Главная » 3 Как собирать » Чем отличается методология от метода. Отличие метода от методики

Чем отличается методология от метода. Отличие метода от методики

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Кроме вышеуказанных обязательных характеристик и требований, научное познание руководствуется еще рядом методологических принципов.

Основные из них такие:

1. Принцип объективности. Это требование рассматривать объект таким, “каков он есть”, независимо от мнения и желания субъекта.

2. Принцип всеобщей связи. Это требование рассматривать объект и учитывать в работе с ним, по мере возможности, максимальное количество его внутренних и внешних связей.

3. Принцип развития. Это требование осуществлять познание и учитывать в деятельности, что развивается сам объект, изучающая его наука, а также мышление познающего субъекта.

Утверждая нечто относительно объекта, следует учитывать:

а) о каком его состоянии или стадии развития идет речь в конкретном случае;

б) пользуясь научным утверждением, учитывать, что оно принадлежит развитию познания на какой-либо его стадии, в определенный исторический период и уже могло измениться.

4. Принцип целостности. Это требование рассматривать объект с учетом доминанты целого над частью.

5. Принцип системности. Это требование рассматривать объект системно, с учетом его собственных системных характеристик, где для характеристик системы важны и существенны как свойства самих элементов, так и связей между ними. Важно и то, что общие, системные характеристики как целого могут определяющим образом влиять на элементы и связи.

6. Принцип детерминизма. Это требование рассматривать и включать в деятельность объект как порождение комплекса причин. Это также учет и того, что все научные положения формулируются по такой логической схеме: если будет это, то будет то-то.

Большое значение для понимания научного познания имеет анализ средств получения и хранения знания. Средства получения знания и есть методы научного познания. Что же такое метод?

В литературе существуют равные определения метода. Мы будем использовать то, которое, на наш взгляд, подходит к анализу естествознания. Метод - это способ действия субъекта, направленный на теоретическое и практическое овладение объектом.

Под субъектом в широком смысле слова понимается все человечество в его развитии. В узком смысле слова субъект - это отдельная личность, вооруженная знаниями и средствами познания своей эпохи. Субъектом может выступать и определенный научный коллектив, неформальная группа ученых. Под объектом понимается все то, что входит в сферу познавательной деятельности субъекта. В эмпирическом, т.е. экспериментальном естествознании объект - это какой-то фрагмент действительности. В теоретическом естествознании объект - это логические конструкции фрагментов действительности. Мы уже знаем, что это будут идеальные модели фрагментов действительности или идеализации определенных реальных объектов.


Всякий метод определяется правилами действия субъекта, которые основаны на определенных познанных объективных закономерностях. Методов без правил действия субъекта не существует. Рассмотрим для примера метод спектрального анализа. Он основан на такой объективной закономерности: любой химический элемент, обладающий определенной температурой, дает радиационный спектр излучения или поглощения, который имеет ряд характеристических линий.

Пусть мы имеем смесь, химический состав которой неизвестен. Сняв спектр этой смеси и сравнив его с известными эталонами, мы легко определим состав смеси. Уже этот элементарный пример говорит о том, что люди всякое знание стремятся превратить в метод добывания новых знаний.

Метод - это совокупность правил, основанная на определенной закономерности.

Может быть неправильное применение метода. Это происходит в тех случаях, когда метод применяют там, где не действует та закономерность, на которой он основан.

Методы, используемые в естествознании можно разделить на:

общенаучные - это такие методы, которые находят применение во всех естественных науках (например, гипотеза, эксперимент и т.д.); частные методы - это методы, применяемые лишь в узких областях конкретных естественных наук. Например, метод интегрирования по частям, метод условных рефлексов и т.д.
Эмпирические теоретические
Наблюдение, эксперимент, измерение - сравнение объектов, по каким - либо сходным свойствам или сторонам. Описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объекте. Сравнение - одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков. Формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом. Гипотетико-дедуктивный - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Конкретизация применения какого-либо метода - это методика в узком смысле слова. Например, одним из методов интегрирования, как мы уже говорили, является интегрирование по частям. Пусть нам надо вычислить интеграл Он берется по частям. Вспомним формулу интегрирования по частям . В нашем примере и = x , а dv = sinх dx . Это и есть пример методики в узком смысле слова как конкретизация определенного метода.

Выбор и применение методов и методик в исследовательской работе зависит от природы изучаемого явления и от задач, которые ставит перед собой исследователь. В научном исследовании важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Между методом и изучаемым объектом нет жесткой связи. Если бы она была, то невозможен был бы прогресс в методах решения одних и тех же задач.

Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, т.е. теорию самого метода.

В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы:

Какова закономерность, на которой основан метод?

Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода?

Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода?

Каковы границы применимости метода?

Как связан данный метод с другими методами? Для науки вообще, в том числе и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. Поэтому наиболее полное определение методологии такое: методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Вообще предложено много различных определений методологии науки. На наш взгляд, можно исходить и из следующего определения методологии: методология науки - это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

Существуют различные уровни методологии . Философский уровень методологии представляет собой общую систему принципов и регулятивов человеческой деятельности. Они задаются теорией познания, которая разрабатывается в рамках философии.

Различают содержательную и формальную методологию естественнонаучного познания.

Структура научного знания и научной теории;

Законы порождения, функционирования и изменения научных теорий;

Понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин;

Характеристика схем объяснения, принятых в науке;

Теории методов науки;

Условия и критерии научности;

Формальные аспекты методологии связаны с анализом:

Языка науки формализованных методов познания;

Структуры научного объяснения и описания.

Методологический анализ может вестись на конкретно-научном и на философском уровнях, последний является высшим и определяющим уровнем методологий. Почему?

На философском уровне анализ ведется в контексте решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности, места и значения человека в мире.

Здесь обязательно решаются проблемы:

Отношения знания к действительности;

Отношения субъекта к объекту в познании;

Места и роли данных форм знания или приемов исследования в системе познавательного отношения человека к миру.

Проблемы научного метода широко обсуждались уже в период становления опытного естествознания. Так, в эпоху Возрождения было осознано, что научный метод включает в себя экспериментальное (опытное) и теоретическое начала, последнее воплощается, прежде всего, в математике.

Развитие теоретического начала научного метода сопровождалось выработкой мощных орудий исследования. “Теория, - пишет Л. де Бройль , - также должна иметь свои инструменты для того, чтобы получить возможность формулировать свои концепции в строгой форме и строго вывести из них предложения, которые можно было бы точно сравнить с результатами эксперимента; но эти инструменты являются главным образом инструментами интеллектуального порядка, математическими инструментами, если можно так сказать, которые теория постепенно получила благодаря развитию арифметики, геометрии и анализа и которые не перестают множиться и совершенствоваться” (Де Бройль Л. По тропам науки. - М., 1962. С. 163).

В чем же ценность математики для естествознания?

В процессе развития познания происходит смена тех математических дисциплин, которые наиболее сильно взаимодействуют с естествознанием. При этом весьма существенно, что математика может заготавливать новые формы “впрок”. Пример математизации физики говорит не только о том, что определенным физическим теориям соответствует своя математика. Наиболее примечательно то, что соответствующие разделы математики в своих основных контурах зачастую возникали независимо и до появления самих этих теорий. Более того, использование данных разделов математики явилось необходимым условием разработки новых направлений исследования. Математика предвосхищала развитие физики. В истории физики не раз происходили удивительные совпадения результатов математики с экспериментальной действительностью. Именно в этом предвосхищении проявляется вся сила инструментального характера математики.

Постепенное овладение началами научного метода в эпоху Возрождения привело естествознание к разработке первых научных теорий как относительно целостных концептуальных систем. Таковыми явились, прежде всего, классическая механика Ньютона, а затем классическая термодинамика , классическая электродинамика и, наконец, теория относительности и квантовая механика. Научные теории - это основная форма выражения знания. В физико-математическом естествознании разработка теорий - это результат настойчивого применения математики и кропотливого развития эксперимента. Развитие теории оказало существенное обратное воздействие на сам метод науки.

Научный метод стал неотделим от научной теории, ее применения и развития. Истинно научный метод - это теория в действии. Квантовая механика есть не только отражение свойств и закономерностей физических процессов атомного масштаба, но и важнейший метод дальнейшего познания микропроцессов. Генетик - не только отражение свойств и закономерностей явлений наследственности и изменчивости в развитии живых систем, но и важнейший метод познания глубинных основ жизни.

Чтобы выполнить функцию метода, теория должна удовлетворять таким требованиям:

1) быть принципиально проверяемой;

2) обладать максимальной общностью;

3) обладать предсказательной силой;

4) быть принципиально простой;

5) обладать системностью.

В заключение этого вопроса отметим, что особенно в наше время важна не просто постановка, например, экологических проблем, а выработка путей, способов и средств их реального решения. И крайне существенно, что именно физика является тем полигоном, на котором зарождаются и проверяются новые средства познания, совершенствуются основы научного метода.

У аспирантов нередко возникает общая проблема. На консультациях, на предзащите или даже на защите ученый совет может обвинить аспиранта в том, что он путает понятия — методы и подходы исследования. В действительности не всегда профессора объективны: два эти понятия очень близки между собой, и их использование строго зависит от контекста.

Формулировка «научный подход к исследованию» может использоваться в нескольких значениях. Прежде всего, можно использовать этот термин, чтобы обозначить строгое следование правилам научной методологии в исследовательской работе. Речь идет об основных характеристиках научного познания: комплексности, объективности, систематичности и так далее. Таким образом, правильное использование методов научного познания в работе автоматически подразумевает научный подход.

В другом значении термин «научный подход» используется, чтобы обозначить общее направление деятельности, фундамент, на котором базируется исследователь в попытке достичь поставленных им целей. Так называется система взглядов, точек зрения, от которых отталкивается ученый. Главное, в чем отличается метод от подхода при такой трактовке терминов, — это масштабность. Подход объединяет несколько методов, включает в себя основные принципы исследования, направляет вектор работы. Метод — это исключительно инструмент достижения цели в поставленных рамках.

Как научный подход, так и методы исследования могут быть общенаучными. Это значит, что их теоретически можно применять в исследованиях по любым направлениям. Также существуют узкоспецифические подходы. Например, в социологии возможно использование феноменологического, социокультурного, конфликтологического, структурно-функционального подходов. Из них только структурно-функциональный подход применяется в других дисциплинах, к примеру, в менеджменте, наряду с проектным и процессным подходами. Наиболее распространены системный и структурно-функциональный подходы.

Системный подход — это принцип, который требует рассматривать явления как единое целое. В рамках изучаемого объекта все аспекты и характеристики являются взаимосвязанными и неделимыми. Свойства целого предмета нельзя уравнять сумме тех эффектов, которые по отдельности осуществляет каждый из его компонентов. Взаимодействуя, они влияют друг на друга, поэтому изучать их можно только во время их комплексной, совместной работы. Любая система презюмируется как динамическая и постоянно изменяющаяся, следовательно, никакие данные нельзя считать достоверными в течение длительного времени.

Структурно-функциональный подход — это направление, при котором каждому компоненту системы присущи свои особенности. При этом подходе исследователь должен сосредоточиться не на взаимодействии составляющих системы, а на особенностях этих составных компонентов.

Далее, исследовательский подход может использоваться, чтобы отобразить две противоположные точки зрения. Например, эволюционистский и креационистский подходы, качественный и количественный, логический и исторический и так далее. В близком значении употребляют слово «парадигма». Структурно-функциональный и системный подходы могут использоваться и в этом случае как пример двух противоположных по значению парадигм.

Катерина Орлова, Томск

Выражаю благодарность от лица всей школы за неоднократную помощь в размещении научно-популярных материалов на специализированных площадках. Спасибо, что работаете днём и ночью!

Дарья Вард, Санкт-Петербург

Наконец-то появился нормальный научно-популярный журнал, где каждый может опубликовать материал: и профессор, и учитель младших классов.

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Педагогическая деятельность требует ясности воспитательной цели и точного понимания конкретных задач, решение которых должно привести к положительному результату в процессе формирования личности. Это значит, что педагог обязан руководствоваться научно обоснованными и апробированными на практике приемами, позволяющими привить индивиду позитивные навыки поведения. При систематизации таких приемов вырабатывается педагогический метод.

Определение

Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Сравнение

В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.

Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок.

Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

Выводы сайт

  1. Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Прием соотносится с методом как частное с общим.
  3. Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  4. Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта