Главная » Засолка грибов » Какой космический аппарат был штучным спутником астероида. Космические летательные аппараты

Какой космический аппарат был штучным спутником астероида. Космические летательные аппараты

Межпланетные космические аппараты «Венера»

«Венера» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к планете Венера начиная с 1961 года. Аппараты, помимо научной аппаратуры, имеют комплект бортовой аппаратуры, включающий системы ориентации, энергопитания от солнечных батарей, корректирующую тормозную двигательную установку, радиосистему дальней связи и измерения орбиты и другое.

Космический аппарат «Венера-1» запущен 12.2.1961; масса 643,5 кг. 19-20 мая 1961 года прошел на расстоянии ~100 тыс. км от Венеры и вышел на орбиту искусственного спутника Солнца с высотой в перигелии 106 млн. км, с высотой в афелии 151 млн. км.

Космический аппарат «Венера-2» запущен 12.11.1965 с целью сближения с Венерой; масса 963 кг. Аппарат имел отсек с фототелевизионной системой и комплекс научной аппаратуры для изучения космического пространства. 27.2.1966 «Венера-2» прошел на расстоянии 24 тыс. км от поверхности Венеры и вышел на орбиту искусственного спутника Солнца с высотой в перигелии ~107 млн. км, с высотой в афелии ~179 млн. км.

Космический аппарат «Венера-3» запущен 16.11.1965 с целью достижения поверхности планеты Венера; масса 960 кг. Космический аппарат имел спускаемый аппарат в виде шара диаметром 0,9 м с теплозащитным покрытием. Посадка на поверхность планеты была предусмотрена с помощью парашютной системы. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания, В полете было проведено 63 сеанса радиосвязи, осуществлена коррекция траектории, обеспечившая попадание космического аппарата на планету. 1.3.1966 космический аппарат достиг поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелет на другую планету.

Космический аппарат «Венера-4» запущен 12.6.1967; масса 1106 кг (масса спускаемого аппарата 383 кг). В полете проведено 114 сеансов радиосвязи с передачей научной информации. На расстоянии 12 млн. км от Земли осуществлена коррекция траектории для попадания на планету. 18.10.1967, пройдя расстояние ~350 млн. км, аппарат вошел со 2-й космической скоростью в атмосферу Венеры и от него отделился спускаемый аппарат (диаметр ~1 м), оснащенный 2 радиопередатчиками дециметрового диапазона, телеметрической системой, научной аппаратурой, радиовысотомером, системой терморегулирования, источниками электропитания. После аэродинамического торможения аппарата скорость снизилась с 10,7 км/с до 300 м/с, затем была введена в действие парашютная система; приборы в течение 1,5 ч спуска на парашюте на ночной стороне планеты измеряли давление, плотность, температуру и химический состав атмосферы Венеры. Космический аппарат впервые осуществил плавный спуск в атмосфере другой планеты. Получены непосредственные данные о характеристиках атмосферы Венеры в интервале давлений 0,05-1,8 МПа.

«Венера-5» и «Венера-6» запущены соответственно 5 и 10 января 1969 года; масса аппаратов по 1130 кг. Аппараты снабжены упрочненными спускаемыми аппаратами массой 405 кг с расширенным составом научной и измерительной аппаратуры для продолжения исследований межпланетной среды и атмосферы Венеры. В полете проводились регулярные сеансы радиосвязи (73 сеанса — с «Венерой-5», 63 сеанса — с «Венерой-6») и прием научной информации (на частоте 922,763 МГц). После выполнения предусмотренной коррекции траектории на расстоянии 15,5-15,7 млн. км от Земли космические корабли достигли Венеры 16 и 17 мая 1969 года; спускаемые аппараты с научной аппаратурой отделились от космических аппаратов, и в результате аэродинамического торможения в атмосфере планеты их скорость снизилась с 11,17 км/с до 210 м/с; затем были приведены в действие парашютные системы и спускаемые аппараты совершили плавный спуск в атмосфере в течение 51-53 мин на ночной стороне планеты. Совместный полет космических аппаратов позволил получить большой объем информации, включая уточненные данные об атмосфере Венеры в интервале давлений 0,05-2,7 МПа, т. е. до более глубоких слоев атмосферы, чем при полете «Венеры-4».

Космический аппарат «Венера-7» запущен 17.8.1970. Масса 1180 кг (масса спускаемого аппарата ~500 кг). На трассе полета были проведены две коррекции траектории, обеспечившие попадание на планету. 15.12.1970, пройдя ~330 млн. км, космический аппарат достиг Венеры; спускаемый аппарат, рассчитанный на давление 18 МПа и температуру 530 °С, совершил спуск на парашюте на поверхность Венеры. Радиосигналы на участке спуска принимались в течение 35 мин, с поверхности — в течение 22 мин 58 с. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания. В месте посадки «Венеры-7» температура поверхности составила (475±20)°С, давление (9±1,5) МПа.

Космический аппарат «Венера-8» запущен 27.3.1972; масса 1184 кг (масса спускаемого аппарата 495 кг). В полете было проведено 86 сеансов радиосвязи, осуществлена коррекция траектории. 22.7.1972, пройдя более 300 млн. км, аппарат достиг Венеры. Впервые вход в атмосферу и посадка спускаемого аппарата осуществлялись на освещенную Солнцем сторону планеты. Научная аппаратура спускаемого аппарата предназначалась для решения задач: исследования атмосферы (измерения температуры и давления); измерения освещенности в атмосфере и у поверхности планеты; определения скорости ветра на различных уровнях в атмосфере; определения содержания аммиака в атмосфере; измерения перегрузок, возникающих на участке аэродинамического торможения; определения физических характеристик поверхностного слоя и характера поверхностных пород в месте посадки. Работа бортовых систем спускаемого аппарата продолжалась на участке парашютирования ~1 ч и на поверхности 50 мин 11 с. Параметры атмосферы на дневной и ночной сторонах оказались близкими; в месте посадки «Венеры-8» температура составила (470±8) °С, давление (9±0,15) МПа.

«Венера-9» и «Венера-10» — космические аппараты нового типа. «Венера-9» запущен 8.6.1975, «Венера-10» — 14.6.1975. Масса аппаратов 4936 и 5033 кг (масса каждого спускаемого аппарата с теплозащитным корпусом 1560 кг). «Венера-9» и «Венера-10» включают в себя космический и спускаемый аппарат. Основной силовой элемент космического аппарата — блок баков, на нижнем днище которых закреплены ракетные двигатели, на верхнем — приборный отсек, выполненный в форме тора. В верхней части космического аппарата находится переходник для крепления спускаемого аппарата. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и другое. Спускаемый аппарат имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней и внутренней теплоизоляцией. В верхней части к спускаемому аппарату крепится аэродинамическое тормозное устройство, в нижней — торовое посадочное устройство. В спускаемом аппарате установлены приборы радиокомплекса, оптико- механическое ТВ устройство, аккумулятор, блоки автоматики, средства терморегулирования, научные приборы. Спускаемый аппарат помещен внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всем участке торможения. В полете с «Венеры-9» и «Венеры-10» было проведено по две коррекции траектории. За двое суток до подлета к планете от космических аппаратов были отделены спускаемые аппараты, которые совершили мягкую посадку (22 и 25 октября 1975 года) на невидимую в это время с Земли освещенную сторону Венеры. После отделения спускаемых аппаратов космические аппараты были переведены на пролетные траектории, а затем выведены на орбиты искусственных спутников планеты. Для передачи научной информации была реализована необходимая баллистическая схема, обеспечившая требуемое пространственное взаимное положение космических и спускаемых аппаратов. Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой космический аппарат, ставший к этому времени искусственным спутником Венеры, и ретранслировалась на Землю. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу планеты под углом 20-23°.

После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашютах в течение 20 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск. Спускаемый аппарат оснащен комплексом научной аппаратуры, включающим панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки; фотометр для измерения световых потоков в зеленых, желтых и красных лучах и в двух участках инфракрасных лучей; фотометр для измерения яркости атмосферы в инфракрасном спектре и определения химического состава атмосферы методом спектрального анализа; датчики давления и температуры; акселерометры для измерения перегрузок на участке входа в атмосферу; масс- спектрометр для измерения химического состава атмосферы на высоте 63-34 км; анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты; гамма- спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в венерианских породах; радиационный плотномер для определения плотности грунта в поверхностном слое планеты.

«Венера-11» и «Венера-12» (модификация космического аппарата «Венера-9») запущены соответственно 9 и 14 сентября 1978 года; масса 4450 и 4461 кг (масса спускаемых аппаратов с теплозащитным корпусом 1600 и 1612 кг). Конструктивно «Венера-11» и «Венера-12» аналогичны «Венере-9» и «Венере-10». В полете с «Венеры-11» и «Венеры-12» было проведено по две коррекции. За двое суток до подлета к планете от космических аппаратов были отделены спускаемые аппараты, совершившие мягкую посадку 21.12.1978 («Венера-12») и 25.12.1978 («Венера-11») на расстоянии 800 км один от другого. После отделения спускаемых аппаратов космические аппараты были переведены на пролетные траектории и стали обращаться вокруг Солнца. Для передачи научной информации была реализована баллистическая схема, обеспечившая требуемое пространственное взаимное положение космических и спускаемых аппаратов. Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой космический аппарат, затем ретранслировалась на Землю. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу планеты под углом ~20°. После аэродинамического торможения осуществлялся спуск на парашюте в течение 10 мин (для проведения исследования облачного слоя), затем был сброшен парашют и осуществлен быстрый спуск на поверхность. Спускаемый аппарат оснащен комплексом научной аппаратуры: масс- спектрометром и газовым хроматографом для проведения тонкого химического анализа атмосферы, нефелометром и рентгенофлюоресцентным анализатором для определения химического состава аэрозолей, измерителем характеристик солнечного излучения, измерителем электрической активности в атмосфере, датчиками давления и температуры, акселерометрами для измерения перегрузок.

На космических аппаратах «Венера-11» и «Венера-12» наряду с советской аппаратурой для исследования корпускулярного, гамма- и рентгеновского излучения Солнца и Галактики была установлена также французская аппаратура для проведения экспериментов по изучению характера солнечного ветра, гамма-излучения Солнца, гамма-всплесков космического происхождения, регистрации дискретных источников гамма-излучения с высокой разрешающей способностью путем совместной работы с искусственным спутником Земли «Прогноз-7», имеющим аналогичную аппаратуру. Научная аппаратура на космическом аппарате «Венера-11» и «Венера-12» проводила регистрацию данных на трассе полета Земля — Венера и после пролета планеты Венера.
Космические аппараты «Венера-13» и «Венера-14» выведены на орбиту соответственно 30.10.1981 и 4.11.1981. По конструкции и назначению аналогичны аппаратам «Венера-11» и «Венера-12». В программу полета входят также исследования характеристик солнечного ветра, космических лучей и межпланетной плазмы. На аппарате наряду с советской научной аппаратурой установлены приборы, созданные во Франции и Австрии. Спускаемые аппараты космических аппаратов «Венера-13» и «Венера-14» по конструкции аналогичны «Венере-9» и «Венере-10»; их масса составляет 4363 и 4363,5 кг соответственно. Масса спускаемого аппарата с теплозащитным кожухом 1645 кг, масса посадочного аппарата 760 кг. В полете были проведены 2 коррекции. Мягкая посадка на Венеру совершена 1 и 5 марта 1982 года соответственно. Аппараты после отделения спускаемых аппаратов переведены на пролетную траекторию и вышли на гелиоцентрическую орбиту. На спускаемом аппарате установлена аппаратура, аналогичная аппаратуре «Венера-9» и «Венера-10». Дополнительно (в отличие от аппаратов «Венера-9» и «Венера-10») получены цветные панорамы места посадки, а с помощью грунтозаборного устройства взяты пробы грунта внутрь спускаемого аппарата и проведен его химический анализ.

Космические аппараты «Венера-15» и «Венера-16» выведены на орбиту 2 и 7 июня 1983 года. Их масса 5250 и 5300 кг соответственно. Предназначены для исследования Венеры с орбиты искусственного спутника Венеры. Выведены на эту орбиту 10 и 14 октября 1983 года. Запуски осуществлялись ракетой-носителем «Молния» («Венера-1» — «Венера-8»), ракетой-носителем «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Венера-9» — «Венера-16»).

Союз ТМА-6

Космический аппарат (КА) - общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел. Средствами доставки космических аппаратов на орбиту служат ракеты-носители или самолёты.

Космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в верхней части земной атмосферы - так называемом, ближнем космосе, называют космическим кораблём (КК) или космическим летательным аппаратом (КЛА).

Области использования космических аппаратов обуславливают их разделение по следующим группам:

суборбитальные;
околоземные орбитальные, движущиеся по геоцентрическим орбитам искусственных спутников Земли;
межпланетные (экспедиционные);
напланетные.

Принято различать автоматические спутники (ИСЗ) и пилотируемые космические аппараты. К пилотируемым космическим аппаратам, в частности относят все виды пилотируемых космических кораблей (КК) и орбитальных космических станций (ОС). (Несмотря на то, что современные орбитальные станции совершают свой полёт в области ближнего космоса, и формально могут называться «Космическими летательными аппаратами», в сложившейся традиции, их называют «Космическими аппаратами».)

Название «Космический летательный аппарат» иногда также используется для обозначения активных (то есть маневрирующих) ИСЗ, с целью подчёркивания их отличий от пассивных спутников. В большинстве же случаев значения терминов «Космический летательный аппарат» и «Космический аппарат» синонимичны и взаимозаменяемы.

В активно исследуемых в последнее время проектах создания орбитально-гиперзвуковых летательных аппаратов как частей авиационно-космических систем (АКС) часто используют ещё названия воздушно-космический аппарат (ВКА), обозначая космопланы и космолёты АКС, предназначенные для выполнения управляемого полёта, как в безвоздушном космическом пространстве, так и в плотной атмосфере Земли.

В то время как стран, имеющих ИСЗ - несколько десятков, наиболее сложные технологии автоматических возвращаемых и межпланетных КА освоили всего несколько стран - СССР/Россия, США, Китай, Япония, Индия, Европа/ESA. Пилотируемые КК имеют только первые три из них (кроме того, Япония и Европа имеют КА, посещаемые людьми на орбите, в виде модулей и грузовиков МКС). Также только первые три из них имеют технологии перехвата ИСЗ на орбите (хотя Япония и Европа близки к ней ввиду проведения стыковок).

В 2005 году состоялось 55 запусков космических аппаратов (самих аппаратов было больше, так как за один запуск может выводиться несколько аппаратов). На долю России пришлось 26 запусков. Число коммерческих запусков составило 18.

Космический аппарат

По режиму работы различают следующие типы космических аппаратов:

искусственные спутники Земли - общее название всех аппаратов, находящихся на геоцентрической орбите, то есть вращающихся вокруг Земли
автоматические межпланетные станции (космические зонды) - аппараты, осуществляющие перелёт между Землёй и другими космическими телами ; при этом они могут как выходить на орбиту вокруг изучаемого тела, так и исследовать их с пролётных траекторий, некоторые аппараты после этого направляются за пределы Солнечной системы
космические корабли, автоматические или пилотируемые, - используются для доставки грузов и человека на орбиту Земли; существуют планы полётов на орбиты других планет
орбитальные станции - аппараты, предназначенные для долговременного пребывания и работы людей на орбите Земли
спускаемые аппараты - используются для доставки людей и материалов с орбиты вокруг или межпланетной траектории на поверхность планеты
планетоходы - автоматические лабораторные комплексы или транспортные средства, для перемещения по поверхности планеты и другого небесного тела

По наличию функции возвращения:

Возвращаемые - предусматривают возвращения людей и материалов на Землю, осуществляя мягкую либо жёсткую посадку
Невозвращаемые - при выработке ресурса обычно сходят с орбиты и сгорают в атмосфере

По выполняемым функциям выделяют следующие классы:

метеорологические
навигационные
спутники связи, телевещания, телекоммуникационные спутники
научно-исследовательские
геофизические
геодезические
астрономические
дистанционного зондирования Земли
разведывательные и военные спутники
другие
Многие космические аппараты выполняют сразу несколько функций.

Также по массовым характеристикам:

фемто- - до 100 г
пико- - до 1 кг
нано- - 1-10 кг
микро- - 10-100 кг
мини- - 100-500 кг
малые - 500-1000 кг
большие - более 1000 кг

В общем случае, в полёте космического аппарата выделяются участок выведения, участок орбитального полёта и участок посадки. На участке выведения космический аппарат должен приобрести необходимую космическую скорость в заданном направлении. Орбитальный участок характеризуется инерциальным движением аппарата в соответствии с законами небесной механики. Посадочный участок призван погасить скорость возвращающегося аппарата до допустимой посадочной скорости.

Космический аппарат состоит из нескольких составных частей, прежде всего - это целевая аппаратура, которая обеспечивает выполнение стоящей перед космическим аппаратом задачи. Помимо целевой аппаратуры обычно присутствует целый ряд служебных систем, которые обеспечивают длительное функционирование аппарата в условиях космического пространства, это: системы энергообеспечения, терморегуляции, радиационной защиты, управления движением, ориентации, аварийного спасения, посадки, управления, отделения от носителя, разделения и стыковки, бортового радиокомплекса, жизнеобеспечения. В зависимости от выполняемой космическим аппаратом функции отдельные из перечисленных служебных систем могут отсутствовать, например, спутники связи не имеют систем аварийного спасения, жизнеобеспечения.

Подавляющее большинство систем космического аппарата требуют электропитания, в качестве источника электроэнергии обычно используется связка из солнечных батарей и химических аккумуляторов. Реже используются иные источники, такие как топливные элементы, радиоизотопные батареи, ядерные реакторы, одноразовые гальванические элементы.

Космический аппарат непрерывно получает тепло от внутренних источников (приборы, агрегаты и т. д.) и от внешних: прямого солнечного излучения, отражённого от планеты излучения, собственного излучения планеты, трения об остатки атмосферы планеты на высоте аппарата. Также аппарат теряет тепло в виде излучения. Многие узлы космических аппаратов требовательны к температурному режиму, не терпят перегрева или переохлаждения. Поддержанием баланса между получаемой тепловой энергией и её отдачей, перераспределением тепловой энергией между конструкциями аппарата и таким образом обеспечением заданной температуры занимается система обеспечения теплового режима.

Система управления космического аппарата – осуществляет управление двигательной установкой аппарата с целью обеспечения ориентации аппарата, выполнения манёвров. Обычно имеет связи с целевой аппаратурой, другими служебными подсистемами с целью контроля и управления их состоянием. Как правило, способна обмениваться посредством бортового радиокомплекса с наземными службами управления.

Для обеспечения контроля состояния космического аппарата, управления, передачи информации с целевой аппаратуры требуется канал связи с наземным комплексом управления. В основном для этого используется радиосвязь. При большом удалении КА от Земли требуются остронаправленные антенны и системы их наведения.

Система жизнеобеспечения необходима для пилотируемых КА, а также для аппаратов, на борту которых осуществляются биологические эксперименты. Включает запасы необходимых веществ, а также системы регенерации и утилизации.

Система ориентации космического аппарата включает устройства определения текущей ориентации КА (солнечный датчик, звёздные датчики и т. п.) и исполнительные органы (двигатели ориентации и силовые гироскопы).

Двигательная установка космического аппарата позволяет менять скорость и направление движения КА. Обычно используется химический ракетный двигатель, но это могут быть и электрические, ядерные и другие двигатели; может применяться также солнечный парус.

Система аварийного спасения космического аппарата характерна для пилотируемых космических аппаратов, а также для аппаратов с ядерными реакторами (УС-А) и ядерными боезарядами (Р-36орб).

Космические аппараты во всем своем многообразии - одновременно гордость и забота человечества. Их созданию предшествовала многовековая история развития науки и техники. Космическая эра, позволившая людям со стороны взглянуть на мир, в котором они живут, вознесла нас на новую ступень развития. Ракета в космосе сегодня - это не мечта, а предмет забот высококлассных специалистов, перед которыми стоят задачи по усовершенствованию существующих технологий. О том, какие виды космических аппаратов выделяют и чем они друг от друга отличаются, пойдет речь в статье.

Определение

Космические аппараты - обобщенное название для любых устройств, предназначенных для работы в условиях космоса. Есть несколько вариантов их классификации. В самом простом случае выделяют космические аппараты пилотируемые и автоматические. Первые, в свою очередь, подразделяются на космические корабли и станции. Различные по своим возможностям и назначению, они сходны во многом по строению и используемому оборудованию.

Особенности полета

Любой космический аппарат после старта проходит через три основных стадии: выведение на орбиту, собственно полет и посадка. Первый этап предполагает развитие аппаратом скорости, необходимой для выхода в космическое пространство. Для того чтобы попасть на орбиту, ее значение должно быть 7,9 км/с. Полное преодоление земного притяжения предполагает развитие второй равной 11,2 км/с. Именно так движется ракета в космосе, когда ее целью являются удаленные участки пространства Вселенной.

После освобождения от притяжения следует второй этап. В процессе орбитального полета движение космических аппаратов происходит по инерции, за счет приданного им ускорения. Наконец, стадия посадки предполагает снижение скорости корабля, спутника или станции практически до нуля.

«Начинка»

Каждый космический аппарат оснащается оборудованием под стать тем задачам, которые он призван решить. Однако основное расхождение связано с так называемым целевым оборудованием, необходимым как раз для получения данных и различных научных исследований. В остальном оснащение у космических аппаратов схоже. В него входят следующие системы:

  • энергообеспечение - чаще всего снабжают космические аппараты необходимой энергией солнечные или радиоизотопные батареи, химические аккумуляторы, ядерные реакторы;
  • связь - осуществляется при использовании радиоволнового сигнала, при существенном удалении от Земли особенно важным становится точное наведение антенны;
  • жизнеобеспечение - система характерна для пилотируемых космических аппаратов, благодаря ей становится возможным пребывание людей на борту;
  • ориентация - как и любые другие корабли, космические оснащены оборудованием для постоянного определения собственного положения в пространстве;
  • движение - двигатели космических аппаратов позволяют вносить изменения в скорость полета, а также в его направление.

Классификация

Один из основных критериев для разделения космических аппаратов на типы - это режим работы, определяющий их возможности. По данному признаку выделяют аппараты:

  • размещающиеся на геоцентрической орбите, или искусственные спутники Земли;
  • те, целью которых является изучение удаленных участков космоса, - автоматические межпланетные станции;
  • используемые для доставки людей или необходимого груза на орбиту нашей планеты, называются они космическими кораблями, могут быть автоматическими или же пилотируемыми;
  • созданные для пребывания людей в космосе на протяжении длительного периода, - это ;
  • занимающиеся доставкой людей и грузов с орбиты на поверхность планеты, они называются спускаемыми;
  • способные исследовать планету, непосредственно располагаясь на ее поверхности, и передвигаться по ней, - это планетоходы.

Остановимся подробнее на некоторых типах.

ИСЗ (искусственные спутники Земли)

Первыми аппаратами, запущенными в космос, были искусственные спутники Земли. Физика и ее законы делают выведение любого подобного устройства на орбиту непростой задачей. Любой аппарат должен преодолеть притяжение планеты и затем не упасть на нее. Для этого спутнику необходимо двигаться с или чуть быстрее. Над нашей планетой выделяют условную нижнюю границу возможного расположения ИСЗ (проходит на высоте 300 км). Более близкое размещение приведет к достаточно быстрому торможению аппарата в условиях атмосферы.

Первоначально только ракеты-носители могли доставлять на орбиту искусственные спутники Земли. Физика, однако, не стоит на месте, и сегодня разрабатываются новые способы. Так, один из часто используемых в последнее время методов - запуск с борта другого спутника. В планах применение и других вариантов.

Орбиты космических аппаратов, вращающихся вокруг Земли, могут пролегать на разной высоте. Естественно, от этого зависит и время, требуемое на один круг. Спутники, период обращения которых равен суткам, размещаются на так называемой Она считается наиболее ценной, поскольку аппараты, находящиеся на ней, для земного наблюдателя кажутся неподвижными, а значит, отсутствует необходимость создания механизмов поворота антенн.

АМС (автоматические межпланетные станции)

Огромное число сведений о различных объектах Солнечной системы ученые получают при помощи космических аппаратов, направляемых за пределы геоцентрической орбиты. Объекты АМС - это и планеты, и астероиды, и кометы, и даже галактики, доступные для наблюдения. Задачи, которые ставятся перед такими аппаратами, требуют огромных знаний и сил от инженеров и исследователей. Миссии АМС представляют собой воплощение технического прогресса и являются одновременно его стимулом.

Пилотируемый космический корабль

Аппараты, созданные для доставки людей к назначенной цели и возвращения их обратно, в технологическом плане ничуть не уступают описанным видам. Именно к этому типу относится «Восток-1», на котором совершил свой полет Юрий Гагарин.

Самая сложная задача для создателей пилотируемого космического корабля - обеспечение безопасности экипажа во время возвращения на Землю. Также значимой частью таких аппаратов является система аварийного спасения, в которой может возникнуть необходимость во время выведения корабля в космос при помощи ракеты-носителя.

Космические аппараты, как и вся космонавтика, непрестанно совершенствуются. В последнее время в СМИ можно было часто видеть сообщения о деятельности зонда «Розетта» и спускаемого аппарата «Филы». Они воплощают все последние достижения в области космического кораблестроения, расчета движения аппарата и так далее. Посадка зонда «Филы» на комету считается событием, сравнимым с полетом Гагарина. Самое интересное, что это не венец возможностей человечества. Нас еще ожидают новые открытия и достижения в плане как освоения космического пространства, так и строения

Неизведанные глубины Космоса интересовали человечество на протяжении многих веков. Исследователи и ученые всегда делали шаги к познанию созвездий и космического простора. Это были первые, но значительные достижения на то время, которые послужили дальнейшему развитию исследований в этой отрасли.

Немаловажным достижением было изобретение телескопа, с помощью которого человечеству удалось заглянуть значительно дальше в космические просторы и познакомиться с космическими объектами, которые окружают нашу планету более близко. В наше время исследования космического пространства осуществляются значительно легче, чем в те года. Наш портал сайт предлагает Вам массу интересных и увлекательных фактов о Космосе и его загадках.

Первые космические аппараты и техника

Активное исследование космического пространства началось с запуска первого искусственно созданного спутника нашей планеты. Это событие датируется 1957 годом, когда он и был запущен на орбиту Земли. Что касается первого аппарата, который появился на орбите, то он был предельно простым в своей конструкции. Этот аппарат был оснащен достаточно простым радиопередатчиком. При его создании конструкторы решили обойтись самым минимальным техническим набором. Все же первый простейший спутник послужил стартом к развитию новой эры космической техники и аппаратуры. На сегодняшний день можно сказать, что это устройство стало огромным достижением для человечества и развития многих научных отраслей исследований. Кроме того, вывод спутника на орбиту был достижением для всего мира, а не только для СССР. Это стало возможным за счет упорной работы конструкторов над созданием баллистических ракет межконтинентального действия.

Именно высокие достижения в ракетостроении дали возможность осознать конструкторам, что при снижении полезного груза ракетоносителя можно достичь очень высоких скоростей полета, которые будут превышать космическую скорость в ~7,9 км/с. Все это и дало возможность вывести первый спутник на орбиту Земли. Космические аппараты и техника являются интересными из-за того, что предлагалось много различных конструкций и концепций.

В широком понятии космическим аппаратом называют устройство, которое осуществляет транспортировку оборудования или людей к границе, где заканчивается верхняя часть земной атмосферы. Но это выход лишь в ближний Космос. При решении различных космических задач космические аппараты разделены на такие категории:

Суборбитальные;

Орбитальные или околоземные, которые передвигаются по геоцентрическим орбитам;

Межпланетные;

Напланетные.

Созданием первой ракеты для вывода спутника в Космос занимались конструкторы СССР, причем само ее создание заняло меньше времени, чем доводка и отладка всех систем. Также временной фактор повлиял на примитивную комплектацию спутника, поскольку именно СССР стремился достичь показателя первой космической скорости ее творения. Тем более что сам факт вывода ракеты за пределы планеты был более веским достижением на то время, чем количество и качество установленной аппаратуры на спутник. Вся проделанная работа увенчалась триумфом для всего человечества.

Как известно, покорение космического пространства только было начато, именно поэтому конструкторы достигали все большего в ракетостроении, что и позволило создать более совершенные космические аппараты и технику, которые помогли сделать огромный скачок в исследовании Космоса. Также дальнейшее развитие и модернизация ракет и их компонентов позволили достичь второй космической скорости и увеличить массу полезного груза на борту. За счет всего этого стал возможным первый вывод ракеты с человеком на борту в 1961 году.

Портал сайт может поведать много интересного о развитии космических аппаратов и техники за все года и во всех странах мира. Мало кому известно, что действительно космические исследования учеными были начаты еще до 1957 года. В космическое пространство первая научная аппаратура для изучения была отправлена еще в конце 40-х годов. Первые отечественные ракеты смогли поднять научную аппаратуру на высоту в 100 километров. Кроме того, это был не единичный запуск, они проводились достаточно часто, при этом максимальная высота их подъема доходила до показателя в 500 километров, а это значит, что первые представления о космическом пространстве уже были до начала космической эры. В наше время при использовании самых последних технологий те достижения могут показаться примитивными, но именно они позволили достичь того, что мы имеем на данный момент.

Созданные космические аппараты и техника требовали решения огромного количества различных задач. Самыми важными проблемами были:

  1. Выбор правильной траектории полета космического аппарата и дальнейший анализ его движения. Для осуществления данной проблемы пришлось более активно развивать небесную механику, которая становилась прикладной наукой.
  2. Космический вакуум и невесомость поставили перед учеными свои задачи. И это не только создание надежного герметичного корпуса, который мог бы выдерживать достаточно жесткие космические условия, а и разработка аппаратуры, которая могла бы выполнять свои задачи в Космосе так же эффективно, как и на Земле. Поскольку не все механизмы могли отлично работать в невесомости и вакууме так же, как и в земных условиях. Основной проблемой было исключение тепловой конвекции в герметизированных объемах, все это нарушало нормальное протекание многих процессов.

  1. Работу оборудования нарушало также тепловое излучение от Солнца. Для устранения этого влияния пришлось продумывать новые методы расчета для устройств. Также была продумана масса устройств для поддержания нормальных температурных условий внутри самого космического аппарата.
  2. Большой проблемой стало электроснабжение космических устройств. Самым оптимальным решением конструкторов стало преобразование солнечного радиационного излучения в электроэнергию.
  3. Достаточно долго пришлось решать проблему радиосвязи и управления космическими аппаратами, поскольку наземные радиолокационные устройства могли работать только на расстоянии до 20 тысяч километров, а этого недостаточно для космических пространств. Эволюция сверхдальней радиосвязи в наше время позволяет поддерживать связь с зондами и другими аппаратами на расстоянии в миллионы километров.
  4. Все же наибольшей проблемой осталась доводка аппаратуры, которой были укомплектованы космические устройства. Прежде всего, техника должна быть надежной, поскольку ремонт в Космосе, как правило, был невозможен. Также были продуманы новые пути дублирования и записи информации.

Возникшие проблемы пробудили интерес исследователей и ученых разных областей знаний. Совместное сотрудничество позволило получить положительные результаты при решении поставленных задач. В силу всего этого начала зарождаться новая область знаний, а именно космическая техника. Возникновение данного рода конструирования было отделено от авиации и других отраслей за счет его уникальности, особых знаний и навыков работы.

Непосредственно после создания и удачного запуска первого искусственного спутника Земли развитие космической техники проходило в трех основных направлениях, а именно:

  1. Проектирование и изготовление спутников Земли для выполнения различных задач. Кроме того, данная отрасль занимается модернизацией и усовершенствованием этих устройств, за счет чего появляется возможность применять их более широко.
  2. Создание аппаратов для исследования межпланетного пространства и поверхностей других планет. Как правило, данные устройства осуществляют запрограммированные задачи, также ими можно управлять дистанционно.
  3. Космическая техника прорабатывает различные модели создания космических станций, на которых можно проводить исследовательскую деятельность учеными. Эта отрасль также занимается проектированием и изготовлением пилотируемых кораблей для космического пространства.

Множество областей работы космической техники и достижения второй космической скорости позволили ученым получить доступ к более дальним космическим объектам. Именно поэтому в конце 50-х годов удалось осуществить пуск спутника в сторону Луны, кроме того, техника того времени уже позволяла отправлять исследовательские спутники к ближайшим планетам возле Земли. Так, первые аппараты, которые были посланы на изучение Луны, позволили человечеству впервые узнать о параметрах космического пространства и увидеть обратную сторону Луны. Все же космическая техника начала космической эры была еще несовершенная и неуправляемая, и после отделения от ракетоносителя главная часть вращалась достаточно хаотически вокруг центра своей массы. Неуправляемое вращение не позволяло ученым производить много исследований, что, в свою очередь, стимулировало конструкторов к созданию более совершенных космических аппаратов и техники.

Именно разработка управляемых аппаратов позволила ученым провести еще больше исследований и узнать больше о космическом пространстве и его свойствах. Также контролируемый и стабильный полет спутников и других автоматических устройств, запущенных в Космос, позволяет более точно и качественно передавать информацию на Землю за счет ориентации антенн. За счет контролируемого управления можно осуществлять необходимые маневры.

В начале 60-х годов активно проводились пуски спутников к самым близким планетам. Эти запуски позволили более подробно ознакомиться с условиями на соседних планетах. Но все же самым большим успехом этого времени для всего человечества нашей планеты является полет Ю.А. Гагарина. После достижений СССР в строении космической аппаратуры большинство стран мира также обратили особое внимание на ракетостроение и создание собственной космической техники. Все же СССР являлся лидером в данной отрасли, поскольку ему первому удалось создать аппарат, который осуществил мягкое прилунение. После первых успешных посадок на Луне и других планетах была поставлена задача для более детального исследования поверхностей космических тел с помощью автоматических устройств для изучения поверхностей и передачи на Землю фото и видео.

Первые космические аппараты, как говорилось выше, были неуправляемыми и не могли вернуться на Землю. При создании управляемых устройств конструкторы столкнулись с проблемой безопасного приземления устройств и экипажа. Поскольку очень быстрое вхождение устройства в атмосферу Земли могло просто сжечь его от высокой температуры при трении. Кроме того, при возвращении устройства должны были безопасно приземляться и приводняться в самых различных условиях.

Дальнейшее развитие космической техники позволило изготовлять орбитальные станции, которые можно использовать на протяжении многих лет, при этом менять состав исследователей на борту. Первым орбитальным аппаратом данного типа стала советская станция «Салют». Ее создание стало очередным огромным скачком человечества в познании космических пространств и явлений.

Выше указана очень маленькая часть всех событий и достижений при создании и использовании космических аппаратов и техники, которая была создана в мире для изучения Космоса. Но все же самым знаменательным стал 1957 год, с которого и началась эпоха активного ракетостроения и изучения Космоса. Именно запуск первого зонда породил взрывоподобное развитие космической техники во всем мире. А это стало возможным за счет создания в СССР ракетоносителя нового поколения, который и смог поднять зонд на высоту орбиты Земли.

Чтобы узнать обо всем этом и многом другом, наш портал сайт предлагает Вашему вниманию массу увлекательных статей, видеозаписей и фотографий космической техники и объектов.

Первая ракета в космосе стала значительным прорывом в изучении и развитии космонавтики. Запуск "Спутника" был осуществлен в 1957 году 4 октября. Проектированием и разработкой первого спутника занимался , и именно он стал главным наблюдателем и исследователем первого шага к покорению внеземных вершин. Следующим стал аппарат "Восток", который отправил на лунную орбиту станцию "Луна-1". Его вывели в космос 2 января 1959 года, но проблемы в управлении так и не позволили посадить носитель на поверхность небесного тела.

Первые запуски: животные и люди в покорении космоса

Изучение космического пространства и возможностей летательных аппаратов происходили и с помощью животных. Первые собаки в космосе - Белка и Стрелка . Именно они побывали на орбите и вернулись в целости и полном здравии. Далее производились запуски с обезьянами, собаками, крысами. Основная задача таких полетов заключалась в изучении биологических изменений после проведения в космосе определенного времени и возможностей адаптации к невесомости. Такая подготовка смогла обеспечить удачный первый в мире полет в космос человека.

Восток-1

Полет первого космонавта в космос выполнен 12 апреля 1961 года. А первым кораблем в космосе, который мог быть пилотирован космонавтом, соответственно стал "Восток-1". Аппарат изначально оснащался автоматическим управлением, но в случае необходимости пилот могут перейти в режим ручного координирования. Завершился первый полет вокруг земли спустя 1 час и 48 минут. А известие о полете первого человека в космос мгновенно распространились по всему земному шару.

Развитие области: человек вне аппарата

Первый полет человека в космос являлся главным толчком для активного развития и усовершенствования технологий. Новым этапом стало стремление к выходу из корабля самого пилота. На исследования и разработки было потрачено еще 4 года. В результате 1965 год ознаменовался важным событием в мире космонавтики.

Первый человек вышедший в космос Алексей Архипович Леонов 18 марта покинул корабль. Пробыл он вне летательного аппарата 12 минут и 9 секунд. Это позволило сделать исследователям новые выводы и приступить к совершенствованию проектов и улучшению скафандров. А первый в космосе фото украсили полосы и советских, и зарубежных газет.

Последующее развитие космонавтики


Светлана Савицкая

Исследования области продолжались еще долгие годы, и 25 июля 1984 первый выход в космос был осуществлен женщиной. Светлана Савицкая отправилась в космос на станции "Салют-7", но после в подобных полетах участия не принимала. Они вместе с Валентиной Терешковой (совершила полет в 1963 году) стали первыми женщинами в космосе.

После длительных исследований стали возможны более частые полеты и длительные нахождения во внеземном пространстве. Первым космонавтом вышедшим в космос, ставшим рекордсменом по времени пребывания вне корабля, является Анатолий Соловьев. За весь период работы в сфере космонавтики он осуществил 16 выходов к открытому космосу, а их суммируемая продолжительность пребывания составила 82 часа и 21 минуту.

Несмотря на дальнейший прогресс в покорении внеземных просторов дата первого полета в космос стала праздничным днем на территории СССР. Кроме того 12 апреля стало и международным день первого полета. Спускаемый аппарат от корабля Восток-1 хранится в музее корпорации "Энергия" имени С.П. Королева. Также сохранены и газеты того времени, и даже чучела Белки и Стрелки. Память о достижениях хранится и изучается новыми поколениями. Поэтому ответ на вопрос: "Кто первым полетел в космос?" знает и каждый взрослый, и каждый школьник.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта