Главная » Обработка грибов » Конус обучения эдгара дейла. Повышение эффективности обучения с помощью конуса эдгара дейла

Конус обучения эдгара дейла. Повышение эффективности обучения с помощью конуса эдгара дейла

О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта»и «пирамиде обучения», предложенной его последователями.

Эдгар Дейл (1900-1985) – всемирно известный Пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. С 1929 по 1970 г. преподавал в Государственном университете штата Огайо (США). Изучал проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов».

Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты эго исследований были оформлены в виде «Dale’s cone of experience» (известном как конусе Дейла ).

Особо отметим, что указанные на схеме проценты вычислялись не Дейлом, а его последователями в ходе их собственных исследований. И не смотря на то, что конус содержит не совсем точные данные, тем не менее, он получил широкое признание, так как является прекрасным руководством для педагогических поисков самых эффективных техник обучения, ориентированных на природные способности восприятия человеческого мозга.

На основе «конуса Дейла» к концу 1970-х годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения ».

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты.

Проводите лекции

Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (когда вы становитесь преподавателем) – один из самых эффективных.

Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы

Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube , куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Умейте делать то, чему учите других

Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что без труда сможете это сделать и сами.

Конус обучения показывает насколько эффективны различные способы обучения. Создавший его Эдгар Дейл опирался на собственные эксперименты, так что считать модель истиной в последней инстанции не стоит. Но проверить на себе в случае с самообразованием или использовать в обучении других его выводы будет полезно.

Сколько запоминают люди?

Люди запоминают примерно 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного, 50% от того, что и услышали и увидели, 70% от того, что сказали или записали самостоятельно, 90% от того, что они сказали или записали по ходу выполнения какого-либо действия.

Как обучать себя и других эффективно? От вершины конуса к основанию

Чтение. Один из самых распространенных способов обучения. Люди, занимающиеся саморазвитием, читают множество книг и статей. Советую вам пройти курс по скорочтению, чтобы ваше обучение стало более эффективным и продуктивным.

Слушание. Когда мы слушаем, мы запоминаем больше, чем когда читаем. Поэтому аудиокниги могут быть очень полезны для вас. А если вы хотите научить чему-то другого человека – лучше рассказывайте ему, а не давайте почитать. Так он лучше запомнит, и будет иметь обратную связь с вами.

Просмотр картинок. Слайды с картинками, диаграммы или интеллектуальные карты запоминаются ещё лучше. Если вы можете заменить текст на изображение – сделайте это.

Просмотр видео. Вместо рассказа о чём-то, покажите людям видеоролик. Замените банальный текст интересным видео. Лекция TED запоминается гораздо лучше, чем статья с той же темой. Не зря формат обучающих видеороликов так популярен сейчас.

Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, демонстрируйте макеты, показывайте модели. Вместо того чтобы рассказывать об анатомии, покажите макет человеческого тела и подкрепляйте свои слова визуальными образами. После этого ваши слушатели смогут вспомнить, что они видели по запомненным словам и наоборот, вспомнить, что они слышали по зрительным образам. Экспонаты, образцы, опыты и эксперименты – ваши верные помощники в обучении.

Дискуссия. Ещё более эффективный способ обучения. Люди скорее забудут то, что сказали им, чем то, что сказали они сами. Если вы хотите кого-то чему-то научить – устройте дискуссию. Задайте вопрос и попросите ответить. Выдвигайте тезисы и просите оспорить их или подкрепить. Давайте ученикам с различными мнениями высказаться. Это способствует лучшему усвоению информации.

Также прибегайте к дискуссии и при самостоятельном обучении. Найдите единомышленника, который будет интересоваться тем же, что и вы, и полемизируйте с ним. Высказывайте мнения, делитесь идеями, обсуждайте. Это пойдёт вам и вашему образованию на пользу.

Выступление с речью. Чтобы самому что-то запомнить, расскажите об этом другим. Составление плана речи, репетиции, работа с материалом на стадии подготовки к выступлению, сам опыт работы с публикой – всё это поможет вам в процессе усвоения знаний. Особенно если выступление с речью редкое занятие для вас.

Театрализованное выступление. После такого забыть что-то будет действительно сложно. Создайте театральное выступление, в котором будет раскрываться какая-то тема. Подойдите к этому с юмором и творчески.

Особенно это хорошо работает, если вы хотите чему-то научить детей. Для них это будет весёлая игра, но при этом они смогут многое запомнить. Используйте этот способ.

Имитация реальной деятельности. Похоже на театрализованное выступление, только здесь должно быть больше реализма. Если вы, например, просто перечислите действия, необходимые для производства сахара, их вряд ли запомнят. Зато если вы предложите сделать вид, будто человек сам производит сахар – он, вероятно, запомнит эту информацию.

Не бойтесь и не стесняйтесь сами имитировать какую-либо деятельность. Это достаточно просто и при этом очень эффективно.

Выполнение реального действия. Наиболее эффективный способ обучения. Хотите научиться что-то делать – начните это делать. Вы можете прослушать множество лекций и разыграть несколько сценок, но это не сравнится с реальной деятельностью. Делайте, чувствуйте, допускайте ошибки и исправляйте их. Так вы будете учиться с максимальной эффективностью.

Одного желания развиваться и получать новые знания недостаточно. Очень важно иметь представление, как делать это с максимальной эффективностью. Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует то, что, чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию . Ознакомившись с нижеприведенной информацией, вы сможете корректно выставлять приоритеты в процессе обучения.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. Нужно действовать еще на этапе получения какой-то информации .

Отрывок из книги миллиардера Дональда Трампа и мультимиллионера Роберта Кийосаки гласит, что в 1969 году имело место исследование, целью которого было оценить эффективность различных способов получения знаний. В результате был создан так называемый «конус обучения », который явно демонстрирует то, что лекции и чтения являются наиболее неэффективным способом усвоения информации. В то же время практическая работа занимает первое место по эффективности. При этом методы, которые имитируют реальный опыт, занимают промежуточное положение. К сожалению, действующая система образования до сих пор делает упор на лекции и чтение. Это более чем удивительно, потому как о «конусе обучения» известно с 1969 года.

Эдгар Дейл предоставлял своим подопечным учебный материал различными способами. После этого он проводил анализ их способностей восстанавливать полученную информацию. В итоге он сделал следующие выводы :

  • Прослушивание лекций и чтение материалов на конкретную тему является самым неэффективным способом усвоения информации;
  • Обучение людей и применение личных знаний на практике является наиболее эффективным методом усвоить что-либо.

Результаты проведенного анализа он заключил в виде схемы, что получила название конуса обучения Эдгара Дейла. В его основу легли результаты, к которым пришел Дейл, однако проценты были получены его последователями, которые проводили свой собственный анализ.

Игнорируя то, что конус Дейла имеет недостаточно точные данные, его активно используют при разработке наиболее эффективных подходов к предоставлению знаний. Данная схема дает понимание того, почему какие-то отрезки фильма воспринимаются и запоминаются человеком лучше, чем книга . Поскольку человеческий мозг больше воспринимает аудиальные и визуальные аспекты, в нем лучше откладываются именно фрагменты кино.

Давайте рассмотрим, как можно эффективно изучить и зафиксировать в памяти определенную информацию.

  1. Во-первых , следует проводить лекции. Несмотря на то, что их прослушивание относится к самым неэффективным методам обучения, чтение лекций в качестве преподавателя является продуктивным способом усвоить конкретный материал.
  2. Во-вторых , если у вас есть личный онлайн-блог, вы можете заниматься компиляцией статей по вашей теме и создавать свой собственный полезный материал.
  3. В-третьих , вы можете начать создавать видеопрограммы. Не имея собственного сайта, можно публиковать свои видеоматериалы на таких порталах, как Youtube.com. Данный метод достаточно эффективен, поскольку вы его предоставляете не узкому кругу людей, а огромной многомиллионной аудитории.
  4. В-четвертых , у вас есть возможность обсуждать полученные знания с вашими знакомыми. В любой момент вы можете вынести на обсуждение конкретную тему и предоставить окружающим весь свой багаж знаний. Если вы обсудите материал с большим числом собеседников – вероятность, что вы восстановите его в голове через некоторое время, в разы возрастет. Более того, вы можете дискутировать в режиме онлайн, посещая тематические форумы, чаты или социальные сети.

Кроме того, все, чему вы учите других, вы должны практиковать в своей жизни. Только так от ваших знаний будет толк.

Не стоит воспринимать конус обучения как догму. Каждый человек склонен к определенному способу усвоения информации. То, что демонстрирует свою неэффективность для большинства людей, может оказаться весьма продуктивным способом усвоения материала для вас.

Эдгар Дейл (1900г-1985г) – исследователь и преподаватель новых методов обучения с использованием аудио- и визуальных материалов. Своей деятельностью занимался с 1929 по 1970 гг. Жил и работал в США. Являлся преподавателем государственного университета, расположенного в штате Огайо (США). Работал над изучением проблемы усвоения учебных материалов при вербальном преподавании и тестировал «читаемость текстов».

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла». В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла.

Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний.

Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты:

  • Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира.
  • 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции.
  • На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим.
  • Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации.
  • До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями.
  • Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс.

Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла. Данные методики изучаются в высших учебных заведениях, где обучают будущих педагогов и психологов. Они используются при разработке некоторых учебных программ.

Однако несмотря на это, а также явную необходимость реорганизации системы высшего и среднего образования и повышения ее эффективности, никаких общих мероприятий по внедрению результатов исследований Эдгара Дейла в жизнь не проводится не только в России, но и в других, более развитых странах.

Конус Эдгара Дейла позволит сотрудникам усвоить максимум полезной информации – без лекций и чтения учебников

Хотите обучать своих сотрудников ярко и нестандартно, чтобы получить от процесса максимальную отдачу? Проанализируйте конус известного американского педагога Эдгара Дейла! Подробности – в этом материале.

Если хотите, чтобы человек учился и развивался, грамотно мотивируйте его к этому. Как именно, зависит от вида обучения

Если нужно, чтобы сотрудник прочитал книгу, пусть ее порекомендует руководитель или авторитетный коллега. Если хотите пробудить интерес к обучению как таковому и выработать стремление постоянно совершенствовать навыки, покажите, что это даст, как повлияет на успешность и эффективность специалиста, как поможет ему решать конкретные и все более амбициозные бизнес-задачи. Требуется создать систему наставничества? Ищите опытных сотрудников, которым нравится обучать других. Повышайте авторитет этих сотрудников с помощью нематериальной мотивации, конкурсов «для лучших». Если есть задача мотивировать сотрудника «идти в неизвестность», взяться за принципиально новый проект, приглашайте внешних экспертов и коучей.

К такому выводу Вы придете, изучив конус Эдгара ДЕЙЛА (см. рисунок ниже ).

Теперь по существу

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

  • слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
  • обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching. Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Интересно, но из текста книги следует, что созданная автором схема никак не относится к способностям к обучению или запоминанию. По сути, конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.

В схеме последовательно указаны различные уровни абстракции: слова, самые абстрактные, наверху конуса и опыт, полученный из реальной жизни, наиболее конкретный, находится у основания.

К сожалению, с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.

Кстати, видим, что на рисунке отсутствуют какие-либо цифры, ведь никаких практических исследований автор не проводил, а любые утверждения об обратном являются ложью:

«Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения».

Остаются вопросы, как и откуда появились цифры, связанные с запоминанием?

Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.

Опровержения и разоблачения ученых предпринимались уже с 1971 года. В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.

Исследователи с упорством, достойным уважения, потратили годы, чтобы найти первоисточник и понять, кто и как получил экспериментальные данные по запоминанию. Это оказалось не так просто – все цепочки ссылок указывали на восемь разных источников:

  • Edgar Dale
  • Wiman & Meierhenry
  • Bruce Nyland
  • Various oil companies (Mobil, Standard Oil, Socony-Vacuum Oil)
  • NTL Institute
  • William Glasser
  • British Audio-Visual Society
  • Chi, Bassok, Lewis, Reimann, & Glaser (1989)

Детальная проработка каждого из источников не позволила их подтвердить! В качестве примера расследования, небольшая иллюстрация из работы Keith E. Holbert and George G. Karady Removing an Unsupported Statement in Engineering Education Literature



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта