Главная » Несъедобные грибы » Понятие об информатике, информации, ее видах и способах оценки. Понятие об информатике как научном направлении

Понятие об информатике, информации, ее видах и способах оценки. Понятие об информатике как научном направлении

В учебнике рассмотрен широкий круг вопросов, относящихся к разным уровням обработки: первичной с помощью элементарных цифровых устройств, процессорной с использованием микрокоманд и команд, программной обработки на уровне компьютерных устройств, обработки при передаче данных по компьютерным сетям с использованием коммуникационных протоколов. Приведены основные понятия информатики и компьютерной техники. Рассмотрены вопросы информационной безопасности. Задачами данной дисциплины являются изучение широкого круга вопросов, связанных с представлением, обработкой, передачей, хранением и защитой информации, аппаратными средствами и программным обеспечением компьютеров и телекоммуникационных сетей, а также овладение навыками их применения.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Излагаются основные понятия и определения, составляющие основу индустрии информатики, рассматриваются основные свойства информации, оценка ее количества и качества, задачи и методы обработки с использованием новых технологий, теоретические вопросы, связанные с передачей информации, а также технические средства передачи и их особенности.
    Пособие включает 16 лабораторных работ, посвященных офисным средствам обработки информации, работе в Интернете, а также представлению и обращению различных видов численных данных на компьютере.
    В основу пособия положен курс лекций поданной дисциплине, читаемый автором в течение нескольких лет в Рязанском государственном радиотехническом университете для студентов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника».
    Для студентов дневного и заочного отделений бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям 230100«Информатика и вычислительная техника», 090100 «Информационная безопасность». Может быть полезно студентам других направлений и специальностей, а также пользователям, занимающимся компьютерной обработкой информации.

    ИНФОРМАТИКА-ФУНДАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.
    Информатику можно рассматривать как многоаспектную, всеохватывающую среду человеческой деятельности, связанную с получением, обработкой, хранением и использованием различных типов информации.

    Она объединяет разнообразные по природе и сущности технические процессы и средства, связанные с удовлетворением информационных потребностей общества в настоящем и будущем. Области применения информатики постоянно расширяются - появились экономическая, медицинская, социальная и другие информатики. Большая часть информации сегодня обрабатывается с помощью компьютеров и хранится в их памяти.

    По последним данным, в мире работает около полумиллиарда компьютеров, и число их продолжает удваиваться в среднем каждые три года. При этом в среднем 1 раз в полтора года в 2 раза повышаются основные характеристики аппаратных средств (быстродействие, объем памяти и др.), 1 раз в два-три года обновляются поколения компьютеров и программное обеспечение и 1 раз в пять-семь лет меняется база стандартов интерфейсов и протоколов. Под протоколом понимают специальные средства для работающего в вычислительной сети компьютера, которые обеспечивают «взаимопонимание» всех компьютеров, включенных в сеть передачи и обработки данных.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Информатика, Иопа Н.И., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Сбои и ошибки компьютера, Простой и понятный самоучитель, Леонов В.С., 2015
    • Мультимедиатехнологии в образовании, Учебное пособие, Суханова Н.Т., Балунова С.А., 2018

    Следующие учебники и книги.

    2-е изд., стер. - М.: 2012. - 472 с.

    Излагаются основные понятия и определения, составляющие основу индустрии информатики, рассматриваются основные свойства информации, оценка ее количества и качества, задачи и методы обработки с использованием новых технологий, теоретические вопросы, связанные с передачей информации, а также технические средства передачи и их особенности. Для студентов дневного и заочного отделений бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям 230100 «Информатика и вычислительная техника» и 090100 «Информационная безопасность». Может быть полезно студентам других направлений и специальностей, а также пользователям, занимающимся компьютерной обработкой информации.

    Формат: pdf

    Размер: 42 ,2 Мб

    Скачать: drive.google

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 10
    1. ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАТИКА
    1.1. Информатика - фундамент общественного прогресса 14
    1.2. Определение информатики 16
    1.3. Роль информатики в развитии общества 19
    2. ИНФОРМАЦИЯ
    2.1. Свойства информации 21
    2.2. Виды информации и соответствующие им меры 23
    2.3. Информация и данные 25
    2.4. Общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации 27
    2.4.1. Операции с данными 28
    2.4.2. Задачи и методы обработки информации 29
    2.5. Информационные системы 30
    2.6. Новые информационные технологии 33
    2.7. Оценка информации 33
    2.7.1. Общая постановка задачи 33
    2.7.2. Количественная оценка синтаксической информации 34
    2.7.3. Особенности представления различных видов информации 34
    2.7.4. Вероятностная оценка количества информации 36
    2.7.5. Связь «энтропия - информация» 38
    2.8. Подходы к определению прагматических показателей информации 39
    2.8.1. Оценка качества информации 39
    2.8.2. Оценка важности информации 40
    2.8.3. Оценка адекватности информации 44
    2.8.4. Оценка полноты информации 46
    2.8.5. Оценка релевантности информации 48
    2.8.6. Оценка толерантности информации 48
    3. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
    3.1. Сообщения и их представление. Источники сообщений 49
    3.1.1. Общие сведения о сообщениях 49
    3.1.2. Источники сообщений 50
    3.2. Виды сигналов и их классификация 52
    3.2.1. Основные понятия временного представления сигнала 52
    3.2.2. Основные понятия частотного представления сигнала (спектральное представление сигналов) 58
    3.2.3. Спектральные характеристики наиболее распространенных детерминированных сигналов 63
    3.2.4. Периодическая последовательность радиоимпульсов 66
    3.2.5. Последовательность радиолокационных импульсов 67
    3.2.6. Спектр непериодического колебания 68
    3.2.7. О значении частотного представления сигнала 69
    3.3. Системы передачи данных 72
    3.3.1. Простейшая модель системы передачи данных. Основные задачи передачи информации 72
    3.3.2. Данные и сигналы 78
    3.4. Передача данных на расстояние 80
    3.4.1. Проблемы передачи. Прямая и косвенная связь объектов 80
    3.4.2. Способы передачи данных 83
    3.4.3. О выборе способа передачи данных 86
    3.4.4. Задачи транспортировки сигнала по линии связи 89
    3.4.5. Типы линий связи 93
    3.4.6. Беспроводная связь 94
    3.4.7. Проводная связь 97
    3.5. Модуляция. Общая модель процесса 100
    3.5.1. Амплитудная модуляция 101
    3.5.2. Частотная модуляция 103
    3.5.3. Фазовая модуляция 103
    3.5.4. Цифровое кодирование (передача цифровых данных с помощью аналоговых сигналов) 104
    3.6. Кодирование информации 106
    3.6.1. Типы кодов 108
    3.6.2. Кодирование как средство контроля передаваемой информации 109
    3.6.3. Систематические коды 112
    3.6.4. Оценка корректирующей способности кода 113
    3.6.5. Декодирование данных 116
    3.6.6. Методы эффективного кодирования 117
    3.7. Сжатие данных 121
    3.7.1. Пример сжатия текстовой информации 123
    3.7.2. Сжатие изображений 125
    3.8. Каналы передачи информации 127
    3.8.1. Общая характеристика 127
    3.8.2. Оценка основных характеристик дискретных каналов без шума 135
    3.8.3. Примеры вычислений скорости передачи и пропускной способности канала без шума 136
    3.9. Современные технические средства обмена данных и каналообразующей аппаратуры 138
    3.9.1. Интерфейсные устройства 138
    3.9.2. Сопряжение персональных компьютеров 139
    3.9.3. Использование модема в качестве устройства передачи данных в ЛС 141
    3.10. Сетевые технологии передачи данных 144
    3.10.1. Определение и примеры 144
    3.10.2. Об использовании сетевых технологий 145
    3.10.3. Глобальные сети 146
    3.10.4. Локальные сети 147
    3.10.5. Области применения локальных сетей 150
    3.10.6. Многоуровневая организация сетей 150
    4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
    4.1. Общая характеристика вычислительных средств обработки информации 158
    4.2. Этапы решения задачи на ЭВМ 165
    4.3. Алгоритмы. Основные требования к алгоритмам 167
    4.4. Компьютер как средство автоматизированной обработки информации 169
    4.4.1. Основные понятия и определения 169
    4.4.2. Принципы организации ЭВМ 170
    4.4.3. Представление информации в ЭВМ 172
    4.4.4. Команды в ЭВМ 197
    4.5. Логические основы построения ЭВМ 198
    4.5.1. Алгебра логики. Основные понятия 198
    4.5.2. Представление функций алгебры логики 200
    4.5.3. Комбинационные схемы 201
    4.5.4. Пример практического применения алгебры логики 204
    4.5.5. Цифровые автоматы 205
    4.6. Структурная организация ЭВМ 209
    4.6.1. Структурная схема фон неймановской ЭВМ 209
    4.6.2. Функционально-регистровая организация ЭВМ 212
    4.7. Хранение информации 221
    4.7.1. Общая характеристика устройств хранения информации 221
    4.7.2. Основные характеристики памяти 223
    4.7.3. Классификация основной памяти 224
    4.7.4. Логическая организация основной памяти 227
    4.7.5. Память - основной ресурс ЭВМ 229
    4.8. Организация ввода-вывода информации в ЭВМ 230
    4.9. Основные характеристики ЭВМ 233
    4.10. Структурная организация ПК (IBM PC) 234
    4.11. Программное обеспечение 241
    4.11.1. Системное программное обеспечение ЭВМ 242
    4.11.2. Инструментарий технологии программирования 248
    4.11.3. Прикладное программное обеспечение (пакеты прикладных программ) 252
    4.12. Выполнение арифметических и логических операций в ЭВМ 254
    4.12.1. Сложение целых двоичных чисел 255
    4.12.2. Вычитание целых двоичных чисел 257
    4.12.3. Умножение целых двоичных чисел 258
    4.12.4. Деление целых двоичных чисел 262
    4.12.5. Выполнение в ЭВМ логических операций 267
    ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
    Основные требования к выполнению лабораторных работ 271
    Лабораторная работа 1. Основы работы в Windows 2000/XP: изучение интерфейсных элементов и работа с ними
    1.1. Цель работы 273
    1.2. Порядок выполнения работы 273
    1.3. Содержание отчета 274
    1.4. Компьютер и пользователь. Место и роль операционной системы 274
    1.5. Основные сведения об операционной системе 276
    1.6. Операционная система Windows 2000/XP 278
    1.7. Интерфейсные элементы Windows: меню, окна, ярлыки, курсор мыши, списки, переключатели 281
    1.8. Практическая работа на ПК 285
    Контрольные вопросы 289
    Лабораторная работа 2. Работа в Windows с файлами и каталогами в режиме командной строки
    2.1. Цель работы 290
    2.2. Порядок выполнения работы 290
    2.3. Содержание отчета 291
    2.4. Организация данных. Основные понятия 291
    2.5. Режим командной строки ОС Windows 2000/XP 294
    2.6. Практическая работа на ПК 295
    Контрольные вопросы 301
    Лабораторная работа 3. Основы работы в Windows 2000/XP: файлы и папки
    3.1. Цель работы 302
    3.2. Порядок выполнения работы 302
    3.3. Содержание отчета 303
    3.4. Файлы и папки 303
    3.5. Работа с файлами и папками 304
    3.6. Практическая работа на ПК 310
    Контрольные вопросы 311
    Лабораторная работа 4. Основы работы в Windows 2000/XP: стандартные программы Блокнот и Paint
    4.1. Цель работы 312
    4.2. Порядок выполнения работы 312
    4.3. Содержание отчета 313
    4.4. Стандартные программы Блокнот и Paint 313
    4.5. Текстовый редактор Блокнот 314
    4.6. Графический редактор Paint 316
    4.7. Практическая работа на ПК 318
    Контрольные вопросы 320
    Лабораторная работа 5. Основы работы на ПК под управлением операционной оболочки Far Manager
    5.1. Цель работы 321
    5.2. Порядок выполнения работы 321
    5.3. Содержание отчета 321
    5.4. Основные сведения об операционной оболочке FAR Manager 322
    5.5. Практическая работа на ПК 324
    Контрольные вопросы 337
    Лабораторная работа 6. Защита от компьютерных вирусов
    6.1. Цель работы 338
    6.2. Порядок выполнения работы 338
    6.3. Содержание отчета 338
    6.4. Общие сведения о вирусах 339
    6.5. Описание программы Kaspersky Anti-Virus Scanner 342
    6.6. Практическая часть 347
    Контрольные вопросы 349
    Лабораторная работа 7. Текстовый редактор Microsoft Word 2002 (основы работы)
    7.1. Цель работы 349
    7.2. Порядок выполнения работы 349
    7.3. Содержание отчета 350
    7.4. Общие сведения о текстовом редакторе Microsoft Word 350
    7.5. Запуск текстового редактора MS Word 351
    7.6. Среда редактирования MS Word 351
    7.7. Основные операции с документами 354
    7.8. Практическая работа на ПК 362
    Контрольные вопросы 366
    Лабораторная работа 8. Сжатие информации в ПК
    8.1. Цель работы 367
    8.2. Порядок выполнения работы 367
    8.3. Содержание отчета 367
    8.4. Теоретическая часть 368
    8.5. Программа-архиватор WinRAR 371
    8.6. Практическая работа на ПК 375
    Контрольные вопросы 377
    Лабораторная работа 9. Табличный процессор Microsoft Excel (основы работы)
    9.1. Цель работы 377
    9.2. Порядок выполнения работы 378
    9.3. Содержание отчета 378
    9.4. Общие сведения о табличном процессоре MS Excel 379
    9.5. Работа с процессором MS Excel 380
    9.6. Создание таблиц 382
    9.7. Аппарат формул и функций MS Excel 386
    9.8. Форматирование данных 388
    9.9. Построение диаграмм 389
    9.10. Сохранение файла 393
    9.11. Пример выполнения задания 393
    9.12. Практическая работа на ПК 398
    Контрольные вопросы 400
    Лабораторная работа 10. Работа в Интернете (Поиск информации. Электронная почта)
    10.1. Цель работы 400
    10.2. Порядок выполнения работы 400
    10.3. Содержание отчета 401
    10.4. Основные сведения об Интернете 401
    10.5. Практическая работа на ПК 404
    10.6. Индивидуальные задания 408
    Контрольные вопросы 408
    Лабораторные работы 11 -12. Целые числа: способы представления и хранения в ЭВМ, основные операции обращения с числами
    11.1. Цель работы 409
    11.2. Порядок выполнения работы 409
    11.3. Содержание отчета 409
    11.4. Методические указания 410
    11.5. Практическая работа на ПК 416
    Контрольные вопросы 426
    Лабораторные работы 13-14. Вещественные числа: способы представления и хранения в ЭВМ
    13.1. Цель работы 427
    13.2. Порядок выполнения работы 427
    13.3. Содержание отчета 428
    13.4. Методические указания 428
    13.5. Практическая работа на ПК 433
    13.6. Порядок выполнения заданий 435
    Контрольные вопросы 439
    Лабораторная работа 15. Форматы команд. Способы адресации данных
    15.1. Цель работы 440
    15.2. Порядок выполнения работы 440
    15.3. Содержание отчета 441
    15.4. Методические указания 441
    15.5. Команды программы Far Manager и отладчика TD персональной ЭВМ 445
    15.6. Практическая работа на ПК (работа с командами) 449
    Контрольные вопросы 452
    Лабораторная работа 16. Структура компьютера, принцип функционирования. Выполнение арифметических операций на компьютере
    16.1. Цель работы 452
    16.2. Порядок выполнения работы 452
    16.3. Содержание отчета 453
    16.4. Методические указания 454
    16.5. Программная модель МП 458
    16.6. Логическая организация памяти 460
    16.7. Состав системного ПО ПК 460
    16.8. Практическая работа на ПК 461
    16.9. Отладчик TD 464
    16.10. Варианты заданий 464
    16.11. Порядок выполнения работы 465
    Контрольные вопросы 468
    ЛИТЕРАТУРА 470

    В этой статье будет рассмотрена история информатики как науки, также разберемся в том, чем она занимается, и в ее основных направлениях.

    Цифровая эпоха

    Современный мир очень сложно представить без информационных и цифровых технологий. Все они значительно облегчают жизнь, благодаря им человечество совершило ряд значительных прорывов в науке и промышленности. Рассмотрим более подробно дисциплины информатики и историю ее становления как науки.

    Определение

    Информатика - это наука, которая занимается исследованием методов сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации с применением различных компьютерных и цифровых технологий, а также изучением возможностей их применения.

    Она включает в себя дисциплины, которые имеют отношение к обработке и расчету информации с применением различного рода вычислительных машин и сетей. Причем как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, к примеру, разработка новых методов компрессии данных, протоколов обмена информации и языков программирования.

    Как видим, информатика - это наука, которая отличается широтой исследовательских тем и направлений. В качестве примера можно привести следующие вопросы и задачи: что реально, а что невозможно реализовать в программах (искусственный интеллект, самообучение компьютеров и т. п), как решать различного рода специфические информационные задачи максимально эффективно (так называемая теория сложности вычислений), в каком виде следует сохранять информацию и восстанавливать ее, как наиболее эффективно люди должны взаимодействовать с программами (вопросы пользовательского интерфейса, новых языков программирования и т. п).

    Теперь же кратко рассмотрим развитие информатики как науки, начиная с ее истоков.

    История

    Информатика - это молодая наука, которая возникала постепенно и наиболее сильное развитие получила во второй половине XX века. Очень важна она и в наше время, когда практически весь мир зависим от компьютерных и иных электронных вычислительных технологий.

    Началось же все с середины XIX века, когда разными учеными были созданы механические калькуляторы и «аналитические машины». В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку программируемого калькулятора, и, кстати, именно он впоследствии сформулировал множество основных черт и принципов современного компьютера. Также именно он предложил использовать перфокарты, которые затем были в употреблении вплоть до конца 80-x годов XX века.

    В 1843 году Ада Лавлейс создала алгоритм для вычисления чисел Бернулли, и это считается первой в истории компьютерной программой.

    Примерно в 1885 году Герман Холлерит создал табулятор - устройство для считывания данных с перфокарт. А в 1937 году, спустя почти сто лет после идей и мечты Бэббиджа, компания IBM создала первый программируемый калькулятор.

    В начале 1950-х годов всем стало ясно, что компьютер можно использовать в различных сферах науки и промышленности, а не только как инструмент для математических расчетов. И что только зарождавшаяся тогда информатика - это наука, за которой будущее. А чуть позже она получила статус официальной науки.

    Теперь же кратко рассмотрим ее структуру.

    Структура информатики

    Структура информатики многогранна. Как дисциплина, она охватывает широкий круг тем. Начиная от теоретического исследования различного рода алгоритмов и заканчивая практическим воплощением в жизнь отдельных программ или же созданием вычислительных и цифровых устройств.

    Информатика - это наука, изучающая…

    На данный момент различают несколько основных ее направлений, которые, в свою очередь, делятся на множество ответвлений. Рассмотрим самые основные:

    1. Теоретическая информатика . В ее задачи входит исследование как классической теории алгоритмов, так и ряда важных тем, что имеют связь с более абстрактными аспектами математических вычислений.
    2. Прикладная информатика . Это наука, вернее, один из ее разделов, который направлен на то, чтобы выявить определенные понятия в области информатики, которые можно использовать в качестве методов решения каких-то стандартных задач, к примеру, построение алгоритмов, хранение и управление информацией с использованием структуры данных. Кроме этого, прикладную информатику применяют в ряде промышленных, повседневных или научных сфер: биоинформатике, электронной лингвистике и прочих.
    3. Естественная информатика . Это направление, которое занимается изучением процессов различной обработки информации в природе, будь то человеческий мозг или же человеческое общество. Ее основы строятся на классических теориях эволюции, морфогенеза и прочих. Помимо них, используются такие научные направления, как исследования ДНК, мозговой активности, теория группового поведения и т. п.

    Как видим, информатика - это наука, изучающая ряд очень важных теоретических вопросов, к примеру, создание искусственного интеллекта или разработка решений для каких-то математических задач.

    Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная академия

    им. академика Д.Н.Прянишникова»

    Кафедра информатики

    Т.Н. Хрипченко

    «Информатика 50х50»

    Учебное пособие Часть 1

    Теоретический материал первого семестра обучения

    ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

    УДК 004.432(075)

    Хрипченко Т.Н. «Информатика 50х50» [Текст]:

    учебное пособие по курсу лекций и выполнению лабораторно-практических работ / Т.Н. Хрипченко, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО « Пермская ГСХА».-Изд. 1-е. Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»,2009.- 218 с.; см.- 50 экз.

    Рецензенты:

    Доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа, к.э.н. И.И.Катаева

    (Пермский государственный университет),

    Доцент кафедры Общей физики, к.ф.- м.н. В.И.Колесниченко

    (Пермский государственный технический университет),

    Зав. кафедрой информатики, к.э.н. Н.В.Пьянкова

    (Пермская государственная сельскохозяйственная академия).

    Учебное пособие рассчитано на 50 часов лекционного и 50 часов лабораторно - практического материала для изучения курса информатики в ПГСХА.

    Пособие состоит из трех частей. В первой части приведен курс лекционного материала для первого семестр изучения курса информатики. Во второй части – для второго семестра. В третьей части лабораторно-практические занятия для первого и второго семестров.

    Пособие предназначено для студентов любых специальностей очного и заочного отделений и пользователей ЭВМ, может использоваться для проведения занятий по курсам "Информатика", "Прикладная информатика" и самостоятельной работы по изучению предмета информатика, всех его разделов.

    Теоретический и практический материал поможет и при самостоятельном изучении различных тем и разделов информатики.

    Печатается по разрешению методической комиссии факультета Прикладной информатики Пермской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № 10 от 10 .06 .2008 г.).

    ФГОУ ВПО « Пермская ГСХА»,2009

    Введение……………………………………………………………………..

    Часть 1. Первый семестр изучения ……………………………..…..…….

    Глава 1. Информация и информатика ……………………….....................

    Лекция 1……………………………………………………..……….....

    Понятие информатики и информационной технологии……....

    Экономические проблемы информатики………………………

    Как был изобретен компьютер…………………………………. 10

    Как работает компьютер или принцип фон Неймана………… 11

    Особенности современных компьютеров……………………… 13

    Глава 2. Технические средства………………………………………......... 19 Лекция 2………………………………………………………………… 19 Этапы развития ВТ……………………………………………… 19

    Поколения развития ВТ…………………………………………. 20

    Классификация ЭВМ…………………………………………… 21 Персональные ЭВМ…………………………………………….. 21

    Развитие отечественной ВТ…………………………………….. 22

    Классификация ПЭВМ………………………………………….. 24

    Классификация ноутбуков……………………………………… 25

    Лекция 3……………………………………………………………… 28

    Архитектура ПЭВМ……………………………………………..

    Системная плата ПК ………………………………………..…..

    Микропроцессор………………………………………………… 29

    Постоянное запоминающее устройство………………………..

    Оперативная память……………………………………………..

    Кэш-память………………………………………………………. 33

    Контроллеры устройств ………………………………………...

    Порты ……………………………………………………………. 34

    Лекция 4. Продолжение архитектуры ПЭВМ ……………………..

    Системная шина (магистраль данных)…………………………

    Накопители на дискетах………………………………………… 38

    Накопители на жестком диске типа винчестер………………...

    Мониторы………………………………………………………... 40

    Экранные фильтры……………………………………………… 45

    Лекция 5………………………………………………………………. 46

    Устройства чтения компакт дисков (CD-ROM)……………….

    Устройства резервного копирования…………………………...

    DVD-ROM………………………………………………………..

    Мышь……………………………………………………………..

    Провода и их отсутствие………………………………………..

    Способы подключения к ПК…………………………………… 51 3

    Информатика 50х50. Часть 1. Теоретический материал первого семестра обучения

    Клавиатура……………………………………………………….. 51 Лекция 6………………………………………………………………. 54

    Интегрированные устройства…………………………………...

    Графопостроители (плоттеры)…………………………………. 55

    Сканеры…………………………………………………………..

    Звуковая плата или аудиоплата (Саунд бластер)……………… 58

    ZIPдисководы ………………………………………………….

    Флэш (Flash) – карты…………………………………………….

    Дигитайзер – графический планшет …………………………...

    MIDIклавиатура………………………………………………..

    Манипуляторы для видео – игр………………………………… 59

    Цифровая техника……………………………………………….

    Системы охлаждения……………………………………………

    Глава 3. Программные средства…………………………………………..

    Лекция 7……………………………………………………………… 61

    Понятия о программном обеспечении ЭВМ…………………...

    Системное программное обеспечение…………………………. 62

    Прикладное программное обеспечение………………………...

    Межпрограммный интерфейс…………………………………..

    Лекция 8 ……………………………………………………………... 66

    Классификация операционных систем (ОС)…………………...

    Операционная система MS DOS……………………………….

    Семейство ОС WINDOWS……………………………………… 69

    Операционные системы OS/2…………………………………...

    Операционная система UNIX…………………………………...

    Операционная система LINUX…………………………………. 72

    Классификация ОС……………………………………………… 72

    Лекция 9……………………………………………………………… 74

    Файловая структура Windows…………………………………..

    Обслуживание файловой структуры…………………………… 75

    Управление атрибутами файлов………………………………..

    Средства обеспечения совместимости с приложениями

    MS-DOS…………………………………………………………..

    Лекция 10…………………………………………………………….. 80 Методы архивации ……………………………………………… 80

    Теоретические основы сжатия данных………………………… 80

    ППП «Консультант плюс»……………………………………… 88

    AUTOCAD и Компас……………………………………………. 89

    Работа в математическом пакете Mathcad……………………... 90 4

    Информатика 50х50. Часть 1. Теоретический материал первого семестра обучения

    Лекция 12 ……………………………………………………………..

    Текстовые процессоры…………………………………………..

    Лексикон…………………………………………………….........

    WORD – WINDOWS приложение Ms Office…………………..

    Табличные процессоры………………………………………….

    Табличный процессор EXCEL………………………………….

    Библиографический список………………………………………………..

    Список сокращений………………………………………………………..

    Информатика 50х50. Часть I-II

    Введение

    В процессе общения с другими людьми человек передает иполучает информацию. Человек живет в мире информации, воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Полученная им информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

    Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения целей.

    Во второй половине ХХ века человечество вступило в новый этап своего развития. В этот период начался переход от индустриального общества к информационному.

    В мире накоплен громадный объем информации, но большинство людей не в состоянии в полном объеме воспользоваться этим благом в силу ограниченности своих психофизических возможностей и неумения применять новые информационные технологии обработки информации. Самыми мощными усилителями интеллектуальных способностей человека за всю историю развития цивилизации становится компьютер и глобальные сети, объединяющие множество компьютеров.

    Коренное отличие информатики от других технических дисциплин состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами.

    Для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.

    Человечеством созданы специальные технические устройства, предназначенные для кодирования, обработки, хранения и передачи информации в цифровой форме (компьютер, принтер, сканер, модем и другие). Совокупность таких устройств принято называть аппаратными средствами информатизации.

    Совокупность программ, управляющих работой аппаратных средств, называют программными средствами информатизации.

    Информатика 50х50. Часть I-II В процессе исследования информационных моделей приходится раз-

    рабатывать алгоритмы и затем кодировать их на языках программирования (алгоритмические средства) , то есть использовать технологию программирования.

    Поиск и получение необходимой информации из глобальной компьютерной сети Интернет требует использования коммуникационных технологий.

    Информационных подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации.

    Часть 1. Первый семестр изучения Глава 1. Информация и информатика Лекция 1

    Понятие информатики и информационной технологии

    Под информацией мы понимаем всестороннее объективное отражение реального мира во всей его полноте и общности. Для насинформация проявляется в виде описания компонент и взаимосвязей реального мира, сделанного в той или иной знаковой системе. В этом смысле понятиеинформации (информационного поля) по своей общности совпадает с реальным миром и представляет собой некий знаковый (смысловой) образ реальности во всей его полноте, разнообразии и общности. Для определения объема обрабатываемой информации (для записи величины емкости памя-

    ти) используются следующие обозначения:

    – один двоичный разряд (0 или 1);

    8 бит (23 )

    – б (байт);

    1024б(210 )

    – Кб (килобайт); 1024Тб (250 )

    – Пб (петабайт);

    1024Кб(220 ) – Мб (мегабайт); 1024 Пб (260 )

    – Эб (экзабайт);

    1024Мб(230 )– Гб (гигабайт);

    1024 Эб (270 )

    – Зб (зеттабайт);

    1024Гб (240 )– Тб (терабайт);

    1024 Зб (280 )

    – Йб (йоттабайт).

    И это не предел… Системы , воспринимающие и обрабатывающие информацию, будем

    называть информационными; информатикой -сферу деятельности, связанную с получением, хранением и обработкой информации во всей ее общности.

    Под компьютерной информатикой – мы понимаем естественно - научную дисциплину, занимающуюся вопросами сбора, хранения, обработки и отображения информации с использованием средств вычислительной техники (ВТ).

    Таким образом, информация проявляет себя по отношению к человеку черезинформатику, оперирующую информационными системами, обобщенная структурная схема которых представлена на рисунке 1.1.

    Рисунок 1.1. Обобщенная структурная схема

    Информационные системы можно классифицировать как естественные и искусственные. К первому классу относятся все естественным образом возникшие системы (любая компонента реального мира, включая неживую природу), ко второму – продукты человеческого труда.

    Предметом нашего изучения является компьютерная информати-

    Особую актуальность вопросы компьютерной информатики получают в последние годы в связи с широким использованием глобальных информационно-вычислительных сетей, в качестве наиболее известной из которых является INTERNET.

    За последнее время произошло уточнение предмета и задач информатики. В составе информатики сейчас выделяют три неразрывно и суще-

    ственно связанные части – технические средства, программные сред-

    ства и алгоритмические средства.

    С информатикой все чаще связывают информационно - перерабатывающую индустрию.

    С появлением ПЭВМ стало очевидным преимущество диалоговых режимов работы с ЭВМ для массовой категории пользователей – непрограммистов.

    Экономические проблемы информатики Информатика – новая информационная технология, реализуемая в

    прикладных информационных системах на базе средств ВТ. Информационные системы (поисковые, управляющие, диагности-

    ческие, моделирующие) предназначены для оперирования особо интенсивными потоками информации. Их структура, техническая база, программная часть должны быть приспособлены к выполнению специальных процедур по оптимальному сбору, хранению, переработке, выдаче больших массивов данных, предусматривать их автоматическую выборку и обработку, а также подготовку решений в соответствии с задачами функционирования и развития тех или иных областей социальной деятельности.

    Информатика обеспечивает рост производительности труда и объемов производства нового вида продукции – информации. На современном этапеинформатика охватывает все области социальной деятельности: производство, науку, проектные разработки, образование, услуги (торговлю, денежно-кассовые операции, распределение мест на транспорте, в гостиницах и т.д.), медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и даже быт.

    Основу информатики составляют накопление и совершенствование технических средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, а также развитие программного обеспечения, подготовка квалифицированного персонала, организационные формы использования ВТ.

    Всеобщая тенденция к компьютеризации, которая сейчас наблюдается, заставила по-иному взглянуть на программирование, которое все больше становится индустриальным. На наших глазах меняется сам стиль программирования, оно приобретает логический, описательный характер, что позволяет значительно сократить путь от постановки задачи до ее ре-

    шения на ЭВМ, и тем самым делает общение с ЭВМ доступным для массы непрофессионалов.

    В настоящее время прогресс технологии позволяет конструкторам предложить такие ПЭВМ, которые обычный пользователь может эксплуатировать без опеки со стороны традиционных профессионалов по информатике.

    Информатика в своих основных целях должна оставаться достаточно простой для восприятия, поскольку служит для выполнения простейших или повторяющихся функций головного мозга. Трудность заключается в диалоге человек-машина. В самом начале эры информатики ЭВМ воспринимала только двоичный язык, и человек должен был его изучать, чтобы работать на машине. В результате прогресса технологии интегральных схем (чипов) теперь уже машина владеет зачатками человеческого языка (в большинстве случаев английского и все в большей степени других национальных языков).

    Как был изобретен компьютер

    Первая механическая машина была построена немецким ученым Вильгельмом Шиккардом (предположительно в 1623г.). Она выполняла арифметические операции, а так как была построена в единичном экземпляре оставалась неизвестной. Более 300 лет считалось, что первую суммирующую машину сконструировал Блез Паскаль.

    В 1642 г. Блез Паскаль изобрел устройство, механически выполняющее сложение чисел, а в 1673г.Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре действия.

    Начиная с XIX века, арифмометры получили очень широкое применение.

    На них выполняли очень сложные расчеты, например, расчеты баллистических таблиц для артиллерийских стрельб. Существовала даже специальная профессия – счетчик - человек, работающий с арифмометром, быстро и точно соблюдающий определенную последовательность инструкций (такую последовательность инструкций, впоследствии, стали называть программой). Расчеты производились очень медленно, месяцами

    … .

    В первой половине XIX века английский математикЧарльз Бэббидж попытался построить универсальное вычислительное устройство –Аналитическую машину , которая должна была выполнять вычисления без участия человека. Для ввода инструкций использовались перфокарты (из плотной бумаги с нанесенными на ней отверстиями). Бэббидж внес большой вклад в программирование, им была разработана идея «условного перехода» в программах. Программы для его машины писала Ада Лавлейс, дочь поэта Дж Байрона. Она ввела понятие«рабочая ячейка», «цикл» , заложила основы программирования. Бэббидж не смог довести дело до кон-



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта