Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Механизм совладания. Копинг-механизмы (механизмы совладания)

Механизм совладания. Копинг-механизмы (механизмы совладания)

Обычно попасть в зависимость от кого-то/чего-то (партнера, специалиста, организаций и сообществ) боятся люди с плохими границами. Им сложно отличать зависимость от привязанности, настоящего сближения, в силу травматичного опыта. В такой ситуации, даже если очень хочется кому-то доверять, делать это крайне сложно, страшно и совсем нет никаких ориентиров. В этой статье опишу феномены формирования зависимых / здоровых отношений в разрезе терапевтического пространства.

Любые регулярные, продолжающиеся какое-то ощутимое время отношения клиента и терапевта строятся на создании своеобразного клиент-терапевтического альянса, который в зависимости от того переноса, который формирует клиент, будет похож либо на отношения родителя и ребенка, либо двух взрослых. Перенос - вещь бессознательная и формируется клиентом в опоре на собственный опыт, который он принес в терапию, и который требует раскрыться в отношениях с терапевтом, чтобы быть завершенным.

То есть некоторая появляющаяся между двумя связь в терапевтическом пространстве - это часть процесса, прямо коррелирующая с его эффективностью. Не формируется хоть какой-нибудь захудалый альянс - считайте, дело дрянь. Контр-зависимый клиент будет очень пугаться, замечая, что эта связь возникает и стремиться спастись бегством, пока не поздно и не развилась зависимость. Тем самым лишая себя шансов наблюдать за собой в своем страхе, исследовать его вместе с терапевтом и выйти из своего травматичного лабиринта с новым опытом, где его не сожрали дикие звери как только он приоткрыл себя.

Однако, зависимость от терапевта развивается совсем по другим законам. Если вы и вправду думаете, что у вас появляется зависимость от вашего психолога, обратите внимание на то, как строится ваш с ним контакт. Если психолог постоянно дает вам тонны признания, принятия, хвалит и проявляет к вам только заботливую заинтересованность, вам хорошо с ним, как у мамы под крылом (не важно - была ли у вас мама, и похожа ли она на терапевта) - скорее всего, он с вами не работает, а формирует зависимые отношения. Вам не нужно работать, напрягаться. Вам дают легкие, не вызывающие никакого дискомфорта задания, выполняя их вы чувствуете почти детский азарт, вдохновение, свою значимость и уникальность, и если на этом все - вас просто эмоционально поглаживают. Людям с травмами отвержения это очень приятно и ценно, и даже, возможно немного полезно (можно согреться, добрать ощущение нужности), но к сожалению такой подход обязательно сформирует у человека с плохими границами, имеющего травматичный опыт не здоровую привязанность, а именно зависимость, которая со временем сама потребует дополнительной терапии. Нечего говорить, что кроме вреда, особой пользы такие отношения, в общем не приносят. Даже если деньги не большие - вы все-равно их считайте что выбросили.

Признаком же здоровых клиент-терапевтических отношений, являются хорошие границы. Когда терапевт предлагает вам брать ответственность за результаты вашей жизнедеятельности, когда помогает замечать вторую сторону медали, восстанавливать баланс, возвращаться в позицию взрослого. Эти вещи бывают не столь приятны, но они помогают вам наладить связь с реальным положением дел в вашей жизни, а не уводят в сладкий мир грез, где вам 3 года, мама вас любит и все за вас решает сама. Этого мира в реальности не существует. Есть вы взрослый, из своих дефицитов и травм смотрящий на жизнь искаженно, где-то сужено. Детство давно закончилось и его не вернуть, а чтобы получать желаемое в настоящем, придется это признать и двигаться вперед.

Терапевт иногда работает мамой, но для того, чтобы показать вам, как вы можете ею стать для себя сами. Он вас поддерживает но так, чтобы вы сами научились ходить. Да, нагрузка дается в том объеме, который вы можете выдержать, но нагрузка должна быть постоянной и со временем увеличиваться. Такой подход всегда потребует от вас включенности и вложения собственных сил, но именно благодаря этому ваш результат по-настоящему является вашим и никто его у вас не в состоянии отнять. Присвоить себе можно только то, во что вложил свои силы. Поэтому работа с профессионалами делает вас сильнее и независимее, а не наоборот.

Добрый день, друзья!
Мне 39 лет. Сыну 9 лет. У меня сильная зависимость от моего психолога. Редкая тема для ру-психолог..
Я общалась с психологом около двух лет, платно, раз-два в неделю, первые полгода лично, потом я уехала и продолжили по телефону. Из-за нехватки денег общение было прекращено мною 2 месяца назад, и началась ломка.
Меня без нее просто разрывает.
Все эти два года я живу от разговора до разговора с ней, и понимаю, что без нее просто погибну.
Мой запрос к вам - что со всем этим делать, ведь мне надо жить своей жизнью, а не тратить и так
нулевой ресурс и последние деньги на завоевание ее любви. Я это делаю, это не получается.

Но зависимость она потому и зависимость, что головой все понятно, но чувства сильнее разума.

Общение с ней шло по циклу.

В понедельник я общалась с ней, во вторник мне становилось очень тоскливо без нее и (последний год) мучала ненависть. Проблемы она не решила, любовь ее я не получила. В среду тоже. В четверг становилось полегче, ведь оставалось три дня, ненависть уходила, в пятницу полегче, а в выходные я записывала в тетрадочку, что я ей скажу, и думала, как сильно я ее люблю.
Я сразу стала зависима от нее. Назовем эту даму АВ.
У меня родители меня открыто ненавидели, и АВ лицом похожа на родительницу мою.Это многое обьясняет. Перенос сильный. Да и я неуверенная склонная к зависимостям личность, на себя не опираюсь, везде ищу сильного, родителя.
Два года в голове крутились диалоги с ней, последний год шла по улице и вслух с ней говорила.

Все эти два года у меня депрессия, вызванная переездом, но, возможно, АВ сама ее на какую-то долю провоцирует. Я панически боюсь остаться без нее, а она на вопрос, когда мы расстанемся, сказала, что пока мне плохо, ни о каком расставании и речи быть не может. Мне тут же стало хуже.
Я ее люблю как маму, и она мне давно не решает ничего, просто слушает рассказы о моей жизни, иногда говорит
общие фразы. Все это я ей говорила, но она считает, что помогает мне. Раньше она делала робкие попытки уйти,
но я каждый раз останавливала ее аргументами.

Кроме нее и сына, с миром меня никто не связывает.
У меня нет ни мамы, никаких других родственников, друзей нет 20 лет, нет денег,
я в чужом городе совсем одна и с болеющим ребенком, работа временная.
Депрессия и тяжелое нарушение сна.
С днем рождения 10 лет никто не поздравляет. А есть ли я сама? Не знаю.

Ходила к психиатру, он не смог подобрать антидепрессанты, надо было лечь в больницу с депрессией, но некуда было деть сына, и там всех ставят на учет, а при приеме на работу требуют справку, что не на учете. Депрессия очень сильная,
Этой зимой суицидальные мысли были, было трудно двигаться и говорить. Сейчас депрессия из тяжелой перешла в среднюю.
Каковы результаты работы с АВ?
АВ меня поддержала, и я смогла наконец разьехаться с мужем и с родителями, унижавшими меня всю жизнь. Муж еще и бил. Теперь живу с сыном в своей 3-хкомнатной квартире в крупном городе на Урале. Меня впервые за 40 лет никто не выгоняет, не унижает и не бьет. За это спасибо АВ. Правда, спасибо!

Остались мои внутренние проблемы.
1.Депрессия , все два года общения с ней нарастала.
2.

Переехала из маленького городка в Подмосковье, где прожила 18 лет, где мне было так хорошо,
на Урал, здесь как на зоне, дни считаю, город огромный, но грязный, холодный и темный.
Переехала с сыном из-за отсутствия работы, но здесь, на Урале, совсем плохо, не могу привыкнуть.
А куда ехать отсюда, не знаю. В подмоск. городке 20 тыс. жителей, снова будут проблемы с работой,
в Москве квартиру не куплю никакую. Будущее непонятно. Снимать в Москве с ребенком?
Ехать на юг?

С Урала надо уехать из-за здоровья сына,
но снова не знаю куда.

3.Кем работать, в 40 лет не знаю .

Пока была замужем, ни одна работа не получалась,
сменила 10 работ, потом плюнула и стала домохозяйкой. Потому и терпела выходки бывшего
мужа так долго, что не умела себя прокормить. Сейчас устроилась воспитателем, но с работой не справляюсь,
дети не слушаются. Денег остается 5 тысяч. Делать ничего не умею, медлительная, быстро устаю,
компьютер знаю плохо, сон сильно нарушен, когда не высыпаюсь, работать не могу вообще.
Кому нужен такой работник?
4.Сын тоже стал невротиком, 7 лет смотрел, как отец избивает мать, его колотят в школе, не может учиться.
Каждый месяц он болеет тяжелым ОРВИ.
5.Я не могу опираться на себя. Без сильной личности рядом я рассыпаюсь.
Сколько раз я спрашивала АВ, как научиться опираться на себя, но в ответ были общие фразы.

Вопросы к АВ.

1.Почему она, заметив мою зависимость, ничего мне не сказала?

Зависимость получилась в первые полгода общения. Мы обе внесли свой вклад. Про свой я сказала, а вот ее.
Первые полгода очного общения она очень много, на каждой сессии, рассказывала мне о своей семье, обо всех
родственниках, и о свекрови, и о муже хорошем, и о дочерях успешных, и о папе заботливом,
я чувствовала себя очень неловко, но потом привыкла, стала воспринимать этих людей как своих, а семья - это то,
в чем я остро нуждалась. Это была ее ошибка. Зачем она это делала?

И один раз она сказала, что я ей почти как дочь. Она конечно, этого не помнит, но это было.
Мы возможно вкладывали в слова разный смысл, она хотела так меня поддержать, и все.
Еще я говорила АВ, что к ней привязана, а она говорила в ответ "и я к Вам привязана."
Потом я попросила не говорить таких слов, а АВ не смутившись, ответила, что она "привязана в рамках проводимой работы".
Это было очень лицемерно, я почувствовала себя обманутой.. Тогда и надо было так говорить.
Она конечно ко мне НЕ привязана, я для нее - не более чем очередной клиент, источник денег,
а вот я готова с ней разговаривать всю жизнь, отрывать скудные финансы от сына, мне плохо без нее.

Надо было сказать мне прямо, поработать над моей нелюбовью к себе.

2.Первые полгода АВ активно самоутверждалась за мой счет, рассказывала, какая она успешная, творческая и сильная личность, что она самодостаточная, творческая, уверенная с себе, с высокой самооценкой и т. д., про любящих родственников, в это же время меня колотил муж.
а я восхищалась ею. Она получила восторженную поклонницу, а я - ее поддержку и еще, увы, зависимость.

3.Почему она не несла отв.-ти, когда мне стало хуже ,через полтора года работы, зимой, и отделывалась общими
фразами, и говорила "Вы же сами над собой работаете", а у меня нарастала депрессия.
Почему не анализировала причины депрессии?
Вся работа по телефону, и когда мне резко поплохело, проходила по схеме:

1.АВ- "какой Ваш запрос"?
2.АВ -"А Вы сами как думаете?"
3.Я сама себя анализирую.
4.АВ говорит общие фразы, высокомерно добавляя - "Ну Вы же сами над собой работаете."
5.Снова общие фразы, я ее благодарю, и -"записывать ли Вас в следующий раз?"
И это когда мне хотелось повеситься, я не могла двигаться и говорить!

4.Почему АВ боролась с зависимостью от нее некорректными методами,

например, показала, что умеет ругаться матом,
и эту матерную фразу, смысл которой был -"уйди", я приняла на свой счет.
и т. д. Спрашивала резко, зачем я к ней вообще хожу, это еще на очной встрече.
Летом я приезжала в этот городок, очень волновалась, идя на встречу с ней,
а она первое что сказала, - как бы к слову предложила мне пройти за дверь и оттуда (!) разговаривать с ней.
Это когда я заметила, что по телефону было проще разговаривать.
И так ни разу и не извинилась. "Мне жаль", - и все.
А я и приезжала-то - чтобы с ней увидеться. Представляла, как она обрадуется, как пригласит войти, и такую травму получила только. Плакала три дня.

Ваши мысли?
1.За что схватиться- депрессия, зависимость,
здоровье сына, переезд в другой город, моя работа? С ситуацией не справляюсь.
2.Как избавиться от зависимости и найти опору в себе?
3.Как закончить депрессию и жить в радости?
4.Как полюбить себя, иначе я останусь жертвой?

5.Стоит ли сказать АВ, что я уже давно общаюсь с ней, чтобы вызвать ее любовь, и что ненавижу ее за то,
что любовь не вызывается?
6. Меня очень тянет переехать обратно в мал. подмосковный городок, мне там было хорошо, привычная обстановка, и еще я хочу снова видеться с ней, пускай редко на улицах встречаться. В
се равно я очень люблю ее, и надеюсь как-то сблизиться с ней.
Думаю, там я опять начну ходить к ней на консультации и маятник "любовь - ненависть" кого-то из нас шарахнет по голове. Скорее всего меня. А другого психолога там нет.
Там вероятны проблемы с работой, с деньгами. Хорошая ли это идея - возвращение?

Все это прекрасно и красочно описано у Ялома.

В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы оказания психологической помощи, в том числе и людям переживающим смерть близкого. Но чтобы не стать при этом жертвой психолога-профанатора, человек, обращающийся за помощью, должен придерживаться определенных правил безопасности.

В связи с интенсивным развитием в современном мире информационных технологий, особую роль в жизни современного человека играет киберпространство.

Оно имеет ряд специфических особенностей, позволяющих продвигать самые разнообразные идеи. Так, в настоящее время достаточно популярными становятся дистанционные формы оказания психологической помощи (через Skype, в системе форума, чата и т.д.).

Такой подход имеет свои определенные преимущества:
- человек может получить консультацию специалиста и рекомендации в случае отсутствия возможности непосредственной встречи с ним;
- удобство, мобильность и гибкий график встреч со специалистом: в любое время, с любого места (дом, работа, заграница и др.), с любой частотой;
- экономия времени и денег;
- отсутствие факторов неуверенности и стеснения, поскольку в киберпространстве легче сохранить анонимность, конфиденциальность.

Обычно отдельным пунктом выделяют такое преимущество дистанционной психологической помощи, как безопасность.

Но насколько корректно утверждать, что консультирование в сети Интернет более безопасно для клиента, чем консультирование в кабинете психолога? Да, указанные специфические особенности киберпространства с одной стороны представляют собой позитивные возможности, но с другой - в руках безнравственных людей они становятся чрезвычайно опасными.

Так, не стоит недооценивать тот факт, что киберпространство выступает как усилитель любого воздействия, что позволяет группе или индивиду казаться более значительным, чем они есть на самом деле. По сути, с помощью «всемирной паутины» легко сформировать образ «профессионала», не будучи таковым, сделав себе рекламу, оставив заметки, популярные статьи, сразу же на нескольких ресурсах. Такие «специалисты» любыми средствами пытаются добиться привлечения внимания к своим постам, форумам, сайтам. Реклама их услуг в Интернет-сети усиливает их популярность и влияние, параллельно увеличивая их «аппетиты».

На Западе вопрос безопасности общества от некомпетентного работника пытаются решать через законы, в частности законы о психотерапии, через лицензирование профессии. Если специалист совершает «профессиональную ошибку», он может лишиться своей лицензии, и соответственно многих клиентов и заработка.

В России нет законов, защищающих клиентов от вреда, который может им нанести специалист «помогающей профессии». В итоге, в настоящее время мы сталкиваемся с действительностью, что личная безопасность во многом зависит от осведомленности клиента.

В этой статье мы постараемся отобразить основную информацию, которой необходимо владеть, чтобы не оказаться в руках непрофессионала.

Что же необходимо знать потенциальному клиенту?

Правило первое: прежде чем обращаться за помощью следует выяснить образование специалиста: базовое, дополнительное.

Профессионал никогда не будет скрывать сведений о наличии образования, наличии ученой степени, высшего учебного заведения, которое выдало специалисту диплом, не будет скрывать стажа практической работы по специальности, членства в профессиональных союзах, о научных статьях, монографиях, защищенных диссертациях, о принадлежности к конкретной психологической школе, о вероисповедании.

Если Вы планируете получать у этого специалиста консультации через Интернет, то Вы вправе попросить предоставить для ознакомления электронные копии документов, подтверждающих его квалификацию. Обычно вся эта информация размещается на сайте психолога.
Если Вы уже находитесь в кабинете у консультанта, то стоит помнить, что дипломированный специалист обычно имеет в кабинете копии дипломов, сертификатов. Вы можете попросить ознакомиться с ними. Не стоит бояться вопросов подобного рода, они смутят того, у кого образование в необходимой профессиональной области отсутствует. Вы получаете услуги и Ваше право убедиться еще раз, что с Вами будет работать профессионал.

Очень важно для специалиста участие в работе профессиональных международных конференций, членство в международных профессиональных ассоциациях.

Примером может служить Профессиональная Психотерапевтическая Лига, являющаяся официальным представителем Российской Федерации в Европейской Ассоциации Психотерапии, Азиатской Федерации психотерапии и Всемирном Совете по психотерапии. Лига проводит добровольное лицензирование деятельности психологов-консультантов, практических психологов и психотерапевтов; психологических и тренинговых центров. Каждый член Лиги может получить профессиональное признание в области консультирования, пройдя национальную аккредитацию и сертификацию. А также приобрести международное профессиональное признание, получив Европейский сертификат психотерапевта и Всемирный сертификат психотерапевта.

Еще один пример – это Российское психологическое общество, которое четко выделяет в сфере своей деятельности установление и поддержание высоких стандартов в научной и практической деятельности психологов. Общероссийской общественной организацией «Российское психологическое общество» создана система добровольной сертификации в области психологии, исполнительным органом которой является Национальный институт сертификации профессиональных психологов.

Правило второе: следует помнить, что в психологическое образование кроме знаний, умений входят личная психотерапия и супервизия своей практики у «старших товарищей» (т.е. у аккредитованных профессиональным сообществом тренеров-супервизоров).

Психотерапевту необходимо проходить личную терапию для того, чтобы он не вносил свои собственные проблемы в процесс консультирования, чтобы он видел и понимал, где его потребности, комплексы, мотивы, а где профессиональная работа, происходящая по профессиональным стандартам. Супервизия является не только формой личностного профессионального роста, но и формой защиты общества от некомпетентных работников.
Поэтому на первой встрече достаточно уместным будет также задать вопрос о том, где консультант проходит супервизию и кто является его супервизором.

Правило третье: не стоит забывать, что психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. У психологов, практикующих сомнительные методы, есть тенденция избегать научных конференций, конгрессов, симпозиумов и вообще – «птичьего» языка науки. Должны настораживать заявления, типа: «они теоретики, а я практик, я приношу реальную пользу - лечу людей», «наука закоснела, она несостоятельна, пришло время новой психологии, новых людей».

Такие направления как парапсихология, трансцендентальная психология, эзотерическая психология и т.п., научной психологией не признаны.

Если психолог считает себя разработчиком собственной теории, направления, либо концепции - спросите насколько она обоснована, признана ли в научных кругах (если да, то кем) и на работах каких ученых-психологов она зиждется, каковы ее особенности?

Психолог может применять только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния клиента, не дают сведений о тех
психологических свойствах и особенностях клиента, которые не имеют отношения к конкретным задачам психологической работы.

Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

Правило четвертое: количество необходимых консультаций определяется исключительно индивидуально. Некоторые клиенты для решения проблем нуждаются только в нескольких сессиях, для других могут потребоваться месяцы или годы. Оптимальный интервал между встречами 2-3 недели.

Правило пятое: стоит помнить о том, что психолог обязан соблюдать конфиденциальность, т.е. информация, полученная в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

Психолог может испытывать потребность в определенных действиях с целью предотвращения серьезной эмоциональной или физической травмы в случаях, когда клиент представляет угрозу для себя и/или других. В подобных случаях консультант может обсуждать материал сессий с коллегами. Также информация может быть раскрыта по решению суда, например, если клиент совершает преступление.

Правило шестое: профессиональный психолог прекрасно понимает, что для человека, обратившегося к нему за помощью, он – консультант, психотерапевт – становится очень влиятельной фигурой в жизни. Поэтому, консультант не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

Иными словами, психолог не строит с клиентом отношения, выходящие за рамки рабочих.

Хотя на сессии Вы можете быть с консультантом психологически близки, следует понять, что у вас только профессиональные отношения и контакты должны быть ограничены только сессиями: ни Вам, ни консультанту совершенно ни к чему звонить на мобильный, домой, чтобы рассказать о своем состоянии или о том, как были проведены выходные, приглашать на собрания или какие-либо мероприятия.

Если же специалист позволяет себе подобные нарушения, это должно Вас насторожить и заставить задуматься об истинных целях «консультанта»: почему Вам оказывают такую «честь»? Не ожидает ли «консультант» от Вас каких-либо услуг?

При нарушении личных границ клиента есть опасность формирования у него психологической зависимости от консультанта: в этом случае человек боится оторваться от «специалиста», испытывает страх начать без него строить свою жизнь, испытывает потребность постоянно прибегать к «указаниям» психолога, в подобном состоянии критичность мышления ослабляется, а следовательно клиент становится легко управляемым, что так необходимо «профанатору».

При этом, следует помнить, что любая зависимость (или аддикция), в том числе и психологическая, формируется не сразу, а постепенно:

1. Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде ощущения драматизма или повышенного настроения, чувства радости, необычного подъема, чувства необычного волнения при общении со «специалистом» на консультации.

2. На следующем этапе четко отслеживается следующая картина: устойчивость человека к стрессовым факторам не возрастает, он так и не способен самостоятельно преодолевать жизненные трудности, но при столкновении с неприятными ситуациями он все чаще и чаще прибегает к помощи «профанатора»: начинает звонить на телефон, искать встречи между сессиями, ожидая указаний и советов, касаясь не только психологических, но и бытовых тем. «Профанатор» не будет пресекать подобные действия клиента, не будет стремиться выдерживать оптимальную психотерапевтическую дистанцию, он станет переводить профессиональные отношения на бытовой уровень, подчиняя своему контролю все больше сфер жизни своей «жертвы».

3. На третьем этапе зависимое поведение становится привычным типом реагирования при встрече с требованиями реальной жизни. Как только человек сталкивается с событиями, вызывающими душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта, он, не раздумывая, автоматически обращается к «специалисту».

4-5. На четвертом и пятом этапах происходит полное погружение в зависимость. Состояние человека в целом отличается апатией и подавленностью, безынициативностью – достаточно безопасный способ поведения, для человека со сформировавшимся комплексом «Жертвы» (по С. Карпману), ведь теперь он заранее уверен в своем «провале» в любых жизненных вопросах, убежден в своей неспособности преодолевать даже малые трудности без помощи «профанатора».

Отметим, что к психологической зависимости, к отказу от своей психологической автономии наиболее склонны люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, оказавшиеся в сложных социально-экономических условиях, испытавшие многочисленные разочарования и крушение идеалов, имеющие постоянные конфликты в семье и на производстве, потерявшие близких, люди, которым в трудную минуту не находится поддержка. А, следовательно, они легко могут стать жертвой «профанаторов».

Удивительно, что «профанатор», человек не имеющий психологического образования, тем не менее занимающийся психологической практикой даже за «условную» цену, сам себя подвергает риску оказаться в роли «Спасателя» (по С. Карпману): «профанатор» может с одной стороны искренне желать облегчить задачу клиента, но в то же время испытывать страх ответной реакции, настойчиво пытаться убедить клиента сделать «правильный выбор», не давая тому самому придти к решению. Дело в том, что «Спасатель» боится интенсивности переживаний клиента, поэтому сразу же переключается на решение проблемы, которое, как он убежден, уже видит и знает.

Стоит помнить, что профессиональному консультанту недопустимо ставить себя в позицию всезнающего «гуру», который способен разрешить все проблемы клиента, допускающего только бескомпромиссные, директивные утверждения и советы. Психолог должен признавать право клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая возможность как вступать в профессиональные отношения с психологом, так и прекращать их.

Итак, стоит запомнить, что лучшее обслуживание Вы получите только тогда, когда отношения останутся на профессиональном уровне; только тогда, когда сессии будут концентрироваться на Ваших проблемах. Профессиональный психолог в первую очередь должен быть способен Вас выслушать внимательно и понять - ведь уже это само по себе, как правило, ведет к определенным положительным изменениям.

Если консультирование проходит успешно, то Вы почувствуете, что способны самостоятельно без поддержки и вмешательства консультанта противостоять жизненным трудностям.
В противном случае, вместо активного стремления разобраться в своей жизни, изменить ее, возникает страх и беспокойство перед ситуациями, требующими самостоятельности и ответственности, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.

Все описанные выше правила касаются в своей совокупности одного очень важного вопроса - вопроса о профессиональной этике .

Полезно поинтересоваться, руководствуется ли так называемый «психолог» этическим кодексом? Если да, то в чём его смысл? Можно ли с ним ознакомиться?

Примером такого кодекса может служить «Этический кодекс психолога принятый 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества».

Если в качестве этического кодекса предлагается свод абстрактных правил, предполагающих разную трактовку – это наводит на сомнения о профессионализме и возникает вопрос об истинных целях такого специалиста.

При этом, консультант на первой же встрече среди прочих организационных вопросов должен указать организацию, в которую клиент может обратиться, если у него есть претензии к оказанию психологических услуг.

Так, консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

Стоит помнить, что если по какой-либо причине Вы сочтете, что не удовлетворены услугами психолога, то не стоит бояться ему об этом сообщить и прекратить сессию.

Профессионал никогда не будет приучать своих клиентов к мысли, что люди, перешедшие к другому специалисту являются «врагами», «предателями», он ни в коем случае не будет вызывать у клиентов иррационального чувства вины. Консультант для своих профессиональных интересов может Вас спросить о причине недовольства. Но ответ на этот вопрос ему необходим лишь для анализа своей деятельности, но никак не для того, что Вас «отговорить».

Конечно, указанные шесть правил не являются исчерпывающими: всех возможных ситуаций не описать, да и такую цель перед собой мы не ставили. Но через эти правила мы постарались обозначить основные ориентиры, позволяющие отличить специалиста от «профанатора», постарались дать представление о характере профессиональных отношений в диаде «психолог-клиент». Хочется подчеркнуть, что психическое здоровье требует к себе такого же трепетного отношения, как и физическое. Когда возникает необходимость обратиться к врачу, мы стремимся попасть на прием к самому лучшему, авторитетному и опытному доктору. И, чтобы быть твердо уверенным в правильности нашего выбора мы стараемся собрать как можно больше информации. Такой же рассудительности требует выбор психолога-консультанта. Следует помнить, что специалиста трудно смутить вопросами, касающимися его профессии и профессиональной подготовленности, поскольку он по определению должен проявлять компетентность в своей области.

Копинг - это, прежде всего, способы, которым индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса . Он включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий порождающих стресс.

По Lazarus копинг - это стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.

Таким образом, копинг-поведение - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требования . Это способ, которым индивидуум переживает стресс или ответ на стресс.

Weber (1992) считает, что психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы лучше адаптировать человека в ситуации, помогая ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования.

Задача копинга - поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Под копингом в практическом смысле понимают стратегии , которые используются индивидуумами для достижения адаптивного функционирования или приспособления .

Ключевой вопрос в понимании копинга - это поиск характеристик , которые определяют этот процесс.

Можно выделить три подхода к понятию «копинг». Во-первых, это определение копинга как свойство личности, т.е. относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие. Во-вторых, «копинг» рассматривается, как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения, а в-третьих, «копинг» понимается как динамический процесс, направленный на управление сложной для индивидуума ситуацией .

Копинг-поведение, таким образом, мы можем рассматривать как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Функцией копинга является редуцирование стресса . Сила стрессовой реакции, по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека. Именно такой психологической угрозой благополучию человека и является ситуация, в которой оказывается пациент со спинальной травмой.

Прогноз состояния, особенно на первых этапах приспособления к условиям, диктуемым травмой спинного мозга, довольно долго остается неясным, а, кроме того, у пациента ослаблен привычный контроль за телесными функциями. Невозможность управлять ситуацией связана у пациентов со спинальной травмой с тягостными чувствами беспомощности и бессилия. В связи с этим, пациент нуждается в информировании, поддержке, а также физической и психологической помощи. Диагностируя индивидуальные копинг-стратегии пациента, врачи и психологи могут находить эффективные и сфокусированные на индивидуальной проблеме приспособления психологические и психосоциальные интервенции.

Lazarus и Folkman различают два вида копинг-поведения (в зависимости от индивидуальной интерпретации ситуации, как неизбежной, или как изменяемой).

Целенаправленное поведение для устранения или избегания угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой рассматривается как активное копинг-поведение .

Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация. Если копинг-поведепие выбирается индивидом осознанно и меняется в зависимости от контекста, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и, в случае их закрепления, становятся дезадаптивными. Таким образом, изменение интерпретации ситуации, как поддающейся контролю, может повлечь за собой и изменение копинг-поведения.

Сложность же состоит в том, что имеющиеся у пациента со спинальной травмой умения и навыки по решению проблемных ситуации (ситуаций, которые нельзя структурировать привычным образом) подвергаются серьезному испытанию. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большинство пациентов со спинальной травмой получают ее в молодом возрасте и имеют ограниченный (их жизненным опытом) потенциал совладания .

Основной вопрос в исследовании копинг-процесса пациентов с разными видами патологии и инвалидности - это понимание того, почему люди отличаются столь сильно между собой в ответе па похожие жизненные события и как эти различные реакции влияют на результат приспособления .

Рис.1. Функционирование стилей реагирования (Haan, 1977)

Haan отметил, что активное копинг-поведение и защита основываются на тождественных процессах, но отличаются разной направленностью.

Копинг-процессы берут начало с восприятия стрессора . В ситуации новых для личности требований, при которых существующий до этого ответ оказывается неподходящим, начинается копинг-процесс.

Если новые требования непосильны для индивидуума, то копинг-процесс может принимать форму защиты . Защитные механизмы позволяют устранить психическую травму за счет искажения действительности.

Существует несколько методик исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты: опросники Лазаруса, Индекс Жизненного Стиля, методика Хейма. Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы .

Механизмы совладения с ситуацией более пластичны, чем психологические защиты, но требуют от человека большей затраты энергии, большего когнитивного, эмоционального и поведенческого вклада. Однако Lazarus и Folkman возражают против трактовки копинга в качестве более эффективного, чем психологические защиты , механизма приспособления . По их мнению, необходимо учитывать при этом особенности личности, контекст и случайные события.

Выявление адаптивных возможностей пациента со спинальной травмой становится важным звеном восстановительного процесса и делает возможной сфокусированную на психологических проблемах пациента работу. Эффект реабилитации в значительной степени зависит от вклада пациента в процесс и его кооперации с персоналом. Психолог помогает увидеть ограничения и потенциальные возможности пациента.

Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:

  1. Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей.
  2. Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть.
  3. Выраженное антисоциальное поведение, в котором» пациент представляет опасность для себя и других.

Одним из факторов, определяющих позитивный характер приспособления (и совладания с ситуацией) является (Antonovsky, приведено по Lustig, 311), влияющее на способность к продуцированию смыслов. Оно облегчает приспособление в сложной ситуации за счет повышения вероятности того, что индивидуум будет:

  • верить, что решение проблемы будет зависеть от его усилий,
  • воспринимать стрессовый фактор как брошенный ему вызов в большей степени, чем как несчастье,
  • делать усилия, изменяя ситуацию.

Исследования Antonovsky (приведено по Lustig, 311) были сфокусированы на поиске общих ресурсов, которые помогают индивидуумам управлять стрессом. Эти «общие ресурсы сопротивления» облегчают позитивное приспособление к напряжению, связанному со стрессорами.

Автор заметил, что такие факторы как деньги, вера в Бога, семья и социальная поддержка, являясь ресурсами сопротивления, обеспечивают индивидуума опытом, который характеризуется последовательностью, балансом стимулов и участием в формировании результата. Это поддерживает убежденность индивидуума в том, что он может порождать порядок в своей жизни.

Такой упорядоченный мир, в котором живет индивидуум, является постижимым, управляемым и осмысленным . Те индивидуумы, которые имели хорошо выраженное чувство внутренней согласованности, были способны управлять стрессом успешнее.

Постижимость - это степень, в которой индивидуум воспринимает мир как предсказуемый, упорядоченный и объяснимый.

Управляемость представляет собой степень, в которой индивидуум верит, что имеет ресурсы для того, чтобы справиться с требованиями ситуации.

Осмысленность рассматривается как вера в то, что требования ситуации являются вызовом, достойным вклада и свершений. Она обеспечивает индивидуума мотивацией к поиску порядка в мире, используя имеющиеся и находя новые ресурсы для управления ситуацией.

Общие ресурсы сопротивления стрессу помогают развивать чувство внутренней согласованности и являются копинг-ресурсами, которые помогают индивидууму справляться со стрессорами. Так последовательность опыта формирует основу для ощущения постижимости мира. Убеждение индивидуума в том, что ресурсы являются подходящими для ситуации, дает основание для ощущения своего контроля над ситуацией. Опыт участия в формировании результатов своих действий приводит к ощущению осмысленности происходящею.

Чувство внутренней согласованности не является особой разновидностью копинга. Индивидуум с выраженным чувством внутренней согласованности, уверенный в том, что он понимает проблему, и рассматривающий ее как брошенный ему вызов, выбирает наиболее подходящее копинг-поведение для самых разных проблем .

1. Weber, H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. -1992. - Bd. 21. - H. l. - S. 17-27.
134. Coyne J.C, Aldwin C., Lazarus R.S. (1981) Depression and Coping in stressful episodes. Journal of Abnormal Psychology, 90:439-447.
211. Gallagher P., MacLachlan M. (1999). Psychological Adjustment and Coping in Adults with Prosthetic Limbs. Behavioral Medicine, 25(3): 117-120.
221. Haan N. (1977). Coping and Defending: Processes of Selfenvironmental Organization. New York: Academic Press.
231. Heim E. (1988). Coping und Adaptivitat: Gibt es Geeignetes Oder Ungeeignetes Coping. Psychother., Psychosom., Med. PsychoL., 1:8-17.
251. Karp G. (1999) Life on Wheels: For tine Active Wheelchair User. Chapter 2. O"Reilly & Associates, Inc., http://oreilly.com/medical/wheels/news/psychotherapy.html
294. Lazarus R.S. (1996). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill.
297. Lazarus R.S., Folkman S. (1991). The Concept of Coping. In A. Monat, Lazarus R.S. (Eds.), Stress and Coping: An Anthology. New-York: Columbia University Press.
299. Lazarus R.S., Folkman S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer.
311. Lustig D.С. (2005). The Adjustment Process for Individuals with Spinal Cord Injury; the Effect of Perceived Premorbid Sense of Coherence. Rehabilitation Counseling Bulletin, 48(3):146-156.

Копинг механизмы (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping - совладание). Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг механизмов (М. с.) было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял копинг механизмы (М. с.) как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» и базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг механизмы. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Цели копинг механизмов могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом копинг механизмов пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных копинг механизмов.

Типы (модальности) копинг механизмов могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся следующие копинг механизмы: отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь; принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма; диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью; сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»); придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.; самоуважение - более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии копинг механизмов проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки - отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем; изоляции - подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества - доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля.

Поведенческими стратегиями копинг механизмов являются следующие: отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация - отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие; уединение - пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество - ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность - структуру совладеющего со стрессом поведения.

Из описания копинг механизма видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру активности (конструктивности) - пассивности (неконструктивности). Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются: активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента копинг механизма.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта