Главная » 2 Распространение » Я настоящее в психологии. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Я настоящее в психологии. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Министерство Образования Московской Области

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра психологического консультирования

Специальность: психология 5,5 лет обучения

Контрольная работа

По предмету: Психология личности

Тема: «Я» - концепция личности»

Выполнил: студентка 4 курса

Малаха О.А.

Проверил: Шульга

Москва 2010

План

Введение

1. Понятие «Я» - концепции

2. Составляющие «Я» - концепции

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции

2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции

3. «Я» - концепция в различных теориях личности

4. Развитие «Я» - концепции

4.1 Факторы, влияющие на развитие Я - концепции

4.2 Источники развития и формирования Я - концепции

Заключение

Список литературы

Введение

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я - концепция».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я - концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.

1. Понятие «Я» - концепции .

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

2. Составляющие «Я» - концепции (по Р.Бернсу).

Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:

2.1 Когнитивная составляющая «Я» - концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

2.2 Оценочная составляющая «Я» - концепции.

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

2.3 Поведенческая составляющая «Я» - концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

"Я - концепция" - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи "Я - концепция" - это "теория самого себя".

Важно заметить, что" Я - концепция" является не статичным, а динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Динамический характер "Я- концепция" определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование "Я- концепция".

Фундаментальное влияние на формирование "Я- концепция" в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии " Я- концепции" становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы) "Я - концепции":

  • Я-реальную,
  • Я-идеальную,
  • Я-зеркальную.

При этом возможны и более частные виды "Я - концепции". Такой, например, является профессиональная "Я-концепция" личности, которая называется "Я-профессиональное". В свою очередь, профессиональная "Я-концепция", являясь частной формой "Я - концепция" личности, также может быть реальной и идеальной.

«Я-реальное» - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, "какой я есть". Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я-идеальное» - совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная "Я - концепция" (как идеальное "Я"). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями ("каким бы я хотел быть").

«Я-зеркальное» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Конечно, реальная и идеальная "Я-концепция" не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются . Расхождение между реальной и идеальной "Я-концепция" может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.

Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.

С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной "Я-концепция" является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения "Я - реального" и "Я- идеального", особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная "Я-концепция" в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Когнитивный компонент - это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое - это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное - представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент - это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонент Я-концепции - это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Я-концепция

Я-концепция - Совокупность всех представлений человека о себе, включающая в том числе и оценку личных качеств. Я-концепция фактически состоит из набора установок, направленных на самого себя: 1) "образ Я" - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми); 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: Я знаю, что окажусь полным дураком или "Я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция - это представление о "Я", которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем "Я" запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое "Я". Однако если в моем "Я" жестко записано, что я "беспощадный и сильный", то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в "Я", тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может "гнуться" и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я-концепцией и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие "Я" предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных "образов Я".

"Образ Я"- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном "образе Я": отрицательное отношение к себе, отрицание собственного "Я", каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. "Образ Я" ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности "образа Я" правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства. Описание своей жизни, собственноручно написанная биография. Изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т.д. Это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Достаточно целостное представление о своем будущем – или со стороны отдельной личности, или со стороны социальной группы. Потенциальная поведенческая реакция, то есть конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Отнесение человеком самого себя к тем или иным сторонам бытия, в том числе в пространстве и времени. Способность понимать свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам. Субъектная и личностная самостоятельность. Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе. Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. (Ч. Кули) утверждение о том, что в представление человека о самом себе входят: представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.).

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self- concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self- image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self- esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-концепция (self- concept )

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self- concept ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept ). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts ). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes ). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept ). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self- esteem ). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассер tance ) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед.

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими.

Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей.

Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус.

Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса.

Проблема «Я» в психологии

Самосознание возникает онтогенетически несколько позже сознания. Оба эти явления сами по себе достаточно сложны и каждое из них представляет многоуровневую систему.

С точки зрения психологии, человеческое «Я» это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов . «Я» – и сознание, и самосознание как целое. Это некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности.

«Я» находится в прямой зависимости от отдельных психических функций. Ослабление ощущений и чувств тут же сказывается на нашем «Я», которое выражается ощущением своего бытия в мире, своим самоутверждением. «Я» выступает, прежде всего, как субъект сознания, субъект психических явлений в их интегральной целостности. Под «Я» имеется в виду личность такая, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» – это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это то, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего, для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознавании.

Самосознание – это деятельность «Я» как субъекта по познанию или созданию образа «Я».

По мнению Д.А.Леонетьева,«Я» – это форма переживания человеком своей личности , форма, в которой личность открывает сама себя. «Я» имеет несколько граней.

1. Первая грань «Я» – это так называемое телесное , или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного, или физического «Я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело. Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии.

2. Вторая грань «Я» – это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

3. Третья грань «Я» психологическое «Я». Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я?». Психологическое «Я» составляет основу того, что в психологии называют «Образом Я» или «Я–концепцией», хотя телесное и социально-ролевое «Я» в него тоже входят.

4. Четвертая грань «Я» – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Д.А.Леонтьев назвал эту грань «экзистенциональным «Я».

5. Пятая грань «Я» – это самоотношение , или смысл «Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Далее следует отметить самоуважение, самопринятие.

| следующая лекция ==>


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта