Главная » 1 Описание » Послевоенная экономика ссср 1945 1953. Отменены обязательные сверхурочные работы

Послевоенная экономика ссср 1945 1953. Отменены обязательные сверхурочные работы

Сегодня на уроке мы поговорим о методах восстановления экономики СССР после войны, о развитии науки и проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере, а также узнаем, что такое репарация, депортация и советское экономическое чудо

Кроме этого, руководство Советского Союза во главе со Сталиным понимало, что народ-победитель, переживший страшную войну, должен жить лучше, поэтому это было еще одной задачей восстановления экономики.

Советская экономика была восстановлена к 1950-1951 гг., хотя некоторые ученые утверждают, что это произошло раньше, в 1947 г., когда были отменены продовольственные карточки (рис. 2) и снабжение населения стало происходить на вполне приличном уровне.

Рис. 2. Карточка на хлеб (1941 г.) ()

Этому способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены сверхурочные и возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г. Кроме этого, был принят четвертый пятилетний план - качественный и сбалансированный план, по которому было удобно восстанавливать экономику (рис. 3).

Рис. 3. Агитационный плакат (1948 г.) ()

Главой Госплана в этот период был Н.А. Вознесенский (рис. 4). Известно, что плановая система хозяйства неплохо подходит для развивающейся экономики.

Рис. 4. Н. А. Вознесенский ()

В период с 1945 по 1947 гг. прошли демобилизация военных и возвращение угнанных в Германию пленных. Все эти люди стали рабочей силой, с помощью которой также восстанавливалась советская промышленность. Вместе с этим использовался и труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др. (рис. 5).

Рис. 5. Работа заключенных ГУЛАГа ()

Кроме этого, по условиям Ялтинской и Потсдамской конференции (рис. 6) Советский Союз имел право на репарации , т. е. на выплаты со стороны фашистской Германии.

Рис. 6. Участники Ялтинской конференции 1945 г. ()

В Потсдаме наши союзники (Англия и Америка) предложили Советскому Союзу воспользоваться материальной базой своей зоны оккупации (Восточная Германия), поэтому станки, заводы и другие материальные ценности вывозились в большом объеме. Мнения историков на этот счет расходятся: одни считают, что вывозилось достаточно много, и этого сильно помогло в восстановлении, другие же утверждают, что серьезную помощь репарационные выплаты не оказали.

В этот период происходило развитие науки . Был осуществлен прорыв в некоторых областях, например знаменитый атомный прорыв - создание атомной бомбы - под руководством Л.П. Берии и И.В. Курчатова (рис. 7) с научной стороны.

Рис. 7. И.В. Курчатов ()

В целом те отрасли, которые были каким-то образов связаны с военной промышленностью, например, авиастроение, производство ракет, пусковых установок, автомобилей и т. д. после войны развивались достаточно хорошо.

Итак, можно сказать, что к 1950 году промышленность СССР в целом была восстановлена. Повышался и уровень жизни. Отражением этого в социальной сфере стала ликвидация карточной системы и уникальная для всей нашей истории ХХ в. ситуация с понижением цен. Каждую весну 1947-1950 гг. объявлялось о понижении цен . Психологический эффект от этой меры был огромен (рис. 8).

Рис. 8. Сравнительная таблица цен 1947 и 1953 гг. ()

На самом же деле, цены оставались чуть выше, чем в 1940 году, а зарплата - чуть меньше, но плановое ежегодное понижение цен вспоминается пожилыми людьми до сих пор.

Гигантские проблемы были в нашем сельском хозяйстве . Его восстановление в послевоенный период - процесс довольно сложный. Это было связано и с тем, что большее количество скота было убито или съедено, и с тем, что мужчины не хотели возвращаться в село (рис. 9).

Рис. 9. Деревня во время оккупации фашистами ()

Основной урон трудового населения понесла именно советская деревня, в которой оставались практически только женщины и дети. Именно деревня стала в 20-30-х гг. источником средств для индустриализации, но в послевоенный период она быть этим источником не могла. Советская власть пыталась повысить уровень жизни деревни, и в первую очередь за счет укрупнения колхозов и улучшения качества обработки. Но 1946-1948 гг. - это период природных катаклизмов (засуха, наводнение) и голода. Поэтому в таких условиях деревня жила еще хуже. В деревне административные и уголовные наказания сохранялись до 1951 года, в котором продовольственная ситуация в стране была более-менее решена и потребность в массовом наказании резко сократилась.

С 1947 начинаются попытки улучшения сельского хозяйства с помощью науки и научного прогресса. Так, например, вокруг полей создавались лесозащитные полосы, которые должны были оборонять посевы от ветров и холода; проводилось принудительное лесо- и травосеяние с целью укрепления почвы и т. д.

Рис. 10. Коллективизация ()

С 1946 года проводилась массовая коллективизация (рис. 10) в новоприсоединенных районах: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика. Несмотря на то что коллективизация в этих регионах проходила медленнее и мягче, к противникам этого процесса или советской власти применялось насильственное переселение - депортация .

Итак, благодаря героическому труду и энтузиазму советского народа, умелой политики власти, плану и развитию науки к началу 1950-х гг. советская экономика была восстановлена и по некоторым подсчетам даже опережала показатели довоенной промышленности (рис. 11).

Рис. 11. Восстановление СССР силами трудоспособного населения ()

Таким образом, можно говорить о советском экономическом чуде , которое было достигнуто большой ценой и требовало доработок. Потому что оставались еще нерешенными даже до середины 50-х гг. проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках.

Домашнее задание

Расскажите о развитии науки в СССР в 1945-1953 гг.

Расскажите о проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере в СССР в послевоенный период.

Подготовьте доклад о восстановлении советской экономики в 1945-1953 гг.

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Ru-history.com ().
  2. Protown.ru ().
  3. Biofile.ru ().

Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный период в истории советского общества начался в 1946 г, по подготовленному к этому времени Госпланом 4-му пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. В области промышленности предстояло решить три важные задачи:

во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство;

во-вторых, восстановить разрушенные предприятия;

в-третьих, осуществить новое строительство.

Формальное решение первой задачи в основном завершилось в 1946-1947 гг. Были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковой, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали наркоматы гражданского производства.

Важнейшее место в восстановлении промышленности уделялось электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановление крупнейшей электростанции в Европе -- Днепрогэса. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. заработала на полную мощность. Среди приоритетных восстановительных отраслей были угольная и металлургическая промышленности, прежде всего, шахты Донбасса и металлургические гиганты юга страны -- Запорожсталь и Азовсталь.

Но особое внимание в послевоенный период государство уделяло развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. На это были направлены огромные материальные средства в ущерб производству предметов потребления, сельскому хозяйству, социально-культурной сфере. Чтобы ликвидировать атомную монополию США, приходилось приносить в жертву благосостояние народа. В 1948 г. в Челябинской области был построен реактор по производству плутония, а к осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. В том же году правительство СССР заявило, что оно выступает за безусловное запрещение атомного оружия. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба.

В конце 1940-х гг. в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества; началось строительство атомной электростанции. Первая в мире АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 тыс. кВт, вступила в строй летом 1954 г.

В целом промышленность была восстановлена уже в 1947. Она достигла уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысила его на 73% при плане 48%.В строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Легкая и пищевая промышленности план не выполнили.

Сельское хозяйство. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян. Вознаграждение за труд носило символический характер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Государство усмотрело в росте личных подсобных хозяйств покушение на свою собственность. Уже осенью голодного 1946 г., когда многие районы страны поразила страшная засуха, оно развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем борьбы против разбазаривания общественной земли и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства не только были урезаны, но и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был платить налог на землю, а также поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и других продуктов. Порой доходило до абсурда -- был введен налог и на каждое фруктовое дерево, независимо от того, давало оно урожай или нет. послевоенный советский западный

Фактически государство относилось к колхозникам как людям «второго сорта». Колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей. Восстановление и развитие сельского хозяйства должны были основываться, по мнению руководства страны, на усилении не материальной заинтересованности тружеников, а административного нажима. В 1947 г. оно подтвердило принудительный характер труда в колхозах, введенный в 1930-е гг. Все сельские жители, которые не работали в промышленности или не служили в советских учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах.

Несмотря на принимаемые меры, сельское хозяйство было отсталой отраслью народного хозяйства. Оно не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сырье. План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940. г.

Восстановление СССР после войны.
Великая Отечественная война стоила Советскому Союзу не только многомиллионных человеческих жертв (погибло около 27 млн. человек), но и колоссальных материальных потерь.В развалинах лежали 1700 городов. Среди них Сталинград, Минск, Севастополь и многие другие, было разрушено и сожжено 70 тыс. сел . За годы войны люди изголодались, сносили одежду и обувь. Многие из них имели лишь ватные куртки и воен. шинели. Советскому народу необходимо было провести огромную работу по восстановл-ю экономики, поднять материальный ур-нь жизни, перейти к мирному созидательному труду. Однако в 1946 г. советский народ снова терпит бедствие. Чрезвычайно тяжелая засуха вызвала голод среди населения ряда регионов СССР и вызвала значительные людские потери . Поднимать из руин разоренную бедствиями страну, измученные войной люди, несмотря на определенную помощь от союзников и репарации от Германии, Румынии, Венгрии, Финляндии, могли лишь, рассчитывая на собствен. силы. Благодаря самоотверженному, искренней, честной труда демобилизованных воинов, инвалидов и пенсионеров, матерей и вдов, юношей и девушек восстанавливались заводы и фабрики, строились жилые дома и школы . Они мирились с теми трудностями, кот. отмечено их жизнь, быт. В кратчайшие сроки был восстановлен Днепрогэс, и промышлен. центры Юга страны получили электроэнергию, поднялись из руин цементные заводы Новороссийска, и вся их продукция была направлена в пострадавшие районы. Восстанавлив-ь шахты Донбасса, заводы Ленинграда и других городов . Урожаи 1947 и в 1948 г. несколько улучшили снабжение населения страны продуктами питания.В декабре 1947 г . была отменена карточная системы и проведена денежная реформа. Появлялась крышу над головой и кусок хлеба на столе. В 1948 г. , всего через три года после завершения кровопролитной и разрушительной войны, был превышен довоенный ур-нь произв-ва. Успех достигался за счет внедрения и развития новой техники, освоение новых производств, увеличение количества станков, машин, оборудования, механизации трудоемких и тяжелых процессов производства, внедрение автоматизации, электронной техники . Вместе с тем основное внимание уделялось развитию тяж. промыш-ти, созданию новых видов вооруж-я. Легкая и пищевая промыш-ть финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Это сказывалось на уровне жизни населения страны, продолжал оставаться низким, хотя его повыш-е медленными темпами происходило в городах. Хуже обстояли дела на селе, где колхозники, кормили город, едва перебивались от урожая до урожая. Почти все сделанные ими продукты шли на государственные поставки и налоги.
Социально-политическую жизнь.
Советск. народ, вынесший на своих плечах нищета предвоенных лет и невидан. тяготы воен. времени, надеялся, что полученная таким трудом и жертвами победа в корне изменит жизнь народа к лучшему. На глазах советских людей менялся мир, и они были полны надежд, что эти измен-я коснутся и их жизни. Многие рассчитывали, что в послевоенном мире ничто не будет унижать их человеческое достоинство, граждане страны смогут говорить то, что думают, и жить по своему усмотрению. Все ожидали падения физического, идейной и политической напряженности. Однако режим не собирался идти на уступки. Официальная пропаганда внушала людям мысль о том, что война была выиграна только благодаря гению «величайшего полководца» и партийному руководству. В Государственном гимне СССР были слова: «Нас вырастил Сталин, на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Ответом на чаяния народа, на его стремление к демократии, свободы стали новые репрессии.
В 1946-1948 гг были приняты постановл-я Коммунистической партии, вводили жесткий идеологич. контроль за деят-тью творческой интеллигенции и, в частн-ти, в обл-ти лит-ры, драматургии, театра, музыки.Пропагандистские кампании шли одна за другой, были направлены против влияния западной «буржуазной» идеологии. Любое проявление оригинальности, самостоятельности в творчестве писателя, художника, композитора, кинорежиссера, что, по мнению властей, свидетельствовал об отходе от коммунистической идеологии, строго осуждался.
Ночью происходили аресты, люди гибли в многочисленных лагерях. В конце войны за критику сталинизма был отправлен в лагерь будущий писатель, капитан А. И. Солженицын. После войны подверглись аресту маршал артиллерии Н. Д. Яковлев и маршал авиации А. А. Новиков. Были репрессированы член Политбюро, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский и председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов. Десятки тысяч человек стали жертвами сфальсифицированных обвинений.
Против известных писателей (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и др.)., Композиторов (Д. Д. Шостакович и др.)., Ученых (биологов-генетиков, кибернетиков и др.). Были решены идеологические кампании. Многих деятелей науки и искусства обвиняли в космополитизме , т.е. в отсутствии патриотизма и преклонении перед «гнилой» западной культурой.
Борьба за власть после смерти Сталина.
5 марта 1953 умер И. В. Сталин . Его наследники , Г. М. Маленков (возглавил правительство), Н.С.Хрущев (секретарь ЦК КПСС), Л. П. Берия (возглавил органы государственной безопасности и внутренних дел), провозгласили принцип коллективного руководства партией и государством. Однако вскоре между ними разгорелась борьба за первенство. Берия был арестован, обвинен в заговоре с целью захвата власти, тайно осужден и расстрелян.


После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельск. хоз-ва СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правит-во пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и гос-ную собст-ть», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокра-ны площади индивидуальн. наделов колхозников. Уменьш-сь натуральн. оплата труда. Колхоз-кам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоен. обстан-ка потребовала от правит-ва провед-я в жизнь демократ. принципов устр-ва гос-ва.

В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны . Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций.

В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народн. судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разраб-ка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотр-е Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязат. семилетнее образов-е, открыв-ся вечерние школы. Образована Акад-я худож-в и Акад-я наук с ее филиалами в республиках. Во мн. вузах открыты аспирантуры . Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

Сегодня на уроке мы поговорим о методах восстановления экономики СССР после войны, о развитии науки и проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере, а также узнаем, что такое репарация, депортация и советское экономическое чудо

Кроме этого, руководство Советского Союза во главе со Сталиным понимало, что народ-победитель, переживший страшную войну, должен жить лучше, поэтому это было еще одной задачей восстановления экономики.

Советская экономика была восстановлена к 1950-1951 гг., хотя некоторые ученые утверждают, что это произошло раньше, в 1947 г., когда были отменены продовольственные карточки (рис. 2) и снабжение населения стало происходить на вполне приличном уровне.

Рис. 2. Карточка на хлеб (1941 г.) ()

Этому способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены сверхурочные и возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г. Кроме этого, был принят четвертый пятилетний план - качественный и сбалансированный план, по которому было удобно восстанавливать экономику (рис. 3).

Рис. 3. Агитационный плакат (1948 г.) ()

Главой Госплана в этот период был Н.А. Вознесенский (рис. 4). Известно, что плановая система хозяйства неплохо подходит для развивающейся экономики.

Рис. 4. Н. А. Вознесенский ()

В период с 1945 по 1947 гг. прошли демобилизация военных и возвращение угнанных в Германию пленных. Все эти люди стали рабочей силой, с помощью которой также восстанавливалась советская промышленность. Вместе с этим использовался и труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др. (рис. 5).

Рис. 5. Работа заключенных ГУЛАГа ()

Кроме этого, по условиям Ялтинской и Потсдамской конференции (рис. 6) Советский Союз имел право на репарации , т. е. на выплаты со стороны фашистской Германии.

Рис. 6. Участники Ялтинской конференции 1945 г. ()

В Потсдаме наши союзники (Англия и Америка) предложили Советскому Союзу воспользоваться материальной базой своей зоны оккупации (Восточная Германия), поэтому станки, заводы и другие материальные ценности вывозились в большом объеме. Мнения историков на этот счет расходятся: одни считают, что вывозилось достаточно много, и этого сильно помогло в восстановлении, другие же утверждают, что серьезную помощь репарационные выплаты не оказали.

В этот период происходило развитие науки . Был осуществлен прорыв в некоторых областях, например знаменитый атомный прорыв - создание атомной бомбы - под руководством Л.П. Берии и И.В. Курчатова (рис. 7) с научной стороны.

Рис. 7. И.В. Курчатов ()

В целом те отрасли, которые были каким-то образов связаны с военной промышленностью, например, авиастроение, производство ракет, пусковых установок, автомобилей и т. д. после войны развивались достаточно хорошо.

Итак, можно сказать, что к 1950 году промышленность СССР в целом была восстановлена. Повышался и уровень жизни. Отражением этого в социальной сфере стала ликвидация карточной системы и уникальная для всей нашей истории ХХ в. ситуация с понижением цен. Каждую весну 1947-1950 гг. объявлялось о понижении цен . Психологический эффект от этой меры был огромен (рис. 8).

Рис. 8. Сравнительная таблица цен 1947 и 1953 гг. ()

На самом же деле, цены оставались чуть выше, чем в 1940 году, а зарплата - чуть меньше, но плановое ежегодное понижение цен вспоминается пожилыми людьми до сих пор.

Гигантские проблемы были в нашем сельском хозяйстве . Его восстановление в послевоенный период - процесс довольно сложный. Это было связано и с тем, что большее количество скота было убито или съедено, и с тем, что мужчины не хотели возвращаться в село (рис. 9).

Рис. 9. Деревня во время оккупации фашистами ()

Основной урон трудового населения понесла именно советская деревня, в которой оставались практически только женщины и дети. Именно деревня стала в 20-30-х гг. источником средств для индустриализации, но в послевоенный период она быть этим источником не могла. Советская власть пыталась повысить уровень жизни деревни, и в первую очередь за счет укрупнения колхозов и улучшения качества обработки. Но 1946-1948 гг. - это период природных катаклизмов (засуха, наводнение) и голода. Поэтому в таких условиях деревня жила еще хуже. В деревне административные и уголовные наказания сохранялись до 1951 года, в котором продовольственная ситуация в стране была более-менее решена и потребность в массовом наказании резко сократилась.

С 1947 начинаются попытки улучшения сельского хозяйства с помощью науки и научного прогресса. Так, например, вокруг полей создавались лесозащитные полосы, которые должны были оборонять посевы от ветров и холода; проводилось принудительное лесо- и травосеяние с целью укрепления почвы и т. д.

Рис. 10. Коллективизация ()

С 1946 года проводилась массовая коллективизация (рис. 10) в новоприсоединенных районах: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика. Несмотря на то что коллективизация в этих регионах проходила медленнее и мягче, к противникам этого процесса или советской власти применялось насильственное переселение - депортация .

Итак, благодаря героическому труду и энтузиазму советского народа, умелой политики власти, плану и развитию науки к началу 1950-х гг. советская экономика была восстановлена и по некоторым подсчетам даже опережала показатели довоенной промышленности (рис. 11).

Рис. 11. Восстановление СССР силами трудоспособного населения ()

Таким образом, можно говорить о советском экономическом чуде , которое было достигнуто большой ценой и требовало доработок. Потому что оставались еще нерешенными даже до середины 50-х гг. проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках.

Домашнее задание

Расскажите о развитии науки в СССР в 1945-1953 гг.

Расскажите о проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере в СССР в послевоенный период.

Подготовьте доклад о восстановлении советской экономики в 1945-1953 гг.

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Ru-history.com ().
  2. Protown.ru ().
  3. Biofile.ru ().

«Экономика после войны»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры
  2. Доступ к интернету
  3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1 .

Задачи урока:

  1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
  2. Создание проекта по теме урока.
  3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
  4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока:

Специальные:

  1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Общепредметные:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Продолжить формирование основных компетенций:
  • учебно-информационных:
  • работать в информационной среде,
  • обрабатывать информацию,
  • создание презентации,
  • коммуникативных:
  • работать в группе,
  • выступать публично,
  • социальных:
  • определять тему,
  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка .

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта