Фонетический разбор слова
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
Мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец разбора:
ёж – 1 слог
ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] – гласн., ударн.
ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
Образец разбора.
Задремали звёзды золотые.
Словообразовательный разбор слова.
Образец разбора:
холодноватый
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
Холодный← холод
Холод- - корень.
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
подложенного
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I . Общее грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II . Постоянные признаки:
Собственное или нарицательное,
Непостоянные признаки:
III.
Учится в школе
I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. – школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
Качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
По принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
Для повелительного:
Для сослагательного:
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический разбор причастия
I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
Что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
II . Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Поля уже сжаты.
I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию
Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать
II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический разбор деепричастия
I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)
Начальная форма: от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
II. Пост.пр.: несов.вид
Непост.пр.: неизмен.
Морфологический разбор имени числительного
I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов
Нач.ф.: сто восемьдесят
II. Пост.пр.: колич., целое, составное
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
III. В предложении является подлежащим.
Морфологический разбор местоимения
I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,
Не называя их)
Начальная форма (именительный падеж)
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Мне пятнадцать лет.
I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо
Нач.ф.: кто? я
II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число
Непост.пр.: в д.п.
III. В предложении является косвенным дополнением.
Морфологический разбор наречия
I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Коля прыгнул выше.
I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия
Нач.ф.: высоко
II. Пост.пр.: образа действия
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор слов категории состояния
I. Общее грамматическое значение (состояние)
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
На улице очень светло.
I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние
II. Пост.пр.: состояние природы
Непост.пр.: неизм.
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор предлога
III. Каким членом предложения является.
По небу метались встревоженные галки.
I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались
II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово
III. Не член предложения.
Морфологический разбор союза
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является
Звёзды меркнут и гаснут.
I. И – союз, связывает однородные члены предложения
II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор частицы
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является.
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы
II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор междометий
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
III. Каким членом предложения является.
Ба! Знакомые всё лица.
I. Ба – междометие, выражает чувство
II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
Глаг. нар.
Синтаксический разбор простого предложения
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Члены предложения
член предложения | отвечает на вопрос | что обозначает | чем выражен | графическое обозначение |
подлежащее | кто? что? и.п. | предмет | существительным, местоимением, словосочетанием, нач.формой глагола | _______ |
сказуемое | что делать? каков? что такое? кто такой? | действие предмета | глаголом, существительным, прилагательным, причастием, числительным | ________ ________ |
определение | какой? чей? | признак предмета | прилагательным, местоимением, числительным, причастием, причастным оборотом | |
дополнение | на вопросы Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? | предмет | существительным, местоимением, числительным, начальной формой глагола | _ _ _ _ _ _ _ |
обстоятельство | как? когда? куда? откуда? почему? где? зачем? насколько? при каком условии? | признак действия, признак предмета | наречием, существительным с предлогом, деепричастием, деепричастным оборотом | _ . _ . _ . _ |
Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)
Порядок лингвистического разбора текста
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
Пособие адресовано школьникам 5-11 классов, изучающим русский язык по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.
В издании содержатся сведения обо всех видах разбора, включенных в программу средней школы.
Пособие по видам разбора - именно то руководство, которое поможет ребятам систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, и закрепить умение применять теорию на практике.
Пособие состоит из семи разделов.
1. Фонетический разбор.
2. Морфемный и словообразовательный разборы.
3. Морфологический разбор.
4. Синтаксический разбор.
5. Лексический разбор.
6. Орфографический разбор.
7. Пунктуационный разбор.
Автор пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.
Все разделы пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора, теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того, примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками). Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от необходимости ведения справочной тетради.
Содержание
От составителя 3
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Раздел I ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА 7
Образец фонетического разбора 8
Раздел II МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 9
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА 10
Образец морфемного разбора 10
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 11
Образец словообразовательного разбора 13
Раздел III МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 14
ПОРЯДОК И ОБРАЗЦЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 14
Имя существительное 14
Имя прилагательное 15
Имя числительное 16
Местоимение 16
Глагол 17
Причастие 17
Деепричастие 18
Наречие 18
Предлог 19
Союз 19
Частица 19
Междометие 20
Раздел IV СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 21
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 23
Образец синтаксического разбора словосочетания 24
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28
Образец синтаксического разбора простого предложения 29
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
Образцы синтаксического разбора сложных предложений 31
Сложносочиненное предложение 31
Сложноподчиненное предложение 32
Бессоюзное сложное предложение 33
Виды придаточных предложений 34
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 36
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 41
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (ПоВ. В. Бабайцевой) 43
Образец разбора предложения с прямой речью 44
Раздел V ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПОРЯДОК ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА (По В. В. Бабайцевой) 46
Образец лексического разбора 46
Раздел VI ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 49
ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА 58
Образец орфографического разбора 58
Выполнение работы над орфографическими ошибками 59
Раздел VII ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 60
Образец пунктуационного разбора 70
Выполнение работы над пунктуационными ошибками
(возможный вариант) 71
Раздел VIII ПРАКТИКУМ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 72
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР 73
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 74
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 76
ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 80
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР 83
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР 87
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Виды разбора на уроках русского языка, 5-11 класс, Еремина Е.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:
– определить количество слогов;
– установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;
– охарактеризовать каждый звук.
Слог – минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов . Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о -го -ро д-ни -че -ство .
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова . Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).
Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экза меном, мне бо льно, ра нен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).
Ударение в слове одно , однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: эле ктроста нция.
Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:
В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [ра д’ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.
30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’,л – л’ ,м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’].
Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].
Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].
Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт’эб’э ], к дому – [гдо му]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид’эа л], в идеале – [выд’эа л’э]).
В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной - [м’исно й] и [м’эсно й], (о) терпении – [т’эрп’э н’ии], [т’эрп’э н’ийэ], [т’ирп’э н’ии] и [т’ирп’э нийэ], цепочка – [цэпо чка] и [цыпо чка].
Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не
парные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Образец разбора
отбелить
о-тбе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб’ил’йт’]
[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;
[б’] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;
[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
[л’] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;
[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»;
[т ‘ ] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.
Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт , типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).
Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса , т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт , прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.
Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.
Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.
В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:
Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом . Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.
Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:
Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь) .
Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]) , а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе ). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь) , основа прерывается окончанием: захотелсь.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь) , который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.
Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов .
Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:
Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель ), -к- суффикс предмета (терка ), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность ), -ний- суффикс действия (горение ), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка ).
Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка ) и действия (пилка дров ).
Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый ), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской ), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий ).
Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:
Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение ).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить ). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь ), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать ), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать ).
Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес ) и более корней (водовоз, лесоруб ).
По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.
Порядок разбора
Образец разбора
Городской.
Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
Окончание –ой.
Основа городск -.
Корень город -.
Словообразовательный суффикс –ск -.
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.
В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.
2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой ?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так
Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Завершив свои операции , фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)
1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. Значение прямое.
4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
5. Слово заимствовано из латинского языка.
6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.
Схема орфографического разбора слова
1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.
Скошенная - правописание суффиксов причастий.
Трава, рядами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.
Образец
Виды разбора 5 класс
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. в V классе.
Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция. Порядок фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста.
Все пункты фонетической характеристики слова.
Порядок фонетического разбора ( V класс)
Письменный разбор с сокращением
Со-юз - 2 слога
Со-юз – 2 слога
с- [с] – согл., глухой, парный; твёрдый, парный;
о- [а]- гл., безударный;
ю-[й"] – согл., сонорный; мягкий, непарный;
[у] – гл. ударный;
з- [с] – согл. глухой, парный; твёрдый, парный;
4 б., 5 зв.
с- [с] – согл., глухой;
о- [а]- гл., безударный;
ю-[й"] – согл., сонорный;
[у] – гл., ударный;
з- [с] – согл., глухой;
4 б., 5 зв.
Письменный разбор с сокращением
О-сен-ний – 3 слога
о- [ а ] –гл.,безударный;
с- – согл.,глухой, парный;мягкий, парный;
е- [ э ] – гл., ударный;
н- - согл,сонорный;
н- мягкий,парный;
и- [ и ] – гл.,безударный;
й- [ й ] - согл,сонорный;
мягкий,непарный;
7б.,6зв.
День – 1 слог
д- [ д ] – согл.,звонкий;
е- [ э ] – гл.,ударный;
н- [ н ] – согл.,сонорный;
ь- [ - ]
4б.,3зв.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков :
1) общее значение;
3) синтаксическая роль.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.
Учащийся должен знать морфологические признаки имени существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений.
Образец разбора Письменный разбор
Про доброе дело говори смело.
I . (Про) дело - сущ.(про что?), обозначает предмет.
II . Н. ф.- дело.
Пост.пр.: нариц., неодуш., в ср. р., во 2 c кл.
Непост.пр.: в В. п., в ед. ч.
III . Говори (про что?) про дело.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.
Учащийся должен знать порядок морфологического разбора прилагательного. Уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного.
Образец разбора Письменный разбор Русский язык неисчерпаемо богат.
I . Богат (язык) - прилаг.
Язык (каков?) богат.
II . Н. ф. - богатый.
Пост.пр.: ---
Непост.пр.: в краткой
форме, в м. р., в ед.ч.
III . Язык (каков?) богат.
I. Русский ( язык) - прилаг.,
обозначает признак
предмета
Язык (какой?) русский.
II . Н. ф.- русский.
Пост.пр.:---
Непост.пр: в м. р., в Им. п., в ед.ч.
III . Язык (какой?) русский.
ГЛАГОЛ Требования к уровню подготовки в V классе.
Учащийся должен знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы.
Образец разбора Письменный разбор
Цветёт сирень.
I. Цветёт - глагол, обозначает действие предмета.
II . Н. ф.- (что делать?) цвести.
Пост.пр.: несов. вида, I cnp .;
Непост.пр.: в ед. ч., в наст, вр., в 3-м л.
III . Сирень (что делает?) цветёт.
Морфемный разбор. Требования к уровню подготовки в V классе.
Учащийся должен уметь
. Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.
с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах.
Морфемный разбор.
Синтаксический разбор простого предложения. Требования к уровню подготовки в V классе.
Образец синтаксического разбора
пр. прил. прил. прил. сущ.
На сухую, твердую, мерзлую землю
гл. прил. сущ.Им.п.
упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.,
осл. .)
Образцы сокращений.
1. П. р. – прямая речь
2. Обращ. – обращение
однородные члены предложения
Образец пунктуационного разбора простого предложения
сущ. Им.п. сущ. Им.п.
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР сложного предложения
1 пр. сущ. прил. с. прил.
На ручей, рябой и пёстрый,
пр. сущ. гл. сущ. Им.п.
за листком летит листок,
с. 2 сущ. прил. прил.
и струёй сухой и острой
гл. сущ.Им.п.
набегает холодок.