность
Освоения программы 9 месяцев
5. Возрастной диапазон 5-7 лет
6. Образовательная область психолого-
Интеллектуальная
7. Уровень освоения общекультурный
8. Форма организации
Образовательного процесса групповая
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством» организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание . Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив. В процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отличаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6-7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длинный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигается к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные предметы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки и всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6-ти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Поддьяков Н.Н. показал, что в возрасте 4-6 лет интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного, т.е. наглядно-действенного мышления, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Целевое направление программы
Развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Задачи программы
Формы деятельности,
используемые при реализации программы:
Программа осуществляется в 2 основных направлениях:
а) Сбор информации о ребенке от родителей;
б) Просвещение родителей по проблеме развития познавательных процессов у дошкольников.
2. Коррекционно развивающий этап, направленный на развитие познавательных процессов детей.
Условия, необходимые для реализации программы
Ожидаемый конечный результат
5. Умение общаться.
Структура занятия:
Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май), два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 25 минут.
Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми дошкольного возраста.
Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребенка, а помочь дошкольнику в его саморазвитии и формировании познавательной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Направление работы | Название форм работы | Дата | Часы | Примечания |
|
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной памяти, целостности восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Запомни картинки», «Дорисуй фигуры», «Узор из точек», «Психомышечная тренировка» | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, пространственных представлений, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Снежинки», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка» | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, объема кратковременной слуховой памяти, ориентирования в пространстве, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Точки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, зрительной памяти, фонематического восприятия, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Определи звуки», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
«Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | ||||
1 час | |||||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, произвольного запоминания, целостности восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, аналитического мышления мелкой моторики. Психогимнастика | 1 час | ||||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, ориентирования в пространстве, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Музыкальные инструменты», «Портрет», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Точки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, фонематического восприятия, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Определи звуки», «Узор из точек», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика. | 1 час | ||||
Развитие переключения внимания, объема кратковременной слуховой памяти, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, целостности восприятия, аналитического мышления мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, пространственных представлений, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Снежинки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, ориентирования в пространстве, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Точки», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, произвольного запоминания, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Определи звуки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Музыкальные инструменты», «Портрет» «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
«Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Узор из точек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | ||||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, целостности восприятия, аналитического мышления мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, пространственных представлений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Снежинки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, объема кратковременной слуховой памяти, ориентирования в пространстве, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Точки», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
1 час | |||||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
1 час | |||||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, целостности восприятия, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Музыкальные инструменты», «Портрет» «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Графические ряды», «Снежинки», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, ориентирования в пространстве, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Точки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка», «Узор из точек», | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Определи звуки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, объема кратковременной слуховой памяти, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, памяти с помощью мнемонических приемов, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «У оленя дом большой…», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, целостности восприятия, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Снежинки», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, произвольного запоминания, ориентирования в пространстве, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Точки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | 1 час | ||||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Музыкальные инструменты», «Портрет» «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка», «Узор из точек», | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, целостности восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, объема кратковременной слуховой памяти, пространственных представлений, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Снежинки», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, ориентирования в пространстве, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Точки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Определи звуки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, произвольного запоминания, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, целостности восприятия, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика. | «Музыкальные инструменты», «Портрет», «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Снежинки», «Психомышечная тренировка», «Графические ряды», «Узор из точек», | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, ориентирования в пространстве, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Точки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика. | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Определи звуки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, объема кратковременной слуховой памяти, координации движений, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, наблюдательности, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
«Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | ||||
Развитие слухового внимания, произвольного запоминания, пространственных представлений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Снежинки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентирования в пространстве, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Точки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика. | «Музыкальные инструменты», «Портрет» «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Определи звуки», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной памяти, координации движений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «В нашей группе 100 ребятишек», «Психомышечная тренировка», «Графические ряды», «Узор из точек», | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка», | 1 час | |||
Развитие объема внимания, объема кратковременной слуховой памяти целостности восприятия, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Выложи кружочки», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Дорисуй фигуры», «Сравнение предметов», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие переключения внимания, зрительной памяти, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Хлопки в ладоши», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, произвольного запоминания, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, наблюдательности, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Что забыл нарисовать художник?», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, зрительной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Сравнение предметов», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, целостности восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Дорисуй фигуры», «Психомышечная тренировка», «Графические ряды», «Узор из точек», | 1 час | |||
Развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, пространственных представлений, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Пульс», «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Снежинки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентирования в пространстве, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Башня», «Точки», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие объема внимания, объема кратковременной слуховой памяти, фонематического восприятия, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Выложи кружочки», «Пальчиковая гимнастика», «Каскад слов», «Определи звуки», «Графические ряды», «Четвертый лишний», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, координации движений, мыслительных операций, мелкой моторики. Психогимнастика. | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Нарисуй такой же», «В нашей группе 100 ребятишек», «Графические ряды», «Сравнение предметов», «Психомышечная тренировка», | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, произвольного внимания, кратковременной памяти, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Узор», «Пальчиковая гимнастика», «Рассмотри внимательно», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, фонематического восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Геометрические фигуры», «Определи звуки», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие активного внимания, концентрации внимания, произвольного запоминания, целостности восприятия, мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Музыкальные инструменты», «Портрет», «Пальчиковая гимнастика», «Кто не на месте?», «Дорисуй фигуры», «Графические ряды», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, аналитического мышления, мелкой моторики. Психогимнастика | «Корректурная проба», «Пальчиковая гимнастика», «Я положил в мешок», «Снежинки», «Графические ряды», «Аналогии», «Психомышечная тренировка». | 1 час | |||
Развитие слухового внимания, концентрации внимания, кратковременной памяти, ориентирования в пространстве, умения классифицировать предметы, мелкой моторики. Психогимнастика | «Ушки на макушке», «Пожалуйста» «Пальчиковая гимнастика», «Запомни картинки», «Точки», «Психомышечная тренировка», «Четвертый лишний», «Графические ряды», «Узор из точек», | 1 час |
Используемая литература
В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.
Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.
Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.
Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.
Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада).
Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:
Создание у малышей позитивного настроения;
Налаживание контакта «взрослый - дети»;
Воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.
Задача программы:
- Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;
Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;
Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;
- Способствовать развитию психических процессов у детей - памяти, внимания, мышления, восприятия;
- Формировать у детей положительные моральные качества .
Реализация задач программы позволит:
Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и ;
Дать толчок развитию психических процессов у детей;
Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.
Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.
Структура занятий
Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.
Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.
Основная часть занятия
Цель:
Способствовать обучению сравнивать и рассуждать.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.
Формировать положительные моральные качества малышей.
Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей .
Заключительная часть
Цель:
Развивать у детей умение внимательно слушать;
Правильно произносить звуки, слова;
Развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.
Научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно).
Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям. После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.
Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.
Условия проведения занятий:
Добровольное участие детей;
Оценки детям не даются;
В доброжелательных и положительных условиях проведения.
Ожидаемые результаты данной программы направлены на:
Создание положительного контакта «психолог - дети»;
Развитие положительных черт характера;
- развитие психических процессов у детей ;
Обучение различению эмоционального состояния людей.
После проведения цикла занятий данной программы, сможет спланировать дальнейшую работу с детьми 4-го года жизни.
А именно:
Отобрать детей для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы ;
- предоставить консультации родителям и педагогам по воспитанию и обучению детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лакинск
«Утверждаю»
Руководитель
МБОУ СОШ №1 г. Лакинска
Мальчикова Э. Т.
Приказ № 429 от 30.08.2013г.
«Развитие познавательных процессов»
(для обучающихся 5 классов средней общеобразовательной школы)
Потапова Наталья Владимировна
Рассмотрено на заседании
методического объединения
(педагогического совета)
протокол № 4
г. Лакинск
2014
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов" для
обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы
(в рамках общеинтеллектуального направления).
Школьная не успешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам в период адаптации обучающихся к среднему звену школы.
Основными причинами слабой успеваемости пятиклассников являются:
Нередко все эти причины выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации.
Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с обучающимися, которые имеют данные трудности.
Для обеспечения успешной адаптации слабоуспевающих пятиклассников разработана коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов", которая направлена на развитие познавательных процессов и мыслительных операций обучающихся, а также, на формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
4. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности обучающихся.
Цель программы - создание условий для успешного интеллектуального развития и обучения детей.
Задачи программы:
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность науки – ценность знания, стремления к истине.
Организационно-педагогические основы
Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет и направлена на слабоуспевающих обучающихся.
Количество занимающихся – не более 10 человек (оптимальное количество – 6 человек).
Программа рассчитана на 14 часов.
Занятия проходят 2 раза (допустимо и 1 раз) в неделю по 40 минут.
Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Данная коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:
Основные формы работы :
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Структура занятия:
Приветствие, позитивный настрой.
Знакомство с задачами занятия.
Упражнения.
Игры.
Что мы развивали на нашем занятии?
Что вам особенно понравилось?
Что не понравилось?
В чем испытывали затруднении, почему?
Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание).
В данной программе подобраны задания на:
- развитие мыслительной деятельности («Лесенка из слов», «Составь предложение», «Выражение», «Найди общее», «Соединительное звено», «Замаскированный предмет», «Отгадай меня», «Испорченный телефон», «Найди значение», «Вставь пропущенное слово», «Рассыпанный текст», «Помоги пословице», «Найди ассоциацию», «Цепочка ассоциаций», «Найди пару», «Последовательности», «А ну-ка, разберись», «Часть и целое», «Словесное домино», «Пересядут те, кто…», «Четвертый лишний», «Образование групп», «Заглавие», «Логические задачки»);
- развитие внимания («Крестики-нолики», «Наблюдатели», «Штирлиц», «Заглавие»);
Развитие памяти («Запомни по ассоциациям», «Наблюдатели», «Запомни слова», «Штирлиц»);
- развитие творческого воображения («Коллаж: Я и мои увлечения», «Коллаж: Наши достижения»);
- развитие внутреннего плана действий («Страна Наоборотия», «Больше-меньше», «Пропущенные буквы»).
При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности : игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.
Тематический план
Тема | Задачи | Продолжи тельность |
||
«Знакомство» | Знакомство ребят между собой Знакомство с целями и задачами занятий Сплочение группы | 1 упр. «Представление имени» 2 упр. «Люблю – не люблю» 3 упр. «Выработка правил работы в группе» 4 упр. «Коллаж: Я и мои увлечения» | 40 минут |
|
«Интеллектуальная гимнастика» | Развитие способности устанавливать разнообразные связи между предметами | 1 упр. «Лесенка из слов» 2 упр. «Составь предложение» 3 упр. «Выражение» | 40 минут |
|
«Интеллектуальные игры» | Стимулирование мыслительной активности Формирование интереса к занятиям Развитие произвольного внимания | 1 упр. «Найди общее» 2упр. «Соединительное звено» 3 упр. «Крестики-нолики» | 40 минут |
|
«Свойства предметов» | Развитие умения определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов Развитие умения узнавать предметы по их качествам и свойствам | 1 упр. «Замаскированный предмет» 2 упр. «Отгадай меня» 3 упр. «Испорченный телефон» | 40 минут |
|
«Развитие внутреннего плана действий» | Развитие умения выполнять действия в уме | 1 упр. «Страна Наоборотия» 2 упр. «Больше-меньше» 3 упр. «Пропущенные буквы» | 40 минут |
|
(1 часть) | 1 упр. «Найди значение» 2 упр. «Вставь пропущенное слово» | 40 минут |
||
«Понимание смысла и выделение существенного» (2 часть) | Обучение пониманию смысла текстового материала Развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями Развитие умения выделять общий и переносный смысл | 1 упр. «Рассыпанный текст» 2 упр. «Помоги пословице» | 40 минут |
|
«Ассоциации» | Развитие ассоциативного потока Развитие ассоциативной памяти | 1 упр. «Найди ассоциацию» 2 упр. «Запомни по ассоциациям» 3 упр. «Цепочка ассоциаций» | 40 минут |
|
«Причинно-следственные связи» | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь | 1 упр. «Найди пару» 2упр. «Последовательности» 3 упр. «А ну-ка, разберись» | 40 минут |
|
«Род и вид предмета. Целое – часть» | Развитие умения определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия Обучение пониманию отношения часть-целое | 1 упр. «Часть и целое» 2 упр. «Словесное домино» | 40 минут |
|
«Внимание и память» | Развитие внимания Развитие памяти | 1 упр. «Наблюдатели» 2 упр. «Запомни слова» 3 упр. «Штирлиц» | 40 минут |
|
«Классификация» | Развитие умения классифицировать | 1 упр. «Пересядут те, кто…» 2 упр. «Четвертый лишний» 3 упр. «Образование групп» | 40 минут |
|
«Интеллектуальные игры» | Стимулирование познавательной активности Развитие логического мышления | 1 упр. «Заглавие» 2 упр. «Логические задачки» | 40 минут |
|
«Наши достижения» | Развитие рефлексии Развитие творческого воображения | Создание группового коллажа на тему «Наши достижения» | 40 минут |
Материально-техническое и методическое обеспечение, необходимое для реализации программы.
Основные формы работы – групповая и индивидуальная. Поэтому помещение для занятий должно обеспечить и аудиторную работу (т. е. работу за партой), и работу «в кругу».
Каждый обучающийся для работы на занятиях должен иметь:
А также, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, различные печатные издания для оформления коллажа.
Для решения задач, поставленных программой, используются основные методы обучения:
Словесность;
Наглядность;
Проблемная ситуация;
Игровые моменты.
Механизм оценки полученных результатов.
Результативность обучения проверяется методом частичного наблюдения за обучающимися на уроках и путём проведения психологической диагностики познавательных процессов и интеллектуального развития обучающихся перед началом занятий и после.
Ожидаемые результаты
Основные формы учета знаний и умений:
тестирование (проводится перед началом проведения занятий и по окончании):
Диагностика интеллектуального развития обучающихся (ГИТ);
Диагностика развития познавательных процессов (исследование творческого мышления – Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренс, исследование уровня развития внимания (Корректурная проба, таблицы Шульте), памяти (Заучивание 10 слов, запоминание ряда бессвязных слогов и др.);
Диагностика мотивации учения (методика Н.В. Лускановой, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению модификация А.Д. Андреевой);
Диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой, тест-опросник С. В. Ковалёва);
А также исследование внутреннего плана действий (ТВПД).
Данная программа прошла апробацию в течение 3 лет. Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся 50-75% обучающихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.
Универсальные учебные действия
Личностные | Метапредметные | Предметные |
|
Знать | О формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; Правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе; Правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | Возможности и роль русского языка в познании окружающего мира; Понимать и русский язык, как часть общечеловеческой культуры; Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Общие приемы и способы решения логических заданий; Общие приёмы и способы сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации установления разнообразных связей между предметами; Необходимую терминологию по русскому языку. |
Уметь | Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; Соблюдать правила игры и дисциплину; Правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | Устанавливать разнообразные связи между предметами; Определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов; Узнавать предметы по их качествам и свойствам; Выполнять действия в уме; Выделять общий и переносный смысл; Устанавливать причинно-следственные связи, отличать причинно-следственную связь и последовательную связь; Определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия; Различать понятия «часть» и «целое»; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей и других людей; Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Формулировать собственное мнение и позиции. | Выполнять логические задания, производить вычислительные действия, систематизировать и структурировать знания; Устанавливать семантические связи между словами и словосочетаниями; Выполнять задания на сравнение свойств предметов и явлений, на установление причинно-следственных и последовательных связей. |
Применять | Быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; Подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | Полученные сведения о русском языке в других областях знаний; Приемы сравнения, обобщения и классификации по заданным критериям; Приемы установления разнообразных связей между предметами; Речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности; Умение выражать себя в доступных видах деятельности, игре и использовать накопленные знания. |
Библиографический список
Занятие 1 «Знакомство».
На первом занятии происходит знакомство ребят между собой (в группу могут попасть ребята из разных классов), знакомство с целями и задачами занятий.
Вырабатываются правила работы в группе.
Оформляется групповой коллаж на тему «Я и мои увлечения»
1 Упражнение «Представление имени»
Обучающиеся по кругу называют своё имя и какое-либо хорошее качество личности.
2 Упражнение «Люблю – не люблю»
Обучающиеся по кругу называют то, что они любят (делать, кушать…) и что не любят.
3 Упражнение «Выработка правил работы в группе»
Совместно с детьми вырабатываются, обсуждаются и записываются на доске правила работы в группе.
4 Упражнение «Коллаж: Я и мои увлечения»
На одном ватмане ребята, определяя каждый для себя место на листе, создают совместный коллаж «Я и мои увлечения».
Занятие 2 «Интеллектуальная гимнастика».
1 Упражнение «Лесенка из слов»
В данной игре нужно взять любое слово, желательно длинное, и используя имеющиеся буквы, составить как можно больше своих слов. Также с обучающимися следует обсудить значение составленных слов. Побеждает тот, кто составит наибольшее кол-во слов.
Например, слово ТРАНСПОРТ :
Рапорт Порт Сорт Пост Сан
Патрон Роса Наст Торс Пас
Стропа Нора Тост Пан Опт
Старт Нота Пора Нос Рот
Напор Рота Стан Сон Тон
Спора Торт Стон Тор Пар
Тропа Трон Рост Оса
Спорт Трос Сноп Сап
Транс Спор Сота Пот
2 Упражнение «Составь предложение»
Берутся три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова, при этом можно менять их падеж и использовать другие слова. Ответы могут быть как банальными, так и сложными, выходящими за пределы ситуации, обозначенной тремя словами с введением новых объектов. Особенно поощряются оригинальные ответы, в которых задуманные слова включаются в нестандартные связи. Все предложенные ответы сопоставляются и обсуждаются учащимися.
Слова для предъявления:
3 Упражнение «Выражение»
Обучающимся предлагается придумать предложение из 4 слов, причём каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Можно предложить два варианта выполнения задания:
Например: МВЧО
Для работы предлагаются различные наборы букв: ВСНТ, ЕЛТО, ЕНВСА.
Количество букв можно увеличивать.
Занятие 3 «Интеллектуальные игры».
1 Упражнение «Найди общее»
Для этого упражнения необходимо взять два слова (предметы, явления), мало связанных между собой. Следует найти и выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Также, полезно разобрать ответы обучающихся по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами, для того, чтобы обучающиеся могли усвоить, что такое существенные и несущественные признаки.
Слова для предъявления:
2 Упражнение «Соединительное звено»
Задаются два предмета, которые, на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга. Обучающимся необходимо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Допускается использовать два, три или четыре соединительных звена.
Слова для предъявления:
3 Упражнение «Крестики-нолики»
Известная всем игра в «крестики-нолики», единственной особенностью которой является расширение поля для ходов. Игра проводится на доске. Обучающиеся по очереди ставят необходимый «знак».
Занятие 4 «Свойства предметов».
1 Упражнение «Замаскированный предмет»
Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, существо). Нужно назвать два других предмета, в целом, мало похожих на заданный, но таких, сочетание признаков которых, по возможности, однозначно его определяло бы, т. е., как бы, замаскировать его другими предметами. Предложенные обучающимися ответы обязательно обсуждаются и обосновываются.
Слова для предъявления:
2 Упражнение «Отгадай меня»
Данная игра противоположна предыдущей. Ведущий, а потом и сами обучающиеся должны придумать пары предметов, которые однозначно кодируют третий предмет.
Слова для предъявления:
3 Упражнение «Испорченный телефон»
Обучающиеся рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например, «самолет». Его задача – быстро закодировать это слово с помощью пары других предметов (например, птица – она летает, с крыльями, хвостом и т. д., и напильник – он железный, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй игрок должен догадаться, о каком предмете идет речь. Например, он может предположить, что это «граната» и, замаскировав, передать это слово третьему игроку. Третий – кодирует принятое сообщение по своему и передает его следующему игроку и так далее. Передача каждого сообщения осуществляется письменно на полосках бумаги.
Занятие 5 «Развитие внутреннего плана действий».
1 Упражнение «Страна Наоборотия»
Заданное слово (сначала из трех, затем из четырех, пяти, шести и т. д. букв) следует прочитать по буквам в обратном порядке, справа налево, например, «работа – атобар». Все операции должны осуществляться мысленно, а не письменно.
Слова для предъявления:
Сон, тигр, тапок, карета, самолет, пропеллер, чебурашка, император.
2 Упражнение «Больше-меньше»
Зачитывается ряд чисел из трех-шести цифр. В ответ надо назвать другие цифры – на 1 (или 2) больше или меньше. Все операции должны осуществляться мысленно.
Цифры для предъявления:
1 7 4 больше на 1 – 2 8 5
Меньше на 1 – 0 6 3
Больше на 2 – 3 9 6
2 5 6 3 больше на 1 – 3 6 7 4
Меньше на 1 – 1 4 5 2
Больше на 2 – 4 7 8 5
Меньше на 2 – 0 3 4 1
3 4 2 8 больше на 1 – 4 5 3 9
Меньше на 1 – 2 3 1 7
Больше на 2 – 5 6 4 1 0
Меньше на 2 – 1 2 0 6
3 2 4 1 5 больше на 1 – 4 3 5 2 6
Меньше на 1 – 2 1 3 0 4
Больше на 2 – 5 4 6 3 7
6 7 3 5 2 4 больше на 1 – 7 8 4 6 3 5
Меньше на 1 – 5 6 2 4 1 3
Больше на 2 – 8 9 5 7 4 6
Меньше на 2 – 4 5 1 3 0 2
3 Упражнение «Пропущенные буквы»
Нужно придумать слово и прочитать его так, чтобы в нем звучали лишь первая, третья, пятая и т. д. буквы, пропуская вторую, четвертую и т. д. Сначала ведущий загадывает слова по буквам, а затем и сами обучающиеся. Остальные отгадывают. Обязательно называется количество букв, из которых состоит загаданное слово.
Слова для предъявления:
Занятие 6 «Понимание смысла и выделение существенного» (1 часть).
1 Упражнение «Найди значение»
В данном упражнении обучающимся предлагается ряд многозначных слов. Их задача состоит в том, чтобы найти как можно больше значений следующих слов:
2 Упражнение «Вставь пропущенное слово»
Для выполнения данного упражнения необходимо заранее заготовить для каждого участника текст с пропущенными словами. Каждый обучающийся должен на место пропусков вставить недостающие слова.
Предложения для предъявления:
Занятие 7 «Понимание смысла и выделение существенного» (2 часть).
1 Упражнение «Рассыпанный текст»
Данное упражнение можно проводить как соревнование двух участников или команд. Командам одновременно раздается по набору заранее заготовленных карточек с одним и тем же заданием: собрать из имеющихся слов предложение. Время выполнения фиксируется. Побеждает тот участник или команда, которая быстрее других успела выполнить задание и с меньшим количеством ошибок.
1. зайцы, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк. | |
2. по, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал. | |
3. трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят. | |
4. в, которым, растения, не, деревьев, располагаются, на, света, много, тени, нужно. | |
5. поверхности, когда, волны, моря, подует, возникают, ветер, на. | |
6. земля, живем, шара, на, имеет, который, мы, форму. | |
7. без, редкое, выдумки, без, произведение, фантазии, художественное, обходится. | |
8. знание, только, нас, сильными, может, честными, сделать, разумными, людьми, искренне, которые, любить, способны, человека. (М. Горький) | |
9. населяют, только, растения, не, суши, поверхность, и, толщу, но, морей, океанов, и. | |
10. с, дела, не конца, хвоста, не надевай, с, начинай, хомута (пословица). |
Правый столбик предназначен для ответов обучающихся.
2 Упражнение «Помоги пословице»
В этом упражнении нужно собрать пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика нужно подобрать окончание из правого столбика.
| Будешь дуть и на воду |
| Люби и саночки возить |
| А он все в лес глядит |
| Да сыта бывает |
| Не суйся в воду |
| Да не укусишь |
| А все не солнышко |
| А телегу зимой |
| Так и собак кормить |
| Ни одного не поймаешь |
| Пока не перепрыгнешь |
| Как бы кошечка не съела |
| Полезай в кузов |
| Не говори, что не дюж. |
| Чужая не приставай |
| Смотри на птичку |
Занятие 8 «Ассоциации».
1 Упражнение «Найди ассоциацию»
Берется какое-либо словосочетание или фраза. За ограниченное время нужно выписать в столбик как можно больше ассоциаций, которые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными и однозначными, так и достаточно нестандартными, но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой. Побеждает тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других обучающихся.
Слова для предъявления:
2 Упражнение «Запомни по ассоциациям»
Обучающимся для запоминания предъявляются несколько слов, логически не связанных между собой. Затем предлагается найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. На доске фиксируются все пришедшие на ум ассоциации обучающихся. Во время работы не нужно ограничивать простор их воображения. В результате должна получиться маленькая история. Когда ребята поймут и научатся выполнять это задание, количество слов для запоминания можно увеличивать и придумывать ситуации про себя, а слова в нужном порядке произносить вслух.
Например: книга, цветок, сосиска (Я закончил читать книгу, сорвал цветок, вымыл руки с мылом и съел сосиску).
Слова для запоминания:
3 Упражнение «Цепочка ассоциаций»
Обучающиеся рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фразой. Первый игрок должен на другой полоске быстро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на своей полоске свою ассоциацию и передает третьему и т. д. В результате образуется цепочка из разнообразных ассоциаций. При обсуждении итогов участники анализируют полученные цепочки.
Слова для предъявления:
Занятие 9 «Причинно-следственные связи».
1 Упражнение «Найди пару»
Данное упражнение лучше проводить на отдельно заготовленных карточках. На карточках напечатаны задания, среди которых нужно найти пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях.
| (мороз – образование льда) |
| (осень – листопад) |
| (весна – таяние льда) |
| (кипение воды – образование пара) |
| (боль – таблетка, боль – плач) |
| (подарок – радость) |
| (ветер – волны) |
| (опасность – страх) |
| (дождь – лужа) |
| (горе – слезы) |
Обучающимся предъявляются слова, находящиеся только в левом столбике таблицы, правый столбик остается пустым и предназначается для ответов.
2 Упражнение «Последовательности»
В этом упражнении обучающиеся должны к заданным понятиям подобрать такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности.
| (февраль…) |
| (юноша…) |
| (второй…) |
| (весна…) |
| (вечер…) |
| (крыша…) |
| (обед…) |
| (семиклассник…) |
| (середина…) |
| (1998…) |
И т. д…
Обучающимся предъявляются слова, находящиеся в левом столбике, правый столбик для ответов.
3 Упражнение «А ну-ка, разберись»
Упражнение также следует выполнять на индивидуальных карточках. Здесь требуется найти причину и следствие следующих событий.
Найди причину:
| (ослабленное зрение) |
| (солнце) |
| (разлив реки, таяние снега) |
| (удар) |
| (падение) |
| (пожар, костер) |
| (невыученный урок) |
(ударный труд) |
|
| (мороз после дождя) |
| (туча) |
Найди следствие:
| (радость) |
| (рассвет) |
| (усталость) |
| (разрушения) |
| (обида, ссора) |
| (замечание учителя) |
| (боль) |
| (гром) |
| (лечение) |
Занятие 10 «Род и вид предмета. Целое – часть».
1 Упражнение «Часть и целое»
Упражнение предъявляется на отдельных карточках. В данном задании нужно найти понятия, отношение между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько ответов).
| (кастрюля – крышка, сковорода – крышка) |
| (шкаф – дверца, книжный шкаф – дверца) |
| (телевизор – экран, цв. телевизор – экран) |
| (обувь – подошва, туфли – подошва) |
| (цветок – лепесток, мак – лепесток) |
| (компас – стрелка) |
| (человек – нос, мальчик – нос) |
| (пчела – крыло, шмель – крыло) |
| (крепость – стена, дача – стена, дом – стена) |
| (книга – страница) |
2 Упражнение «Словесное домино»
Играть могут несколько человек (до 6 человек, остальные могут помогать). Каждый игрок получает по пять карточек, приготовленных заранее. На каждой карточке написаны два слова – одно слово представляет собой частное, конкретное понятие, т. е. понятие, обозначающее реальный объект. Другое слово на карточке обязательно представляет собой обобщенное понятие. Обобщенные понятия подходят для нескольких конкретных понятий одновременно.
Правила игры состоят в следующем: все по очереди должны прикладывать друг к другу карточки с одинаковыми понятиями – как конкретными, так и обобщенными. Если нет подходящей карточки, то можно брать карточки, оставшиеся на столе. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки. (30 карточек по 2 понятия)
Общие понятия:
Карточки для разрезания
| Вычитание |
| Озеро |
| Диван |
| Ромб |
| Стрекоза |
| ! |
| Автобус |
| Легкие |
| Ночь |
| Тетрадь |
| Кузнечик |
| День |
| Табурет |
| Мотоцикл |
| Круг |
| Умножение |
| , |
| Пруд |
| Циркуль |
| Сердце |
| Стол |
| Автомобиль |
| Линейка |
| ? |
| Болото |
| Мопед |
| Деление |
| Почки |
| Тире |
| Море |
Занятие 11 «Внимание и память».
1 Упражнение «Наблюдатели»
В данном упражнении обучающимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор или путь из дома в школу – т. е. то, что они видели сотни раз. Один из участников описывает, другой дополняет пропущенные детали. Можно выполнять это задание письменно, а затем сравнить полученные результаты. Побеждает тот участник, который даст наиболее точное описание.
2 Упражнение «Запомни слова»
Психолог даёт обучающимся задание: запомнить слова и словосочетания (всего 12), которые им будут названы. Для лучшего запоминания им необходимо схематично зарисовать названные предметы так, чтобы рисунок потом помог вспомнить заданные слова. После предъявления всех слов, обучающиеся с помощью рисунков, вспоминают и называют заданные слова.
3 Упражнение «Штирлиц»
В начале игры выбирается ведущий. Остальные участники замирают в каких-либо позах. Ведущий должен внимательно осмотреть других участников и запомнить их позы, одежду и т. д. Затем он выходит из класса. Остальные обучающиеся в это время должны что-то у себя поменять. Вначале изменений всего должно быть не более 5-6, далее можно увеличить количество изменений, тем самым, усложнив игру. Задача ведущего найти эти изменения у игроков.
Занятие 12 «Классификация».
1 Упражнение «Пересядут те, кто…»
В данной игре обучающиеся должны классифицировать себя и друг друга по какому-либо признаку. Ведущему нужно назвать какой-либо признак, по которому учащиеся должны объединиться. Тем ребятам, которые находят у себя названный признак необходимо поменяться местами друг с другом.
2 Упражнение «Четвертый лишний»
В данном упражнении необходимо иметь либо набор карточек с картинками, по четыре картинки на каждой карточке, три из которых объединены чем-то общим, а одна «лишняя», либо набор слов, составленных аналогичным способом. Задача обучающихся найти это «лишнее» слово или картинку.
Слова для предъявления:
3 Упражнение «Образование групп»
Ребятам предлагается набор карточек (около 50 – 60 штук, одна карточка – одно изображение) с изображениями различных предметов, живых существ, природных явлений…, которые надо классифицировать по какому-либо общему признаку. После образования групп, обучающиеся должны аргументировать свой выбор. Затем, ребятам следует предложить классифицировать те же картинки по какому-либо другому признаку, если это возможно…
Занятие 13 «Интеллектуальные игры».
1 Упражнение «Заглавие»
Для этого упражнения необходимо приготовить небольшой текст, объемом примерно в 12-15 предложений. В некоторых словах текста сознательно должны быть допущены орфографические ошибки по изученным правилам. Затем бланки с текстом выдаются каждому обучающемуся, и предлагается придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную мысль текста, и найти все орфографические ошибки. Желательно, чтобы к одному рассказу ребята придумали 3-5 названий. Количество допущенных ошибок в тексте оговаривается заранее.
Варианты текста:
Зимой
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у нее появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!
2 Упражнение «Логические задачки»
Психолог устно предъявляет ребятам логические задачи. Можно дать задачи на карточках. Упражнение можно проводить в соревновательном русле. Побеждает тот, кто больше «решит» задач.
Варианты задач:
1) Если бы верблюд был ниже ёжика, но выше слона, кто был бы выше всех? (Ёжик)
2) Если бы собака была легче жука, но тяжелее бегемота, то кто был бы легче всех? (Бегемот)
3) По улице идут два сына и два отца. Сколько человек идёт по улице? (Три человека – дедушка, папа, сын)
4) Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Воздушный шарик)
5) Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, если бросить мяч вверх)
6) Чем больше берут, тем больше становится. Что это? (Яма)
7) Шёл мальчик в школу и встретил трёх девочек. У каждой девочки было по одной собаке. Сколько всего живых существ направлялось в сторону школы? (Один мальчик)
8) Вы входите в тёмную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь? (Спичку)
9) Один предсказатель мог угадать счёт любого футбольного матча до его начала. Как он это делал? (До начала матча счёт всегда 0:0)
10) Если в 11 часов ночи идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (Нет, так как через 48 часов будет ночь)
Занятие 14 (итоговое) «Наши достижения».
Оформляется групповой коллаж на тему «Наши достижения».