Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Письменная речь состоит из. Характеристика письменной речи

Письменная речь состоит из. Характеристика письменной речи

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли.

Устная форма представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика); принципиальная возможность смены общения «говорящий – слушающий».

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (конференциях, собраниях и т. д.). Обычно она заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладами) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию, для нее характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм,

Xотсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

Всякий письменный текст – это сложное высказывание о действительности.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил референции и предикации.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в устной речи и краска (буква) – в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки препинания, пунктуация.

В устной речи языковым средством передачи смысла является интонация, а в письменной она производная. В устной речи нет таких средств письменной формы, как кавычки, прописная буква, что может породить затруднения при восприятии на слух текста. Использование письменной формы означает возможность перестроек предложения, замены слов, обращения к словарям и справочникам.

Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную, неразговорная – на публичную речь и непубличную. Публичная речь делится на массовую и коллективную. Это деление совпадает с делением на монологическую и диалогическую речи.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система , которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
Основная функция письменной речи - фиксация устной речи , имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык , употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции , причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения , поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Литературное произношение Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.
Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии "наслоились" некоторые варианты петербургского произношения.
Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, "сниженная" разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального.

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв. В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Литературное произношение часто называют сценическим. Это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.

В формировании литературного произношения исключительная роль принадлежит радиовещанию, телевидению и звуковому кино, которые служат мощным средством распространения литературного произношения и поддержания его единства.

Произносительная система современного литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между первой и второй имеют частный характер. Возникшие в современном литературном произношении изменения и колебания касаются преимущественно произношения отдельных слов и групп их, а также отдельных грамматических форм. Так, например, произношение мягкого звука [с] в аффиксе -сь - -ся (мою[с"], мыл[с"ъ]) при старой норме (мою[с"] - мыл[с"ъ]) не вносит каких-либо изменений в систему согласных фонем современного русского языка. Укрепление нового произносительного варианта аффикса -сь - -ся (бою[с"]) в качестве современной орфоэпической нормы сближает произношение с написанием, чего не было при старом произносительном варианте (бою[с]), и потому вполне целесообразно.

Примером нового произносительного варианта, который вносит изменение в фонетическую систему языка, является произношение долгого твердого на месте долгого мягкого ["]: наряду с [во"и], [дро"и] произносят воы, дроы. Укрепление нового произносительного варианта вносит изменение в фонетическую систему языка, освобождает ее от обособленного элемента ["], органически не связанного с системой согласных в целом. Такая замена делает фонетическую систему современного русского языка более последовательной и цельной и служит примером ее совершенствования.

Приведенные примеры показывают, что новые произносительные варианты неравноправны. Если они улучшают произносительную систему, сообщают ей большую последовательность, то оказываются жизнеспособными и имеют основание для закрепления в качестве орфоэпической нормы. В противном случае вариант произношения постепенно отмирает.

Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль - это обычная речь, господствующая в бытовом общении, стилистически слабо окрашенная, нейтральная. Отсутствие в этом стиле установки на безупречное произношение ведет к появлению произносительных вариантов, например: [пpос"ут] и [прос"ът], [высокъй] и [высок"ий]. Книжный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов.

В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков.

Что такое орфоэпия - правильное произношение 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением
3.С каких точек зрения исследуют фонетические явления

Три аспекта фонетических исследований

1) (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) Перцептивный
4.Что такое речевой звук с точки зрения физики, какими физическими качествами он обладает. (акустика)

Звук речи. Элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

С точки зрения акустики, речевые звуки представляют собой колебания упругой среды, обладающие определённым спектром, интенсивностью и диапазоном.

Спектр речевого звука можно разложить на тоновую (периодическую) и шумовую (непериодическую) составляющие. Тоновые звуки образуются при участии голосовых связок, шумовые - препятствиями в полости рта.

Громкость=интенсивность + диапазон

Свойства и качества звука

Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно - частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний (в смысле сочетания простейших колебаний в данном сложном).

  • Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам относятся - высота, длительность, громкость и тембр.
    5.В чем отличие артикуляционного уклада английского и русского языков.
    6.Фонема. Функции фонемы дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ете себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
  • перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
  • сигнификативная функция - смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка - морфем и слов.
  • делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

Аллофон.
7.Признаки фонемы. Типы фонологических оппозиций.
8.Различные точки зрения на фонему. Типы транскрипции.
9.Накакие вопросы следует ответить при описании согласных звуков английского языка.

10.На какие группы можно разделить английские согласные по месту артикуляции.
11. На какие группы можно разделить английские согласные по типу преграды и способу образования шума.
12.Английская система консонантизма в сопоставлении с русской. Основные различия.
13.Английские гласные: чем определяется качество гласного звука.
14.На какие группы делятся английские гласные.
15.Особенности дифтонгоидов Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

дифтонгоиды ,

при их артикуляции имеет место незначительный элемент другого.близкого им по качеству гласного

в узкой транскрипции их можно записать как ,

трифтонгов

Какие этапы можно выделить в артикуляции любого звука экскурсия - начало артикуляции, выдержка - осн часть, само воспроизведение звука, рекурсия - конец артикуляции
16.Система английского вокализма в сопоставлении с русской вокализм-система гласных фонем того или иного языка. в англ-дистинктивные (характерный) признаки для гласных - стабильность артикуляции,положение языка (в рус так же)

долгота,лабиализация,назализация относ.к недистинктивным

англ.гласные более разнообразны чем русские

в рус 6 гласных звуков

в англ. в отличие от рус.присутствуют дифтонги,дифтонгоиды,трифтонги

рус.вокализм-неоднородный,дифтонгоидный характер гласных на протяжении их звучания(гласные оооо [уууооо]

в англ.12 монофтонгов,8дифт.,5 трифтонгов

в рус. 3 степени подъема языка,а в англ 4

в рус.нет носовых гласных,а в англ распространена назализация (особ амер.вариант)

гласные звуки в англл. хотя и подразделяются на долгие и краткие, тем не менее они не противопоставляются по принципу долготы(т.к. долгота зависит от фонетич.контекста)

в рус нет раздела на долгие и краткие

в англ.также напряженные и ненапряженные,в рус нет

рус.яз относится к консонантическим языкам,а англ. к консонантно-вокалическим
17 Коартикуляция. Причины ее возникновения. Типы коартикуляционных процессов.

18.Виды ассимиляции. (Уподобление звуков друг другу)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Что составляет предмет фонетики. В чем заключается различие между фонетикой и фонологией

Устная речь письменная речь литературное произношение владение.. ассимиляция и е виды.. консонантная и вокалическая ассимиляция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли.

или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.

Эти отличия имеют ряд психологических оснований.

Письменная монологическая речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт («-такт») или желание, требование («-манд»), то пищущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия («-цепт»), она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение.

Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни симпрактического контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в ■ монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.

Отсюда письменная речь должна быть максимально син-семантична и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.

Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.

Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.

Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое раньше было симпрактический и лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней, как мы уже видели, всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.

Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.

Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной-диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще "в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.

Таким образом, письменная речь как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.

Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование- отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне-языковые компоненты (жесты, мимика и т. д.), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения.

Таким образом, письменная речь радикально отличается от устной речи тем, что она неизбежно должна протекать по правилам развернутой (эксплицитной) грамматики, необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих ее жестов и интонаций. Поэтому всякое сближение монологической, письменной речи со структурой устной диалогической речи невозможно. Это проявляется, в частности, в том, что те эллипсы и грамматическая неполнота, которые оправданы в устной речи, становятся совершенно неприменимы в письменной речи.

Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Bee это придает грамматике-письменной речи совершенно иной характер.

Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Известно, что для уяснения мысли лучше всего попытаться написать, выразить эту мысль письменно. Именно поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления. Уточнение самой мысли с помощью письменной речи отчетливо проявляется, например, при подготовке доклада или статьи. Работа переводчика также не просто перевод с одной системы кодов на другую; это сложная форма аналитической деятельности, самой важной задачей которой является осознание самого логического строя мысли, ее логической структуры.

Что такое "Письменная Речь"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Письменная Речь – речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи. П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма). Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации. Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода. Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизнеспособных элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании способов выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ. Лит.: Соболевский А.И. История рус. лит. языка. – М., 1980; Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII–XIX вв. – 3-е изд. – М., 1982; Его же: Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. – М., 1967; Винокур Г.О. Рус. язык. Исторический очерк // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Ефимов А.И. История рус. лит. языка. – М., 1971; Мещерский Н.А. История рус. лит. языка. – Л., 1981; Горшков А.И. Теория и история рус. лит. языка. – М., 1984; Земская Е.А. Письменная речь // Рус. язык: Энц. – М., 1998. Т.Б. Трошева

Письменная Речь - Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языко... Большая психологическая энциклопедия

Письменная Речь - Письменная речь - речь - , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых кон...

Речь делится на два основных противопоставленных друг другу, а в некоторых отношениях сопоставленных типа. Это устная и Они разо-шлись в своем историческом развитии, поэтому обнаруживают различные принципы организации языковых средств. Общелитературные языко-вые средства, объединяющие такие типы, как устная и письменная речь, являются основой форми-рования и функционирования синонимических рядов. Разъединяющие их книжно-письменные и устно-разговорные средства употребляются в полном наборе в своем типе, а в противополож-ный получают доступ с определенными ограничениями.

Устность речи

Устность является основным фактором, объединяю-щим различные разновидности, на которые подразделяется Свойства речи письменной реализуются в разновидностях книжно-письмен-ного типа. Разумеется, форма не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорном типе именно она предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, отличающих от письменной устную речь. Свойства речи связаны с характером ее порождения. Рассмотрим его более подробно.

Различия в порождении устной и письменной речи

Различие форм опирается на глубин-ное психофизиологическое различие. Психологами установлено, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи всегда есть время на обдумывание формального плана высказывания, благодаря чему сте-пень ее структурированности высока.

Соответственно, и при чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать написанное, сопрово-дить его своими личными ассоциациями. Это позволяет и пишущему, и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Не то при говорении и слушании. Свои особенности имеет звучащая, исторически первичная устная речь. Свойства речи в данном случае определяются тем, что она представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить инфор-мацию. Слушающий же должен в своей рецепции следовать за говоря-щим во времени, и у него далеко не всегда там, где ему нужно, есть возможность остановиться для более глубокого продумывания. Поэтому действует преимущественно когда воспринимается устная речь. Свойства речи в этом случае состоят в том, что она спонтанная, одноразовая, она не может повторить-ся снова в том виде, в каком уже была произнесена.

Автоматизированность

При изучении иностранного языка во время подготовки к занятию можно готовить каждое предложение заранее, но на самом занятии это не получится: задача спонтанного продуцирования требует заново в плавном речевом потоке выдавать речевые порции. Характеристика речи устной заключается в том, что ее полностью подготовить нельзя, она продуцируется в значительной степени автоматизированно. Если говорящий будет уси-ленно ее контролировать, она утратит качество спонтанно-сти и естественности. Контроль над собой в полной мере возможен лишь в медленной учебной речи, своим ненатуральным темпом вы-дающей свой неоригинальный характер.

Озвучивание письменного текста

От продуцируемой спонтанной устной речи следует отличать про-стое озвучивание письменного текста, осуществ-ляемое дикторами, артистами, а иногда и докладчиками. Такое озвучи-вание ничего не меняет в тексте, и он хоть и звучит, но остается таким, каким был написан. При этом сохраняется характеристика речи письменной, все ее свойства. От устности в ней появляется только интонационный контур и возможная фонетическая экспрессивность. То есть акустические свойства звуков речи меняются. Интересно наблюдение Е. А. Брызгуновой, сравнивавшей актерские озвучивания одного и того же текста: они различались. Это значит, что как только появляется устный речевой элемент, в данном случае интонация, возникают расхождения из-за индивидуализации.

Индивидуальность

Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происхо-дит выступление.

Особенности устной речи

Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-раз-говорном типе, то окажется, что помимо действующих в книж-но-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные. Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа. Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, рече-вой вид (использование монологов и диалогов).

Адресованность устной речи

Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одно-временно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас. Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают комму-никативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна вре-менная синхронность. Адресат речи может быть: а) индивидуальный; б) коллективный; в) массовый.

Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее чле-нения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправ-ленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литера-турной речи (устно-разговорного типа литературного языка): 1) уст-но-разговорная; 2) устная научная; 3) радио- и телевизион-ная.

Адресованность письменной речи

Здесь адресованность не непосредственная: по-средником между автором текста и читателем служит бумага, а она позволяет сколь угодно отсрочить чтение, т. е. элиминировать фактор физического времени, сама же речь наделена качествами неспонтанности и многоразовости. В отличие от устной речи к ней непримени-ма пословица "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь". Такая опосредованная адресованность не может быть фактором членения.

Ситуативность

Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Она присуща разговорному типу, где ситуация восполняет словесно не выраженный смысл, любые недосказанности и неточности. Она обычно считается эксклюзивным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно обнаруживает-ся. Это показывает, например, анализ речи поэтической, когда для точного понимания и чувствования стихотворения требуется биографический комментарий. Вообще, комментарии такого рода, снабжающие художественное про-изведение любого жанра, позволяют обогатить восприятие и понима-ние замысла автора. К ситуативности добавляется общая апперцеп-ционная база говорящего и слушающего, общность их знаний и жиз-ненного опыта. Все это допускает словесные намеки и обеспечивает понимание с полуслова. Частично ситуативность свойственна и кол-лективно адресованной речи. Например, преподаватель знает, какие у него слушатели, что они знают и могут, чем интересуются. Массово же адресованным текстам ситуативность не свойственна. Таким образом, она действует как фактор вычленения разговорной речи и как неполный фактор, харак-теризующий устную научную речь. Естест-венно, ситуативность не может быть свойственна ни одному виду письменного типа.

Использование монологов и диалогов в письменной речи

Что касается соотношения монологического и диа-логического видов, то это свойство и письменного, и устного типов при членении литературного языка на разновидности вы-ступает по-разному. В книжно-письменном типе оно не играет роли фактора членения, в устно-разговорном же является таким фактором. Это связано с разным соотношением монолога и диалога в письмен-ных и устных разновидностях. В книжно-письменном типе научная речь обычно монологична, но и в ней можно усмотреть при-знаки диалогичности. Хотя с этим можно не соглашаться: если они и есть, то носят не прямой, а весьма косвенный характер. Деловая речь бывает выражена монологическим видом, но одиночные (обычно) предложения, выражающие распоряжение, просьбу, инструктивное указание, приказ и прочее и содержащие глагольную форму побудитель-ного (повелительного) наклонения, по форме и организации близки к реплике диалога. Газетные статьи обычно монологичны, но могут со-держать элементы диалога, имитирующие вопросы читателю и его предполагаемые ответы, прямой же диалог бывает в жанрах интер-вью, переписки с читателями, ответов на вопросы и др. В художест-венной речи диалог - средство общения героев, авторской же речи достается монологический вид. Но есть жанры полностью диалогиче-ские. Речь, конечно, идет о пьесах и драматургии как виде искусст-ва. В целом получается, что как фактор членения диалог - монолог выступают неотчетливо, но довольно ясно показывают нарастание диалогичности слева направо.

Монологи и диалоги в устной речи

В устно-разговорном типе принципиально иное соотношение. Оно определяется тем, что диалогический и монологический как следствие, имеют разную организацию, а именно: моно-лог - это посегментный синтаксис, диалог - это краткие разговор-ные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры. Конечно, и в письменном диалоге есть свои синтаксиче-ские особенности сравнительно с монологом, который является про-странством для осуществления многочисленных синтаксических мо-делей, всего богатства письменной речи. Но здесь различия диалогиче-ского и монологического вида не влекут за собой столь принципиаль-ных различий в синтаксисе, где специфически разговорные модели складываются в пространстве диалога. В целом же диалогичность в устно-разговорном типе убывает справа налево. И доходит до минимума в устной научной речи. Равноправие диалога и монолога позволяет сре-ди других факторов членения выделить устно-разговорную речь как самостоятельную разновидность, отделенную по этому признаку от радио- и телевизионной и устной научной речи.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта