Главная » Заготовка и хранение » Практикум по земледелию. Министерство высшего образования и науки

Практикум по земледелию. Министерство высшего образования и науки

Школьникам и абитуриентам , Английский язык

Учебник, созданный известными специалистами в области преподавания английского языка О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой, предназначен для учащихся общеобразовательных школ и является основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят две рабочие тетради, книга для учителя, аудиоприложение и рабочая программа.Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Афанасьева Ольга Васильевна , Михеева Ирина Владимировна 2017

Английский язык как второй иностранный. 9 класс. 5-й год обучения. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам , Английский язык

Тетрадь является составной частью УМК "Английский язык как второй иностранный", созданного известными специалистами в области преподавания английского языка О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой, и соответствует ФГОС основного общего образования. Пособие предназначено как для самостоятельной работы учащихся дома, так и для работы в классе.Специальными значками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений и личностных качеств учащихся.


Афанасьева Ольга Васильевна , Михеева Ирина Владимировна 2017

Английский язык как второй иностранный. 4 год обучения. 8 класс. Учебник

Школьникам и абитуриентам

Учебник, созданный известными специалистами в области преподавания английского языка О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, предназначен для учащихся 8 классов и является основным компонентом учебно-методического комплекта для четвертого года обучения, в который также входят две рабочие тетради, электронное приложение, аудиоприложение, книга для учителя и методическое пособие.Учебник переработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.


Афанасьева Ольга Васильевна , Михеева Ирина Владимировна 2017

Английский язык как второй иностранный. 5 класс. 1-й год обучения. Учебник

Школьникам и абитуриентам

Учебник, созданный известными специалистами в области преподавания английского языка О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой, предназначен для учащихся общеобразовательных школ и является основным компонентом учебно-методического комплекта, в который также входят две рабочие тетради, книга для учителя и рабочая программа.Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки РФ.


Афанасьева Ольга Васильевна , Михеева Ирина Владимировна 2017

Английский язык как второй иностранный. 6 класс. 2-й год обучения. Учебник

Школьникам и абитуриентам

Учебник, созданный известными специалистами в области преподавания английского языка О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, предназначен для учащихся общеобразовательных школ и является основным компонентом учебно-методического комплекта для второго года обучения, в который также входят две рабочие тетради, книга для чтения, книга для учителя и аудиоприложение.Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.


Афанасьева Ольга Васильевна , Михеева Ирина Владимировна 2017

Английский язык как второй иностранный. 6 класс. 2-й год обучения. Рабочая тетрадь №1 к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой

Школьникам и абитуриентам

Тетради являются составной частью УМК "Английский язык как второй иностранный", созданного известными специалистами в области преподавания английского языка О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой и соответствуют ФГОС основного общего образования. Пособия предназначены как для самостоятельной работы учащихся дома, так и для работы в классе.Специальными значками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений и личностных качеств учащихся.


В.Д. Нагорный

ПРАКТИКУМ ПО ЗЕМЛЕДЕЛИЮ

Москва 2013
УДК 631.5 (075.8)

П.М. Политыко, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий отделом земледелия Научно-исследовательского института сельского хозяйства Нечерноземной зоны

В.В. Введенский, заведующий кафедрой генетики, растениеводства и защиты растений, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, Российский университет дружбы народов

«Практикум по земледелию»/ Нагорный В.Д., -М.: Изд-во РУДН, 2014, 90 (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений)

Учебный практикум разработан в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта. В учебном пособии представлены методы, упражнения и расчеты, позволяющие определять основные свойства - агрофизические свойства почв, органическое вещество, биологические свойства, рассматриваются и оцениваются различные приемы обработки почв и борьбы с сорняками почв. Предложены упражнения по агрономической и экономической оценке севооборотов, выбору агрономических и химических способов борьбы с сорняками Степень усвоения отрабатываемых в процессе обучения методов ы и упражнений определяется контрольными вопросами.

Практикум предназначен для студентов, обучающихся по специальности 110400 – Агрономия очной и заочной формы обучения.

Печатается по решению Редакционно-издательского Совета РУДН.

Предисловие

Агрофизические свойства почв

Морфологическое описание почв и правила отбора почвенных образцов

Определение объемной массы почв

Определение удельной массы твердой фазы почв

Определение влажности почв

Определение различных форм воды

Расчет общей пористости почв

Гранулометрический состав почв

Водопотребление

Расчет объемной доли различных форм влаги в почве

Определение гранулометрического состава почв

Химические свойства почв

Определение кислотности почв

Ацидометрическое определение содержания карбонатов в почве

Органическое вещество почвы

Определение биологической активности почвы

Определение активной органики в почве

Определение активности аммонификации в почве

Определение нитратного азота в почве

Способы обработки почвы

Обработка почвы в технологическом цикле выращивания культур

Выбор приемов обработки почвы при выращивании конкретной культуры

Классификация севооборотов

Проектирование и освоение севооборотов

Экономическая оценка продуктивности севооборотов

Расчет баланса гумуса в почве

Сорные растения и методы борьбы с ними

Одно и двухлетние сорные растения

Многолетние сорные растения

Вредоносность сорных растений

Методы борьбы с сорными растениями

Комплексные методы борьбы с сорными растениями

Технологии и технологические средства в земледелии

Основные технические средства, используемые в земледелии и требования, предъявляемые к ним

Принципы комплектования почвообрабатывающих и посевных агрегатов

Паспорт дисциплины

Предисловие
Почва является основным средством сельскохозяйственного производства. Успешное или неуспешное использование этого природного ресурса предопределяется, с одной стороны, ее естественным качеством – плодородием, а с другой – уровнем сознательной деятельности производителя сельскохозяйственной продукции, отражающим понимание или незнание тех специфических и изменяющихся свойств почвы, которые необходимо учитывать при выращивании различных культур в разных экологических условиях. Знание физических, химических и биологических свойств почвы, умение адаптировать агротехнологии к конкретным условиям позволяют не только успешно использовать природный ресурс почвы, предохранять ее от деградации и сохранять ее для будущих поколений.

Практическое изучение агрофизических свойств почвы, отработка упражнений по оптимизации ротации выращиваемых культур, ознакомление с принципами комплектации агрегатов для различных систем обработки почвы и борьбы с сорной растительностью, выполнение практических расчетов, необходимых для оптимизации различных элементов применяемых технологий (баковые смеси гербицидов, дозы минеральных и органических удобрений, норм посева и высадки выращиваемых культур), – это все то, что необходимо знать и уметь будущему специалисту.

Агрофизические свойства почв

Агрофизические свойства почв каждой местности определяются природными свойствами минеральной и органической части почв, размером почвенных частиц, их взаимным расположением. Природа и свойства почвенных частиц и сформированных из них агрегатов предопределены как местными почвообразующими материнскими породами, так и гетерогенным материалом, привнесенным со стороны. Непрерывные процессы трансформации и перераспределения подвижных минеральных и органических веществ, которые происходят в почвах постоянно под влиянием природных сил и производственной деятельности человека, которые приводят к формированию специфичных горизонтов в почвенном профиле. Данные о минеральном и органическом составе почвенных частиц, о плотности и пористости горизонтов, о способности почвы формировать структурные агрегаты, об общей влагоемкости и водоудерживающей способности почвы позволяют судить о степени пригодности почвы для возделывания сельскохозяйственных культур в целом или для выращивания одной специфичной культуры, в частности.

К агрофизическим свойствам почвы относят объемную массу почвы, плотность твердой фазы почвы, общую и капиллярную скважность, полную полевую влагоемкость, уровень аэрации и наименьшую полевую влагоемкость. Химические свойства почв характеризуют по уровню кислотности или щелочности почвенного раствора, составе поглощенных оснований и свободных солей в почве. Содержание питательных элементов и степень их мобильности определяют пищевой режим растений. О всех этих свойствах каждой конкретной почвы судят по результатам анализа почвенных образцов, взятых из каждого почвенного горизонта.

Работа 1 . Морфологическое описание почв

и правила отбора почвенных образцов
Работа состоит из двух этапов. Первый этап – описание почвы по видимым морфологическим признакам, как на поверхности почвы, так и описание хорошо различимых горизонтов (слоев) почвенного профиля. Эта работа выполняется как в период учебной и/или научно-производственной практики, так и в лабораторных условиях по имеющимся монолитам различных почв. На втором этапе работы студенты знакомятся с правилами отбора образцов почвы для определения ее агрофизических свойств.
Ход работы:

Этап 1. Для обоснования проявления тех или иных морфологических признаков почвы необходимо описать топографию участка, характер растительного покрова и найти сведения о климатических условиях (среднее количество и характер распределения осадков, сезонные колебания температур воздуха, глубина залегания грунтовых вод), которые оказали непосредственное влияние на формирование почвы. Следует упомянуть о характере и степени антропогенного воздействия на конкретную почву.

Внешние морфологические признаки описывают по открытому почвенному разрезу или по имеющемуся монолиту конкретной почвы. Для разреза выбирают типичное место, которое может характеризовать почвенный покров на площади от 10 до 100 и более гектар. При уклоне местности, не превышающим 5 о, закладывается один разрез, при большем уклоне для более объективной характеристики почвы может потребоваться закладка до трех разрезов: у основания склона, на средней его части и на водоразделе.

Как правило, разрез закладывается на глубину 1-1,5 м или до горизонта, в котором отсутствуют корни растений.
Рис. 1 Проекция почвенного разреза

Пахотный слой

Гумусный горизонт

Переходныйгоризонт
Иллювиальный горизонт

Отбор проб почвы

цилиндром из каждого Материнская порода

горизонта

Разрез почвы от ее поверхностного слоя до слабо измененной подстилающей материнской породы обнаруживает несколько слоев и горизонтов, хорошо различимых по цвету, морфологическим элементам и новообразованиям или включениям, привнесенными механически. Каждый тип почвы имеет свои характерные ему горизонты.

На фотографиях, приведенных ниже, показаны типичные профили различных почв. Описание морфологических признаков поверхностного слоя почвы и каждого горизонта почвенного профиля включает цвет, структуру, толщину горизонта (слоя), наличие корней и биогенных образований, характер переходных горизонтов, наличие конкреций химической природы и прочие отличительные признаки. Дается предварительная характеристика гранулометрического состава на основе формирования шариков и жгутиков из увлажненной почвы. Все эти признаки в совокупности позволяют диагностировать различные типы, рода, виды и разновидности различных почв.
Рис. 2. Типичные профили различных почв



На рис. 2 представлены последовательно изображенные профили черноземной, дерново-подзолистой, аллювиальной и гидроморфно-глеевой почв.

Описание профиля разрезов дается в следующей форме:

Этап 2. Отбор образцов почв

Для детального изучения агрофизических свойств конкретной почвы, как правило, выбирают типичную площадку и открывают разрез почвы шириной 0,8-1,0 м и до глубины проникновения корней растений или до материнской породы. На стенке разреза почвы выделяют генетические горизонты, определяют их мощность и описывают видимые характерные признаки каждого горизонта. После чего из каждого горизонта отбирают два вида образцов. Один смешанный образец, который отбирается из каждого горизонта и предназначен для изучения гранулометрического состава, удельной массы твердой фазы, и интересуемых агрохимических показателей (кислотность или щелочность, содержание углерода, общего азота, поглощенные основания и др.). Другой, с ненарушенной структурой, – для определения водно-физических свойств почвы: объемной массы почвы, общей и капиллярной влагоемкости. На основании полученных данных рассчитывают уровень аэрации, долю доступной и недоступной влаги, мертвого запаса влаги. Такой же образец берут из каждого выделенного горизонта почвы.

Смешанный образец почвы каждого горизонта (слоя) в открытом разрезе берется путем скалывания почвы ножом со стенки горизонта не менее чем в 20 местах. Общая масса сырой почвы должна быть не менее 500 грамм. В некоторых случаях смешанный образец берут почвенным буром по всей площади элементарного участка. И его также составляют не менее чем из 20 индивидуальных проб. В этом случае, смешанный образец берется из двух слоев почвы – из пахотного (20-30 см) и подпахотного слоя (20-40 или 30-60 см).

Образцы почвы с ненарушенной структурой отбираются почвенным буром Качинского или специальным цилиндром из нержавеющей стали с заостренными краями для облегчения продавливания. После взятия образца из верхнего горизонта, открывается следующий горизонт для обеспечения доступа к нему и создания возможности продавливания цилиндра вглубь горизонта. Это можно проделать также с помощью бура Качинского, но для этого потребуется сохранение всего сквозного керна почвы. Однако при этом не всегда удается не нарушить плотность и сложение почвы на разных глубинах. Каждый образец почвы помещают в полиэтиленовый пакет или коробку. В пакет и коробку вкладывают этикетку, такую же этикетку приклеивают к пакету (коробке).

Этикетка должна содержать следующую информацию:


Землепользователь:

Участок:

Разрез №…

Координаты

Тип почвы:

Горизонт, см

Задания. 1. Изучить биологич еские особенности сорных растений, их классификацию, ареалы распространения и меры борьбы с ними. 2. Пользуясь гербарием и учебным пособием, изучить и описать наиболее распространенные в зоне вуза сорные растения по форме, приведенные в таблице. 3. Изучить методы определения засоренности сельскохозяйственных угодий и освоить методику картирования сорно-полевой растительности. 4. Составить картограмму засоренности полей для севооборота на основании материалов, выданных преподавателем. По каждому полю севооборота с учетом засоренности определить меры борьбы с сорняками. 5. Причина выделения уровней засоренности или порогов вредоносности сорных растений. В чем заключаются различия между критическим и экономическим порогами вредоносности? 6. Агротехнические меры борьбы с сорняками. 7. Какие имеются группы и виды гербицидов? Условия и способы их применения. 8. Биологические меры борьбы с сорняками. 9. Установить различия между системами мероприятий по борьбе с малолетними, корневищными и корнеопрысковыми сорняками. 10. Ознакомиться с гербицидами по образцам.

Модуль 3 Севообороты

Введение 3.1. Принципы построения севооборотов и их классификация.

3.2. Составление схем чередования культур в севооборотах 3.3. Составление плана перехода к запроектированному севообороту (освоение севооборота)_

3. Севообороты

Многие сельскохозяйственные культуры при выращивании на одном и том же месте в течение ряда лет сильно снижают урожайность, чередование же культур по полям повышает продуктивность растений. Но это должно быть не простое чередование культур, а учитывающее особенности биологии культур, технологии их выращивания и структуру почвенного покрова (СПП), т.е. научно обоснованное. В ряде регионов страны отдельные поля весной и летом оставляют свободными от выращивания культур, на них проводят мероприятия по восстановлению почвенного плодородия и накоплению влаги, содержат в чистом от сорняков состоянии. Такие поля называют чистыми п арами. Научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и в пространстве (на полях) или только во времени называют севооборотом.

Рассмотрены методы изучения наиболее важных в агрономическом отношении показателей почвенного плодородия. Даны описание и определение сорных растений по семенам и всходам. Приведена методика картографирования засоренности посевов. Изложены принципы проектирования севооборотов, методы контроля качества полевых работ, основы методики разработки систем земледелия.
Для студентов вузов по агрономическим специальностям.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ.
Метод исследования, когда по результатам изучения небольшой группы объектов (пробам почвы, площадкам для учета сорняков, растениям и т. д.) делают заключение о всей наблюдаемой совокупности, называют выборочным. Он является основой всех экспериментальных работ в земледелии - опытов, полевых и лабораторных наблюдений и учетов. Характеристики, полученные на основе выборки, имеют смысл, если изученные объекты представляют данную совокупность. Репрезентативность (представительность) выборки достигается случайностью отбора, достаточным объемом выборки и правильным определением границ изучаемой совокупности.

В качестве показателя репрезентативности выборки обычно используют отношение выборочной средней к истинной средней, выраженное в процентах. Чем ближе это отношение к 100 %, тем репрезентативнее отбор. Для сельскохозяйственных исследований границами хорошей репрезентативности можно считать ±5 %, т. е. от 95 до 105 %, а удовлетворительной репрезентативности ±10 %, т. е. от 90 до 110 %. Отбор, репрезентативность которого выходит за пределы ±10 %, недостаточно характерен, и в этом случае оценка средней изучаемой совокупности сильно искажена.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по земледелию, Васильев И.П., Туликов А.М., Баздырев Г.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Интегрированная зашита растений от вредных организмов, Баздырев Г.И., Третьяков H.H., Белошапкина О.О., 2014
  • Основы профессиональной педагогики, учебное пособие, Васильев С.В., Ронжина Н.В., 2017
  • Редакторская подготовка изданий, Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьева В.И., 2002
  • Развитие предметных и метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности, Физика и астрономия, Сборник методических материалов, Власова А.А., Румбешт Е.А., Трифонова Л.Б., Червонный М.А., 2018

Следующие учебники и книги.


Скачать: .djvu

В.Г. Витязев, Г.Ф. Лебедева, И.Б. Макаров, В.П. Самсонова
ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕМУ ЗЕМЛЕДЕЛИЮ
(Под общей редакцией В.Г. Витязева)
Издательство Московского университета
2000
ББК 40.4 В 54
УДК 631.4
Рецензенты:
Кандидт биологических наук В.С.Егоров Кандидат биологическмх наук А.А.Яскин
Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Московского университета
2 В.Г.Вйтязёв, Р.ФЛёбедева, И.Ё.Макаров, В.П.Самсонова, Практикум по В 54 общему земледелию„-М.:Изд-во Моск.ун-та. 2000, 95 с.
В работе представлены основные разделы курса общего земледелия: севообороты, обработка почвы, сорно-повевые растения и меры борьбы с ними, показатели качества семенного материала, способы посева и посадки культур. По каждому разделу даются ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов.
ББК 40.4
ISBN 5-211-03616-6
© Московский государственный университет, 2000
ПОСЕВНЫЕ КАЧЕСТВА СЕМЯН ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ СЕМЯН К ПОСЕВУ
Посевные качества семян
В комплексе агротехнических мероприятий, применяемых для получения высоких урожаев, большое место занимает улучшение качества посевного материала. Только хорошие семена лучших районированных сортов дают высокий урожай. П.А.Костычев по этому поводу писал, что употребление на посев лучших, т.е.наиболее развитых, крупных и тяжеловесных зерен сравнимо по своему влиянию на урожай с удобрениями или лучшей обработкой почвы.
Качество семян определяют в образцах, отбираемых в несколько этапов.
Партия семян - определенное количество однородных семян, одной культуры, сорта, репродукции, сортовой чистоты, урожая одного года, одного происхождения.
Контрольная единица- предельное количество семян одной партии или ее части, для определения качества которой отбирают один исходный образец.
Выемка- небольшое количество семян, отбираемых от партии или ее части (контрольной единицы) за один прием для составления исходного образца.
Исходный образец - совокупность всех выемок, отобранных от партии семян или ее части (контрольной единицы).
Средний образец- часть семян исходного образца, выделенная для лабораторного анализа.
Навеска- часть семян среднего образца, выделенная из иего для определения отдельных показателей качества семян.
Отбор проб производится в несколько этапов.
Вначале от партии семян с помощью конусных, мешочных или цилиндрических щупов и пробоотборников в пяти местах с разных глубин отбирают выемки для составления исходного образца. Из полученного образца выделяют три средних образца, которые направляются на анализ в лабораторию.
В образцах определяют следующие показатели.
1. Масса 1000 зерен. Масса 1000 зерен, выраженная в граммах, является признаком, характеризующим качество семенного материала. Крупные, тяжеловесные семена с большим запасом питательных веществ в полевых условиях при прорастании дают более мощные всходы, которые в дальнейшем хорошо развиваются и дают более высокий урожай. Масса 1000 зерен используется при расчете нормы высева.
2. Чистота семян. Под чистотой семенного материала понимают содержание в нем семян основной культуры, выраженное в процентах от массы семян, взятой для анализа (ГОСТ 12037-66). Чистота указывает на наличие или отсутствие в посевном материале
1 * - № 6775
3
примесей. Примеси загрязняют и часто увлажняют семенное зерно, что приводит к порче его при хранении, мешает правильному высеву, засоряет посевы и тем самым снижает величину и качество будущего урожая. Примеси разделяют на следующие фракции: 1) отход основной культуры- это щуплые, раздавленые, разломанные зерна;
2) живой сор- семена других культур и сорняков; 3) мертвый сор-солома, комочки почвы и т.п.
3. Всхожесть семян. Под всхожестью семян понимают количество нормально проросших семян в пробе, взятой для анализа, выраженное в процентах (ГОСТ 12038-66).
Всхожесть семян определяют путем проращивания их при оптимальных условиях, установленных для каждой культуры ГОСТ’ом.
По чистоте и всхожести посевной материал зерновых культур делится ГОСТ"ом на три класса (табл.1).
4. Энергия прорастания характеризует дружность прорастания семян. Она равна проценту нормально проросших за определенный срок семян (ГОСТ 12308-66). Выявляют ее в одном анализе с определением всхожести, но подсчет прорастания семян производят раньше. Для большинства зерновых культур энергию прорастания учитывают на третьи, а всхожесть- на седьмые сутки.
Энергия прорастания имеет важное производственное значение. Так, было установлено, что при высеве семян яровой пшеницы, проросших на третьи сутки, сохранилось растений к уборке вдвое больше, чем при высеве семян, проросших на седьмые сутки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта