Главная » Обработка грибов » Социальные науки предмет изучения. Классификация социально-гуманитарных наук

Социальные науки предмет изучения. Классификация социально-гуманитарных наук

Наш коллега скачет ловко - вот, что значит плавиковка!

Плавиковая кислота: рассказы химиков

Ниже приводим описания нескольких случаев, которые имели место при работе с фтористоводородной кислотой и фторидами.

"У знакомого был случай. Принес он домой плавиковую кислоту и поставил возле вентиляции в туалете. Бутылка была подписана, но его мать (тоже, кстати, химик) почему-то решила, что это уксусная кислота и начала мыть ней эмалированную кружку. Накипь сошла быстро, а с ней... и эмаль.

К счастью обошлось, а могло закончиться так:

Какую же теперь эмаль плохую делают - в уксусе растворяется!"

"Я с плавиковой кислотой работал лишь однажды, осаждали с ее помощью что-то из раствора. В стеклянном стакане на ночь оставили кислый раствор, содержащий очень немного кислоты. На следующий день при мытье стакана выяснилось, что, судя по уровню жидкости, стенки стакана стали тоньше на ~0.5 мм, а палочка, которая стояла в стакане, так вообще на 1 мм."

"Со слов ныне покойного товарища, проработавшего гальваником всю жизнь.

Принесли травить титановые детали в растворе азотной и плавиковой кислот. Сразу не заметил дырку в перчатке. Палец разболелся через несколько часов и болел пару дней, потом прошло. Когда на следующий год принесли аналогичные детали, палец заболел от одной мысли. Коварство разбавленной плавиковки в том, что ее действие ощущается не сразу."

"Чем опасна плавиковая кислота?

Для действия плавиковки на кожу характерен скрытый период длительностью 4-6 часов, после чего появляется интенсивная боль. Кожные покровы белого цвета. Спазм капилляров сменяется их параличом и воспалительной экссудацией, в результате чего появляются пузыри. Уже в скрытом периоде происходит развитие дистрофических изменений, приводящих к быстрому нагноению. По вскрытии пузырей обнаруживаются студнеобразные вареные ткани. Действие кислоты на ткани продолжается даже после ее удаления, что объясняется глубоким проникновением ионов фтора. Для поражений плавиковой кислотой характерно, что в ряде случаев пострадавший из-за отсутствия ощущений вначале не замечает начала поражения и не принимает мер по нейтрализации действия кислоты. Поэтому иногда развиваются тяжелые поражения вплоть до необратимых некротических процессов."

"Случай рассказал аспирант.

Его напарник работал с плавиковой кислотой, сначала было все нормально, но потом стали "сыпаться" зубы. Он пошел к стоматологу, ему запломбировали зубы и дали год гарантии (если пломба выпадает раньше, ее бесплатно меняют). Примерно через месяц вылетели все пломбы. Врач поставил новые (бесплатно), но при этом сильно удивился: за его долгую практику такого никогда не случалось - хорошо, что он не знал причину."

"Был я на одном коммерческом предприятии, занималось оно художественным травлением стекла. Культура работ была на уровне средневековья, если не считать противогазов, в которых работали ребята, едва закончившие школу. Водопровода с канализацией нет, стоят ведра для отходов и бочки с чистой водой, откуда она берется черпаками. Системы вентиляции нет, вместо нее большие бытовые вентиляторы сдувают кислотные пары в проем на улицу.

Медицинская история работников мне неизвестна, но подозреваю, что затраты на лечение превысят сумму заработанных денег."

"Металлы подгруппы титана и ниобий с танталом, устойчивые к царской водке, травятся плавиковой кислотой и корродируют в других, содержащих фтор, растворах неорганических соединений. Титановые узлы и детали гальванических ванн нельзя применять в контакте с электролитами, содержащими фторид, борфторид и кремнефторид. У меня был случай, когда борфтористый электролит проел насквозь двухмиллиметровую титановую крышку ванны без непосредственного контакта -за счет ползучести солей.

Если требуется вытравить стальной обломок из латунной детали, то с соляной кислотой процесс может затянуться на месяц, плавиковая справляется за сутки.

А вот с определением устойчивости стекла к борфторидам (по изменению веса) мне не везло - каждый раз посуду случайно разбивал."

Выдержка из презентации Карла Кристи 2009 года о химическом способе получения фтора:

* In 1986, I was asked to review the chemical synthesis of F 2 in Paris at the 100 th anniversary of the discovery of fluorine by Moissan.

* One week before the congress, while preparing my slides, I realized from my work on the fluorine gas generators that there is no reason why F 2 should not be preparable by chemical means . The combination of two rudimentary principles should afford F 2:
- Anions are weaker oxidizers that their neutral parent compounds and these, in turn, are weaker oxidizers than the corresponding cations.
- Stronger acids displace weaker acids from their salts.

* I also knew that MnF 6 2- can be prepared in an aqueous medium:

2KMnO 4 + 2KF + 10HF + 3H 2 O 2 = K 2 MnF 6 + 8H 2 O + 3O 2


and that MnF 4 is thermodynamically unstable and decomposes at room temp to a lower fluoride and F 2:

MnF 4 = MnF 3 + 1/2F 2


So I raced to the lab, prepared K 2 MnF 6 from aqueous HF, ran a displacement reaction with SbF 5:

K 2 MnF 6 + 2SbF 5 = 2KSbF 6 + MnF 3 + 1/2F 2


and in 3 days I had successfully prepared elemental fluorine by chemical means in high yield and at atmospheric pressure. The rest is history. The only irony was that both K 2 MnF 6 and SbF 5 had been known for more than 100 years and even Moissan could have come up with this scheme, had he thought of it.

Социальные науки форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

1) философская антропология

2) экономика

3) социология

4) социальная

5) психология

Ответ: 2.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание ; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познание процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают . Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов‑субъектов познания . Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание . Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества , которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент . Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;

– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое‑либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка , которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);

– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;

– познавательные задачи, которые поставил исследователь;

– личная позиция исследователя (или просто человека);

– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Классификация социально-гуманитарных наук Группа социальных наук Социальные науки Предмет изучения
Исторические науки Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др. История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Но, как замечал А. Герцен, «последний день истории - это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функции истории в обществознании. Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов
Экономические науки Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д. Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов. По утверждению В. Белинского, она поставлена в положение конечной науки, выявляющей эффект познания и преобразования общества, экономика и право и др.
Философские науки История философии, логика, этика, эстетика и др. Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество - знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
Филологические науки Литературоведение, языкознание, журналистика и др. Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
Юридические науки Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д. Правоведение фиксирует и разъясняет государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу общества
Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д. Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
Психологические науки Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др. Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
Социологические науки Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д. Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
Политические науки Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр. Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
Культурология Теория и история культуры, музыковедение и др. Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Из истории формирования социально-гуманитарных наук

Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков , социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

Ренессанс , возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением . Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон . В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала, наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентации избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.

Социально-гуманитарное знание - это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.

Нюансы социально-гуманитарных наук

В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.

Особенность социальных наук

Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.

Гуманитарные науки

В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.

Признаки

Раз социально-гуманитарное знание - это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы. Если (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание - это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается. Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание - это минимум определённости, максимум гипотетичности.

Особенности социально-гуманитарных наук

Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности. Социально-гуманитарный профиль связан с Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно. Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника. Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.

Проблемы

Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя - мозга. Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания. Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми. Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.

Методы

Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний. Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.

Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств. Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности. Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.

Симпатия

Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.

Уникальность изучаемых объектов

Знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере. Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы. Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека. Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.

Объяснение социально-гуманитарных объектов

Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия. Для выявления индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека. Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.

Алгоритм изучения

Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:

  • идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
  • сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.

Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов. В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий. Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе - четкими и точными.

Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли. Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат. Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет. Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:

  • рациональность;
  • доказательность;
  • опытная и практическая проверяемость;
  • возможность воспроизведения эмпирического материала;
  • эссенциальность.

Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.

Заключение

В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике. Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами. Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.

Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы. Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле. Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.

Социальные науки, их классификация

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием . К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .

Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей .

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам . У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию .

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений . Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.



Социология –наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология – наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История - одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население - все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).


Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение . Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение . Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта