Главная » 2 Распространение » Понятие нормы как фактора экономического поведения. Влияние структуры собственности и поведения населения

Понятие нормы как фактора экономического поведения. Влияние структуры собственности и поведения населения

Важнейшими психологическими факторами, определяющими экономическое поведение, являются цели, мотивы и интересы индивида.


Основополагающей детерминантой экономического поведения личности являются цели ее жизнедеятельности. Цель – это зримый образ ожидаемого результата. Она является ориентиром для действий человека и определяет их направленность, упорядочивает деятельность человека.


Существуют различные механизмы целеполагания. Б.А. Райзберг выделяет три таких механизма : 1) формирование цели для удовлетворения потребности; 2) формирование цели на основе заданной извне целевой установки; 3) формирование цели исходя из системы ценностей. Рассмотрим их подробнее.


Формирование цели для удовлетворения потребности. Человек под действием внешних или внутренних воздействий (например, чувства голода) испытывает определенную потребность (например, в пище). Данная потребность осознается, анализируется. В сознании происходит сравнение желаемого уровня удовлетворения потребности (что именно хотелось бы съесть) и располагаемый уровень удовлетворения потребностей – это обеспеченный имеющимися возможностями и ресурсами уровень (что есть в наличии). Несоответствие между этими уровнями (желаемый уровень превышает располагаемый) приводит к тому, что потребность не может быть удовлетворена. В результате возникает цель деятельности, которая выражается в терминах удовлетворения потребности и вызывает последовательность определенных действий, приводящих к удовлетворению потребности.

Рис. 2.1 Схема формирования цели для удовлетворения потребности


Формирование цели на основе заданной извне целевой установки. Внешняя целевая установка связана с удовлетворением потребности того лица, которое ее задает. Она может полностью или частично отражать потребности лица, которому задается. Например, индивиду доведены цели социальной группы, которые он воспринимает как собственные. Эта цель может также и не соответствовать личным целям субъекта. Тогда происходит корректировка им целевой установки, чтобы максимизировать степень соответствия собственным целям и сделать минимальным несоответствие. Скорректированная (воспринятая) цель становится уже внутренней целью индивида. Необходимо отметить, что корректировка цели производится так, чтобы не породить негативную реакцию лица, ее задавшего, если только человек не стремится корректировкой цели заявить о своем протесте против нежелательно поставленной цели.

Рис. 2.2. Схема формирования цели на основе заданной извне целевой установки


Формирование цели исходя из системы ценностей. Каждому человеку присуще наличие осознаваемой, четко ранжируемой системы ценностей. Определяя линию своего поведения, человек анализирует, в какой мере планируемые действия соответствуют его системе ценностей. Если между ними возникает противоречие, человек может, либо пожертвовать некоторыми из ценностей, исключив их из своей системы, либо скорректирует свои действия, чтобы устранить противоречие с имеющейся системой ценностей. В результате формируются цели поведения, согласованные с ценностными установками индивида.

Рис. 2.3. Схема формирования цели исходя из системы ценностей


Цель деятельности тесно связана с мотивами, побуждающими к достижению этих целей. Цель начинает направлять действие или определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Если цель отвечает на вопрос, что должно быть получено в результате деятельности, то мотив отвечает на вопрос, ради чего осуществляется деятельность. Мотив побуждает к деятельности, а цель направляет ее через действия.


Анализируя поведение субъектов экономической деятельности, следует различать истинные и скрытые мотивы. Людям свойственно скрывать побудительные силы своей экономической деятельности, стремление представлять законные, признанные обществом мотивы, для того, чтобы создать социально желательный образ. Поэтому за известной, декларируемой целью могут стоять разные мотивы. Не зная их, трудно понять, почему люди действуют тем или иным образом.


Экономическое поведение индивида во многом определяется его интересами, которые в экономической науке являются синонимами таких понятий как «выгода», «прибыль». Прибыль – это разность между денежным выражением полученного результата и суммой затрат на его получение. Однако в экономической психологии в понятие «выгода» включается не только экономическая, но и социальная составляющая, например, моральные затраты, потери вследствие риска и т.д. Поэтому в понятие «интерес» включается также моральное удовлетворение, удовольствие от выполненного долга, повышение социального статуса, расширение сферы своего влияния.


Экономический интерес – это источник экономической активности, форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Экономические нормы являются одним из видов социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением .


Экономический интерес тесно связан с целями и мотивами деятельности. Так, если целью деятельности является получение выгоды, то можно говорить, что интерес преобразовался в цель. Вообще же интерес должен стимулировать человека к достижению цели, а не подменять ее.


Интерес, поиск выгоды представляет собой специфическое проявление мотива деятельности, поскольку деятельность осуществляется ради получения наибольшей выгоды, удовлетворенности своими действиями. Поэтому при определении субъекта каких-либо действий используют правило: «Ищите, кому это выгодно», т.е. человека, у которого были веские мотивы.


Таким образом, цели, мотивы и интересы деятельности обладают единством, оказывают взаимное влияние и определяют поведение субъектов экономической деятельности.


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности . Важнейшими психологическими факторами , определяющими экономическое поведение , являются цели, мотивы и интересы индивида.


  • В экономической психологии психологического
    Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности .


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности . Важнейшими психологическими факторами , определяющими экономическое поведение , являются цели


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности .
    Индивидуальная целевая стратегия человека представлена, следующими целевыми установками


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности .
    Большое влияние на экономику оказывает психология людей , их отношение к имуществу как к источнику б... подробнее ».


  • Тип личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения , адаптивность и т. д. К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения , восприятие окружающего мира.


  • В ряду субъектов экономики , деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов
    Этот способ экономического поведения характерен для творческих, предприимчивых личностей , готовых идти на имущественный риск во имя получения выгоды и...


  • Основные подходы к типологии экономического поведения человека . В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора , человеческой личности в экономике .


  • В ряду субъектов экономики , деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов
    которые определяют поведение людей , в том числе и экономическое поведение .
    Роль таких личностей , как Ф. Д. Рузвельт, Г. Коль, М. Тэтчер, во многом определяла вариант...


  • Следующий вопрос ». Основные подходы к типологии экономического поведения человека . В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора , чело.

Найдено похожих страниц:10


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рациональность и ее типы. Основные модели человека в экономической теории. Теория рационального выбора потребителя. Особенности рационального экономического поведения в России. Переходная экономика: поведенческие аспекты нестабильности, пути стабилизации.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Экономический человек и максимизация личной выгоды. Теории экономического поведения. Рациональное принятие решений. Экономическое поведение и мировоззренческие установки. Рациональность эгоистического индивидуализма и наличие коллективного интереса.

    статья , добавлен 06.12.2010

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

    реферат , добавлен 21.11.2015

    Предпринимательское поведение как предмет социально-экономического анализа. Исследования классиков экономического поведения. Изучение происхождения норм поведения бизнесменов. Определение общих способностей предпринимательского поведения к управлению.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Развитие теории рентоориентированного поведения. Рентоориентированное поведение в области экономического регулирования. Общая теория общественного выбора. Современная проблема поиска ренты. Масштабы коррупции в различных отраслях экономики России.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2014

    Экономическая деятельность и экономическое поведение людей, проблемы их мотивации. Специфика и характеристика психологических, социологических и экономических теорий мотивации. Экономико-социологический подход к мотивации хозяйствующего субъекта.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Характеристика и методологический статус модели экономического человека. Понятие экономической рациональности и ее роль. Особенности и сущность факторов, определяющих трудовое поведение современного экономического человека, его мышление и функции.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2011

    Исследование поведения потребителей. Кривая безразличия и карта безразличия. Поведение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и при изменении цен. Комбинации потребительских товаров. Изменение поведения в условиях экономического кризиса.

    Данная тема раскрывает понятие экономического поведения, его когнитивные, аффективные и мотивационно-волевые компоненты. Основное внимание уделяется психологическим факторам, влияющим на экономическое поведение человека.

    1. Определение экономического поведения

    Поведение человека - это форма деятельности, ее внешняя сторона.

    Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.

    Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динамические) компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.

    Существуют некоторые расхождения в более конкретном определении своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелыми и практически ориентированными западноевропейской и американской. Представители последней, как правило, остаются на необихевиористической позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического предмета и превращения экономической психологии в психологическую экономику, А.В.Филиппов и С.В.Ковалев подчеркивают, что экономическое сознание должно быть предметом рассмотрения экономической психологии. Сталкиваясь здесь с расхождением на теоретико-методологическом уровне, мы не видим резкого расхождения на эмпирическом уровне, ибо западноевропейские и американские исследования обычно охватывают когнитивные и аффективные, а не только действенно-динамические компоненты экономического поведения, ими накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал, представлены ценные наблюдения и обобщения о восприятии и понимании экономических явлений (economic mind) и отношениях к ним.

    2. Когнитивные факторы

    В экономике, которая изучает отношения людей по поводу хозяйствования, эти отношения описываются прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Экономическая наука длительное время опиралась на концепцию «экономического человека» - рационального, имеющего стабильные предпочтения и стремящего максимизировать собственную выгоду в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Поскольку поведение субъекта хозяйствования значительно сложнее, многозначнее, возникла необходимость в содружестве экономики с психологией, в интеграции их подходов. Современная экономическая наука стремится преодолеть упрощенную схему «экономического человека». И в этом ей помогает экономическая психология.



    Принятие экономического решения. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.

    Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

    Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен за это отдать?» Отсюда выбор между тем или этим, «сейчас» или «потом». Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами «лучше, чем», «хуже, чем», или «такой же».

    Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме «жадности», представленной в теории спроса: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б».

    Часто выбор осуществляется в ситуации, когда то, что может быть выбрано, не представляет собой единственный определенный результат, а является двумя или более разными возможностями, каждая из которых имеет собственную вероятность, например, решение, покупать или нет лотерейный билет, ценную бумагу, или требующее расчета временных и денежных потерь решение, принимаемое в ситуации, когда человек опаздывает на важную деловую встречу, свидание. В этом случае уже недостаточно просто сравнить альтернативы, нужно определить численное значение «счастья» или пользы, оценивающее каждый вариант.

    Основания изучения вероятностного экономического поведения были заложены экономистом Оскаром Монгерштейном и математиком Джоном фон Нейманом в книге «Теория игр и экономического поведения» (1944). Авторы проявляют свойственную экономистам тенденцию преувеличения, абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального, последовательного, главная цель которого - выгода, а основной принцип деятельности - ее максимизация. Обратимся для примера к двум аксиомам из предлагаемых авторами.

    Непостоянство выбора и притягательность определенности. Аксиома транзитивности (постоянства): «Если Вы А предпочитаете В, а В предпочитаете С, то Вы должны А предпочесть С (например, если Вы душистый миндаль предпочитаете грецким орехам, а орехи шоколаду, то Вы должны предпочесть миндаль шоколаду)».

    Сталкиваясь с обратными случаями, экономисты исходили в своем объяснении из того, что теория требует постоянства, а люди несовершенны, они делают ошибки. Психологи же считают, что люди постоянно непостоянны. Их предпочтения имеют тенденцию к нетранзитивности, но отклоняются от постоянства систематическим образом, который может быть измерен, объяснен и изучен.

    Эксперименты показали, что даже следующая более слабая версия транзитивности не имеет места: « Если Вы А предпочитаете большую часть времени, и В предпочитаете С большую часть времени, то Вы в большинстве случаев должны А предпочесть С». Действительно, по разным причинам (влияние других людей, мода, стремление к новизне, экономия и др.) человек может резко изменить свои предпочтения.

    Аксиома замещения: « Если одно событие предпочитается другому, когда они оба имеют 100% вероятность, то же самое событие должно быть предпочтительным в условиях неопределенности, когда оба события одинаково неопределены (или одинаково соотношение их вероятностей)». Таким образом, если Вы предпочитаете определенный исход А определенному исходу В, то Вы должны предпочитать шанс выиграть А шансу выиграть В.

    Эта аксиома замещения противоречит ставшему пословицей мудрому выражению Сервантеса четырехсотлетней давности о том, что синица в руке лучше, чем журавль в небе. Рассмотрим примеры-задания.

    Выбор и расчет. Как люди выбирают вероятности? Многие не любят расчеты и используют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых событий путем умножения.

    В условиях неопределенности человек может себя вести как интеллектуальный калека. Известны следующие основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

    Эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

    Эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий);

    Эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта);

    Эффект консерватизма;

    Эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного события и недооценивается вероятность нежелательного);

    Эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается);

    Эффект края (недооценивается возможность вероятных событий и переоценивается - маловероятных);

    Эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

    Эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным).

    Поскольку в экономическом поведении люди не всегда производят вероятностный расчет, следует учитывать, что задачи выбора, где риск предварительно подсчитан, вызовут иное поведение, чем те, в которых люди производят подсчеты самостоятельно.

    В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономических ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же время интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлением дефицита времени или экономии энергии.

    Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, вероятность событий воспринимаются по-разному. В поисках психологических причин непостоянства экономических решений обнаружилось влияние на рискованность выбора его условий, контекста.

    Риск и выигрыш или проигрыш. В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или избегания каких-либо потерь.

    Выбор и способ предъявления его условий. Способ, с помощью которого людям предъявляются рискованные выборы, может иметь большое влияние на их окончательное решение. Дж. фон Нейман и О.Монгерштейн утверждали, что способ, с помощью которого предлагаются выборы, не имеет значения.

    А.Тверски и Д.Канеман писали о «рамках» решения, под которыми понимаются представления человека, принимающего решение о действиях, результатах и непредвиденных обстоятельствах, связанных с конкретным выбором. Рамки, устанавливаемые человеком при принятии решения, зависят от формулировки проблемы, а также от его норм, привычек и личных характеристик.

    Психологические затраты экономического решения. Как видим, экономическое поведение намного сложнее, чем представляется в трудах Дж. фон Неймана и О.Монгерштейна в неоклассических экономических теориях. Оно определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рациональное поведение, рациональный выбор - это только один из вариантов поведения. Экономисты - представители институциональных теорий фирмы и потребительского спроса стремятся учитывать влияние психологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы «экономического человека».

    Высокую оценку мировой научной общественности получили труды лауреатов Нобелевской премии Г.Саймона (автора поведенческой теории фирмы), К.Эрроу и Дж.Бьюкенена (создателей теории общественного выбора), Х.Лейбенстана, внесшего большой вклад в теорию потребительского поведения и теорию фирм, а также других экономистов.

    Экономическое поведение как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Х.Лейбенстайн установил, что прежде всего это связано с инерционностью экономической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в экономической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

    Анализ моделей экономического поведения, проведенный Х.Лейбенстайном, позволил сделать и другие существенные поправки к традиционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, в своей теории «X-эффективности» он пришел к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты (одной из причин этого является различие мотиваций работников фирмы и целей самой фирмы).

    Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы Г.Саймона, утверждающим, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирущей функции. В процессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условии недостаточности или ограниченности информации выбор делается не в пользу максимального варианта (он может выпадать из поля зрения), а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «поиск-удовлетворение», предложенная автором, сегодня признана экономической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Известный американский экономист Дж.Стиглиц показал, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбирают варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы. Другой аргумент практической невозможности принятия максимально выгодного для организации решения является следующий тезис Стиглица: для акционеров, т.е. владельцев корпораций, затраты по поиску ошибок менеджеров будут превышать тот прирост дохода, который может быть получен в результате изменения политики фирмы.

    Вместо модели максимизации часто используется модель оптимизации, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логического мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.

    Но экономическое решение может быть принято на основании эмоции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется наименее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во времени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных актов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т. е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при расчете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, поскольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнергетических затрат, чем восприятие и эмоция.

    Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

    Таким образом, важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или выполнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее меньшее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптимальность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.

    Как ни странно, дополнительные психологические затраты по принятию экономического решения могут снижать его эффективность. Так, интересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убедились в существовании эффекта «бремени победителя». Как правило он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рассмотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший. С какого-то момента любой дополнительный прирост затрат ведет лишь к ухудшению ситуации.

    Выбор и атрибуция. Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказывают влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимодействием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей - партнеров, конкурентов включаются различные механизмы атрибутирована. Атрибуция - это приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бывает неточным и ошибочным.

    Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказывается от сотрудничества, а вы приписывает ему своекорыстие, эгоистический интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительно ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в ответ, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.

    Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается и в исследованиях экономистов институционального направления, и в исследованиях психологов. Если раньше нерациональное поведение рассматривалось экономикой как артефакт, исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение - это только один из вариантов принятия решения.

    3. Аффективные факторы

    К аффективным факторам экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания.

    Эмоции - это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношение субъекта к объекту (другому субъекту) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

    Модальность (знак) эмоций. Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывает у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск.

    Интенсивность эмоций. Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.

    Уровень активацин

    Рис 1. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности.

    Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. Как видно из рис. 1, взаимосвязь успешности деятельности и интенсивности желания нелинейна, она имеет вид U-образной инвертированной кривой. При слишком высоком уровне возбуждения от желания когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смещение цели на результат (энергия уходит на представление результата, на страх его не получить).

    Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выяснилось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задания требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности - среднего уровня активации, стресса. На рис.1 изображены три кривые: U-образная инвертированная кривая и ее модификации для простых и сложных задач.

    В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоянии низкого возбуждения - более сложными (заполнение декларации о доходах, составление производственного или бухгалтерского отчета).

    Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобные ошибки иногда допускают начальники, учителя, родители.

    Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуждения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка может быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимостью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефицитом времени выбора.

    Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.д. Они тесно связанны со сферами потребления и накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение материальной свободы и безопасности от черного дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Характерным проявлением сверхвыраженности акизитивных эмоций является избыточное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, оказавшись невостребованными.

    Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

    Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытываешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результатом. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

    Гностические (от греч. gnosis - знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодолеть противоречия, разложить все по полочкам.

    Глорические (от лат. gloria - слава) эмоции связаны с желанием самоутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к самосовершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

    Пугнические (от лат. pugna - борьба) эмоции базируются на потребности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

    Альтруистические (связанны с обменом и распределением) - это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтруизм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемонстрировать свои таланты.

    В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармонией. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознаются как ценность далеко не всеми.

    Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и душевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие. Желание испытывать гедонистические эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хорошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыщение и непреходящая усталость.

    Коммуникативные эмоции и чувства - желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции часто занимают первое место у женщин, а у мужчин - третье.

    Романтические эмоции - это ожидание необыкновенного, чуда, манящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир сказок есть опасность уйти от реального мира совсем.

    Эмоциональный потребительский выбор. Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя.

    Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции, «заражает», притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, выразительностью, «модностью», чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями. Например, экспрессивность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитные свойства - функциональным..

    Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и нерасчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессивный товар порождает эмоциональные суждения, которые тесно связаны с образом «Я» и плохо оречевляются. «Это мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» - примеры личных эмоциональных суждений в отличие от когнитивных «эта вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее».

    Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из нескольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.

    4. Мотивационно-волевые компоненты

    Экономические мотивы. Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

    Исследование экономических мотивов помогает в объяснении экономического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.

    Мотивы накопления. Автор «основного психологического закона» Дж.Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отмечает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение к накоплению. Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии «воздержания от расходов»:

    Осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);

    Предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

    Расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем);

    Стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользоваться благами может убывать);

    Стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы);

    Предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

    Желание оставить наследникам состояние,

    Чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.

    Мотивы инвестирования. Это чрезвычайно сложные и противоречивые, по мнению Кейнса, мотивы. Они претерпели существенные изменения после отделения управленческих функций от собственности на капитал. Если до этого в основе иерархии мотивов лежало отношение к бизнесу как к жизненному призванию, творческой самореализации, то после отделения управления от собственности коммерческие сделки через фондовые и валютные биржи создают почву для очень динамичной, противоречивой и неоднозначной мотивации (получение дохода, азарт, риск).

    Ведущим мотивом становится игровой мотив «опередить пулю», «перехитрить толпу и сплавить поддельную или истертую монету ближнему». В ходе своей рефлексивной игры каждый стремиться раньше угадать не действительную цену будущих доходов (это невозможно на бирже), не мнение других об этом, а «среднее мнение относительно того, каково будет среднее мнение».

    Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия. «В экономической жизни, - писал В.М. Бехтерев (ссылаясь на Н.Н.Головина),- закон спроса и предложения не является единственным ее руководителем. Наряду с ним во всех случаях имеет силу и фактор доверия, значение которого с особенной силой выдвигается в период экономических потрясений. В этих случаях доверие играет даже большую роль, нежели экономические факторы».

    Проблема перспектив частного инвестирования в нашей стране исключительно актуальна, поскольку сбережения населения являются одним из важных факторов экономического роста. Однако частные инвестиции сдерживаются недоверием к финансовым институтам, и население в основном использует неинвестиционные модели сберегательного поведения.

    Современная макроэкономическая теория констатирует тот факт, что в рамках рыночной экономики решение о сбережениях и инвестициях принимаются, по существу, различными группами людей. Приведение к соответствию различий между субъектами сбережений и инвесторами - серьезная проблема макроэкономической оптимизации экономики. Одним из основных инструментов совмещения целей сберегателей и инвесторов является ставка процента по вкладам и кредитам, но это не единственно значимый фактор. Социально-экономические исследования показали, что некоторые семьи сберегают, чтобы сделать крупные покупки, превышающие по стоимости размер мобильного дохода. Сбережения также осуществляются в целях будущих потребностей домохозяйства и как запас на непредвиденный случай. Ни один из рассмотренных выше мотивов не является особенно чувствительным к процентной ставке по вкладам.

    С учетом этих обстоятельств Е.М.Абраамовой и Л.Н.Овчаровой была предложена следующая типология сберегательных мотиваций населения.

    1. Ориентирование сбережений только на текущее потребление.

    2. Создание сбережений с целью резерва на непредвиденный случай.

    3. Формирование сбережений с целью приобретения дорогих предметов (покупка товаров длительного пользования: строительство, ремонт или покупка жилья, дачи, гаража; покупка транспортных средств и их ремонт).

    4. Мотивы сбережений, ориентированных на будущие потребности семьи и расходы, связанные со здоровьем и проведением досуга (образование, отдых, спорт, оздоровление, лечение, помощь детям).

    5. Комбинация из сберегательных ориентации третьей и четвертой групп, стремление иметь запас денежных средств, чтобы израсходовать их по мере необходимости.

    6. Мотивы накапливать и использовать сбережения с инвестиционными целями (для предпринимательской деятельности, приобретения акций и ценных бумаг, как источник дополнительного дохода).

    Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характеризуются более высокой эластичностью относительно интструментов инвестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пятую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на инвестиционную политику. В последние годы склонность к сбережению становится все более выраженной, а в регионах-донорах значительному числу семей (свыше 30%) присущи инвестиционные предпочтения в использовании сбережений.

    Однако склонность к сбережению не ведет к автоматическому росту организованных сбережений, которые являются инвестиционным ресурсом. Пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбережений в наличной форме и воздерживаться от их размещения, либо их предпочтения, связанные с размещением, будут отличными от ожиданий государства. Как показало проведенное нами исследование установок и мотивов инвестирования в страховые фонды, инвесторы предпочитают иностранные страховые компании отечественным (так же, как частные - государственным фондам) на фоне постоянной озабоченности государства по поводу отсутствия инвестиционной активности населения.

    Мотивы труда и потребления. По мнению А.Маршалла, самым устойчивым мотивом трудовой деятельности человека является желание получить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление - исключительно психологизированный аспект экономического поведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А.Маршалл, всегда будут деньги. Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или побудительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

    Не отвергая полимотивированность трудовой деятельности, упоми­ная также чувство наслаждения самим процессом хорошего выполнения работы, готовность принести себя в жертву ради семьи, соседей и своей страны, тщеславие и беспечность, тягу к добродетельному образу жизни ради собственных достоинств последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей роли мотива материального вознаграждения за труд.

    Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

    Побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);

    Получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

    Удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

    Описывая мотивацию потребителя, А.Маршалл выделял три основных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более подробной, признанной психологами и широко применяемой на практике является классификация потребностей Абрахама Маслоу.

    Неэффективность «экономического эгоизма». Мотивы экономического эгоизма и альтруизма представляют особый интерес для теории и практики управления социально-экономической стороной жизни. А.Смит ориентировал хозяйствующих субъектов на «эгоизм другого». Всегда ли выгоднее быть эгоистом?

    Альтруизм и кооперативное поведение. С точки зрения экономической психологии, альтруизм выражается в поведении-помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, поведении в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистических мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли).

    Существуют различные попытки объяснения альтруистического поведения. Можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма. Для человека актуально одновременно большое количество целей («выгод»), и иррациональность в отношении одной оборачивается рациональностью в отношении другой. Альтруистическое поведение (отсутствие видимой выгоды какого-либо типа) означает только нацеленность на другие ценности, в достижении которых поведение рационально, т.е. учитывает баланс «затраты - результат».

    В экономической деятельности широко проявляется и чисто альтруистическое поведение. Оно, во-первых, функционально зависит от величины дохода субъекта. От того, у кого есть материальная возможность быть более щедрым, следует скорее ожидать пожертвований, благотворительности.

    Во-вторых, индивидуально-психологические особенности этической мотивации являются важным фактором поведения. Попытка измерения степени альтруизма на основе того, как человек разделит зарплату между собой и другими или как оценит себя и других по вкладу в деятельность, дала возможность выделить следующие типы:

    Кооперативный тип представили испытуемые, отдавшие предпочтение равной зарплате для себя и других;

    Состязательный тип характеризовался предпочтением разных зарплат в свою пользу;

    Индивидуалистический тип дистанцировался от пожеланий по поводу зарплат остальных.

    Оказалось, что студенты гуманитарной сферы демонстрируют более альтруистическое поведение, а изучающих бизнес больше волнует собственная выгода.

    Поскольку выгода для других людей часто связана с выгодой отдельно взятого человека, человек придает какое-то значение тому, какими окажутся результаты дела для других. Чтобы передать эту идею в простой форме, результат дела для себя обозначили как Р и результат дела для другого как О. Альтруистическая мотивация по отношению к другому передается значением а, придаваемым О и изменяется от -1 до +1. Стремление отдельно взятого человека к общему результату обозначается как Р+аО. Если допустить, что Р тоже варьирует, и эти изменения передаются значением в, которое тоже изменяется от -1 до +1, то станет понятна приведенная на рис 2. классификация форм соотношения результата для себя и результата для другого.

    Рис. 2. Классификация предпочтений относительно результата для себя и результата для другого

    Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм проявления соотношения «выгода для себя - выгода для других». Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуациях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели действия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в конечном итоге оказывается неэффективным.

    Волевые компонеты экономического поведения. К волевым компонентам экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность.

    Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, «правил игры»). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

    Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением .

    Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес - это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

    Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.

    Контрольные вопросы:

    1. Приведите примеры возникновения проблемы принятия экономического решения.

    2. Перечислите и объясните основные виды ошибок, допускаемых людьми при оценке вероятностей..

    3. Объясните проявление закона Йеркса-Додсона в потребительском поведении.

    4. Какие мотивы сбережения выделяет Дж.Кейнс?

    «Экономическое поведение – поведение людей, добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями, законами и ограничениями» - широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка - «Экономическое поведение - сознательное стремление к выгоде (прибыли), минимизация своих усилий и имеющихся в наличии ресурсов, максимизация своей прибыли и выгоды».

    Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности. Это строительный материал внутренней структуры экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п.

    Экономическое поведение не рассматривают как что-то целостное, рассматривают его отдельные компоненты (роли). В экономическом поведении субъект может выступать как: Потребитель, Покупатель, Производитель, Предприниматель, Продавец (посредник), Плательщик(налогов).

    2.Говоря об экономическом поведении, следует рассмотреть понятие «экономический человек» - субъект экономического поведения. Первым модель экономического человека предложил А.Смит. Адам Смит рассматривал данную модель, как человека рационального, наделенного эгоизмом, стремящегося к накоплению богатства. Со временем классическая модель экономического человека изменялась. Джордж Бентам сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как закон человеческого поведения. К.Маркс доказал ведущую роль общественного производства не только в формировании условий человеческой жизнедеятельности, но и в формировании самого человека. Основные черты классической модели эконом. человека: 1. Эконом. человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими эконом. людьми. 2. Эконом. человек рационален с т.з. механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения. 3.Эконом. человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя вои потребности. 4. Эконом. человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

    С развитием экономики появилась новая неоклассическая модель эконом. человека – Человек оценивающий. Суть ее в том, в реальной жизни человек соотносит различные потребности, силу удовольствия и затраты и стремится оптимизировать эту систему.Новую модель экономического человека рассматривали А.Маршалл, Д.Кейнс, Т.Веблен и др.. Эконом. человек рассматривали экономисты с точки зрения экон. законов, то сегодня учитываются социально-психологические факторы, влияющие на эконом. поведение субъектов.

    Рассмотрим когнитивные, аффективные и волевые факторы экономического поведения:

    Когнитивные факторы эконом. поведения предполагают восприятие, осмысление, понимание эконом. ситуации и себя в ней. Основной вопрос в эконом. поведении, связанном с когнитивными факторами это принятие эконом. решения. Эконом. решение всегда принимается при отсутствии всей необходимой информации. Эконом. взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: какова цена? и что я должен за это отдать? На первый взгляд достаточно сложить и вычесть и получить результат. Но в поведении чел. все сложнее.

    А. Выбор и расчет решения не зависят только от математических формул. Есть несколько эффектов (ошибок), влияющих на выбор в экономическом решении:1) эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок), 2) эффект наглядности (яркое запоминается и выбирается чаще), 3) эффект экоцентризама (собственному опыту верят больше), 4)эффект консерватизма (новое воспринимается с недоверием), 5) эффект Ирвина («жду и верю»- желаемое будет, нежелательное пройдет мимо), 5)эффект якоря (влияние точки отсчета), 6) эффект края (недооценка вероятных событий, переоценка маловероятных), 7) эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий, люди стремятся связать их между собой), 8) эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным). Т.о. при принятии экономического решения люди, способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество перед людьми, склонными принимать решения под влиянием импульса. Но интуитивный подход при принятии экономического решения может быть результатом экономии времени или энергии. На принятие экономического решения также влияет рискованность выбора или готовность человека к риску.

    Б. Готовность к риску зависит от того рискует человек ради достижения выигрыша или избегания потерь. Закономерность в том, что люди не любят рисковать из-за выигрыша, но готовы рискнуть из-за проигрыша.

    В. Выбор и способ предъявления условий. Человек устанавливает «рамки» принятия решения, которые зависят от формулировки проблемы, его норм, привычек и личностных характеристик.

    Г. Психологические затраты экономического решения. Экономическое решение может быть принято не на основании максимизации выгоды, а на основании эмоции или привычки – вместо максимально выгодного решения принимается наименее психологически затратное.

    Но чем важнее для человека решение, которое надо принять, тем скорее он будет обдумывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

    Д. Выбор и атрибуция. атрибуция – приписывание другим людям характеристик и мотивов поведения на основе собственных представлений и опыта. Наиболее типичные ошибка - приписывание субъекту характеристик ситуации («жадность» продавца, отказ партнера от сотрудничества).

    Аффективные факторы экономического поведения – субъективное отношение, окрашенное чувствами, эмоциями, переживаниями. Эмоции окрашивают и закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

    А. Влияние модальности и интенсивности эмоций на экономические поступки. Все эмоции имеют модальность: положительное или отрицательное значение. Положительные эмоции положительно влияют на экономическое поведение (например покупательскую активность, принятие рискованных решений), а отрицательные действуют противоположно. Другая характеристик эмоций, влияющих на экономическое поведение – их интенсивность. Интенсивность эмоций связана с успешностью деятельности (поведения) в законе Йеркса-Додсона: существует оптимальный уровень возбуждения,обеспечивающий успешную деятельность. При простых задачах следует поддерживать высокий уровень возбуждения, при сложных – невысокий, иначе в состоянии повышенной ответственности перевозбуждение, перемотивация приведут к ошибкам, ухудшат результат работы.Этот закон проявляется и в потребительском поведении: при важности покупки (повышен уровень возбуждения) больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (много товаров, дефицит времени, сравнение цены и качества и т.д.) допустить ошибки.

    Б. Личный эмоциональный профиль также влияет на экономическое поведение. Личный эм.профиль – это содержание и характер преобладающих эмоций и чувств человека(связанные с накоплением, успехом в работе, с радостью открытия, жажда славы, стремление к риску, романтические эмоции и пр). .

    В. Эмоциональный потребительский выбор также относится к аффективным факторам экономического поведения. Он часто побеждает экономический расчет при совершении покупки. Это зависит от характера товаров и услуг и личности покупателя: Экспрессивность (яркость) товара побеждает когнитивные компоненты выбора. Экспрессивность связана с престижем, модностью, чувственной привлекательностью товара.

    Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения включают мотивы и волевое поведение, которое состоит из экономических норм, экономических интересов, экономических поступков, деятельности. Экономические мотивы - побуждения, направленные на реализацию экономических интересов, составляют экономическую направленность личности. К ним относятся мотивы связанные с накоплением богатства, конкуренции, погоне за прибылью, склонности к рискам и сделкам. Выделяют мотивы накопления(или сбережения) и мотивы инвестирования.

    А. Мотивы накопления. Дж.Кейнс выделил следующие мотивы сбережения (накопления):1)осторожность (создание резерва на черный день), 2)предусмотрительность (учет возможных будущих трудностей), 3) расчетливость (стремление обеспечить будущие доходы), 4)стремление к лучшему (желание повышения своего жизненного уровня), 5) стремление к независимости, 5)предприимчивость (накопить на будущую предпр.деятельность), 6)желание оставить детям наследство, 7) чувство скупости.

    Б. Мотивы инвестирования. Мотивы частного инвестирования населения и элиты и среднего класса различаются. Главным для частного инвестирования населения является фактор доверия. Значение этого фактора особенно сильно в периоды экономических потрясений. Люди не верят финансовым институтам и предпочитают использовать неинвестиционные модели сберегательного поведения.

    В. Волевые компоненты экономического поведения включают экономические нормы, экономический интерес, экономические поступки и деятельность. Экономические нормы регламентируют поведение в хозяйственной сфере(законы, инструкции, правила регулирующие различные стороны хозяйственной, экономической жизнедеятельности). Особенность экономических норм в том, что, как правило, они закреплены юридически и наделены соответствующими средствами контроля за их соблюдением. Экономический интерес – познавательное эмоционально окрашенное отношение к экономическим реалиям, связанным с материальными благами и ресурсами. Экономический интерес развивается под влиянием экономических мотивов, но при регулировании этих мотивов экономическими нормами. Экономический интерес – это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и ничьем поле.

    Еще по теме 65.Психологические факторы экономического поведения субъекта.:

    1. В данном разделе курса рассматривается поведение покупателей (потребителей) и продавцов (производителей) как индивидуальных экономических субъектов, на которых оказывает влияние большое число факторов.

    На финансовые системы фундаментальное влияние оказывает экономическое поведение населения . 366 Роль, объем и структура финансового рынка в стране прямо определяются: степенью принимаемого населением риска, его активностью, инновационностью, стремлением к индивидуальной экономической свободе или к социальной опеке, иерархичности; влиянием религиозного и социокультурного фактора (степень индивидуализма, философия активности - пассивности, одобрение религией интереса к прибыли, степень личной свободы, цели в жизни); склонностью к сбережениям, к росту потребления, традициями выбора финансовых продуктов.
    Домашние хозяйства в англо-саксонской традиции отличает б?льшие приверженность риску и экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству и крупным компаниям. Доля розничных акционеров в США, принимающих риски выше среднего, составляет более 25%; средние риски - более 50%. 367 Десятки лет норма сбережений семей в США и Великобритании была ниже, чем в Германии и Японии. 368 Англо-саксонская традиция соотносится с “протестантским капитализмом” М.Вебера, 369 выделявшего черты протестантизма, формирующие активное, ориентированное на прибыль мышление: индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, приумножение средств как жизненная обязанность.
    Особенности японской модели экономического поведения населения : стремление к иерархичности и опеке; ограниченная трудовая мобильность; предпочтение интересов персонала перед акционерами ("корпорация-семья", сохранение занятости и зарплаты в ущерб дивидендам, значительные социальные выплаты, стимулирование выслуги лет; недооценка индивидуального, этика "честной бедности", самопожертвования делу); более высокая норма сбережений населения.
    Многие из этих черт присущи и экономическому поведению населения Германии , включая консерватизм и низкий уровень принимаемых финансовых рисков. У одной стороны (Германия) “стабильность, лояльность, надежность, некоторая неповоротливость и осторожность”, перемены рождают неуверенность, у другой – “гибкость, изобретательность, стремление к риску, оппортунизм, агрессивность”, перемены рассматриваются как вызов (США). 370
    Связь экономического поведения населения и финансовоых систем имеет следующий вид:

    Религиозная традиция формирует исламские финансовые рынки (запрет ислама на взимание заранее установленного процента (ростовщичество), на спекуляцию (азартные игры). На рынках нет облигаций, они заменены акциями, сертификатами участия, долями взаимных фондов (выплата дохода как доли прибыли признана исламской формой финансирования). Запрещены срочные сделки, продажи без покрытия. 371 В структуре финансовых регуляторов – специальные подразделения, определяющие исламские требования к эмитентам, финансовым продуктам, финансовым посредникам, инвесторам. Фондовые биржи создают специализировнные исламские сегменты. Исламизация рынка ведет к упрощению его структуры, росту доли банков, сокращению иностранных инвестиций (исламские рынки более закрытые).
    В последние годы началась христианизация / иудаизация финансовых рынков (появление фондовых индексов, фомируемых из акций компаний, соответствующих требованиям религиозных конфессий).
    Еще один фундаментальный фактор , формирующий финансовый рынок, - структура собственности . Чем более дробной, розничной является собственность, тем значимее рисковое финансирование экономики через акции, тем ниже роль долговых обязательств, тем более диверсифицированы финансовые инструменты и институты и тем ограниченней роль банков. И, наоборот, чем более оптовой является структура капиталов, тем б?льшую роль, как собственники бизнеса, играют банки, тем более “долговой характер” носит экономика и тем менее значимы рынок акций и небанковские финансовые институты.
    Действие фундаментальных факторов приводит к различным моделям финансовых систем . В англо-саксонской модели (“протестантский капитализм”, “капитализм акционеров”) в капиталах выше доля населения и коллективных инвесторов; ниже – государства и бизнеса; менее значимы контрольные пакеты акций. Сфера государственных финансов сокращена, ниже налоговые нагрузки, социальные обязательства, связанные с государством. Собственность диверсифицирована. Важный источник доходов для акционеров и менеджмента - рост стоимости компаний на рынке акций. Рынок более открыт, меньше ограничений на счет капиталов и конвертируемость валюты (при сильном государственном надзоре за честностью и рисками бизнеса). Более высока монетизация. Финансовый рынок диверсифицирован, носит массовый характер, инновационен. Доля банков снижена, долговые инструменты подчинены акциям. Финансирование инноваций во многом происходит через акции. Коммерческие банки в большей мере отделены от рынка корпоративных бумаг, страховых продуктов и др. Финансовые институты более специализированы в сравнении с универсальными банками в континентальной Европе.
    В германской (континентальной) модели (“рейнский капитализм”, “капитализм держателей крупных долей в капиталах”, “stakeholder capitalism” ) ниже доля розничных инвесторов и институтов коллективного инвестирования в капиталах; выше доля государства и бизнеса; более значимы контрольные пакеты акций и вертикальные участия. Меньшие компании часто контролируются одной семьей (пирамидальные участия). Повышение стоимости компании в акциях не является главной целью менеджмента, больше внимания - росту производства, производительности, качеству. Низка доля прибыли для выплаты дивидендов. Экономическая роль государства выше, чем в англо-саксонской модели. Объемны социальные обязательства, лежащие на бюджете. Выше налоговая нагрузка на экономику. Финансовый рынок - преимущественно долговой, его структура проще, менее инновационна. Венчурное финансирование через акции является ограниченным. Значима роль банков как акционеров, часть бизнеса им подконтрольна.
    Японская модель экономики сходна с германской. Как следствие, сходны модели финансовых систем . Особенности: преобладание перекрестных участий; создание на этой основе конгломератов; редкость контрольных пакетов, компании контролируются группами акционеров с долями в 10-40%; система “основных банков”, финансирующих конгломераты, но не являющихся главными акционерами; более высокая, чем в Германии, доля розничных акций (после войны примерно 70% акций крупнейших компаний распределены среди населения). В итоге, финансовый рынок имеет преимущественно долговой характер. Более раздробленная собственность, склонность к спекуляциям массовых розничных инвесторов создает б?льший, чем в Германии, рынок акций.
    Модели индустриальной рыночной экономики несколько десятилетий сближаются, происходит повсеместная конвергенция моделей финансовых систем . Складываются смешанные модели .
    В переходных и развивающихся экономиках высока роль государства, его участий в собственности. В структуре капиталов доминируют крупные пакеты акций, собственность сверхкоцентрирована. Высока доля инвесторов – нерезидентов. Следствием стало повсеместное развитие смешанных моделей финансовых систем , соедияющих в себе черты англо-саксонской модели («капитализм розничных акционеров») и континентальной модели («капитализм держателей крупных пакетов», японская модель, скандинавская модель и т.п.).
    Теоретический анализ и обращения к международной практике дают возможность определить модель финансовой системы, сложившейся в России в 1990-е – 2000-е гг., фундаментальные факторы, формирующие ее, и, соответственно, дать прогноз того, какой она будет в среднесрочном периоде (2011 – 2015 гг.) и, с высокой вероятностью, на перспективу.
    Хотя основой выбора модели финансового рынка для России в 90-е годы прошлого века стала англо-саксонская модель, сверхконцентрированная структура собственности, огосударствленная природа российского капитализма, международная практика развивающихся рынков указывают на то, что в России должна существовать смешанная модель финансовой системы.
    К этому же выводу подталкивает анализ экономического поведения и традиционных ценностей российского населения . Ряд традиционных черт российского, германского и японского населения схож: стремление к социальной опеке, приверженность иерархии, меньшие уровни принимаемого риска (исторически жесткая конструкция российского государства, потери активной части населения в войнах и эмиграциях XX века). Этой оценке полностью соответствуют данные социологических опросов.
    Значимо в будущем влияние православия на экономическое поведение населения (55% россиян считают себя православными христианами). 372 Церковь подчеркивает, позитивно оценивая институты рынка, 373 подчиненность предпринимательского интереса задачам духовной жизни и служения обществу и государству, важность самоограничения (полемика с концепцией “общества потребления”, экономики, максимизирующей прибыль). Принятие рисков в целях выгоды, рост потребления как ключевая задача инвестора - объекты критики. Прогнозируется сдержанное отношение православия к развитию финансового рынка. Будет расти роль исламских элементов финансового рынка. По опросам, 5 - 10% населения России поддерживают исламские традиции. В меру учета населением религиозных мотивов в экономическом поведении, они могут сдерживать развитие финансового рынка.
    Именно смешанная модель финансовой системы , типичная для развивающегося рынка, сложилась в России в 1990 – 2000-е гг .
    Прогнозируется, что в этом качестве она будет существовать в 2011 – 2020 гг. и в более отдаленной перспективе .
    Смешанная модель характеризуется следующими чертами :
    - акцент на долговую составляющую, расширенная роль банковского кредита (в сравнении с ценными бумагами), рынка облигаций, векселей и других коммерческих бумаг;
    - подчиненная роль рынка акций, капитализации, корпоративного управления (corporate governance), IPO, попытки развить рынок акций по англо-саксонской модели, расширить участие розничных инвесторов, ограниченные нежеланием крупных собственников разводнять капиталы; низкие «free-float» (свободная часть капитала, находящаяся в обращении); преимущественно спекулятивный характер рынка (нерезиденты, интернет – трейдеры); низкие дивиденды и высокие обороты, высокая корреляция с рынками – аналогами (Латинская Америка и др.);
    - ключевое значение имеет рынок корпоративного контроля (основная область интересов контролирующих собственников, государства как крупнейшего владельца бизнеса);
    - большее значение коммерческих банков в институциональной структуре финансовой системы, их более высокая доля в финансовых активах, участие коммерческих банков на финансовом рынке (ценных бумаг, деривативов, репо) и в корпоративных капиталах, наравне с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокерско-дилерскими компаниями («инвестиционными банками»)), возрастающая роль финансовых конгломератов;
    - упрощенная институциональная и продуктовая структура финансового рынка в сравнении с англо-саксонской моделью, копирование рынков деривативов, финансовых инноваций, секьюритизации, индустрии коллективных инвестиций, рынков компаний высокотехнологичных отраслей (малой и средней капитализации), венчурного финансирования, альтернативных инвестиций (при подчиненном их значении); формирование смешанной модели финансирования через финансовые рынки сектора модернизации и инноваций, основанной на кэптивных институтах (при крупном бизнесе реального сектора) и широком участии государства (государственно-частные партнерства, государственные внебюджетные фонды целевого назначения для инвестиций в инновации, инвестиционные институты, основанные на смешанном капитале, государственные институты развитии и т.п.);
    - расширенная роль государственных финансов (бюджет, внебюджетные фонды), социальных обязательств, выполняемых государством через бюджет, имущества государства в финансовой сфере и связанных с ним функций (банки, инвестиционные и пенсионные фонды, кэптивные финансовые институты (брокеры-дилеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, управляющие компании и т.п.), находящиеся в собственности крупнейших компаний с государственным участием);
    - расширенная роль центрального банка в финансовых активах и в функциях, выполняемых финансовой системой;
    - особое значение международного сегмента (IPO, размещения депозитарных расписок и долговые эмиссии за рубежом для привлечения средств крупнейшими компаниями, параллельные рынки активов российского происхождения за рубежом, значимая доля собственности, находящаяся в оффшорных юрисдикциях, нарастающее присутствие иностранных финансовых институтов, ключевое значение операций иностранных портфельных инвесторов на внутреннем финансовом рынке, зависимость экономики от доступа к внешнему финансированию).



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта