Главная » Заготовка и хранение » Формообразование изделий легкой промышленности. Значение слова формообразование в толковом словаре русского языка ушакова

Формообразование изделий легкой промышленности. Значение слова формообразование в толковом словаре русского языка ушакова

Значение слова ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

формообразования, ср. (науч.).

1. только ед. Образование, формирование чего-н.

2. То, что получило определенную форму, структуру.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Медицинских терминах:
    см. Морфогенез …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФОРМООБРАЗОВ́АНИЕ, образование грамматич. форм слова. Противопоставляется …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фо`рмообразова"ние, фо`рмообразова"ния, фо`рмообразова"ния, фо`рмообразова"ний, фо`рмообразова"нию, фо`рмообразова"ниям, фо`рмообразова"ние, фо`рмообразова"ния, фо`рмообразова"нием, фо`рмообразова"ниями, фо`рмообразова"нии, …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — образование грамматических форм слова. Противопоставляется словообразованию как соотношение, связывающее формы одного слова («стол»—«стола», «говорю» — «говорил»). Решение вопроса о …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Образование форм одного и того же слова (ср. : словоизменение). Формообразование имен существительных. 2) Образование форм слова, выражающих …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
    1. ср. 1) Образование, формирование чего-л. 2) То, что получило определенную форму (1*3), структуру. 2. ср. 1) Образование форм (2*) …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    формообразование, …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Орфографическом словаре:
    формообразов`ание, …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    образование грамматических форм слова. Противопоставляется …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    формообразование 1. ср. 1) Образование, формирование чего-л. 2) То, что получило определенную форму (1*3), структуру. 2. ср. 1) Образование форм …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ср. 1. Образование, формирование чего-либо. 2. То, что получило определенную форму [форма I 3.], структуру. II ср. 1. Образование …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. Образование, формирование чего-либо. 2. То, что получило определенную форму [ форма I 3.], структуру. II ср. 1. …
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (ГРАММАТИЧ.)
    образование грамматических форм слова. Ф. противопоставляется словообразованию как соотношение, связывающее формы одного слова (стол v стола, говорю v говорил), а …
  • ШУЛЬЖЕНКОВ в Словаре русских фамилий:
    Фамилия также связана со словом шульга — “левша”, но дальнейшее формообразование происходило не с помощью русского суффикса -енок, а белорусского …
  • МОРФОГЕНЕЗ в Медицинских терминах:
    (морфо -греч. genesis происхождение, развитие) - 1) (син. формообразование) - совокупность процессов возникновения и развития органов и систем организма (в …
  • САБИНИН ДМИТРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    Анатольевич (1889-1951) российский ботаник, основатель отечественной научной школы физиологов растений, профессор. Исследовал роль корневой системы в водном и минеральном питании; …
  • МОРФОЛОГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. morphe - форма и...логия) в биологии - наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных и …
  • ШТАМПОВКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс обработки металлов давлением, при котором формообразование детали осуществляется в специализированном инструменте - штампе; разновидность кузнечно-штамповочного производства. …
  • ОНТОГЕНЕЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. on, род. падеж ontos - сущее и...генез), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических …
  • МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    растений, фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно-историческом развитии. Один из важнейших разделов …
  • МОЛОТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок за счёт накопленной кинетической энергии поступательно движущихся частей. М. - одна из …
  • ФЛЕКСИЯ в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: формообразование (1*), связанный с ним. 2) Способствующий формообразованию (1*). 2. прил. 1) …

Таблица 4.2

Краткое содержание темы

Определение

Формообразование

Способ и процесс создания формы

На стадии эскизного проекта

Используется композиционный способ формообразования, направленный на эстетическую и художественную организацию объекта проектирования

Средства композиционного формообразования

Конфигурация, силуэт, очертания объекта за счет цветового контраста или техники исполнения; величина, масса, плотность - количеством материала, распределенного в пределах границ формы, масштабом изображения; динамические характеристики могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета; цветовые и фактурные качества раскрываются при цветовом или фактурном взаимодействии с фоном или окружением, выраженное в контрастных или сближенных соотношениях

Определение

На стадии технического проекта

Используются способы формообразования: технологический, конструктивный, комбинированный

Технологический способ формообразования

Основан на использовании особенностей структуры и свойств материалов

Средства технологического способа формообразования

Проектирование деформаций и закрепление их с помощью влажно-тепловой обработки (ВТО); раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил, раскрой натуральных кож с учетом направлений тягучести; использование каркасных элементов: в одежде - плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т.д., в изделиях из кожи - каркасные детали (в обуви - межподкладка, жесткий задник и подносок; в кожгалантерейных изделиях - прокладки из жестких материалов, например, картона или бумаги)

Конструктивный способ формообразования

Основан на создании развертки поверхности формы на плоскости, членении формы

Средства конструктивного способа формообразования

Швы, подрезы, вытачки, сборки, складки, драпировки и т.д.

Комбинированный способ формообразования

Основан на сочетании средств формообразования и конструктивного и технологического способов

Формообразование - способ и процесс создания формы. Если форму понимать в широком смысле как определенное строение проектируемых объектов, то понятие формообразования может распространяться на различные уровни проектной деятельности. Рассматривая формообразование как процесс, можно увидеть, что процесс формообразования затрагивает стадии проектирования изделий легкой промышленности: эскизный и технический проект. На различных стадиях проектирования решаются различные задачи формообразования.

На стадии проектирования изделий легкой промышленности «Эскизный проект» решается целый комплекс задач, направленных на достижение согласованности структурных, пропорциональных, фактурных свойств формы проектируемого изделия (группы из-

делий: ассортимента, коллекции и т.п.) с условиями существования (условиями эксплуатации) и целесообразностью (назначением), на обеспечение соразмерности в общем единстве частей. На данной стадии используется композиционный способ формообразования.

На этапе конструирования стадии «Технический проект» решается группа задач, направленных на получение плоских деталей объемной формы модели, размеры, число и конфигурация которых обеспечат при сборке получение этой же формы. Для решения данных задач используется конструктивный способ формообразования. В конструкции ряда швейных изделий и обуви соответственно закладывается и (или) учитывается деформация материала в технологическом процессе их изготовления (технологический способ формообразования).

Основными средствами формообразования в конструкции одежды являются швы, вытачки, ВТО, формовочные свойства материалов и различные их комбинации (рис. 4.9).

ВТО (сутю-живание и оттягивание)

Изменение угла между нитями ткани

Рис. 4.9.

На этапе определения или разработки технологического процесса сборки изделия на этапе технического проекта решаются задачи формозакрепления, направленные на обеспечение формо-устойчивости изделия в процессе эксплуатации.

Конструкция - это функциональная структура, обеспечивающая стабильность и функциональность объекта.

Композиция - это художественно-образная структура, включающая и конструктивную основу в том числе. Конструктивное и композиционное формообразование неотделимы друг от друга.

Во многом выбор способа формообразования изделия легкой промышленности определяется структурой и деформационными свойствами материалов.

Возможности создания из того или иного материала какой-либо объемно-пространственной формы обусловливаются, прежде всего, его структурой. Создание конкретных заданных форм в костюме возможно в том числе за счет целенаправленной деформации структуры материала (например, за счет фалд, драпировок, выпуклостей на отдельных участках и т.д.). Среди разновидностей структур материалов, используемых для создания изделий легкой промышленности, выделяют следующие тектонические системы: решетчатая, каркасная, оболочковая, монолитная.

Большинство текстильных материалов имеют такую структуру, как решетчатая тектоническая система. Это прежде всего текстильные, трикотажные полотна и вязанотканые материалы.

Текстильный материал - это два семейства взаимно перпендикулярных нитей, переплетающихся друг с другом в процессе ткачества, образующие полотно, служащее для создания изделий легкой промышленности.

Семействами взаимно перпендикулярных нитей являются нити основы (семейство продольных нитей) и нити утка (семейство поперечных нитей), а система переплетения определяет структуру ткани. Решетчатая тектоническая система текстильного материала, по сути, представляет собой сеть из прямоугольных ячеек и относительно подвижных элементов, образующих грани ячеек-нитей.

Благодаря относительной подвижности такой структуры (изменения угла между гранями ячейки: прямой угол между нитями основы и утка превращается в острый или тупой в зависимости от характера деформации) плоскостная структура ткани может трансформироваться в объемную форму. На уровень данной трансформации влияют различные факторы: волокнистый состав и переплетение, плотность, характер деформации.

Одним из основных средств достижения проектируемой формы изделия из ткани является ее деформирование в направлении, совпадающем с диагональю прямоугольной ячейки, так как при этом происходит максимальная трансформация формы ячейки в ромбовидную, и ткань проявляет наилучшие пластические свойства.

Трикотаж относится к текстильным материалам, имеющим решетчатую тектоническую структуру. Образуемые петлями трикотажа ряды (горизонтальный ряд петель) и столбики (вертикальный ряд петель) располагаются по отношению друг к другу под углом, близким к 90°. Связи между элементами структуры в трикотаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура более подвижна. Это определяет высокие пластические свойства, что позволяет получать сложные объемно-пространственные формы и обеспечивать трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия.

К каркасным тектоническим системам относится большинство нетканых материалов (тканепрошивные, нитепрошивные, иглопробивные и пр.). Наличие в их структуре базовых элементов, относительно устойчивых к деформациям (систем нитей, тканей и т.д.), существенно ухудшает пластические свойства материалов, обусловливая при этом целесообразность их использования как основы для организации формы. Например, для обеспечения выразительности формы стеганых изделий материал верха соединяется с объемным нетканым материалом.

Одной из оболочковых тектонических систем материалов для изделий легкой промышленности является искусственная кожа, материал с пленочным покрытием и т.п., в ее структуре присутствуют полимерные материалы, нанесенные на какую-либо основу и выполняющие функцию оболочки (например, ветрозащитную, водозащитную, сигнальную, светоотражающую и пр.). Получение объемной формы из таких материалов путем изменения структуры невозможно, так как элементы системы расположены относительно друг друга достаточно стабильно, и необходимые воздействия на материал могут привести к частичному или полному разрушению, как оболочки, так и материала в целом.

Примерами монолитных тектонических систем могут служить применяемые для изделий легкой промышленности фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма. Создание фурнитуры нужной формы из-за монолитности структуры исходного материала требует специальной технологической обработки, связанной с приложением механических усилий или переводом вещества в новое агрегатное состояние в процессе литья.

Закономерности в строении материалов для изделий легкой промышленности, их структура влияют не только на возможность создания той или иной объемно-пространственной формы в костюме, но и служат средством ее выявления.

Композиционный способ формообразования

Эстетическая и художественная организация объекта - это

только определенный аспект формообразования, состоящий в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия информации. Формообразование невозможно рассматривать вне объективной обусловленности формы. В художественном творчестве различают два способа формообразования: формовычитание (лат.

т-ймто - разделением) и формосложеные (лат. т-а в прибавление).

Способ формовычитания характеризует известное высказывание Б. Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее.

Способ формосложения - способ прибавления одной модульной единицы к другой. Различают пластический, включающий комбинаторный и симультанный, и тектонический способ формосложения.

Примерами использования пластического способа формосложения могут служить искусство Древней Месопотамии, египетская скульптура, в которой использовались его разновидности: комбинаторный - «замена голов» мифологических персонажей, симультанный , проявляемый в последовательном сложении отдельных зрительных проекций: фронтальной и профильной при высекании объемов из блоков камня, древнерусская архитектура XVI-XVII вв., использующая тектонический способ формосложения, характеризуемая прибавлением, нанизыванием на композиционную ось приделов, шатров, башен, галерей.

В композиционном формообразовании участвуют:

  • свойства формы (вид, величина, масса, цвет, плотность);
  • пространственные связи формы (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);
  • средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие).

При построении предметной формы необходимо учитывать следующие основные принципы:

  • конструктивные качества вытекают из функций предмета;
  • пропорциональное взаимодействие частей связано с конструктивной основой;
  • распределение массы зависит от значения частей и свойств материала;
  • выявление поверхности, ограничивающей форму, зависит от распределения массы и свойств материала.

Конструктивный, технологический и комбинированный

способы формообразования

Конструктивное формообразование различных видов изделий легкой промышленности имеет свои особенности в зависимости от свойств материалов, технологии изготовления, назначения, модных направлений и других факторов. В практике конструирования изделий легкой промышленности используют три основных способа формообразования:

  • 1) технологический, основанный на использовании особенностей структуры, свойств материалов;
  • 2) конструктивный, основанный на создании развертки поверхности формы на плоскости, членении формы;
  • 3) комбинированный.

Технологический способ формообразования во многом основан на использовании формовочной способности материалов - способности материалов образовывать пространственную форму за счет способности деформироваться при различных воздействиях.

Виды деформации, используемые в формообразовании изделий легкой промышленности:

  • утонение - способность материала при сжатии деформироваться по толщине. При утонении текстильного материала его структура уплотняется, уменьшается высота волн нитей, увеличиваются углы обхватов;
  • изгиб - основной вид деформации при создании таких элементов формы, как складки, гофре, плиссе, при сгибании краев деталей - в одежде и кожгалантерейных изделиях, как голенищ сапог, берцев ботинок;
  • сжатие и растяжение - основной вид деформации при формообразовании обуви, а также верхней одежды.

При утонении текстильного материала его структура уплотняется, уменьшается высота волн нитей, увеличиваются углы обхватов. Само по себе утонение не оказывает существенного влияния на способность ткани к образованию пространственной формы, но при изменении структуры материала при утонении задаваемая форма образуется легче. Утонение используется при оформлении таких элементов одежды, как края бортов, отлета и концов воротника, низ изделия, при создании складок, выполнении швов.

Для швейных материалов деформация сжатия при сутюжи-вании 1 является следствием так называемой принудительной усадки. Деформация сжатия происходит за счет дополнительного изгиба нитей, уменьшения длины нитей вследствие усадки и перемещения волокон, уменьшения угла между нитями. Способность изменять угол между нитями основы и утка выделяется как основное формо- вочное свойство тканей. Большую роль играет характер переплетения ткани, определяющий степень подвижности ее структуры. Состав ткани также влияет на процесс формообразования (натуральные ткани больше подвержены деформации).

Деформация растяжения и сжатия возникает в процессе формования: заготовки верха обуви, когда носочной части заготовки придается сложная пространственная форма колодки; деталей обуви из жестких материалов (основная стелька, жесткий задник).

Формирование носочной части заготовки осуществляется с большим растяжением материала с приложением значительных усилий и применением довольно сложного оборудования (в массовом производстве). Детали, обладающие значительно большей жесткостью, чем натуральная кожа, для верха обуви формуются сжатием с приложением значительных усилий. Для формования применяются специальные мощные прессы с соответствующими формами, между которыми зажимается формуемая деталь.

Плотное облегание колодки заготовкой достигается за счет деформации одноосного или двухосного растяжения, а также сжатия или изгиба. Деформация растяжения при этом является доминирующей.

Способность материалов деформироваться без ухудшения свойств определяется их сетчатым строением. Для правильного проведения технологического процесса формования, установления оптимальных деформаций необходимо учитывать возможные необратимые структурные изменения материалов, резко снижающие их прочностные свойства.

Сферическую или аналогичную ей форму можно придать плоскому материалу при одно- или двухосном растяжении. При растяжении материала в продольном направлении он сокращается в поперечном направлении. Поперечное сокращение сетчатых материалов значительно выше, чем поперечное сокращение несетчатых.

Формование при одноосном растяжении основано на способности сетчатых материалов сокращаться в направлении, поперечном растяжению. Способность кожи и текстильных материалов сокращаться в поперечном направлении при одноосном растяжении имеет большое значение для получения сложной формы.

Способность материала сокращаться в направлении, поперечном растяжению, используется при затяжке носочной части заготовок, где разница между площадью плоского носка и поверхностью носочной части колодки особенно велика. При растяжении носочной части заготовки по нормали к контуру затяжной кромки происходит усадка материала по периметру, и заготовка плотно облегает колодку без складок по грани следа колодки.

Чтобы при формовании не произошло разрыва заготовки, удлинение при разрыве материала должно быть в 1,5-2 раза больше, чем требуется для затяжки.

Материал в форме круга можно отформировать на полусфере за счет двухосного растяжения пуансоном в виде полусферы либо с помощью жидкости действий через резиновую мембрану. Формование двухосным растяжением основано на способности материала растягиваться одновременно в различных направлениях плоскости образца. При этом наблюдается увеличение площади и уменьшение толщины образца. Уменьшение толщины материала происходит из-за сдвига волокон и уплотнения ее структуры. Площадь образца увеличивается в 2,5 раза по сравнению с уменьшением толщины, т.е. происходит увеличение объема и разрежение структуры материала.

Материалы обладают упругопластическими свойствами, при растяжении таких материалов полная относительная деформация (е) состоит из условной упругой (е у), исчезающей после снятия нагрузки, и условной остаточной (пластической) (е 0), остающейся после снятия нагрузки, т.е. е = в у + е 0 .

Кроме удлинения, на остаточную деформацию влияет время выдержки. С увеличением времени выдержки остаточная деформация будет больше из-за уменьшения упругой деформации, что положительно влияет на формоустойчивости материала.

При увеличении влажности при одних и тех же напряжениях материал больше деформируется. Такое формование сопровождается наибольшей остаточной деформацией. Релаксация напряжений происходит более интенсивно. Скорость уменьшения напряжения со временем постепенно падает. Поэтому заготовку верха обуви перед формованием увлажняют, чтобы уменьшить усилия, необходимые для растяжения, повысить тягучесть и ускорить процесс релаксации напряжения в материале после формования.

При растяжении на 15% выростка хромового дубления влажностью 14% и выдержке его в растянутом состоянии 30 с степень упругости после снятия нагрузки составляет 90% общего удлинения, а степень пластичности - только 10%. При растяжении образцов на 35% при тех же условиях степень пластичности составляет приблизительно 20%. При влажности 24% и выдержке в растянутом состоянии в течение 24 ч, т.е. при полной просушке образца, степень упругости составляет 15%, а степень пластичности - 85%. Таким образом, заготовку верха обуви формуют не только для придания ей определенной формы, но и для увеличения формоустойчивости.

На затянутую на колодке заготовку после формования воздействуют сушкой или ВТО, т.е. в процессе выдержки на колодке материал подвергается влажной и тепловой обработкой или только тепловой, влага и тепло способствуют ускорению релаксации напряжений - спаду их до такого уровня, при котором после снятия обуви с колодки не происходит усадочных явлений, т.е. обеспечивается достаточная формоустойчивость.

Форма носочной части обуви приближается к форме поверхности четверти сферы. До последнего времени плоская заготовка верха обуви приобретала объемную форму не за счет вырезания и сшивания вытачек, а за счет растяжения материала плоских деталей.

При образовании формы полусферы из плоской детали в виде круга деталь (первый вариант) растягивается в направлении ребра нижнего основания полусферы и закрепляется в растянутом состоянии. После такого растяжения материал сократится в поперечном направлении и плотно, без складок обтянет боковую поверхность усеченной полусферы. Периметр круга сократится и станет равным периметру ребра нижнего основания полусферы. При этом материал необходимо растянуть в среднем на 22%, чтобы он плотно, без складок обтягивал боковую поверхность полусферы. Такое растяжение допустимо для материалов, из которых изготовляют заготовки верха обуви.

Другой вариант. Шаблон имеет форму прямоугольника с основанием. Прямоугольник сшивается по краям, полученная деталь прикрепляется к ребру нижнего основания и растягивается в направлении, нормальном к его ребру. При растяжении верхний периметр детали сократится достаточно существенно. Такое растяжение материалов невозможно без их разрушения.

Следующий вариант. Шаблон в виде полукольца соединяется по краям и закрепляется на боковой поверхности полусферы так, чтобы линия закрепления располагалась посередине полукольца и боковой поверхности. Величина необходимого растяжения будет значительно меньше, чем в первых двух случаях. Но растягивать материал потребуется в двух направлениях, что усложнит процесс формования.

Усеченную полусферу можно также обтягивать плоским материалом выдавливанием полусферы (вытяжкой). Деталь, имеющую форму круга, закрепляют в кольцевом зажиме радиусом. При формовании вытяжкой материал вытянется на 55%. Если деталь дополнительно закрепить по периметру ребра верхнего основания, то вытяжка материала составит 110%. В обувном производстве материалов, которые можно было бы вытянуть на 110%, нет. Поэтому необходимо расчленить деталь на две части, одна из которых должна иметь форму круга, а вторая - форму сектора кругового кольца. После сшивания деталей получается заготовка, по форме и размерам приближающаяся к форме и размерам усеченной полусферы. При формовании материал вытянется на 5%.

Таким образом, форма и размеры условной развертки зависят от способа формования, способности материала к растяжению и способа членения жесткой оболочки. Способ членения определяется конструкцией верха обуви и степенью простран-ственности заготовки (плоская, полуплоская, пространственная и объемная).

Основная задача при конструировании большинства изделий легкой промышленности - используя различные способы / методы, как можно точнее плоскую деталь преобразовать в объемную пустотелую оболочку. Для выбора того или иного способа получения развертки необходимо учитывать форму и размеры изделия, деформационные свойства материала, из которого оно будет изготовлено.

Развертываемая поверхность может быть получена построением, неразвертываемая, как, например, боковая поверхность колодки - копированием поверхности с помощью различных материалов.

Формообразующая способность текстильного материала основывается на изменении его линейных размеров на отдельных участках детали, которое складывается из трех видов деформаций структуры материала:

  • 1) растяжения элементов структуры (нитей основы и утка, петельных рядов и столбиков);
  • 2) сжатия элементов структуры (нитей основы и утка, петельных рядов и столбиков)
  • 3) перекоса полотна, т.е. изменения угла между нитями основы и утка, между петельными рядами и столбиками.

Линейные размеры текстильных материалов наиболее всего изменяются при деформировании в диагональном направлении.

На формообразование текстильных материалов в процессе ВТО влияют их волокнистый состав, строение и отделка. Наибольшая формовочная способность у рыхлых суконных чистошерстяных тканей, которая позволяет, используя чередование специальных приемов ВТО - сутюживания (принудительной усадки) и оттягивания (принудительного растягивания) - на отдельных участках деталей из данного материала, придавать объемную форму изделию в процессе его изготовления.

Текстильные материалы с включением синтетических нитей, с высоким линейным заполнением (габардины, костюмные крепы и др.) трудно сутюживаемые. Ткани, вырабатываемые только из синтетических волокон и нитей, практически не сутюживаются.

ВТО наиболее часто используют для придания формы верхней одежды из натуральных тканей (особенно шерстяных). Например, для создания необходимой формы детали полочки уплощенной формы материал может быть сутюжен по различным срезам. С той же целью применяют оттягивание материала по сгибу на участке выпуклости.

Для получения на ткани большого количества складок заданной формы проводятся специальные виды ВТО - плиссе и гофре.

Для формообразования конических юбок широко используется изменение угла между нитями основы и утка.

Образование и фиксация формы деталей одежды могут происходить непосредственно в изделии. Например, под воздействием веса материала в деталях свободной формы (юбка), при надевании на тело плотно облегающего изделия подвижной структуры, особенно из трикотажного полотна.

Для закрепления деформаций материала, образующих форму, в технологическом процессе могут использоваться швы, дублирование прокладочными материалами, применяться различные накладки и др.

Степень участия в общей деформации волокон и нитей, их химический состав определяют способность материала к закреплению формообразующих деформаций в процессе ВТО или при химической обработке.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие средства технологического способа формообразования изделий легкой промышленности :

  • проектирование деформаций и закрепление их с помощью ВТО: посадка, растяжение в швейных изделиях по срезам деталей их закрепление соответственно сутюживанием, оттягиванием ; в обуви двухосное растяжение заготовки верха обуви в процессе формования закрытых конструкций и закрепление ВТО;
  • раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил, раскрой натуральных кож с учетом направлений тягучести;
  • использование каркасных элементов: в одежде - плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т.д., в изделиях из кожи - каркасные детали (в обуви - межподкладка, жесткий задник и подносок; в кожгалантерейных изделиях - прокладки из жестких материалов, например, картона или бумаги).

Одежду сложных форм трудно получить только технологическим

способом, что приводит к ограничению области применения данного способа формообразования.

В настоящее время разработаны способы получения одежды из волокон методом напыления на форму и последующим закреплением формы клеящими веществами, методом формования одежды из расплава полимера или плоского материала, методом 3/)-печати.

Наиболее распространенный и универсальный способ формообразования - конструктивный, так как применим для любых материалов. Исходя из того, что практически все изделия легкой промышленности представляют собой оболочку формы, конструктивный способ формообразования предполагает получение развертки поверхности и ее членение на части путем введения швов, вытачек, сборок, подрезов, мягких и фиксированных складок, драпировок и т.п.

Линии членения поверхности формы различают:

  • по направлению: вертикальные, горизонтальные и наклонные (диагональные). Использование вертикального направления линий членения способствует установлению равновесия и устойчивости формы. Горизонтальные линии членения позволяют яснее представить основные части, например фигуры человека, подчеркнуть значимость той или иной части формы. Диагональные линии членения нарушают равновесие и статичность формы, придают ей динамичность;
  • по конфигурации (геометрическому виду): прямые, ломаные, кривые. Конфигурация линий членений задает статику или динамику внутри формы. Так, прямые и кривые линии передают ощущение легкости, спокойствия и выражают более статичный характер формы. Ломаные (зигзагообразные) линии имеют более ярко выраженный динамичный характер формы и передают впечатление от формы как тревожное, агрессивное;
  • по числу: одиночные и множественные.

Членение может быть полным (сплошным, вдоль или поперек всей детали) и неполным.

Средства конструктивного способа формообразования: 1) швы, используются практически во всех изделиях легкой промышленности; 2) подрезы; 3) вытачки; 4) сборки, складки, драпировки и т.д.

Для сборки изделий легкой промышленности используются различные группы и виды швов в зависимости от назначения шва, от структуры и свойств скрепляемых материалов, от используемого крепителя. В общем случае по назначению швы, применяемые в изделиях легкой промышленности, подразделяются на конструктивные, декоративные, конструктивно-декоративные и адаптивные.

Подрез - конструктивное средство формообразования, сочетающее применение шва, разреза материала с закладыванием его излишка одной из сторон в сборки, вытачки, складки.

Вытачка - конструктивное средство формообразования, позволяющее преобразовать плоскую поверхность материала в криволинейную. Применяются для образования формы как швейных изделий, так и изделий из кожи.

Сборки - это множество мелких мягких незакрытых вытачек. Как правило, они получаются при стягивании материала одной или двумя параллельно расположенными нитками. Как способ образования объемной поверхности сборки применяют очень широко в швейных изделиях.

Буфы образуются стягиванием верхней поверхности материала тремя, четырьмя и большим числом параллельных рядов ниток. Они применяются в основном в швейных изделиях.

Складки - конструктивное средство, создающее рельефную поверхность формы.

Защипы - это многочисленные мелкие, близко стоящие друг от друга мягкие складки или вытачки. Чаще всего используются в формообразовании швейных изделий.

Драпировка - свободно лежащие или падающие складки различного характера, определенным образом закрепленные в изделии.

Достоинствами конструктивного способа формообразования являются возможность инженерного расчета, точность воспроизведения и устойчивое закрепление практически любой формы изделий легкой промышленности, использование несложного специального оборудования. Вследствие этого при создании объемных форм изделий легкой промышленности нередко отдается предпочтение конструктивным средствам формообразования.

На характер членения одежды влияют:

  • сложность поверхности одежды и тела человека (неразвертываемые поверхности);
  • общепринятый подход в конструировании к покроям одежды;
  • конструктивные особенности модели;
  • обеспечение художественной выразительности. Удачно выбранные линии членений позволяют подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки фигуры человека, скорректировать пропорции частей формы;
  • соблюдение требований раскроя материалов. Учет направлений нити основы на деталях полочки и спинки приводит к членению на плечевом участке;
  • геометрические характеристики материалов. В изделиях, изготовленных из тканей узкой ширины, приходится вводить дополнительные членения, усложняющие общее конструктивное решение модели. В изделиях из натуральной кожи или меха, имеющих ограниченную площадь, крупные детали (например, спинка, полочка пальто) могут состоять из двух-трех частей;
  • свойства материала, определяющие его способность к формообразованию и формозакреплению.

Характер членения обуви определяется:

  • развертываемыми поверхностями колодки, что неизбежно приводит членению формы обуви;
  • конструктивными особенностями модели;
  • композиционным решением модели;
  • трудностями технологической обработки материала;
  • соотношением площади детали и площади натуральной кожи;
  • требованием обеспечения лучшей взаимоукладываемости деталей при раскрое.

При проектировании большинства изделий легкой промышленности обычно применяется комбинированный способ формообразования, использующий и конструктивный, и технологический способы. Использование комбинированного способа формообразования позволяет обеспечить высокую точность воспроизведения формы и ее устойчивость в эксплуатации.

Гладкая объемная форма может быть достигнута как деформацией материала (растяжением и посадкой в трикотаже или принудительным формованием в других материалах), так и введением швов, вытачек.

Рельефная объемная форма может быть образована за счет сборок, жестких и мягких складок, фалд, рельефных швов, подрезов и др.

Объемная форма в регулярных и полурегулярных трикотажных изделиях может быть получена за счет особенностей вязания - использования переплетений с различной растяжимостью, упругостью, пряжи с различными свойствами, изменения плотности, количества петель в ряду и переноса петель.

Формообразование кожгалантерейных изделий осуществляется, главным образом, конструктивным способом.

  • Деформационные свойства материала - это способность к изменению геометрических характеристик (формы, размеров или объема), проявляющиеся при любом воздействии (механическом, тепловом и т.п.)
  • Сутюживание - это уменьшение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы. Например, сутюживание слабины ткани к конце выточки, сутюживание срезов пройм и горловины для образования выпуклости на грудь и т.д.
  • Оттягивание - это увеличение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы, например, оттягивание среднего среза задней половинки брюк, переднего среза рукава для получения вогнутой формы рукава и т.д.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова. Ф. противопоставляется словообразованию как соотношение, связывающее формы одного слова (стол - стола, говорю - говорил), а не разные слова одного корня (говорю - переговорю). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными словами (вопроса о границах Ф. и словообразования) зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными синтаксическими (отражающими синтаксические возможности словоформ) значениями, например стол - стола, хожу - ходишь. Формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию (отучить - отучивать, баня - банщик). Другой подход основывается на противопоставлении грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений. Формы, различающиеся лишь грамматическими значениями, объединяют в одном слове и относят к Ф. (стол - стола, стол - столы, хожу - ходишь, отучить - отучивать), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматич. значениями (баня - банщик, учить - ученик). Нек-рые учёные к Ф. относят формы, способ образования к-рых регулярен, напр. англ. наречия на -ly (bright-ly), образующиеся от любого прилагательного. Иногда Ф. понимается в более узком смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматич. значениями (формы числа, вида, каузатива при их грамматич. выражении в яз.). В этом случае Ф. занимает промежуточное положение между словообразованием и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь синтаксич. значениями).

формообразования в дизайне

Формообразование - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Художественно-образные аспекты формообразования опираются на систему определенных закономерностей, которые не зависят от стилевого направления дизайна. Они основываются на особенностях зрительного восприятия человека.

Таким образом, формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой. Художник-дизайнер, проектируя какое либо изделие, всегда имеет дело с формой. Проектирование, как процесс дизайнерской деятельности, трудоемок и специфичен. Оно соединяет в себе исследовательское начало, инженерный расчет и художественную интуицию. Поэтому процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.

Часто этими двумя составляющими занимаются различные специалисты, так внутреннюю форму (утилитарно-технологическую) разрабатывают люди смежных специальностей: инженеры, конструктора, технологи, архитекторы. А разработкой внешней формы занимается художник-дизайнер. Он стремиться чтобы форма была красивой, гармоничной, удобной, соответствовала назначению и кругу потребителей. Именно от дизайнера зависит, какую оболочку дизайнерского формообразования примет данная конструкция. Именно эта оболочка влияет на эмоционально-образное решение, от нее зависит какие психологические реакции - удивление, радость, умиротворение, покой, беспокойство, желание приобрести вещь и т.д. вызовет данная форма. Конечной целью художественного проектирования является изделие с образно-эстетическим смыслом. Этот смысл (образ) находит своё выражение в форме, цвете, композиции изделия. Проектируя то или иное изделие, дизайнер полагается на собственные чувства вкуса, композиции, стиля, гармонии. Достичь красивой, гармоничной, эмоционально-образной формы не зная азов художественного проектирования невозможно. Все составляющие, для достоверной передачи образа, формируются у него в процессе изучения теоретических основ (средств, приемов, законов, принципов) проектирования и сопутствующих дисциплин: формообразования, композиции, цветоведения, инженерной графики, материаловедения и др. « ... Теорию надо основательно изучить, продумать, испробовать в деле, выработать свой индивидуальный стиль и после этого «забыть», чтоб в полную силу заработала интуиция художника» (Е. Щедрин).

Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, компонентов. Знакомство с теорией художественной композиции - важнейшая предпосылка эффективного творчества дизайнера. Композиция - это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии. «Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и прочее».

Практическое усвоение раздела «Формообразование» дисциплины «Проектирование» способствует развитию у будущих дизайнеров художественно-композиционного и проектного мышления, навыков управления зрительными ощущениями восприятия формы и цвета, овладению методическими принципами художественно-образного формообразования. Выполнение упражнений по формообразованию можно считать моделью процесса проектирования. Именно на практике обучающиеся в полную силу реализуются в дизайнерском творчестве, объединяя в процессе формообразования функциональные характеристики объекта проектирования и его образное решение.

Базовые понятия формообразования определяют основные теоретические разделы композиции в дизайне: законы (целостность, образность, новизна, рациональность), правила (равновесие, соразмерность, единство и соподчинение), приемы (геометрическая и образная симметрия, асимметрия, простой и сложный ритм, метр, визуальный контраст, психологический контраст и нюанс), средства (графические, пластические, непластические средства), элементы (формат, конфигурация формы, конструктивная идея, сюжетно-композиционный центр, колорит), методы формообразования, композиционные построения (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиция; статика и динамика), художественный образ (идейный замысел, виды образов), дизайн-творчество (формотворчество).

Методы формообразования пути познания, исследования, реализации знаний в практической деятельности по созданию дизайн-формы; совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения вопросов композиции, подчиненных решению конкретных формообразующих (проектно-графических, пластических) задач в дизайне.

Выделяется следующая типология методов композиции:

    по роду и направлению деятельности: копирование (факсимиле, реминисценция, компиляция); иллюстрирование; унификация; иллюзия (иррадиация);

    по профессиональным подходам: сценарный метод проектирования; творческое прогнозирование (футурология); декомпозиция (деструкция, диссонанс);

    по операциональным приёмам (способам): моделировка формы (графическая, пластическая); моделировка пространства; стилизация (стайлинг); комбинаторика (инверсия, изоморфность); пропорционирование; группировка (компоновка, монтаж, планировка, зонирование); масштабирование (монументальность, миниатюрность); метод «поддержки»; трансформация (модернизация, модификация, реконструкция, реставрация); членение.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта