Главная » 3 Как собирать » Отличное представление о том как. Как изменить представления о себе? самосознание психология дошкольник

Отличное представление о том как. Как изменить представления о себе? самосознание психология дошкольник

Каким вы себя обычно ощущаете? У вас довольное выражение лица? Часто ли на вашем лице светится улыбка? А свою улыбку вы часто дарите окружающим?

Вы стесняетесь быть непосредственным и прямо говорить о том, что думаете? Можно ведь выражать свое мнение искренне, но мягко даже по не вполне приятным поводам. Просто старайтесь сделать это доброжелательно по отношению к собеседникам. Не критикуйте, а предлагайте свою помощь окружающим, высказывая свою, даже и негативную, точку зрения. Прислушаются окружающие к вашей позиции - молодцы! А не прислушаются - так вы же им свои мозги не вставите! Раз так, то и не о чем спорить.

А имеете ли вы привычку следить за тем,чтобы выглядеть хорошо даже в тех случаях, когда вас никто не видит? Ведь такая привычка говорит всему окружающему миру о том, что вы высоко цените и уважаете самого себя, не взирая на мнение окружающих. То есть вы - вполне самодостаточная личность, с которой и Вселенной приятно сотрудничать.

Это же только кажется, что нас никто не видит, а во Вселенную то мы каждый миг посылаем импульсы о собственном ощущении своей значимости и достоинстве. А какое может быть излучение, говорящее о вашем самоуважении и достоинстве, если вы ходите дома с непричесанной головой и в заношенной домашней одежде.
Лично у меня буквально вчера случилась ситуация, в которой я только могу поблагодарить Вселенную и себя любимую за привычку отлично выглядеть дома даже в тех случаях, когда никого не ожидаю в гости. Вчера было воскресенье, я расслабилась отдыхая, просто потому что это был выходной. В деловой дневник по воскресной привычке даже не заглянула.

Ровно в десять утра раздался звонок в двери и появились мои деловые партнеры-друзья.Я то так расслабилась, что совершенно забыла о том, что за неделю до этого мы договорились провести коучинг именно в воскресное утро и именно в моем доме. В общем, если бы я заблаговременно не приучила себя блестяще выглядеть просто всегда и в любой ситуации, то весьма вероятно, что неухоженный внешний вид разрушительно повлиял бы на мои партнерские отношения. Но, слава Богу, выглядела я как всегда ухоженно, а это как обычно благотворно повлияло на всех присутствующих, уж не считая меня самой.

Как можно изменить представление о самом себе с нейтрального, или даже негативного, на образ себя-родного, всегда излучающий удачу и процветание? Нужно просто выработать у себя ряд полезных привычек, которые будут говорить всему окружающему миру о вашем отношении к себе самому.

Помните, все успехи и изменения к лучшему в вашей жизни начинаются не с чего- нибудь другого, а именно с вашей собственной привычки ценить и уважать себя, а также с привычки постоянно о себе заботиться как о чем- то очень ценном и требующем ежедневного ухода и внимания.

При этом исключений в объектах вашей заботы о себе просто не существует, надо приучить себя заботливо к себе относиться буквально во всех жизненных нюансах и ситуациях. Как вы считаете- вы достойны того, чтобы заботиться ежедневно о своем здоровье и внешнем виде? А о своих деньгах и карьерном росте? А о своих отношениях с окружающими? А о собственных мыслях и чувствах? Нужно ведь не просто думать о себе, что ты всего достоин. Надо ДЕЛАТЬ, то есть по факту постоянно заботиться обо всех вещах, из которых складывается ваша жизнь и ваше мироощущение себя в этом мире.

А такой подход к себе и своей жизни на самом деле является ежедневными практическими действиями, которые просто ведут к тому, что вы себя чувствуете легко и комфортно в любой ситуации. Вас невозможно застать врасплох именно потому, что вы привыкли ценить и уважать себя. А еще потому, что вы приучили себя годами сохранять достоинство "аристократа по жизни" в любой ситуации и независимо от того, каким видом деятельности вы занимаетесь и в каких условиях вы живете.

Вы спросите - а как это сделать? Да не так то просто, как кажется.Нужен ежедневный контроль над собой:

Начать надо с контроля своих мыслей. Каждый раз, когда вы ловите себя на отрицательной, грустной и тоскливой мысли, надо стараться заменить ее положительной. Заметила интересный эффект: даже если поначалу ты не очень то веришь самому себе, стремясь думать хорошее в трудных ситуациях, то со временем эта привычка так закрепляется в осознании, что вы уже рефлекторно это делаете и, главное, абсолютно эмоционально искренно, то есть действительно положительно реагируете даже на самые неблагоприятные обстоятельства. И при этом вам легко удается сохранять и чувство собственного достоинства и позитивное мироощущение своего внутреннего единства со Вселенной. А это очень ценная привычка, согласитесь!

Приучитесь хвалить себя как можно чаще и без лишней скромности. Если вы сегодня сделали что- то хорошее для себя и для других, то скромность тут не при чем. Просто порадуйтесь за себя самого, вы ведь действительно сделали полезное дело и это только ваша заслуга! Во искренно и поблагодарите, одобрите себя за это. Это и хорошо и нормально.

Выработайте привычку никогда, ни при каких обстоятельствах говорить о себе плохо, даже шутя. А то Вселенная как обычно примет к сведению ваше негативное на этот раз мнение о себе, а это добром не кончается. Сказали о себе, что вы "дурак", так вам энергии высшего порядка качества "глупости" и прислали. Ну ведь нет же желания быть дураком! Значит и думать и говорить о себе надо соответственно:- я мудр, я умен, я верно оцениваю ситуацию, я очень результативно действую во благо себе и людям, и так далее. Такая привычка позволит вам не зависеть от чужого мнения и эффективно действовать, развивая ваши сильные стороны личности. Просто, но требует ежедневной практики. Но ведь позитивные результаты превышают все ожидания. Значит, "игра стоит свеч"!

Постарайтесь научиться постоянно ощущать спокойную любовь к себе самому без амбиций, без чувства раздутого собственной важности и без жалости к себе. Любовь ведь круто отличается и от "жаления" себя и от излишних необоснованных амбиций. Когда вы гордитесь своими успехами, не чванясь перед окружающими, остаетесь простым и доступным в общении, если вы по прежнему доброжелательны к людям - то это нормальные амбиции. По факту- это просто признание вами ваших же собственных достоинств и успешных действий. Это вполне нормально и закономерно, да и с эгоизмом не имеет ничего общего.

Кстати, любовь и жалость с себе - тоже вещи принципиально разные. Любовь признает ваши внутренние достоинства и внешние достижения. А жалость стремится их унизить и уничтожить. Подумайте об этом. И примите, пожалуйста к сведению, что настоящая закономерная любовь к себе есть у Всего Творения. То есть любить себя - это богоугодное дело. Одна оговорка: любить себя нужно так, чтобы эта любовь распространялась повсюду,где бы вы ни находились, даже если вы об этом совсем не задумываетесь, а просто общаетесь. Это конечно же приходит с годами.

Напомню вам одну хорошую мысль, которая очень помогает быстро и легко изменяться к лучшему: возьмите привычку ежедневно повторять себе "Я такой, каким давно мечтал стать!" Просто и эффективно на практике. Применяйте с удовольствием!

Тема №1

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец.

Вы, наверное, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз на всю жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, вы попробуете получить, изучая курс «Твой выбор». Он включает три компонента основных составляющих процесса профессионального самоопределения.

Первый компонент – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я». Второй - получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности . Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой, умный или глупый, сильный, красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

Рождается человек, не имея ничего социального, а когда человек научится отделять «Я» от всего общества, он становится личностью. По мере того, как мы приобретаем жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе.

Имея некоторые знания о мире профессий необходимо исследовать себя, определить свои интересы, склонности, способности, выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям.

Некоторые люди считают, что уж себя-то они всегда понимают, это чужая душа – потёмки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счёте, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.

Как можно человеку лучше себя узнать?

В ответах на вопрос «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нём вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики, в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаёте самих себя.

Познавать своё «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения.

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или Я-концепция) – сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я – концепция » создаёт специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто Я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (Схема №1).

Становление устойчивого образа «Я»

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы всё было возможно).

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день ещё не имеет чёткого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, всё равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своём воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мачтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальное «Я»- реальное – отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обыденность «Я»- концепции затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка.

На основе самооценки формируется образ собственного «Я». (Схема 2)

Формирование образа собственного «Я»

Самооценка

https://pandia.ru/text/78/623/images/image005_114.gif" width="12" height="36">Я-реальное………………………………есть сейчас

Я-динамическое……………………..стараюсь быть

Я-идеальное……………………………должен стать

Я-фантастическое…………………….мог бы быть…

Я-… (другое)

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый – это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человек с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки – это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе мнит, а в числителе – то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата – можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний, ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха.

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе .

Тест.

Инструкция : выбери единственно верный ответ в заданиях 1,2,3,4,5,. Дай определение в задании 6, дополни в задании 7, размышляй в задании 8,9.

1. Сколько компонентов включает в себя процесс профессионального самоопределения?

А) 2 б) 5 в) 3 г) компоненты отсутствуют

2. Какая надпись украшала Дельфийский храм в Греции?

А) «Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте»

Б) «Неисповедимы пути господни»

В) «Познай самого себя»

Г) «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный

был конец.

3. Процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной

значимости называется:

а) самосознанием; б) самоистязанием;

в) самовоспитанием; г) самоизучением.

4. Компоненты образа «Я-концепция»

А) познавательный б) изучающий в) воспитывающий

эмоциональный экспериментирующий познавательный

поведенческий эмоциональный развивающий

5. Какая самооценка приводит к разочарованиям и конфликтам в

коллективе?

а) завышенная б) заниженная

6. Что такое самооценка?

_________

7. Образ собственного «Я» формируется из:

«Я» -_________________________________________

«Я» -_________________________________________

«Я» - ________________________________________

8. Что даёт вам длительное общение с людьми различных профессий?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

9. Мини- сочинение «Мой образ «Я» и профессия»

Бланк ответов

Ф. И. _________________________________ Класс___________________

Школа_______________________________ _________________________

Электронный адрес_______________________________

Отметь крестиком единственно верный ответ в заданиях 1,2,3,4,5,. Дай определение в задании 6, дополни в задании 7, размышляй в задании 8,9.

№ вопроса

6Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своём будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей интуицией, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует, с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен(а).

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.

27. Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, что ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощён «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большей степени страдает от «комплекса неполноценности».

Тестирование вы можете пройти на сайте: http://www/proforientator/ru

Методика самооценки

Знакомство – обязательный этап общения с окружающими людьми. Конечно, контактировать со старыми приятелями легче: эти люди в курсе вашего характера, привычек и других индивидуальных особенностей. А новым приходится все рассказывать заново. Хорошо еще, если речь идет о непринужденной беседе в компании друзей! Но ведь часто приходится рассказывать о себе в письменном виде, порой даже в официальных документах. Всевозможные анкеты, резюме, аккаунты и клубы по интересам ждут не дождутся, когда же вы сообщите им информацию о себе. Для одних это – сущая формальность, ограниченная парой-тройкой стандартных предложений. Но бывает, что от вашего описания многое зависит. В таком случае написать о себе нужно не просто честно и грамотно, но и как можно более интересно, чтобы ваш рассказ не затерялся среди других аналогичных автобиографий.

Рассказ о себе, устный или письменный, не всем дается легко. Есть люди, для которых самопрезентация – дело привычное и даже приятное, они охотно делятся фактами своей биографии и подают их увлекательно, как литературное произведение. Но для большинства необходимость написать о себе, да еще и в особенном, нестандартном стиле, - это серьезное испытание их природной стеснительности, творческой фантазии, да и просто писательского таланта. Для таких людей мы подготовили своеобразную «шпаргалку» с подсказками и небольшими советами о том, как начать, построить и оформить свое произведение, чтобы читателям было интересно читать о вас даже в том случае, если в вашей жизни не происходило выдающихся событий, описание которых может стать основой приключенческого романа. На самом деле все намного проще: даже биографию среднестатистического человека, ведущего самую спокойную и умиротворенную жизнь, можно читать взахлеб, если она написана интересно.

Рассказ о себе: правила, нюансы и советы
Интересной особенностью автобиографии как жанра является то, что у одного и того же человека может быть сколько угодно описаний его жизни. Причем жизнь тоже остается одной, и все события, которые в ней происходили, правдивы. Но, в зависимости от стиля, назначения, условий написания эти произведения получаются совершенно разными. Как и в любом тексте, при сохранении одной фабулы возможно почти бесконечное количество вариантов развития сюжета, где повествование будет хронологически последовательным или художественно искаженным, логически правильным или творчески адаптированным. Как говорится, всему свое место и время, и автобиография при приеме на работу имеет мало общего с самопрезентацией при поступлении в театральное училище. Единственный объединяющий их фактор – это вы, а точнее, фактические события вашей жизни. Поэтому давайте для начала определимся, почему и с какой целью вам понадобилось написать о себе. Самые распространенные варианты таковы:

  1. При приеме на работу, поступлении на учебу или службу. Это самый краткий, по сути формальный и потому наиболее простой вариант. Справиться с ним несложно и без специальных подсказок, тем более, что в таких случаях автобиография, как правило, пишется по , вплоть до заполнения граф анкеты. Но даже если перед вами чистый лист бумаги, от вас требуется лишь в хронологическом порядке изложить основную информацию о времени и месте своего появления на свет, полученном образовании, профессиональном опыте и вкратце – семейном положении. Большего формальные автобиографии не требуют. Исключение могут составлять биографии представителей творческих профессий: журналистов, копирайтеров, редакторов. К ним предъявляется больше требований в плане используемого словарного запаса и, возможно, примеров работ. Но портфолио – это отдельное задание и формируется оно тоже по своим, независимым от автобиографии, стандартам.
  2. При вступлении в тематическую организацию/кружок/секцию может потребоваться более развернутая информация о кандидате. В зависимости от направления заведения, включите в перечень данных соответствующие ему. Например, расскажите о завоеванных спортивных наградах, дипломах, медалях и грамотах за участие и победы в олимпиадах, интеллектуальных играх и состязаниях. Если речь идет о творческой мастерской, то не лишним будет рассказать о своих предпочтениях и вкусах, любимых жанрах и техниках, кумирах и образах для подражания. Задача вашего жизнеописания в данном случае – раскрыть собственный характер перед людьми, которые еще ничего о вас не знают, и влиться в их сформировавшийся коллектив. Поэтому, чем более дружелюбным и открытым будет ваш письменный рассказ, тем скорее он найдет отклик, и вы с большей вероятностью получите приглашение на личное устное собеседование.
  3. При регистрации в социальной сети/на сайте знакомств нет и не может быть никаких жестких правил. Но есть определенные приемы, с помощью которых можно сделать ваш рассказ о себе интересным и привлекательным для других пользователей. Например, многие представительницы прекрасного пола используют для этого стихи, тексты любимых песен или цитаты из литературных произведений, которые, на их взгляд, соответствуют их характеру и мировоззрению. Эту тактику следует признать достаточно остроумной, ведь, при отсутствии уверенности в собственном литературном таланте, можно воспользоваться беспроигрышным творением признанного гения. Так или иначе, ваша задача – создать в глазах незнакомых, и даже невидимых вам, людей нужный вам имидж. А для этого совсем не обязательно придерживаться документальной точности. Позвольте себе небольшую выдумку, дорисуйте в воображении собственный образ так, чтобы вам он нравился – тогда он понравится и остальным, чьи вкусы совпадают с вашими. Но не увлекайтесь фантазированием – вы же пишете все же о себе, а не создаете вымышленный образ идеального, но, увы, несуществующего человека.
  4. При создании собственного блога и/или литературного произведения интересно написать о себе легко и сложно одновременно. С одной стороны, для профессионального писателя рассказ о себе – это даже не работа, а приятный отдых, граничащий с тонким интеллектуальным удовольствием. И, раз уж вы дерзнули стать самостоятельным «родителем» целой книги или средства массовой информации (а блог вполне можно приравнять к информационному изданию), то написание оригинальной и увлекательной автобиографии не должно стать для вас проблемой. С другой стороны, именно повествование о себе и застает многих профессионалов врасплох. Потому что одно дело – анализировать и излагать информацию в рамках хорошо изученной и интересующей темы. И совсем другое – раскрыться перед читателями как личность, продемонстрировать им не только свои фундаментальные знания, эрудицию и талант, но и черты, свойственные простым смертным, порой далекие от качеств идеального творца. Плюс к этому, не все творческие личности одинаковы в своем стремлении выступить публично. И у литераторов, в отличие от актеров и музыкантов, это вызывает немало внутренних преград: стеснения, боязни излишней откровенности и т.п. В таком случае можно посоветовать призвать на помощь чувство юмора. Удачная шутка способна завуалировать собой неприглядные факты и даже превратить их в преимущества, а может просто заполнить паузу или наполнить содержание неожиданным смыслом.
Эти рекомендации придуманы не вчера и даже не на прошлой неделе, по подобным канонам создавались жизнеописания во все времена, начиная с древнейших событий в истории человечества. В зависимости от происшествий и культурных ценностей того времени, документировались не только и не столько факты личной жизни, сколько общественно значимые достижения. Так, восточные цари записывали повествования о своих военных победах, эстафету у них переняли античные военачальники, а Юлий Цезарь впоследствии создал «Записки о Галльской войне», которые одновременно являются пособием по ратному делу и захватывающим рассказом о событиях тех времен.

Средневековые философы, путешественники и даже искусные ремесленники описывали свои жизни для учеников и потомков. Жанр автобиографии тогда приобрел такую популярность, что даже стал самостоятельным литературным направлением, классическим и остроумным пародийным образцом которого и сейчас остаются, например, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе. Трудно припомнить хотя бы одного писателя, который в своих книгах не опубликовал описание собственной жизни. Даже о самых таинственных личностях удалось узнать немало подробностей с помощью их личных дневников и переписки. Кстати, эпистолярный жанр – неиссякаемый источник вдохновения при написании рассказа о себе. Ведь в письмах люди стараются быть искренними, доверяют адресатам немало сокровенного. Для вас это может послужить хорошей школой и кладезем идей. Поэтому не ленитесь читать биографии известных людей, смело заимствуйте в них интересные приемы и речевые обороты.

Пример интересного рассказа о себе
Итак, с теоретическим аспектом написания рассказа о себе мы разобрались, пора переходить к практике. Потому что никто, кроме вас, о вас не напишет биографию так, чтобы раскрыть перед читателями все грани вашего характера и яркую индивидуальность. Не забывайте, что самое сложное – это начать, преодолеть сопротивление пустого листа бумаги. А дальше слово за слово, рассказа польется сам собой, если вы позволите себе отдаться творчеству. Обрести такое раскрепощение можно и постепенно, для этого начните с простого: напишите сначала формальную автобиографию, потом расширьте ее за счет вводных фраз и художественной лексики, а затем и вовсе расцветите красивыми образами и литературными приемами. Причем каждый следующий вариант сохраняйте отдельно, он пригодится вам при соответствующей ситуации. Таким образом, вы получите заготовки сразу нескольких рассказов о себе и сможете использовать и дорабатывать их по мере необходимости.

Пример формальной автобиографии:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 13 июня 1980 года в г. Киев. В 1987 году был принят в первый класс СШ №13, которую окончил в 1997 году с красным дипломом. В том же году поступил в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко на философский факультет по специальности «Политология». За время обучения в вузе прошел полную подготовку по программе подготовки офицеров запаса, получил звание «младший лейтенант». Окончил университет в 2002 году, получил диплом специалиста по политологии. Сразу же после окончания обучения начал работу в информационном агентстве в качестве аналитика и консультанта главного редактора. В 2008 году занял должность редактора отдела политики, которую занимаю по сей день.

Женат, воспитываю сына 7 лет и дочь 2 лет. Жена, Иванова Анна Валентиновна, 1986 года рождения, по образованию журналист, работает в ежемесячном издании. Увлекаюсь фотоискусством и живописью, люблю путешествовать. Веду здоровый образ жизни, регулярно посещаю спортзал и совершаю поездки на велосипеде. Вредных привычек не имею, свободное от работы время предпочитаю проводить с семьей и на активном отдыхе».

А теперь давайте представим, что этот, уже немного знакомый нам, человек решил вступить в ряды клуба фотокорреспондентов-путешественников. Клуб виртуальный, основное общение между его участниками происходит на собственном форуме в интернете. И теперь нашему знакомому предстоит зарегистрироваться и поприветствовать старожилов клуба, заодно объяснив им, кто он, зачем и почему пришел на форум. Текст рассказа о себе в том случае будет значительно отличаться от приведенного выше. Он может быть, к примеру, таким:

Пример интересной автобиографии:

«Дорогие друзья, разрешите представиться! Имя мое может показаться вам на первый взгляд забавным, но поверьте: оно настоящее. Именно так, благодаря их чувству юмора, назвали меня родители, и так написано в моем паспорте – а это, между прочим, официальный документ! В общем, зовут меня Ваня, фамилия моя – Иванов. Можете начинать подшучивать. Зато так даже легче будет меня запомнить J

Фотографией я увлекаюсь достаточно давно, уже лет семь. Но о вашем содружестве узнал, к сожалению, недавно. Очень надеюсь, что дедовщины у вас нет, и новичкам вход в клуб не заказан. Потому что ваши работы и накопленный опыт меня крайне заинтересовали. Я имел смелость просмотреть фотогалерею, представленную на сайте, и готов снять шляпу перед авторами этих снимков. Очень впечатляет и точность репортажей, и качество снимков, и художественное чутье фотографов. Со своей стороны обещаю, что приложу все усилия для того, чтобы соответствовать этому высокому уровню и достойно представить свое творчество.

Что касается меня лично, то человек я самый обычный и практически ничем не выдающийся. На жизнь зарабатываю тем, что больше всего люблю и лучше всего умею: строить гипотезы и делать прогнозы о политической ситуации в нашей стране и за ее пределами. Дело хлопотное и неблагодарное, но кто-то же должен им заниматься J Зато дома меня ждет почти взрослый сын-первоклассник, лапочка-дочка и, конечно, любимая и единственная жена Аня. Они все трое, кстати, тоже знают толк в путешествиях и красивых снимках.

В общем, если я еще не слишком утомил вас своим жизнеописанием и могу быть хоть чем-то полезен уважаемому сообществу, то буду очень рад быть принятым в его ряды. Обещаю быть дисциплинированным, вежливым и послушно выполнять все правила клуба. Всем киевлянам – отдельный привет и приглашение на воскресные велопокатушки. Всем остальным – просто мое безмерное расположение и наилучшие пожелания J»

Чувствуете разницу между первым и вторым текстом? Она полностью обоснована и вызвана спецификой общения и назначением рассказа о себе. Анализ особенностей приведенных текстов поможет разобраться в нюансах подачи информации и в будущем может быть использован вами при написании собственной биографии:

  1. В обоих случаях автор не погрешил против истины и сообщил правдивую информацию о себе. Но во втором рассказе он сознательно опустил те факты, которые не имеют отношения к делу. Зато вынес в первые абзацы то, что может быть интересно непосредственно этому коллективу читателей. Очень правильная тактика с точки зрения самопрезентации – она учитывает интересы и особенности восприятия аудитории.
  2. То же самое касается стиля изложения и лексики. В первом случае она сухая и официальная, как того требуют документы. Во втором – изобилует просторечными выражениями, образными оборотами и прочими средствами языка, недопустимыми в деловой переписке. Зато для компании приятелей по интересам именно такой язык будет наиболее понятным и приятным.
  3. В отличие от первого, строго текста, во втором рассказе автор вовсю использует юмор и личное обаяние, выраженное средствами языка. Он вербально рисует перед читателями образ эдакого балагура и легкого человека, располагающего к себе. Это отличный способ сделать рассказ о себе интересным, потому что он скрадывает шероховатости письменной речи за счет непринужденности дружеской болтовни.
  4. Во втором рассказе автор постоянно поддерживает связь с читателями. Рассказывая о себе, он сумел не зациклиться на себе любимом, а все время обращаться к аудитории. Используйте этот прием, чтобы заинтересовать читателя, ведь каждому человеку приятно, когда ему уделяют особенное внимание.
  5. Автор учел даже то, что его рассказ о себе будет восприниматься не на слух, а визуально, причем на площадке, предназначенной для интерактивного общения. Именно поэтому он позволил себе использовать графические символы, недопустимые в печатной переписке или записке от руки. Вы можете сделать то же: если написать о себе нужно в интернете, то смело применяйте смайлики и символы юникода. Но используйте их дозировано, не перегружайте текст, потому что чрезмерное количество картинок раздражает читателя.
Как видите, при правильном настрое и предварительной теоретической подготовке написать о себе интересно и не сухо вовсе не сложно. Напоследок позвольте дать вам еще один, завершающий совет. Перед началом своего рассказа составьте для себя список, в котором перечислите несколько своих самых ярких и характерных черт. Это могут быть особенности характера, выдающиеся достижения или просто забавные факты прошлого. Описывая каждый из них, вы увлечетесь воспоминаниями и непроизвольно сделаете текст увлекательным и выразительным. Да и читателям будет куда интереснее узнать о нестандартных ситуациях, нежели о среднестатистических «родился/учился/работал». В общем, пишите так, чтобы вам самому интересно было прочесть о себе, как если бы перед вами была биография какого-то другого, незнакомого, но остроумного, веселого и приветливого человека.

Почти все люди хотят думать о себе хорошо, потому что положительное мнение о себе приносит веру в то, что мы успешны - то есть можем достигать своих целей. Во-вторых, отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в нашей социальной жизни.

(Steven L. Neuberg), профессор социальной психологии государственного университета в Аризоне (Arizona State University). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Немногие из нас могут с полным правом заявить, что они никогда не поддаются желанию рассматривать себя с положительной стороны, думать о себе с одобрением (James, 1890; McDougall, 1932) . Большинство людей сообщают о том, что они обладают высоким самоуважением, оптимистически видят свои перспективы на будущее и что у них больше благоприятных характеристик и способностей, чем у среднего человека (см., например: Alicke, 1985; Dunning, Meyerowitz & Holzberg, 1989; Regan, Snyder & Kassin, 1995; Weinstein, 1980) . Проще говоря, почти все люди хотят думать о себе хорошо.

Мы хотим видеть себя в положительном свете по крайней мере по двум причинам. Во-первых, положительное мнение о себе приносит веру в то, что мы успешны - то есть можем достигать своих целей, - и эта вера помогает нам аккумулировать энергию, необходимую для того, чтобы этих целей достигнуть (Bandura, 1977; Greenwald, 1980) . С этой точки зрения позитивный взгляд на себя ведет нас к успеху. Таким образом, если вы найдете способ повысить свое мнение о себе, то это улучшит в какой-то мере вашу способность справляться с важными задачами (McFarlin, Baumeister & Blascovitch, 1984) . Во-вторых, отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в нашей социальной жизни. Не очень высокое мнение о себе часто говорит нам о том, что мы должны пересмотреть и исправить свои отношения с другими людьми (Leary, Tambor, Terdal & Downs, 1995) . В результате, когда мы находим способ улучшить свое самоуважение, это должно также снижать нашу тревогу по поводу социальных взаимоотношений.

Это не значит, что люди хотят слепо вводить самих себя в заблуждение. Конечно, считать, что все идет прекрасно, когда на самом деле все отвратительно, было бы совершенно неадаптивным способом поведения (см., напр.: Colvin, Block & Funder, 1995) . Однако несколько более слабая форма такого самообмана может помочь нам работать, добиваясь своих целей и в то же время облегчить обычные в повседневной жизни мелкие огорчения. В этой публикации мы рассмотрим некоторые когнитивные стратегии, которые люди используют для того, чтобы улучшить или защитить свой образ Я (self-image) , а затем рассмотрим характеристики личности и ситуации, заставляющие людей применять такие стратегии.

Социальное сравнение

Умный ли вы человек? Как вы можете это узнать? Разумны ли ваши политические взгляды? Опять, как вы можете это узнать? В своей знаменитой статье 1954 года Леон Фестингер (Leon Festinger) доказывал, что у людей есть фундаментальное побуждение оценивать свои способности и суждения и что часто они делают это путем сравнения себя с другими. Чтобы вынести оценку своему мнению о президенте, вы можете сравнить свои взгляды со взглядами соседей. Социальное сравнение - это один из способов формирования и развития я-концепции (self-concept) . Теория социального сравнения Фестингера (Festinger, 1954) сосредоточивается на побуждении правильно оценивать свои способности и соответствие своего мнения мнению других людей. Но люди сравнивают себя с другими и по иным причинам (Wood, 1989) . В частности, они нередко производят такие сравнения с целью представить самих себя в лучшем свете. Как бы вы могли использовать социальное сравнение, чтобы приукрасить свой образ «Я»?

Во-первых, вы могли бы применить нисходящее социальное сравнение, то есть могли бы сравнить себя с кем-то, кто менее удачлив, чем вы, менее способен и т.д. (Wills, 1981) . Например, исследование пациенток, страдающих раком груди, выявило, что большинство больных женщин спонтанно сравнивают себя с теми, кто находится в еще худшем положении (Wood, Taylor & Lichtman, 1985) . Как говорила одна из них: «Я перенесла сравнительно небольшую операцию на груди, и мне было очень плохо, потому что это было крайне болезненно. Как ужасно должно быть для женщины, когда ей приходится удалять всю грудь». Поскольку нисходящее сравнение способно повысить наше уважение к себе и уменьшить стресс, возможно, оно помогало этим пациенткам справиться со своей собственной трудной судьбой (Gibbons & Gerrard, 1989; Lemyre & Smith, 1985) .

Нисходящее сравнение только тогда может поднять нас в собственных глазах, когда мы видим другого человека в положении явно менее благополучном, чем наше. Поэтому мы часто ищем способы принизить других людей или поставить себя выше их. Чтобы думать лучше о самих себе, мы можем не только фокусировать внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, но и принижать других людей или повышать собственную «ценность», подчеркивая свое относительное благополучие.

Во-вторых, люди иногда могут формировать положительный взгляд на себя с помощью восходящего социального сравнения - сравнивая себя с теми, кто находится в относительно лучшем положении (Collins, 1996) . Эта стратегия может быть и опасной для человека. Действительно, если выбирать ориентиры для восходящего сравнения случайным образом, эта стратегия может дать отрицательный эффект. Фокус в том, чтобы убедить себя, что вы, в общем, примерно на том же уровне, что и те, кто в чем-то лучше вас, - и если вы преуспеете, то можете сосредоточить свое внимание на этом найденном соответствии, повышая тем самым свое мнение о себе (Wheeler, 1996) .

Существует несколько свидетельств, подтверждающих гипотезу о том, что люди испытывают желание связать себя с теми, кто кажется им более состоятельным. Во-первых, люди часто подчеркивают, что они имеют какое-то отношение к тем, кто уже добился успеха и уважения (см., например: Campbell & Tesser, 1985) . Например, мы чаще склонны наслаждаться отраженной славой спортивных команд после победы любимой команды, чем после ее поражения. Мы носим цвета победителей и говорим о «наших» успехах и «их» неудачах (Cialdini et al., 1976; Hirt, Zillman, Erickson & Kennedy, 1992) и отсекаем отраженные неудачи, отделяя себя от тех людей и событий, которые видятся нам в неприглядном свете.

Во-вторых, если мы ощущаем себя прочно связанными с кем-то или с чем-то, то мы делаем все возможное, чтобы повысить статус этого человека или предмета. Например, мы обычно видим в выгодном свете своих друзей, родственников и социальные группы, к которым принадлежим. Даже если то, что связывает нас с другим человеком, очевидно незначительно, - например, у нас день рождения в один и тот же день, - мы склонны оценивать этого человека выше (Finch & Cialdini, 1989) . Как ни поразительно, мы даже буквы, которыми пишется наше имя, ценим больше, чем все остальные (Hoorens & Nuttin, 1993; Nuttin, 1985) . По-видимому мы в самом деле повышаем нашу оценку чего бы то ни было, что, как мы считаем, «имеет к нам отношение».

Итак, желание улучшить и защитить собственный внутренний образ влияет на то, к кому обращается наше внимание и что мы о них думаем. Применяя стратегию нисходящего сравнения, мы фокусируем внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, и думаем о них как об отличающихся от нас и менее достойных уважения людях. Иногда мы используем также стратегию восходящего сравнения, сосредоточивая свое внимание на тех, кто в чем-то лучше нас, в надежде, что нам удастся «прицепить свой вагон к их поезду».

Атрибуции в пользу своего «Я»

Люди могут приукрашивать образ своего «Я» и с помощью атрибуций в пользу своего «Я». Мы склонны записывать на собственный счет свои успехи и обвинять в неудачах внешние силы (Bradley, 1978; Miller & Ross, 1975; Zuckerman, 1979) . Одна из причин предрасположения в пользу своего «Я» лежит в наших ожиданиях относительно результатов собственной деятельности. Поскольку мы, как правило, ожидаем добиться успеха, то склонны интерпретировать свои достижения как следствие собственных усилий и способностей; так как мы не ожидаем потерпеть неудачу, то обычно в этом случае начинаем искать внешние события, которые «встали на нашем пути» (Miller & Ross, 1975) . Однако более фундаментальная причина состоит в том, что предрасположенность в пользу своего «Я» улучшает наш образ «Я». Записывая на собственный счет все свои успехи, мы можем поддерживать хорошее мнение о самих себе (Miller, 1976; Sicoly& Ross, 1979; Snyder, Stephan & Rosenfield, 1976; Weary, 1980) .

Эта тенденция настолько распространена, что часто выходит за пределы обслуживания собственной личности, заставляя нас искать объяснения, выгодные для социальных групп, к которым мы принадлежим, и спортивных команд, за которые «болеем» (Hewstone, 1989; Mullen & Riordan, 1988) . Ричард Лоу и Дэн Рассел (Lau & Russell, 1980) собрали газетные статьи и заметки с целью выяснить, как спортсмены, тренеры и местные спортивные комментаторы объясняют победы и поражения своих «домашних» команд. Объяснения, основанные на внутренних факторах (мастерство нашей команды), преобладали после побед, тогда как объяснения, основанные на внешних факторах (удача другой команды), чаще всплывали на поверхность после поражений.

Итак, для того чтобы улучшить или защитить наш образ «Я», мы можем записывать на свой счет собственные успехи и стараться минимизировать свою ответственность за неудачи. В исследовании Питера Дитто и Дэвида Лопеза (Ditto & Lopez, 1992) доказывается, что предрасположение в пользу своего «Я» возникает из-за того, что мы с готовностью принимаем информацию, отвечающую нашим желаниям, но энергично оспариваем ту информацию, которая нашим желаниям не соответствует. Например, хотя мы считаем «проницательными» комментарии, восхваляющие мастерство нашей любимой команды, комментарии, объясняющие победу нашей команды простым везением, мы рассматриваем как «очевидно искаженные и неверные».

Преувеличение значимости наших сильных сторон и преуменьшение значимости слабых

Попробуйте выполнить упражнение (вы также можете проверить его на ваших друзьях): расставьте шесть черт характера, приведенных ниже, в порядке их важности. Если вы считаете самым главным, чтобы люди были умны, пометьте номером 1 интеллект, если вы считаете наименее важным то, чтобы люди проявляли чуткость, пометьте чуткость номером 6, и т. п.

  • Интеллект
  • Чувство юмора
  • Доброта
  • Творческие способности
  • Чуткость
  • Трудолюбие

Теперь пронумеруйте эти же характеристики опять, на этот раз руководствуясь тем, насколько хорошо они представляют вас. Если вы, например, считаете творческие способности своим главным коньком, пометьте эту черту номером 1. Сравните два списка. Что вы видите?

Если вы таковы, как и большинство людей, то ваши два рейтинга будут выглядеть очень похоже. Если вы видите себя довольно умным человеком, то будете выделять как важную характеристику интеллект, если вы считаете себя остроумным, то припишите большое значение чувству юмора. В целом люди склонны ценить относительно высоко - как в себе самих, так и в других - те качества, которыми им случилось обладать (Campbell, 1986; Dunning, Perie & Story, 1991; Fong & Markus, 1982; Harackiewicz, Sansone & Manderlink, 1985; Schmader & Major, 1999) . Точно так же люди проявляют тенденцию преуменьшать значение черт и способностей, которых у них нет. Например, в одном из экспериментов интеллектуально одаренные мальчики, думавшие, что их успехи в учебе недостаточно высоки, минимизировали важность академических успехов и подчеркивали важность достижений в других областях (Gibbons, Benbow& Gerrard, 1994) .

С точки зрения самоуважения, причины этого явления вполне понятны: манипулируя относительной важностью различных черт и способностей, мы можем поднять себя в своих собственных глазах. «То, что важно, у меня есть», - говорим мы, повышая таким образом собственную ценность. Более того, используя наши сильные стороны для оценки других людей, мы скорее сможем добиться выгодного сравнения, также возвышая наш образ «Я».

Мы не только считаем самыми важными те положительные качества и способности, которыми сами обладаем, но и верим, что обладаем теми чертами, о которых мы узнали, что они важны. Аспиранты Принстонского университета, узнавшие из специально сфабрикованной «научной статьи», что экстраверсия ведет к успеху в карьере, впоследствии анонимно определяли себя как экстравертов; те же, кто, напротив, узнал о том, что к успеху ведет интроверсия, определяли себя как интровертов (Kunda & Sanitioso, 1989) . Таким образом, оценивая наши положительные черты как исключительно важные или включая в собственное представление о себе характеристики, которые мы считаем положительными, мы можем улучшить или защитить свой внутренний свой образ «Я».

Вера в то, что мы контролируем ситуацию

Часто улучшение и защита собственного образа «Я» включает веру в то, что мы контролируем определенные важные ситуации и события нашей жизни. Весной 1995 года максимальный выигрыш в популярной общегосударственной лотерее достиг 110 миллионов долларов. Один из авторов этой статьи, стоя в очереди за билетом, случайно подслушал следующий разговор.

Первый собеседник: «Что ты собираешься делать? Будешь сам выбирать номера или предоставишь это компьютеру?»
Второй собеседник: «Сам. Я думаю, так у меня будет больше шансов выиграть».

Больше шансов выиграть?! Наше «логическое» мышление отвергает такое предположение. В конце концов, поскольку номера в лотерее выпадают случайным образом, все они имеют одинаково неутешительные шансы на выигрыш. Тем не менее позволить компьютеру заполнить свой билет означает признать, что исход такого потенциально важного события (110 миллионов долларов!) находится совершенно вне нашего контроля. Что же мы делаем? Подобно тому как мы предпочитаем кидать свои собственные кости за игорным столом или надеваем в важных случаях «счастливую» футболку, мы собственной рукой выбираем номера в лотерейном билете, создавая у себя ощущение контроля ситуации (Biner, Angle, Park, Mellinger & Barber, 1995; Langer, 1975; Thompson, 1999; Wortman, 1975) .

До некоторой степени ощущение контроля адаптивно. Без него нам, возможно, не хватило бы уверенности, необходимой для того, чтобы работать ради достижения потенциально трудных целей. Например, если вы не думаете, что способны убедить сотрудника отдела кадров взять вас на работу, то можете вовсе не пойти на собеседование, тем самым гарантируя, что эту работу не получите. В самом деле, некоторые ученые доказывают, что для здоровой я-концепции и здорового самоуважения требуется, чтобы мы верили в то, что способны контролировать важные стороны своей жизни (см., например: Bandura, 1977) . Однако ставка здесь может быть даже больше, чем просто здоровая я-концепция. Как мы увидим далее, речь может идти о здоровье тела.

Самоуважение

Люди с высоким самоуважением - те, кто придерживается хорошего мнения о себе как о личности - особенно склонны применять стратегии приукрашивания собственного образа. Они более, чем подобные им во всем остальном люди с низким самоуважением, склонны возвышать себя с помощью социальных сравнений и умело пользуются стратегиями как восходящего, так и нисходящего сравнения (Buunk, Collins, Taylor, Van Yperen & Dakof, 1990) . Они чаще пытаются принизить других, чтобы усилить ощущение собственной ценности (Crocker et al., 1987; Gibbons & McCoy, 1991; Wills, 1981) и чаще демонстрируют предрасположение в пользу своего «Я» (Blaine & Crocker, 1993; Tennen & Herzberger, 1987) , раздувают значительность собственных положительных черт и достижений (Harter, 1993) и преувеличивают собственный контроль ситуации (Alloy & Abramson, 1979) . В общем, люди, которые отличаются высоким самоуважением, используют множество когнитивных стратегий для того, чтобы улучшить свое мнение о себе.

А что же люди с не столь высоким самоуважением? Обладают ли они иммунитетом к подобным методам самовозвеличивания? Может быть, они не заинтересованы в положительной самооценке? На самом деле большинство людей, независимо от уровня их самоуважения, хотят думать о себе хорошо (Baumeister, 1993; Pelham, 1993) . Однако самоуважение влияет на то, какие стратегии используют люди для создания у себя позитивного образа «Я» личности. Люди, с высоким самоуважением делают это смело и склонны применять прямые, улучшающие собственный образ стратегии. Люди, обладающие только умеренным или низким самоуважением, обычно бывают более осторожны в способах, какими они достигают позитивного взгляда на себя (см., например: Brown, Collins & Schmidt, 1988; Gibbons & McCoy, 1991; Shepperd, Ouellette & Fernandez, 1996; Wood, Giordano-Beech, Taylor, Michela & Gaus, 1994) . Они сосредоточиваются на стратегиях, защищающих то уважение к себе, которое уже имеют (Baumeister, Tice & Hutton, 1989; Spencer, Josephs & Steele, 1993; Tice, 1993) .

Угрозы самоуважению

Угрозы самоуважению побуждают людей улучшать или защищать свой образ «я» (Steele, 1988; Tesser, 1988) . В рамках исследования, измеряющего психологический эффект стандартизированных тестов интеллекта, студентам предлагали решить серию задач, которые были обозначены как ключевые для выявления творческого и интеллектуального потенциала (Greenberg, Pyszczynski & Solomon, 1982) . О самом тесте было сказано, что он является отличным предсказателем будущих академических и финансовых успехов. Некоторым из участников внушили уверенность в том, что они плохо справились с заданием, другим - что они выполнили его достаточно хорошо. Когда позже испытуемых просили оценить тест, мнения этих двух групп категорически разделились: студенты, которые думали, что плохо справились с заданием, не только преуменьшали, насколько возможно, важность хороших результатов при тестировании, но и объясняли свои низкие очки невезением, нечеткими инструкциями и ненадежностью теста - чем угодно, кроме собственных способностей! Этот вид предвзятости, направленной на самозащиту, проявляется не только в лабораторных экспериментах. Например, студенты Университета штата Флорида чаще оценивали стандартный тест академических способностей (SAT) как недостоверный, когда их показатели по этому тесту были не очень хорошими (Shepperd, 1993) .

В действительности подобные открытия - вещь вполне обычная: ситуационные угрозы внутреннему образу «Я» часто вызывают попытки восстановить этот образ (см., например: Beauregard & Dunning, 1998; Pyszczynski, Greenberg & Holt, 1985; Shepperd, Arkin & Slaughter, 1995) . В описанных выше случаях угрозой был собственный неуспех в выполнении задания, и попытки восстановления хороших представлений о себе включали принижение важности задачи и постановку под сомнение надежности теста. Образу «Я» могут угрожать также отрицательные отзывы со стороны других людей («Тебе, кажется, не помешало бы сбросить пару килограммов?»), серьезное заболевание, такое как рак, или даже наши собственные действия, как в случае, когда мы ругаем себя за то, что не проявили достаточной чуткости по отношению к любимому человеку. Чтобы справиться с такими угрозами, мы можем применять те самые стратегии, которые описаны выше: сравнивать себя с другими, в чем-то менее успешными людьми, принижать тех, кто отзывался о нас плохо, и т. д.

Стабильность представлений о себе вместе с самоуважением и угрозами оказывает влияние на то, как люди видят себя и других. Вероятно, некоторые из ваших друзей производят впечатление людей, хорошо знающих, кто они такие, тогда как другие кажутся менее уверенными (Baumgardner, 1990; Campbell et al., 1996; Pelham, 1991) . Более того, самоуважение у некоторых из ваших друзей, вероятно, вполне стабильно - они думают о себе хорошо сегодня, они думали о себе хорошо вчера, и они будут думать о себе хорошо завтра, у других же самоуважение очень сильно колеблется в течение коротких периодов времени (Kernis, Grannemann & Barclay, 1989) .

В целом люди с нестабильным самоуважением очень обеспокоены тем, какой смысл несут для них события повседневной жизни, и особенно склонны отвечать на эти события попытками улучшить или защитить свое «Я». Например, в ходе одного из исследований студенты с нестабильным самоуважением более активно, чем их товарищи со стабильным отношением к себе, изобретали извинения, чтобы объяснить свои оценки, полученные на экзамене по психологии («Я недостаточно думал о том, чтобы хорошо подготовиться к этому экзамену»). Очевидно, что тенденция использовать извинения для приукрашивания образа «Я» у студентов с высоким самоуважением и для защиты образа «Я» у студентов с низким самоуважением проявлялась в наибольшей степени у тех, чье самоуважение было нестабильным (Kernis, Grannemann & Barclay, 1992) . Мы видим, таким образом, что нестабильность самоуважения взаимодействует с уровнем самоуважения, влияя на то, как человек создает у себя положительное впечатление о самом себе.

И наконец, эти два фактора взаимодействуют с ситуационными угрозами, определяя, как люди формируют и поддерживают позитивную самооценку. А именно влияние уровня самоуважения и нестабильности самоуважения особенно отчетливо проявляется, когда человек ощущает, что его самоуважение по той или иной причине находится под угрозой. В ходе одного эксперимента участникам приходилось встречаться либо с положительной, либо с отрицательной реакцией на произнесенную ими речь. Испытуемые, которые отличались нестабильным самоуважением, чаще других приводили извинения за свое неудачное выступление после получения негативных отзывов («Я не очень старался») и меньше, чем все прочие, извинялись после положительных отзывов (Kernis et al., 1993) . Уровень самоуважения, нестабильность самоуважения и угрозы совместно воздействуют на то, как мы видим себя.

Насколько универсальна потребность в положительной самооценке?

Желание оценивать себя положительно традиционно считалось универсальной потребностью - каждый хочет видеть себя в хорошем свете, по крайней мере такое создается впечатление. Но так ли это на самом деле? Ясно, что результаты экспериментов, которые мы рассматривали до сих пор, подтверждают это мнение: люди сравнивают себя с другими, регулируют свое отношение к собственным успехам и неудачам, преувеличивают значение своих сильных сторон и преуменьшают важность слабых, создают иллюзию контроля-и все это обычно для того, чтобы думать о себе хорошо. Однако вы, возможно, обратили внимание, что в большинстве исследований, рассмотренных нами в этом разделе, участниками были американцы, канадцы и жители северной Европы. Может быть, люди из других культур не испытывают столь сильного побуждения поддерживать свое личное самоуважение?

Люди индивидуалистических культур приучены сосредоточиваться на понятии «Я» - отстаивать собственные интересы и стремиться к собственным целям. Их самоуважение коренится главным образом в их личной или независимой концепции «Я», в их взгляде на себя как на автономных индивидуумов. Люди коллективистских культур, напротив, приучены фокусироваться на понятии «мы» - соответствовать своей группе и стремиться к гармоничным отношениям с ее членами. Их самоуважение берет начало в первую очередь в социальной или взаимозависимой концепции «Я», в их взгляде на себя в связи с другими (Markus & Kitayama, 1991) . Представители коллективистских культур менее склонны демонстрировать предрасположения, подобные тем, что мы обсуждали выше (Brockner & Chen, 1996; Heine, Lehman, Markus & Kitayama, 1999) . Возьмем, например, японцев. В то время как американцы обычно винят в своих неудачах ситуацию, японцы объясняют постигшие их неудачи своими личными недостатками (Kitayama, Takagi & Matsumoto, 1995) . Если североамериканцы склонны возвеличивать себя и считать себя лучше других, то японцы предпочитают критиковать себя и считать себя хуже других (Heine, Takata & Lehman, 2000; Kitayama, Markus, Matsumoto & Nora-sakkunkit, 1997) . Кроме того, выяснилось, что канадцы чаще проявляют нереалистичный оптимизм, чем японцы (Heine & Lehman, 1995) .

Выводы кажутся вполне ясными. Желание благосклонно оценивать себя лично и когнитивные упражнения, к которым люди прибегают для того, чтобы добиться этого, характеризуют в большей степени тех, кто принадлежит к индивидуалистическим, а не к коллективистским культурам.

Резюме

Люди хотят создавать и поддерживать положительные представления о самих себе, и это желание отражается на том, как они думают о себе и о других. Стратегии, которые мы используем для улучшения и защиты собственных представлений о себе, включают как нисходящее, так и восходящее социальное сравнение, толкование в свою пользу собственных успехов и снятие с себя ответственности за неудачи, преувеличение важности тех вещей, которые мы делаем хорошо, и преуменьшение важности того, что мы делаем плохо, а также создание у себя ощущения контроля. Ситуационные угрозы, такие как негативные отзывы других людей, собственные неудачи и мысли о смерти, пробуждают в нас желание защитить наш образ «Я». Люди с разным уровнем самоуважения и стабильности самоуважения отвечают на эти угрозы несколько отличными способами. Интересно, что сильная потребность в позитивной самооценке, по-видимому, наиболее характерна для представителей индивидуалистических культур. Люди из коллективистских культур, таких как японская, склонны скорее к самокритике, чем к приукрашиванию себя.

Тот, кто убежден в своих способностях, и тот, кто уверен, что не способен на что–то, всегда получают подтверждения своих мнений на практике. Энергия следует за мыслями - независимо от стараний и знаний, все мы достигаем только установленных самим собой пределов и редко пробиваемся дальше. Большинство из нас живет под гнетом ложных и навязанных убеждений о собственных способностях, и рамки этой убежденности часто сдерживают нас всю жизнь.

Мы поднимаемся только до пределов своих ожиданий, основанных, в свою очередь, на том, чего ожидают от нас другие - это начинается с самого детства: дружественное окружение порождает сильное, уверенное в себе Базовое Я, а критическое, унижающее и отрицательно настроенное окружение наполняет Базовое Я неуверенностью в собственных способностях.

Чтобы стать чемпионом, нужно начать верить в себя еще до того, как в тебя поверили окружающие.

(Шугар Рэй Робинсон )

Создание представлений о самом себе на основе мнения окружающих оказывается не только неправильным, но и трагическим. Многих из тех, кто впечатал свое имя в страницы истории, в молодости не блистали особыми талантами или целеустремленностью. Альберт Эйнштейн провалился на экзамене по математике в школе и считался «бездарем» в точных науках. Учителя Эдгара Кейса, «спящего пророка», называли его «тупицей» - как оказалось, совершенно ошибочно. Но обычно, как только другие люди наклеивают на нас ярлык и помещают нас в определенные рамки, мы тут же сами устанавливаем для себя эти границы.

Наши представления о себе являются целым скоплением разнообразных убеждений, например: «У меня неплохие способности к языкам, но никакого таланта к математике», «У меня в руках все ломается», «У меня хорошая координация движений», «Я такой неловкий, словно у меня обе ноги - левые», «Я достаточно привлекателен», «Мне медведь на ухо наступил», «У меня хорошая (или плохая) память», «В постели я хорош» - подобные мнения могут не иметь никаких реальных оснований.

Как возникает убежденность в таких вещах? Как определить, верно ли мы оцениваем свои сильные и слабые стороны или всего лишь льстим и недооцениваем себя?

ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Большинство из нас легко согласится с тем, что наши «таланты» или их отсутствие влияют на выбор наших действий и ощущения при столкновении с соответствующими сферами жизни. Однако немногие захотят признать ту силу, с которой эти представления воздействуют на нас.

Разум, обитающий в сфере концепций, идей и мыслей, обладает амбициями, строит грандиозные планы и склонен к иллюзиям в отношении своей власти. С одной стороны, он может считать, что способен двигать горы одной лишь силой мысли, но в то же время будет уверять нас, что мы не в состоянии починить выключатель, приготовить обед, решить математическую задачу, найти общий язык с каким–либо человеком или справиться с видеокамерой.

Однако тело прекрасно понимает свои возможности и ограничения и наделено естественной скромностью, основанной на тех реальных опытах, которые проводит в отсутствие влияния честолюбивого Сознательного Я.

Когда наша осознанность расширяется до уровня просветления, или полного осознания того, что существует только Единое Сознание, но не отдельные «Я», «мы» постигаем все и способны на все, потому что «мы» и есть все, что существует.

Но в большинстве случаев - когда мы отождествляем себя с точкой осознанности в физическом теле - мы продолжаем подчиняться физическим законам природы. Мы можем летать на самолете, отправляться в морские глубины с аквалангом или на подводной лодке, однако не способны летать, как птицы, или дышать под водой, как рыбы.

Все мы слышали об экстрасенсах, святых и духовных учителях, способных левитировать, возникать одновременно в нескольких местах и совершать прочие поразительные вещи, однако если мы лично не видели и не сталкивались с этим, то обычно немедленно переправляем такие сведения в сферу «возможно, но неправдоподобно» и продолжаем выстраивать свою систему убеждение на основе менее экзотичных явлений - на собственном опыте.

Ограниченность опыта

Наши представления и уверенность в себе почти целиком сформированы из детских впечатлений и опыта, поскольку в детстве мы часто делаем заключения на основе ложных или неполных данных.

Случилось так, что, будучи ребенком, меня отдали в детский сад лишь в середине года. В первый день я увидел детей, стоявших у больших мольбертов и рисовавших деревья. Я взял кисточку и тоже попытался нарисовать дерево, но оно получилось совсем не таким, каким я его представлял - на моем рисунке возникло нечто, напоминающее зеленый леденец на палочке. Я посмотрел на рисунки других - их деревья были намного более реальными.

Я не понимал, что другие дети рисовали деревья и другие картинки ежедневно уже несколько месяцев. Я просто сравнил себя с ними и, основываясь на неполных данных, пришел к заключению, что рисование удается мне гораздо хуже, чем остальным. Практически, я решил, что не обладаю способностями художника, хотя у меня было просто меньше опыта.

Возможно, самым важной обязанностью учителя начальных классов является показать детям сам процесс обучения, помочь им понять ту простую, но глубокую истину, что все мы способны добиться всего, чего угодно, если будем достаточно долго упражняться, и что нам доступно гораздо больше, чем кажется.

С поры детского сада я начал понимать, что важен не столько талант, сколько прилагаемые усилия. Тем не менее, впечатления детства остаются в нас надолго и превращаются в скрытые барьеры, так что мы должны быть бдительны, ибо каждый из нас сталкивается с ними впоследствии. Первым шагом в разрушении ложных и ограниченных убеждений о собственных возможностях является поиск самой первой причины таких представлений и анализ того, как она развилась в устойчивое предубеждение.

Мне бы хотелось привести еще один пример и рассказать одну скорбную историю, свидетелем которой я стал, когда несколько лет назад приехал в одну школу. До назначенной встречи оставалось некоторое время, так что я остановился возле спортивного зала, заглянул внутрь и увидел молодого учителя физкультуры, который, как мне показалось, впервые проводил урок гимнастики и пытался научить группу ребят делать «колесо».

Внимание, - сказал он. - Смотрите на меня.

Он продемонстрировал достаточно неуклюжий кувырок «колесом», которому, вероятно, научился на начальных курсах гимнастики в колледже.

Понятно? Просто держите руки прямыми - вот так! - и отталкивайтесь ногами.

Некоторым ребятам явно было скучно; наверное, они занимались спортом в местном клубе, умели ходить на руках и так далее. Другие мальчишки не выглядели жаждущими попробовать; судя по всему, они никогда не делали колесо или стойку на руках, к тому же многие из них имели лишний вес.

Как и ожидалось, когда каждый мальчик начал выполнять упражнение, одни из них прекрасно с ним справлялись, а другие падали, смущенные и пристыженные.

Учитель, которому явно не хватало опыта преподавания, сказал тем, кто падал:

Нужно держать руки прямо, а голову поднимать в начало - вот так!

И он показал им еще одно «колесо», совершенно позабыв, сколько попыток и неудач испытал сам, прежде чем освоил это упражнение. Ребята пробовали и вновь падали.

Я просто видел, как формируется их предубежденность - все их мысли были написаны прямо на лицах: «У меня не получается колесо… я вообще не способен к гимнастике… и к спорту. Я тюфяк». Так возникают искаженные представления о самом себе.

Мне никогда не встречались бездарные ученики или учителя - только неопытные. Однако в описанном случае неопытность учителя серьезно повредила его ученикам. Он не смог объяснить этим ребятам, что обучение представляет собой пошаговый процесс, что те, кому легко удается «колесо», начали тренироваться в его выполнении задолго до этого дня, и что даже если сейчас у кого–то есть лишний вес, его можно сбросить и развить в руках большую силу. То, что происходило в тот день, не должно было захлопнуть дверь к успеху перед «неудачниками»; прошлое и настоящее совсем не обязательно должны ограничивать наше будущее. Но точно так же, как у этих мальчишек возникло предубеждение к своим способностям, основанное на ограниченном опыте и неверном толковании происходящего, все мы формируем искаженные представления о самих себе - настолько же ложные, ограниченные и произвольные.

Эти представления могут представлять собой отсутствие таланта к алгебре, спорту, искусству или любой другой области жизни, и возникли они только потому, что кто–то потребовал, чтобы мы овладели ими за несколько месяцев или даже недель, хотя нам нужно было для этого больше времени. Возможно, наши родители проявляли разочарованность в нас из–за их собственного неудовлетворенного честолюбия или нереалистичных ожиданий. Сейчас мы можем это понимать, но мы не можем вернуться назад, в то время, когда убеждение только формировалось. Поэтому нам нужно нечто большее, чем понимание Сознательного Я; если мы хотим преодолеть барьеры искаженных представлений о самих себе, нам необходимо перевоспитать свое Базовое Я.

УПР. Положительные образы

Вспомните случай или несколько событий, в которых подтвердилось ваша неуверенность в способностях сделать что–то.

Восстановите этот случай в памяти как можно полнее и представьте, что его исход противоположен. Вообразите и почувствуйте, что вы справились с задачей или испытанием очень хорошо. Вы можете вообразить определенную борьбу за успех, который, тем не менее, приближается с каждой новой попыткой. Постепенно создайте воображаемую память об удачном результате - это подействует на ваше Базовое Я и позволит сформировать новое представление о своих возможностях в этой области жизни.

Изобретательные позитивные воображаемые картины, создающие внутренний опыт силы, способностей и успеха, ободряют наше Базовое Я и помогают ему прорваться сквозь устаревшие барьеры. Но лучшим способом закрепления этих подготовительных представлений, перевоспитания и освобождения Базового Я от ограниченных взглядов является непосредственный реальный опыт - выполнение того, что раньше казалось нам невозможным. Каждый раз, когда мы делаем чуть больше того уровня, на который считали себя способными, мы испытываем прилив радости, энергии и восхищения собой. Однако перед тем, как мы сможем сделать это, необходимо применить здоровый скепсис и постараться оценить свои старые представления свежим взглядом.

Только продолжительный непосредственный опыт позволит нам выработать точную оценку своих текущих способностей в любой сфере жизни - не единичная попытка, но целый ряд попыток. Основывать мнение о самом себе на одной–двух попытках - все равно, что приехать в незнакомую страну и судить о ее климате по одному дождливому дню.

Пересмотр представлений

Пока мы не пересмотрим все свои устоявшиеся мнения о самих себе, пока мы заново не исследуем себя, свои сильные и слабые стороны и способности, мы останемся завязшими в паутине представлений, основанных на ложных данных. «Я пытаюсь научиться играть в гольф несколько лет! - могут заявить некоторые из нас. - Тем не менее, я все еще посредственный игрок». В этом и заключается коварство искаженных убеждений. Если мы неверно оцениваем себя в начале любой новой формы деятельности, будь это гольф или пение, и заранее решаем, что у нас «нет особых способностей», то вполне естественно, что мы будем действовать натянуто, слишком напрягаться или просто бросим это занятие. Мы сосредоточиваемся на самой проблеме, а не на ее решении, уделяем внимание только ошибкам, но не успехам, накапливаем воспоминания о ряде неудач и провалов - и в результате лишь подтверждаем свои первоначальные представления. Однако изменение этих представлений способно полностью изменить наше будущее.

Фокусируясь на том, чего мы не можем, мы перестаем замечать то, на что способны. Сместив объект внимания - сосредоточившись на решении проблемы, а не на ее сложности - мы начинаем дотягиваться до пряника, а кнут перестает нас беспокоить. Как сказал сварщик, работавший на высоте семьдесят шестого этажа: «Не смотри туда, где не хочешь оказаться».



Предыдущая статья: Следующая статья: