Главная » Ядовитые грибы » Зона нечерноземья карта. Нечерноземье

Зона нечерноземья карта. Нечерноземье

© ООО «Питер Пресс», 2009

Введение

Политическая регионалистика – это новое научное направление, находящееся в стадии становления. Своим возникновением данная дисциплина обязана, с одной стороны, политической науке, с другой – регионалистике, или регионоведению. В настоящее время достаточно проработанными можно считать экономические, исторические, юридические и культурно-цивилизационные аспекты регионоведческих исследований; в свою очередь, и политическая проблематика должна занять свое достойное место в ряду регионоведческих знаний. При этом политическая регионалистика может как вбирать в себя свод знаний, накопленный другими научными направлениями в рамках самых разных обществоведческих наук, так и ориентироваться на достижения современного регионоведения.

Важные изменения, происходящие в современном обществе на региональном и мировом уровне начиная со второй половины ХХ в., связаны с процессами интеграции и регионализации. Возрастание роли регионов в эволюции международного сообщества и в жизнедеятельности многих современных государств делает все более важными процессы регионального развития.

Такие динамичные преобразования в области регионального развития вызывают повышенный интерес ученых-политологов. Они также постоянно находятся в поле зрения значительной части национальных и местных политических элит, решающих вопросы, касающиеся перспектив политического развития, политических трансформаций, происходящих в обществе, и их последствий в процессе развития трансграничных отношений принципиально нового типа.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в современном мире и формирующие политическую реальность в регионах, существенным образом отличаются от имевших место на предыдущих этапах исторического развития мирового сообщества. Принципиально новыми являются те роли, которые отводятся региональным элитам и сообществам в процессе принятия решений, относящихся к внутриполитическим и внешнеполитическим проблемам регионального развития. Постоянно совершенствуется модель современного федерализма, что обусловлено устойчивыми тенденциями к предоставлению отдельным территориальным единицам определенного политического статуса и полномочий, наблюдающимися в различных регионах мира.

Интерес представляет также исследование особенностей и закономерностей развития современных региональных общественно-политических систем, выявление соотношения интеграционных и дезинтеграционных тенденций в региональных сообществах, изучение влияния современных социальных изменений на структуру центро-периферических отношений, рассмотрение возможностей адаптации и стабилизации региональных систем в контексте формирования новой мировой политической конфигурации, анализ влияния процессов глобализации на функционирование и развитие современных региональных сообществ.

Именно подобного рода политические тенденции, определяющие основные черты процессов регионального развития в современном мире, находятся в центре внимания политической регионалистики.

Изучение региональной политической проблематики как самостоятельного направления появилось в регионоведении сравнительно недавно и отразило тенденцию к расширению междисциплинарности исследований в современной науке.

Раздел 1
История и теория политической регионалистики

Становление теоретико-методологической базы политической регионалистики связано с такими обществоведческими дисциплинами, как история, этнография, экономика, право и т. п.

Анализ междисциплинарных исследований, посвященных проблемам регионального развития, показывает, что в них формируется политологическая составляющая, разрабатываются концепции и модели, подходы и методы, которые используют современные политологи-регионоведы.

В сферу интересов данного научного направления входит широкий круг вопросов, относящихся к изучению политического развития регионов. К примеру, исследователи В. Гельман и С. Рыженков понимают под политической регионалистикой «совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т. д.), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба» .

Глава 1
Краткий очерк развития политической регионалистики

Политическая регионалистика выделилась в самостоятельное научное направление в 90-х гг. ХХ в. , что вполне соответствовало фундаментальному перелому, который произошел в принципах научного познания и ознаменовал собой отказ от теории революционной смены парадигм Томаса Куна и признание того, что отныне научные теории, концепции и подходы не стоит рассматривать как взаимоисключающие альтернативы, по мере развития науки сменяющие друг друга, а представлять их в качестве взаимодополняющих способов познания или конструирования действительности.

Междисциплинарный подход к исследованию сложных явлений имеет давнюю историю. Еще в Античности практически все науки заключались всего в одной – философии. В Средние века право, теология и медицина уже существовали как самостоятельные дисциплины в университетах. К середине XVIII в. философия разделилась на естественную и моральную философии и проходил процесс постепенного отделения и возникновения новых научных дисциплин. На тот период к естественной философии относились химия, физика, биология и другие дисциплины, позднее получившие название «естественные науки». В рамках моральных наук в основном изучались общественные и политические явления, процессы и институты (в XIX в. они стали называться «гуманитарные науки»).

Появление политической регионалистики связано прежде всего с двумя науками – политологией и регионоведением, история возникновения которых, а также их становление в качестве наук имеют свою специфику.

Появление первых трудов о политике относится к V в. до н. э. С тех пор накоплен обширнейший опыт политической мысли. Становление политологии в качестве современной науки связывают с открытием первой кафедры политической науки в 1857 г. в Колумбийском колледже (в настоящее время Колумбийский университет), а также последующим развитием политической науки в других ведущих университетах США и Европы, созданием национальных и международных ассоциаций политических наук и изданием журналов, посвященных ключевым проблемам политической науки.

Наука о регионах имеет не столь длительную историю. Одним из первых исследований, посвященных региональным процессам, можно назвать труд И.Г. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии», изданный в 1836 г.

На начальном этапе (конец ХIХ – начало ХХ в.) развитие регионоведческой науки было связано главным образом с исторической географией, в рамках которой она носила название «краеведение» или «страноведение». При этом роль исторической географии в системе социально-экономических наук была весьма незначительной и сводилась к описанию географии населения, хозяйства, миграционных процессов и т. п.

Весьма активно в тот период развивалась отечественная наука о регионах, осваивая новое проблемное поле. Весомый вклад в становление краеведения внесли русские ученые П.И. Мельников-Печерский и А.С. Гациский , систематизировавшие исследования в области истории и этнографии Нижегородского региона, а также губернские ученые архивные комиссии, подготавливающие материалы по состоянию хозяйственной, демографической и этнической структуры периферии Российского государства.

На протяжении ХХ в. активно развивались такие исследовательские направления, как региональная археология, региональная антропология, региональная этнография, региональная лингвистика. Каждая отрасль знания оперировала собственными исследовательскими методами и ставила собственные научные задачи и цели.

В конце ХХ в. регионалистика начинает рассматриваться как своего рода макродисциплина, которая оперирует обобщенными, итоговыми результатами специализированных исследований, выполненных в рамках отраслевых гуманитарных дисциплин.

На данном этапе происходит обобщение предшествующих достижений, имеет место попытка выработать многофакторные подходы для объяснения процессов регионального развития.

К этому же периоду относится систематизация обширных знаний в области регионального развития, полученных отдельными научными дисциплинами, включение в региональную проблематику экономических и политико-правовых исследований, а также становление собственно региональной науки. Термин «regional studies» был введен в научный оборот американским экономистом У. Изардом , автором книги «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах» . В настоящее время наряду с данным понятием в западной науке получил также распространение термин «area studies».

В процессе развития политической и регионоведческой наук были заложены основания для появления нового научного междисциплинарного направления – политической регионалистики.

На основании междисциплинарных исследований, посвященных анализу разнообразных методов, концепций и теорий изучения региональной политической проблематики, нам представляется возможным выделить три основные группы подходов , тесно связанных между собой и в наибольшей степени оказавших влияние на формирование теоретико-методологических основ политической регионалистики.

1. Политико-географические и геополитические подходы.

2. Политико-исторические подходы.

3. Социально-политические подходы.

Исследователи, развивающие данные научные направления, заложили фундамент политической составляющей науки о регионах, прямо или косвенно обозначив значимость политической проблематики в процессе изучения социальных, экономических, культурных и т. п. аспектов регионального развития.

1. Политико-географический и геополитический подходы

Основное внимание исследователей, разрабатывающих данные подходы, сосредоточено на сопоставлении политического, экономического, культурного и т. п. потенциалов государственных и региональных сообществ, от которого зависит формирование структуры социально-политического взаимодействия.

Родоначальник немецкой школы геополитики Ф. Ратцель полагал, что обоснование ключевых процессов, происходящих в государствах (или в регионах), должно осуществляться с позиции признания постоянного стремления общественно-политических систем к территориальной экспансии, которая может привести к поглощению более мелких и слабых регионов. Вместе с тем регионы, которые испытывают давление своего геополитического положения, во избежание потери территориальной автономии должны осуществить коренную функциональную трансформацию своих внутренних структур в процессе политической модернизации.

Данный подход характеризует общемировые тенденции политического развития, основываясь при этом на рассмотрении перспектив эволюции ведущих регионов и государств международного сообщества.

В данной связи мы можем выделить некоторые исторические факторы, определившие современные тенденции регионального политического развития.

Прежде всего долговременную общемировую тенденцию представляла собой территориальная экспансия.

Английский географ П. Тейлор выделяет четыре основных периода [заокеанской] колонизации.

Первая неконкурентная эра колонизации (конец ХV – начало ХVII в.) – главные субъекты экспансии Испания и Португалия.

Первая конкурентная эра колонизации (1600–1800) – Испания, Португалия, Нидерланды, Великобритания, Франция, частично Дания, Швеция и Пруссия.

Вторая неконкурентная эра колонизации (начиная с Первой промышленной революции в Великобритании и Французской буржуазной революции конца ХVIII в. до 1870-х гг.) – Великобритания и Франция.

Вторая конкурентная эра колонизации (конец ХIХ – вторая половина ХХ в.) – Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, Италия, Япония и США .


Стремление сильных стран и регионов к извлечению прибыли посредством территориальной военной экспансии постепенно сменяется другими видами колониальной зависимости, главным образом политической и экономической. Австрийский марксист Р. Гильфердинг указывал на определяющую роль финансового капитала в системе центро-периферических отношений, при которых колонизируемые регионы, находящиеся под политическим контролем государств-метрополий, рассматриваются прежде всего как источники дешевой рабочей силы и рынки сбыта . В данной связи скандинавский политолог Й. Галтунг выделяет два типа государств: «ядро» – метрополия и «периферия» – колониально зависимые территории, а также два типа социальных групп – доминирующую и подчиненную. При этом как доминирующие, так и подчиненные классы могут встречаться и в государствах «ядра», и в периферийных странах, а отношения между ними могут строиться в виде:

Сотрудничества, что предусматривает совместную эксплуатацию «периферии» обоими элитными группами;

Социального империализма – подавление элитой «ядра» собственного народа;

Репрессивного империализма – подавление привилегированной группой «периферии» своего народа;

Разделенного империализма, что проявляется в заинтересованности непривилегированного класса «ядра» в эксплуатации подчиненного класса «периферии» .


В то же время начиная с середины ХХ в. формы экспансии принимают еще более жесткий характер. Пользоваться ресурсами подвластных территорий оказывается уже недостаточным, на повестку дня выдвигаются задачи ассимиляции и унификации населения других культур и цивилизаций.

Одновременно с рассматриваемым процессом повсеместно возникают очаги модернизации, способствующие структурной трансформации сохранивших самостоятельность региональных сообществ, проявление активности которыми в данном контексте можно воспринимать как ответ самобытных обществ на вызов извне.

В то же время население регионов, в процессе волн колонизации включенное в иные системы социально-политических отношений, в полной мере осознает степень уникальности собственной культуры, своего пути исторического развития, в связи с чем возникают дезинтеграционные, центробежные процессы в границах бывших метрополий.

Концепция «государство – “контейнер власти”» Гидденса – Тейлора охватывает более широкий круг вопросов функционирования государства.

Э. Гидденс рассматривает мощь государства с позиции его способности к принятию общезначимых политических решений и определяет государство как «контейнер власти ». Теоретик указывает, что государство внутри своих границ осуществляет контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества и, если масштаб проблем выходит за эти территориальные рамки, стремится расширить свое влияние и продемонстрировать его за пределами своих границ.

Разработку данной теории продолжил ранее упоминавшийся нами П. Тейлор . Согласно его концепции, государства проходят несколько этапов усложнения своей структуры.

1. Государство – «контейнер власти» выполняет функцию военной защиты своего населения.

2. Государство – «экономический контейнер» занимается регулированием социально-экономических отношений.

3. Государство – «контейнер наций»: данный процесс характеризуется тем, что государству отводится функция стабилизации общественно-политических отношений путем формирования идеологии национального единства, политических институтов, общественной системы ценностей и т. п.

4. Государство – «культурный контейнер» формирует определенную систему социальных представлений об общности исторического прошлого и современных интересов всех жителей, стремится к унификации гетерогенного состава населения для сохранения государства .

Для политической регионалистики интерес представляет рассмотрение характера и степени влияния общегосударственных властных структур на политические, экономические, национальные и т. п. процессы в региональных образованиях.

Рассмотрение блока политико-географических и геополитических подходов позволяет нам существенно расширить поле исследований, посвященных политическим проблемам регионального развития. Основные выводы, которые можно сделать в результате анализа авторских положений, заключаются в следующем:

Процесс формирования государства объясняется с позиции интересов совместной защиты;

Государство продолжает сохранять тенденции к разнообразным видам экспансии;

Государство приобретает новое качество, которое обусловливает стремление к самовоспроизведению и нежелание утрачивать свою территориальную «массу» за счет предоставления отдельным регионам независимости;

В ходе взаимодействия с периферией для центра во многих случаях характерно проявление стремления к установлению отношений господства и подчинения;

В основе взаимоотношений на межрегиональном и международном уровне лежит фактор окружающей среды, т. е. стратегия развития различных региональных сообществ и государств обусловлена их внешними связями и внешним балансом сил.

При этом в качестве основных недостатков данных подходов можно выделить следующие:

Во-первых, все отношения в обществе, государстве и в международных отношениях объясняются с позиции применения силы и сопротивления этой силе;

Во-вторых, одной из центральных тем исследований является признание отношений господства и подчинения.

Вместе с тем политико-географические и геополитические подходы оказали значительное влияние на формирование теоретико-методологической базы политической регионалистики.

2. Политико-исторический подход

Центральным моментом для всех научных школ, опирающихся на данный методологический подход, является стремление выявить генезис региональных сообществ и проследить их эволюцию в контексте исторического развития, проанализировать процесс формирования естественных и искусственных границ, изучить фактор геополитического положения государств и регионов.

В рамках данного подхода исследователи предпринимают попытки определить оптимальное соотношение производственных и коммуникационных объектов на территории региона, сформулировать принципы их эффективного размещения для того, чтобы обозначить пути комплексного взаимодействия изучаемых объектов, обосновать направление дальнейшего развития региона.

Подобного рода исследования позволяют разрабатывать концепции совместного развития , направленные на формирование региональных политико-экономических альянсов, сочетающих в себе преимущества различных территорий.

В то же время данные факторы оказывают воздействие на формирование экономического потенциала региона, от значимости которого, в свою очередь, зависит формирование вертикали властных отношений, распространение на данном локальном политическом пространстве центростремительных или центробежных (сепаратистских) тенденций, формулирование ценностных ожиданий и предпочтений.

Каждое региональное образование обладает индивидуальным экономическим потенциалом, особой политической культурой, отличными историческими традициями и т. п. Это обстоятельство, как отмечает американский исследователь Р. Патнэм , приводит к сосуществованию на территории одного государства всевозможных политико-экономических модификаций регионов – начиная от постиндустриальных, демократически развитых, до аграрных, базирующихся на авторитарном стиле управления .

В свою очередь, рассмотрение отдельных регионов позволяет применять полученные результаты для объяснения процессов на федеральном уровне. Главными факторами при этом выступают не только культурный, политический и экономический потенциалы конкретных регионов, но и способность территорий осуществлять коммуникацию независимо от того, носит данное взаимодействие интегративную или дезинтенгративную направленность.

Основной акцент при этом делается на понимание историко-политического развития государства с точки зрения политических и иного рода изменений, инициированных на региональном уровне, что становится возможным благодаря внутренней динамике, присущей регионам, посредством которой инициируются и стимулируются структурные и функциональные изменения. Такие изменения могут служить причиной для преобразований в масштабе всего государства. При этом для понимания текущих политических событий и определения перспектив дальнейшего развития целесообразно обращаться к историческим традициям, характерным для данной страны.

Важное место в рамках политико-исторических подходов занимает также теория «Единого поля» американского географа С. Джонса , согласно которой формирование территориально-политических систем включает пять взаимосвязанных этапов:

Возникновение ключевой, базисной идеи;

Принятие политического решения;

Движение людей, товаров, капиталов, идей;

Появление «поля напряженности», аналогичного физическим полям, в котором соотношение политических сил, выступающих за или против ключевой идеи, меняется от точки к точке;

Формирование политико-территориальной единицы .


Для изучения феномена регионального развития систематизация процесса возникновения общественно-политической системы, предложенная американским ученым, имеет огромное значение благодаря следующим политологическим аспектам, содержащимся в его теории. Во-первых , подход С. Джонса выдвигает на первый план проблемы формирования стержневой политической идеологии, системы ценностей и ожиданий людей в процессе строительства национального государства и политической нации. Подобная проблема отражает полемику между примордиалистами, подчеркивающими, что сообщества людей являются продуктом кровного родства, общего исторического прошлого, языка, культуры и взаимных обязательств, и инструменталистами, которые утверждают, что в основе возникновения и сохранения самосознания личности/группы лежат «объективные» интересы .

Этот шаблон следует заменить более точным:

  • для очевидных случаев используйте шаблоны {{перенести}} и {{перенести сюда}} ;
  • для разделов используйте {{перенести раздел}} и {{перенести сюда раздел}} , если не нужно обсуждение;
  • если нужно обсуждение, используйте шаблон {{amerge}} и добавьте соответсвующую запись на ВП:КОБ;
  • для категорий используйте {{amergecat}} (для обсуждений) и {{переименовать категорию}} (без обсуждений).

Регионалистика - междисциплинарная наука, изучающая объективные процессы регионализации (географической, политической, экономической, культурной). Особое внимание уделяет изучению регионализации международных отношений под воздействием факторов глобализации . Основателем региональной науки (регионалистики) является американский экономист и географ Уолтер Айзард , который в своем фундаментальном труде наметил трансформацию региональной экономики в регионалистику за счет расширения базисных факторов, не только экономических но и политических, социальных и экологических. Первым шагом на этом пути стало разработка эколого-экономического подхода к региональным исследованиям.

Регионалистика отражает синтез подходов различных наук к региональным исследованиям. По мнению известного географа А. Г. Исаченко , регионалистика задумывалась как учение, объединяющее такие направления, как районистика (предметом которого, по замыслу основателей, должна служить разработка общих принципов и методов систематизации путём районирования), регионоведение (по замыслу его инициаторов должно изучать специфику развития целостных регионов в самых разнообразных аспектах - от природных до этноконфессиональных), а также ряда других направлений в науках, имеющих дело с районированием и изучением районов .

Регионалистика взаимодействует с географическими науками, геополитикой , глобалистикой , геоэкономикой и др. научными дисциплинами. Регионалистика необходима для специалистов в области международных отношений, государствоведов, регионоведов, страноведов, географов и др.

Литература

  • Изард У. (Айзард У.) Методы регионального анализа. - М.: Прогресс, 1966. - 660 с.
  • Дергачев В.А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение. Второе издание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  • Дергачев В.А. Регионалистика . Электронное издание на CD, 2008. ISBN 966-02-3718-9
  • Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
  • Плешакова М.В., Дробышев Д.С. Регионалистика / ВолгГТУ. - Волгоград: Учебное пособие, 2005. - 182 с.

Источники

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Регионалистика" в других словарях:

    регионалистика - Междисциплинарный анализ социальноэкономических явлений в конкретном регионе с целью изучения региональных изменений и планирования будущего регионального развития. Syn.: регионоведение … Словарь по географии

    Регионалистика - наука о трансформации территориальной организации производительных сил под воздействием геополитических и геоэкономических факторов … Геоэкономический словарь-справочник

    Ростислав Феликсович Туровский Род деятельности: политолог, политгеограф Дата рождения: 13 сентября 1970(1970 09 13) (42 года) Место рождения … Википедия

    Факультет политологии Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова … Википедия

    - (родился 13 сентября 1970 в Москве) российский политолог, политгеограф. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность … Википедия

    Ростислав Феликсович Туровский (родился 13 сентября 1970 в Москве) российский политолог, политгеограф. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность … Википедия

    Ростислав Феликсович Туровский (родился 13 сентября 1970 в Москве) российский политолог, политгеограф. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность … Википедия

    Ростислав Феликсович Туровский (родился 13 сентября 1970 в Москве) российский политолог, политгеограф. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность … Википедия

    Ростислав Феликсович Туровский (родился 13 сентября 1970 в Москве) российский политолог, политгеограф. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность … Википедия

Книги

  • Регионалистика , Шаховская Л., Плешакова М., Курбатова Л., Кравец А.. Представляет собой материал по теоретическим основам регионалистики, различные практические аспекты дисциплины, связанные с размещением производительных сил страны и территориальными…

Экономическая география и регионалистика - это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Экономическая география изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства - предметы и орудия труда).

Основываясь на законах развития общества и законах развития природы, экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа - население - хозяйство». Предельный объект ее исследований - антропогенная (техногенная) сфера географической оболочки Земли (географической среды) с теми или иными структурами, обусловленными взаимодействием общества и природы (ноосфера В.И. Вернадского). Более конкретным объектом служат пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающиеся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях - от локального и регионального до глобального.

Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины - регионоведение, регионология, региональная наука).

В отечественной науке чаще использовался иной термин - региональная экономика. Региональная экономика -географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей, с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика - синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.

Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т.е. некоторая местность).

С позиций системного подхода можно считать регион особой социальной экономической системой, важным элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования данной социально-экономической системы - удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов - субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории.

Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР) под экономическим региономпонимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

В данном систематизированном перечне региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России экономические регионы выделяются последующим классификационным признакам:

относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;

общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации:

условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;

условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов , в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;

условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;

характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

По этим признакам выделены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ), экономические районы, экономические зоны (макрозоны), особо охраняемые природные территории, регионы компактного проживания малочисленных народов России и др.

Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики, которой посвящены следующие разделы пособия.

При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.

КТО - это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица - это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами, согласно уставу их деятельности. Физические лица - это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т.е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.

ЧТО - это производительные силы общества. Они включают по меньшей мере два фактора, две субстанции: рабочую силу и средства производства.

Рабочая сила - это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной (духовной).

Средства производства - это орудия труда и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов (электроэнергия, вода, пар, специальные виды топлива из нефтепродуктов), а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.

Предметы труда - это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация данной категории. В широком смысле предметом труда является все то. что целенаправленно изменяет человек.

Вообще, «разместить» - это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила - это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура - социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы , безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

КОГДА - оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т.е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.

КАК - производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики разрабатывается механизм индикативного планирования и государственного регулирования размещения производительных сил.

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.

По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:

локалистику (локальный уровень);

регионоведение (региональный уровень);

страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);

глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

география природных ресурсов и природопользования;

география населения;

география хозяйства:

география управления и инфраструктуры;

коммерческая география;

гуманитарная география:

социально-политическая география.

В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем :

территориальное планирование;

размещение предприятий;

региональное развитие;

геополитика и геоэкономика;

диффузия инноваций и др.

По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.

Очевидно, что предлагаемые варианты внутренней структуры экономической географии и регионалистики раскрывают только основные ее направления. Многие из них будут рассматриваться в разделах пособия.

Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения экономической географии и регионалистики - единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. Актуальность изучения дисциплины для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать досконально. В процессе получения высшего экономического образования обязательно должна быть сформирована географическая компетентность экономиста.

Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность - важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.

Экономическая география и регионалистика занимают особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным индикативным планированием и т.д.

Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками , в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают особые (свободные) экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая вышесказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.

ЭГП и ПГП России

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются:

транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;

промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;

рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции;

демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

рекреационно-географическое - положение относительно мест отдыха и туризма.


  1. Экономико-географическое положение России - это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение. Компоненты экономико-географического положения - транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовались тем , что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской - в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский (XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII - начала XVIII в.
Россия (Российская Федерация) - самое крупное по площади государство на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны) занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток.

Протяженность России с запада на восток - 9 тыс. км. Крайняя западная оконечность находится недалеко от г. Калининграда (19о38’ в.д.), а крайняя на материке восточная точка - мыс Дежнева (169о40’ з.д.). Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).

Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к западному полушарию.

Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км. Северная материковая оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр (77о43’ с.ш. и 108о14’ в.д.). Самая же северная точка РФ (81о49’ с.ш.) расположена на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта (41о12’ с.ш.). Здесь же, на Кавказе, расположена самая высокая точка РФ - г. Эльбрус (5642 м.)

Протяженность территории России обусловила и разнообразие рельефа: европейская часть страны имеет совсем иной вид, чем азиатская, велики и различия по регионам. 70% России занимают равнины, среди которых особенно выделяются Восточно-Европейская равнина (в пределах которой встречаются небольшие, до 250-400 м., возвышенности) в западной части России, и Западно-Сибирская равнина - к востоку от Урала. Разделены они Уральским хребтом, большую часть которого составляют горы высотой 800-1200 метров. Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, расчлененное густой сетью речных долин. Горные области с сильно пересеченным рельефом преобладают на востоке (Алданское нагорье, Верхоянский хребет, Становое нагорье) и на юге республики (Северный Кавказ, Алтай, Саяны и др.), а также вдоль тихоокеанского побережья.

Рельеф напрямую связан с геологическим строением земной коры, которое также является весьма неоднородным. Так, Восточно-Европейской равнине приблизительно соответствует Русская, а Западно-Сибирской - Сибирская платформа. Между ними расположена более молодая Урало-Алтайская платформа, образовавшаяся в палеозое. С юга к Русской платформе примыкает более молодая область Северного Кавказа, для которой характерна весьма значительная сейсмическая активность. К востоку от Сибирской платформы расположена Приморско-Чукотская область, имеющая мезозойское складчатое основание. Это - молодая по геологическому времени область с преобладанием возвышенностей.

Горным районам Камчатки и Тихоокеанского побережья соответствуют пояса новейшей складчатости и вулканизма, что обусловило сейсмическую и вулканическую активность региона и наложило существенный отпечаток на всю жизнь Камчатки и Дальнего Востока. Стоит отметить, что геотермальные источники, напрямую связанные с вулканизмом, представляют солидный резерв дешевой энергии.

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км). Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Кроме западной части Баренцева моря, куда проникает теплое Северо-Атлантическое течение, льды круглогодично присутствуют во всех арктических морях, поэтому судоходство здесь затруднено.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. Все острова этого сектора, за исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.

Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями здесь являются Япония и США. Граница с Японией проходит в проливе Лаперуза , а с США - в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).

На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами.

На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с Россией являются Украина и Грузия. В Севастополе (Украина) размещаются корабли Черноморского флота России (вопрос о разделе Черноморского флота между Россией и Украиной остается открытым).

Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

Протяженность сухопутных границ России около 20 тыс. км. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще морские границы с США и Японией). В пределах СССР страна граничила лишь с восемью зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними - 11 тыс. км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и др.) Теперь же это границы с иностранными государствами.

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией.

Официально статус государственных получили границы РФ с государствами Балтии - Эстонии, Латвией и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

На юге с Россией граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, граничат с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и других гор. Ещё восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Таким образом, большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горя и т.д.). Другие - речные долины, в том числе пограничные реки, равнинные территории - благоприятствуют контактам с соседями, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей.

Российская Федерация - крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых Государств не только по площади и численности населения. Она обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Россия играла ведущую роль в экономике бывшего СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ - решающая. Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 2003 г. составил 25,3 млрд. долл., и возрос по сравнению с 1992 г. в 2 раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22,3% - с 11,2 до 13,7 млрд. долл. Объем импорта возрос за этот период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд. долл. в 1992 г. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы. В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.

Современное положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.

Особое значение для России имеют торгово-экономические отношения с Китаем, которые, несмотря на имеющиеся трудности, развиваются наиболее динамично. Объем торговли в 2003 г. составил 5,7 млрд. долл. Важное значение приобрела приграничная и межрегиональная торговля, за счет которой реализуется около 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России комплектного оборудования для строительства объектов в области энергетики , угольной промышленности, металлургии и др. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горно- и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы (50% общего объема российских поставок). Российский экспорт в Китай в 2003 г. составил около 3,5 млрд. долл. Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества при сравнении с другими развитыми государствами, является экспорт энергии и энергоносителей. Между Россией и Китаем в июне 1997 г. был заключен договор о сотрудничестве и строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья через Монголию.

Важным объектом сотрудничества является строительство крупной АЭС на северо-востоке КНР. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания.

Внешнеэкономические отношения с Японией осложняются непростыми межгосударственными политическими отношениями, связанными с претензией со стороны Японии на ряд российских островов Курильской гряды. Доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки - около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства. Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активное участие в них принимают предприятия Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской, Иркутской и Камчатской областей.

Таким образом, Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки экономики и адаптации к современной глобальной рыночной экономической системе.

Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.

СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР - организация Варшавского договора), но распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты во внешнеэкономической торговле России, среди которых прочное место заняли следующие страны:

1. Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса - Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России - 50%.

2. Страны Восточной Европы , с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

3. Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).

4. Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).

В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. произошли следующие изменения:

по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;

по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье;

образовались частично "прозрачные" границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;

было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;

блок НАТО расширился на восток, к границам России;

образовался анклав - Калининградская область.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России относительно стран-соседей также стало иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта