Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Болгарская литература в XX веке.

Болгарская литература в XX веке.

В наше время разобщенности появление этого совместного сборника кажется просто чудом. Свидетельством тому, что не все нити между нашими странами порвались, что в Болгарии по-прежнему любят русскую поэзию, а русские поэты любят Болгарию. В 1998 году Римма Казакова и поэты, участники литературного салона «Московская муза», совершили поездку по Болгарии, выступая перед читателями, а через год другая группа наших поэтов была приглашена на юбилей болгарского классика Ивана Вазова и фестиваль «Варненское лето» и выступала на вечерах с чтением уже не только своих стихов, но и переводов болгарских собратьев. Из этого общения и родилась мысль об издании совместного сборника. Идею его предложила участница обеих поездок Галина Климова. Антологию стихов русских поэтов о Рае, как бы книгу из жизни райского сада, она давно подготовила в надежде, что когда-нибудь представится случай ее издать.

Идея была с энтузиазмом встречена всеми собравшимися в тот августовский вечер. Болгарский критик Панко Анчев составил, можно сказать, в рекордный срок болгарскую часть сборника, и хотя в процессе работы было много споров и затруднений, благодаря поддержке Союза писателей Москвы, генерального консульства России в Варне, русских и болгарских предпринимателей, ставших спонсорами издания (их имена указаны в книге), антология уже через месяц после ее передачи в издательство вышла из печати. И на Рождество 2000 года к празднованию двухтысячелетия христианства на книжной ярмарке в Софии состоялась ее презентация.

Книга была издана очень быстро, но в ней не чувствуется следов спешки или непродуманности, наоборот, все в ней сделано с большим вкусом, который отличает и художественное оформление (московский художник И. У. Тер-Аракелян).

Рай - слово персидского происхождения и означает сад. «Почти известно географическое положение Эдема, - пишет Галина Климова в предисловии к русской части антологии, - на Востоке, в той стороне света, откуда восходит солнце. Точнее - в северной части Месопотамии, где позднее возник один из центров древней цивилизации с государствами Ур, Урук, Вавилония, Ассирия и другими».

Созданный Богом Сад * это уникальный микромир, упорядоченный и дружелюбный, место гармонии и вечного блаженства, но самая «значимая» особенность Райского сада, подчеркивает Г. Климова, его огражденность. Адам и Ева первыми вышли за круг правильной жизни, и тоска по Саду терзала сердца первых изгнанников из Рая до самой смерти. Она передалась затем многочисленному потомству, всему человечеству.

Только закрою горячие веки -

Райские розы, райские реки...

М. Цветаева

«Сад, * пишет Г. Климова, * стал одной из точек отсчета человеческой культуры, мерилом цивилизации и одной из вечных тем поэзии».

Читая русскую часть антологии, невольно удивляешься, как много места занимает тема Рая (разумеется, понимаемая широко * мечты о счастье, любви, грех, страдания, искушения) не только в творчестве поэтов-классиков - в антологии представлены Ф. Тютчев, Я. Полонский, Ф. Сологуб, И. Бунин, М. Волошин, Н. Гумилев, М. Цветаева, В. Ходасевич, Б. Пастернак, но и современных поэтов, среди которых * А. Тарковский, С. Липкин, Н. Горбаневская, К. Ковальджи, М. Кудимова, Т. Кузовлева, М. Исаева, И. Жданов и многие другие пишущие в наши дни, молодые и не очень известные широкому читателю авторы.

Одних стихотворений, озаглавленных «Ева» или « Рождение Евы», а у Казаковой «Монолог о Еве» и даже «Еще раз о Еве», наберется в книге более десятка. Адам вызывает меньший интерес, хотя и он не обойден вниманием: три стихотворения Н. Гумилева, стихи Н. Панченко, О. Щепалиной.

При всем осознании Евы как праматери, прародительницы:

Радуйся, праматерь, в каждом слове,

в каждом вздохе нашем, в каждый час -

в нас Акафист этот уготовив,

предвкушая каждую из нас.

И. Суглобова

образы первых обитателей Эдема не абстрактные, мифологические, а конкретные, земные, как бы по-свойски знакомые:

Баюкая Еву, дивился Адам

Земным, незнакомым, невзрачным садам.

С. Липкин

Ева, девочка, дикарка,

в мокрых космах до крестца.

Идиллические картины Эдема, созданные Набоковым:

Блистает лестница в раю,

потоком с облака спадая...

Проходят ангелы в лучах.

Сияют радостные лики...

вытесняются другой, может быть главной, темой его творчества:

Я тоже изгнан был из рая

лесов родимых и полей,

но жизнь проходит, не стирая

картины в памяти моей.

Тема изгнания присутствует, конечно, и у других авторов, но рай видится современному поэту совсем иначе.

Непонятно радушье Господне,

странен вохровский сон ключаря.

Мы не завтра - сегодня, сегодня

согрешим, никого не коря.

Ю. Ряшенцев

Болгарскую часть антологии представляет критик Панко Анчев.

«Гармония и красота райского сада и драма, порожденная неспособностью первых людей противостоять искушению, * пишет он в предисловии к ней, * стали благодатной темой поэзии многих христианских народов. Но не болгарской. Или, по крайней мере, не в той трактовке, которая отличает, к примеру, русскую литературу, что не трудно заметить по этому общему русско-болгарскому поэтическому сборнику.

Для болгарских поэтов рай - не райский сад, не мир Адама и Евы, не райские плоды и птицы, не красота непорочного зачатия, а нечто гораздо более грубое, суровое и приземленное. Жизнь болгар всегда была столь мрачной и трагической, что поэтам не до библейских сюжетов и образов. Поэтому болгарской поэзии не свойственна созерцательность, в ней почти нет тем и сюжетов вне реальной личной и общественной жизни.

Болгарский быт складывается вокруг очага, он ограничен рамками своего клочка земли, покосившегося дома, хлева, двора, которые создаются не ради любования красотой. Все здесь подчинено насущным потребностям: пропитанию и выживанию. Конечно, в каждом доме, в каждом дворе есть немного места для цветов, которые разнообразят серую повседневность и радуют глаз, хотя надо сказать, что болгарского поэта больше привлекает дикая природа. Ведь быт включает в себя обязанность заботиться о доме и семье, несвободу, и тут не до проявления высоких чувств.

Но рай для болгарского поэта - не только быт, это прежде всего влечение двух душ и тел к вечной общности, их утешение и наслаждение. Любовные отношения между мужчиной и женщиной так многообразно и тонко переданы в болгарской поэзии, что их не охарактеризуешь в нескольких словах. Рай - это счастливая, разделенная любовь. Разумеется, ад - неразделенная. Человек может изведать и ту и другую, и потому еще на земле он знает, что такое ад и что такое рай.

Вообще же в болгарской поэзии, да и во всей болгарской литературе рай - это место, где человек обретает гармонию и возможность проявить все доброе и прекрасное, что заложено в нем. И, пожалуй, именно такое воплощение темы рая и райского сада чаще всего встречается в болгарской поэзии. Но жизнь сложна, и поэтому поиски рая - своеобразное бегство от действительности, уход в мир мечты. Недостижимость красоты и добра рождает драму, разлад в душе, чувство безнадежности и отчаяния. Отсюда социальный пафос и социально критическая направленность большей части стихотворений сборника. Тема рая и райского сада в болгарской литературе - тема социальная. В этом ее отличие от других литератур - в том числе от русской. Когда мы читаем одновременно русскую и болгарскую части этой любопытной книги, то видим, как важны условия, в которых жили народы, сколь различны даже близкие по духу и родственные литературы».

С мнением П. Анчева трудно не согласиться, хотя нельзя не заметить и многих перекличек в осмыслении темы рая в русской и болгарской поэзии. Как созвучны болгарским стихам, представленным в антологии, строки А. Тарковского:

Камень лежит у жасмина.

Под этим камнем клад.

Отец стоит на дорожке.

Белый, белый день...

Вернуться туда невозможно,

И рассказать нельзя,

Как был переполнен блаженством

Этот райский сад.

или лирическое настроение Е. Сулимы:

День летний, длинный, полный - через край.

Обед в саду, и детский смех - на даче.

Да неужели может быть иначе?

Да неужели это все - не рай?

«Впрочем, различие в подходах к теме, * считает П. Анчев, * возможно даже увеличит удовольствие от знакомства с этой книгой о Рае».

Предлагаем вниманию читателей несколько стихотворений болгарских поэтов из этой антологии.

Мая Тарасова

АТАНАС МОЧУРОВ

Ивану Николову

Был в детстве у меня свой райский сад -

там пели петухи и день и ночь.

С тех пор их песня - столько лет подряд! -

мои невзгоды прогоняет прочь.

Два ангела рогатых жили там -

ленивых два вола! Года летят,

но до сих пор я радуюсь волам.

Был в детстве у меня свой райский сад.

Сидел там строгий седовласый дед.

Пускай года летят, пускай летят,

но для меня другого бога нет.

НЕДЯЛКО ЙОРДАН

ПОЗНАНИЕ

Я испугавшись отпрянул, видя змею на дороге,

но моей пятки коснулось тонкое скользкое жало.

Был я отравлен мгновенно. И понесли меня ноги

в темную лавку, где грудой множество яблок лежало.

Ножик блеснул за прилавком. Срезать ли нежную кожу

с яблока, что из корзины взял я во мраке случайно,

иль, кожуры не срезая, зубы со сладостной дрожью

в мякоть вонзить молодую - в нежную терпкую тайну...

Плод соблазнительный съеден. Буднично все и обычно.

Розовощекий амурчик смехом исходит лукавым.

Мир обнаженный прозрачен. Страх исчезает привычный.

больше запретного нету, тайное сделалось явным.

Что я скажу тебе, мальчик, - маленький светоч чудесный?

Все, что тебя ожидает, хочешь узнать ты заране

и в заоконные дали смотришь из комнаты тесной.

Веришь ли мне - я не жажду, больше не жажду познанья.

ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ

Любимая, зачем - как дети -

мы упивались сладкой ложью:

мол, «падший ангел» есть на свете

и «воспаривший дьявол» - тоже?

Хмельным соблазном сбитый с толку

и грязной похотью объятый,

я с неба в бездну падал долго,

и вот разверзся круг девятый.

На серебристых крыльях перья

сменились перепонкой грубой,

подобно мерзостной химере,

кривлю в ухмылке злобной губы:

«Пустяк! Нелепая накладка!

Я в ночь шагнул, рожденный ночью!..»

Бодрюсь, а на душе несладко -

ужасен приговор бессрочный:

Смотреть с тоской, как в небе где-то

мерцает искра, не сгорая,

и с пеньем кружатся планеты

у врат потерянного рая.

ТАНЁ КЛИСУРОВ

СМОКОВНИЦА

Смоковница лист протянула в окно.

Сорвать и прикрыться зеленым листом?

Но что нам скрывать - мы супруги давно,

мы стали с тобою одним существом.

Ночами, когда ты была молода,

боялся я - вдруг ты покинешь меня.

Сейчас все иначе, прошла без следа

пустая тревога вчерашнего дня.

Ты мне все грехи и ошибки простишь,

состарюсь - ты будешь все так же нежна.

В любви моей ныне осенняя тишь,

и смена сезонов душе не страшна.

Под знаком познанья судьба нас вела,

мы вместе с тобой миновали зенит.

А юная дочь между тем подошла

к смоковнице древней, что тайну хранит.

АЛЕКСАНДР ГЕРОВ

Вода в пруду сияла серебристо,

роняли розы пряный аромат,

и песня молодого гитариста

сквозь тишь ночную долетала в сад.

Обнявшись, в сад вошли жених с невестой,

под звездным небом сели на скамью.

Им так мечталось в этот миг чудесный

излить друг другу всю любовь свою.

Меж тем родные шутки отпускали,

хихикали, судачили о них,

старухи с умным видом бормотали:

«Одно, мол, на уме у молодых».

И в этот миг, надеждой озаренный,

суливший счастье им на много дней,

в свою невесту выстрелил влюбленный,

потом в себя - и рухнул рядом с ней.

Господь взирал на них оторопело

со всех икон, что были на земле,

а племя козлоногих свиристело

и кувыркалось бешено во мгле.

Родные выли, исходя слезами,

не сознавая истины простой:

они их довели до смерти сами,

казня своей душевной нищетой.

А мертвые в густой траве лежали,

искрящейся росой окроплены.

Перехитрили всех и убежали

от собственной судьбы и сатаны.

ДИМИТР ПАНТЕЛЕЕВ

РАСКАЯНИЕ

Мой дом в веселом солнечном огне,

и я ликую, как ребенок малый...

Искал я рай, о нем мечтал, бывало, -

прости, Господь, такую дерзость мне.

Уйти туда, где вечна тишина?

Я не готов к такому новоселью!

Мне мрак и стужа были колыбелью,

судьбой мне буря в спутники дана.

Каков он, этот рай, - не знаем мы.

Да есть ли там дожди, зарницы, тучи,

и ржи весенней шепоток летучий,

и серебристые снега зимы?

Коренья пожую, медком запью -

на рай не променяю радость эту.

Господь неведомый, поверь поэту:

от скуки я умру в твоем раю!

АНДРЕЙ ГЕРМАНОВ

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ

Спросила ты: рай - что такое? Все знают, что сущностью рая

является высшая благость - любовь без конца и без края,

мы примем, ее защищая, и смерть и мучения ада...

Спросила ты: ад - что такое? Все та же любовь, дорогая...

Поверьте мне, женщина знает: любовь - наивысшее чудо.

Ей ведома радость земная: любовь - наивысшее чудо.

Любовь позовет еле слышно - на зов поспешит безрассудно,

прекрасна, как Дева святая! Любовь - наивысшее чудо...

Мне сто соловьев отвечают, лишь свист мой разбудит округу,

сто горлиц в ответ заворкуют, слетаясь к зеленому лугу...

Так как же я встречусь с тобою, когда все живущие твари

томятся любовною жаждой и весть посылают друг другу?..

Сердца наши бились согласно, когда молодыми мы были,

и ласки мы жаждали страстно, когда молодыми мы были.

В наш сон не врывалась тревога, и корочка вкусной казалась

и вдаль нас манила дорога, когда молодыми мы были.

* «Компас», Варна, 2000

И. У. Тер-Аракелян. Оформление, 2000

Н. Горская. Перевод, 2001

М. Тарасова. Вступление, 2001

Болгарский поэт Дончо Дончев в интервью «ВМ» рассказал, почему россияне и болгары - братские народы.

- Как вы считаете, изменилось ли в последнее время в Болгарии отношение к России?

И в прошлом, и сейчас отношение болгар к России было, есть и будет вопросом морали, а не политики. Оно основывается на том, что Россия сделала для Болгарии во время освобождения нашей страны от турецкого владычества. В сложной обстановке Второй мировой войны, имея в виду участие Болгарии на стороне Германии, болгарское правительство того времени до конца отстаивало свое решение - ни один болгарский солдат не будет участвовать в военных действиях против Советского союза.

Честно говоря, да, есть изменение в отношении болгар к России, но это вопрос желания уточнить, кто есть кто. Русофилы более объединены, а русофобы - более яростные и наглые. Эта перемена не усиливает негативизм, а, скорее, дает возможность людям и правительству понять, что сделал бы народ болгарский в усложненной внешними силами ситуации в Болгарии, подобной украинской. Я уверен, что, как в свое время Гитлеру не удалось заставить Болгарию напасть на Советский Союз, так и никакое современное правительство не посмело бы предпринять крайние политические меры против сегодняшней России, меры, которые затронули бы исконные братские чувства болгар к русскому народу.

- Могут ли политические разногласия вбить клин между нашими народами?

Политические разногласия между правительствами Болгарии и России являются важным фактором для формирования болгарско-русских отношений. Но они не могут быть решающими, потому что преобладающее большинство современных болгар остаются людьми, любящими Россию, несмотря на политическую ориентацию Болгарии на Европейский союз и НАТО.

Я считаю, что наш народ, в своем большинстве, будет отстаивать свои братские чувства к России, если Запад попробует заставить болгарское правительство принимать решения или поставить нашу страну в ситуацию, подобную украинской. В этом смысле, я считаю, никто не успеет вклиниться в отношения между нашими народами. В народе бытует пророчество Ванги, что только Россия заступилась бы за Болгарию и спасет ее, во что верит и большая часть болгар.

Нам, болгарам и русским, Бог предопределил быть в уникальных и непонятных миру специфических взаимоотношениях. Они в большой степени основываются на конкретных фактах нашей истории. Нас, конечно, объединяет славянство - общий фундамент, на котором построены наша письменность и православие. В настоящий момент, однако, между нами есть огромный вакуум. Когда-то великий русский культуролог Дмитрий Лихачев назвал Болгарию "державой душевности". Поэтому я считаю, что у людей моего поколения есть миссия - передать эстафету дружбы молодым. Речь не идет о политике, а об исконных братских взоимоотношениях между двумя народами.

Как вы считаете, почему в странах Европы (Болгария не исключение) учащаются случаи осквернения могил и памятников советским воинам?

Случаи осквернения могил и памятников советским воинам в странах Европы и в том числе, к моему стыду, в Болгарии, происходят из-за короткой исторической памяти тех, кто по возрасту близки к событиям Великой Отечественной войны Советского Союза, с одной стороны, и отсутствия исторического, в смысле верного, представления фактов истории молодым людям этих стран, с другой.

Молодежь становится жертвой искалеченной информации и заблуждения относительно того, чьи народ и армия имеют основную заслугу в победе над фашистской чумой. Я и мои друзья, отдавая почтение жертвам Ленинградской блокады, стали свидетелями того, как наш уважаемый болгарский деятель движения "Русофилы" в Болгарии назвал блокаду Ленинграда оккупацией, а Дорогу жизни назвал "Дорогой смерти"... Несознательно, конечно! Эти действия нельзя назвать иначе, как вандализмом, с чем согласны даже русофобы.

Как жители Болгарии оценивают происходящее сегодня в Донецкой и Луганской областях? Верят ли они украинской пропаганде?

И мы, болгары, как и все нормальные люди мира, являемся жертвами некорректной и служащей чужим интересам украинской пропаганды, которая пытается агрессивно внушать нам несуществующую "правду" о завоевательной русской политике. Для меня и большинства болгар происходящее в Донецке и Луганской области - исконное право русских, живущих там, на самоопределение и защиту. Попытка Украины и Запада изменить интерпретацию событий, к счастью, нивелируется, благодаря свободному доступу любого из нас к социальным сетям и Интернету.

Имея право на свободную информированность, мы хорошо ориентируемся и, в конечном счете, украинская пропаганда становится смехотворной в своей беспомощности внушать нам ложь.

- Расскажите, пожалуйста, ваш личный "рецепт" дружбы народов.

Мой личный рецепт дружбы между народами очень простой и проверен опытом моей жизни. Кроме моего почти пятилетнего пребывания в СССР, у меня есть личные впечатления об отношениях здесь, на Балканском полуострове, с турками и греками. Я убежден, что все народы имеют одинаковое право жить свободно. Знать и помнить уроки своей истории - наш долг, но уважать право других народов хранить и помнить уроки своей истории - высшая форма цивилизованности и демократизма.

Мы с друзьями из Болгарии основали и уже в пятый раз проведем ралли для ретро и классических автомобилей "Марица" на территориях Греции, Турции и Болгарии. Основная идея ралли - переход к новым дружеским отношениям между турками, греками и болгарами в районе, где на протяжении веков войны насаждали вражду, кровопролитие и ненависть, основанную на религиозных и этнических различиях.

С радостью могу сказать, что мы уже собираем плоды новых отношений и даем хороший пример политикам, как нужно работать в условиях взаимного понимания и уважения. А возвращаясь к периоду моей жизни, когда мне посчастливилось жить среди прекрасных русских в Ленинграде, Москве, Ульяновске и других городах России, я добавлю к этому интервью мою поэму "Не трогайте Россию, господа!", которую перевел в 1994 году большой русский поэт Денис Коротаев. Я счастлив, что она пользуется большой популярностью сейчас в России и счастлив за радость, которую она приносит каждому любящему Россию человеку.

Не трогайте Россию, господа

Не трогайте Россию, господа!
Ей больно и без вашего укора.
Она по части самооговора
Себе не знала равных никогда.

Не трогайте Россию, господа!
Что нужно Вам, и сытым, и
одетым,
От той страны, что, выручив
полсвета,
Сегодня и печальна, и бедна.

Припомните, как Вас она спасла
В годину разрушительных
набегов.
И вот теперь не с вашего ли
брега
Несется равнодушная хула?

Не трогайте Россию, господа!
Теперь Вы славословите
правдивость,
Но слепо верить в Вашу
справедливость -
Занятие, достойное шута.

Россия не бывает неправа.
Уставшая то плакать, то
молиться,
Она простит и вора, и блудницу,
Простит и Вас за глупые слова.

Она простит, а мне до склона
дней -
Стыдиться Вас в смятении
брезгливом
За то, что Русь по выкрикам
визгливым
Узнает о Болгарии моей.

Не трогайте Россию, господа!
Ведь Вы ее не знаете, невежды.
Великая терпеньем и надеждой,
Она - иному миру не чета!

Не трогайте Россию, и она
И в этот раз уверенно и гордо
Без лишних фраз решит свои
кроссворды,
Пречистою от зла ограждена.

Да Вы ее должны благодарить
Уже за то, что есть она на свете,
За то, что Вам и Вашим детям
Одну судьбу с ее судьбой делить.

А коль помочь не можете -
тогда
Изыдите, хотя бы не мешая.

Эх, вы, братушки...

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Эх, вы, братушки...

Колонка обозревателя Алексея Зернакова

В столице Болгарии, Софии, в очередной раз совершен акт вандализма над памятником советским воинам-освободителям. Его облили краской. Надругались над нашей памятью, поскольку под монументом в братской могиле лежат останки советских воинов, которые пали, освобождая Болгарию от фашистских захватчиков.

Над памятью тысячи солдат и офицеров, погибших на болгарской земле. С памятниками воевать проще всего. Они стоят – безмолвные стражи истории – и не могут ответить на плевки, оскорбления, нападки. Конечно, наш МИД уже заявил ноту протеста и потребовал привлечь виновных к ответственности ().

Болгарская литература имеет тысячелетние традиции. Уже в IX веке в средневековой Болгарии расцвела древнеболгарская литература, оказавшая влияние на развитие других славянских литератур. В XIV веке болгарская литература, вся культура переживала новый расцвет, который был остановлен турецкими завоевателями. Параллельно с литературой и средние века развивается народное творчество.

Начало болгарского Возрождения ознаменовалось деятельностью Паисия Хилендарского и появлением его труда «История славяноболгарская» (1762). Замечательные деятели раннего периода болгарского Возрождения - это Софроний Врачанский, Весиль Априлов, Петр Берон и др. Возникновение новой болгарской поэзии связано с именами Добри Чин-тулова, Найдена Герова и в особенности Пет-ко Славейкова. Большой след в болгарской литературе и общественной жизни оставил предшественник болгарской революционной демократии Георгий Раковский. Вершиной болгарской литературы периода до освобождения от турецкого ига явилось творчество Любена Ка-равелова и великого поэта-революционера Христо Ботева.

Болгарская литература эпохи Возрождения кровно связана с национально-освободительной борьбой народа против турецкого ига. Подлинным апофеозом революционной борьбы и литературы того времени является жизнь и творчество Христо Ботева.

После освобождения от турецкого ига болгарская литература начала развиваться по пути критического реализма. Наиболее значительные произведения этого периода сурово обличают капиталистический обществен мы и строй, его социальные пороки.

Народный поэт Иван Вазов воссоздал в своем творчестве романтику и героизм народно-освободительной борьбы («Под игом» и цикл поэм «Эпопея забытых»), яркими красками описал жизнь в освобожденном болгарском государстве. Замечательную сатиру на болгарскую буржуазию представляет популярная книга болгарского писателя-сатирика Алеко Константинова «Бай Ганю». В конце прошлого века целое поколение писателей-реалистов, таких как Тодор Влайков, Антон Страшимиров, Михалаки Георгиев, Елин-Пелин, рисуют разрушение патриархального уклада и возникновение капиталистических отношений в болгарской деревне, тяжелое положение болгарского крестьянина, благородство его души, красоту болгарской природы. Эта тематика легла в основу первых произведений крупного болгарского поэта П. К. Яворова, который позднее перешел к символистической психологической лирике.

В конце прошлого века возникает болгарская пролетарская поэзия. Ее основоположник - Димитр Поляной. Развитие болгарской пролетарской литературы и литературы социалистического реализма связано с деятельностью целой фаланги литераторов-марксистов различных поколений, в числе которых видное место занимает родоначальник социалистического движения в Болгарии Димитр Благоев, его соратники Георгий Кирков, критик Георгий Бакалов, философ-марксист Тодор Павлов.

Сложный и противоречивый характер имеет бесспорно талантливое творчество целой плеяды писателей начала XX века. Это поэт Пенчо Славейков, создатель большого эпоса «Крона вая песня», автор прекрасных идиллий Петко Тодоров, поэт Кирилл Христов и др. Несмотря на известное влияние идеалистической и индивидуалистической философии запада, эти писатели создали значительные художественные произведения на материалах народной жизни и традициях народного творчества. Линию реализма в беллетристике продолжают позднее Елин-Пелин и Георгий Стаматов.

Символизм болгарской поэзии связан с именами Николая Лилиева, Эммануила Попдими-трова, Христо Ясенова, Людмила Стоянова и Димчо Дебелянова. Значительное развитие от символизма к реализму и социальной поэзии претерпевают после первой мировой войны почти все болгарские поэты-символисты, некоторые из них, как например, Людмил Стоянов, становятся в конце 20-х и начале 30-х годов писателями-антифашистами и переходят на позиции реализма.

Бурный подъем революционного движения в Болгарии после первой мировой войны, влияние Великой Октябрьской социалистической революции и революционные события в Европе дают новый толчок развитию болгарской пролетарской литературы. В начале 20-х годом начал творить родоначальник социалистического реализма в болгарской литературе поэт Христо Смирненский. Смирненский воссоздал пафос революционной борьбы болгарского пролетариата и наметил новую, прогрессивную линию в болгарской литературе.

Острые социальные конфликты общественной жизни после первой мировой войны нашли яркое выражение в творчестве болгарских писателей. Сентябрьское восстание 1923 года - первое антифашистское восстание в Европе, вырывшее глубокую пропасть между фашизмом и народом, оставило неизгладимый след в творчестве ряда поэтов и беллетристов (как Асен Разцветников, Антон Страшимиров, Никола Фурнаджиев, Ангел Каралийчев, Крум Велков и др.). Массовый героизм народа и жестокую расправу фашизма с повстанцами воссоздал в ярких поэтических образах и поэме «Сентябрь» поэт Гео Милев. За свою гражданскую доблесть Гео Милев поплатился жизнью. Фашисты зверски убили его.

Революционный пафос болгарской литературы в мрачные годы фашизма живет в творчестве ряда пролетарских писателей и поэтов, таких как Христо Радевский, Николай Хрелков, Младен Исаев, Крум Кюлявков, Ангел Тодоров, Крум Пенев и др. Демократические традиции болгарской литературы продолжают в этот период поэты и беллетристы Елин-Пелин, Иордан Иовков, Людмил Стоянов, Светослав Минков, Елисавета Багряна, Емилиян Станев, Орлин Василев.

В борьбе болгарского парода против фашизма в эпоху второй мировой войны сформировалось творчество многих талантливых поэтов, некоторые из них погибли па боевом посту. Высочайшей вершиной болгарской поэзии этого периода является творчество поэта-революционера Николы Вапцарова, который с внушительной силой и гуманизмом отразил борьбу рабочего класса против старого мира и веру и светлое будущее человечества. В наши дни стихотворения Вапцарова переведены на десятки языков. В 1952 году - десять лет спустя после гибели - Никола Вапцаров был посмертно награжден почетной Премией мира Всемирного Совета Мира.

Современная болгарская литература, развивающаяся на широкой идейной и эстетической основе социалистического реализма, отражает мирное строительство и социалистический подъем страны. После 9 сентября 1944 года значительные произведения в области беллетристики создали Георгий Караславов, Димитр Талев, Димитр Димов, Павел Вежинов, Андрей Гуляшки, Ст. Ц. Даскалов, Камен Калчев, Стефан Дичев и др. Героизм партизанской борьбы и освободительной войны против фашизма воспели поэты Веселин Андреев, Ламар, Младен Исаев.

Самые замечательные произведения в области драматургии за этот период создали Орлин Василев, Камен Зидаров, Эмил Коралов и т.д.

Параллельно с писателями и поэтами старшего поколения, творчество которых характеризует развитие болгарской литературы в последние три-четыре десятилетия, после 9 сентября 1944 года в литературу пришло молодое пополнение. Это Эмил Манов, Павел Матев, Георгий Джагаров, Драгомир Асенов, Любен Станев, Серафим Северняк, Ивайло Петром, Валерий Петров, Димитр Методиев, Николай Марангозов, Иван Милчев, Цветан Ангелом, Асен Босев, Леда Милева, Лиляна Стефанова, Станка Пеичева и др. Молодые поэты и писатели, учась на опыте старых мастеров и развивая традиции прогрессивной болгарской литературы, создают яркие произведения о нашей новой действительности.

Современная болгарская литература - широкое поле для активного творчества старых и молодых писателей и поэтов, идет в ногу со временем. Ее главная тема это могучий пафос строительства, охвативший народ, и коренные изменения, насту пившие во всех областях жизни культуры и быта народа. Главный герой новой литературы - это новый человек, который постепенно формируется в борьбе за осуществление социалистических идеалов.

Наряду с темой современности ведущее место в произведениях писателен занимает тема борьбы болгарского народа под руководством Коммунистической партии против капиталистической эксплуатации и фашистского мракобесия, за социализм и мир. Свидетельством успехов новой болгарской литературы является множество романов, поэм, стихотворений, повестей и рассказов, посвященных героическому сопротивлению фашизму и отечественной войне против гитлеровской Германии. Изображая эпическую борьбу за свободу и социальную справедливость, которую вел народ в течение десятилетий, писатели воспитывают молодое поколение в духе вечной признательности борцам и готовности пожертвовать всем во имя счастья родины.

О росте болгарской литературы говорит и ее популярность за рубежом. Произведения болгарских авторов вышли в переводе в Советском Союзе, Бразилии, Китае, Вьетнаме, Чехословакии, Индии, Египте, Франции, Венгрии, Польше, Румынии и других странах. Все чаще издаются за границей антологии болгарской литературы, все больше новых болгарских драматических произведений ставится зарубежными театрами.

Особенно горячий прием находят произведения болгарских писателей в Советском Союзе, где их издают многотысячными тиражами.

Новая болгарская литература играет все большую роль в культурной жизни народа, воспитывая его в духе благородных социалистических идеалов, вдохновляя на мирный творческий труд.

Болгарская литература в XX веке

Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала огромное влияние на общественно-политическую жизнь Болгарии и на болгарскую литературу. В сентябре 1923 г. в Болгарии произошло народное вооруженное восстание, направленное против монархо-фашистского режима. Восстание было жестоко подавлено монархо-буржуазными реакционными властями.

Во время второй мировой войны царское болгарское правительство, учитывая давние симпатии болгарского народа к России, не осмелилось официально объявить войну СССР. Но фактически Болгария находилась на стороне фашистской Германии и помогала ей в войне против Советского Союза. В тяжелых условиях войны и кровавого террора, разорения хозяйства и падения культуры демократические силы страны стали объединяться в антифашистский Отечественный фронт под руководством Болгарской коммунистической партии. В стране началось движение сопротивления фашизму, появились партизанские отряды. В ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. болгарский народ, возглавляемый своей коммунистической партией, поднял всенародное восстание, сверг фашизм при помощи Советской Армии и установил народно-демократическую власть.

Огромное значение для развития болгарской литературы имела деятельность Георгия Димитрова (1882—1949), выдающегося борца и руководителя болгарского рабочего движения.

Димитров пристально изучал процесс развития болгарской культуры и литературы. Его книга о литературе, искусстве и науке", вышедшая в 1949 г., охватывает широкий круг проблем болгарской культуры, искусства и литературы за последнее столетие, дает меткие, .научно правильные характеристики творчества многих болгарских писателей. Уделяя большое внимание классикам, Димитров заботился и о состоянии современной болгарской литературы.

Глубокая идейность, интернационализм, патриотизм, антифашистская направленность — эти черты восприняты прогрессивной литературой Болгарии. И Георгий Димитров немало способствовал этому.

В 20-е годы в Болгарии создается фронт революционной, антибуржуазной и антимонархической литературы, которую, по меткому выражению критика Бакалова, часто называют «сентябрьской литературой». Здесь и представители старшего поколения — критики Г. Бакалов и Т. Павлов, поэт Д. Поля-нов и молодые поэты — Христо Смирненский, Крум Кюляв-ков, Христо Ясенов, Гео Милев и др.

В этот период выходят коммунистические журналы «Ново време* (редактор Благоев), «Младеж» (редактор Т. Павлов), «Черновы смях» и др. Журналы собирали вокруг себя передовые силы литературы. После запрещения этих журналов возник еженедельный литературный журнал «Ведрина», который редактировал писатель-демократ А. Страшимиров. Прогрессивные и пролетарские писатели разоблачают и показывают антинародную сущность буржуазной действительности и обращают свои взоры к Советскому Союзу. В их творчестве возникают темы революционной борьбы и Октябрьской революции. К лагерю прогрессивной литературы принадлежат в это время и такие писатели, придерживавшиеся общедемократических взглядов, как Елин Пелин, Стаматов, Багряна и др.

Христо Смирненский 1898-1923

Значительным революционным поэтом Болгарии этого периода является Христо Смирненский. Его литературная деятельность началась в 1915 г. в сатирических журналах «Болгарин» и «Смех и слезы». Первая и вторая Балканские войны 1912 и 1913 гг., а затем первая мировая война открыли перед молодым поэтом пучину бедствий народных, он начинает осознавать классовую сущность войны и в своих стихотворениях называет ее «роковой бойней» (стихотворение «Молитва жителя столицы», 1917). В процессе нарастания революционного движения в стране (Владайское восстание солдат в 1918 г.) Смирненский встает на сторону революции. В соответствии с этим и в творчестве поэта возникает тема революционной борьбы. В стихотворении «От великого до смешного» он рисует картину торжествующего хода революции.

Под влиянием Октябрьской социалистической революции и бурных революционных событий в Болгарии взгляды и творчество Христо Смирненского эволюционируют от общедемократических позиций к коммунистическому мировоззрению и от критического реализма к реализму социалистическому. Его произведения стали печататься в коммунистической прессе: «Работнически вестник», «Младеж», «Червоны смях». В 1920 г. Смирненский вступает в комсомол, а в 1921 — в коммунистическую партию. Большое влияние на формирование эстетических взглядов и творчество поэта оказали Горький и Маяковский. Смирненский принимает активное участие в политической деятельности, пишет агитационные стихи, которые он называет «злободневками», поднимает самые актуальные вопросы современности. Он становится крупнейшим представителем пролетарской поэзии Болгарии. Будучи поэтом политическим, он в то же время выступает как подлинный лирик. Лучшая часть его революционной лирики вошла в замечательный сборник «Да будет день!» (1922) и в сборник «Зимние вечера» (1923).

Характеризуя сущность поэзии Смирненского, критик Г. Бакалов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, подъем, страсть и движение, движение — таково содержание поэзии Смирненского» ".

Ряд стихотворений и поэм он посвящает Октябрю, международному рабочему движению, Советскому Союзу: «Красные эскадроны», «Три года», «Москва», «Углекоп», «Политическая зима», «Русский Прометей», «Пролетарий», «Массы», «Гнев рабов», «Эпидемия конференций», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Буря в Берлине», «Иоганн» и др.

Одним из лучших произведений Смирненского является стихотворение «Красные эскадроны» (1920), посвященное Великой Октябрьской социалистической революции. Рассказывая о походе конницы Буденного против белополяков, поэт характеризует образ красных эскадронов как символ мировой революции, к которой обращены взоры трудящихся всей земли:

Ах, летите, эскадроны! Взор огромный, взор мильонов

К вам надеждою прикован и огнем любви живым.

Руки крепкие сплетая, о свободе мир мечтает,

Потрясен и очарован вашим кличем боевым.

Даже самое интимное — любовь — у поэта неразрывно связано с революцией, с борьбой:

А ты, подруга, цвет моей надежды,

Восторженно и смело проходи

К весенним дням, горящим впереди!

Целую светлые твои одежды.

Зарю целую праздника людей Кораллом крови пролитой моей.

Христо Смирненский — первый болгарский поэт, в творчестве которого видно начало формирования нового метода — социалистического реализма — в болгарской литературе. Он реально показал силу революционной, социалистической идейности, впервые в болгарской поэзии создал образ пролетарского революционера.

в следующий период (1918—1920) превалируют декадентские настроения и мотивы, и, наконец, в последний период (1921— 1925) поэт порывает с декадентством и вступает на путь революционной литературы.

Октябрьская революция и революционные события в Болгарии, знакомство с поэзией Маяковского производят перелом в мировоззрении Гео Милева. В январе 1924 г. в статье «И свет во тьме светит», показав картину Сентябрьского восстания 1923 г. и зверскую расправу фашистов над восставшими, Милев заявил: «Мы, интеллигенция, не можем оставаться беспристрастными к тому, что пережил народ в сентябре, не только из простой человечности, но и, прежде всего,— из ревности к делу народа. Как огненная роса, падает на наши сердца кровь, пролитая народом». Поэт считал, что нет сил, которые смогли бы остановить или предотвратить социальную революцию.

Милев отходит от символизма и считает, что искусство должно служить народу. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Пламя», он писал: «Место поэта не на Парнасе, не в объятиях муз, а на кипящей арене жизни, среди народа» *. В творчестве Милева возникает тема революционной борьбы — поэмы «Ад», «День гнева», «Сентябрь». В них главную роль играет народ, борющийся за свою свободу.

Лучшим произведением Гео Милева является его поэма «Сентябрь», в которой художественно показан революционный энтузиазм масс. Поэма состоит из 12 глав, составляющих три части. В первой части (главы 1—5) показан всенародный революционный подъем, во второй части (главы 6—11) — картины фашистского террора и в третьей части (глава 12) выражена твердая вера в грядущую победу революции.

Главный герой поэмы — трудовой народ — противопоставлен фашистской буржуазии. Поэма звучит оптимистически и полна уверенности в грядущей победе, которая принесет людям счастье:

Нам сентябрь будет маем!

Пусть воспрянут

Для свободы Человеческие всходы, —

И земля нам будет раем!

Будет раем!

За свою литературно-общественную деятельность, и в частности за поэму «Сентябрь», Гео Милев был привлечен к суду и убит фашистскими палачами.

Революционная поэзия Милева, призывающая народ к борьбе за социализм, созданная на новой основе интонационного стиха, вошла в золотой фонд революционной болгарской поэзии.

Жестокий фашистский террор, установившийся в Болгарии после Сентябрьского восстания 1923 г., тяжело обрушился на прогрессивную и особенно революционную литературу. В 1925 г. были казнены X. Ясенов, Г. Милев и др. Были закрыты прогрессивные издания, передовые писатели преследовались. Многим нисателям-коммунистам (Г. Бакалову, Т. Павлову, К. Кюлявкову и др.) грозила смерть, и им пришлось эмигрировать из Болгарии. В литературе усилились тенденции эстетства. Многие писатели отошли от современной тематики и частично нашли себе убежище в историческом прошлом или проповедовали мистику и смирение.

Однако и в условиях жесточайшего фашистского террора прогрессивная и революционная литература продолжала развиваться. В этих тяжелых условиях активно выступали: критики Г. Бакалов и Т. Павлов; поэты Н. Хрельков, X. Радев-ский, М. Исаев; прозаики К. Белков, Г. Караславов, О. Василев. Их публицистическая и художественная деятельность свидетельствовала о революционных настроениях в стране и находила живой отклик в народе. На первый план выдвигается тема борьбы против фашизма.

Антон Страшимиров 1872-1937

Сложно и противоречиво творчество прозаика и драматурга Антона Страши-мирова. Будучи настроен демократически, он тем не менее часто впадал в либерально-буржуазные или националистические ошибки. Однако многие важные проблемы общественной жизни раскрыты в его произведениях верно и с большой художественной силой. Мировой резонанс получил его антифашистский роман «Хоровод» (1926). Писатель гневно разоблачил зверства болгарского фашизма при подавлении Сентябрьского восстания 1923 г. Это яркое и талантливое произведение пользовалось широкой популярностью в стране и объективно сыграло большую революционную роль.

Значительным произведением был и роман «Рабы» (1926—1930), затрагивавший вопросы борьбы македонского народа за свое освобождение.

В политическом отношении Страишмиров считал себя писателем, стоящим над партиями. Это привело к тому, что он не понял политики коммунистической партии. Однако творчество Страшимирова в лучших своих образцах реалистично, направлено против врагов народа и тем самым служит трудовому народу Болгарии.

Наиболее значительными писателями-антифашистами были Л. Стоянов и К, Кюлявков.

Людмил Стоянов начал свое литературное творчество как символист. Только к началу 30-х годов он переходит на сторону борющегося народа и одновременно на позиции реализма и революционного искусства. .

В своих публицистических работах Л. Стоянов говорит о давящей политической атмосфере в Болгарии, отливается на статью А. М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», публикует антивоенные и антифашистские статьи. В 1935 и 1937 гг. он участвует в международных конгрессах писателей в Париже и Мадриде, выступает как друг Советского Союза, ведет в Болгарии активную пропаганду советской книги. Все это выдвинуло Л. Стоянова в первые рады борцов против фашизма, за мир и прогресс. В 1936 г. Л. Стоянов впервые посетил Советский Союз, побывал в Москве, Ленинграде, Киеве. Он много переводил с русского на болгарский: «Слово о полку Игоревен, произведения Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Горького, Маяковского, Н. Островского.

Лучшими произведениями Стоянова являются повести «Серебряная свадьба полковника Матова» (1929—1933), «Холера» (1935) и «Мехмед Синап» (1936), а также сборник стихов «Земная жизнь».

В повести «Серебряная свадьба полковника Матова» рассказывается история семейной жизни полковника Матова и его служебной карьеры. На примере его семьи писатель разоблачает буржуазную мораль. Показывая служебную карьеру Матова, Стоянов подвергает бичующей критике весь монархо-фашистский строй Болгарии. Матов участвовал в подавлении революционного движения в Болгарии, издевался над солдатами, преклонялся перед начальством, приветствовал возник-новение фашизма в Европе. Жизненная карьера Матова дает возможность писателю показать всю общественную жизнь Болгарии, заклеймить прежде всего военщину и царский двор и разоблачить нравы этого общества, его мораль.

В повести «Холера» вскрыта сущность второй Балканской войны 1913 г., бессмысленной и преступной бойни. Это одно из лучших антивоенных произведений в мировой литературе. Повесть написана, как и барбюсовский «Огонь», в форме дневниковых записей солдата-фронтовика. Писатель показывает ужасы войны, бессмысленную гибель солдат, изображает просветление сознания солдат, нарождающийся протест против войны. Стоянов показывает, как антивоенные настроения солдат перерастают в революционное сознание. Заканчивается повесть описанием антивоенного митинга в Софии, участники которого поют «Интернационал*.

Не лишена повесть и некоторых недостатков: схематичности, частичного стилистического воздействия декаданса — телеграфной отрывочности языка. Исторический сюжет из событий конца XVIII в. в повести «Мехмед Синап» перекликается с событиями после Сентябрьского восстания. Батрак Синап выступил против турецких пашей и беев, чтобы накормить бедняков своего села. Эта ситуация и образ Синапа напоминали болгарскому народу, стонущему под игом монархо-фашистских правителей, что покоряются только слабые и безвольные, а мужественные и решительные героически борются и побеждают.

Сборник стихотворений «Земная жизнь», составленный из произведений 1928—1939 гг., характеризуется глубокой гражданской лирикой, разработкой темы войны, интернациональных мотивов, темы родины, патриотизма.

Лучшими стихотворениями сборника являются: «Не могу без людей», «Европа», «Родина», цикл «Испания» и др.

После освобождения от фашизма и установления в Болгарии народно-демократического строя Стоянов принимает активное участие в общественно-политической, научной и литературной жизни страны. Его избрали действительным членом Болгарской Академии наук, он вступил в коммунистическую партию. В послевоенный период вышел ряд новых произведений Стоянова: роман «На рассвете», драма «Желтая звезда», цикл стихов «Великий день», стихотворение «Русскому народу», сборник стихотворений «За железным занавесом» и др. Выходит собрание сочинений Стоянова, большого мастера слова, ставшего на путь социалистического реализма.

Когда в 1919 г. возникает боевой сатирический журнал коммунистической партии «Червен смях», первым его редактором становится К. Кюлявков . Непосредственное участие в революционной борьбе наложило свой отпечаток на поэзию Кюлявкова, которая стала развиваться в русле так называемой «сентябрьской литературы», посвященной революционной борьбе народных масс. Кюлявков принимает активное участие в популяризации и переводах на болгарский язык произведений советских писателей.

После Сентябрьского восстания 1923 г. Кюлявков, преследуемый охранкой, эмигрировал из Болгарии и несколько лет жил в Советском Союзе. По решению БКП он в 1940 г. возвратился на родину и возглавил группу революционных писателей.

В исключительно трудных условиях второй мировой войны Кюлявкову удалось нелегально выпустить два номера антифашистской газеты «Патриот» (1944). Важное значение для организации литературных сил на борьбу с фашизмом имели литературно-политические статьи Кюлявкова 1942—1943 гг.: «Талант и вдохновение», «Поэт и гражданин», «О политической литературе». В них отражалась борьба против реакционной литературы, за становление литературы социалиста ческого реализма. В первый период существования свободной Болгарии Кюлявков принимает участие в создании Союза писателей. В последние годы жизни он руководил Художественной академией.

Литературное наследство Кюлявкова составляет свыше тридцати книг. Он выступал как поэт, прозаик и драматург. Главным героем всех его произведений является борец-коммунист. Его пьеса «Борьба продолжается» была первой революционной драмой в Болгарии. Перу Кюлявкова принадлежат также комедия «Борсановы» и драма «Первый удар», в которых разрабатываются проблемы коммунистической морали, показана борьба за становление нового человека.

Действие пьесы «Борьба продолжается» происходит в 1943 г., когда особенно сильно поднялась волна партизанского антифашистского движения в Болгарии. Ее главные герои — подпольщики учитель Симо и его жена Вера. Фашистский провокатор Ненов проникает в подпольную организацию и в партизанский отряд. Потеря бдительности подпольщиками приводит к гибели многих партизан. Но антифашистское партизанское движение еще больше растет и ширится, в его ряды вливаются новые силы, — борьба продолжается.

Никола Вапцаров 1909-1942

Важная веха в развитии болгарской поэзии социалистического реализма — творчество Николы Вапцарова. Литературная деятельность его начинается с 1926 г., но большая поэтическая сила и художественная самостоятельность его произведений становятся очевидными, когда в 1930 г. он публикует стихотворения «Эпоха», «Родина», «Горький». Первый сборник его стихотворений — «Песни мотора» — выходит в 1940 г.

Стихи Вапцарова лиричны и полны революционного пафоса. Основная тема его стихов — борьба трудящихся за свои права, за социальную справедливость. Главный герой его стихов — народ. Лирический герой Вапцарова живет и трудится вместе с народом.

Поэт задумывается о судьбах человечества, об угрожающей ему войне. В стихотворении «Нет, теперь мне не до поэзии» передается эта тревога за судьбу людей:

Вот ты пишешь, а рядом где-то

Вместо рифмы взорвался снаряд,

Озаряют небо ракеты,

И кругом города горят.

Наиболее содержательны и ярки стихотворения Вапцарова «Вера», «Завод», «Поединок», «Горький», «Доклад», «Борьба так беспощадна и жестока!».

Вапцаров — поэт больших масштабов: он пишет о родине и обо всем мире, его герои думают о вселенной и о пшеничном зерне, об отдельном человеке и обо всем человечестве. Его герои — борцы против ужасов капитализма. Они верят, что жизнь станет лучше, прекрасней, мудрее...

За то чтобы жизнь людей стала лучше, прекрасней, мудрее, коммунист Вапцаров боролся всю свою жизнь. После нападения фашистов на Советский Союз Вапцаров переходит на нелегальное положение, становится членом военного комитета коммунистической партии и работает организатором боевых отрядов. Но не оставляет он и литературного творчества, создавая значительные антифашистские произведения («Антенны» и др.). 4 марта 1942 г. Вапцаров был арестован охранкой и подвергся жестоким пыткам. Ему был вынесен смертный приговор, и 23 июня 1942 г. его расстреляли фашистские палачи.

В 1952 г. Николе Вапцарову Всемирным Советом Мира посмертно присуждена Международная премия мира.

После победы народно-демократической революции 9 сентября 1944 г. в Болгарии утвердился народно-демократический строй. Болгарская литература в период от 1944 г. до наших дней получила неограниченные возможности свободного и всестороннего развития. Этот новый период в болгарской литературе характеризуется развитием социалистического реализма как основного метода литературы. Современная литература народной Болгарии творчески использует народные богатства в области искусства, наследие классиков болгарской литературы. Огромное значение в становлении метода социалистического реализма в болгарской литературе имеет творчество Горького, Маяковского и всей советской многонациональной литературы. Большинство болгарских писателей активно включились в литературную жизнь, стали на службу народу. Возникли новые издания: газета «Литера-турен фронт», журналы «Нововреме», «Изкуство», «Септемв-ри», сатирический журнал «Съершел».

Коммунистическая партия Болгарии постоянно мобилизовывала писателей на выполнение новых задач. Так, в известном письме Г. М. Димитрова к болгарским писателям (1945) говорилось: «Наш народ нуждается в подлинно народной художественной литературе, как в хлебе и воздухе, в такой литературе, которая своей глубокой правдивостью и высокой эмоциональностью поднимет его культурный и идейный уровень, укрепит преданность и любовь к народу и родине, усилит ненависть к фашизму и ко всем врагам народа, будет бичевать все гнилое и разлагающее здоровый народный организм...»

Состоявшийся в декабре 1948 г. V съезд Болгарской коммунистической партии подвел итоги развития болгарской литературы за первые годы народной власти и отметил ее большие достижения. Появились значительные произведения, завоевавшие признание широких кругов болгарских читателей. Перед писателями съезд поставил задачу дальнейшего развития литературы социалистического реализма.

Лучшие болгарские писатели обращаются главным образом к изображению в своих художественных произведениях современной действительности, к анализу процессов глубоких социалистических преобразований, происшедших в жизни народа. Широкого развития достигла сатира, бичующая пережитки буржуазной идеологии.

Больших успехов добились критика и литературоведение. Наиболее плодотворно работает в области эстетики, критики и литературоведения академик Тодор Павлов (родился в 1890 г.). Его самые значительные работы опубликованы в двухтомном сборнике «За марксистскую эстетику, литературную науку и критику» (1954—1955).

В поэзии активно действуют представители старшего поколения— К. Кюлявков, Л. Стоянов и др., вливаются в литературу молодые поэты.

Большое место в поэзии занимает гражданская лирика, отражающая партизанскую борьбу, революционный переворот 9 сентября 1944 г., победу народа в Отечественной войне, социалистическое строительство.

Интересна «Баллада о коммунисте» В. Андреева, в которой он воспевает стойкость и героизм коммунистов — лучших сынов болгарского народа:

Звал он твердо, что минуты его сочтены,

Но величье и гордость в глазах его были видны.

Грудь палач ему резал: «Ты железный. А все же согнись».

«Нет, я крепче железа, — ответил он. — Я коммунист!»

Развивается гражданская, философская, пейзажная и интимная лирика, представителями которой являются В. Ханчев, В. Петров, Г. Джагаров, Д. Методиев, Б. Димитрова, П. Пе-нев, Л. Стефанова и др.

После 1944 г. развивается болгарская проза. В ней прежде всего нашла отражение борьба болгарского народа против капитализма и фашизма, партизанское движение.

В романе X. Русева «По кручам» показана борьба партизанского отряда, руководимого коммунистом Руменовым. Партизанское движение ширится, сливается с операциями наступающей Советской Армии. Писатель рисует картины восстания болгарского народа в сентябре 1944 г. и радость народа, освободившегося от фашизма. Раскрытию этой же темы посвящены романы Д. Ангелова «На жизнь и смерть», Г. Ка-раславова «Простые люди», К. Каляева «Живые помнят».

Одним из наиболее значительных романов, в которых показывается крушение. старого мира, является роман Д. Ди-мова «Табак», получивший широкую известность не только в Болгарии, но и за рубежом. В романе изображена борьба между монополистами табачной промышленности и рабочими и крестьянами, связанными с производством табака. Рельефно нарисована фигура дельца Бориса Морева, совершающего головокружительную карьеру — от мелкого чиновника до директора крупной табачной фирмы «Никотиниана».

Монополистический капитал в буржуазной Болгарии подчинял себе все — торговлю, политику, власть, насаждал фашизм, растлевал морально людей. Его тлетворное влияние показано на примере судьбы простой девушки Ирины. Она мечтала о трудовой жизни, о врачебной деятельности. Но, встретившись и соединив свою судьбу с Борисом Моревым, для которого нет ничего святого, она докатывается до полного бесчестья и предательства.

С победой народной власти на первый план в литературе выдвигается тема строительства новой Болгарии. Одним из первых разрабатывал эту тему в книге «Перевал молодежи» Г. Караславов. В ней рассказывалось о трудовых подвигах молодежи, о возникновении нового, социалистического отношения к труду, к людям.

О первых шагах организации коллективного труда крестьян на селе рассказал Стоян Даскалов в романе «Своя земля» (1952). Особенно живо процесс кооперирования болгарского крестьянства отображен в романе А. Гуляшки «МТ станция». События романа развиваются в житнице Болгарии—* Добрудже. Это высший этап кооперирования крестьянства — механизация сельского хозяйства, социалистическая перестройка деревни. Писатель показывает роль Коммунистической партии Болгарии в этих сложных процессах. Удача писателя — создание образов агронома Павлова, секретаря парторганизации Илии, токаря Марина и др. Писателю удалось осветить не только профессиональную или общественную деятельность своих героев, но и глубоко проникнуть в их характеры, чувства и настроения, показать их в быту, на фоне чудесных пейзажей Добруджи.

Интересен роман Ивана Мартинова «Шахтеры». В нем отражен процесс индустриализации страны, рост рабочего класса, опоэтизирована профессия рабочего-горняка.

В романах К. Каляева «Семья ткачей» и А. Гуляшки «Семь дней нашей жизни» глубоко разрабатываются проблемы новой морали, возникающей на основе коренных преобразований общества.

Растет художественное мастерство писателей. В последнее время особенно заметно их стремление проникнуть в существенные явления жизни, глубоко показать характеры людей, создать запоминающиеся и волнующие образы, изобразить широкую панораму жизни болгарского народа.

Во время шумных ревизионистских атак 1956—1957 гг., которые имели место в ряде стран, в Болгарии также проходила дискуссия по кардинальным проблемам развития литературы, метода социалистического реализма, понимания принципа партийности литературы. Однако в Болгарии, где современная литература выросла на традициях прогрессивной демократической и революционной литературы прошлого, не было сколько-нибудь заметных ревизионистских выступлений. Болгарские писатели продемонстрировали свое идейное единство, тесную связь с народом и преда"нность высоким коммунистическим идеалам.

В связи с пятнадцатилетней годовщиной со дня освобождения Болгарии от фашизма на специальной сессии Союза болгарских писателей были подведены итоги основным достижениям свободной болгарской литературы за 15 лет. Премиями имени Димитрова были отмечены писатели: Г. Караславов — за роман «Обыкновенные люди» (о рабочем и социалистическом движении в Болгарии), Д. Талев — за трилогию «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день», Д. Ангелов — за роман «На жизнь и смерть», А. Гуляшка — за роман «Безоблачно», С. Дичев—за роман «За свободу», Н. Фуранджиев — за сборник стихов «Я ходил по твоим путям» и В. Ханчев — за сборник «Стихи в колчане».

Написан ряд современных пьес, большинство которых посвящено темам революционно-освободительного движения и борьбе Болгарской коммунистической партии и народа за построение социализма и становление новой, социалистической морали (пьесы О. Васильева, К. Зидарова, К. Кюлявкова). Драматургия привлекла к себе ряд поэтов (И. Пейчева, И. Ра-доева, В. Петрова), создающих «лирические драмы». Успешно развивается в Болгарии и публицистическая и интеллектуальнофилософская драма, создателями которой являются Н. Русев, Г. Джагаров, Л. Стрелков и др.

Только в условиях народно-демократического строя стал возможным такой могучий рост новой болгарской литературы. Еще большие перспективы открываются ей в будущем.

Я купила подержанный томик стихов Димчо Дебелянова на каком-то книжном развале. Книга была на двух языках – болгарском и русском, что позволяло вживую услышать музыку стихов и увидеть их архитектуру. Стихи болгарского поэта поразили меня неожиданным мастерством, зрелостью мысли, стройностью формы и… трагическими предчувствиями безвременного ухода. Всё это невольно вызывало ассоциации с лермонтовской поэзией.
Димчо Дебелянов погиб в октябре 1916 года. Вслушайтесь в эти строчки:

Когда черешни зацветали,
дыханьем воздух напоя,
здесь отдыхал я, и роняли
пыльцу их ветви на меня.

Я снова тут, но смерть крылами
шумит сейчас над головой
и я осыпан не цветами,
а желтой сморщенной листвой…

В этом же стихотворении («Посвящение»), написанном в 1906 году, есть еще более точные слова о гибели: "Когда паду я, сломленный в бою…" Как 18-летний юноша за 10 лет до смерти мог предугадать, что погибнет в бою, еще молодым, и будет это осенью?... Мы не знаем. Но таково уж творчество – тайные знания о будущем неизбежно проявляются в стихах, вторгаясь туда помимо воли автора:

В саду ощутил я мольбы и проклятья,
в саду ощутил я тиски пустоты –
то плакали горько в студеных объятьях
березы, теряя резные листы.

Мольбы и проклятья в себе ощутил я,
в себе ощутил я тиски пустоты –
то плакало горько над ранней могилой
в груди моей сердце, теряя мечты.
(1907 год)
Как Лермонтов, он вновь и вновь возвращается к теме безвременной кончины:

Предчувствием томится дух недужный,
и кровь сочится из открытой раны,
и я охвачен вновь тоскою душной
по искрам, что угасли слишком рано…
(1908 год)
Гасят времени хладные дали
дни судьбы моей непрожитой,
и развеян мой плач о причале
по великой пустыне земной…
(1910 год)
Поэты раньше других улавливают внутренним зрением будущие потрясения. В 1910 году из-под пера Димчо Дебелянова появляется мистическое стихотворение «Перекресток». Оно – символический образ еще не начавшейся первой мировой войны:

Бесчисленная рать летела с юга,
А ей навстречу – с севера орда…

В этом стихотворении поэт предрекает и свою судьбу – с посмертным покоем:

…И стихла мука – та, что грудь сожгла мне,
угасла в небе яркая заря,
и камня не оставила на камне
от моего святого алтаря…

Теперь, спасен, брожу безлюдьем снежным,
в душе надежды мертвые тая,
и снятся мне во мраке безмятежном
венки весны, былая мощь моя.

В начале войны, как тысячи соотечественников, Димчо Дебелянов записался добровольцем на фронт. Он знал, что уходит навсегда: « Я чувствую, что уже не вернусь, но ведь так лучше – исчезнуть в общем вихре…» Доброго и деликатного юношу за смелость в бою и человечность в общении уважали солдаты, об этом остались воспоминания очевидцев. Он не только стойко сносил все лишения военной жизни, но и успевал творить. После его гибели среди вещей поэта нашли стихи, в том числе и эти:

Я знаю путь свой на закат
и клад во мне запечатленный,
но я был горестью богат
и радостью неразделенной…

Первая книга стихов Димчо Дебелянова вышла уже после его смерти - в 1920 году. С этого времени творчество болгарского поэта полюбили многие поколения болгарских читателей, которых поражает не только удивительная гармоничность его стихов, но и трагическая судьба автора, предрекшего:

Уйду из мира навсегда,
как и пребыл в нем – сир, бездомен,
далекий людям, как звезда,
как песня скорбная спокоен…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта