Главная » Условно-съедобные грибы » Анкетный опрос в психологии. Метод анкетирования в практике психологических исследований

Анкетный опрос в психологии. Метод анкетирования в практике психологических исследований

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются, кроме социологов, также журналисты, врачи, следователи, учителя.

К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.

Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой, исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Таким образом, в опросе реализуются познавательные взаимодействия двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент.

Виды опроса: анкетирование, интервьюирование

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредует связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сами его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование

Это самый распространенный в социологии метод. Анкета - размноженный документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследовании и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально точно и конкретно, нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Все вопросы делятся на два типа - открытые и закрытые. В открытых вопросах после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самостоятельно сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на каждого человека в вашей семье?__________________________________

В закрытых вопросах после текста социолог предлагает несколько вариантов ответа.

В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.). По способу распространения анкет выделяют: раздаточная анкета (раздается респондентам самим анкетером), почтовая (рассылается по почте), прессовая (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в отдельный вид.

Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа - выборочная совокупность (выборка) - уменьшенная копия генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, а в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1.5-2 тыс. человек, а в результате получает достоверные сведения обо всем населении, ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя и отечественные социологи.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Выборка имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод - наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между выборочной и генеральной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Чаще эта ошибка возникает из-за того, что социолог плотно знает структуру генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т.п., редко он допускает ее намеренно.

Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей 1 . Слабые стороны его - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 5 %), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности. Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса. Опытный интервьюер обеспечивает благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы.

Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера, поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование)

одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - А. не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» А., когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.

Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965, гл. 3; Грушин Б. А., Мнения о мире и мир мнений, М., 1967; Goode W. and Hatt P., Methods in social research, N. Y.-Toronto-L., 1952.

Ю. Б. Самсонов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анкетирование" в других словарях:

    анкетирование - я, ср. enquêter. Действие по значению глаг. анкетировать; метод социологического исследования с помощью анкет. БАС 2. Анкетирование указало еще на один тревожный момент атомизацию общества, растущее обособление людей. 1994. Родина 1990 4 10.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Один из методов опроса клиентов в маркетинговом иссле довании. Процесс АНКЕТИРОВАНИЯ включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распростране ние анкет, их обработка и анализ. Словарь финансовых … Финансовый словарь

    Опрашивание, опрос Словарь русских синонимов. анкетирование сущ., кол во синонимов: 3 демоскопия (1) … Словарь синонимов

    Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента... Источник: Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71 Об одобрении учебно методического пособия Методическое обеспечение социально… … Официальная терминология

    Средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально психологических, экономических, демографических исследованиях. При А. каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на … Словарь бизнес-терминов

    Техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения … Большой Энциклопедический словарь

    АНКЕТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (книжн.). Собрать (бирать) какие н. сведения путём проведения анкет (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Англ. survey; нем. Befragung. Метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    АНКЕТИРОВАНИЕ - АНКЕТИРОВАНИЕ. То же, что анкетный опрос. Вспомогательный метод исследования с помощью анкет. В процессе А. лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предполагается свободный ответ) или закрытые (ответ… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    анкетирование - АНКЕТИРОВАНИЕ1, я, ср Метод социологического исследования, состоящий в сборе сведений или мнений при помощи распространения и изучения анкет (опросных листов, составленных по определенной программе). Психологи произвели анкетирование.… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Анкетирование: разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований , Брейс А.. Настоящее издание выходит в серии "Маркетинговые исследования на практике", которая учреждена при содействии Общества изучения рынка." Анкетирование"- это ценное руководство для всех, кто…

Самостоятельной и очень распространенной формой опроса является анкетирование, т.е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов.

Анкета представляет собой список вопросов, на которые должен ответить опрашиваемый (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, описанная в трудах по социометрии, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетирование является распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.

Перечень возможных вопросов не поддается жесткой регламентации. Каждый составитель, в зависимости от целей, объекта исследования и собственных возможностей, предлагает свои набор и формулировки вопросов. Однако при кажущейся анархии существуют определенные правила и нормативы, следовать которым обязан каждый исследователь.

Анкета - это не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной до нескольких недель работы. Перед запуском исследования необходимо провести пробное анкетирование - «пилотаж», целью которого является доведение анкеты до кондиции, устранение ошибок, неточностей, двусмысленностей и наводящих элементов. Объем пилотажного исследования затрагивает, как правило, 5% от предполагаемой численности респондентов.

Составление анкеты - сложный исследовательский процесс, включающий постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, т.е. регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ). Недостатком этого (более дешевого) метода является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации панелей, работе с торговыми корреспондентами. Анкеты заполняются экспертами, специалистами и т.д.

Обычно анкета имеет форму таблицы с напечатанными вопросами и свободным местом для ответа (анкета может быть многостраничной). Традиционная схема включает три блока:

Введение (цель опроса, сведения об опрашивающих: название, характеристика, адрес, гарантия анонимности опроса и доверительность ответов);

Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса (основная часть);

Сведения об опрашиваемых (реквизитная часть, или паспор-тичка).

В введении (преамбуле) ъ краткой форме сообщается о том, кто и зачем проводит исследование, о фирме, ее репутации и целях, которые преследует данное обследование. Было бы неплохо сделать акцент на том, что ответы респондентов будут использованы.в их же интересах, и заверить в абсолютной анонимности опроса.

Введение дает инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату. Здесь же выражается благодарность за время, любезно уделенное респондентом исследователям. Если опрос проводится по почте, введение может быть написано в виде сопроводительного письма.

При разработке основной части анкеты следует обратить внимание на содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов. Содержание вопросов должно характеризовать предмет опроса. Но здесь необходимо найти разумный компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы. Основную часть анкеты можно условно разделить на два блока, иногда их называют «рыба» и «детектор».

«Рыба» - это часть, содержащая вопросы, ради которых, собственно говоря, и затевалось исследование.

«Детектор» состоит из контрольных вопросов, призванных проверить внимательность, серьезность и откровенность респондентов при заполнении анкеты, а также порядочность и профессионализм интервьюеров. Здесь могут быть предусмотрены дублирующие вопросы, противоречивые позиции, последовательность вопросов с известными заранее ответами. Только в случае полнейшего доверия между заказчиками, исследователями и интервьюерами и при относительной простоте и толерантности темы исследования можно обойтись без «детектора». Верным способом повысить достоверность исследования является включение в текст анкеты просьбы оставить контактный телефон. Как показывает практика, на нее откликается от 30 до 60% столичных респондентов и от 15 до 25% провинциальных. А этого более чем достаточно для проверки.

В реквизитной части (паспортичке) приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес - для частных лиц, а для организаций: размер, месторасположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Кроме того, необходимо идентифицировать сам вопросник, т.е. дать ему название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера.

Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование (необходим разумный компромисс). Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.

Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы, характеру ответов и форме вопросов. Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений, и закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько («веер» ответов). Часто ставятся альтернативные вопросы, на которые отвечают: «да», «нет», «не знаю». Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на которые допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь часть опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то изделие?» - респондент отвечает «нет», то вопросы об оценке его свойств излишни. И наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов. Формулировка вопросов - трудоемкая исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирования. Вопросник должен быть увязан с планом разработки анкеты, макетами таблиц, вариантами моделей. В разработке анкет используются статистические методы (группировки, корреляционно-регрессионный анализ и т.д.).

Открытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которого собирается первичная маркетинговая информация; он дает возможность опрашиваемому отвечать своими словами, что позволяет последнему чувствовать себя при ответе достаточно свободно, приводить примеры. Открытые вопросы часто даются в начале анкеты для «разминки» респондентов. Однако следует иметь в виду, что они сложны для обработки.

Выделяются пять вариантов открытых вопросов:

Простой открытый вопрос («Что Вы думаете о...?»);

Словесная ассоциация;

Завершение предложения;

Завершение рассказа, рисунка;

Тематический апперцепционный тест (опрашиваемому показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может происходить).

В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на данный тип вопросов требуют достаточно больших затрат времени, так как обычно вызывают новые, дополнительные вопросы. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному. Поэтому их не часто используют при анкетировании.

Закрытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которого со- - бирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый выбирает свой. Существует три типа закрытых вопросов:

Альтернативный (дихотомический). Предполагает ответ типа «да» или «нет», третьего не дано (простой, закрытый, альтернативный вопрос). Альтернативные вопросы очень просты в применении. Их интерпретация проста и однозначна;

Многовариантного выбора, например: «Где Вы храните свои сбережения?», где существуют следующие варианты ответов: «в банке»; «в страховой компании»; «в строительной компании»; «дома», из которых можно выбрать (зачеркнуть, оставить, обвести в кружок). Основным недостатком вопросов с многовариантным выбором являются трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, характеристик или факторов;

Шкальный вопрос. Предполагает наличие какой-либо шкалы: оценочной (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно); важности (исключительное, важное, среднее, небольшое, ничтожное); шкалы Лейкерта (абсолютно согласен, не уверен, не согласен, неправда).

По форме вопросов выделяются две группы: 1) о фактах или действиях; 2) о мнениях и намерениях. В частности, к первым относятся вопросы, характеризующие сделанную покупку (ее вид и размер), наличия товара в пользовании респондента, расходов на покупки, цен, по которым приобретен товар, и т.п. Очень сложно формулировать вопросы о намерениях и мнениях покупателей, которые могут и меняться, и не быть жестко сформулированными.

Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам, которые задаются, если часть вопросов относится не ко всем опрашиваемым. Например: «Имеется ли у Вас данный товар?» Если «нет», то «Собираетесь ли Вы его приобретать?» Ясно, что второй вопрос и все последующие адресуются лишь тем, кто отрицательно ответил на первый.

Иногда вводятся так называемые табличные вопросы - соединение различных вопросов, оформление их в виде таблицы.

В качестве иллюстрации на рис. 2.4 представлен макет анкеты, цель которой - получить информацию от потребителей о рынке одежды.

Продолжение

Что касается последовательности представления вопросов в анкете, то не рекомендуется начинать вопросник с трудных или персональных вопросов или с вопросов, не интересных для респондентов; такие вопросы рекомендуется ставить в середине или в конце анкеты. Первый вопрос должен заинтересовать опрашиваемых. Желательно, чтобы вопросы излагались в определенной логической последовательности, позволяющей как можно полнее рассматривать отдельные темы. Переход к следующей теме следует начинать с некоторой вступительной фразы. Вопросник не должен содержать вопросы, на которые не захотят отвечать, невозможно ответить или не требуют ответа. Иногда можно получить желаемую информацию с помощью косвенных вопросов. Так, вместо того чтобы задать прямой вопрос о доходах респондента, спрашивают, к какой социальной группе он себя относит (к высокообеспеченному населению, обеспеченному, среднеобеспеченному, низкообеспеченному и т. п.).

Формулировка вопросов - сложная и трудоемкая работа, требующая высокой квалификации, знания экономики, статистики и социометрии, определенных литературных способностей. Несмотря на то что существуют единые принципы анкетирования, невозможно механически копировать имеющиеся образцы.

Особое внимание следует обращать на оформление анкеты, которое иногда оказывается неудачным, неудобным: смысловые блоки не отделены друг от друга, выбран плохо читаемый шрифт, не предусмотрено место для кодов и т.п. Если вовремя не обратить внимание на эти факторы, работа интервьюера, а затем кодировщика, оператора будет затруднена и может даже привести к ошибкам.

Серьезной проблемой может оказаться рассылка/раздача анкет. Во время выставок-продаж, в зале магазина, на улице и т.п. анкеты раздаются всем желающим с просьбой заполнить их на месте и вернуть любому из служащих. По существу это случайная, бесповторная выборка, характеристики которой будут определены после возвращения анкет. Естественно, эти анкеты должны включать минимум вопросов и быть простыми по содержанию. Очень часто анкетирование проводят во время пробного маркетинга. Иногда анкета вкладывается в виде отрывного ярлыка в какое-либо популярное издание. Если вы имеете хорошие связи с руководством некоего предприятия или учреждения, то оно может содействовать вам в распространении анкеты среди своих работников.

Рис. 2.5. Схема организации анкетирования

Широко используемый способ – раскладка анкет по почтовым ящикам (возможно, по договоренности с почтальоном). Обычно в этом случае применяется или механическая выборка (например, каждый десятый адресат), или серийная (отбираются дома, в которых осуществляется сплошная раздача анкет). В любом случае надо предусмотреть возможность невозвращения анкет (до 50% от общего числа). Возврат анкет по почте заранее оплачивается.

Учитывая, что разработка анкет - творческая задача, ее план составляется заранее и обсуждается, увязывается с общими задачами и целями маркетингового исследования. Следующая схема отражает определенную последовательность действий в процессе анкетирования (рис.2.5).

Затраты на анкетирование достаточно высоки. Так, по данным консалтинговой фирмы МсКшзеу апй Сотрапу, эти затраты зависят от числа респондентов (табл. 2.7).

Таблица 2.7 Затраты на анкетирование

С финансовой точки зрения более эффективны большие массивы респондентов, и это подтверждает расчет расходов на одного респондента.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называется опросом? Какие виды опросов Вам известны?

2. Для каких целей образуются фокус-группы?

3. Каковы критерии привлечения участников в фокус-группы?

4. Какие требования предъявляются к интервьюеру?

5. Как строится анкета? Назовите ее структуры.

ТЕСТЫ

1. Панель-это:

а) деревянная обшивка кабинета менеджера фирмы;.

б) часть улицы;

в) постоянная выборочная совокупность лиц/предприятий.

2. Омнибус - это:

а) двухэтажный автобус в Англии;

б) панель с изменяющейся программой опроса;

в) панель с постоянной программой опроса.

3. Анкетирование - это:

а) опрос в форме письменных ответов на вопросы, приведенные в виде таблицы;

б) изучение биографических данных респондента;

в) составление перечня вопросов.

4. Контент-анализ - это:

а) количественные методы анализа документов;

б) библиографическая справка;

в) поиск источника сведений в каталоге.

5. Веер вопросов/ответов имеет целью:

а) дать перечень открытых вопросов, расположенных в логической последовательности;

б) выбрать один или несколько вариантов из перечня закрытых вопросов с подсказанными ответами;

в) дать перечень вопросов, на которые даются ответы в виде цифр.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования :
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – направлены на выявление акцентуаций;
– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации :
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование как метод социально-психологического мышления.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Контент-анализ. Сущность метода и типы документов.

§ Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

§ Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода

§ фиксация определенных единиц содержания,

§ изучает документы в их социальном контексте,

§ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

3. Анкетирование как метод исследования

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? …

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления — обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

  • На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.
  • Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.
  • В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.
  • Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований — "вопрос — ответ" строго проверяется.
  • При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
  • Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования — анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета
  • В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.
  • Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования — точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета
  • Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.
  • Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

Метод анкетирования в практике психологических исследований (стр. 1 из 3)

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.3 Особенности анкетирования и его виды

Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.

Раздел V. Анкетирование как вид психологического исследования

Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование

Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

— первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) — снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

— второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

— третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены… чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

— четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Анкетирование как один из популярных методов психологического исследования. Метод анкетирования — форма заочного опроса, психологический коммуникативно-вербальный метод. Подготовка анкеты, составление вопросника. Цель и содержание вопросов в анкете.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческое эссе

По дисциплине: Общий психологический практикум

На тему: Анкетирование как метод психологического исследования

Студентки Дмитриковой Марии Александровны

Анкетирование как метод психологического исследования

На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.

Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.

В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.

Психология сегодня имеет широкий спектр эффективных методов проведения психологического исследования.

Метод анкетирования — психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов — анкета, специально оформленный для данного исследования.

Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований — "вопрос — ответ" строго проверяется.

При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования — анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.

1. следует учитывать цель и содержание от общего количества вопросов в анкете.

2. для того чтобы иметь возможность анализировать результаты различных обследований, в начале вопросника должна быть всегда вопросы собеседника для уточнения личных данных — Фамилия имя отчество (не во всех случаях), пола и статуса.

3. анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или незначительными вопроcами, уcтав от которых респондент не cможет полноценно ответить на очень важные. методик

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования — точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета

Напоследок следует заметить: если анкета создана для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. анкета

Если "пилотная" проверка состоится удачно — можно приступать к исследованию.

Проанализируем основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

I) о личности pеспондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

II) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

III) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопpосы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит глубокий набор возможных ответов. При этом респондент лишь отмечает графически свой выбор из предоставленных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют дешифрирование ответов закрытых вопросов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

анкетирование психологический метод вербальный

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем cамым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда еcть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных ваpиантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

Рассмотрим классификацию вопросов при методе анкетирования.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это так называемые основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это cвоеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают на графике.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность заявленных респондентами сведений, а также пропустить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопpосы двух видов.

1) Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулиpованные другими словами. Если ответы оcновного и контpольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа.

2) Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некотоpое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ.

Как можно заметить из характера этих вопpосов, достоверность получения на них честного, но непопулярного в действительности ответа весьма мала.

Итак, уточним достоинства и недостатки метода анкетирования. методик

Достоинства: приобретения

высокая скорость приобретения информации;

возможностью организации массовых исследований;

относительно небольшой объем трудоемких процедур подготовки кадров и исследований, обработки их результатов;

отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

невыраженностью у исследователя отношений cубъективного приверженности к кому-либо из отвечающих. интервьюеры

Однако анкетированию свойственны и cущественные недостатки:

отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от вопросов или поведения респондентов;

не всегда полная достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном cвете, сознательно приукpасив подлинное положение дел.

В современной психологии, вопросы интервью в качестве вспомогательного метода научного исследования, такие как социология и демография — один из крупнейших поставщиков, по некоторым оценкам, 90% от cобранной информации.

Вывод интервьюеры:

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели метод анкетирования в психологии. Сделаем соответствующий вывод по нашей творческой работе.

Анкетирование (в переводе с франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного общественного исследования; используется в психологических, cоциологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Анкета не требует указаний о личности анкетируемого. Собранные сведения будут использованы исключительно в научно-исследовательских целях.

Ничего непонятно?

Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Размещено на Allbest.ru

Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

презентация , добавлен 01.12.2016

Экспериментальная психология

Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

шпаргалка , добавлен 15.01.2006

Метод анкетирования в практике психологических исследований

Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.

курсовая работа , добавлен 22.02.2011

Методы психологического исследования

Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

реферат , добавлен 20.11.2014

Эксперимент как основной метод психологического исследования

Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.

реферат , добавлен 12.05.2014

Разновидность метода опроса

Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

реферат , добавлен 17.03.2010

Разработка новых методов социально-психологического исследования

Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

курсовая работа , добавлен 06.01.2015

Психологический эксперимент

Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

курсовая работа , добавлен 30.11.2009

Основы разработки психологического исследования

Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

реферат , добавлен 29.09.2008

Методы эмпирического исследования

Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

реферат , добавлен 22.11.2012

Поиск Лекций

Этапы подготовки анкеты.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС.

Анкетирование (Анкетный опрос) — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

— высокой оперативностью получения информации;

— возможностью организации массовых обследований;

— сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

— отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

— отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

— не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считаете вспомогательным методом исследования, когда в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80 % собираемой информации.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОПРОСОВ В АНКЕТЕ.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положениями т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен - не согласен» и т.

Метод анкетирования

б) поливариантная форма, предусматривающая т.н.«меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

— психологию

— социологию

— религиоведение

— философию

— эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть
необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

— полностью согласен

— согласен, но бывают исключения

— не знаю

— не согласен, но иногда бывает

— совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальную точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» или определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вещи используют либо на ранних стадиях составления либо тогда, когда есть необходимость в максимальном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы гут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности.

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т.н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и Окончание фильтра обычно четко обозначают графически, например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует
размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать
косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее
существенные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается,
если значительная часть вопросов допускает уклонений от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как
знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания
вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления, обращения к респонденту, где излагается тема опроса, цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых
в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в …?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в педелю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

(психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования - системе «вопрос-ответ».

Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов - анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к где действуют несколько иные правила.

Анкетирование как позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме.

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод социологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной сферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый «опросник» должен соответствовать. Во-первых, следует соотносить с общим количеством и содержанием вопросов в анкете. Во-вторых, для того чтобы была возможность анализировать результаты анкетирования разных фокусных групп, в начале анкеты всегда должны размещаться вопросы для уточнения личных данных опрашиваемого - ФИО (в небольшом количестве случаев), возраст, пол и В-третьих, анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или малозначимыми вопросам, устав от которых респондент не сможет полноценно ответить на самые важные.

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маркетингового опроса). В конце анкетирования стоит задавать вопросы самые сложные, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кроме того, если анкетирование как метод исследования не является социологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, или социальной среде, в которой проживает опрашиваемый.

Напоследок следует заметить: если вы создаете анкету для любого самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. Если «пилотная» проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта