Главная » Обработка грибов » Причины реформ петра 1 кратко. Результаты реформ императора

Причины реформ петра 1 кратко. Результаты реформ императора

1. Заметное отставание России по уровню своего социально - экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.

2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.

3. Активная воля Петра к преобразованию страны.

4. Некоторые традиционные устои российской жизни: самодержавная власть царя, приниженное положение церкви в государстве и поголовное закрепощение всех сословий общества, ставшие главными рычагами в проведении реформ.

Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт).

Для этого были нужны сильная армия и флот - этим обусловлены военные реформы.

Для успешного ведения боевых действий по​мимо армии и флота необходимо было вооружение и обмундирование - этим обусловлены экономические реформы.

Для ведения войны требовались дополни​тельные источники дохода - этим обусловлены денежная и налоговая реформы.

Чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и система контроля - этим обусловлены административные реформы.

Чтобы управление стало более эффективным, необходимо было повысить уровень образования чиновников - этим обусловлены реформы в области культуры и образования.

Цели реформ Петра I (1682-1725) - максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Ментиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

Военная реформа. Была ведена рекрутская повинность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регулярной армии вряд ли верно, она существовала уже с середины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дворянской конницы драгунской привела к снижению боеспособности кавалерии.

Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным органом - сенатом (1711), призванным при необходимости заменять царя, приказы - коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответствии со служебными показателями. Указ о престолонаследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул.

Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Священники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд помещичьих крепостных.

Изменения в экономике. В 1724 г. была введена подушная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышленности. Введены казенные монополии на разные товары, которые, впрочем, к концу правления Петра стали отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

Удобная навигация по статье:

Предпосылки реформ Петра I

К началу правления Петра Первого Россию можно было назвать довольно отсталой страной. Развивающаяся промышленность значительно уступала качеством и объёмами производимых товаров крупным европейским странам. При этом, в ней использовался труд крепостных крестьян, а не технологии. Сельское хозяйство также держалось исключительно на подневольном труде обнищавшего и измученного государством крепостного крестьянина.

Предпосылки военных реформ Петра I

Русское войско не обладало флотом для ведения боевых действий на море. Кроме того, оно в большей степени состояло из плохо обученных и слабо вооружённых представителей дворянства и стрельцов. Не всё в порядке было и на управленческом уровне. Неповоротливый и сложный прежний государственный аппарат со стоявшей во главе боярской аристократией, хотя и обходился довольно дорого, но больше не соответствовал потребностям России.

Предпосылки преобразований в сфере культуры

Не менее плачевные дела были в области культуры, науки и социальной жизни, в целом. В ограбленный и забитый народ почти не проникало образование. Стоит отметить, что и в правящих кругах в то время не считалось чем то негативным не знать грамоты. Это не удивительно, ведь в стране почти не было школ, а книжная культура и грамотность были достоянием избранного богатого класса. Современники отмечают, что даже большая часть духовенства и боярства боялась науки и книг.

Экономические предпосылки петровских преобразований

При этом, экономическая отсталость русского государства была обусловлена не отсутствием грамотного правителя и политики, но являлась следствием непростого периода, который выпал на долю страны. Довольно сильно развитие России затормозила Золотая Орда. В тот период правители равнялись не на стремительно развивающийся Запад, а скорее на необходимый Восток. Феодально-крепостнические отношения только усугубляли положение.

Северная война как одна из причин реформ Петра I

Одной из самых основных предпосылок петровских преобразований исследователи считают Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год. Для развития внешней торговли Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. По этой причине Пётр Первый вступает в Северный союз, выступающий против Швеции. После первого же поражения под Нарвой русский царь решает создать регулярную армию и первый российский флот.

Поместная система набора комплектования армии к тому времени изжила своё. Поэтому царь начинает принимать меры (вводя новые реформы) для формирования регулярной армии. Главным поводом для этого послужил упразднение стрелецких полков после их бунта в 1699 году.

Согласно первоначальному плану Петра, для комплектации новой армии использовались два способа:

  • Набор так называемых «даточных», то есть крестьян, которых помещик был обязан поставлять в соответствии с определёнными требованиями.
  • Набор всех желающих, кроме тех крестьян, что платили государственные налоги.

В 1705 году окружение Петра отменяет последний вариант и объявляет набор «рекрутов» из крестьян. Так начала формироваться более устойчивая система, которая смогла просуществовать до 1874 года.

Однако, во довольно продолжительный период Северной войны государственная казна не могла обеспечить созданный флот и армию. Это и стало предпосылкой к ряду новых налоговых преобразований Петра Первого, которые вызвали негатив в русском обществе.

А всё из-за того, что помимо основных налогов было введено косвеное налогообложение, затрагивающее большинство сфер жизни. Были введены:

  • подать на дубовые гробы;
  • подать на бороду и пр.

Стоит отметить, что в данный период у Петра существовал определённый чин, который отвечал за выдумку новых способов обогащения государственной казны.

Для пресечения любого мнения и обретения полной власти царь лишает автономии Церковь, отменяя патриаршество, а затем, заменяя его новым единым церковным органом управления под названием Священный Синод. Вместе с этим он издаёт «Указ о единонаследии», согласно которому отныне только сам действующий правитель России мог выбирать себе преемника, не основывая свой выбор на кровных узах.

Северная война, отбирающая значительные средства, продолжалась и царь был вынужден ввести новые реформы для пополнения казны. Одним из таких преобразований стала монетная реформа. За счёт уменьшения в новых монетах доли серебра правитель смог поправить положение страны.

После окончания военных действий и обретения выхода к Балтике в 1721 году Пётр Первый начинает процесс европеизации страны. К примеру, его культурная и социальная реформы в этот период были вызваны необходимостью соответствовать развитым государствам Европы.

Таким образом, в качестве основных предпосылок реформ Петра Первого можно выделить его желание становления государства на путь европейского развития и продолжительную Северную войну, которая требовала всё больше средств.

Историческая таблица: предпосылки петровских преобразований

Основные предпосылки реформ Петра I
Необходимость переустройства армии и флота
Отсталость страны в социально-экономической сфере
Отсутствие собственной промышленности
Отсутствие полноценной судебной системы
Изъяны в системе государственного управления
Необходимость реформирования системы налогов и сборов
Отсутствие военно-морского флота
Отсутствие выхода к морю
“Закостенелость” общественного строя

Схема: предпосылки преобразований Петра I

Схема: особенности преобразований Петра I


Видео-лекция: предпосылки петровских преобразований

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. В силу этого Россия не имела и собственного военного и торгового флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Своим положением Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Раздел II. Политика социально-экономического развития России

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии(1714): все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличением податного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной, ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры подушной подати.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т. п.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., что вдвое превышало ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVII I в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других "неполезных" с точки зрения государства.

Предпосылки реформ Петра IПрежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), оказывали ее природно-географические и социальные условия.Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспиром и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I:Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

1.ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Страна стояла накануне великих преобразований, и для этого были предпосылки:

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско было плохо вооружено и обучено

Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.

В области духовной культуры тоже было отставание. В народные массы просвещение почти не проникало, даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.

Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшедствующей историей народа, «требовались народом». Данные преобразования при мирном ходе дел могли рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского народа и государства, однако к остальным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную и в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военная реформа

Самостоятельное правление Петра начинается с Азовских походов 1695-1696г.г. Это было продолжением неудачной Крымских походов, начатых еще князем В.Голицыным при правлении царевны Софьи (матери Петра). Войска Петра также потерпели неудачу под Азовом и Петр энергично принимается строить корабли. И ему это удается, ведь флот был любимым детищем Петра еще во времена его юности. Тогда он строил его на Яузе и Плещееевском озере у города Переславля-Залесского, а сейчас флот встал на реке Воронеж у

впадения ее в Дон. Строительство флота шло невиданно быстрыми темпами: в течение года было сооружено 23 галеры, 2 корабля. 4 брандера и 1300 стругов, и 19 июля 1696 года крепость Азов была взята.

В октябре 1696 года по царскому указу в Голландию, Англию, Венецию для обучения навигации направили 61 русского юношу. Полным ходом и шла подготовка к Великому посольству, в составе которого под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова был сам Петр. Это было действительно Великое посольство, т.к. в ходе пребывания в странах Западной Европы окончательно сформировалась личность Петра и приобщило его к культурным формам европейской жизни. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация для борьбы за Балтику, потому что крупные государства Европы были заняты предстоящей войной за испанское наследство. Следствием этого была Северная война, которая привела к выходу России к Балтийскому морю. Но этому предшествовало поражение русской армии под Нарвой, после которого Петр принялся за реорганизацию своей армии: создавались новые полки, национальные офицерские кадры, для подготовки которых были открыты школы: математических и навигацких наук, инженерная, артиллерийская и медицинская (в связи с этим ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, которое ликвидируется еще по причине раскрытия заговора против Петра, во главе которого стоял стрелецкий полковник И. Цыклер.), укреплялись города, создавалась новая артиллерия. В условия нехватки металла Петр приказал пустить на переплавку даже церковные колокола. Следствием овладения русскими войсками крепостью у истоков Невы - Шлиссельбургом (ныне Петрокрепость) в мае 1703г. стало заложение города-Санкт-Петербурга. В дальнейшем русские войска овладели Нарвой и Дерптом, началось строительство флота, вышедшего на просторы Балтики. Так было «прорублено окно в Европу».

Итак военная реформа Петра привнесла в Россию следующие нововведения:

Стали составляться регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием и вооружением: например впервые было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия- к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска, были созданы монтиры и гранаты;

Были созданы Военный и Морской устав;

Развивалась металлургия и в связи с этим и артиллерия, появлялись новые ее образцы;

Строился военный флот

на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени;

Введена рекрутская система комплектования армии, имевшая несомненное преимущество перед дворянским ополчением, которое закончило свое существование, но дворянство для дворянства обязательна была военная или гражданская служба.

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Реформа сословного устройства русского общества

Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ слил два феодальных сословия в единый класс – дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722г. Появился знаменитый «Табель о рангах», разделивший гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России была проведена подушная перепись населения. Для этого была введена новая форма учета – ревизия. Ревизии стали основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.

В ревизские списки вносилось только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.

Итак, Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра. В первую очередь Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Противоречия в реформаторской деятельности Петра

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петр Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.

Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. В.О. Ключевский так писал о реформах Петра: « Петр 1 делал историю, но не понимал её…» , «чтоб защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага…», «после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…».

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Интересный факт, что не только реформы носили противоречивый характер, но и сам Петр своим телосложением противоречил канонам того времени. Из летописей того времени мы знаем, что он имел рост около двух метров, а размер ноги был 38 (довольно маленький для такого роста). Также была несоразмерно маленькая голова. Этот факт явно виден у памятника Петру, который находится в Петропавловской крепости в г.Санкт-Петербурге. Он довольно достоверен, т.к. лицо было сделано с прижизненно снятой маски.

Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине 18 века

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единовластии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелась и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

И этим не ограничились – вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати. Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение опустевшей в результате войн казны. А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота. В 1722 г. бал издан «Табель о рангах», который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями явились металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли. Особенностью которой стал тот факт, что вывоз, составлявший 4,2 млн.руб., вдвое превышал ввоз.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора. В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к данным концепциям. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр. Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.

Установление государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха осталась в истории купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний _ это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны. Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами и привело к бегству сотен тысяч крестьян. А дальнейшее и к восстанию К.Булавина на Дону.

Примерно с конца 10-х годов 18 века, когда в успешном завершении войны никто уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.

Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.

Итак – было два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.

Для Росси с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и сознание. Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической системы стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии.

Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта