Главная » 1 Описание » Какое практическое значение имеет устойчивость внимания. Свойства вниманияосновные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Какое практическое значение имеет устойчивость внимания. Свойства вниманияосновные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Продолжение. См. № 17–19

Общее представление о внимании

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Demar». Если вы решили купить своему чаду качественную и удобную обувь, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «Demar». На сайте, расположенном по адресу http://kids-demar.com , вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать обувь по выгодной цене. Интернет магазин «Demar» имеет широкий ассортимент высококачественной детской обуви от кроссовок до зимних ботинок различных цветов и оттенков.

Термин внимание прочно вошел в повседневную речь, и с бытовой точки зрения мы хорошо понимаем его значение. А что же такое внимание с точки зрения психофизиологии?

Все познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, воображение, представление, память, мышление – имеют свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет и проявляется внутри всех познавательных процессов, направленных на объект. Внимание характеризует заинтересованность личности в объекте.

Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление и сосредоточенность на нем. Внимание тесно связано с установками, интересами и потребностями личности. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности, концентрированности на нем резко повышается, изменяется образ самого объекта, который становится более четким, ясным. Следовательно, внимание осуществляет взаимосвязь личности и объекта. Также чем более значим объект, тем напряженнее идет работа сознания.

Двусторонность внимания, выражающего отношение личности к предмету, на который направлено, проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, а с другой – объект привлекает внимание. Внимание проявляется сначала как настороженность, готовность сознания к восприятию сигнала и переходу к действию. Постепенно внимание принимает новые формы: оно проявляется в игнорировании внешних раздражителей, заторможенности внешней деятельности и углубленном, сосредоточенном восприятии объекта. Признаком такого внимания, направленного вовнутрь, является неподвижный, устремленный в одну точку взгляд. За видимой неподвижностью скрывается интенсивная внутренняя деятельность, которая может быть направлена в самые различные области интересов человека. В этой связи важно выяснить, каковы физиологические основы формирования внимания.

Логику организации внимания легко представить, используя предложенную Д.Бродбентом модель фильтра. Согласно этой модели большая часть поступающей в мозг сенсорной информации, не представляющей в текущий момент интереса для данного конкретного индивидуума, попросту отсекается, или, используя лексику Бродбента, отфильтровывается. Напротив, информация, на восприятие которой настроен субъект, вызывает активацию соответствующих отделов мозга даже в случае поступления очень слабого сигнала.

Основные свойства внимания
(по С.Л. Рубинштейну)

Концентрация. В психологической литературе под концентрацией внимания понимают избирательную направленность сознания на один или несколько предметов познания. При этом внимание концентрируется на существенной информации, а несущественная игнорируется. Концентрация внимания в таком случае состоит из двух взаимосвязанных частей – выделения существенного признака и отсеивания несущественных раздражителей.

Объем – это способность воспринимать определенный объем информации за короткий промежуток времени. Считается, что объем внимания взрослого человека составляет в среднем примерно 4–6 объектов за 0,1 сек., максимум 9 объектов. У ребенка объем внимания в среднем равен не более чем 2–3 объектам. Речь идет о коли¬честве не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.п.).

Объем внимания становится значительно большим, если объекты, находящиеся в поле нашего внимания, связаны между собой смыслом. Поэтому объем внимания – меняющаяся величина. Объем внимания при чтении осмысленного текста оказывается существенно большим по сравнению с концентрацией внимания на отдельных не связанных между собой элементах.

Распределяемость – важное свойство. Оно тесно связано с объемом внимания, поскольку понятие объема предполагает ограничение поля внимания и перераспределение внимания между несколькими объектами. Может ли человек одновременно сосредоточиться на нескольких предметах? Многие ученые придерживаются мнения, что человек может заниматься только одним предметом, но переходить от одного к другому с высочайшей скоростью, это создает видимость того, что человек распределяет внимание между двумя и более предметами одновременно. Однако известно, что люди с высокой способностью к концентрации внимания и его распределению могут успешно выполнять несколько действий одновременно. Так, например, французский психолог Ф.Полан мог декламировать одно стихотворение и тут же писать другое, декламировать поэму и в то же время мысленно производить арифметические действия с числами.

Распределение – профессионально важное качество для людей многих профессий, например, для учителя, который должен уметь держать в поле своего внимания изменение психологического, физиологического состояния одного или нескольких учащихся, следить за слаженностью работы в группах и т.п.

Устойчивость – время, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям, равным 2–3 сек., доходя до 12 сек. Так, например, часы, находящиеся вне поля зрения испытуемого на одном расстоянии, кажутся ему то удаляющимися, то приближающимися вследствие более или менее отчетливо слышимого их хода. Такое колебание восприятия связано с утомлением и адаптацией органов чувств к раздражителю. Устойчивость внимания позволяет более глубоко сосредоточиться на изучаемом объекте, открывая в нем все новые и новые стороны, характеристики, качества. Причем даже сильный посторонний раздражитель не может отвлечь сознание, поскольку устойчивость внимания делает его менее подверженным колебаниям и обеспечивает эффективность интеллектуальных операций. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, содержание его должно изменяться и обновляться. Однообразие притупляет внимание, а монотонность его гасит.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенностей материала, степени его трудности, известности, понятности, отношения к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальных особенностей личности.

Устойчивость внимания не исключает его переключаемости , т.е. способности быстрого перехода от одних установок к новым, возникающим соответственно изменившимся условиям. Способность к переключению обусловливает гибкость внимания, что является очень важным качеством. Оно позволяет сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Скорость переключения внимания у разных людей различна: одни легко и быстро переходят от одной работы к другой, у других «вхождение» в работу – трудная операция, требующая более длительного времени и значительных усилий. Скорость переключения внимания зависит от ряда условий, например, индивидуальных особенностей субъекта, в частности темперамента.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Высокая концентрация внимания может сочетаться со слабой переключаемостью.

Виды внимания

По возникновению и способу существования внимание делят на три основных вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное . Их сравнительные характеристики представлены в таблице.

Непроизвольное внимание – наиболее простое, как бы возникающее само собой, без сознательных усилий личности, без предварительного намерения. Иногда этот вид внимания называют непреднамеренным, пассивным, вынужденным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних факторов двух видов: характера и качества раздражителя, его силы и интенсивности, его новизны и необычности в данной ситуации; и внутренних: общей направленности личности на те или иные факторы или явления, благодаря которым они и становятся привлекательными. В индивидуальном развитии внимание обнаруживается очень рано, фактически с первых дней появления человека на свет. В его основе лежит биологическая реакция – ориентировочный рефлекс, возникающий в ответ на любое изменение окружающей среды. В результате анализа информации, которая поступает извне, складывается модель ситуации. Внезапное изменение параметров ситуации (стимула) приводит к рассогласованию новой информации с уже имеющимися представлениями, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс и пробуждает непроизвольное внимание. Главная побудительная сила непроизвольного внимания – новизна. Чем больше выражена у человека познавательная потребность, тем больше оснований ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется волевым усилием, сознательно поставленной целью. Оно выработалось в результате трудовой деятельности, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению главным образом социальные. Функция произвольного внимания на ранних этапах развития разделена между взрослыми и детьми. Взрослый выделяет объект, указывает на него ребенку и дает определение, ребенок отвечает на сигнал, прослеживая жест, беря предмет или повторяя слово. Постепенно дети самостоятельно ставят цели.

По мере овладения речью поведение подчиняется собственным речевым инструкциям. Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания, трудно заставить себя работать в непривычных условиях, где очень много новых раздражителей. Поэтому лучше работается тогда, когда есть четкий режим работы, когда рабочее место подготовлено и сильные посторонние раздражители устранены. Иногда дополнительные раздражители могут способствовать концентрации внимания. Когда в ЦНС существует доминирующее возбуждение, посторонние слабые раздражители создают дополнительные, не очень сильные очаги возбуждения, которые притягиваются к главному и укрепляют доминанту. Именно поэтому тихая музыка, незначительный рабочий шум помогают сосредоточиться. Произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует темп исполнения. Педагог, готовясь к объяснению новой темы, заранее предвидит, какие именно фрагменты материала могут оказаться наиболее трудными для восприятия. И в ходе объяснения учитель, приближаясь к этим участкам, активизирует внимание в поисках ответной реакции класса.

Сравнительная характеристика основных видов внимания

Таким образом, произвольное внимание выполняет свое основное назначение – управлять психической сферой человека при решении разнообразных практических и теоретических задач. Учителя хорошо знают, как трудно иногда при¬вести в рабочее состояние класс после перемены. Перевозбужденные дети не в состоянии сразу сосредоточиться на работе. Да и по ходу урока далеко не все учащиеся одинаково могут активизировать свое внимание в тот момент, когда к этому призывает учитель. А ведь своевременная активизация внимания – главное условие продуктивной классной работы, и здесь немалое значение имеет интерес. Он представляет собой психологическую потребность личности в определенных объектах и видах деятельности как источнике положительных эмоциональных переживаний.

Увлеченность приводит к перерастанию произвольного внимания в особый вид внимания – послепроизвольное. Его отличительная особенность – связь внимания с сознательной целеустремленностью. Эта связь поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, при этом исчезает сознательное волевое усилие, необходимое для сохранения внимания; из сферы сознания исчезает все, что прямо не связано с содержанием работы. И воля отходит на второй план; ее функции принимает на себя интерес к делу. Однако послепроизвольное внимание не может возникнуть сразу. Для его включения одного желания оказывается недостаточно. Оно возникает только как реакция на увлеченность делом и тем раньше, чем больше увлеченность. Никакие призывы и инструкции не приведут к активизации внимания, если учащиеся не испытывают настоящего интереса к работе.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Окончание следует

Страница 6 из 26

Устойчивость внимания.

Устойчивость внимания - свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все времяодним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.

Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.

Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того, чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень пристально, смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.

Чтобы быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Большое значение имеют внешне выраженные практические действия с предметами, оперирование ими. Это способствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному, разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.

Велико значение и внутренней, мыслительной деятельности, которая должна быть направлена на решение таких задач, содержание которых требует наилучшего отражение объекта внимания. Постановка внутри одной и той же все новых и новых частных задач и активные попытки решать их – одно из важнейших условий устойчивости внимания.

Даже при выполнении простых и многократно повторяющихся действий внимание может длительно сохраняться, если оно все время поддерживается такими раздражителями, которые каждый раз требуют выполнения определенного действия.

В опытах Добрынина испытуемые должны были зачеркивать карандашом кружки, быстро (со скоростью до трех в секунду) проходившие перед ними в окошечке ширмы, за которой находиласьлента (перематывавшаяся с вала на вал) с напечатанными на ней кружками, двигавшимися с определенной скоростью. Результаты опытов показали, что в этих условиях испытуемые могли работать безошибочно (несмотря на большую скорость передвижения ленты) в течение длительного времени – до 20 минут. За это время им приходилось зачеркивать до 3600 кружков.

Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его отвлекаемость . Ее физиологическая основа – или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или внутреннее торможение как результат однообразия деятельности или продолжительного действия одних и тех же раздражителей.

Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера этих раздражителей и их отношения к тому, на что направлено внимание. Однородные раздражители, т.е. сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее действие, чем разнородные раздражители. Зрительные раздражения, например, в случае необходимости реагировать на какое-либо зрительное впечатление оказывают более тормозящее действие, чем в том случае, когда во время действия посторонних зрительных раздражений надо реагировать на слуховые раздражители.

Весьма важное значение имеет характер деятельности, требующей к себе внимания. Восприятие, например, меньше страдает от действия посторонних раздражителей, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся в данный момент на восприятие окружающих предметов. Из процессов восприятия менее страдают от посторонних раздражителей зрительные восприятия.

Периодическое отвлечение или ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением направленности на него, называется колебанием внимания .

Колебания внимания происходят даже при очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре мозга.

Наличие периодических колебаний внимания может быть хорошо обнаружено при восприятии так называемых двойственных изображений. Чтобы уменьшить колебания внимания, полезно стараться мысленно представить пирамиду как, например, пьедестал (тогда она будет казаться обращенной вершиной к нам) или как пустую комнату, в которой видны три стены, пол и потолок (тогда пирамида будет казаться обращенной вершиной от нас). Сообщение изображению определенного предметного значения помогает удерживать внимание в одном направлении.

Небольшие колебания внимания наблюдаются очень часто. В ряде опытов по исследованию скорости реакции, в которых в ответ на действие какого–либо раздражителя (звук, свет) требуется возможно скорее сделать заранее обусловленное движение (например, нажать рукой на электрический ключ), было установлено, что если подаче раздражителя предшествует предупредительный сигнал “Внимание!”, то наилучший результат получается тогда, когда этот сигнал дается примерно за 2 секунды до подачи раздражителя. При более длительном интервале времени уже наступает колебание внимания. Такие небольшие колебания, естественно, оказываются вредными только тогда, когда от человека требуется очень быстрая реакция на какой-либо кратковременный раздражитель. В условиях же более длительной и разнообразной работы их влияние может быть ничтожно.

Не всякое побочное раздражение вызывает отвлечение внимания. При полном отсутствии каких бы то ни было внешних раздражителей удерживание внимания опять-таки бывает затруднительным. Слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости. Доминанта, согласно данным Ухтомского, не ослабляется, а поддерживается возбуждениями, вызываемыми действием побочных раздражителей (если они, конечно, в силу присущих им особенностей не являются такими, которые сами в состоянии вызвать новую, соответствующую им доминанту).

Динамической стороной познавательной деятельности является внимание. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира. Оно является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображения, речи, мышления, памяти), с помощью которых мы познаем объективный мир, а также непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека Психология внимания. Москва, 2001, с. 8. Чем активнее сосредоточивается внимание, тем успешнее идет деятельность человека.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же -- не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа -- содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то, как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то, как мысль, если припоминания или воображения, то, как представление и т. д.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его познаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть, устойчивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть.

Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал однообразен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понятности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являются интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы.

Важная проблема в практике обучения представлена различиями между ожиданиями взрослых в отношении «усидчивости» детей и действительной способностью последних удерживать внимание.

Представим себе: ученик умеет так сконцентрировать свое внимание, что все мельчайшие детали того или иного дела становятся ему ясны, его трудно отвлечь от выполнения этого дела. Более того, этот ученик может в таком состоянии находиться длительное время. Да, таких идеальных детей, наверное, немного. Но они есть, и именно о них можно сказать, что они обладают устойчивым вниманием.

Их противоположность - дети рассеянные. Они с трудом сосредотачиваются на чем-либо, а уж удержать свое внимание на этом хоть некоторое время - для них задача почти непосильная. Милые непосредственные детишки, вызывающие в обычной жизни умиление своей неуемной любознательностью, становятся для учителя настоящим наказанием.

На самом деле, учителям приходится иметь дело с неким промежуточным вариантом: с обычными детьми, в большинстве своем желающими хорошо учиться, радовать родителей отличными оценками. Но, к сожалению, иногда недоразвитие свойств внимания затрудняет им процесс обучения. При отсутствии устойчивого внимания на уроке резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда ученик сохраняет сосредоточенное внимание в течение каких-нибудь 10--15 минут, а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.

Устойчивость внимания важна не только в учении, но и во всякой другой деятельности. Например, футбольное состязание требует от игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этой интенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры. Отсутствие устойчивого внимания, падение его интенсивности в середине или конце игры почти всегда сопровождается поражением в спортивной борьбе.

То же значение имеет устойчивость внимания и в трудовой деятельности, обеспечивая равномерную продуктивность труда в каждый данный отрезок рабочего времени. При неустойчивом внимании такая равномерность отсутствует; в отдельные периоды рабочего времени работа идет хорошо, в другие -- слабо, а в целом продуктивность труда снижается.

Устойчивость внимания - это одно из свойств, которое характеризует способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание - это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно переменчивое явление, на которое могут оказать внимание как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание - это в психологии своего рода отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только умственные и психологические особенности, но также и заинтересованность личности в работе с тем или иными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания - это одно из важнейших условий успешной деятельности абсолютно в любой сфере. Благодаря данной категории, определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят. Несмотря на то что при концентрации на основном объекте все остальные как бы отходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Изучению внимания ученые посвящают достаточно много времени, его нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Оно неразрывно связано с множеством других явлений и рассматривается только в тесной взаимосвязи с прочими сопутствующими процессам, являясь одним из их многочисленных свойств.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание - это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации. Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности).

Важно понимать, что произвольное внимание - это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически. Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Основные свойства внимания

Психологи выделяют следующие устойчивость, направленность, распределенность, объем, интенсивность, переключаемость сосредоточенность. Рассмотрим их более детально.

  • Концентрация представляет собой способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте или процессе. Это означает, что он выделяется и обособляется из общего фона. Сила связи с объектом определяется тем, насколько ярким, выраженным и четким он является.
  • Объем внимания подразумевает количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием человека единовременно. В зависимости от этого люди могут воспринимать разное количество информационных единиц. Объем может быть определен при помощи специальных тестов. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы специальные упражнения для его увеличения.
  • Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте.
  • Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
  • Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания.

Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге. Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.

Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.

Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Уровни внимания

Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:

  • уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
  • энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
  • уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
  • уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
  • внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
  • уровень воли - это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
  • уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.

Как развить устойчивость внимания

На данный момент существует множество методик и тестов, которые позволяют определить уровни устойчивости внимания. К сожалению, результаты их не всегда бывают удовлетворительными, но эта ситуация вполне поправима. Развитие устойчивости внимания становится возможным, благодаря приемам, разработанным психологами. Это позволяет повысить работоспособность, а также обучаемость.

Наиболее эффективными и часто применяемыми являются следующие упражнения:

  • Выставьте таймер своего мобильного телефона на две минуты. Все это время вы должны полностью сосредоточить свое внимание на кончике пальца (неважно какого). Если с данной задачей вы справитесь без проблем, то постарайтесь усложнить ее. Например, включите телевизор и старайтесь уже на его фоне удерживать внимание на пальце. Лучше всего, если вы сделаете подобные тренировки ежедневными.
  • Займите удобное положение и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Также можно попытаться почувствовать биение сердца. При этом в помещении не обязательно должна быть идеальная тишина, можно включить музыку. Это упражнение полезно не только для развития концентрации внимания, но также и для релаксации.
  • Находясь в общественном транспорте, займите место у окна и полностью сконцентрируйтесь на стекле, не обращая внимание на объекты за ним. Позже поменяйте приоритет.
  • Следующее упражнение выполняется перед сном, ведь оно не только развивает концентрацию, но также помогает расслабиться. Возьмите стандартный лист с текстом и посередине поставьте точку зеленым фломастером или маркером. Смотреть на нее нужно на протяжении 5 минут, при этом не допуская проникновения в сознание никаких посторонних мыслей.
  • Если ваша деятельность связана с восприятием звуков, то необходимо тренировать именно этот аппарат. Желательно выйти в парк и на протяжении 10 минут постараться слышать исключительно звуки природы, не обращая при этом внимания на разговоры прохожих или шум проезжающих машин.

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Это приносит успех в профессиональной и повседневной деятельности. Если ваши природные способности находятся не на самом высоком уровне, то необходимо развивать их при помощи специальных упражнений.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания - это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности.

В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Процесс избирательной концентрации

Это психологический и умственный процесс, который заключается в фильтрации внешних раздражителей и стимулов, с целью выделения тех, которые действительно требуют концентрации и сосредоточения.

Это явление постоянно изучается психологами на предмет того, насколько умственные процессы зависимы от избирательной деятельности мозга. Это можно объяснить на простом примере. Если поначалу в шумном месте мы слышим гул голосов, то, как только кто-то обращается непосредственно к нам, мы начинаем акцентировать свое внимание только на этом в то время, как фоновые шумы теряются.

Психологи провели такой эксперимент: в уши испытуемого были вставлены наушники, в которые подавались разные звуковые ряды. К их удивлению, человек слышал только одну из дорожек. При этом, когда подавался определенный сигнал, внимание переключалось на другую мелодию.

Избирательное внимание касается не только слуха, но также и зрительного восприятия. Если вы попытаетесь каждым глазом уловить разные картинки на двух мониторах, то у вас ничего не получится. Вы сможете отчетливо увидеть только одно изображение.

Таким образом, можно сказать, что человеческий мозг обладает способностью фильтровать информацию, которая поступает посредством тех или иных каналов, акцентируя внимание только на одном из существенных моментов. Концентрация и переключение внимания могут определяться внутренними или внешними факторами.

Вывод

Устойчивость внимания - это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации. Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов.

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость - это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Разные виды деятельности предъявляют особые требования к вниманию человека. В одном случае необходима молниеносная точность в восприятии движений, в практических или умственных действиях, в другом - длительное сосредоточение на одном объекте или одновременное внимание к нескольким и др. Исторически сформировались различные свойства внимание: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем (рис. 29).

Концентрация внимания.

Внимание характеризуется сосредоточенностью на конкретном объекте психической деятельности, имеет определенную интенсивность, а значит определенную степень концентрации. Чем сильнее сосредоточение, тем больше вследствие отрицательной индукции тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленный и более продуктивной становится сама деятельность. Такое торможение способствует концентрации возбуждения в ограниченных участках коры головного мозга.

Концентрация внимания проявляется в том, что внимание поглощается одним объектом. Показателем ее интенсивности является устойчивость к помехам, невозможность отвлечения внимания от предмета деятельности посторонними раздражителями. Скажем, увлекшись каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что вокруг нас происходит (отрицательная индукция). Классическим примером исключительной сосредоточенности внимания считается

Рис. 29. в

трагический случай с Архимедом, который настолько был увлечен решением оборонных проблем, что во время осады Сиракуз не позаботился о собственной безопасности и поплатился за это своей жизнью. Известен неординарный случай, когда греческий философ Сократ в беседе со своими учениками погрузился в глубокое сосредоточение на обсуждаемых проблемах. В неподвижности он простоял всю ночь, не воспринимая и не реагируя на окружающих даже тогда, когда стража, громыхая, ходила мимо него. И только с восходом солнца он вышел из этого состояния.

Устойчивость внимание.

Устойчивость внимания проявляется в длительности ее сосредоточенности на объекте. Она характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целенаправленность, а потому является необходимым внутренним условием выполнения задания до конца. Свойство это зависит от силы нервных процессов, характера деятельности, отношения к делу, сложившихся привычек, умение работать.

Устойчивость внимания усиливается, когда содержание деятельности вызывает интерес, когда мы что-то делаем с объектом внимания, постоянно обнаруживаем в нем новые особенности. Устойчивость внимания является и условием, и следствием целенаправленной деятельности человека. Внимание к объекту вызывает необходимость действия, а действие еще более сосредотачивает внимание на объекте, что, в свою очередь, является непременным условием мобилизации умственных сил для преодоления трудностей. Умеренные трудности, которые преодолеваются в процессе работы, усиливают устойчивость внимания.

Рис. 30. в

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость внимания объектами, не касающиеся деятельности. Чем менее устойчивое внимание, тем чаще и легче отвлекается юная побочными стимулами, в результате чего снижается эффективность познавательной или продуктивной деятельности. Невольно отвлекают внимание резкие и сильные внешние раздражители, внезапные динамические изменения реагентов, эмоционально действующие факторы. Борьба с отвлечением внимание требует тренировок в выполнении заданий в не совсем благоприятных условиях.

С устойчивостью связано также явление, которое имеет название колебания внимания. Оно проявляется в том, что сосредоточенность и устойчивость внимания периодически становятся более или менее интенсивными. В обычных условиях они малозаметны, но в восприятии еле заметных раздражителей эти колебания внимания происходят очень часто, через каждые несколько секунд (2-5, максимум 12 с). Наблюдения свидетельствуют, что колебания внимания через 15-20 мин. в основном приводят к непроизвольному отвлечению от объекта.

Колебания внимания сначала были обнаружены в сенсорных формах. Если прислушаться к едва слышного тиканья часов, то оказывается, что звуки периодически ослабевают и совсем исчезают. При этом создается впечатление, что источник звучания то приближается, то отдаляется. Если в течение нескольких минут смотреть на изображение (рис. 30), то легко заметить, что меньший квадрат словно или выдвинут вперед, или отходит на задний план. Эти изменения наблюдаются скачкообразно через небольшие промежутки времени (рис. 31). В естественных условиях колебания внимания прослеживаются, например, когда мы пытаемся воспринимать объекты вдали, в частности самолет на небосклоне, лодка на горизонте в море, человека в

Рис. 31. в

степи; они то появляются на короткое время, то снова погружаются в марево неба, моря или равнины степи. В условиях разнообразной и содержательной мыслительной или практической деятельности периоды колебаний становятся реже, но сохраняются. За напряженной учебной деятельности возможны пропуски вниманием отдельных элементов лекции или текста книги. Иногда они учащаются и снижают эффективность обучения.

Причины колебания внимания следует искать прежде всего в необходимости восстановления работоспособности истощенных корковых центров и торможение вследствие динамики процессов иррадиации и концентрации отрицательной индукции. При этом стоит учитывать, что на пределе возможностей незначительные изменения потенциала нервной клетки отражаются на устойчивости внимания; этот потенциал быстро восстанавливается, как и исчерпывается до определенного предела, что и отражается на колебаниях внимания. Кроме того, на характер колебания внимания влияют особенности нервной системы человека, условий, содержания, напряжения и продолжительности деятельности. Зная эти свойства внимания, надо предвидеть изменения и перерыва в деятельности, избегать дублирования и автоматизации производственных процессов, когда это может иметь негативные последствия.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта