Главная » Ядовитые грибы » Языковая норма и языковые варианты. Языковые нормы: понятие, виды

Языковая норма и языковые варианты. Языковые нормы: понятие, виды

Основная мысль

Поэма “Медный всадник” была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. Ее не сразу допустили к печати из-за присутствия темы взаимоотношений личности с властью. Однако в 1837 году с некоторыми цензурными изменениями поэма была напечатана в “Современнике”. Это последнее произведение Пушкина на тему грозного царя Петра I и его преобразований. В нем монументальной фигуре царя противопоставляется суровая природа. Несмотря на то, что Петр I смог покорить стихию и возвести на берегах Невы царственный город, природа осталась непреклонной. Она все также время от времени бунтовала, а с каждой новой бурей погибали сотни мирных жителей.

В основу своей поэмы А. С. Пушкин положил взаимоотношения личности с властью и взаимоотношения человека с природой. Обычный человек рискует своей жизнью и благосостоянием, выполняя волю власти. Такая же ситуация просматривается в поэме “Медный всадник”. Пока бедный молодой чиновник по имени Евгений строит планы на будущее, в городе, построенном на берегах взбалмошной реки по воле Петра I, разыгрывается разрушительная буря. Во

время этой стихии погибает девушка главного героя – его единственная надежда на мирное существование. Только с ней он связывал все свои мечты и надежды на будущее. С ней хотел построить семью, завести детишек и дальше жить.

Однако судьба неумолима. Она лишает Евгения смысла жизни, а вместе с этим он лишается и рассудка. На время происходящих событий Петр I уже стал достоянием истории. Он изображен исполинским истуканом на бронзовом коне. Несмотря на это он остается объектом поклонения и символом самодержавия. Обычные люди кланяются, проходя мимо, и боятся поднять на него глаза. Только умалишенный Евгений решился во время очередной бури пойти и посмотреть гневно всаднику в глаза, о чем впоследствии очень пожалел. Всю ночь после этого ему казалось, что всадник его преследует на своем бронзовом коне.

Таким образом, бедный петербуржский чиновник стал жертвой “исторической необходимости”. С одной стороны, он жертва власти, по приказу которой когда-то возвели город на берегах взбалмошной реки. С другой стороны, он – жертва стихийной природы, на фоне которой даже фигура царя меркнет и становится безотрадной. Примечательно то, что через всю поэму автор пронес двойственность персонажей и образов. Так, в ней встречаются два Петра (живой и горделивый истукан), два Евгения (бедный чиновник и умалишенный), две Невы (украшение города и его угроза) и два Петербурга (величественный город Петра творенье и город-убийца). В этом композиционном раздвоении и заключается основная философская мысль поэмы – мысль о человеке и его ценности.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Народ и власть В своей поэме “Медный всадник” Александр Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его...
  2. ­Два медных всадника Поэма “Медный всадник” стала последней работой Пушкина в Болдино, таким образом, завершая цикл Болдинской осени. Написанная в 1833 году, только через четыре...
  3. Тема маленького человека Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” была создана в Болдине в 1833 году. Ее не сразу допустили к печати из-за затронутых в...

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – о нем нам известно немного; жил в Коломне, там же служил. Был беден, но не имел пагубной склонности к деньгам. Несмотря на совершенную обычность героя, а он легко бы затерялся среди тысячи таких же серых жителей Петербурга, он имеет высокую и светлую мечту, которая полностью отвечает идеалам многих людей – женитьба на любимой девушке. Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый – во вступлении его фигура представлена, как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Сначала поэт показывает, что хоть император и выше Евгения, но он не выше Бога и стихий, которые ему не подвластны, но сила России пройдет сквозь все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.

Тематика

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

В 1833 году, находясь в Болдине, Пушкин написал поэму «Медный всадник». Какие вопросы поднял поэт в этом произведении? Вопросы о социальных противоречиях и будущем России. Но его современники, к сожалению, об этом не узнали. Поэма была запрещена Николаем Первым. Впервые ее опубликовали без цензурных правок только в 1904 году.

Ниже представлено краткое содержание и анализ «Медного всадника». Именно в этом произведении впервые появился «маленький человек» - образ, ставший самым популярным в русской литературе XIX века. Обиженный, угнетенный и одинокий - таков главный герой «Медного всадника». Проблема пушкинского персонажа - в его социальной незащищенности, неспособности устоять под ударами судьбы.

История создания

В 1812 году Александр I пожелал вывезти из столицы памятник Петру. Однако накануне одному из майоров приснился причудливый сон: монумент вдруг ожил и принялся скакать по петербургским улицам. При этом майор уверял, что бронзовый Петр I во сне, который в некотором роде был знаковым, произносил страшные слова. А именно: «До чего довели Россию! Покамест я здесь, городу моему нечего опасаться!». Императору доложили о сне майора, памятник оставили на прежнем месте.

Существует версия, что именно эта история и вдохновила Пушкина на написание знаменитой поэмы «Медный всадник». Правда, некоторые исследователи уверяют, что в основе произведения совершенно другая легенда. Впрочем, бронзовое изваяние в свое время породило множество мифов. С какого из них началось создание поэмы, неизвестно.

Произведение «Медный всадник» было завершено в 1833 году в Болдине. Незадолго до этого Пушкин ездил на Урал, дабы собрать материалы о пугачевском восстании. Согласно мнению пушкинистов, работа над произведением о памятнике Петру продолжалась недолго - около месяца. Хотя, несомненно, замысел возник еще до приезда в Болдино.

Несмотря на то, что поэма была написана за короткий срок, она стоила автору невероятных сил. Пушкин переписывал каждый стих многократно, и таким образом ему удалось добиться идеальной формы. «Медный всадник» - это небольшое произведение. Прочитать его можно за 15-20 минут. Состоит поэма из пятисот стихов, включает и размышления Великого Реформатора после знаменательной Полтавской битвы, и события XIX столетия. А главное, в этом произведении очень ярко и своеобразно переданы печальные события 1824 года.

В то время просто так опубликовать художественное произведение невозможно было. Тем более творение Пушкина, который не вызывал доверия у императора. Писатель отправил «Медного всадника» цензорам. Те в свою очередь внесли в поэму множество правок, что почти существенно исказило авторский замысел.

Поэт искренне верил, что император собственноручно внес в его произведения правки. Однако исследователи утверждают, что этим занимались служащие Третьего отделения. Официально поэма не была запрещена. Но при многочисленных замечаниях «высочайшей цензуры» ни о какой публикации и речи не могло идти.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора. В печать вышел только небольшой отрывок, а именно «Вступление», которое не имеет прямой связи с основным сюжетом. В 1837 году, уже после смерти Пушкина, произведение появилось в журнале «Современник». Но это была неполноценная публикация. Прежде чем попасть в печать, поэма подверглась переработке Жуковского, которому пришлось соблюсти все пожелания официальной критики. Так, в произведении была вырезана сцена, выражающая главную идею стихотворной поэмы.

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из "Вступления" и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь - сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

Вступление

На стоит Великий Реформатор и мечтает о новом городе, который вскоре здесь будет построен «назло надменному соседу», то есть шведу. Как известно, мечту свою Петр I осуществил. Проходит сто лет, на берегу реки возвышается прекрасный город, построенный, как позже скажут, на человеческих костях.

Москва померкла перед Петербургом, «как перед новой царицей порфироносная вдова» - такую метафору использует Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник». Автор восхищается красотами города Петра. А после предупреждает читателя: рассказ его будет печален.

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут так же, как и Онегина. Неслучайно: это имя звучит приятно, к тому же авторское перо «к нему дружно». События происходят в ноябре. Волны Невы шумно хлещут. Погода беспокойная, ветреная, словом, типичная для осеннего Петербурга.

Евгений направляется к своему дому. Живет он в Коломне, где-то служит - наверняка работает в одном из безликих петербургских департаментов. Так уж повелось, что в русской литературе самые трогательные персонажи - мелкие чиновники. Главный герой поэмы «Медный всадник» Пушкина - «маленький человек», скромная, социально незащищенная личность. Литературоведы сравнивают Евгения с Башмачкиным из гоголевской «Шинели».

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Мечты

Евгений грустит, но в то же время полон надежд. Он молод, здоров, будет много работать и когда-нибудь непременно женится на Параше. Евгений не мечтает о чем-либо недостижимым. Всего-навсего о скромном доме, о службе, которая будет приносить ему небольшой доход. Он женится на Параше. Она будет заниматься хозяйством и детьми. Так они будут жить до самой смерти, и похоронят их внуки. Мечты героя поэмы «Медный всадник» Пушкина вполне земные. Но им не суждено сбыться.

Потоп

Евгений мечтает, ветер за окном тем временем уныло воет. Молодой чиновник засыпает, а на следующий день происходит ужасное. Нева выходит из берегов. Утром народ любуется брызгами, «пеной разъяренных вод». Пушкин сравнивает реку со зверем, который, остервенясь, кинулся на город. Нева все сметает на своем пути: обломки хижин, кровлю, бревна, товар запасного торговца, скромные пожитки жителей, гробы с кладбища.

Царь

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

Впрочем, в поэме «Медный всадник» образ правителя российского государства воплощен в огромном монументе, возвышающемся в центре Петербурга. Ведь именно Петр в начала XVIII века дерзнул построить город на Неве. Немалой кровью обошлась его задумка. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось неслучайно. По прошествии более ста лет с основания Петербурга происходит наводнение, которое губит простых людей. Предшественник же Великого Реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Наводнение, изображенное в поэме Пушкина «Медный всадник», - не художественный вымысел. Событие имело место в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

7 января лил дождь, дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это поначалу привлекло зевак, о чем упоминает и автор «Медного всадника». Но очень быстро под водой оказался почти весь город. Не пострадала лишь незначительная часть Петербурга. На следующий день ударил сильный мороз. Утонуло несколько сотен петербуржцев, точное количество погибших более поздние исследователи установить не смогли.

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

Содержание «Медного всадника» можно пересказать в двух словах. Но мы не будем этого делать, потому как, во-первых, эта поэма одно из величайших творений русской литературы, во-вторых, здесь много интересных эпизодов, связанных в историей Санкт-Петербурга. Итак, что же это за сторожевые львы, которые, как сказал автор произведения «Медный всадник», стоят как живые?

К поэме Пушкина создано немало иллюстраций. Автор одной из самых известных - художница Остроумова-Лебедева. Однако в этой работе допущена фактическая ошибка. На иллюстрации изображен лев с Дворцовой пристани. Этот монумент был установлен спустя несколько лет после наводнения. На самом деле герой поэмы «Медный всадник», в содержании которой изображены трагические дни в истории Северной столицы, сидел верхом на льве у дома Лобанова-Ростовского. Это здание возведено в 1817 году. В обиходе его называет «домом со львами». На фото ниже можно видеть, как эта постройка выглядит сегодня. Конечно же, «дом со львами» подвергался неоднократной реставрации.

Жизнь - сон пустой

Именно эта мысль приходит в голову Евгению, когда на следующий день он видит страшные разрушения. Прочтение краткого содержания «Медного всадника», возможно, вдохновит на знакомство с первоисточником. Это замечательное произведение, наполненное яркими метафорами и образами. Пушкин сравнивает Неву со свирепой бандитской шайкой, которая ворвалась в село, долго крушила все и грабила, а после в спешке скрылась. Река насытилась разрушениями, устроенными ею в Петербурге, а затем «обратно повлеклась».

Вода ушла с мостовой. Евгений в тревоге спешит в берегу: он хочет увидеть Парашу. Видит лодку, находит перевозчика. Тот за гривенник переправляет его на ту сторону к возлюбленной. Наконец, Евгений достиг берега. Он идет по знакомым улицам и ужасается. Вокруг все разрушено, снесено, кругом тела, словно «в поле боевом». Стремглав он, не помня ничего и изнемогая от мучений, спешит туда, где ждет его невеста. Но вдруг останавливается. Нет больше ни ворот, ни дома, в котором жила вдова и дочь ее Параша. Только одинокая ива...

Несчастье невских берегов

Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».

Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во "Вступлении". Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.

Кумир на бронзовом коне

Центральный образ в поэме «Медный всадник» - знаменитый памятник Петру. Его Пушкин называет «Кумиром на бронзовом коне». Памятники Петру установлен в 1782 году. Название «медный» закрепилось за этим моментом потому как до XIX столетия в русском языке медью нередко называли бронзу.

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе - французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится "Медный всадник".

Стоит сказать, что скульптура, изображающая Петра I, получила свое название именно благодаря произведению Пушкина. Позже мотив ожившего памятника передал и Достоевский в своем романе «Подросток». Упоминается он и в произведениях более поздних авторов. Однако вернемся к пушкинскому герою. Что стало с ним после того, как он узнал о гибели возлюбленной?

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Однажды воспаленное сознание Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что в его трагедии виновен «кумир с простертой рукою» - то есть Петр. Страшный и гениальный правитель когда-то основал город на Неве. А значит, именно он, этот «строитель чудотворный», виновен в смерти Параши.

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Безумец подошел к памятнику. Остановился у подножия и посмотрел в лицо бронзовому царю и принялся угрожать «горделивому истукану». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь ожил. Безумец пустился бежать, а всадник, как ему казалось, настигал его на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Евгения обнаружили рыбаки на маленьком пустынном острове. Таково краткое содержание «Медного всадника».

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема личности, обиженной, ущемленной в правах, не раз поднималось в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она была довольно злободневной в его время, не утратила актуальности и сегодня. Какова основная мысль поэмы «Медный всадник»? Главная идея этого произведения заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег и неспособные к хитрости и подлости, нередко становятся жертвами страшного стечения обстоятельств. О таких, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из поэмы, о которой речь идет в сегодняшней статье, позаботиться некому. Тема «Медного всадника» - преступное равнодушие окружающих.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул его безликость. Подобных Евгению в Петербурге XIX столетия много было. Его положение, характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из поэмы «Медный всадник» не личность, а отражение петербургского общества. Того общества, которое находилось далеко от роскошных дворцов и поместий.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Конечно, нет. Амбиции и честолюбие власть имущих нередко приводят к трагическим последствиям. Это и показал Пушкин в поэме «Медный всадник».. Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которого не волнует страдание простых людей. Их жизнями власть имущие всегда распоряжались небрежно, жестоко. Ведь в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не побеспокоился о жителях бедных районов Петербурга, никто не спасал их.

Образ Петра I

Пушкин и прежде обращался к образу царя-реформатора. Эта историческая личность присутствует в произведениях «Полтава» и «Арап Петра Великого». Стоит сказать, что отношение писателя к императору был неоднозначным. В поэме «Полтава», например, царь изображен романтическим героем. И этот образ кардинально отличается от созданного в последней поэме.

На раннем этапе своего творчества Пушкин видел в нем деятельного государя, знающего точно, что необходимо для его державы. Реформы, которые проводил Петр I, по мнению Пушкина, направлены были на благо России. Ведь победа над шведами укрепила положение страны в глазах европейцев. В то же время автор поэмы «Медный всадник» критически относился к деспотизму основатели Петербурга.

Пушкин многие годы собирал материалы о Петре. В одном из своих произведений сказал: «Этот царь презирал человечество более, чем Наполеон». Но такое видение характера и деятельности Петра появилось позже. Более реалистично, нежели в «Полтаве», царь изображен в повести «Арап Петра Великого». А в «Медном всаднике». черты неограниченной власти Великого Реформатора доведены до предела.

Во «Вступлении» изображен дальновидный политический деятель. Автор приводит рассуждение Петра о роли будущей столицы в судьбе России. В строительстве нового города царь преследовал и торговые, и военные, и прочее цели. Царь, любуясь красотой Невы, не обращает внимания на плывущего по ней челнока, на чернеющие бедные избы. Он увлечен своей мечтой, и ему нет дела до простых людей.

В первой части, где рассказано о последствиях стихийного бедствия, автор называет Медного всадника «горделивым истуканом». Петр здесь существо высшее. Его потомок, Александр I, смиренно заявляет о том, что ему не совладеть с природной стихией. Петр тем временем гордо возвышается над бушующими волнами.

Во второй части автор использует еще более эмоциональное выражение по отношению к Петру - «Властитель судьбы». Император своей роковой волей изменил когда-то жизнь целого народа. Прекрасный Петербург построен «под морем». Петр, выбирая место для новой столицы, думал о величии, богатстве страны, но не о простых людям, которые будут здесь жить. На фоне великодержавных планов Петра I счастье Евгения и подобных ему представляется, конечно же, мелочью.

В поэме «Медный всадник» в форме иносказания автор высказал еще одно важную для него мысль. Евгений, обезумев от горя, некоторое время скитается по городу. Вдруг обращает свой взор на памятник и понимает, что во всех его бедах виновен этот «горделивый истукан». Несчастный чиновник набирается смелости, подходит к монументу и произносит гневные речи.

Но запала Евгения хватает ненадолго. Вдруг он с ужасом видит, точнее, ему мерещится, что бронзовый Петр оживает. Это лишает пушкинского героя остатков рассудка. Вскоре он погибает. О чем говорит этот эпизод?

Не случайно произведение Пушкина было запрещено Николаем Первым. В последних строках поэмы в завуалированной форме речь идет о народном восстании, которое всегда заканчивается трагически. Власть самодержца победить невозможно. По крайней мере, так полагал Пушкин, умерший за восемьдесят лет до революции.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Тема

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

Жанр

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

И акцентологические нормы. Лексические и фразеологические нормы

План

1. Понятие языковой нормы, ее признаки.

2. Варианты норм.

3. Степени нормативности языковых единиц.

4. Типы норм.

5. Нормы устной речи.

5.1. Орфоэпические нормы.

5.2. Акцентологические нормы.

6. Нормы устной и письменной речи.

6.1. Лексические нормы.

6.2. Фразеологические нормы.

Культура речи, как уже было сказано ранее, многоаспектное понятие. В его основе – существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная, грамотная речь.

Норма – доминирующее понятие культуры речи. В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова значение слова норма определяется так: «узаконенное установление, обычный обязательный порядок, состояние». Таким образом, норма отражает прежде всего обычаи, традиции, упорядочивает общение и является результатом социально-исторического отбора одного варианта из нескольких возможных.

Языковые нормы – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка (правила произношения, словоупотребления, использования морфологических форм разных частей речи, синтаксических конструкций и т.д.). Это исторически сложившееся единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка, зафиксированное в грамматиках и нормативных словарях.

Языковые нормы характеризуются рядом признаков:

1) относительной устойчивостью;

2) общеупотребительностью;

3) общеобязательностью;

4) соответствием употреблению, традиции и возможностям языковой системы.

Нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой.

Источниками норм являются речь образованных людей, произведения писателей, а также наиболее авторитетные средства массовой информации.

Функции нормы:

1) обеспечивает возможность правильного понимания говорящими на данном языке друг друга;

2) сдерживает проникновение в литературный язык диалектных, разговорных, просторечных, жаргонных элементов;

3) воспитывает языковой вкус.

Языковые нормы – явление историческое. Они изменяются с течением времени, отражая изменения в употреблении средств языка. Источниками изменения норм являются:

Разговорная речь (ср., например, допускаемые современной нормой разговорные варианты типа звОнит – наряду с лит. звонИт; твОрог – наряду с лит. творОг; [дэ]кан наряду с лит [д’э]кан );

Просторечие (например, в некоторых словарях фиксируются как допустимые разговорные варианты ударения дОговор, феномЕн, бывшие до недавнего времени вариантами просторечными, ненормативными);

Диалекты (так, в русском литературном языке существует ряд слов, диалектных по своему происхождению: паук, буран, тайга, быт );

Профессиональные жаргоны (ср. активно проникающие в современную бытовую речь варианты ударений кОклюш, шприцЫ, принятые в речи медработников).

Изменению норм предшествует появление их вариантов, существующих в языке на определенном этапе его развития и активно используемых носителями языка. Языковые варианты – это два или несколько способов произношения, ударения, образования грамматической формы и т.д. Возникновение вариантов объясняется развитием языка: одни языковые явления устаревают, выходят из употребления, другие появляются.

При этом варианты могут быть равноправными – нормативными, допустимыми в литературной речи (було[чн]ая и було[шн]ая; бАржа и баржА; мордвин и мордвинов ).

Чаще же нормативным признается только один из вариантов, другие оцениваются как недопустимые, неправильные, нарушающие литературную норму (шофёры и неправ. шоферА; католОг и неправ. катАлог ).

Неравноправные варианты. Как правило, варианты нормы специализируются в том или ином отношении. Очень часто варианты имеют стилистическую специализацию: нейтральный – высокий; литературный – разговорный (стилистические варианты ). Ср. стилистически нейтральное произношение редуцированного гласного в словах типа с[а]нет, п[а]эт, м[а]дерн и произношение звука [о] в тех же словах, характерное для высокого, специфически книжного стиля: с[о]нет, п[о]эт, м[о]дерн; нейтр. (мягкое) произношение звуков [г], [к], [х] в словах типа вздра[г’и]вать, взма[х’и] вать, вска[к’и]вать и книжное, свойственное для старомосковской номы твердое произношение этих звуков: вздра[гы]вать, взма[хы]вать, вска[кы]вать. Ср. также лит. договОр, слесари и разг. дОговор, слесарЯ .

Нередко варианты специализируются с точки зрения степени их современности (хронологические варианты ). Например: совр. сливо[чн]ый и устар. сливо[шн]ый.

Кроме того варианты могут иметь различия в значении (семантические варианты ): двигает (перемещать, двигать) и движет (приводить в движение, побуждать, заставлять действовать).

По соотношению между нормой и вариантом выделяют три степени нормативности языковых единиц.

Норма I степени. Строгая, жесткая норма, не допускающая вариантов. В подобных случаях варианты в словарях сопровождаются запретительными пометами: выборы неправ. выбора ; ши[н’е]ль – неправ. ши[нэ]ль; ходАтайство – неправ. ходатАйство; балОваный – не рек. бАлованный. По отношению языковым фактам, находящимся за пределами литературной нормы, правильнее говорить не о вариантах, а о речевых ошибках.

Норма II степени. Норма нейтральная, допускающая равноправные варианты. Например: пЕтля и петлЯ; ба[с’с’е]йн и ба[ссэ]йн; скирд и скирда. В словарях подобные варианты соединяются союзом и.

Норма III степени. Подвижная норма, допускающая использование разговорных, устаревших форм. Варианты нормы в таких случаях сопровождаются пометами доп. (допустимое), доп. устар. (допустимое устаревающее). Например: Августовский – доп. августОвский; будо[чн]ик и доп. уст. будо[шн]ик.

Варианты норм в современном русском литературном языке представлены очень широко. Для того чтобы выбрать правильный вариант, необходимо обращаться к специальным словарям: орфоэпическим, словарям ударений, словарям трудностей, толковым словарям и т.п.

Языковые нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи. Типология норм охватывает все уровни языковой системы: нормам подчинены произношение, ударение, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация.

В соответствии с основными уровнями языковой системы и сферами использования языковой средств выделяют следующие типы норм.


Типы норм

Нормы устной речи Нормы письменной речи Нормы устной и письменной речи
- акцентологические (нормы постановки ударения); - орфоэпические (нормы произношения) - орфографические (нормы правописания); - пунктуационные (нормы постановки знаков препинания) - лексические (нормы словоупотребления); - фразеологические (нормы использования фразеолоогических единиц); - словобразовательные (нормы образования слов); - морфологические (нормы образования форм слов различных частей речи); - синтаксические (нормы построения синтаксических конструкций)

Устная речь – речь звучащая. В ней используется система фонетических средств выражения, к которым относятся: звуки речи, словесное ударение, фразовое ударение, интонация.

Специфическими для устной речи являются нормы произношения (орфоэпические) и нормы ударения (акцентологические).

Нормы устной речи отражаются в специальных словарях (см., например: Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М., 2001; Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 2000).

5.1. Орфоэпические нормы – это нормы литературного произношения.

Орфоэпия (от греч. орфос – прямой, правильный и эпос – речь) – это совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами, исторически сложившимися в литературном языке.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм:

Произношение гласных звуков: лес – в л[и]су; рог – р[а]га ;

Произношение согласных звуков: зубы – зу[п], о[т]нять – о[д]дать ;

Произношение отдельных сочетаний согласных: во[ж’ж’]и, [ш’ш’]астье; коне[шн]о ;

Произношение согласных в отдельных грамматических формах (в формах прилагательных: упру[гы]й – упру[г’ий]; в глагольных формах: брал[са] – брал[с’а], остаю[с] – остаю[с’];

Произношение слов иноязычного происхождения: пю[рэ], [т’е]ррор, б[о]а.

Остановимся на отдельных, трудных, случаях произношения, когда говорящему необходимо выбрать правильный вариант из ряда существующих.

Для русского литературного языка характерно произношение [г] взрывного. Произношение [γ] фрикативного является диалектным, ненормативным. Однако в ряде слов норма требует произнесения именно звука [γ], который при оглушении переходит в [х]: [ γ]осподи, Бо[γ]а – Бо[х].

В русском литературном произношении раньше был довольно значительный круг бытовых слов, в которых на месте буквосочетания ЧН произносилось ШН . Сейчас под влиянием орфографии таких слов осталось достаточно мало. Так, произношение ШН в качестве обязательного сохранилось в словах коне[шн]о, наро[шн]о и в отчествах: Ильини[шн]а, Савви[шн]на, Никити[шн]а (ср. написание этих слов: Ильинична, Саввична, Никитична ).

Ряд слов допускает варианты произношения ЧН и ШН : порядо[чн]ый и порядо[ш]ный, було[чн]ая и було[шн]ая, моло[чн]ица и моло[шн]ица. В отдельных словах произношение ШН воспринимается как устаревшее: лаво[шн]ик, гре[шн]евый, ябло[шн]ый.

В научной и технической терминологии, а также в словах книжного характера никогда не произносится ШН . Ср.: поточный, сердечный (приступ), млечный (путь), безбрачный.

Группа согласных ЧТ в словах что, чтобы ничто произносится как ШТ : [шт]о, [шт]обы, ни[шт]о. В других случаях – как ЧТ : не[чт]о, по[чт]и, по[чт]а, [чт]у, [чт]ение.

Для произношения иноязычных слов в современном русском литературном языке характерны следующие тенденции.

Иноязычные слова подвергаются действующим в языке фонетическим закономерностям, поэтому большинство иноязычных слов в произношении не отличается от русских. Однако некоторые слова сохраняют особенности произношения. Это касается

1) произношения безударного О ;

2) произношение согласного перед Е .

1. В некоторых группах заимствованных слов, имеющих ограниченное употребление, (неустойчиво) сохраняется безударный звук О . Сюда относятся:

Иностранные собственные имена: Вольтер, Золя, Жорес, Шопен;



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта