Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта и какую роль здесь может играть учитель? На эти вопросы, обращаясь к разнообразным примерам и приводя конкретные факты, отвечают авторы статьи.
Идея проекта, как правило, рождается у
учителя. Но он таким образом создает проблемную
ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема
занимала его ничуть не меньше и он давно пытается
ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно
представить на конкурсе: на уровне класса, школы
и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся
на конкурсе и могут занимать призовые места.
Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю
подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах
проектной деятельности. Проект не обязательно
должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы
тема была близкой и интересной для ученика.
Поэтому учитель сам для себя решает, чего он
хочет: научить ребенка работать над проектом или
победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает
ценности работы, а, напротив, повышает самооценку
учеников).
Например, можно выяснить, как влияют комнатные
растения на физическое и психоэмоциональное
состояние ученика, провести эксперимент, а потом
разводить в кабинете те комнатные растения,
которые положительно влияют на эмоции человека и
его физическое здоровье. Можно через проектную
деятельность поработать в театре. Результатом
будут созданные по какой-либо технологии куклы,
сценарии и спектакли для первоклассников
(творческая сторона проекта). Значимость такого
проекта с любых аспектов педагогики трудно
переоценить.
Успех любой деятельности (в том числе и
проектной) зависит от правильной ее организации.
Здесь важно правило «триединства» –
сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Учитель несет на себе функцию направляющего,
корректирующего, консультирующего члена
команды, а самое главное – вдохновителя и
стратега. Ученик и родитель действуют тандемом,
где ребенок является идейным исполнителем, а
родитель помогает найти нужную информацию, а
порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным
направлением мы считаем образование различных
комбинаторных групп: учитель + дети, учитель +
родители, учитель + дети + родители.
Скажем, два раза в неделю учитель проводит
занятия с детьми по разработке проекта на уровне
ребенка, обучая детей планировать, собирать
информацию, знакомит с методами исследования и
т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу
вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик,
где уточняются основные принципы, правила,
структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне
ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны
учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша еще и тем, что родители
активно участвуют в жизни своего ребенка, их
общие творческие интересы выходят за круг
привычного домашнего общения.
Рассмотрим подробно все эти этапы .
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать
его основную идею. Например, проект называется
«Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что
название взято из известной песни А. Пугачевой.
Этим они объясняют правомерность выбора
названия проекта. Проблема, которая сподвигла к
разработке проекта, связана с тем, что один из
самых чудесных цветов, преподносимых любимым
женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу.
Важно, что при разработке проекта сначала должна
возникнуть проблема, потом определяется тема
проекта. Презентация строится иначе: сначала
озвучивается тема, потом – проблема, которая
определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных
проблемных вопросов был выбран наиболее
значимый, определяется цель проекта.
Например, если появилось желание собрать в
классе свою коллекцию чудес света, может
возникнуть ряд проблемных вопросов:
– Какие архитектурные постройки можно
воссоздать в условиях школы?
– Какой материал лучше использовать для
конкретного сооружения?
– Какой материал наиболее оптимально подойдет
для моделирования? – и т.д.
Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений.
4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в
следующем ключе: задачи, связанные с теорией
(теоретические задачи: изучить, найти, собрать
информацию); задачи, связанные с
моделированием или исследованием (смоделировать
изучаемый объект или провести
исследование-эксперимент); задачи, связанные с
презентацией (проведение грамотной защиты
проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит
задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с
участием родителей). В защите проекта задачи
обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы.
Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент;
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь
методов исследования и поставленных задач. Это и
есть план действия (то есть практическая
реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают
следующее: «Чтобы собрать информацию (это
теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых:
мам, бабушек, соседей; мы читали книги и
энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы
консультировались со специалистом», – и т.д. При
этом дети называют методы, которыми
пользовались, чтобы разрешить теоретическую
задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с
исследованием или моделированием, дети
рассказывают о том, какое исследование они
проводили или что они смоделировали.
Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента
или объяснить нужность моделирования с
разъяснением правомерности выбора материала.
Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов.
Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.).
Надо отметить, что если в проекте
участвует несколько человек, то на этом этапе
каждый выступающий обязательно должен
рассказать о личном вкладе в разработку общего
проекта – другими словами, кратко представить
свой «подпроект».
Мы рассмотрели реализацию плана работы по
разрешению двух задач: теоретической задачи и
задачи, связанной с моделированием или
исследованием. Третьей задачей, если вы помните,
было проведение презентации проекта. Реализация
этой задачи идет на протяжении всей защиты
проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно
быть представление продукта проекта – некой
материальной (хотя и не всегда) субстанции,
которая обязательно должна быть значимой и
полезной. Идея проекта, работа над разрешением
целей и задач, вдохновение, которое
сопутствовало вам на протяжении всей работы, –
все это должно найти свое отражение в продукте
проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую
важную и полезную информацию по теме проекта;
альбом, где представлен алгоритм выполения
какой-то определенной операции; диск с записью
или демонстрацией важного этапа проекта;
сценарий разработанного вами мероприятия,
каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что
будет представлено как продукт проекта, должно
быть значимым не только для вас (как для
создателей и разработчиков проекта), но и для
других лиц, чей интерес будет каким-то образом
соприкасаться с темой вашего проекта.
К примеру, продуктом проекта «Миллион алых роз»
стала брошюра, в которой была собрана не только
интересная информация по розам, но и полезная:
советы по уходу за розами и результаты
исследования воды и химических добавок, влияющих
на долготу жизни роз. Эта брошюра была напечатана
в нескольких экземплярах, и дети ее дарили
друзьям, членам жюри, учителям.
Продуктом проекта «Образовательная программа
“Испания”» стала большая иллюстрированная
книга-раскладушка, по которой можно изучить
Испанию «от и до». Представленная в ней «лестница
испанских образов», полезна не только тем, кому
интересна Испания, но и всем тем, кто хочет
научиться правильно выделять основные образы
любой другой страны (государственная символика,
архитектура, литература, танцы, кухня, праздники
и т.д.).
Таким образом, продукт проекта – это
материализованный итог всей вашей работы,
который подтверждает значимость проекта в
современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом
подведением итогов: смогли ли вы добиться
поставленной цели или нет, подтвердилась ли
гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно
озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта
полностью совпадают с этапами разработки,
отличаясь лишь сжатостью, точностью и
лаконичностью.
Гипотеза - это довод о том или ином явлении, который основывается на субъективном взгляде человека, направляющего свои действия в какую-нибудь установленную сторону. Если результат человеку пока неизвестен, то создается обобщенное предположение, а проверка его позволяет скорректировать общую направленность работы. Это и есть научное понятие гипотезы. Можно ли упростить значение этого понятия?
Гипотеза - это способность предугадывать, прогнозировать результаты работы, и это важнейшая составляющая фактически каждого научного открытия. Она помогает просчитать будущие ошибки и промахи и понизить их количество в разы. При этом гипотезу, рожденную непосредственно во время работы, можно доказать частичным образом. При известном итоге в предположении нет смысла, и тогда гипотезы не выдвигаются. Вот такое простое определение понятия гипотезы. Теперь можно говорить о том, как она строится, и обсудить самые интересные ее виды.
Создание довода в человеческой голове - непростой мыслительный процесс. Исследователь обязан уметь создавать и обновлять полученные знания, а также он должен отличаться такими качествами:
Гипотеза отражает объективную действительность. В этом она сходна с разными формами мышления, но она также и отличается от них. Главная специфика гипотезы состоит в том, что она отображает в материальном мире факты в предположительном ключе, она не утверждает категорически и достоверно. Потому гипотеза - это предположение.
Всем известно, что при установлении понятия через ближайший род и отличие потребуется указать еще и на отличительные признаки. Ближайшим родом для гипотезы в виде какого-либо результата деятельности является понятие «предположения». В чем же отличие гипотезы от догадки, фантазии, предсказывания, угадывания? Самые шокирующие гипотезы не строятся на одних домыслах, у всех них есть определенные признаки. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выделить существенные признаки.
Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.
Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза - это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.
Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление. Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.
Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.
Подобное возможно лишь в паре случаев:
Подобное может произойти во время проверки гипотез, когда накопленных знаний достаточно для установления истины.
Строится гипотеза из следующих элементов:
Стоит отметить, что гипотезы всегда одинаковы по логической структуре, но они различаются по содержанию и выполняемым функциям.
В процессе эволюции знаний гипотезы начинают различаться по познавательным качествам, а также по объекту исследования. Остановимся детальнее на каждом из этих видов.
По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:
История показывает, что с развитием знаний появляется все больше экзистенциальных гипотез, которые рассказывают о существовании конкретного объекта. Дальше появляются описательные гипотезы, которые рассказывают о свойствах тех объектов, а уже в завершении рождаются объяснительные гипотезы, которые раскрывают механизм и причины появления объекта. Как вы видите, происходит поэтапное усложнение гипотезы в процессе познания нового.
Какие гипотезы бывают по объекту исследования? Различают общие и частные.
Понятие научной гипотезы уже выяснили, но вот существует еще один такой необычный термин - версия. Что это такое? В политическом, историческом или социологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике часто при пояснении тех или иных фактов или их совокупности выдвигается ряд гипотез, которые по-разному могут объяснить факты. Вот такие гипотезы называются версиями.
Версии бывают общими и частными.
Само понятие гипотезы в нормах права должно отвечать некоторым требованиям:
Гипотезы человека представляют собой мыслительный процесс. Конечно же, представить общий и единый процесс построения гипотезы трудно: все из-за того, что условия для разработки предположения зависят от практической деятельности и от специфики той или иной проблемы. Однако возможно все же выделить общие границы этапов мыслительного процесса, которые приводят к появлению гипотезы. Это:
Теперь потребуется рассмотреть каждый этап возникновения гипотезы.
Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.
На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.
После выдвижения гипотезы начинается ее развитие. Если предполагать выдвинутое предположение правдивым, то должен появиться ряд определенных следствий. При этом логические следствия нельзя отождествлять с выводами причинно-следственной цепи. Логическими следствиями являются мысли, которые поясняют не только обстоятельства явления, но и причины его возникновения и так далее. Сопоставление фактов из гипотезы с уже установленными данными позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Такое возможно только в результате проверки гипотезы на практике. Гипотеза всегда порождается практикой и только практика может решить вопрос о том, является ли гипотеза правдивой или ложной. Проверка на практике позволяет трансформировать гипотезу в достоверное знание о процессе (ложный он или истинный). Потому не стоит сводить истинность гипотезы к определенному и единому логическому действию; при проверке на практике применяются разные методики и способы доказательства или опровержения.
Гипотеза работы в научном мире применяется часто. Этот способ позволяет подтвердить или опровергнуть отдельные факты в юридической или экономической практике через восприятие. Примерами можно назвать открытие планеты Нептун, обнаружение чистой воды в озере Байкал, установление островов в Ледовитом океане и так далее. Все это когда-то было гипотезами, а сейчас - научно установленные факты. Проблема состоит в том, что в некоторых случаях с практикой трудно или же невозможно действовать, и проверка всех предположений не является возможной.
К примеру, сейчас есть шокирующая гипотеза о том, что современный русский язык глуше древнерусского, но проблема в том, что сейчас услышать устную древнерусскую речь невозможно. Нереально проверить на практике, постригался ли в монахи русский царь Иван Грозный или нет.
В случаях выдвижения прогностических гипотез нецелесообразно ожидать их непосредственного и прямого подтверждения на практике. Потому в научном мире пользуются таким логическим доказательством или опровержением гипотез. Логическое доказательство или же опровержение протекает опосредованным путем, ведь познаются явления из прошлого или сегодняшнего времени, недоступные для чувственного восприятия.
Главные пути логического доказательства гипотезы или ее опровержения:
Логическое доказательство или опровержение может протекать в прямой или косвенной форме доказательства или опровержения.
Раскрыв проблему сущности, структуры гипотезы, стоит отметить еще и ее важную роль в практической и теоретической деятельности. Гипотеза - это необходимая форма развития научных знаний, без нее невозможно понять что-то новое. Она играет важную роль в научном мире, служит фундаментом при формировании фактически каждой научной теории. Все существенные открытия в науке возникали далеко не в готовом виде; это были самые шокирующие гипотезы, которые порой не желали даже рассматривать.
Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.
Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования - вот два главных компонента для каждого ученого.
Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.
Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете , выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.
По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.
Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при , вы тщательно изучите , продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.
Важно помнить, что в процессе или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.
Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.
Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.
Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.
Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе
Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.
Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.
Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.
Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.
Направление: Производственный менеджмент.
Тема: Документооборот в организации.
Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.
Направление: Педагогика.
Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.
От до гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.
Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.
Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.
Велика роль гипотезы в познании. Законы и теории науки в свое время (до их подтверждения) прошли стадию гипотезы. Великие ученые вкладывали огромный труд как в процесс сбора научных фактов, так и в их систематизацию при построении и подтверждении научных гипотез.
К.Э. Циолковский - основоположник теории космических полетов. В 1903 г. он опубликовал свою замечательную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая, по словам академика СП. Королева, определила его жизненный и научный путь. К.Э. Циолковский сформулировал гипотезу: «Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю - таков путь к космическим полетам». «Вычисления могли указать мне и те скорости, которые необходимы для освобождения от земной тяжести и достижения планет», - пишет Циолковский. Итак, в качестве фактов здесь выступают вычисления. Циолковский отмечал: «Почти вся энергия Солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества, ибо Земля получает в два (точнее, в 2,23) миллиарда раз меньше, чем испускает Солнце. Что странного в идее воспользоваться этой энергией! Что странного в мысли овладеть и окружающим земной шар беспредельным пространством...»* Так писал К.Э. Циолковский в начале XX в. Сколько новых научных гипотез сформулировано здесь! Как велика и гениальна сила его научного предвидения! Известно о научных успехах нашей страны в освоении космоса, а также о гелиоэлектростанциях, которые, по предположению (т.е. по гипотезе) ученых, смогут конкурировать с тепловыми и атомными электростанциями.
* Цит. но: Жизнь науки / Антология вступлений к классике естествознания. Сост. Капица СП.: М., 1973. С. 431.
Теорию естественной радиоактивности создали Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, которые в 1903 г. за открытие радиоактивности (естественных радиоактивных элементов полония и радия) награждены Нобелевской премией. После четырех лет упорного труда, переработав вручную на старом складе более тонны урановой руды, Марии Кюри удалось выделить чистый хлорид радия - таков результат огромного накопления и обобщения фактов, экспериментов, превращения гипотезы в теорию путем получения предполагавшегося химического элемента. Позднее, в 1911 г., Мария Кюри за получение металлического радия (совместно с Дебь-еном) получила Нобелевскую премию по химии. Она - единственная, в мире женщина - дважды лауреат Нобелевской премии. Мария Кюри пишет: «Правда, некоторые главные положения уже установлены, но большая часть выводов носит гадательный характер (курсив мой. -А.Г.)... Исследования разных ученых, изучающих эти [радиоактивные] вещества, постоянно сходятся и расходятся»*. Эти высказывания М. Кюри свидетельствуют о гипотезах («гадательный характер») и о появлении конкурирующих гипотез, когда мнения ученых зачастую расходились.
* Кюри М. Исследования радиоактивных веществ // Жизнь науки. М., 1973. С. 511.
В настоящее время ряд физиков пытаются создать теорию, а пока выдвигают различные гипотезы относительно «великого объединения» электромагнетизма, сильных и слабых ядерных взаимодействий, а также тяготения. Высказываются гипотезы о возможности создания единой теории, которая описывала бы все физические явления как в космических масштабах, так и на микро- и макроуровне. Но это дело будущего, и оно покажет, можно ли это сделать или нет. Познание безгранично, и мы верим в силу человеческого разума!
Много гипотез имеется и в химии. Классический пример - Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, на основании которой он высказал гипотезы о существовании еще не открытых тогда элементов. В частности, он предсказал значения атомных весов урана, тория, бериллия, индия и ряда других химических элементов. Эти его предвидения подтвердились. Д.И. Менделееву принадлежит и ряд других гипотез: «о химической энергии...», «о пределе химических соединений», «о строении кремнеземистых соединений» и др.*
* Менделеев Д.И. Основы химии // Жизнь науки. М., 1973. С. 252.
Менделеев написал более 400 работ. О его всемирной славе свидетельствует то, что он был членом более 100 научных обществ и академий.
В науках, изучающих живые организмы, «густой лес гипотез». Карл Линней прошел пешком почти 7000 км по северу Скандинавии, изучая этот край и собирая фактический материал для построения гипотез и своей искусственной классификации растений. Он посетил многие страны Европы, просмотрел гербарии многих ученых-ботаников, его ученики побывали в Канаде, Египте, Китае, Испании, Лапландии и оттуда присылали ему собранные растения. Друзья Линнея из различных стран присылали ему семена и высушенные растения. Линией пишет: «Соваж дал всю свою коллекцию - редчайший и неслыханный случай, благодаря которому я приобрел необычно богатое собрание растений»*. Таков огромный материал, который послужил Линнею для его систематизации.
* Линней К. Виды растений. Предисловие // Жизнь науки. М„ 1973. С. 275.
И.М. Сеченов занимался многими проблемами физиологии и психологии. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) он впервые попытался решать проблемы психологии с позиций физиологии. Его книга сразу подверглась судебному преследованию. Сеченов сформулировал общую гипотезу, которую блестяще доказал: «Все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение»*. Так как мышечные движения по происхождению делятся на невольные и произвольные, то Сеченов анализирует их отдельно. При этом он выдвигает новые общие гипотезы, но уже по степени обобщения менее общие, чем ранее выдвинутая гипотеза.
** Семенов И.М. Рефлексы головного мозга. Предисловие // Жизнь науки. М., 1973. С. 360.
В биологии ценны работы И.П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения и особенно высшей нервной деятельности. И.П. Павлов пишет о подлинной истории их 20-летней коллективной работы так: «Он (читатель. - А.Г.) увидит, как мало-помалу расширялся и исправлялся наш фактический материал, как постепенно складывались наши представления о разных сторонах предмета и как, наконец, перед нами все более и более слагалась общая картина высшей нервной деятельности»*.
* Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. Предисловие // Жизнь науки. М, 1973. С. 390.
Интересны работы Л. Пастера, сначала занимавшегося химией. Он, после того как местные виноделы обратили внимание на проблемы болезни вина, в результате 20-летних исследований открыл биохимическую теорию брожения; разработал процесс, названный впоследствии пастеризацией; пять лет занимался проблемой болезни шелковичных червей, имевшей огромное практическое значение, так как в результате этой болезни в бедственном положении оказались более 3,5 тысяч владельцев недвижимого имущества шелководческих департаментов Франции. Л. Пастер почти пять лет жизни посвятил трудным экспериментальным исследованиям, потерял на этом свое здоровье, но тем не менее считал, что он счастлив, ибо принес пользу своей стране. И о долге ученого Л. Пастер писал так: «...Дело чести ученого, перед лицом несчастья пожертвовать всем ради попытки помочь от него избавиться. Поэтому, может быть, я дал молодым ученым благотворный пример длительных усилий в разрешении трудной и неблагодарной задачи»*.
* Пастер Л. Исследование болезни шелковичных червей // Жизнь науки. М., 1973. С. 370.
В науке биологии, кроме этих классических гипотез, превратившихся в подтвержденное научное знание, имеются и современные биологические гипотезы, которые в ряде случаев выдвинуты на стыке ряда наук. Мы их лишь перечислим, не имея возможности раскрыть их содержание и статус. Совместные работы физиологов и генетиков, специалистов по радиационной биологии и технологии, виноградарству и селекции способствуют созданию сорта винограда с заранее намеченными свойствами. Жизненно важными являются гипотезы о возможности получения значительных урожаев на солончаках, которых в мире 10 млн. км 2 , в то время как общая площадь культивируемых сегодня в мире земель составляет 15,5 млн. км 2 , т.е. значительный процент от всех земель в мире занимают засоленные почвы. Одной из них является гипотеза о культивации на этих землях галофитов - растений, устойчивых к соли. Селекционеры выводят сорта растений (галофиты), которые могут приносить урожай на ныне бросовых землях при поливе их соленой водой. С развитием генной инженерии количество гипотез на этот счет будет увеличиваться, и можно предвидеть значительные успехи в целенаправленном изменении многих видов живых организмов.
Мы привели гипотезы из различных областей естествознания. В общественных науках также возникает большое число разнообразных гипотез. Ранее было приведено несколько единичных гипотез, выдвигавшихся по поводу картины Рафаэля (1483-1520) «Портрет женщины под покрывалом (Донна Ве-лата)», написанной в 1515-1516 гг. Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» - возлюбленная художника, прекрасная булочница Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены - Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (И velo ), спускавшееся с головы на грудь, - знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, - жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отмечалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой»*.
* См.: Аннотация к картине Рафаэля «Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)». Л.: Эрмитаж. Выставка западноевропейского искусства, 1989.
В настоящее время все шире вводится преподавание философской науки логики в средних учебных заведениях: средних школах, гимназиях, лицеях, педучилищах, педколлед-жах, юридических колледжах и других государственных и негосударственных учебных заведениях. В этой связи автор настоящей книги выдвигал две педагогические гипотезы:
1) многие элементы логики надо вводить в обучение с 1-го класса;
2) преподавание систематического курса логики желательно начинать с 4-5 класса.
Нельзя преувеличить значение гипотез для юриспруденции и юридической практики. Здесь они называются версиями. Любое расследование преступления требует выдвижения всех возможных версий, объясняющих преступление, и их проверки.
В педагогической науке, в особенности в методике преподавания математики, физики, химии, биологии, истории и методике начального обучения, также выдвигаются свои гипотезы о путях более эффективного процесса обучения и воспитания и проводятся эксперименты в школах для подтверждения этих гипотез.
На основании приведенных примеров, иллюстрирующих гипотезы, выдвигаемые в физике, химии, биологии, в практике обучения и воспитания, можно с уверенностью сказать, что гипотеза является формой развития любого знания, в том числе в юриспруденции.
Чтобы правильно построить все возможные версии в юридической практике, надо знать как общие логические принципы построения гипотез, способы подтверждения гипотез, способы опровержения гипотез, так и учитывать специфические (особенные) признаки, присущие данным версиям, и единичные признаки, которые свойственны именно данному объекту, происшествию, событию, трагической гибели, катастрофе и др. социальным или природным явлениям.
В ходе расследования всякого преступления или трагического события следователи выдвигают множество версий, затем каждую из них проверяют. Например, версии по поводу гибели атомной подводной лодки «Курск», аварии на Чернобыльской АЭС, убийства какого-либо человека"и др. Подробнее о выдвижении версий будет сказано в задачах к данной теме.
/. Сколько и каких гипотез содержится в приведенном ниже тексте американского психофизиолога Ф.И. Макгигана? Определите вид гипотез и найдите их подтверждение. В какой форме сформулировано подтверждение? Прямой или косвенный способ подтверждения?
«Чрезмерный стресс убивает. Стрессовые ситуации повседневной жизни могут убивать медленно или внезапно... Проблема, как «разумно» реагировать на стрессовые ситуации, не нова. Предлагалось множество решений проблемы борьбы со стрессом. Самая распространенная: расслабить свое тело, если оно напряжено. Как же научиться достигать этого желательного состояния?
Релаксация - одно из старых понятий, но только в начале нашего столетия в научных работах оно обрело свое действительное клиническое значение. Наиболее тщательно апробированным и оригинальным методом обучения расслаблению является, на наш взгляд, разработанный американским ученым Э. Джекобсоном еще в 1908 г. метод прогрессивной релаксации.
Клинические наблюдения Джекобсона на протяжении семи десятилетий показали, что те из пациентов, кто научился расслабляться, вероятно, добавляли лет двадцать к своей жизни. И хотя прямых экспериментальных доказательств у него не было, огромный клинический опыт говорил в пользу такого предположения (гипотезы. - А.Г.).
К тому же наблюдения были вполне обоснованы физиологически, так как метод прогрессивной релаксации позволяет значительно снизить многие функции организма. Например, у многих овладевших этим методом, частота дыхания снижается" до 8 дыханий в минуту, а частота сердцебиений - до 40 ударов в минуту. В состоянии общей релаксации практически у всех прекращаются когнитивные (познавательные) процессы, хотя это бывает лишь при полном расслаблении мышц.
Существует гипотеза, что перенапряжение многих систем организма уменьшает тем или иным способом продолжительность жизни. Но твердо установлено, что хроническое перенапряжение организма в конце концов приводит к повреждению какой-либо системы, будто то сердечно-сосудистая, пищеварительная, когнитивная или другая. По-видимому, лишь точные экспериментальные данные могли бы ответить на вопрос о влиянии релаксации на продолжительность жизни».
//. Проанализируйте два отрывка из произведения Дж. Кри-зи «Приключения Барона».
Ситуация - украдены драгоценности. 1. «Все они (сейфы. - А.Г.) были вскрыты мастерской рукой. И этот мастер умел первоклассно работать газовым резаком. Пять из шести дверей сейфов зияли, распахнутые настежь. Стирн застонал от ужаса. А Бристоу со знанием дела изучал работу взломщика.
Насколько мне известно, на такое способны только трое, - сказал он. - Один в тюрьме. Остаются, стало быть, Ларк-Белка и Дейл-Мандраж.
Это, безусловно, не Ларк, - отозвался Джон.
Тогда это Дейл». Разъяснение.
Здесь применен косвенный способ подтверждения гипотезы (версии). Структура его такая:
Надо помнить, что при этом методе необходимо выполнить два условия:
1) перечислить все возможные гипотезы (версии), причем дизъюнкция может быть как строгой, так и не строгой;
2) следует опровергать все ложные гипотезы (версии).
Косвенный способ подтверждения гипотез может использоваться в следственной практике, давая достоверный вывод, но не в уголовных преступлениях.
Именно этот случай подтверждения гипотезы (версии) использован Дж. Кризи в приведенном отрывке.
Докажите, что оба вышеназванных условия выполнены, а поэтому заключение было сделано правильно. Какие суждения обозначают буквы а, Ь, с?
2. После обнаружения вскрытых сейфов и похищения драгоценностей потерпевший и полицейские выдвигают следующие гипотезы (версии).
«Гипотеза первая: тот, кто продал первую половину коллекции, уже пожалел об этом и хочет снова завладеть ею.
Гипотеза вторая: владелец второй половины жаждет восполнить коллекцию, как и Джон. Во всяком случае, маловероятно, что двадцатилетний молокосос способен самостоятельно провернуть такое ограбление. Кто-то, стоящий за его спиной, тщательно разработал операцию - парень был слишком хорошо информирован».
Сколько гипотез (версий) выдвинуто (две или три)? Какой вид гипотез (версий) приведен в этом тексте: общие, частные или единичные?
III . Проанализируйте два отрывка из произведения О.Блика «Дневники Прокейна». Сколько версий сформулировано в первом отрывке? Какой способ подтверждения гипотезы (версии) использован автором во втором отрывке?
1. «И он выпрыгнул из окна, или упал, или его выкинули».
2. «- Кроме нас четверых, Оллера и Дила, только вы знали о причастности к этому делу.
Констебль покачал головой.
Этого недостаточно.
Почему же? Джанет была со мной. Уайдстейн - дома, с женой и детьми, детективы - в Бруклине. Остаетесь вы и Прокейн. Прокейн сказал, что не убивал Франна. Значит, это вы».
Сравните с разъяснением к задаче № II .1. Все ли условия (первое и второе) здесь выполнены?
IV . Рассмотрите ряд гипотез (версий), сформулированных Д.Х. Чейзом в произведениях «Западня» и «Лучше бы я остался бедным».
1. «- Сегодня утром мистер Мастере, управляющий банка, позвонил помощнику окружного прокурора и сказал ему, что вашему мужу срочно понадобились пятьсот тысяч долларов. Оказывается, администрация банков информирует полицию в тех случаях, когда вкладчикам в срочном порядке выдаются большие суммы мелкими купюрами. Полиция вплоть до окончательного выяснения исходит из гипотезы, что эти деньги предназначены для выкупа».
2. «Он сообщил Ренику, что Одетта вчера вечером не встретилась с подружкой и не вернулась домой. Окружной прокурор сопоставил факты и сделал вывод. Он уверен, что Одетта похищена, и готовится к самой большой сенсации со времен дела Линдберга».
3. «- Нам неизвестно с достоверностью, что она похищена, - заметил я. - Деньги могли понадобиться ему для какой-то сделки.
Реник покачал головой.
Не думаю. Даже миллионер не станет просить управляющего открыть банк в воскресенье, если речь идет не о жизни и смерти. Готов биться об заклад, она похищена. Надо доложить Медоузу».
4. «- Джон полагает, что девушка похищена, но я не стал бы ломать над этим голову, пока подозрения не подтвердятся. Лично я думаю, что деньги понадобились Мальру для совершения крупной сделки».
5. «- Я понимаю, это кажется невероятным, - сказал Тре-верс, - но моя гипотеза прекрасно объясняет все известные нам факты.
Я не верю! Это только предположение. Ты же сам сказал, что у тебя нет доказательств!
Да... пока нет. Я понял, что это Кэлвин, лишь час назад. Но я найду доказательства. Я не сомневаюсь в этом. Послушай, я объясню тебе, почему я уверен, что это Кэлвин».
6. «- Не будем ссориться, милая, - сказал он. - Может, я ошибаюсь, но, если моя гипотеза подтвердится, наши отношения не изменятся, да?»
7. «Внезапно ей пришло в голову: если деньги действительно в подвале, они лежат в одном из индивидуальных боксов - какая остроумная идея спрятать деньги в таком ящике. Она подтащила стул к поставленным друг на друга боксам, забралась на него и взяла в руки верхний ящик. Он был замкнут.
Она проверила второй бокс, не сдвигая его с места; он тоже не открывался».
V . Проанализируйте фрагменты повести А.С. Пушкина «Дубровский». Сформулируйте все версии:
а) о причине пожара в доме Дубровского;
б) о предводителе разбойников;
в) о причинах пощады поместий Троекурова.
1. «- Теперь все ладно, - сказал Архип, - каково горит, а? чай из Покровского славно смотреть.
Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кисте-невки.
На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми. Некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием...
Бабы Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и, вероятно, главный, если не единственный виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Кирила Петрович послал губернатору подробное описание всему происшествию, и новое дело завязалось».
2. «Вскоре другие вести дали другую пищу любопытству и толкам. В *** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями. Удивлялись одному: поместья Троекурова были пощажены; разбойники не ограбили у него ни единого сарая, не остановили ни одного воза. С обыкновенной своей надменностью Троекуров приписывал сие исключительно страху, который умел он внушить всей губернии, также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях. Сначала соседи смеялись между собой над высокомерйем Троекурова, и каждый ожидал, чтоб незваные гости посетили Покровское, где было им чем поживиться, но наконец принуждены были с ним согласиться и сознаться, что и разбойники оказывали ему непонятное уважение... Троекуров торжествовал и при каждой вести о новом грабительстве Дубровского рассыпался в насмешках насчет губернатора, исправников и ротных командиров, от коих Дубровский уходил всегда невредимо».
VI . Сформулируйте (назовите) виды гипотез (общая, частная, единичная, рабочая, временная), которые выдвигают дети при анализе непонятных им слов, на основе книги К. Чуковского «От двух до пяти» (раздел «Ложное истолкование слов»).
Проанализируйте речь тех детей, с которыми вы встречаетесь, и найдите их аналогичное «словотворчество», т.е. вымыслы ребенка, подобные тем, которые привел К. Чуковский.
«Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам...
Услышала, например, трехлетняя Кира, что у какой-то женщины родились двойняшки, и в ту же минуту прибежала ко мне:
Понимаешь: родились два мальчика, и оба называются Яшки. Их так и назвали два Яшки (двояшки). А когда они вырастут, их будут звать Миша и Лева...
А когда маленькой Тане сказали, что у нее на наволочке ржавчина, она без смущения спросила:
Это мне лошадка наржала?
Лодырь - это человек, который делает лодки, а всадник - «это который в саду»; «деревня - где деревьев много», «кустарник - сторож, который караулит кусты». Мельница - жена мельника, а казак, конечно, муж козы. «Дядя Филя - спец», - про человека, который любит поспать.
Ни одного из этих слов дети не придумали сами, а услыхали от взрослых. И истолковали их по-своему. И при первом удобном случае попытались пустить в оборот...
Он (ребенок. - А.Г.) требует логики от каждого слова и если не находит ее, то выдумывает. Когда пятилетняя Елка впервые увидела ломоть пеклеванного хлеба, она всмотрелась в него и сказала с уверенностью:
Я понимаю. Это птицы его поклевали.
В самом деле, если не знать польского глагола питловаць (т.е. молоть чисто и мелко), приходится прибегнуть к такой выдумке.
Буржуазные психологи относятся к этим детским догадкам не слишком почтительно: «Уж не раз изучали, - говорит Пиаже, - спонтанную(!) этимологию, к которой дети питают такое пристрастие, и затем их изумительное стремление к вербализму, то есть к фантастическому истолкованию плохо понятых слов: если эти два явления показывают, как легко ребенку удовлетворить свой ум произвольными обоснованиями»*.
* Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932. С. 168.
Я же не могу не восхищаться упорной и планомерной работой ребенка, направленной к овладению языковыми ресурсами взрослых.
Без устали работает его самонадеянный мозг над анализом каждого непонятного слова и выдвигает одну за другой ряд рабочих гипотез, которые должны внести в этот хаос хотя бы иллюзорный порядок.
Незнание жизни заставляет ребенка поневоле оперировать этими временными гипотезами, но тут ничего страшного нет, так как гипотезы вскоре вытесняются точными данными, главным образом благодаря педагогическому вмешательству взрослых. Работая над подобными вымыслами, ребенок тем самым приручается к работе над реальными фактами» (курсив мой. - AT .).
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Основные способы проверки (подтверждения, доказательства) гипотезы:
1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики;
2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);
б) объяснительные (вскрывающие причины его);
в) описательно-объяснительные.
К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования :
Она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;
В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Примеры
Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества; доминирующей сферой является профессиональная.
Пример гипотезы в работе теоретического характера
Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси , в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.
Пример гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на сплоченность коллектива старших классов влияет количественное соотношение мужского и женского пола. При этом доминирующее количество мальчиков определяет то, что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.
План представляет собой определенный порядок разделов/глав, подразделов/параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план способствует лучшей организации самостоятельной деятельности исследователя, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.
Как правило, пункты плана соответствуют задачам исследования.
Пример
Задача исследования | Пункт плана (оглавления) |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | |
1. Охарактеризовать роли женщины в соответствии с гендерными особенностями. | 1.1. Характеристика ролей женщины в соответствии с гендерными особенностями |
2. Изучить источники, влияющие на формирование образа женщины. | 1.2. Источники формирования образа женщины у дошкольников |
3. Определить и охарактеризовать особенности образа женщины в представлениях старших дошкольников. | 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ 2.1. Характеристика инструментария и участников исследования 2.2. Особенности образа женщины в представлениях детей |