Главная » Ядовитые грибы » Как закрепляются гендерные роли. Стили социального поведения

Как закрепляются гендерные роли. Стили социального поведения

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

Развитие личности предполагает ее социализацию, освоение ею ряда социальных ролей, которые могут ей понадобиться в настоящем и будущем, чтобы стать членом общества. Для того чтобы успешно самореализоваться, ребенку нужно освоить роли, которые будут полезны для его профессионального самоопределения — внимательного ученика, аккуратного исполнителя и уверенного лидера, вдумчивого исследователя или открытого всему новому творца. Но не менее важно самоопределение личностное, для которого помимо прочего, потребуется освоение гендерных ролей.

Пол человека — это не только набор специфических хромосом, но и набор социальных ролей, предписываемых обществом мужчинам и женщинам, и удовлетворенность жизнью во многом связана с тем, совпадает ли самоощущение личности и требования, выдвигаемые к ней и ее поведению социумом.

Когда специалисты начинают говорить с родителями о формировании гендерного поведения их детей, родители нередко начинают беспокоиться, поскольку в их сознании понятие гендера смешивается с понятием половой принадлежности и сексуальной ориентации, а в таких серьезных вопросах большинство взрослых хотели бы, чтобы их ребенок не преподнес им сюрпризов. В то же время современные исследователи склоняются к мнению, что на восприятие человеком себя как представителя определенного пола (гендерная идентичность) и на его взгляды на то, какой пол партнеров будет его устраивать (сексуальная ориентация), семейное воспитание влияет редко. А вот на формирование поведения и стиля жизни, мировосприятия и установок, позволяющих человеку проявлять себя в повседневной жизни как существо маскулинное (мужественное) или феминное (женственное), семья и ближайшее окружение влияют совершенно непосредственно.

Первые уроки мужественности или женственности родители дают своим детям еще до того, как ребенок будет способен осознать себя не только человеком определенного пола, но человеком вообще. Одежда определенных цветов, закрепленная в нашей культуре за мальчиками и девочками, игрушки, обусловленные половой принадлежностью, дизайн детской комнаты — все это направлено на то, чтобы воспитать личность в согласии с ее или его биологической половой принадлежностью. К раннему детству ваш ребенок уже успевает привыкнуть к тому, что вы постоянно направляете его или ее поведение в русло своих ожиданий: «Не реви, ты же мальчик!», «Не дерись, ты же девочка!». К концу периода дошкольного детства личность, как правило, уже имеет не вполне осознанные, но вполне сложившиеся представления о предпочитаемом образе жизни, о комфортном для себя соотношении общительности и замкнутости, проявляются лидерские качества или мягкость характера. Шестилетняя девочка, ведущая себя как мальчишка-сорванец, заставляет родителей мириться с тем, что она такая, как есть, нравится им это или нет.

Что заставляет детей отступать от привычного русла развития в социально-одобряемых рамках? Прежде всего на подрастающую личность влияет семейная среда. Ребенок может подражать, вольно или невольно, поведению одного из родителей, причем не всегда родителю своего пола. Дети занимают те ниши, которые им предлагает сложившаяся семейная ситуация. Мама трудится на двух работах, успевает совмещать это с заботами по дому безо всякой помощи, активна, бодра и всеми командует? Папа мягкий и замкнутый, много свободного времени проводит на диване у телевизора, подчиняется маме беспрекословно, зависит от ее забот? Чью же позицию займет ребенок? Вне зависимости от пола ребенок с высокой вероятностью будет подражать тому, за кем он чувствует позиционное превосходство, тому, кому выгодна семейная ситуация такой, как она есть. Если отец манипулирует домашними, демонстрируя свою беспомощность, ребенок перенимет пассивную позицию, если манипулирует остальными мать, подавляющая любые попытки свергнуть свою власть, то и ребенок попытается отзеркалить ее маскулинность, если не в семье, то среди сверстников.

Помимо прямого подражания, большую роль играют отношения ребенка со значимым взрослым. Девочка, получающая поощрения от своего отца только тогда, когда она ведет себя как мальчик, (достигает чего-то в спорте, демонстрирует отвагу, силу духа или, например, любовь к рыбалке), а ее достижения в «женских дисциплинах» остаются незамеченными им, будет развиваться в более маскулинном духе, чем если бы отец поощрял ее за любые успехи. Интересно то, что если ребенок не получает от родителя предельно конкретных требований в понятной ему форме, он стремится соответствовать ожиданиям значимого для него родителя, руководствуясь своими представлениями об этих ожиданиях. Например, дети, оставшиеся без попечения родителей, питают к анонимным родным смешанные чувства. Нередким среди таких детей является фантазирование о родителе, который представлял собой социально значимую фигуру, но не смог заботиться о ребенке по объективным причинам (гибель родителя, похищение ребенка, разного рода разлучившие их драматические события). Девочки, фантазировавшие об отце (летчике, киноактере, преступнике), — проявляли больше признаков маскулинности, мужественности, чем девочки, придумавшие себе воображаемую мать (балерину, жену известного человека, певицу). Таким образом, значимый взрослый требовал от ребенка соответствия его (ребенка) ожиданиям даже при полном физическом отсутствии.

Еще одним важным источником трансляции норм гендерного поведения становится такой рупор общественного мнения, как СМИ. В отличие от непосредственного влияния социума, предлагающего подросткам традиционный взгляд на идеалы мужественности и женственности (мужчина должен быть сильным, самостоятельным, смелым, активным, стремиться к свободе и финансовой независимости; женщина должна быть мягкой, заботливой, стремиться хорошо выглядеть и чтить семейные ценности превыше профессиональных), СМИ не преследуют целей сохранения традиций. Их цель совсем другая — продавать товары, услуги, формировать мнение, воспитывать из юного зрителя идеального потребителя. СМИ в своих интересах навязывает молодежи нереалистичные образцы поведения, что особенно четко прослеживается в рекламных роликах. Молодые женщины в них обладают огромными, идеально обставленными домами, в которых царит выставочная чистота, при этом по дому бегают стильно причесанные дети, элитные животные и преуспевающий муж, а хозяйка выглядит как супермодель, но обладает важной работой, занимается спортом и проводит много времени с друзьями. Размышляя рационально, девушка понимает, что эта картина не может быть примером для подражания, она нереалистична, но реклама рассчитана на то, чтобы задевать иррациональную, эмоциональную сферу, вызывать чувство неполноценности, готовности купить товар, который приблизит ее к этой красивой недосягаемой жизни идеальной женщины.

Юноши тоже подвергаются давлению СМИ, которые осаждают их картинками преуспевающих сверстников: молодой мужчина в представлении товаропроизводителей, едва выйдя из возраста тинейджера, начинает носить дорогие костюмы, жить в пентхаусах, пользоваться массовым вниманием прекрасных женщин и покупать себе все только самое лучшее. О том, что даже имея хорошее образование подобных высот мужчина в 21—25 лет, как правило, достигнуть не в силах, умалчивается. Нет таких форм поведения, чтобы молодые люди могли воплощать в своей жизни экранные идеалы. Все, на что способна эта информация, — вызвать у юноши резкое неприятие «долгих» путей к успеху вроде работы в реальном секторе экономики, спровоцировать его «не столько быть, сколько слыть»: не стремиться к целям, сообразным возрасту, а потреблять товары, которые символизируют успех раньше (и вместо) того, как они станут ему по карману, искать возможности «быстрых денег».

Представления подростков о поведении и образе жизни представителя их пола и возраста в результате сильно искажаются. Недовольство собой поддерживает на плаву целые индустрии, умом молодые люди понимают, что их реальная жизнь в целом соответствует той, какой живут их сверстники, но бессознательно они все же включаются в гонку за недостижимыми образами, навязываемыми извне. Это зачастую приводит к тому, что подростки осваивают формы поведения, которые являются реакцией на давление общества, но не помогают им достигать своих половозрастных целей.

У некоторых народов Севера гендеров, т.е. типов поведения, закрепленных за социальным полом, не два, как в нашей культуре, а… пять. Гетеросексуальные женщины в женской одежде, выполняющие женские функции; гетеросексуальные мужчины в мужской одежде, с мужскими обязанностями; гомосексуальные мужчины в женской одежде; гетеросексуальные мужчины в женской одежде, выполняющие женскую работу; гетеросексуальные женщины в мужской одежде, выполняющие мужскую работу. Почему так много ролей? Главным образом потому, что это нужно социуму, племени. Человека не спрашивают, хочет ли он, будучи мальчиком, носить женское платье и следить за очагом. Когда он родился, мальчиков в племени было уже достаточно, а вот тех, кто будет через 10—20—30 лет выполнять женскую работу, заметно меньше. Поэтому социум проводит свойственные ему ритуалы и вручает ребенку функцию, которую он будет выполнять всю жизнь, не заботясь о том, сделает ли это его счастливым. В нашем обществе такое переодевание младенца выглядело бы грубым нарушением прав человека и поэтому не практикуется. Зато любой легко может себе представить примету позднесоветского времени — мощных маскулинных женщин, работающих на ремонте дорог (они нужны обществу, поскольку мужчины не хотят выполнять тяжелую работу за эти деньги, а женщины соглашаются и трудятся на совесть, кроме того, они меньше пьют). Также легко понять, почему современная городская культура порождает типажи хрупких и эстетически выверенных мужчин-модников разного рода, и чем крупнее населенный пункт, тем больше в нем таких персонажей. Так нужно обществу, разумеется. Чем выше плотность застройки и скученность, тем более остро стоит вопрос регулирования агрессии. Популяции неагрессивных, неконкурирующих в физическом смысле мужчин, вкладывающих силы не в драку за ресурсы, а в самосовершенствование в нематериальном, интеллектуальном, эстетическом, творческом плане делают большие города более безопасным местом.

Таким образом, для того чтобы соответствовать интересам социума, необязательно учреждать отдельный гендер, можно отрегулировать настройки тех, что уже есть. В то же время родители детей и подростков с ОВЗ нередко совершают попытку превратить свое чадо в существо нулевого гендера — безвозрастного и бесполого ребенка. Работая с подростками с ОВЗ, мы неоднократно обращали внимание на тот факт, что они подвергаются родительским попыткам замаскировать и подавить то, что связано с поведением и внешним видом, присущим определенному полу. Мальчики часто были робкими, нежными, послушными и одетыми во что-то, похожее на бабушкин жакет. Девочки, в свою очередь, были острижены под мальчиков и не имели никакого представления о бижутерии, маникюре и флирте, хотя их здоровые сверстницы были увлечены именно этим и прочими новыми для подрастающей девочки сторонами жизни. Подростки с ОВЗ, обучающиеся в тех же группах, но не имеющие опекунов, демонстрировали ярко выраженную феминность и маскулинность, не всегда в соответствии с биологическим полом, но с большим воодушевлением, присущим возрасту.

Беспокойство родителей, отвечающих за особого ребенка, понятно. Понятен и некоторый инфантилизм их подопечных: тот, кого берегут от общества и окружают заботой, разумеется, будет более беспечен и ребячлив. Но в попытке противостоять женственности или мужественности своего ребенка, руководствуясь интересами семьи, есть что-то нечестное. Возможно, вы подозреваете, что ваш ребенок недостаточно зрелый в социальном и интеллектуальном плане, для того чтобы становиться подростком со всеми вытекающими последствиями. Но таково большинство подростков. Возможно, вы полагаете, что ваш сын или дочь попадет в беду, поскольку не имеет внятных представлений о мире отношений. Но если вы будете вечно держать его у своего подола, он или она так ничему и не научится. Возможно, вы полагаете, что имея трудности со здоровьем и развитием, ваш ребенок никогда не состоится как мужчина или как женщина, и на этот случай лучше, чтобы мама оказалась рядом. А вот тут вы ошибаетесь. Найти человека, способного разделить горести и радости, одинаково трудно, но одинаково возможно и для молодых людей с ОВЗ, и для здоровых людей любого возраста.

Не усложняйте жизнь своим детям.

Им не всегда легко понять, что пропасть между тем, что они собой представляют, и тем, что им показывают в качестве образца, примерно того же масштаба, что и у их здоровых сверстников. Многие молодые люди и слышать не желают о том, что они руководствуются ложными образами, списывая все невзгоды и лишения на дефект, присущий их здоровью. «Мужчина должен иметь (далее список предметов роскоши), а у меня этого нет и не будет»; «Женщина должна выглядеть так, а я представляю собой полную противоположность» — вот типичное представление подростка с ОВЗ о своем месте в обществе в качестве представителя своего пола. Помимо искаженных представлений о себе, СМИ и социальные сети формируют у подростков представление о желаемом поведении партнера, которое автоматически делает любого сверстника неконкурентоспособным и негодным для отношений. «Мы встречались с ним трижды, а он не подарил мне ничего значительного, — жалуется молодая девушка психологу, — придется с ним порвать, а жаль, он мне очень понравился, с ним было весело». На вопрос, откуда ей известно об обязательности подарков, девушка ссылается на сообщество, в котором ее «просветили».

Юноши и девушки, пытающиеся начать встречаться со сверстниками, доверяют стереотипам, распространяемым анонимными сетевыми советчиками, и в результате сталкиваются с тем, что их жизнь вышла из-под контроля, что они ищут в людях не того, что нужно им, а чего-то навязанного социумом. Подростки обнаруживают, что, перецеловав тысячу лягушек в поисках своей принцессы, принцем остаться сложно, так как каждые новые отношения рвутся легче предыдущих и встретить «своего человека» почти невозможно.

Эта проблема усугубляется тем, что старшее поколение больше не может служить своим детям примером и источником информации, поскольку темп и содержание повседневной жизни молодых людей радикально изменились с тех пор, как молодежью считались их родители. Юноши и девушки пытаются перенимать образ жизни, увиденный ими в американском кинематографе и телепередачах, но этот образ не имеет у нас культурно-исторических корней. Например, в американской школе девочка, побывавшая на свиданиях (имеется в виду выход в свет — прогулка, поход в кино, кафе) с десятками поклонников и не выбравшая никого из них, — популярная, вызывает стремление подражать себе и уважение сверстников. В нашей культуре она вызовет смешанную реакцию — часть соучеников сочтут ее популярной, другая часть будет уверена в том, что девушка подмочила репутацию и нужно держаться от нее подальше. Такое же рассогласование гендерных стереотипов возникает и в других сферах жизни, и молодым людям все труднее понять друг друга правильно. Ведь устоявшиеся правила, которым следовали родители, исчезли, а на их месте возникла совершенная путаница.

Единственным выходом для подростков, зашедших в тупик в поисках идеальных отношений, становится необходимость больше прислушиваться к своему сердцу, чем к общественному мнению, и искать людей, разделяющих их собственные представления о том, как должны жить современные мужчины и женщины. Ведь только самостоятельный выбор и принятие ответственности за него делают отрока зрелой личностью, контролирующей свою жизнь.

Кропивянская С.О.

Гендерные роли - это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль - дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности . Тендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» .

Таким образом, тендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление тендерной идентичности индивида .

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную тендерную роль. Существующие в обществе тендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» .

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин -профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И, тем не менее, стереотипы о традиционных тендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин - в сфере про­фессиональной, общественной .

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром - это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли .

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное™ и экспрессивности - при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности - лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин .

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно ко­торой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели тендерных ролей . Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, тендерных ролей . Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне - значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды дея­тельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль - производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта .

Гендерные роли

Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Gender roles (англ.)

Литература:

Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 53.

Лебедева Н. М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. С. 141-142.

Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. Р. 165-172.

Hofstede G. Culture"s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.

Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935.

Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men"s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. Р. 221-38.

© Е. Ф. Иванова


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерные роли" в других словарях:

    Гендерные роли - … Википедия

    Гендерные роли (половые роли) - – установки, а также виды деятельности, которые общество связывает с тем или иным полом … Словарь-справочник по социальной работе

    Гендерные различия - совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и … Википедия

    ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь

    Гендерные проблемы - (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… … Политология. Словарь.

    ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь

    Гендерные отличия - Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 … Википедия

    Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… …

    - (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот … Термины гендерных исследований

    ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть. Г. т.… … Современный философский словарь

Книги

  • Почему мужчины врут, а женщины ревут , Пиз Аллан. В мире где гендерные роли так явно размыты и трансформированы, авторы блестяще сумели сформулировать различия в восприятии реальности мужчинами и женщинами, и объяснить мотивы…


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта