Главная » Маринование грибов » Умения учащихся по русскому языку. Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку оценка - документ

Умения учащихся по русскому языку. Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку оценка - документ

План
1. Вступление. Воспитание любви к родному языку.
2. Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку.
а) Три момента в моей работе.
б) Система памяток и алгоритмов.
в) Значение работы над ошибками.
3. Вывод.

Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись» – писал С. Маршак.

Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:

  1. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе.

Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.

Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:
«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должна связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».

  1. В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше.

Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни, воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и, конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.
Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

  1. Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов , которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему.

При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

Обратимся к словам В. Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:

«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…

Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.

Школьные уроки – это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:
а) памятку;
б) алгоритм объяснения изучаемой орфографии;
в) как исправить ошибку

Например, при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

  1. Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ
Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно (мне обычно в этом помогают родители) , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

  1. Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

  1. Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:
ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:

– на какое правило ошибся
– как исправить ошибку.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой.

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде, дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток,на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Доклад на тему

Интерактивные методы обучения

как средство повышения качества знаний

учащихся по русскому языку

Исламгарейовна,

учитель русского языка

и литературы

Шентала, 2016

Все обучают каждого и каждый обучает всех

В.С. Дьяченко

Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

    10% прочитанного,

    20% услышанного,

    30% увиденного,

    90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

    Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

    Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

    Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции , необходимые для успешной деятельности:

    Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

    Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

К интерактивным методам обучения относятся:

    интерактивная лекция,

    использование и анализ видео-, аудио- материалов;

    практическая задача, кейс-метод;

    разбор ситуаций из практики участника;

    ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

    работа в малых группах;

    групповая дискуссия;

    соревнование.

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному ученику :

    Осознание включенности в общую работу;

    Развитие личностной рефлексии;

    Становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности.

Учебной микрогруппе :

    Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

    Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

    Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

    Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу :

    Формирование класса как групповой общности;

    Повышение познавательной активности класса;

    Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс - учитель»:

    Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    Многомерное освоение учебного материала;

    Формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, для меня интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление. По данной методике я работаю третий год.

Я применяю следующие принципы и правила работы на интерактивном занятии:

Урок – не лекция, а общая работа.

Суммарный опыт группы больше опыта учителя.

Все участники равны независимо от возраста и опыта.

Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Правило первое . В работу вовлекаю всех учеников.

Правило второе . Я забочусь о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи применяю разминки, постоянное поощряю учеников за активное участие в работе, предоставляю возможности для самореализации каждого ученика.

Правило третье . В работе принимают участие не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое . Я отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы ставлю “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему урок и имел возможность общаться в малой группе.

Правило пятое. Отношусь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом договариваемся с ребятами в самом начале и стараемся не нарушать его. Договариваемся о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое . Отношусь со вниманием к делению учеников на группы.

Как я использую данную методику в своей работе? Для мотивации учащихся к уроку занятие я начинаю со стихотворения или вопроса, ответ на который дети дадут в конце урока. Например, урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Предложение» я начинаю со стихотворения, содержащего вопрос «Что красивей всего?»

Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Иногда это «взбодрячок» или «энерджайзер» «Фруктовый салат», «Смешанный лес», который я провожу для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы. Затем продолжаю формирование микроклимата занятия объединением учащихся в группы . Существуют различные способы деления учащихся на группы. Я практикую следующие способы:

    отсчитывание: яблоко, груша, слива, банан…,

    угощение конфетами,

    деление по цвету, форме листа,

    методику 6Х6Х6. Эта методика вовлекает в работу всех членов группы, и при этом каждый как исполняет роль учащегося, так и учит других.

Организовывается учебное взаимодействие в микрогруппах, работа в парах, в тройках, в четверках и т.д.

Состав групп подбирается неоднородный, отличающийся с точки зрения уровня учащихся, пола и т.п. Классные лидеры не всегда бывают лидерами в группе. Школьники в группы распределяются мной. Для небольших заданий оптимальная группа состоит из 4-5 человек. Большие группы организуются для больших заданий. В то время, когда ученики работают в группах, я помогаю им, контролирую работающие группы, но не руковожу ими.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. На данном этапе мы отправляемся в путешествие на автобусах или по реке Глагол в мир природы, выполняя задания по группам. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Рефлексия прошедшего занятия – следующий этап интерактивного занятия. Я стараюсь подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например,

Что тебе понравилось сегодня на уроке?

Что нового ты сегодня узнал на уроке?...

На данном этапе я использую методику «Ковер идей» (урок русского языка в 5 классе «Берегите природу!»). «Ковер идей» используется на уроке для решения проблемы: что конкретно каждый из них может сделать для того, чтобы помочь природе. «Идеи» приклеиваются на «ковер идей». Затем ребятам предлагаю приклеить зеленую наклейку на ту идею, которую он может быть сделает, а красную наклейку на ту идею, что он сделает обязательно . В конце урока мы обязательно подводим итоги, рассаживаясь по кругу и передавая друг другу «микрофон».

На уроках применяю следующее пространственное расположение группы:

«Вопросы по кругу»

«Большой круг» (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Прием “большого круга” оптимально применяю в тех случаях, когда нужно возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Работа в группах» парты ёлочкой

«Работа в группах»

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается лишь общая работа группы. Иногда я обращаюсь за консультацией к самим ученикам.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к учебному предмету, повышают компетентности, уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию и развитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Итак, я считаю, что применяя интерактивные методы обучения на уроках:

1) Повысилась эффективность уроков русского языка. 2) У учащихся формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения. 3) Формируются и развиваются аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них). 4) Формируются и развиваются навыки планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка, как неоднократно подтверждено школьной практикой, обеспечивает учителю возможность выяснить качества знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет установить готовность учащихся к изучению нового материала, а также оценить эффективность применяемых методов и приемов обучения, внести коррективы в методику. Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяется текущий тематический и итоговый учет знаний. В дидактической и методической литературе достаточно четко определено назначение каждого из видов учета.

В обучении русскому языку устные и письменные формы контроля четко дифференцируются, хотя в начальных классах школы специально не выставляется отметка русский язык «устно» и «письменно». Отметка является общей, учитывающей знание грамматических определений, орфографических правил, умение анализировать слова, предложения и применять знания в письменной речи (в диктантах, изложениях, сочинениях и т. п.). Контроль за правильностью выполнения учащимися письменных работ должен быть систематическим. В I классе учитель проверяет все письменные (классные и домашние) работы учащихся. Во II и III классах все работы проверяются на начальном этапе изучения новой темы, в остальное время работы проверяются выборочно.

Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются диктанты, изложения, сочинения, грамматические, словообразовательные, лексические и орфографические задания, контрольное списывание.

Контрольные работы итогового учета проводятся один раз в четверть, т. е. в I классе в течение года проводятся три контрольных диктанта с заданиями, во II классе - четыре диктанта с заданиями и четыре изложения, в III классе наряду с изложениями могут быть проведены контрольные сочинения. Кроме того, в каждом классе в течение года проводится не менее 8-10 проверочных диктантов, около 6-8 проверочных работ с грамматическими, словообразовательными, лексическими заданиями, четыре проверочных изложения или сочинения. Объем проверочных работ (количество слов):

При проверке контрольных работ учитель руководствуется следующими нормами: отметка «5» ставится за диктант, в котором нет орфографических ошибок, «4» - за диктант, в котором допущено 1-2 орфографические ошибки, «3» - за диктант, в котором 3-5 орфографических ошибок, «2» - 6-8 ошибок; за работу, в которой более восьми орфографических ошибок, ставится «1».

При оценке изложений и сочинений учитывается фактическая достоверность изложенного, полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов.

Урок русского языка

Эффективность обучения русскому языку находится в прямой зависимости от качества уроков, поскольку в советской школе урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Общедидактические требования к уроку, широко освещенные в педагогической литературе, получают частнометодическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Основные требования, которым должны удовлетворять уроки русского языка, кратко можно сформулировать в следующих положениях:

I. Приобретение новых знаний, их применение в речевой практике и воспитание школьников сливаются в единый процесс. Не случайно, что в последнее десятилетие особое внимание уделяется организации учебной деятельности учащихся на уроке, идейно-политической, эстетической, художественной ценности языкового материала, который используется на уроке, мировоззренческому аспекту изучения языка, общей направленности всего классного коллектива на достижение поставленной цели. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока, так же как и, например, рациональные методические приемы, использованные учителем применительно к языковому материалу, не отвечающему ценностным характеристикам. На уроке воспитывается все, включая доброжелательное отношение учителя к детям, отношения между учащимися, метод обучения, выбранный учителем для данного урока, виды заданий, которые выполняют учащиеся, языковой материал, на базе которого осуществляется изучение грамматики, словообразования, орфографии и т. д.

Нужные нравственные качества воспитывает урок, на котором создана атмосфера творческого коллективного поиска. Например, на уроке в III классе при изучении темы «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов» учитель следующим образом организовал деятельность учащихся (приводим фрагмент урока).

1. Творческий диктант.

Какой глагол нужно употреблять? (Учащиеся обсуждают, записывают.)

Шел штурм Берлина. Грозно... (грохотали) советские орудия. От разрывов и мин. .. (содрогалась) земля. Огромные каменные здания. . . (рушились) и горели с треском, как соломенные. (Н. Богданов.)

При выборе наиболее подходящего глагола проводится работа над группой слов-синонимов:

1) Греметь, грохотать, рокотать.

2) Содрогаться, трястись.

3) Рушиться, обвалиться. (В скобках в тексте указан глагол, употребленный автором.)

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

2. Наблюдения над написанием суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Объясните написание глаголов в предложении: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы.

Учащиеся объясняют написание окончания глагола настоящего времени: неопределенная форма - что делать? строить, глагол на -ить, значит, II спряжения, в 3-м лице множественного числа окончание -ят. Написание глагола в прошедшем времени учащиеся объяснить затрудняются. (Создается поисковая ситуация.) На доске запись: <…>

Коллективно делается обобщение-вывод о глаголах прошедшего времени: перед суффиксом -л пишется та же буква, что и перед -ть в неопределенной форме.

Учащиеся записывают с комментированием: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы. Советские люди и жители ГДР - большие друзья. Они многое сделали для того, чтобы отстоять мир.

Найдите глаголы прошедшего времени, объясните их написание.

Что вы нового узнали на уроке?

На уроке русского языка особое внимание уделяется воспитанию любви к родному языку, бережного отношения к слову. Поэтому тщательно отбираются тексты на урок. Большое место в процессе обучения языку занимает лексико-стилистическая работа. На уроке русского языка часто звучат стихи; наряду с адаптированными текстами используются высокохудожественные авторские тексты.

Весь процесс обучения русскому языку направлен на формирование у школьников основ научного мировоззрения.

Урок русского языка воспитывает и такие необходимые каждому человеку качества, как аккуратность, самостоятельность, инициативность.

Справедливо пишут Н. Г. Казанский и Т. С. Назарова: «Каждый урок активен в воспитательном отношении. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное воспитательное влияние, но безрезультатным в воспитательном отношении никогда не бывает»1.

II. Четкость и внутренняя логика урока, его целенаправленность. Логика урока, на котором изучается новый материал, обусловлена в значительной степени взаимодействием сторон изучаемого языкового явления, его лингвистической сущностью. Учителю важно видеть эти взаимосвязи и постепенно раскрывать их вместе с учащимися в ходе выполнения ряда заданий.

Если урок ставит своей целью закрепление грамматических знаний, формирование орфографических умений, то логика урока будет отражать систему упражнений, которая, как известно, строится с учетом усложнения условий, в которых протекает деятельность учащихся. Первые упражнения на уроке могут выполняться коллективно, так как отрабатывается последовательность действий при написании той или иной орфограммы. Позднее возрастает самостоятельность учащихся. Связь между упражнениями, выполненными на уроке, обусловлена также и характером формируемого умения.

Целенаправленность урока создается соответствием учебного материала теме и целям урока.

Весь учебный материал урока, включая материал для наблюдений за языковыми фактами, материал для орфографических и разного рода речевых упражнений должен строго соответствовать цели урока. Например, во II классе тема урока - «Обобщение знаний об именах существительных». Грамматические, лексические и орфографические упражнения находятся между собой в такой связи, что позволяют систематизировать признаки имени существительного как части речи и написание этих слов.

III. Урок русского языка - это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся . Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка. Чтобы урок русского языка был социально значимым, он обязательно должен быть направлен на формирование у учащихся умения грамматически правильно, стилистически точно, последовательно выражать свои мысли и передавать чужие.

Установка на развитие речи на уроке русского языка требует применять при изучении грамматического материала такие методические приемы, которые подводят младших школьников к осознанию роли каждой части речи или части слова в нашем языке, к пониманию, например, почему нужно уметь различать род имени существительного, его склонение, уметь найти в слове корень, приставку, суффикс, знать, как распознается время глагола, как (с помощью какой части речи и части слова) устанавливается связь слов в предложении и многое другое. Иначе говоря, грамматическая теория на уроке изучается под углом зрения ее практического применения для формирования навыков точной и грамматически правильной речи, для развития навыков сознательного письма. Такая общая направленность уроков грамматики на развитие речи детей находит конкретное выражение в содержании урока и в тех видах заданий, которые применяются на уроке.

Важным обстоятельством, позволяющим осуществить на уроке связь изучения грамматического, словообразовательного, орфографического материала с развитием речи является управление умственной деятельностью учащих-с я. Процесс развития речи школьников неотделим от развития их мышления.

Современный урок русского языка характеризуется целенаправленной работой над развитием мышления учащихся. Это означает, что в процессе изучения определенного грамматического или орфографического материала проводится работа над овладением определенными умственными действиями, наиболее обеспечивающими усвоение данного материала. Например, для формирования понятия «родственные слова» необходимо владение такими умственными операциями, как сравнение слов по их лексическому значению и морфемному составу (общность по смыслу и наличие одинакового корня). Практика показывает, что умение сравнивать слова с учетом указанных двух факторов формируется гораздо быстрее, если над приемом сравнения проводится специальная работа, включающаяся как составная часть в изучение материала.

Вышесказанное дает основание особо подчеркнуть, что при подготовке к уроку учитель определяет не только круг знаний, над усвоением которых будет идти работа, но и те умственные действия, которыми необходимо овладеть учащимся для усвоения данного материала. Это отражается на подборе видов заданий н конкретного материала урока, а также в какой-то мере определяет и его структуру.

В последние годы значительно большую роль в обучении языку приобретают теоретические знания. Это объясняется тем, что именно теоретические знания и позволяют учащимся сознательно владеть языком. Усиление роли теории не означает, что на уроке необходимо больше заучивать грамматических определений. Напротив, для современного урока характерен отказ от формального воспроизведения знаний. Усилить роль теории - это значит больше внимания уделять раскрытию (хотя и в элементарной форме) закономерностей языка, т. е. усвоению школьниками связи между языковыми явлениями.

Для учащихся начальных классов ступенькой к осознанию таких связей является поиск ответа на вопрос: почему так? Почему, например, слово дружный изменяется по родам, числам и падежам, а слово дружим - по числам и лицам? Почему в слове интересно -о - это суффикс, а в слове интересный -ый - окончание? Почему существительные площадь и улица в одном и том же падеже и числе могут иметь разные окончания? Почему от глагола строить можно образовать все три временные формы, а от глагола построить - только прошедшее и будущее и т. п.

Особенностью современного урока является также и то, что теоретические знания приобретаются активным путем, учащиеся принимают непосредственное участие в их «открытии», т. е. применяется так называемый поисковый путь познания.

На эффективность уроков русского языка большое влияние оказывают также следующие факторы: соразмерность устной и письменной работы на уроке (примерно три четверти урока должны занимать письменные работы); контроль за учебной работой школьников, хорошая информативность обратной связи (использование в этих целях сигнальных карточек с буквами и цифрами, перфокарт и т. п.); своевременное предупреждение и исправление ошибок всех видов (орфографических, пунктуационных, лексических, стилистических); использование технических средств обучения.

Типы и структура уроков русского языка . Согласно наиболее принятой в советской дидактике точка зрения (Данилов М. А., Есипов Б. П., Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Сорокин Н. А. и др.), тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие уроки, учетно-контрольные и комбинированные. Для каждого типа уроков характерна определенная структура. Таким образом, между дидактической целью урока, его типом и структурой существует вполне определенная взаимозависимость. Дидактическая цель конкретного урока определяется, исходя из задач изучения темы в цело ми места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока, а следовательно, и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой на тему, и специфика изучаемого материала. Например, на изучение темы «Имя прилагательное» во II классе программой отводится 20 уроков. Из них три урока по своему типу являются уроками изучения нового материала, И уроков ставят своей целью усвоение знаний и включают грамматические, орфографические и речевые упражнения, два урока являются обобщающими и четыре урока - учетно-контрольными. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Учитель в соответствии с программой выделяет узловые вопросы темы (иначе подтемы) и на каждую из них отводит определенное количество уроков. Таким образом, каждая новая подтема имеет свой цикл уроков разного типа. В целом все уроки, входящие в тему, взаимодействуют между собой, хотя каждый цикл имеет относительную самостоятельность. В теме обязательно предусматриваются уроки обобщающего типа (причем повторительно-обобщающий урок может быть в начале изучения темы, чтобы обобщить то, что уже известно учащимся и ввести их в тему, и в конце изучения темы в целях установления связей). В процессе изучения темы проводятся учетно-контрольные уроки (обычно они имеют место после изучения каждой подтемы и в конце темы).

Прежде чем разработать структуру урока, учитель определяет тип урока (см. «Примерное планирование уроков» в книгах для учителя «Обучение в первом классе», «Обучение во втором классе», «Обучение в третьем классе»). Трафарета в построении урока быть не должно. В последние годы широкому обсуждению подвергался вопрос о комбинированном уроке. Было признано целесообразным отказаться от жесткого и обязательного деления урока на этапы: опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом.

Как справедливо отмечается в литературе, первый шаг в этом направлении был сделан учителями г. Липецка и Липецкой области, которые отошли от трафарета в построении урока и применили такой вариант урока, на котором приобретение новых знаний и закрепление ранее изученных сливаются в единый процесс; опрос осуществляется в течение всего урока. Однако это не означает, что этапы урока, свойственные любому комбинированному уроку, не нужны. Так, в практике обучения вполне оправдывают себя уроки, на которых соблюдается такая этапность работы, как: проверка домашнего задания, повторение, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Однако, во-первых, такой порядок работы применительно к каждой теме не всегда является рациональным и учитель вправе творчески решать, с какого этапа: объяснения нового материала, с выполнения самостоятельного упражнения или с проверки домашнего задания - начать урок; во-вторых, большое значение имеет внутренняя связь между этапами урока, содержание работы на каждом из этапов. Повторение можно провести таким образом, что объяснение нового материала будет логическим продолжением начатой, работы. Мастерство учителя и состоит в том, чтобы слить в единый процесс все этапы урока, отказаться от формальной рядоположности.

Например, тема урока в III классе - «Склонение имен прилагательных». Основная цель урока - познакомить с особенностями склонения имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, с приемом распознавания падежа.

Урок начинается с самостоятельной работы над словами, имеющими в корне непроверяемую гласную букву (первый этап урока). Учитель диктует слова из «Словарика», учащиеся образуют от них однокоренные имена прилагательные и записывают их вместе с подходящими по смыслу именами существительными. Обозначают в словах ударение, гласную букву в корне подчеркивают.

Вариант выполнения работы : (билет) - билетная касса, (комната) - комнатное растение, (лагерь) - лагерная линейка, (библиотека) - библиотечная книга, (дорога) - дорожный знак, (мороз) - морозное утро. Проверка записи слов проводится с помощью сигнальных карточек.

На этом же лексическом материале учащиеся выполняют задание, которое представляет собой повторение и связано с новой темой: определяют число и род имен прилагательных. Как узнать род имен прилагательных? Как изменяются имена прилагательные? Доказать, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Второй этап урока - ознакомление со склонением имен прилагательных.

Зрительный диктант.

В лагере

Рано пробудился пионерский лагерь. Ребята пойдут сегодня в дальний поход. Под звуки пионерского горна спешат они на зарядку.

Подчеркните прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны, укажите их род и число.

Почему прилагательные пионерский, пионерского имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (Разные падежи.)

Определите падеж имен существительных и по падежу существительного узнайте падеж связанного с ним прилагательного.

Просклоняйте пионерский галстук, пионерское звено, пионерская песня. (Работа выполняется коллективно.) Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

I. Обобщение - Что нового узнали о прилагательном? (Изменяется по падежам. Падеж прилагательного определяется по падежу существительного. Прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково.)

Прочитайте вывод в учебнике.

(Хлеб, вода, дом.) Почему так думаете? (Метро построили гораздо позднее, чем человек построил себе дом, и т. п.)

II. Наблюдение над частями речи, их признаками.

Как приходят к нам слова.

У каждого слова своя жизнь. Слово начинает жить вместе с предметом. Изобретут люди новую машину, получат новое вещество, найдут новое растение и сразу дают им название. Так в языке появится новое слово. Некоторые слова живут сотни лет.

Почему каждый предмет имеет свое название? (Если бы предметы не имели названий, было бы очень трудно общаться друг с другом, передавать свои мысли. Нам бы нужно было тогда показывать предмет или его рисунок. Слова, являясь названием предметов, позволяют нам общаться, разговаривать друг с другом на расстоянии, даже когда мы не видим своего собеседника. Это очень удобно.)

Только ли названием предметов являются слова? (Нет. В языке есть много слов, которые являются названием признаков, их действий и т. д.)

На какие большие группы делятся все слова в грамматике? (На части речи.)

Назовите известные вам части речи. Напишите по три слова-примера каждой части речи.

Сравните их по плану: 1. Что обозначают? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Как изменяются? 4. Каким членом предложения чаще всего бывают?

Какие части речи имеют сходство?

III. Устные упражнения в распознавании частей речи с использованием сигнальных карточек.

IV. Творческая работа.

Сочинение (деловое) по календарю погоды. Примерная тема - «Погода в апреле». Возможный план:

1. Высота солнца.

2. Продолжительность дня.

3. Температура.

4. Осадки.

Какие части речи использовали в сочинении? Д. з. Упражнение из учебника.

Своеобразны контрольно-учетные уроки и уроки работ над ошибками. Урок проверки знаний ставит целью выяснить, как учащиеся могут применить теоретические знания в практической деятельности. В соответствии с целью проверки определяются виды и содержание проверочных заданий. Это могут быть диктанты, изложение и специальные грамматические задания.

Вопросы и задания

1. Значение орфографических правил и их классификация.

2. Каковы основные компоненты процесса работы над орфографическим правилом? Проиллюстрируйте это на конкретном примере.

3. Как поддерживать умственную активность учащихся в процессе изучения орфографических правил?

4. Почему необходимо проводить сравнение и сопоставление правил? Приведите примеры.

5. Какова роль упражнений при формировании орфографических навыков?

6. Охарактеризуйте методические условия, способствующие формированию орфографических навыков.

7. Какие знания и умения составляют основу формирования навыков правописания проверяемых безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов? Какова последовательность работы над формированием данных навыков в I и во II классах? Проанализируйте в этих целях учебники «Русский язык» и пособие для учителей.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., 1977.

2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., М., 1966.

3. Жуиков С. Ф . Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., 1964.

4. Жуиков С. Ф . Формирование орфографических действий (у младших школьников). М., 1965.

5. Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А . Методика преподавания русского языка в начальной школе. Л., 1955.

6. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.

7. Обучение в первом классе (М., 1973).

8. Обучение во втором классе (М., 1974).

9. Обучение в третьем классе (М., 1975).

10. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в первом классе (М., 1971).

11. Уроки русского языка во втором классе (М., 1972).

12. Уроки русского языка в третьем классе (М., 1977).

13. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.

14. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М., 1960.

15. Рождественский Н. С., Кустарева В. А. и др. Методика начального обучения русскому языку. М., 1965.

Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка письменных работ и тетрадей учащихся

1. О видах письменных работ.

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся:

    упражнения по русскому языку;

    планы статей учебников;

    сочинения;

    изложения;

    тестовая работа;

    письменные ответы на вопросы, и т. д.

1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контроль­
ные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяе­мого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каж­дого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

Итоговые контрольные или рубежные работы проводятся:

    после изучения наиболее значительных тем программы;

    в конце учебной четверти;

    в конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки уча­щихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе не более двух письменных итоговых контрольных работ. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четвер­ти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

    Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку: в 5-11 -х классах - две рабочие тетради - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контроль­ных работ. В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ - контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы; по литературе: в 5-11-х классах - одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

    Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В 5-11-х классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже - ее название*. Например:

Диктант

В тайге

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требо­ваний:

    Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего пред­назначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образ­цы оформления тетрадей:

Тетрадь Тетрадь

для работ для творческих работ

по развитию речи по литературе

ученика 9 ученицы 5

Ивановой Ольги

    Соблюдать поля с внешней стороны.

    Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября.

    Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

    Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

    Соблюдать красную строку.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или руч­
кой, в случае необходимости - с применением линейки.

Точка в конце вида и названия работы не ставится

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуа­ционный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложе­ния, не заключать неверные написания в скобки.

4. Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние рабо­ты по русскому языку, проверяются:

    в 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса - после каждого урока у всех учеников;

    во 2-м полугодии 5-го класса и 7-9-х классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важно­сти, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

    в 10-11-х классах - после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверя­ются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

    Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контроль­ных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руко­водствуясь следующим:

    при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачеркивает неверно напи­санную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

    на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I - орфогра­фическая ошибка, V - пунктуационная);

    при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обу­чающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфогра­фические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (рече­вые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые -знаком Р, грамматические - знаком Г;

    подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

    проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы*.

* Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содер­жании и число речевых недочетов.

Перед второй отметкой-за грамотность-указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так: 0-2 "4" 3-3-1 "3".

4.5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный
журнал. За диагностические и обучающие работы оценки "2" и "3" могут выставляться
по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учи­теля.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

      После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению оши­
      бок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
      оши­бок.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по рус­скому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учиты­вать:

    полноту и правильность ответа;

    степень осознанности, понимания изученного;

    языковое оформление ответа.

2.1. Отметка "5" ставится, если ученик:

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых поня­тий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературно­го языка.

    Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требовани­ям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответст­вующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определе­ний и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка "1" не ставится.

3. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

Оценка диктантов

1. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.

1.2. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отве­чать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса -100-110, для 7-го - 110-120, для 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170, 10-11-х классов -170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса - 15, для 6-го класса - 20, для 7-го класса - 25, для 8-9-х - 30, 10-11-х классов - 30-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, дол­жен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изучен­ным темам.

До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца 1 -го полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

5. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуа­
ционные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), ) "мемля" (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

    Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    в исключениях из правил;

    написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    написании ы и и после приставок;

    случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обра­ щался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    собственных именах нерусского происхождения;

    случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последо­вательности.

8. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора корректного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонети­ческих (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения коррект­ного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошиб- \ ка учитывается как самостоятельная*.

9. Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру­бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуацион­ных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе до­пускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибках.

Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т. п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка "5" ставится, если ученик заполнил все задания верно.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее полови­ны заданий.

    Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий*.

12. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.

12.1. Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "2".

* Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

1. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последо­
вательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

2. Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в
6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, в 9-м - 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может I быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготови­тельная работа.

3. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м |
классе - 0,5-1,0, в 6-м классе - 1,0-1,5, в 7-м классе - 1,5-2,0, в 8-м классе - 2,0-3,0,

в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы, в 10-11-х классах - 5,0-7,0*.

4. Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за со­
держание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилисти­
ческих средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, когда первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

6. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:

    разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных 1 учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

    фактические ошибки отсутствуют;

    работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

    достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

* Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отметка "4" ставится, если:

    имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

    лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

    стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускаются не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недо­четов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если:

    в работе допущены существенные отклонения от темы;

    работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последова­тельности изложения;

    беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

    стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускаются не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грам­матических ошибок.

Отметка "2" ставится, если:

    работа не соответствует теме;

    допущено много фактических неточностей;

    нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутству­ет связь между ними, работа не соответствует плану;

    крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со сла­бо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

    нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок*.

9. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных оши­бок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

    При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла уче­нического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для от­метки "3 на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: "4" ставится при соотно­шениях: 2-3-2, 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

    Нормами оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку ». Отметка «5» ... и обобщений, или из общих положений , не опирающихся на текст; ...

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся нормы оценок в начальной школе. Русский язык

    Документ

    НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Нормы оценок в начальной школе. Русский язык . Диктант. «5» – ставится, если нет ошибок и... ошибочность ее основных положений . Нормы оценок в основной и средней школе. Критерии оценивания по химии и...

  2. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса учительницы первой квалификационной категории

    Рабочая программа

    И грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценка сочинений и изложений Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь... ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

  3. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы

    Учебно-тематическое планирование

    Орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» ... , если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.


Оценка "5 " ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 исправление

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5 " ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта