Главная » Обработка грибов » Пирамида дейла. О профессоре дейле, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями

Пирамида дейла. О профессоре дейле, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями

Не удается выучить английский, новую компьютерную программу или еще что-то важное? Это зачастую происходит из-за снижения уровня концентрации внимания, усталости и рассеянности.

Бороться с этим нужно. Но как? Выход один - выбрать правильную методику обучения и развития .

Самым оптимальным вариантом является «конус опыта» Эдгара Дейла. Он наглядно показывает нам, насколько эффективными считаются те или иные способы получения знаний.

Тщательно ознакомившись с этой методикой, Вы можете испытать ее в самообразовании или же применить в обучении других людей..

Конус обучения и развития Эдгара Дейла: что он собой представляет

В 1969 году проводилось одно исследование, в ходе которого оценивалось эффективность различных способов получения знаний.

В результате известный профессор Эдгар Дейл создал так называемый «конус опыта» , в основу которого он положил собственные эксперименты.

Это открытие наглядно рассказывает о 2 вещах:

. Чтение учебников и прослушивание лекций - наименее эффективный способ обучения и развития. В этом случае информация забывается за короткий промежуток времени или воспринимается и усваивается с колоссальными усилиями.

. Применение полученных знаний на практике и обучение других людей - самый эффективный способ усвоить какую-либо информацию.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что невозможно чему-то научиться, если не применять полученные знания на практике. Необходимо действовать еще на этапе получения той или иной информации.

«Конус опыта» состоит из чарта разнообразных способов подачи информации, напротив которых указан процент их эффективности.

Это числа приблизительные, поскольку их выявил не сам профессор Дейл, а его последователи в ходе дальнейшего изучения методики обучения и развития .

Их Вы можете наглядно увидеть на следующем рисунке.

Обучение и развитие: двигаемся от вершины конуса к основанию

А теперь давайте с Вами рассмотрим составляющие «конуса опыта» Эдгара Дейла подробнее:

. Чтение. Люди запоминают 10% информации от прочитанного. Поэтому чтение книг и научных статей не случайно входит в процесс обучения и развития.

. Слушание. Слушая аудиокниги, человек запоминает больше, чем во время чтения бумажных аналогов. Поэтому, занимаясь домашними делами, идя на работу или прогуливаясь по парку, соедините приятное с полезным, взяв с собой плеер с записанными книгами . А для того, чтобы научить чему-то другого человека, оптимальным вариантом будет рассказать ему что-то полезное, чем дать почитать книгу. Таким образом, он лучше запомнит новую информацию.

. Просмотр картинок. Чтобы лучше понять что-то новое, помимо текста используйте картинки.

Информация, представленная в виде слайдов, диаграмм или интеллектуальных карт, откладывается в голове ещё лучше: люди запоминают 30% информации от увиденного.

. Просмотр видео. Человек запоминает 50% от того, что услышал и увидел. Поэтому интересная видеолекция отложится в голове лучше, чем статья на такую же тему. Не случайно обучающие видеоролики активно «гуляют» по интернету.

. Комментарий + демонстрация. 70% информации усваивается от того, что человек сказал, особенно если это подкреплено демонстрацией. При рассказе о чем-либо используйте экспонаты, макеты, эксперименты и прочие демонстрационные методы. Зрительные образы служат верными помощниками в обучении.

. Дискуссия. Этот способ обучения также является эффективным. Поэтому если Вы ставите своей целью кого-то обучить, устройте со своим учеником или несколькими учениками дискуссию. Задавайте вопросы и просите ответы на них, выдвигайте тезисы и просите подкрепить или оспорить их. И если есть ученики, имеющие разные мнения, обязательно давайте им высказаться. Таким образом, информация лучше усваивается.

. Выступление с речью. Для того, чтобы запомнить что-то, расскажите об этом широкой аудитории. Выступление с речью требует тщательной подготовки: необходимо составить план, поработать с материалом, а также отрепетировать выступление перед зеркалом. А ведь это поможет Вам наилучшим образом усвоить свои знания.

. Театрализованное выступление. 90% информации усваивается от того, что человек сказал или записал по ходу того или иного действия. Поэтому театральное выступление придется в самый раз. Подготовьте определенную тему, подойдите к этому творчески и с юмором, затем выступите на сцене. Этот способ особенно хорош в том случае, если Ваша цель - научить чему-то детей. Ведь для них это покажется забавной игрой, которая запомнится надолго.

. Имитация реальной деятельности. Этот способ напоминает предыдущий, но он уже более реалистичен. Например, если Вы будете просто перечислять действия, которые нужно совершить для производства верхней одежды, они вряд ли отложатся в голове. Но если Вы предложите сделать вид, будто люди сами производят вещи, эта информация наверняка им запомнится.

Каждый из этих способов усвоения информации хорош по-своему. Но если Вы только учите других, а сами пренебрегаете применение теории на практике, толку от этого будет немного.

Поэтому обязательно практикуйте все способы обучения и развития в своей жизни. Испытайте на себе разные слои конуса, меняйте способы или используйте все методики. И только в этом случае хорошие результаты не заставят Вас долго ждать.

Впитав в себя полученные знания и получив некий опыт, Вы вполне можете использовать все это в разных сферах своей жизни.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта»и «пирамиде обучения», предложенной его последователями.

Эдгар Дейл (1900-1985) – всемирно известный Пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. С 1929 по 1970 г. преподавал в Государственном университете штата Огайо (США). Изучал проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов».

Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты эго исследований были оформлены в виде «Dale’s cone of experience» (известном как конусе Дейла ).

Особо отметим, что указанные на схеме проценты вычислялись не Дейлом, а его последователями в ходе их собственных исследований. И не смотря на то, что конус содержит не совсем точные данные, тем не менее, он получил широкое признание, так как является прекрасным руководством для педагогических поисков самых эффективных техник обучения, ориентированных на природные способности восприятия человеческого мозга.

На основе «конуса Дейла» к концу 1970-х годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения ».

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты.

Проводите лекции

Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (когда вы становитесь преподавателем) – один из самых эффективных.

Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы

Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube , куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Умейте делать то, чему учите других

Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что без труда сможете это сделать и сами.

Эдгар Дейл (1900г-1985г) – исследователь и преподаватель новых методов обучения с использованием аудио- и визуальных материалов. Своей деятельностью занимался с 1929 по 1970 гг. Жил и работал в США. Являлся преподавателем государственного университета, расположенного в штате Огайо (США). Работал над изучением проблемы усвоения учебных материалов при вербальном преподавании и тестировал «читаемость текстов».

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла». В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла.

Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний.

Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты:

  • Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира.
  • 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции.
  • На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим.
  • Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации.
  • До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями.
  • Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс.

Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла. Данные методики изучаются в высших учебных заведениях, где обучают будущих педагогов и психологов. Они используются при разработке некоторых учебных программ.

Однако несмотря на это, а также явную необходимость реорганизации системы высшего и среднего образования и повышения ее эффективности, никаких общих мероприятий по внедрению результатов исследований Эдгара Дейла в жизнь не проводится не только в России, но и в других, более развитых странах.

Порой мы прикладываем большие усилия в изучении английского языка, читаем много литературы, посещаем лектории, смотрим фильмы, слушаем песни, а полученная информация отказываться “запоминаться” в том объеме, на который рассчитывает каждый из нас. Это происходит, потому что уровень концентрации на том или ином виде деятельности постепенно снижается, а поддержать его порой стоит колоссальных усилий. Усталость и абстракция растут, а внимание падает. Как с этим бороться? Как выбрать правильную методику в обучении?

В конце 60-х годов прошлого века всемирно известный профессор Эдгар Дейл, прославился тем, что активно использовал в методике своего преподавания разнообразные аудио-визуальные средства и интерактивные практики. Он предложил “конус опыта” , который позже лег в основу “пирамиды обучения” .

Это открытие заключает в себе чарт разнообразных способов подачи информации и процентное соотношение их эффективности. Стоит сказать, что числа являются приблизительными, и они были выявлены уже не самим профессором Дейлом, а его последователями в ходе дальнейшего изучения предложенной концепции. Как и во всякой теории, здесь есть свои исключения, потому что человеческая психика и возможности всегда остаются сугубо индивидуальной чертой.

Таким образом, “конус опыта”, разработанный Дейлом выглядит следующим образом:

Итак, основными положениями теории Эдгара Дейла стало заявление о том, что слушание лекций и чтение учебных материалов являются наименее эффективным способом усвоения информации и растворяются в нашей памяти в довольно короткий срок, либо воспринимаются и усваиваются с большим трудом.

Наиболее эффективным способом в изучении материалов по предмету является личный опыт - то есть преподавание, обучение других и активное использование изученного материала в жизни.

Наиболее важные советы, которые можно выделить на основе работ Эдгара Дейла, перечислены в качестве рекомендаций. Вы можете практиковать их с друзьями и коллегами, а также самостоятельно.

1. Одним из афоризмов, которые приписывают Дейлу является следующее высказывание:

“Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано”.

Пишите статьи на сайты и форумы, оформляйте их в самостоятельные наблюдения, вступайте в дискуссию в комментариях. Вы можете сделать выжимки из разных работ, оформив их в одном тексте, но постарайтесь не просто копировать предложение за предложением, а строить логически переработанные публикации.

2. Проводите лекции , например, в кругу своих друзей, которые тоже изучают иностранный язык. Договоритесь о темах, которые подготовит каждый и создайте собственный лекторий. Обсуждайте, вступайте в дискуссии. Приводите примеры.

3. Ведите видеоблог или создавайте программы. Это одно из наиболее сложных видов деятельности. Здесь требуется не только логичность изложения, но и интересная презентация. Во время подготовки к такому “мероприятию” вы будете вынуждены изучить материал досконально.

4. А вот один из наиболее простых способов усвоения информации - обсуждение с друзьями . Предложите, например, на обычной прогулке разговаривать только по-английски, чего бы это ни стоило. А что касается теоретической стороны, разверните дискуссию, добейтесь демонстрации практических примеров, постарайтесь узнать, почему именно так, проводите аналогии с другими родственными или похожими аспектами в языке. Например, обсудите появляющееся у некоторых слов окончание -s/ -es - ведь оно встречается в разных частях речи. А что вы знаете о ‘s ?

5. Обучайте и будьте способны рассказать и на практике продемонстрировать свои способности. Как полагал сам Дейл, необходимо самому уметь делать то, что пытаетесь объяснить другим, чему хотите научить.

Желаем вам успехов в обучении и изучении, активной и интерактивной практики и высокой эффективности!

Виктория Теткина


Эдгар Дейл: Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что :

Слушать лекции на тему или читать материалы по предмету - это наименееэффективный способ выучить что-либо;

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему :

1. Проводите лекции

Хотя слушание лекций - это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) - один из самых эффективных.

2. Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, Вы можете компилировать статьи по своей теме.

3. Создавайте видеопрограммы

Даже если у Вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, куда Вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как Вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

4. Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов - общение с людьми Вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую Вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у Вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей Вы это обсудите, тем выше вероятность того, что Вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

5. Делайте это сами

Чему бы Вы ни учили других, Вы должны быть уверены, что делаете это сами.

Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения - это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта