Главная » 3 Как собирать » Особенности работы педагога. Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Особенности работы педагога. Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки. Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту. Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии. И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги. История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных. Позитивная сторона - это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие. Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие "зелёные" мнения, видеть искренние улыбки - дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони. Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности - Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми. Иногда встречаются двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их - это полдела. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил. Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе. Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов. Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия. В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это - еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее. Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие Чернявская Анна Павловна

2.2. Особенности педагогической деятельности

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

16. Понятие трудового коллектива. Психологические особенности трудовой деятельности Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

Глава 2 Сущность и особенности педагогической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор вида деятельности 23.1. Психологический пол и особенности личностиИмеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

8.10. Психологические особенности деятельности работников службы занятости населения В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, осуществляющие государственную политику занятости по двум основным направлениям:

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

14.2. Мотивы педагогической деятельности Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

14.3. Особенности мотивации научной деятельности При рассмотрении этого вопроса необходимо дифференцировать два аспекта. Один аспект - это мотивация выбора научной деятельности, другой - выяснение причин того, почему ученый взялся за разработку данной научной темы, что

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 2. Особенности личности и выбор вида деятельности и профессии 2.1. Склонности и выбор вида деятельности Большинству людей известно, что не всякая работа является для них притягательной, а только та, которая отвечает их склонностям, которая встречает, как писал Н. С.

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях

Из книги автора

§ 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение

Из книги автора

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, программами по предметам и примерным содержанием

Из книги автора

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей 8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек – человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу заправляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий тина "человек – человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Таким образом, одной из особенностей педагогической деятельности является то, что ее объект имеет двойственную природу (А. К. Маркова): с одной стороны – это ребенок, ученик во всем богатстве его жизнедеятельности, с другой – это тс элементы общественной культуры, которыми владеет учитель и которые служат "строительным материалом" для формирования личности. Это двойственность природы педагогической деятельности нередко приводит к тому, что молодой учитель неадекватно понимает предметную сферу своей деятельности, в центре которой находится ребенок, и неоправданно сводит (редуцирует) ее к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что последние – лишь инструмент педагогической деятельности, а не суть ее . Поэтому педагогическая профессия требует сложной подготовки учителя – общекультурной, человековедческой и специальной.

В. А. Сластёнин в качестве основных специфических особенностей педагогической профессии выделяет ее гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция труда учителя связана прежде всего с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом совместной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на помощь ребенку в решении задач, стоящих перед ним сегодня, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, определяющих путь его дальнейшего развития.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек – человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в развитие личности воспитанника. Именно поэтому сегодня все чаще говорят о совокупном (коллективном) субъекте педагогической деятельности.

В психологии "коллективный субъект" – это взаимосвязанная и взаимозависимая группа людей, выполняющих совместную деятельность.

Под совокупным (коллективным) субъектом педагогической деятельности в широком смысле понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Основными характеристиками коллективного субъекта являются взаимосвязанность и взаимозависимость, совместная активность и групповая саморефлексия.

Взаимосвязанность в педагогическом коллективе способствует формированию преддеятельности, т.е. формированию мотивации на достижение единой цели, формированию общей педагогической направленности, иными словами, формированию учителей-единомышленников. "Понятие "единомышленники" не означает отказ от своих личных взглядов и педагогических приемов. ...Единомышленники – это люди, думающие об одном, но думающие неодинаково, неоднозначно, решающие вопросы этого одного по-своему, с позиций своих взглядов, на основании своих открытий. Чем больше оттенков внутри какой-либо человеческой общности, тем более она жизненна. Поэтому чем более будут разниться мысли учителей об одном деле, тем глубже и многообразнее будет реализовано это одно дело" .

Совместная активность как характеристика коллективного субъекта предполагает не только совместную деятельность, но и совместную коммуникацию, общение, групповое поведение, внутригрупповые отношения. Педагогическая деятельность невозможна без обмена опытом, без дискуссий и споров, без отстаивания собственной педагогической позиции. Педагогический коллектив – это всегда коллектив людей разного возраста, разного профессионального и социального опыта, а педагогическое взаимодействие предполагает общение и отношения не только с коллегами, но и с учениками и их родителями. Поэтому только в том случае, если педагогический коллектив становится коллективным субъектом, он способен перевести существующие противоречия в конструктивную совместную активность, а не превратить их в постоянный конфликт. А. С. Макаренко утверждал: "Единство педагогического коллектива – совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Пет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее" .

Важнейшей характеристикой коллективного субъекта является способность группы к саморефлексии , в результате которой формируются чувства "Мы" (переживания своей принадлежности к группе и единения с ней) и образ-Мы (групповое представление о своей группе, ее оценка). Подобные чувства и образы могут быть сформированы только в коллективах, имеющих свою историю, традиции, уважающих педагогический опыт, накопленный старшим поколением и открытых к новому педагогическому поиску, умеющих дать критическую, объективную оценку своей профессиональной деятельности.

Таким образом, совокупность характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности позволяет судить о психологическом климате (атмосфере) в педагогическом коллективе, от которого во многом зависит эффективность работы учителя, его удовлетворенность собственным трудом, возможность самореализации и самоактуализации в профессии.

Педагогическая деятельность как творческий процесс. Важнейшей и системообразующей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер.

Начиная с классиков педагогики и заканчивая новейшими исследованиями педагогической деятельности, все авторы так или иначе рассматривали деятельность педагога-воспитателя как творческий процесс. Наиболее полно данная проблема представлена в трудах В. А. Кан-Калика. Он рассматривает педагогическое творчество как процесс решения бесчисленного множества задач в меняющихся обстоятельствах.

Необходимо отметить, что в любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, т.е. в любой деятельности обязательно сочетаются творческий и нетворческий (алгоритмический) компоненты. Алгоритмический – предполагает стандартную ситуацию, исключающую свободу выбора при решении задачи. Творчество имеет место тогда, когда метод деятельности не задан заранее, а определяется самим субъектом деятельности в соответствии с особенностями ситуации. Однако роль творческого компонента в разных видах деятельности существенно различна. Алгоритмический компонент педагогической деятельности представлен совокупностью нормативного психологопедагогического знания и опыта. Однако они применяются в постоянно изменяющихся условиях, нестандартных ситуациях. Так, тщательно разработанный конспект урока в ситуации "живого" общения с учениками неизменно претерпевает изменения. В этом и заключается специфика педагогического творчества. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что "сама природа педагогического творческого труда характеризуется целым рядом параметров, которые в самом прямом смысле слова имеют нормативный характер, что отнюдь не исключает их эвристического начала, но предполагает некоторое знание этой нормативности. Если этого не происходит, то результаты педагогического творчества не могут быть достаточно эффективными, так же как нельзя слагать стихи, не владея знанием техники рифмы, размеров и т.п." . Однако большинство исследователей отмечает, что именно в педагогической деятельности творческий компонент преобладает над нормативным (алгоритмическим), так как требуется постоянный выбор оптимального варианта решения педагогической задачи.

В чем же отличие педагогического творчества от творчества научного, технического, художественного? Отвечая на этот вопрос, В. И. Загвязинский указал на следующие особенности творчества педагога.

  • 1. Жестко лимитировано, спрессовано во времени. "Учитель не может ждать, пока его “осенит”", он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом уроке в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им ситуация".
  • 2. Поскольку педагогическое творчество слито с учебно- воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. "Негативные допустимы лишь в мысленных пробах и прикидках".
  • 3. Педагогическое творчество – всегда сотворчество.
  • 4. Значительная часть творчества педагога осуществляется на людях, публично (умение управлять своим психофизическим состоянием).

Специфичен также и результат педагогического творчества. Н. В. Кузьмина отмечает, что "продуктами" педагогического творчества всегда являются педагогические новации, направленные на совершенствование педагогического процесса или педагогической системы в целом. Сфера педагогического творчества, а следовательно, и появления педагогических изобретений необычайно широка. Они могут быть как в области отбора и композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельности, в создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач. Однако чаще всего указывают на субъективность новизны в педагогическом творчестве (открытие, сделанное учителем, важно не столько для педагогической теории или практики, сколько для него самого и его учеников в ходе решения конкретной педагогической задачи).

Педагогическая деятельность, являясь творческой по своей сути, требует от каждого учителя созидательного подхода к своей профессиональной деятельности. Однако степень творческой реализации конкретного учителя зависит от его мотивов, личностных качеств, индивидуальных способностей, уровня знаний, общекультурного и профессионального опыта. Поэтому педагогическое творчество может быть реализовано на разном уровне. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества.

  • 1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Используется обратная связь, корректируются воздействия но результатам. Но учитель действует "по методичке", но шаблону.
  • 2. Уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
  • 3. Уровень эвристический. Учитель использует творческие возможности живого общения с учениками.
  • 4. Уровень творчества (самый высокий) характеризует учителя полной самостоятельностью. Педагог может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучаемости, воспитанности, развития класса.

Таким образом, каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Он так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

  • Данильчук Д. И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе. М., 1987.
  • Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. С. 164.
  • Макаренко А. С. Сочинения. С. 179.
  • Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогика творчества // Библиотека учителя и воспитателя. М., 1990. С. 32.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Н.Заболоцкий

Формирование мотивационной сферы личности педагога обусловливает его профессиональное развитие, фундаментальным условием которого является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

Профессиональное развитие - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения.

    РАЗВИТИЕ – ЧТО ЭТО?

Развитие - одно из фундаментальных философских и научных понятий. В разных словарях даются идентичные определения этого понятия, но, тем не менее, каждое имеет свои акценты.

Под развитием обычно понимают:

    увеличение сложности системы;

    улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

    увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

    количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

    социальный прогресс.

В общем смысле развитие - это «...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов... в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры». По направлению различают прогрессивное развитие (движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному), и в противовес ему - регрессивное развитие (обратное движение).

В дальнейшем, говоря о развитии, будем иметь ввиду только прогрессивное изменение. Исходя из приведенного общего понятия, М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» пишет, что «Развитие школы можно определить как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов образования.» Иначе говоря, развитие - это процесс закономерного перехода и объектов, и субъектов развития из старого качественного состояния в новое, который приводит к получению качественно новых результатов. Поэтому появление новых результатов образования личности свидетельствует о работе школы в режиме развития.

Развитие образовательного учреждения может быть управляемым или стихийным. Управляемое развитие всегда предполагает выработку и реализацию решений об освоении (внедрении) каких-то новшеств, т.е. таких компонентов или таких связей, которых раньше в педагогической системе образовательного учреждения не было.

    НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ООО И ВВЕДЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос.

В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет.

Школа XXI века приобретает новый, современный облик, меняются и её ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Учитель - это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика.

Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции с дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену вышеуказанным документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта.

Модель формирования инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы должна начинаться с создания педагогически целесообразной организации комплекса стимулов, которые побуждали бы развитие педагогического новаторского мышления, интерес учителей к инновационной деятельности. Создание атмосферы творческого межличностного взаимодействия субъектов учебного процесса является следующим этапом на пути к освоению инновационного культурного пространства.

    РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС

Каждый педагог – важный «винтик» во-первых, в системе образования, а во-вторых – в жизни учащихся. Наша личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности ребёнка представляет собой активный процесс усвоения им социальных норм и соответствующих им способов поведения в первые годы жизни.

Взрослым необходимо определять для себя время от времени те мотивы, которыми побуждается их собственная деятельность, что движет их воспитательными усилиями и строить взаимодействие с детьми на основе гуманистических принципов: диалогизации, проблематизации, персонализации, индивидуализации.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

    О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГОВ МБОУ СОШ №46 Г.ЛИПЕЦКА

Содокладчик – Зайцева Ю.Н.

    О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

В профессиональном стандарте педагога для оценки личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности указываются такие характеристики как:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и оказывать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

3. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

4. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе и совместно с психологом и другими специалистами осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

5. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

6. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

К сожалению далеко не каждый пункт мы можем отметить для себя со знаком «+», поэтому введение профессионального стандарта ставит перед нами ряд целей, которые нам необходимо достичь.

Что же может мешать человеку развиваться творчески, профессионально, интеллектуально? Самое первое препятствие, стоящее на пути к полноценному развитию, это утверждение, что определенное занятие является скучным. Считая так, вы оставляете в стороне множество путей, которые в будущем могли бы быть интересны и полезны. Ведь любопытство – один из главных стимулов интеллектуального развития.

Однообразная информация также является фактором, замедляющим наше развитие. Просмотр одних и тех же сайтов или общение только с определенным кругом людей заставляет вас привыкать к шаблонам, присущим только людям вашего круга общения.

Выбор наиболее легкого пути тоже вынуждает постоянно пренебрегать развитием в угоду комфортному существованию. В любой ситуации нужно стараться находить более сложное решение проблемы и, может быть, результат усилий тоже будет гораздо сложнее, и, соответственно, лучше. А постоянное использование мозга, непременно, скажется на результативности его работы.

Отсутствие стремлений, ровно как и предыдущие причины, следует приписать к барьерам, которые препятствуют развитию. Без стремлений человек останавливается на определенном уровне. Разве боксер сможет стать чемпионом, если он не стремится повышать свое мастерство? Ответ очевиден. Желайте большего и добивайтесь того, чего желаете. Поступая так, вы будете задействовать свои способности.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УСПЕШНОГО ОПЫТА

В нашем образовательном учреждении работает немало педагогов с высоким уровнем мотивации к инновационной деятельности, стремлением к самоактуализации, педагогической децентрации и самореализации. Одни из них сегодня выступят в качестве содокладчиков и поделятся своим опытом по достижению высокого уровня развития:

Содокладчик Ситникова Н.Н.

Содокладчик Кучеева К.И.

    СПОСОБЫ И РЕСУРСЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Парадигма развивающего, личностно-ориентированного образования, задача повышения профессионализма педагогических кадров, когда недостаточно только одного просвещения для изменения внутренней позиции педагогов, требует перехода от традиционной модели к модели профессионального развития педагогов.

Модель профессионального развития педагога выглядит следующим образом:

Фундаментальное

условие

Переход на более высокий уровень профессионального

развития.

Движущая сила

Собственная деятельность по разрешению собственной проблемы.

Психологический

механизм

преобразование внешней мотивации во внутреннюю, создание

ощущения внутренней необходимости действия.

Результат

Осознание педагогами необходимости самосовершенствования,

саморазвития, самореализации.

На 1 этапе цель состоит в повышении педагогического мастерства как результата личностного роста в своей профессии посредством формирования мотивационной структуры личности педагога. Оно заключается в преобразовании когнитивного и аффективного элементов мотива, что способствует развитию профессионального сознания педагога.

На II этапе целью является развитие профессиональной компетентности, которое основывалось на понимании других и себя через других, развитие рефлексивной культуры.

Не маловажную роль в развитии педагога имеет также своевременная информированность о проведении творческих конкурсов, семинаров, наличии различных информационных ресурсов в сети Интернет и в различных печатных изданиях, где учитель может не только узнать что-то новое и пообщаться с коллегами, но и транслировать свой опыт и талант путём непосредственного участия или издания разработок уроков и мероприятий.

Современный учитель, идущий в ногу со временем и владеющий ИКТ-компетенциями, без труда может найти такую информацию в интернете на сайтах Департамента образования и науки администрации г.Липецка во вкладке «Деятельность» и Управления образования и науки Липецкой области во вкладке «Проекты».

Зачастую педагоги, не вникнув в подробности различных мероприятий, избегают принимать участие в таких творческих конкурсах как «Алло, мы ищем таланты!», «Призвание – учитель», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Учитель года» и пр. из-за внутренней скованности, зажатости, аргументируя отказ нехваткой времени, опыта, таланта или некомпетентностью. Такое свойственно многим людям, ведь куда проще ничего не делать и жаловаться на судьбу, нежели работать, постоянно двигаться вперёд, действовать.

Некоторые конкурсы не имеют массового отклика среди педагогов, так как считаются узкоспециализированными. Например, в конкурсе «Поколение IT » обычно принимают участие работы, созданные детьми под руководством исключительно учителей информатики и ИКТ, несмотря на то, что это творческий конкурс рисунков, презентаций и видеороликов в котором оценивается не только и не столько техническая составляющая, сколько именно идея, смысловая нагрузка проекта.

Сейчас Вы видите список интернет-ресурсов, на которых педагоги имеют возможность бесплатно разместить электронный вариант разработок урочной и внеурочной деятельности, поучаствовать в онлайн-конференциях, пообщаться с коллегами из других городов, обсудить интересующие на данный момент проблемы и почерпнуть немало нового в свою педагогическую копилку.

Интернет-ресурсы для педагогов

И это лишь малая часть из того, чем может воспользоваться педагог, желающий развиваться в профессиональном плане.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в своём профессиональном становлении каждый учитель последовательно проходит следующие периоды:

    профориентации, то есть введения в мир профессии и выбора будущего рода занятий ещё в роли старшеклассника или абитуриента

    профессиональной подготовки в высшем учебном заведении

    профессиональной деятельности в качестве дипломированного учителя

    совершенствования первоначальной подготовки в системе непрерывного образования

Ускоренные темпы социально-экономического развития, увеличение предъявляемых к современному учительству требований и рост ответственности за подготовку учащихся к вызовам XXI века вносят свои существенные коррективы в саморазвитие и самообразование педагога. Одно лишь остаётся неизменным: для эффективной работы нам нужно постоянно развиваться и стремиться только вперёд. Есть очень жестокий закон природы: если у живого организма какой-либо орган длительно не функционирует, он постепенно деградирует и отмирает. Мы же – настоящие учителя, имеем уникальную возможность: жить долго и ярко, заставляя свой ум, свою душу трудиться постоянно.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Мы проанализировали первую из них, связанную с психологическими особенностями обучающихся. Вторая цель педагогической психологии связана с психологическими особенностями обучающих.

В последнее время при исследовании проблемы эмоционального выгорания учителя и педагоги часто попадают в группу людей, особо подверженных этому психологическому недугу- Действительно, хорошо известно, что педагоги часто имеют слабую нервную систему, что они бывают эмоционально несдержанны, быстро устают и имеют низкий порог утомляемости. Помимо этого нередки случаи, когда молодые специалисты, предполагающие, что они смогут эффективно обучать и даже в корне изменить существующую систему образования, начинают работать педагогами, однако через короткое время от их надежд и мечтаний не остается и следа. Более того, они нередко оказываются самыми косными, самыми жесткими и неоправданно строгими преподавателями, сетующими на плохих учеников и неудовлетворительные условия профессиональной деятельности. Если к этому добавить, что у значительного числа педагогов проблемы в личной жизни, связанные как с супружескими, так и с детско-родительскими отношениями, то становится очевидным, что проблемы психологических особенностей обучающих требуют своего решения в рамках задач построения эффективного обучения.

Если не углубляться в личностные особенности педагогов, а ограничиться психологическими характеристиками, имеющими непосредственное отношение к профессиональной позиции обучающего, то можно выделить три аспекта.

Более двадцати лет назад в одном из первых исследований, посвященных вопросам профессиональных коллективов, педагогический коллектив был выделен как один из самых деструктивных, который не только не помогает решать профессиональные задачи, но всячески препятствует построению эффективного обучения.

Психологам хорошо известен феномен педагогического коллектива, когда внешне все очень любят и поддерживают друг друга, а по сути даже имеющиеся внутри группировки нестабильны из-за того, что их члены и участники все время меняются. Так, одна команда поддерживает своего директора, но всячески мешает и даже дискредитирует деятельность содержательного лидера. Однако даже при незначительном изменении ситуации некоторые члены этой команды могут примкнуть к содержательному лидеру и стать, соответственно, оппозицией директору и т. д. В ряде случаев педагогический коллектив на некоторое время сплачивается, например, когда появляется общий «враг» в виде какой-то комиссии, нового администратора или родителей, которые начинают противостоять педагогам. Самое интересное, что в это время в таком образовательном учреждении качественно меняется в лучшую сторону и уровень организации и проведения педагогического процесса. Как только ситуация стабилизируется, общий враг исчезает или находит какие-то общие мотивы с кем-либо из коллектива, меняются и взаимоотношения, и качество образования.

Если попытаться проанализировать, что служит причиной затяжных конфликтов в педагогическом коллективе, то выясняется, что они, как правило, связаны не с профессиональными, а с личными интересами и особенностями педагогов. Даже тогда, когда вроде бы неприятие одного учителя другим связано с пропагандируемым одним из них теоретическим направлением, определяющим особенности преподавания, то в реальности оказывается, что «теоретический» аспект лишь положил начало конфликту, а его затяжному характеру способствовала личностная неприязнь.

Можно сделать вывод, что характер взаимоотношений педагогов в значительной степени определяется их личностными характеристиками. Именно поэтому первое требование к психологическим особенностям обучающих и одновременно условие, позволяющее создать команду единомышленников, команду, которая является командой не потому, что ее члены вместе работают, а по совместному решению задач, - способность к содержательному общению.

С одной стороны, содержательное общение предполагает, что субъект не имеет проблем в реализации личностного общения. С другой стороны, для его реализации необходимо, чтобы партнеры воспринимали решаемые в процессе их профессиональной работы проблемы как общие. Тогда их содержание станет содержанием общения. Применительно к обучающим это означает, что несмотря на преподаваемые дисциплины и на то, учит ли тот или иной педагог конкретного ученика, в педагогическом коллективе решаются общие задачи, связанные с обучением и развитием обучающихся. В этом случае содержание профессиональной работы педагогов станет определять их общение и взаимодействие друг с другом.

Следовательно, первая психологическая особенность обучающих связана с их способностью к содержательному общению и взаимодействию друг с другом. Только в этом случае могут возникнуть педагогические команды, организующие развивающую образовательную среду и обеспечивающие разностороннее и непрерывное образование.

Второй психологической особенностью обучающих является их способность управлять и контролировать профессиональную позицию.

Изучение особенностей профессионального самосознания субъекта и его профессиональной позиции показало, что они тесно связаны с его личностной позицией и целостным самосознанием. При этом педагог управляет своим профессиональным самосознанием и возникающей на его основе позицией с помощью личностной позиции. То есть профессиональная позиция меняется и контролируется личностной позицией субъекта. Только в этом случае можно говорить о профессиональном росте и повышении квалификации, только тогда профессиональная позиция не мешает человеку в его личной жизни.

Однако, как показывают результаты исследований, у значительного числа обучающих происходит обратное: их личностная позиция начинает испытывать давление со стороны педагогической. Это приводит к тому, что в обыденной жизни обучающие все равно ведут себя как педагоги. Они постоянно и без повода учат и воспитывают окружающих, реагируют на возникающие ситуации с педагогической точки зрения, в конечном счете начинают воспринимать себя только как учителей. Именно по этой причине они часто бывают несчастливы, имеют конфликты и проблемы со своими супругами и не могут найти общего языка с родными детьми.

Очень похожи на учителей с преобладающей педагогической позицией те обучающие, у которых профессиональная и личностная позиции не различаются. Они так же, как и педагоги, описанные выше, воспринимают себя только в качестве обучающих. Это нередко сказывается на том, что они непроизвольно занимают позицию «сверху» по отношению и к обучающимся, и даже к своим коллегам. Во многих случаях конфликты в педагогических коллективах бывают связаны именно с тем, что на позицию «сверху» начинают претендовать несколько педагогов. В отличие от обучающих, у которых главную роль играет педагогическая позиция, учителя с единой, неразделенной позицией имеют очень большие проблемы в общении в силу особенностей развития эмоциональной сферы. Если первые в принципе могут посочувствовать другому, на некоторое время «забыть» о своей педагогической точке зрения, хотя и с некоторым волевым усилием, то вторым все человеческое просто оказывается чуждо.

Среди педагогов можно встретить и тех, у кого профессиональная и личностная позиции мало соприкасаются. Если вспомнить учительницу из фильма Р. Быкова «Внимание, черепаха», то она по дороге в школу шла легкой походкой молодой девушки и была одета в короткую юбку и щегольской берет. Перед входом в школу, одернув юбку до нужной длины и превратив берег в классический головной убор, она даже меняет походку. Теперь в ней ничего не выдаст молодости, хорошего настроения, радости весне. Она превращается в типичную, по ее мнению, учительницу, которая не имеет возраста, не обращает внимания на погоду, не занимается собственной внешностью. И если в одной ситуации все окрашено личностной позицией, в другой — подчиняется профессиональной позиции.

Такие педагоги, в отличие от обучающих из предшествующих групп, более счастливы и благополучны. В реальной жизни они напрочь забывают (или стараются забыть) то, что являются педагогами. Однако при большей эффективности такого сочетания профессиональной и личностной позиций нельзя не отметить, что педагоги в этом случае часто имеют невысокий уровень квалификации. Кроме того, им очень трудно повысить свой уровень, так как и при реализации профессиональной позиции, и в ситуациях, где они выступают учениками, они ограничиваются лишь особыми организованными занятиями, не включая материал обучения в реальную жизнь.

Третий аспект психологических особенностей педагогов связан с их способностью к обучению и самообучению.

Описание способности к обучению целесообразно начать с факта, который был получен в результате одного психологического исследования, посвященного проблемам личностной готовности детей к школьному обучению.

Детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста, с одной стороны, обучали определенным умениям и навыкам, а с другой стороны, просили научить взрослого складывать из бумаги кораблик, который они хорошо умели делать. Обнаружилось, что хорошо учиться могут лишь тс дети, которые могут научить взрослого освоенным ими навыкам. Если ребенок плохо принимал задачу обучения, не мог найти способ решения задачи и (или) не принимал помощь взрослого для выполнения задания, он, как правило, не мог объяснить «обучающемуся» взрослому, что и как надо делать и для изготовления кораблика, не видел ошибок, намеренно совершаемых его учеником, не контролировал полученный в ходе обучения результат.

Несмотря на конкретные цели исследования, связанные с личностной готовностью к школьному обучению, и возраст испытуемых (6-8 лет), полученные результаты в полной мере можно отнести и к интересующей нас проблеме психологических особенностей педагогов.

По отношению обучающих к собственному обучению их можно условно разделить на четыре категории.

Первые весьма охотно обучаются, стараются использовать все возможности для посещения разного рода курсов, знакомства с новыми технологиями. Однако, несмотря на свою любовь к обучению, они практически не используют новые знания и умения в практике. Это связано с тем, что в некоторых случаях обучение лишь внешне является обучением, по своему психологическому содержанию обучением не являясь. Применительно к данной категории педагогов обучение не ведет к изменениям в их сознании и самосознании. Обучение для них является некоторым развлечением, сравнимым с чтением интересной книжки, содержание которой забывают, как только заканчивают чтение. Даже если содержание и не забыто, оно оказывается никак не связанным с повседневными профессиональными задачами педагога.

Другие обучающие (вторая категория) также весьма охотно учатся и, в отличие от своих коллег, относящихся к первой категории, очень активно используют полученные знания в профессиональной деятельности. Они каждый год внедряют инновации, при этом часто одни оказываются прямо противоположными другим. Обычно это очень увлекающиеся люди, которые под влиянием обучения постоянно меняют свои взгляды на учащихся, предмет обучения, задачи. Им свойственно не просто включать новые методы в процесс обучения, но и в своих манерах объяснения, поведении, даже стиле одежды копировать тех, кто познакомил их с этими методами.

При всей привлекательности данной группы педагогов необходимо отметить, что у них часто бывают серьезные проблемы с педагогической квалификацией, поскольку они не повышают уровень своей педагогической деятельности, а постоянно его меняют. Помимо этого педагоги данной категории плохо чувствуют своих учеников, испытывают трудности в создании совместной с учащимися деятельности.

К третей категории обучающих принадлежат люди, которые не просто не любят учиться, а испытывают муки, если им предстоит хоть на короткое время выступить в роли учеников. Эти педагоги искренне считают, что никакие новые технологии, психология или игровые методы обучения не могут помочь им в профессиональной деятельности. Они любят апеллировать к своему большому опыту или опыту своих близких, рассказывают многочисленные случаи, когда им удалось научить абсолютно необучасмого ученика, хвастаются придуманными ими способами и методами управления и контроля обучающихся. Им свойственно сетовать, что год от года ученики становятся все хуже и хуже, что раньше к обучающим было гораздо лучшее отношение, что только они могут справиться с нелегким и неблагодарным делом обучения.

К последней (четвертой) категории относятся педагоги, количество которых в некоторых образовательных учреждениях весьма невелико. Они стараются найти в обучении ответы на вопросы, возникающие у них в процессе реализации профессиональной деятельности. Кроме того, они стараются обучаться не только в ходе специальных курсов, но и изучая специальную литературу, анализируя случаи и ситуации из фильмов и спектаклей, привлекая к своей работе собственные интересы и увлечения.

Если вернуться к проблеме эмоционального выгорания, которой бывают подвержены многие обучающие, то можно сказать, что те, кто умеют содержательно общаться, управлять и контролировать свою профессиональную позицию и способны к обучению и самообучению, владеют искусством педагогики и не только не утрачивают своей эмоциональной основы, но и имеют необходимые условия для ее развития и совершенствования. Независимо от того, кого учат эти педагоги (ребенка дошкольного возраста или студента), они и в своей профессиональной деятельности, и личной жизни детерминированы будущим, а не жалуются и не горюют о безвозвратно ушедшем идеальном прошлом. Они овладевают новыми для себя видами деятельности с тем, чтобы стать реальными партнерами своим ученикам, чтобы их педагогика стала подлинной педагогикой сотрудничества.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта