Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Понятие деятельности как психологической категории. Категория деятельности в психологии

Понятие деятельности как психологической категории. Категория деятельности в психологии

А . Н . Леонтьев

Два подхода в психологии - две схемы анализа

Последние годы в советской психоло­гии происходило ускоренное развитие от­дельных ее ветвей и прикладных исследо­ваний. В то же время теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь на мар­ксистско-ленинской философской основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла в психологию ряд важнейших категорий, которые нуж­даются в дальнейшей разработке.

Деятельность в современной психологии интерпре­тируется либо в рамках идеалистических концепций, либо в естественнонаучных, материалистических по своей общей тен­денции направлениях - как ответ на вне­шние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной организа­цией и научением. Но именно это и раска­лывает психологию на естественнонаучную и психологию как науку о духе, на психо­логию бихевиористскую и "менталистскую". Возникающие в связи с этим в пси­хологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только "ушли в глубину", стали выражаться в менее явных формах. Характерное для наших дней интен­сивное развитие междисциплинарных ис­следований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с кибернетикой и ло­гико-математическими дисциплинами, с социологией и историей культуры, само по себе еще не может привести к реше­нию фундаментальных методологических проблем психологической науки. Остав­ляя их нерешенными, оно лишь усилива­ет тенденцию к опасному физиологичес­кому, кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму, угро­жающему психологии утратой своего предмета, своей специфики.

При всем многообразии направлений, о которых идет речь, общее между ними, с методологической точки зрения, состо­ит в том, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействие на реципи­рующие системы субъекта ® возникаю­щие ответные - объективные и субъек­тивные - явления, вызываемые данным воздействием.

Схема эта с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиоло­гической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от пара­метров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т. е. применитель­но к изучению поведения, эта двучленная схема нашла свое прямое выражение в зна­менитой формуле S ® R.

Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержа­тельный процесс, в котором осуществля­ются реальные связи субъекта с предмет­ным миром, его предметную деятельность. Такая абстракция от деятельности субъ­екта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные пси­хофизиологические механизмы. Достаточ­но, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоя­тельность. Это и вынуждало прежних ис­следователей допускать при объяснении психологических фактов вмешательство особых сил, таких, как активная апперцеп­ция, внутренняя интенция и т. п., т. е. все же апеллировать к деятельности субъекта, но только в ее мистифицированной идеа­лизмом форме.

Принципиальные трудности, создавае­мые в психологии двучленной схемой ана­лиза и тем "постулатом непосредственно­сти", который скрывается за ней, породили настойчивые попытки преодолеть ее. Одна из линий, по которой шли эти попытки, нашла свое выражение в подчеркивании того факта, что эффекты внешних воздей­ствий зависят от их преломления субъек­том, от тех психологических "промежуточ­ных переменных" (Э. Толмен и другие), которые характеризуют его внутреннее со­стояние. В свое время выразил это в формуле, гласящей, что "вне­шние причины действуют через внутрен­ние условия". Конечно, формула эта яв­ляется бесспорной. Если, однако, под внутренними условиями подразумевают­ся текущие состояния субъекта, подверга­ющегося воздействию, то она не вносит в схему S®R ничего принципиально ново­го. Ведь даже неживые объекты при изме­нении своих состояний по-разному обна­руживают себя во взаимодействии с другими объектами. На влажном , размяг­ченном грунте следы будут отчетливо от­печатываться, а на сухой, слежавшейся почве - нет. Тем яснее проявляется это у животных и человека: голодное животное будет реагировать на пищевой раздражи­тель иначе, чем сытое, а у человека, инте­ресующегося футболом, сообщение о ре­зультатах матча вызовет совсем другую реакцию, чем у человека, к футболу впол­не равнодушного.

Введение понятия промежуточных пе­ременных, несомненно, обогащает анализ поведения, но оно вовсе не снимает упомя­нутого постулата непосредственности. Дело в том, что хотя переменные, о которых идет речь, и являются промежуточными, но толь­ко в смысле внутренних состояний самого субъекта. Сказанное относится и к "моти­вирующим факторам" - потребностям и влечениям. Разработка роли этих факто­ров шла, как известно, в очень разных на­правлениях - и в бихевиоризме, и в шко­ле К. Левина, и особенно в глубинной психологии. При всех, однако, различиях между собой этих направлений и разли­чиях в понимании самой мотивации и ее роли неизменным оставалось главное: про­тивопоставленность мотивации объектив­ным условиям деятельности, внешнему миру.

Особо следует выделить попытки ре­шить проблему, идущие со стороны так называемой культурологии. Признанный

основоположник этого направления Л. Уайт развивал идею "культурной де­терминации" явлений в обществе и в пове­дении индивидов. Возникновение челове­ка и человеческого общества приводит к тому, что прежде прямые, натуральные свя­зи организма со средой становятся опос­редствованными культурой, развивающей­ся на базе материального производства. При этом культура выступает для инди­видов в форме значений, передаваемых ре­чевыми знаками-символами. Исходя из этого, Л. Уайт предлагает трехчленную формулу поведения человека: организм человека х культурные стимулы ® пове­дение.

Формула эта создает иллюзию преодо­ления постулата непосредственности и вы­текающей из него схемы S®R. Однако введение в эту схему в качестве посред­ствующего звена культуры, коммуни-цируемой знаковыми системами, неизбеж­но замыкает психологическое исследование в круг явлений сознания - общественного и индивидуального. Происходит простая подстановка: место мира предметов теперь занимает мир выработанных обществом знаков, значений. Таким образом, мы сно­ва стоим перед двучленной схемой S®R, но только стимул интерпретируется в ней как "культурный стимул".

Совсем другая линия, по которой шло усложнение анализа, вытекающего из по­стулата непосредственности, была порож­дена открытием регулирования поведения посредством обратных связей, отчетливо сформулированным еще.

Уже первые исследования построения сложно-двигательных процессов у челове­ка, среди которых нужно особенно назвать работы, показавшие роль рефлекторного кольца с обратными связями, дали возможность по-новому по­нять механизм широкого круга явлений.

За время, которое отделяет нас от пер­вых работ, выполненных еще в 30-е гг., те­ория управления и информации приобре­ла общенаучное значение, охватывая процессы как в живых, так и неживых системах.

Итак, в психологии сложилась следую­щая альтернатива: либо сохранить в ка­честве основной двучленную схему - воз­действие объекта ® изменение текущих состояний субъекта (или, что принципи­ально то же самое, схему S®R, либо ис­ходить из трехчленной схемы, включаю­щей среднее звено ("средний термин") - деятельность субъекта и соответственно ее условия, цели и средства, звено, которое опосредствует связи между ними.

С точки зрения проблемы детермина­ции психики эта альтернатива может быть сформулирована так: мы встаем либо на позицию, что сознание определяется окру­жающими вещами, явлениями, либо на позицию, утверждающую, что сознание оп­ределяется общественным бытием людей, которое, по определению Маркса и Энгель­са, есть не что иное, как реальный процесс их жизни.

Но что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее, система сменя­ющих друг друга деятельностей. В деятель­ности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пере­ход деятельности в ее объективные резуль­таты, в ее продукты. Взятая с этой сторо­ны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект - объект". "В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь", - замечает Маркс.

Деятельность есть молярная, не адди­тивная единица жизни телесного, матери­ального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это еди­ница жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого cостоит в том, что оно ориентирует субъек­та в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не сово­купность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и пре - вращения, свое развитие.

Основной, или, как иногда говорят, кон­ституирующей, характеристикой деятель­ности является ее предметность. Собствен­но, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее пред­мета. Выражение "беспред­метная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться бес­предметной, но научное исследование дея­тельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиня­ющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в резуль­тате деятельности субъекта и иначе осуще­ствиться не может.

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация ® эф-фекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой ® коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сей­час кольцевой характер процессов, осуще­ствляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и доста­точно хорошо описан. Однако главное зак­лючается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отраже­ние предметного мира порождается не не­посредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями "обратными"), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контак­ты с предметным миром и которые поэто­му необходимо подчиняются его независи­мым свойствам, связям, отношениям. Последнее означает, что "афферентатором", управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет ® про­цесс деятельности и переход деятель­ность ® ее субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта проис­ходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объек­та, трансформируемого человеческой дея­тельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свой­ство" ее объективно­го продукта.

На первый взгляд кажется, что пред­ставление о предметной природе психики относится только к сфере собственно по­знавательных процессов; что же касается сферы потребностей и эмоций, то на нее это представление не распространяется. Это, однако, не так.

Взгляды на эмоционально-потребностную сферу как на сферу состояний и про­цессов, природа которых лежит в самом субъекте и которые лишь изменяют свои проявления под давлением внешних усло­вий, основываются на смешении, по суще­ству, разных категорий, на смешении, ко­торое особенно дает о себе знать в проблеме потребностей.

В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок дея­тельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную де­ятельность субъекта в предметной среде. "Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить дви­жение в ту или другую сторону и видо­изменять его сообразно требованиям ме­стности и случайностям встреч", - писал. Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. В первом же случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенно направленной дея­тельности; ее функция ограничивается активацией соответствующих биологичес­ких отправлений и общим возбуждени­ем двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате ее "встречи" с отвеча­ющим ей предметом она впервые стано­вится способной направлять и регулиро­вать деятельность.

Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Этот чрезвычайный акт есть акт опред­мечивания потребности - "наполнения" ее содержанием, которое черпается из ок­ружающего мира. Это и переводит потреб­ность на собственно психологический уровень.

Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития их предмет­ного содержания. Кстати сказать, это об­стоятельство только и позволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют сво­их аналогов у животных, "отвязаны" от биологических потребностей организма и в этом смысле являются "автономными". Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потреб­ностей производятся, а благодаря этому про­изводятся и сами потребности3.

Итак, потребности управляют деятель­ностью со стороны субъекта, но они спо­собны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Отсюда и происходит возможность оборо­та терминов, который позволил К. Левину говорить о побудительной силе самих предметов.

Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходимо различать, с одной стороны, беспредметные стенические, астенические состояния, а с другой - собственно эмоции и чувства, порождаемые соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами. Но об этом нужно говорить особо. В связи же с анализом деятельности достаточно указать на то, что предметность деятель­ности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.

Общее строение деятельности

До сих пор речь шла о деятельности в общем, собирательном значении этого по­нятия. Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребно­сти субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удов­летворения и воспроизводится вновь, мо­жет быть, уже в совсем иных, изменивших­ся условиях.

Отдельные конкретные виды деятель­ности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоци­ональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д. Однако главное, что отличает одну деятель­ность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятель­ности и придает ей определенную направ­ленность. По предложенной мной терми­нологии предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и иде­альным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Итак, понятие деятельности необхо­димо связано с понятием мотива. Дея­тельности без мотива не бывает; "немо­тивированная" деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а дея­тельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Основными "составляющими" от­дельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчи­ненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому как понятие мотива соот­носится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием дей­ствия.

Возникновение в деятельности целенап­равленных процессов - действий - исто­рически явилось следствием перехода к жизни человека в обществе. Деятельность участников совместного труда побуждает­ся его продуктом, который первоначально непосредственно отвечает потребности каждого из них. Однако развитие даже про­стейшего технического разделения труда необходимо приводит к выделению как бы промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участ­никами коллективной трудовой деятель­ности, но которые сами по себе не способ­ны удовлетворять их потребности. Их потребность удовлетворяется не этими "промежуточными" результатами, а долей продукта их совокупной деятельности, по­лучаемой каждым из них в силу связыва­ющих их друг с другом отношений, воз­никших в процессе труда, т. е. отношений общественных.

Легко понять, что тот "промежуточный" результат, которому подчиняются трудо­вые процессы человека, должен быть выде­лен для него также и субъективно - в форме представления. Это и есть выделе­ние цели, которая, по выражению Маркса, "как закон определяет способ и характер его действий...".

Выделение целей и формирование под­чиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление преж­де слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело - функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель. Допустим, что деятельность челове­ка побуждается пищей; в этом и состоит ее мотив. Однако для удовлетворения по­требности в пище он должен выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены. Напри­мер, цель данного человека - изготовле­ние орудия лова; применит ли он в даль­нейшем изготовленное им орудие сам или передаст его другим и получит часть об­щей добычи - в обоих случаях то, что побуждало его деятельность, и то, на что были направлены его действия, не совпада­ют между собой; их совпадение представ­ляет собой специальный, частный случай, результат особого процесса, о котором бу­дет сказано ниже.

Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание кон­кретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних от­ношениях. Как уже говорилось, деятель­ность не является аддитивным процессом. Соответственно действия - это не особые "отдельности", которые включаются в со­став деятельности. Человеческая деятель­ность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в тру­довых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях, деятельность обще­ния - в действиях (актах) общения и т. д. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от дея­тельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс - внешний или внутренний, то со сторо­ны его отношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели - в качестве действия или совокупности, цепи действий.

Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную само­стоятельность. Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возни­кает цель - прибыть в пункт N, и я это делаю. Понятно, что данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т. е. ре­ализовать совершенно разные деятельнос­ти. Очевидно и обратное, а именно, что один и тот же мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия.

В связи с выделением понятия действия как важнейшей "образующей" человечес­кой деятельности (ее момента) нужно при­нять во внимание, что сколько-нибудь раз­вернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществля­ется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития, состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознан­ности в мотив-цель.

Одним из возникающих здесь вопросов является вопрос о целеобразовании. Это очень большая психологическая проблема. Дело в том, что от мотива деятельности за­висит только зона объективно адекватных целей. Субъективное же выделение цели (т. е. осознание ближайшего результата, до­стижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить по­требность, опредмеченную в ее мотиве) представляет собой особый, почти не изу­ченный процесс. В лабораторных услови­ях или в педагогическом эксперименте мы обычно ставим перед испытуемым, так ска­зать, "готовую" цель; поэтому самый про­цесс целеобразования обычно ускользает от исследователя. Другое дело - в реальной жизни, где целеобразование выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятель­ности субъекта.

Прежде всего здесь очень ясно видно, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вме­сте с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автомати­чески происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного напол­нения. Индивид, справедливо замечает Ге­гель, "не может определить цель своего действования, пока он не действовал...".

Другая важная сторона процесса целе­образования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Но на этом следует остановиться особо.

Всякая цель - даже такая, как "дос­тичь пункта N”, - объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конеч­но, для сознания субъекта цель может вы­ступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагировать­ся от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой опера­ционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который опреде­ляется не самой по себе целью, а объектив­но-предметными условиями ее достиже­ния. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача - это и есть цель, данная в определенных услови­ях. Поэтому действие имеет особое каче­ство, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется. Спо­собы осуществления действия я называю операциями.

Термины "действие" и "операция" час­то не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходи­мо. Действия, как уже было сказано, соот­носительны целям, операции - условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяют­ся; тогда меняется именно и только опера­ционный состав действия.

В особенно наглядной форме несовпа­дение действий и операций выступает в орудийных действиях. Ведь орудие есть материальный предмет, в котором крис­таллизованы именно способы, операции, а не действия, не цели. Например, можно физически расчленить вещественный пред­мет при помощи разных орудий, каждое из которых определяет способ выполнения данного действия. В одних условиях более адекватным будет, скажем, операция реза­ния, а в других - операция пиления; при этом предполагается, что человек умеет владеть соответствующими орудиями - ножом, пилой и т. п. Так же обстоит дело и в более сложных случаях. Допустим, что перед человеком возникла цель графичес­ки изобразить какие-то найденные им зависимости. Чтобы сделать это, он дол­жен применить тот или иной способ пост­роения графиков - осуществить опреде­ленные операции, а для этого он должен уметь их выполнять. При этом безразлич­но, как, в каких условиях и на каком ма­териале он научился этим операциям; важно другое, а именно, что формирование операций происходит совершенно иначе, чем целеобразование, т. е. порождение дей­ствий.

Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и раз­ную судьбу. Генезис действия лежит в от­ношениях обмена деятельностями; всякая же операция есть результат преобразова­ния действия, происходящего в результа­те его включения в другое действие и на­ступающей его "технизации". Простейшей иллюстрацией этого процесса может слу­жить формирование операций, выполне­ния которых требует, например, управле­ние автомобилем. Первоначально каждая операция, например, переключение пере­дач, формируется как действие, подчинен­ное именно этой цели и имеющее свою сознательную "ориентировочную основу" (). В дальнейшем это дей­ствие включается в другое действие, име­ющее сложный операционный состав, на­пример, в действие изменения режима движения автомобиля. Теперь переклю­чение передач становится одним из спо­собов его выполнения - операцией, его реализующей, и оно уже перестает осу­ществляться в качестве особого целенап­равленного процесса: его цель не выделя­ется. Для сознания водителя переключе­ние передач в нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает дру­гое: трогает автомобиль с места, берет кру­тые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т. п. В самом деле: эта операция может, как известно, вовсе выпасть из деятельности водителя и выполняться автоматом. Во­обще судьба операций - рано или поздно становиться функцией машины.

Тем не менее операция все же не со­ставляет по отношению к действию ника­кой "отдельности", как и действие по от­ношению к деятельности. Даже в том случае, когда операция выполняется ма­шиной, она все же реализует действия субъекта. У человека, который решает за­дачу, пользуясь счетным устройством, дей­ствие не прерывается на этом экстраце­ребральном звене; как и в других своих звеньях, оно находит в нем свою реализа­цию. Выполнять операции, которые не осу­ществляют никакого целенаправленного действия субъекта, может только "сумас­шедшая", вышедшая из подчинения чело­веку машина.

Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психичес­ким отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее выделяются дей­ствия - процессы, подчиняющиеся созна­тельным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от усло­вий достижения конкретной цели.

Эти "единицы" человеческой деятель­ности и образуют ее макроструктуру.

Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она пре­вратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побу­дительную силу и стать особой деятельно­стью; наконец, действие может трансфор­мироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различ­ные действия.

Подвижность отдельных "образующих" системы деятельности выражается, с дру­гой стороны, в том, что каждая из них мо­жет становиться более дробной или, наобо­рот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения выделявшейся общей цели может происходить выделение промежу­точных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных пос­ледовательных действий; это особенно ха­рактерно для случаев, когда действие про­текает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировав­шихся операций. Противоположный про­цесс состоит в укрупнении выделяемых единиц деятельности. Это случай, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются между собой и пе­рестают сознаваться субъектом.

Соответственно происходит дробление или, наоборот, укрупнение также и "еди­ниц" психических образов: переписывае­мый неопытной рукой ребенка текст чле­нится в его восприятии на отдельные буквы и даже на их графические элементы; поз­же в этом процессе единицами восприя­тия становятся для него целые слова или даже предложения.

Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью и регулирующими ее психи­ческими образами открывается грандиоз­ная физиологическая работа мозга. Само по себе положение это не нуждается в доказа­тельстве. Проблема состоит в другом - в том, чтобы найти те действительные отно­шения, связывающие деятельность субъек­та, опосредствованную психическим отра­жением, и физиологические мозговые процессы.


Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет активность, то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия .

В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.

  • 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм).
  • 2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

Согласно Алексею Леонтьеву активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая -- она представляется. как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой.

С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно с этого момента можно говорить о деятельности. Итак, деятельность есть совокупность действий, вызываемых мотивом.

Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками в поведении, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность личности и избирательность деятельности; и в смысле личностном -- «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

Анализ деятельности проводится в следующих аспектах: - генетический - исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность,

Механизмом развития психики выступает здесь интериоризация - переход внешней по форме деятельности во внутреннюю; - структурно-функциональный - в основе данного рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется и содержание психического отражения и его уровень, а также вид регуляции деятельности.

Динамический аспект изучает механизмы деятельности, обеспечивающих ее движение.

Надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и появлении ее новых форм, установка, обусловленная устойчивость целенаправленной деятельности при изменении реальности.

Деятельность, в рамках динамического подхода, производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле психологии активности, теории функциональных систем и представлении о системной организации высших психических функций.

Деятельность - одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики - психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность - взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность - это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности - исполнительской, управленческой, научной - роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.


Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации - экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

2. структурно-функциональный - в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

1. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

По форме деятельности

принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Движение составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

Основные характеристики деятельности

это предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а в личностном смысле – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности

выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический – в нем исходной формой любой человеческой деятельности является совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный – в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

3) динамический – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Для отечественной психологии А.Н. Леонтьев останется автором оригинальной психологической теории деятельности .

Основные моменты теории деятельности Леонтьева

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (например, такие как: интроспективная психология; гештальт психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (такие как: бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

План ответа

    1. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н, Леонтьев)

      Понятие деятельности

    1. Структура деятельности

    1. Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. XX в. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение. Наибольший расцвет приобрели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и другие. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Основным положением данной теории стал тезис К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Для анализа категории деятельности в психологии представляется правильным обратиться к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос освещался сильнее всего. Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики, сознания.

Основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями. Повторим их еще раз.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

      Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность человека представляет собой систему (а не просто процесс!), включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В научном исследовании данной категории необходимо открывать этот предмет деятельности. Сам предмет деятельности при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе особенности протекания деятельности, ее возникновения, с другой стороны, он является продуктом деятельности (психического отражения) в виде образа предмета. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение, проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Таким образом, можно резюмировать, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

      Понятие деятельности

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

    Принцип единства сознания и деятельности.

    1. Трактовка принципа Рубинштейном

Это основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован Рубинштейном в 30-е гг. Он гласит «психика и сознание, формируясь в деятельности, в ней же и проявляются». Они образуют органическое целое, единство. Деятельность регулируется сознанием и раскрывает его. Для того, чтобы изучать сознательные явления необходимо анализировать, какую роль эти представления играют в деятельности, в реальной жизни человека, рассматривать не в отрыве от реальной жизни, а в действенном контексте.

Сознание есть часть бытия, отражающая реальность. Сознательное представление возникает только тогда, когда появляется необходимость в нем, когда появляются объективные причины для него. Сознание есть функциональный орган деятельности человека. Сознание может быть познано через систему субъектных отношений. Единство не значит полное тождество. Сознание – функция, функциональный орган деятельности человека. Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тожество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности показывает, что самаяосознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

      Подход А.Н. Леонтьева к этому принципу

Леонтьев подходил к этому принципу с другой стороны. Сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность (Рубинштейн) – оно встроено в деятельность и неразрывно связано с ней. Это Леонтьев подтверждает на примере действий, которые строятся на сознательном представлении о цели. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а “раскрывается” в действии. действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние Движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность. Теория деятельности отличается от предшествующих концепций в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Проиллюстрировать этот принцип можно различными исследованиями, показывающими, что включение психических процессов в различные виды деятельности меняет его результативность. Например, амплитуда раненной руки существенно меняется от степени осмысленности действия для испытуемого – от «поднять руку как можно выше» до «снять шляпу с крючка». (Леонтьев и Запорожец: «Исследование восстановление функций руки после ранения», 1945г). А также эксперимент Мануцленко: с детьми от трех до пяти. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно-ролевая игра. В первой серии ребенок должен был стоять неподвижно максимально долго. Во второй серии этим же детям предлагается игра в часового, который должен стоять на посту. И в этой работе он стоит неподвижно и это у него действительно получается, так как эта задача включена в контекст более интересной деятельности. Мнемическое действие включено в ведущую для ребенка, игровую деятельность.

      Асимметрия сознания и деятельности

Зинченко пишет, что расширение результатов принципа на всю человеческую жизнь не вполне законна. Например, к подростковому возрасту сознание автономизируется от деятельности, подросток начинает самоопределяться. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. По Выготскому сознание – источник происхождения ВПФ. Трактовка сознания как продукта деятельности – упрощение действительного положения сознания и ограничение его свободы по отношению к возможному пространству деятельностей.

    Строение индивидуальной деятельности человека.

    1. Структура деятельности

Любая деятельность имеет иерархическое строение, структуру.

    Первый уровень (верхний) – деятельность в целом.

    Второй уровень – действие.

    Третий уровень в строении деятельности – операции.

    Четвертый уровень (нижний) – психофизиологические функции – средства и способ реализации любой деятельности. Они являются специальным предметом изучения психофизиологии.

Эти четыре уровня объединятся в два слоя: верхний, первый слой объединяют уровень деятельности и действий – потребностно-мотивационный слой. Второй, нижний слой включает взаимодействие действия, операций и психофизиологических функций. Анализ этого слоя позволяет определить, как протекает деятельность, техническую сторону процесса. Это – операционально-технический слой.

      Мотивационно-потребностный слой

Мотив – предмет потребности. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив деятельности имеет несколько функций:

    Направляющая

    Побуждающая, или стимулирующая.

Любая деятельность полимотивирована. Здесь можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Мотивы находятся в самоподчинении.

Иерархия мотивов.

Смыслообразующие мотивы, главные мотивы

Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы

Мотивы-стимулы не осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр: мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Опыт относительно состава последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

      Операционально-технический слой

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – это и внешние обстоятельства, и внутренние средства. Цель, данная в определенных условиях – задача .

Операции мало осознаются или не осознаются вообще. Это автоматические действия и навыки. Иногда операции превращаются в действие (когда нарушаются обычные условия осуществления операции). Например, ручка стала плохо писать – контроль сознания.

Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы под огораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы под огораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Третий тезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя “подстилающих” их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Любая операция есть автоматизированное действие. Одновременное совершение действий должно базироваться на том, что одно из этих действий должно быть основано на автоматизме. То есть существует некая кажущаяся одновременность, в то время как одно из действий на другом уровне. Автоматизироваться могут любые действия, кроме действия планирования будущего действия. Действие планирования всегда требует сознательного контроля. Действие планирования состоит в понимании конкретных условий постановки цели. Учитываются технологические и социальные условия.

Различают два вида операций: первичные и вторичные по происхождению. Вторичные операции – автоматизированные действия. Первичные операции – психофизиологические функции, смысл которых состоит в средствах и способах осуществления действий. Это натуральные психические функции. Они могут формироваться на самых первых этапах онтогенеза. Обычно они не осознаются. Но, в принципе, можно осознать психофизиологические функции. Один из приемов состоит в биологической обратной связи. С помощью приборов можно вывести вовне показатели процессов. То есть можно сосредоточиться на работе любого внутреннего органа.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процесс деятельности. (память)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта