Главная » Заготовка и хранение » Знания умения навыки по русскому языку. Контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе

Знания умения навыки по русскому языку. Контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе

На протяжении ряда лет в школе проводится традиционный общественный смотр знаний по русскому языку в выпускных начальных классах. Общественный смотр знаний проходит в мае, формы проведения нетрадиционная – “Прогулка на солнечную поляну к костру Знаний”.

Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.

Класс украшен цветами. Доска оформлена аппликацией в виде солнечной цветущей поляны: от солнца отходят лучи, на обратной стороне которых написаны теоретические вопросы (по одному на каждом), по нижней части доски размещены цветы: красные (соответствующие оценке “5”), синие (оценке “4”), желтые (оценке “3”), фиолетовые (оценке “2”).

На каждом столе для каждого ученика лежит комплект перфокарт:

1. Словарные слова (15 слов с пропущенными орфограммами);
2. Задания по различным видам разборов:
а) фонетическому;
б) морфемному;
в) морфологическому;
г) синтаксическому.
3. Перфокарты к этим разборам
4. Перфокарта для проверки орфографических навыков.

Все задания представлены в 4-х варианта. У учителя заготовлен “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:

1. Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить указанные выше 4 вида разборов.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.

Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

На смотр приглашаются родители, администрация школы.

Описание проведения общественного смотра знаний по русскому языку.

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку за курс начальной школы (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.

Форма проведения: нетрадиционная – урок смотр-знаний.

Оборудование: красочно оформленная доска – “Солнечная поляна”, комплект перфокарт и заданий на каждого ученика, листы-опросники с 20-ю теоретическими вопросами, “Экран общественного смотра знаний”, костер Знаний.

I. Мотивационный этап урока.

Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: директор школы, учителя, родители. Четыре года вы поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку. Сегодня ясное солнечное утро. Посмотрите на доску. Какая чудесная поляна раскинулась перед вами! Чтобы попасть на неё надо выполнить первое задание.

II. Проведение смотра.

Первый этап. Возьмите перфокарту “Словарные слова”, вставьте пропущенные буквы.

Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в первую колонку “Экрана смотра знаний”.

Второй этап. Вот мы и на чудесной солнечной поляне. Ласковое солнышко протянуло к вам свои теплые лучи. Готовы ваши ладошки принять их? Эти лучи не простые. Солнышко хочет проверить ваши знания по русскому языку.

Дети по очереди выходят к доске снимают по одному лучику, садятся, готовятся к устному ответу. Затем отвечают членам комиссии на свой вопрос и, получив оценку за устный ответ, срывают с поляны 1 цветок (за 5 – красный, за 4 – синий, за 3 – желтый, фиолетовых цветов практически не бывает).

Третий этап. Возьмите перфокарту “Вставь пропущенные буквы”, прочитайте текст, вставьте нужную букву. Не забудьте проверить себя после выполнения задания. Сдайте работы на проверку.

Работы проверяются членами комиссии и выставляются в “Экран смотра знаний” после графы с оценками за теоретический ответ.

Четвертый этап. Следующим этапом проверки ваших знаний будет задание по выполнению грамматических разборов. Возьмите свои перфокарты и задания и приступайте к работе. Все учащиеся работают самостоятельно по своему варианту, затем сдают выполненные перфокарты на проверку.

Выполнение работ в перфокартах ускоряет проверку, результаты оценок за четыре вида разбора также фиксируются в экране. Выставляется итоговая оценка за смотр знаний.

Пятый этап. Подведение итогов смотра знаний.

Ребята, пока члены комиссии подводят итоги вашего смотра знаний, давайте составим букет из ваших сорванных с поляны цветов (на доску прикрепляется аппликация вазы, рисуются зеленым мелом стебли, а учащиеся составляют букет).

Какой красивый букет! Какой цвет преобладает? Конечно, красный, есть и синие цветы, а желтых – мало (или совсем нет, как и фиолетовых)

О чем это говорит? О том, что вы хорошо владеете теоретическим материалом, знаете правила правописания и с хорошими знаниями переходите в 5-й класс.

Слово представляется председателю нашей комиссии, который объявляет итоговые оценки за смотр знаний.

Наша прогулка по солнечной поляне подходит к концу. Вот и наш веселый костер (на доске появляется аппликация – костер Знаний). Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания, успехов вам в 5-ом классе!

А кому же мы подарим этот букет? Конечно, вашей учительнице! Она четыре года изо дня в день старалась научить вас выразительно читать, быстро решать задачи, быть грамотными.

А теперь давайте закончим наш урок песней у нашего костра Знаний. Споем Гимн нашей школы (на мотив песни “Надежда”).

Школа на поселке Скобяном,
Как мы любим все тебя, родная!
Дружно этот Гимн тебе поем,
Становись все краше, процветая.
Храм науки, дом добра для всех!
Ты растишь нас смелых и пытливых,
Знания ты даешь нам и успех,
Маленькая ты страна счастливых!

Шестнадцать! Ты компас земной,
Дружбу школьную ценим и верность,
А песни, довольно одной,
Чтоб только о школе в ней пелось!
Урок окончен! Спасибо всем!

Оптимизации процесса обучения на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся

Цель моей работы - повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

    выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка;

    проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

    обобщить дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

    составить систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления школьников.

Чтобы решить поставленные задачи необходима технология реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках русского языка. Данная технология включает 3 этапа: 1- подготовительный, 2-основной, 3 – регулировочный. На первом этапе я изучила литературу по теме, проанализировала программы и учебники по русскому языку. На этом же этапе была проведена диагностика интеллектуального развития учащихся, анкетирование по выявлению интереса учащихся к русскому языку. Были определены наиболее эффективные педагогические условия и подобраны показатели оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка, по которым в дальнейшем я оценивала результативность своей работы.

Второй этап - основной. На этом этапе я применяла намеченные педагогические условия на практике, вела контроль и оценку работы по комплексному их применению в процессе обучения.

Третий этап – регулировочный . На нем оценивались результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировались причины положительных и отрицательных изменений, планировались дальнейшие действия по устранению негативных признаков и корректировалось содержание технологических этапов. Но в связи с тем, что и на втором этапе осуществлялся промежуточный мониторинг оценки работы, анализ результатов, то можно сказать, что основной и регулировочный этап протекали параллельно.

Я изучила педагогическую литературу по теме, проанализировала свой опыт работы и опыт моих коллег, что позволило мне сформулировать педагогические условия оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка:

Первое педагогическое условие использование игровых технологий. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра. Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Мною был подобран комплекс игр для уроков русского языка . Все игры разбиты на блоки. Каждый блок имеет свою направленность: на развитие памяти школьников, на развитие внимания, мышления. Наша классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики ; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры ( фонемное различение слов, оглушение и озвончение)

2. Лексико-фразеологические игры (на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации»).

3. Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы»)

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис . Среди интеллектуально-развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Учащимся нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Считаю отгадывание загадок школьниками – процесс творческий, а сама загадка – творческая задача, активизирующая мышление. На уроках русского языка учу детей составлять загадки, используя признаки предметов. Составляю кроссворды из слов-отгадок на нужное правило, провожу словарную работу, словарные диктанты. Очень эффективно проходит письмо по памяти, так как дети с удовольствием запоминают и пишут загадки, даже очень объемные. Учащиеся используют загадки, когда составляют буклеты, книжки-малышки, работая в творческих группах. Учатся сравнивать народные и авторские загадки и сочиняют их сами. Если учащиеся обычно неохотно выполняют задания на карточках, то эти карточки пользуются у ребят большой популярностью и позволяют повысить качество знаний, развивают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность и познавательную активность.

Второе педагогическое условие - использование исследовательских технологий (проблемно-поисковые). «Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение» . Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания, преподнесенные в одной и той же форме, теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение, группировку, классификацию. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на более трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых» - задачи всем одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. Проблемные задания могут быть даны с использованием шарад, загадок.

Третье педагогическое условие решение нестандартных лингвистических задач, загадок, шуток, создание алгоритмов.

В начальной школе дети уже могут подбирать и создавать тексты, находить и решать нестандартные лингвистические задачи, выводить алгоритмы. Я учу детей не только составлять алгоритмы, но и упрощать их. Например, при изучении темы: «Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений» дети составляют алгоритм.

Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных

1,2,3 склонений

Приведенный выше алгоритм кажется кратким, но это не так. Для того, чтобы выполнить 3 «шаг» данного алгоритма, надо вспомнить следующую таблицу.

Безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонений в родительном, дательном, предложном падежах

На данном уроке дети решали проблему сокращения этого алгоритма. Для этого они склоняли существительное 1 склонения – страна, 2 склонения – село, у которых всегда ударные окончания. В результате сравнения они пришли к выводу: существительные 1-2 склонения достаточно проверить словом земля. Появляется рациональный алгоритм, указанный в следующей таблице.

Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений

После такой работы учащиеся грамотно пишут окончания существительных, умеют применять алгоритм в трудной ситуации, например, во время диктанта, когда на обдумывание отводится очень мало времени.

Четвертое педагогическое условие использование информационных технологий.

Считаю, что важная роль по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям , внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Стараюсь использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки знаний. Вначале я проводила уроки с одним компьютером. Задания для детей выводились на большой экран. Постепенно, по мере овладения учащимися компьютером, все больше заданий дети выполняли на компьютерах самостоятельно.

Главной проблемой для меня была логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимыми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тетради. Правописание предполагает сознательный двигательный навык, а написание буквы и простое нажатие клавиши с этой буквой – вещи разные.

Конечно, играет свою положительную роль и орфографическая работа на компьютере: вставляя пропущенную букву в слово, ученик определяет тип орфограммы, вспоминает соответствующее правило, подбирает проверочные слова. Но всегда помню, что такая работа не может заменить обычного диктанта или творческого письма. Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Иногда для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает с сигнальными карточками, показывая парную согласную в корне слова. Слова даю более сложной структуры. В это время к компьютеру приглашаю учеников, допускающих ошибки на данную орфограмму. Задание то же, но уровень трудности ниже, слова менее сложные. Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету.

С помощью компьютера дети с удовольствием создавали загадки, сказки, рассказы. В творческих работах принимали активное участие даже те ученики, у которых не все в порядке с каллиграфией, которые боялись сделать ошибки. Компьютер помогал преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывал положительное отношение к языку и изучаемому предмету.

Хочется сказать, что широкое использование компьютеров в школе дает возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда даже такой не очень любимый некоторыми школьниками предмет как русский язык имеет равные с другими предметами шансы стать любимым детьми, что и произошло в моем классе.

Пятое педагогическое условие - использование нетрадиционных типов уроков . По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и тип нетрадиционного урока. Если для учащихся 5-6 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок-игра, то для учащихся 7-9 классов выбираю другие уроки: урок-семинар, урок-конференция, урок-заседание ученого совета и другие. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков заранее готовится не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.

Шестое педагогическое условие межпредметная интеграция . На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки , которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету. Для определения влияния интегрированных уроков на качество знаний учащихся был проведен эксперимент в 5 классах. Ставилась задача сравнить качество знаний, полученных на интегрированных уроках русского языка и музыки, истории и на обычных уроках в параллельном классе. Диагностика проводилась в форме мониторинга знаний, умений и навыков, полученных после изучения нескольких тем. Из графика видно, что качество знаний по русскому языку в 5 а классе после проведения интегрированных уроков увеличилось на (с 72% до 88 %)12 %, а в 5 б классе – всего (с 68% до 72%) на 4%. В 5 б классе, где уроки были проведены в традиционной форме, качество знаний осталось почти без изменений.

Принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, надо отметить, что на интегрированных уроках дети были заинтересованнее, внимательнее, сосредоточеннее, активнее, что отразилось и на качестве знаний.

Седьмое условие использование блок-схем, опор . Для лучшего усвоения материала использую схемы-опоры, которые, пользуясь все тем же методом проектов, создают творческие группы или отдельные учащиеся

Широко использую в работе блок-схемы. Каждый ученик получает блок-схему с текстовым материалом, который является исходным для работы, а также в ней даются разнообразные задания. Работая по блок-схеме, учащиеся по плану выполняют задания, отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы. Блок составляет стержень, вокруг которого выстраивается урок с применением разнообразных приемов и средств обучения. Урок может идти по схеме, возможен обмен впечатлениями, главное – работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. Отмечу, что блок-схемы позволяют избежать перенасыщенности и пустот на уроках, придают урокам стройность, четкость.

Итак, я старалась обучение русскому языку решать в аспекте языковой компетентности личности ребенка, что предполагает изучение закономерностей функционирования языковых единиц в речи в целях общения. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность.

Результативность опыта

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

I Были выявлены наиболее эффективные педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка:

    Использование игровых технологий.

    Использование исследовательских технологий.

    Решение нестандартных лингвистических задач.

    Использование информационных технологий.

    Использование нетрадиционных типов уроков.

    Межпредметная интеграция.

    Использование блок-схем, схем-опор.

II. Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку.

III У школьников данного класса значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

IV Были подобраны :

    Дидактический материал по русскому языку.

    Игры по русскому языку, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

    Подобран комплекс разноуровневых заданий для учащихся по основным темам программы по русскому языку.

    Планирование интегрированных уроков для 5-х классов.

Ученики данного класса имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации процесса обучения на уроках русского языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Нормы оценки знаний, умений и навыков

учащихся по русскому языку

Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

Большое воспитательное значение имеет объек­тивная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

I . Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понима­ния изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

II . Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты , проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Контрольный диктант

Для контрольных диктантовследует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс

Объём текста

(количество слов)

Количество орфограмм

Количество пунктограмм

Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5

90-100

не более 5 слов

6

100-110

не более 7 слов

7

110-120

не более 7 слов

8

120-150

не более 10 слов

9

150-170

не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются , но не учи тываются орфографические и пунктуационные ошибки:

К негрубым относятся ошибки:

    в переносе слов;

    на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), « мемля» (вместо земля).

    в исключениях из правил;

    в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    в написании ы и и после приставок;

    в случаях трудного различия не и ни

(Куда он только не обращался! Куда он ни обра щался, никто не мог дать ему ответ. Ни кто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    в собственных именах нерусского

происхождения;

    в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки .

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправле ний и более. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка

Контрольная работа (диктант)

орфографические / пунктуационные ошибки

дополнительные задания

(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»

0/0; или 0/1 (негрубая) ; или 1/0 (негрубая)

выполнены верно все задания

«4»

2/2 ; или 1/3 ; или 0/4 ;

3/0 (если среди них есть однотипные)

правильно выполнено

не менее ¾ заданий

«3»

4/4 ; или 3/5 ; или 0/7 ;

в 5 кл. допускается : 5/4;

6/6 (если имеют ся ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено

не менее половины заданий

«2»

до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

не выполнено

более половины заданий

«1»

не выпол­нено ни одно задание

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе , состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуацион­ные ошибки, допущенные при выполнении дополнитель­ных заданий, учитываются при выведении оценки за дик­тант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктантарекомендуется руководствоваться следующим:

Класс

Количество

слов

Оценка

Критерии оценивания

контрольного словарного диктанта

5

15-20

«5»

нет ошибок

6

20-25

«4»

1-2 ошибки

7

25-30

«3»

3-4 ошибки

8

30-35

«2»

5-7 ошибок

9

35-40

«1»

при большем количестве ошибок

III . Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей

высказывания;

3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Класс

Примерный объём текста для подробного изло­жения

Примерный объём

сочинений

5

100 – 150 слов

0,5 – 1страни­ца

6

150 – 200 слов

1 – 1,5 страни­цы

7

200 – 250 слов

1,5 – 2 страни­цы

8

250 – 350 слов

2 – 3 страни­цы

9

350 – 450 слов

3 – 4 страни­цы

Объем текстов итоговых контрольных подроб ных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и ре­ чевое оформление, вторая - за грамотность , т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    разнообразие словаря и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки творческой работы

(сочинение, изложение)

Оценка

(0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт )

Грамотность

0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош.

«5»

2. Фактические ошибки отсутствуют.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием

используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

1 недочёт в содержании и - 1 - 2 речевых недочёта

Допускается :

1 – 0 – 0

или 0 – 1 – 0

или 0 – 0 – 1

«4»

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и граммати­ческий строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается:

2 недочета в содер­ жании - 3-4 речевых недочетов

Допускается :

2 – 2 – 0

или 1 – 3 – 0

или 0 – 4 – 2

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные на­рушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недоста­точно выразительна.

В целом в работе допускается :

4 недочета в содер­ жании - 5 речевых недочетов

Допускается :

4 – 4 – 0

или 3 – 5 – 0

или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено:

6 недочетов в содержании - до 7 речевых недочетов

Допускаются :

7 – 7 – 0

или 6 – 8 – 0

или 5 – 9 – 0

или 8 – 6 – 0

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено:

7 недочетов в содержании - 8 речевых недочетов

имеется более

7 – 7 – 7

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4 » на одну,

а для отметки «3 » на две единицы. Например, при оценке грамотности «4 » ставится при

3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках

или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;

«3 » ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.

При выставлении оценки «5 » превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано

удовлетворительно.

    На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV . Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учите­ля может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V . Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механи­чески, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.

Список использованной литературы:

    Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2003.

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Программы средней общеобразовательной школы. – М., 2001.

    Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.


План
1. Вступление. Воспитание любви к родному языку.
2. Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку.
а) Три момента в моей работе.
б) Система памяток и алгоритмов.
в) Значение работы над ошибками.
3. Вывод.

Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись» – писал С. Маршак.

Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:

  1. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе.

Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.

Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:
«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должна связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».

  1. В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше.

Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни, воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и, конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.
Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

  1. Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов , которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему.

При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

Обратимся к словам В. Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:

«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…

Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.

Школьные уроки – это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:
а) памятку;
б) алгоритм объяснения изучаемой орфографии;
в) как исправить ошибку

Например, при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

  1. Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ
Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно (мне обычно в этом помогают родители) , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

  1. Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

  1. Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:
ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:

– на какое правило ошибся
– как исправить ошибку.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой.

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде, дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток,на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.


Оценка "5 " ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 исправление

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5 " ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта