Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Законы произношения языков южнославянской группы. Языкознание:Южнославянские языки

Законы произношения языков южнославянской группы. Языкознание:Южнославянские языки

Внебрачный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Луизы Ивановны Гааг. При рождении отец дал ребенку фамилию Герцен (от немецкого слова herz – сердце).

Получил хорошее домашнее образование. С юности отличался начитанностью, свободой и широтой взглядов. Декабрьские события 1825 года оказали большое влияние на мировоззрение Герцена. Вскоре он познакомился со своим дальним родственником по отцу Николаем Платоновичем Огаревым и стал его близким другом. В 1828 году они, будучи единомышленниками и близкими друзьями, на Воробьевых горах в Москве дали клятву в вечной дружбе и выказали решимость посвятить всю свою жизнь в борьбе за свободу и справедливость.

Герцен получил образование в Московском университете, где сошелся с рядом прогрессивно мыслящих студентов, образовавших кружок, в котором обсуждался широкий круг вопросов, касающихся науки, литературы, философии и политики. Окончив в 1833 году университет со степенью кандидата наук и серебряной медалью, он увлекся учением сенсимонистов и начал изучать произведения социалистических писателей Запада.

Через год А.И. Герцен, Н.П. Огарев и другие их соратники были арестованы за свободомыслие. Пробыв в тюрьме несколько месяцев, Герцен был сослан в Пермь, а затем в Вятку в канцелярию местного губернатора, где стал сотрудником газеты «Губернские ведомости». Там он сблизился со ссыльным архитектором А.И. Витбергом. Затем Герцен был переведен во Владимир. Какое-то время ему было разрешено жить в Петербурге, но вскоре он опять был сослан, на этот раз в Новгород.

С 1838 года женат на своей дальней родственнице Наталье Александровне Захарьиной. Родители не хотели отдавать Наталью за опального Герцена, тогда он похитил свою невесту, обвенчался с ней во Владимире, где находился в то время в ссылке, и поставил родителей перед свершившимся фактом. Все современники отмечали необыкновенную привязанность и любовь супругов Герценов. Александр Иванович не раз обращался в своих произведениях к образу Натальи Александровны. В браке имел троих детей: сына Александра – профессора физиологии; дочерей Ольгу и Наталью. Последние совместные годы жизни супругов были омрачены печальным увлечением Натальи Александровны немцем Георгом Гервег. Эта некрасивая, заставившая страдать всех ее участников, история закончилась со смертью Натальи Александровны от родов. Внебрачный ребенок скончался вместе с матерью.

В 1842 году Герцен получил разрешение на переезд в Москву, где прожил до 1847 года, занимаясь литературной деятельностью. В Москве Герцен написал роман «Кто виноват?» и ряд рассказов и статей касающихся социальных и философских проблем.

В 1847 году Александр Иванович уехал в Европу, живя попеременно то во Франции, то в Италии, то в Швейцарии и работая в различных газетах. Разочаровавшись в революционном движении Европы, он искал отличный от западного путь развития России.

После смерти жены в Ницце А.И. Герцен переехал в Лондон, где организовал издание свободной русской прессы: «Полярной звезды» и «Колокола». Выступая со свободолюбивой и антикрепостнической программой для России Герценовский «Колокол» привлек внимание и симпатии прогрессивной части русского общества. Он выходил до 1867 года и был весьма популярен среди русской интеллигенции.

Скончался Герцен в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез, затем прах его был перевезен в Ниццу.

Введение

Актуальность. Идеи свободы, гуманизма и справедливости в трактовке Герцена сегодня очень актуальны. Педагог в первую очередь должен воспитать в ученике человечность и доброту. Это особенно актуально сегодня. Доброта, человечность - умение ценить, уважать, любить самое бесценное в нашей жизни - человека. Образно говоря о том, что в человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон огромных человеческих чувств. Одной из самых тонких среди них является человечность. Нужно подчеркнуть, что человечность учителя (именно человечность, а не либерализм и невзыскательность) - путь не только к сердцу, но и к разуму ребенка.

Цель: Изучить опыт педагога и философа А.И. Герцена в развитии педагогики как науки.

  • · Изучить биографию педагога;
  • · Проанализировать труды;
  • · Выделить основные педагогические идеи.

Биография

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - Революционер, писатель, философ, публицист. Родился в Москве, в семье богатого помещика-аристократа И. А. Яковлева. Мать - немка Луиза Гааг. Родители не были обвенчаны, поэтому их сын Александр считался незаконнорожденным и носил фамилию, которую придумал отец. Воспитывался в родительском доме сначала под наблюдением иностранцев-гувернеров, потом и русских учителей. Герцену было 14 лет, когда в Петербурге состоялась расправа над декабристами. Восстание на Сенатской площади оказало решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», - писал он. В 16 лет вместе с Н. П. Огаревым они поклялись на Воробьевых горах быть верными идеалам казненных декабристов. В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университетские годы вокруг Герцена и Огарева сложился кружок революционного направления, в котором обсуждались возможные пути улучшения общества, устранения социального неравенства и другие вопросы. Вскоре после окончания университета (1833) вместе с некоторыми другими членами кружка Герцен был арестован (1834) и после девятимесячного тюремного заключения отправлен в ссылку, которую отбывал сначала в Перми, потом в Вятке и во Владимире. В начале 1840 г. вернулся в Москву, потом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. В 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород. Вернувшись из ссылки в Москву (1842), принял деятельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли: славянофилов и западников (Западники - направление русской общественной мысли середины XIX в. Они выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Боролись с «официальной народностью», критиковали крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и другие. В конце 40-х гг. разошлись с революционными демократами (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев). В конце 50-х гг. полностью размежевались с ними. После крестьянской реформы 1861 г. вместе со славянофилами вошли в единый лагерь либерализма.). 40-е годы были наполнены литературно-философскими спорами, размышлениями о путях развития культуры и просвещения России. Впоследствии Герцен отмечал, что, кроме Белинского, он расходился со всеми, особенно со славянофилами. В эти годы Герцен опубликовал статьи по философии («Дилетантизм в науке», «Письмо об изучении природы»), повести («Доктор Крупов», «Сорока-воровка»), роман «Кто виноват?». Возражая славянофилам в оценке православной религии и ее места в обществе и в воспитании, Герцен в то же время не разделял и взглядов западников (Т. Н. Грановского, В. П. Боткина и др.), проповедующих идеи «свободного воспитания» в духе Ж.-Ж. Руссо.

В 1847 г. А. И. Герцен вместе с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже он дал критическую оценку буржуазного мира (Письма из Avenue Marigny,1847). В июне 1848 г. он оказался вместе с восставшими на улицах Парижа. Подавление революции во Франции Герцен пережил как личную трагедию: это привело к пересмотру некоторых его взглядов на социалистическое переустройство жизни народов.

Однако Герцен не отказался от социализма как основы переустройства общества. Но он не нашел на Западе того, что можно было бы применить для революционного демократического обновления России. В России, по мнению Герцена, революционной силой могло быть крестьянство, а сельская община уже является зародышем социализма. Это и составило основание его теории русского крестьянского социализма.

За участие в революции 1848 г. Герцен был выслан из Франции. Жил в Швейцарии и Италии. После его отказа вернуться в Россию сенат лишил Герцена всех прав состояния и российского подданства. Так Герцен оказался «вечным изгнанником». С 1852 г. он поселился в Лондоне, где основал (1853) Вольную русскую типографию для издания нелегальной литературы. В это время он начал писать «Былое и думы».

После смерти жены (1852) А. И. Герцен остался с тремя детьми, воспитание которых он считал своей обязанностью. Вспоминая своих иностранцев-гувернеров, Герцен твердо решил предупредить отчуждение своих детей от родного языка и обычаев русского народа. Ни пансионы, ни школы, ни местные воспитатели не могли дать того, что намеревался дать своим детям Герцен. Поэтому он предпочел домашнее воспитание. Обстоятельства домашнего воспитания детей поставили перед Герценом много трудных задач из области педагогики, начиная с выяснения самой сущности нового воспитания, свободы и дисциплины, авторитета, приказаний и т. п. Когда в Лондон приехали Огаревы, он доверил воспитание дочерей жене Н. П. Огарева Наталье Алексеевне.

Н. П. Огарев по приезде в Лондон (1856) сразу вошел в круг издательской деятельности Вольной русской типографии и оказывал помощь Герцену в подготовке к выпуску не только альманаха «Полярная звезда», но и первой русской революционной газеты «Колокол» (1857-1865у Лондон; 1865-1867, Женева), в которой по материалам из России печатались статьи о жизни крестьян, горожан, студентов; памфлеты на чиновников Министерства народного просвещения, воззвания и обращения к профессорам и студентам о необходимости переустройства университетов и всей страны на демократических основах. «Колокол» обличал русское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. «Герцен, - писал В. И. Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857-1867) встал горой за освобождение крестьян». Наряду с критикой царского правительства, и в частности его реакционной политики в области народного просвещения, «Колокол» предлагал свою программу народного образования в России. Эта программа была направлена против официальной (государственной) педагогики «самодержавия, православия и народности». Она служила политическим целям подготовки русских людей к активному участию в переустройстве всего общества на демократических и социалистических началах. Широкое распространение «Колокола» в России способствовало объединению демократических и революционных сил.

В период подготовки крестьянской реформы 1861 г. А. И. Герцен допускал либеральные колебания, полемизировал с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Однако в 1861 г. решительно встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию революционной организации «Земля и воля» («Земля и воля» - тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 - 1864 гг. (название - с 1862 г.), федерация революционных кружков. Возникло под идейным влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского в обстановке первой революционной ситуации для подготовки и руководства крестьянской революцией. Поддерживало связи с редакцией «Колокола». Основной программный документ - воззвание Н. П. Огарева «Что нужно народу?». В условиях наступившей реакции самоликвидировалось.).

Уже после отмены крепостного права «Колокол» опубликовал статью-воззвание «Что нужно народу» (1 июля 1861 г.) - политическую программу «Земли и воли».

А. И. Герцен явился продолжателем революционного дела декабристов и в области просвещения, выступив за широкое требование грамотности среди народа. Он считал народ главной движущей силой истории и стремился развивать народное самосознание. В отношении к природе Герцен продолжал материалистическую традицию М. В. Ломоносова и особенно Н. А. Радищева, развивал тезис о том, что человек и природа находятся в неразрывном единстве между собой.

А. И. Герцен справедливо критиковал взгляды французских просветителей и социалистов-утопистов за их односторонность, подчеркивал, что события столько же создаются людьми, сколько люди -событиями. Без личного участия, без воли, без труда ничего не делается. Постоянная деятельность в соответствии со своими убеждениями есть один из самых важных факторов формирования человека. Но к этому же ведет и другой фактор - планомерное воспитание, укрепляющее характер, вырабатывающее умение настоять на своем. Особая роль принадлежит науке, умственному образованию.

Педагогические взгляды А. И. Герцена

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.

Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

  • · Герцен страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством, был убежден в том, что «союз науки с религией невозможен». Ярый враг крепостничества и самодержавия, Герцен был в то же время блестящим критиком капитализма. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.
  • · Однако в отличие от западно-европейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.
  • · Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребенка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».
  • · Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «школы задавлены надзором и попами». Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.
  • · Сословно-крепостнический строй, при котором процветают произвол, насилие, глумление над человеческой личностью, неуважение к человеческому достоинству, как отмечал революционный демократ Герцен, развращающим образом влияет на детей. Напротив, самое положительное влияние на них оказывает простой народ. Герцен считал, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине. Герцен подчеркивал, что в народе крепко держится справедливое мнение «о праве крестьян на землю», многовековая уверенность в несправедливости крепостного рабства, ненависть ко всякому насилию и произволу. Он также разъяснял, что, несмотря на жестокое подавление самодержавием демократических традиций русского воспитания, их не удалось полностью задушить. Передовые профессора и учителя «продолжали проповедовать идею независимости и ненависти к произволу»
  • · Герцен подверг критике не только крепостническую систему воспитания, но и складывающуюся в его время систему воспитания в буржуазном обществе, которую он наблюдал в странах Западной Европы и отчасти в России. Эта новая система общественного и частного воспитания, как и та, которой она идет на смену, тоже направлена на утверждение неравенства, идеалистических воззрений и религиозных представлений, она готовит дельцов, прививает детям мещанские воззрения на жизнь.Герцен показал противоречия буржуазной педагогики и системы образования.
  • · Герцен высказал очень ценные суждения о педагогических теориях Руссо и Оуэна. Отмечая прогрессивное историческое значение этих теорий, он в то же время отчетливо показал и их недостатки. Он высмеивал сентиментально-романтические идеалы воспитания, проповедуемые Руссо, Песталоцци и другими педагогами, стоящими на позициях идеализма, отмечал, что человек, воспитанный в соответствии с их взглядами, не способен к жестокой, суровой борьбе, без которой передовые идеалы не могут быть воплощены в жизнь. Герцен критиковал Руссо за изоляцию детей от окружающей жизни, игнорирование в системе умственного образования опыта, приобретенного человечеством. «Как будто,-- говорил Герцен,-- воспитание не есть привитие родовой жизни одному лицу».
  • · Самым решительным образом он выступал против теории «свободного воспитания», требовал, чтобы у детей с юных лет воспитывали ответственность за их поступки, чувство долга, сознательность и дисциплинированность.
  • · В романе «Кто виноват?» Герцен показал, как в условиях жестокой крепостнической действительности лучшие юноши, воспитанные на прогрессивных идеях гуманно настроенными воспитателями, не могут найти себе применения, становятся «лишними людьми». Виной этому он считал тяжелые общественные условия, в которых происходило формирование молодых людей, а также полученное ими воспитание. Герой его романа Бельтов не нашел своего места в жизни потому, что его воспитание проходило в отрыве от нее. Воспитатели оберегали его от всяких столкновений с суровой действительностью, скрывали от него все ее теневые стороны. И в итоге они воспитали человека, проникнутого гуманными стремлениями, но в то же время лишенного способности «разбирать связный почерк живых событий», противостоять злу и несправедливости, бороться за свои прогрессивные убеждения.
  • · Герцен в произведении «Былое и думы» с одобрением отзывается о социальных и педагогических мероприятиях, проведенных Робертом Оуэном в Нью-Лэнарке, отмечает, что опыт его «костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике». И в то же время он считает многие теоретические положения Оуэна неправильными, решительно выступает против его учения о том, что «главный путь водворения нового порядка -- воспитание», что человек является пассивным продуктом обстоятельств и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью.В критике учения социалистов-утопистов Герцен довольно близко подошел к историческому материализму, однако он не осознал до конца преобразующей, революционной роли рабочего класса в истории общества.
  • · Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
  • · Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.
  • · Придавая большое революционизирующее значение просвещению, Герцен много внимания уделял умственному образованию, формированию материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, которое научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными методами изучения действительности.
  • · Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства», -- писал он.
  • · В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания. Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Дети и подростки, общаясь с товарищами, приобретают ценные социальные качества: умение сдерживаться, подчиняться требованиям других, быть инициативными и самостоятельными.
  • · Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины,-- говорил он,-- нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».
  • · Воспитатели обязаны предъявлять детям определенные требования, продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их выполнения. Они должны умело руководить воспитанниками, осуществляя цели и задачи нравственного воспитания.

Основные педагогические труды А.И. Герцена

Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций происхождение вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с неправильными взглядами, предрассудками и суеверием и опровергает идеалистическое измышление о том, что в человеке отдельно от его тела существует еще и душа.

Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окружающей действительности, сформулировать атеистические взгляды.

Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю.

Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Он осуждал догматизм и формализм в работе школ, где «мысли, суждения... прививаются, как оспа», где детям вбивают «готовые истины». По его мнению, образование есть результат упорного труда и собственных размышлений того, кто учится. Он пишет, что «в науке нет другого способа приобретения, как в поте лица».

Много ценных мыслей высказал Герцен об общем образовании, о воспитании детей в семье, о детском чтении и самообразовании.

Заключение

герцен педагог наука воспитание

Изучив работу, мы понимаем, что в литературном наследии А.И. Герцена содержатся многие педагогические высказывания, обогатившие педагогическую мысль, служившие делу формирования революционно-демократического направления в педагогике России.

Революционно-педагогические взгляды Герцена, представлявшие большую опасность для официальной идеологии, преследовались в царской России. Широко известными они стали в нашей стране только после Великой Октябрьской социалистической революции. Мысли Герцена о воспитании человека, активно участвующего в переустройстве жизни на новых началах, о развитии в детях общественных интересов, о свободе и дисциплине в воспитании, о формировании у воспитанников материалистического, атеистического мировоззрения, о воспитании детей в семье и другие сохраняют свое значение для советской педагогики, школы и семьи.

Педагогические идеи Герцена сыграли огромную роль в общей борьбе прогрессивных сил России против воспитания и школы муштры и зубрежки.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута.

Литература

  • · Пирумова Н.М. «Александр Герцен - революционер, мыслитель, человек.» (1989 г.)
  • · Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г.
  • · Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. М., 1951.
  • · http://pedagogic.ru/ -Педагогическая энциклопедия.
  • · Российская педагогическая энциклопедия: В. В. Давыдов «Большая Российская энциклопедия» (1993 г.)
  • · Педагогические взгляды А.И. Герцена - Евгения Иосифовна, Зейлигер Рубинштейн. (Гос. учебно-педагог. исд-во, 1962 г.)
  • · Антология педагогической мысли. Русские деятели и педагоги народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Сост. Н.Н. Кизьмин. («Высшая школа» 1989 г.)
  • · Джуринский А.Н. «История педагогики: Уч.пособие для студентов педвузов». («Владос» 1999 г.)
  • · История педагогики: Уч.пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Шабаевой М.Ф. («Просвещение» 1981 г.)
  • · Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г, Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие.Сост. Смирнов А.Ф. («Педагогика»1988г.)

Основные идеи Герцена заключались в следующем. Построить в России социализм (справедливое общество) можно, если в основе нового общества будет община (крестьянская с ее коллективизмом и самоуправлением). России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму. Если в России совершится революция, то она будет не политической, а социальной, так как русский народ чужд политике. Преобразования необходимо провести с помощью радикальных реформ сверху. Он осознал всю опасность "крестьянской революции", которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта. Крепостное право необходимо ликвидировать, дав землю крестьянам без выкупа, сохранив общину. Так же необходимо ввести гражданские свободы и демократическое правление.

Идеологами социалистического течения стали также Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. В 1852 г. А.И. Герцен уехал в Лондон и основал там Вольную русскую типографию, в которой с 1855 г. стал издавать газету "Колокол".

В последующие три десятилетия русский социализм будет занимать ведущее место в русском общественном движении.

С 1845 г. в Петербурге чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский стал собирать друзей на свои "пятницы". В его кружок входили студенты, преподаватели, офицеры, литераторы, чиновники, художники и др. Убежденный последователь французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Петрашевский пытался пропагандировать его идеи. Свою деятельность М.В. Петрашевский считал абсолютно легальной. Разрабатывал программы освобождения крестьян с землей, размышлял об образовании, организации республиканского государства, юридических новшествах. В 1849 г. Петрашевский и около 40 чел. были арестованы. Во время следствия более 250 чел. привлекались по этому делу, но смогли установить лишь "заговор идей", так как кружок не имел ни программы, ни устава. Это не помешало приговорить 21 чел. к смертной казни. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. В 1856 г. вышел на поселение в Иркутске.

Александр Иванович Герцен

(1812-1870) прожил до предела трагическую (смерть детей и жены, ссылки, преследования и разочарования), но вместе с тем и интересную жизнь, до краев наполненную думами о России, о ее лучшей будущности. В 1847г. Герцен навсегда покидает Россию, но до конца дней живет ее интересами. В 1853 г. в Лондоне он основал вольную русскую типографию, в которой стал печатать запрещенные на родине цензурой произведения (с 1855 альманах "Полярная звезда", а с 1857 по 1867, вместе с Огаревым газету "Колокол").

Первоначально Герцен рассматривал славянофильство исключительно как реакцию на попирающие национальность реформы Петра I, реакцию против петербургского периода. Саму эту критику Герцен признает отчасти правильной, но славянофилы на этом, по его мнению, зациклились, отождествив ответ с вопросом. Если славянофилы во многом превозносили византинизм, то Герцен называет его "бездонным стоячим болотом, в котором исчезли следы древнего мира". Византия для него Рим времен упадка, где личность была поймана в двойные сети: полностью была поглощена государством, неограниченной властью императора и церковью. По его мнению, "восточная церковь проникла в Россию в цветущую, светлую киевскую эпоху, при великом князе Владимире. Она привела Россию к печальным и гнусным временам. Она обучила царей византийскому деспотизму, она предписала народу слепое повиновение.". А Петр I "парализовал влияние духовенства, это было одним из самых важных его деяний.". Как видно, взгляды славянофилов и Герцена на историческое прошлое и его смысл прямо противоположны. Это подтверждают его следующие слова: "Мы свободны от прошлого, ибо прошлое наше пусто, бедно и ограничено. Такие вещи, как московский царизм или петербургское императорство, любить невозможно". Поэтому "прошлое русского народа темно; его настоящее ужасно, но у него есть права на будущее".


Значение ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ

—группа славянских языков, включающая болгарский, сербскохорватский (сербохорватский), македонский и словенский языки. Распространены на Балканском п-ове и прилегающей к нему территории: в Болгарии и Югославии, а также в сопредельных roc-вах (Греции, Албании, Австрии, Венгрии, Румынии, СССР), в др. странах Европы, в Америке (гл. обр. США и Канада) и в Австралии. Общее число говорящих св. 30 млн. чел. Подразделяются на 2 подгруппы: восточную (болг. и макед. языки) и западную (сербскохорв. н словен. языки). Ю. я. восходят, как и все слав, языки, к праславянскому языку. Сохраняя блн- 600 ЮЖНОСЛАВЯНСК зость между собой и с др. слав, языками на всех уровнях языка, обнаруживают и значит, различия. В каждом из них элементы праслав. наследия перемежаются инновациями. Общие особенности, характеризующие Ю. я. как единую группу: праслав. сочетания ort, olt в начале слова при нисходящей интонации преобразовались в rat, lat, а не rot, lot, как в других слав, языках (ср.: болг. «равен», «лакът», макед. «рамен», «лакот», сербскохорв. «равен», «лакат», словен. raven, lakat и рус. «ровный», «локоть», чеш. rovny, loket); древний носовой? в большинстве юж.-слав, говоров изменился в «е»; выявляются различия в именных флексиях: у существительных муж. и ср. рода твердого склонения в Ю. я. возобладало окончание -омь (при зап.-слав, и «ост.-слав. окончании -ъмь); у сущест- вительных на -а мягкого склонения в род, п. ед. числа и им. и вин. п. мн. числа установилось окончание -?, [при зап.-слав, и вост.-слав. ё(Ъ)]; широко употребителен полуфункциональный союз «да»; известны древние общеюжно-слав. лексич. единицы, отсутствующие или малоизвестные у зап. и вост. славян (напр., глагол со значением "ступать": болг. «газя», макед. «гази», сербскохорв. «газнти», словен. gaziti). Фонетика Ю. я.— результат преобразования праслав. фонетич. системы. Редуцированные гласные исчезли или прев, ратились в гласные полного образования разного качества, ср. лексемы со значением "сон", "день", "сегодня (днесь)"| болг. «сън», «ден», «днес», макед. «сон», «ден», «денес», сербскохорв. «сан», «дан» (в диалектах этих языков также «сен», «еън>,), «данао, словен. sen, dan, danes, denes; носовые гласные изменились с утратой носсвой артикуляции, ср. праслав. roka, "рука", болг. «ръка>, макед. , сербскохорв. «рука>, словен roka; праслав. pet "пять", болг., макед., сербскохорв. «пет», словен. pet. Древний ё (в) замещается гласными, варьирующими от *и> до; гласный совпал с. В зап. подгруппе фоно-логично различение долгих и кратких гласных, в восточной (включая вост. говоры сербскохорв. яз.) количеств, различия утрачены. Для консонантизма характерны варьирующие в языках и диалектах аффрикаты, изменения в категории твердости/мягкости: последовательное отвердение полумягких согласных в зап. зоне, повсеместное отвердение. Акцентуация разнообразна: в вост. подгруппе ударение монотоническое, в болг. из. и вост. говорах сербскохорв. яз.— разноместное. в македонском — фиксированное; иа большей части терр. зап. зоны, т. е. в словен. и сербскохорв. языках, ударение политоническое, разно-местное, тонич. характеристики и распределение ударения в словоформах различны по диалектам. Ист. развитие грамматич. системы в Ю. я. отмечено неединообразной по языкам и диалектам перестройкой структуры. В болг. и макед. языках утрачены именное склонение, инфинитив, вместо старых форм степеней сравнения выступают приставочные образования, появился артикль, эти же черты возникли в процессе развития ряда языков балкан. региона (алб., греч., рум. языки). Сохранилась, однако, сложная система форм прош. времени. В словен. яз. и во мн. говорах сербскохорватского склонение устойчиво, но формы простых прош. времен исчезли или исчезают. В словен. яз. сохранились формы дв. ч. и супина. Утрата форм склонения в вост. подгруппе сопрягалась с преобразованиями в синтаксисе — с усиленным развитием предложных конструкций. В лексике Ю. я. при преобладании слав, образований выявляются наслоения, возникшие в результате контактов с иноязычным населением на Балканах (см. Балканский языковой союз). Многочисленны заимствования из тур. яз., имеются заимствования из греч. яз., ром. языков и диалектов, из немецкого и венгерского. В лит. языках много ин-тернационализмов, а также заимствований из рус. яз. Самый древний лит. слав. яз.— старославянский язык, возникший в 9 в., оказал большое влияние на все слав, языки. Древнейшие алфавиты: кириллица и глаголица. Совр. носители сербскохорв. яз. пользуются письменностью на базе преобразованной кириллицы и лат. алфавита, словенцы употребляют латиницу, болгары и македонцы используют кириллич. письмо. Кириллица преобразована на основе рус. гражд. шрифта. Глаголица функционировала вплоть до 1-й пол. 20 в. как региональное церк. письмо у хорватов. Совр. юж.-слав. лит. языки формировались в неодинаковых социально-ист. условиях, в разное время и типологически значительно разнятся. Нормы болг. лит. яз. установились во 2-й пол. 19 в. Его словарь обогащался лексич. средствами рус. и церк.-слав, языков. Макед. лит. яз. оформлен в сер. 20 в. Лит. сербскохорв. яз. сформировался в 1-й пол. 19 в., на нар.-речевой основе с допущением варьирования элементов, в частности фонетических (экавское и иекавское произношение). На базе окраинных диалектов сербскохорв. яз. и в связи со старой письм. традицией существуют региональные лит. языки чакавский и кайкавский, функционально ограниченные сферой худож. лит-ры, преим. поэзии. Особый региональный язык на чакавской основе развивается в Австрии. Словен. лит. яз. как система книжно-письменных норм стабилизировался во 2-й пол. 19 в., его устная разновидность функционирует как совокупность местных разг. койне. 9 Берн штейн СБ., Очерк сравнит, грамматики слав, языков. [Введение. Фонетика], М., 1961; его же, Очерк сравнит, грамматики слав, языков. Чередования. Именные основы. М.. 1974; Напитал Р., Слав, языки, пер. со словенского, М., 1963; Слав, яз-знание. Библиография, указатель лнт-ры, изданной в СССР [с 1918 по 1970 гг.]. ч. 1-4, М., 1963—73; Можаева И. Е., Южнослав. языки. Аннотированный библиография, указатель лнт-ры, опубл. в России и в СССР с 1835 по 1965 гг., М., 1969; Слав, языки. (Очерки грамматики западнослав. и южнослав. языков), М., 1977; Б о ш к о-в и ч Р., Основы сравнит, грамматики слав, языков. Фонетика и словообразование, пер. с сербохорв, М., 1984; Ju rancid J., Juznoslovanski jeziki, Ljubljana, 1957. В. П. Гудков.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯЗЫКИ
    РАБОЧИЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ …
  • ЯЗЫКИ в Словаре экономических терминов:
    ОФИЦИАЛЬНЫЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ …
  • ЯЗЫКИ
    ЯЗЫЌИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, формальные языки для описания данных (информации) и алгоритма (программы) их обработки на ЭВМ. Основу Я.п. составляют алгоритмические языки …
  • ЯЗЫКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗЫЌИ МИРА, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2,5 до 5 тыс. (точную цифру установить …
  • ЯЗЫКИ МИРА
    мира, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. - от 2500 до 5000 (точную цифру …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки (от лат. romanus - римский), группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки)и происходящих от латинского …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЯЗЫКИ НАРОДОВ СССР
    — языки, на к-рых говорят народы, живущие на территории СССР. В СССР представлено ок. 130 языков коренных народов страны, живущих …
  • ЯЗЫКИ МИРА в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетич. родство …
  • УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —крупное генетическое объединение языков, включающее 2 семьи — фииио-угорскую (см. Финно-угорские языки) и самодийскую (см. Самодийские языки; нек-рые ученые рассматривают …
  • СУДАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — классификационный термин, употреблявшийся в африканистике в 1-й пол. 20 в. и определявший языки, распространенные в зоне географического Судана — …
  • РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки), связанных общим происхождением от латинского языка, общими закономерностями развития и значит, элементами структурной …
  • ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — условно определяемая языковая общность, объединяющая генетически ие связанные между собой чукотско-камчатские языки, эскимосско-алеутские языки, енисейские языки, юкагиро-чуванские языки и …
  • ОКЕАНИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —часть восточной «подветвп» малайско-полинезнй-ской ветви австронезийских языков (нек-рыми учеными рассматриваются как подсемья австронезийских языков). Распространены в р-нах Океании, расположенных восточнее …
  • КУШИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —ветвь афразийской семьи языков (см. Афразийские языки). Распространены на С.-В. и В. Африки. Общее число говорящих ок. 25,7 млн. чел. …
  • ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. И. я. различаются …
  • ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —группа языков, относящихся к индоиранской ветви (см. Индоиранские языки) индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки). Распространены в Иране, Афганистане, нек-рых …
  • ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Сев. и Юж. Америке, Австралии и …
  • АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (афроазиатские языки; устар.— семито-хамитские, или хамито-семитские, языки) — макросемья языков, распространенных н сев. части Африки от Атлантич. побережья и Канарских …
  • АУСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (ав-строаэиатские языки) — семья языков, на к-рых говорит часть населения (ок. 84 млн. чел.) Юго-Вост. и Юж. Азии, а также …
  • АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — одна из крупнейших семей языков. Распространены на Малайском арх. (Индонезия, Филиппины), п-ове Малакка, в иек-рых юж. р-нах Индокитая, в …
  • TЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья языков, на к-рых говорят многочисленные народы н народности СССР, Турцнн, часть населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии …
  • ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковнославянский язык Под именем …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ВЛАДИМИР РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Владимир (Василий) Святославич (ок. 960 - 1015), князь Киевский, святой равноапостольный. Сын киевского кн. …
  • ЯБЛОНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРИАН
    Яблоновский (Александр Валериан) - польский историк. Родился в 1829 г.; учился в университетах Киевском и Дерптском. Много путешествовал: посетил южнославянские …
  • ТРОЯНСКИЙ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Троянский (Александр Степанович, родился в 1835 году) - писатель, сын священника города Казани, воспитанник казанской семинарии и Казанской духовной академии. …
  • СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соловей Будимирович - герой былины, известной в 10 записях, из которых старейшая принадлежит Кирше Данилову. Как обстоятельно выяснено …
  • СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК в Краткой биографической энциклопедии:
    Соловей-разбойник, Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов, - птица рахманная; представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ОТ ПЕРВЫХ ПАМЯТНИКОВ ДО ТАТАРСКОГО ИГА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рсли в понятие литературы внести широкое понятие художественного творчества народа в слове (а не только в письме), то первым фактом …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • НИКИТА КОЖЕМЯКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Никита Кожемяка - герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой России на сюжет …
  • ЛАМАНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ламанский, Владимир Иванович - выдающийся славист-историк (1833 - 1914). Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником И.И. Срезневсского, Ламанский …
  • ЛАВРОВСКИЙ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Лавровский, Петр Алексеевич - славист (1827 - 1886). Окончил курс в главном педагогическом петербургском институте. В первых своих исследованиях развивал …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …
  • ФОЛЬКЛОР в Литературной энциклопедии.
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ
    группа близкородственных языков, относящихся к индоевропейской семье языков. Современные славянские языки делятся на 3 группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославянские …
  • ИЛЛИРИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    общественно-политическое и культурное движение 30-40-х гг. в 19 в. в Хорватии и Славонии, отчасти в других югославянских землях. Основная идея …


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта