Главная » 3 Как собирать » Как всегда успевать. Как все успевать на работе: пошаговая инструкция

Как всегда успевать. Как все успевать на работе: пошаговая инструкция

МБДОУ «Детский сад № 5 « Бәләкәч” Бавлинского муниципального района РТ

Проект в первой младшей группе «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей 2–3 лет»

Педагог: Хафизова Г.Ф.

Проект в первой младшей группе «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей 2–3 лет»
Актуальность проекта:
Речь занимает центральное место в процессе психического развития. Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком и развитие речи являются одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.
У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели, путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Песенки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического.

Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается уже с младшей группы. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
По результатам обследования, проведенного в начале года, можно сделать следующие выводы: у детей младшей группы низкий уровень звуковой культуры речи, слабо развит грамматический строй речи, а связная речь почти отсутствует. На среднем уровне показатели и сформированности словаря.

Исходя из этого, стало возможным четко наметить проблему, определить тему проекта, его цель и задачи.

Были приняты к сведению пожелания родителей.
Цель проекта:
Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.
Задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, фонематического слуха, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Развивать мышление и умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Тип проекта: познавательно - игровой. Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы. Ожидаемые результаты проекта:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысится общий культурный уровень
1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

презентация проекта, открытое занятие.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек и прибауток.

2. Беседы по содержанию потешек.

3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел»
5. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик? », «Кто в домике живет? », «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
6. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка! », «Киска, киска, киска брысь. "», «Курочка моя, умница моя», «Наши уточки с утра» и т. д.

7. Изготовление руками детей оладушек и крендельков, «Заборчик для домика петушка», «Орешки для белочки» из пластилина; рисование («Тарелочка для кошечки, собачки», «Кап-кап-кап», «Снежинки как пушинки», «Угостим кота молоком»)

8. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

9. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод»,
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Чтение потешек детям дома.

2. Заучивание потешек вместе с детьми.

3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

4. Презентация «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей раннего возраста»
2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Игровая деятельность Дид. игры: «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет? », «Кто пришел, кто ушел? », «Кто что ест? », «Ребятам о зверятах», «Кукла Катя идет на прогулку», «Чей малыш? », «Угадай кто кричит? », Под/игры : «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод», Рисование «Раскрасим петушку хвост», «У меня живет котенок», «Идет дождь» (пальчиками, «Угостим кота молочком», «Тарелочки для кошечки», печать ладошкой «Бабочка», «Солнышко-колоколнышко» ) Лепка «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка», «Угостим курочку горохом».
Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с худ. Литературой . Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Киска, киска, киска брысь! », «Коровушка»
Театрализованная деятельность. Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Водичка, умой мое личико», «Гуси».

Театр на фланелеграфе: «Репка», «Колобок», «курочка Ряба»
Познавательное развитие . Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с песком, водой и снегом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках» . Игры с сюжетными картинками «Кто что делает? ». Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных. Физическое развитие . Утренняя гимнастика «Котята», «Утром солнышко встаёт», «Курочка и цыплята»;

Гимнастика пробуждения: «Наши уточки с утра», «Спал цветок»,
«Петушок, петушок»
3-й этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Непосредственная образовательная деятельность

Познание "Водичка, водичка"

Рисование " Тарелочки для героев сказки Репка"

Подвижная игра " У медведя во бору"

Закаливающие процедуры " Топ-топ наши ножки идут по ровненькой дорожке"

Гимнастика пробуждения " Наши уточки с утра"
Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!
(наклоны головы влево, вправо)

Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!

(руки в стороны, взмахи руками)

А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!

(наклоны головы вперёд)

Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!

(поднять руки над головой, потрясти)

Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!
(сгибание ног в коленях)

А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!

(встаём на ножки и потягиваемся) .

Лепка " Заборчик для петушка"

Прогулка в период адаптации " Поехали, поехали"

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева .
Я работаю с детьми первой младшей группы. Начало третьего года жизни, это очень важное время, начало младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенку хочется узнавать все больше новых слов. Дети 2-3 лет активно начинают развивать словарный запас.

К сожалению, в настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции.

В моей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи.

В работе по «Развитию речи» я беру за основу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с использованием программы «Развитие речи» В. В. Гербова и О. Ушаковой
Основные задачи речевого развития это:
- развитие связной речи,

- расширение словаря,

- освоение грамматически правильной речи и ее звуковой культуры.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды (речевой уголок, книжный уголок, театрализованный уголок) .
В своей работе по развитию речи использую следующие практические методы:
- метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения) .
Игра - основной вид деятельности дошкольников, поэтому НОД, проводимые с детьми, выстраиваю в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие, объединяя одним сюжетом и подчиненные конкретной теме НОД, его целям.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть моей работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры мне помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.
Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют НОД предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном.

Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов.

Поэтому для успешного развития детей я использую разнообразные картинки, пальчиковый театр, фланелеграф, сенсорные ковры. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком «хоре», а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе.
Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Знакомлю детей с малыми формами фольклора, Разучиваем маленькие стихотворения, потешки, песенки, дразнилки, несложные считалочки. Разучиваем стихотворения, потешки, песенки для режимных моментов например: «Куколка играла, целый день играла», «Водичка, водичка», «Каша масленая – ложка крашеная», «Кран откройся, нос умойся» и т. д.

При каждом удобном случае, например на прогулке дети под текст соответствующей, потешки, показывают, как шагают

большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки… » помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь (в шутку) говорю: «Ой, что-то я Кариночку не вижу, не слышу. Не украл ли её кто? » Дети начинают смеяться, говорят, что Карина здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был? » Выслушав ответ, обращаюсь к нему и приговариваю:

«Лисий хвостик
Бегал в гости.
Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!»
Я отпускаю ребенка от себя, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, начинают, то прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.
В групповой комнате беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши, читаю стихотворение.
«Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.»

Пение песенок тоже очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.
Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему

рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. В своей работе по развитию речи я использую и пальчиковые игры. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Сухомлинский говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Функция руки и речь развиваются параллельно.
Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Развивая мелкую моторику рук, учу действовать игрушками пальчикового театра например: Пальчиковая гимнастика «Расскажи сказку «Колобок», «Репку».

Развиваю артикуляционный аппарат детей, используя дидактические игры и упражнения, например: «Медвежата мёд лижут», «На приёме у доктора», «Вкусное варенье», «Поиграем в футбол» и т. д. Развиваю речевое внимание с помощью дидактических игр и упражнений, например: «Лягушка и лягушата», «Кто как кричит? », «Кто в домике живёт? » и т. д.
Очень хорошо способствует развитию артикуляционного аппарата детей и звукоподражание: «Лощадка ходит» (цокание языком), «Мне купили новую игрушку. Как мы проявляем себя – Нц-ц-ц» и др.
Развиваю выразительность речи с помощью дидактических игр и упражнений, например: «Море волнуется», «Сказочное заклинание», «У доктора Айболита»

Формирую диалогическую речь, обогащаю словарный запас детей словами прилагательными. Например:

« У зайки гладкая спинка, мягкий животик, длинные ушки и ма-а-а-ленький хвостик» Учу имитировать действия персонажей с помощью дидактических игр например: «Какой, какая, какие? », «Дополни предложение»,
Выстраиваю необходимую работу с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей
Родителям советую, рекомендую больше общаться, разговаривать с ребёнком, играть, используя игрушки, дидактические игры, упражнения. Читать сказки, разучивать потешки и небольшие стихотворения, рассматривать картинки вместе с детьми. Дать детям возможность высказаться, научиться слушать детей.

Советы родителям.
Как проводить занятия дома?
Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев. Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу, как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день, Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

К концу года дети моей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.) ; начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

У многих хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?

Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т. п.) .
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
Я стараюсь как можно больше активизировать речь детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников в течение года даёт положительные результаты. В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ТОПОЛЕК»

Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

Подготовила воспитатель

МДОУ детский сад КВ № 14 «Тополёк»

Красильникова Любовь Михайловна

г. Южноуральск

2013

Цель проекта : развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники, родители.

Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Предпроектный (сентябрь 2013)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта . Формулирование цели и задач проекта.

воспитатели

Организация адапта-ционного периода с использованием раз-личных форм фольклора - Проведение монито-ринга речи воспитан-ников на начало года.

Организация игрового взаимодействия.

Выставка книг с различными жанрами фольклора.

Чтение и рассма-тривание иллюстраций. - Организация режим-ных моментов с исполь-зованием фольклорных произведений.

воспитатели, воспитанники

Выступление на педа-гогическом совете.

Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

Деятельность в со-ответствии с темати-ческим планированием.

педагоги, специалисты,

Проведение индиви-дуальных и подгруп-повых консультаций.

Родительское собрание «Фольклор, как сред-ство развития речи»

Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации до-школьника в ДОУ»

Привлечение роди-телей к созданию игро-вой среды в группе.

воспитатели, родители

Этапы проекта Результативный (май -2014)

Проведение монито-ринга речевого развития воспитанников на конец года.

Анализ, обобщение и распространение резуль-татов проекта: высту-пление на методических объединениях, педаго-гическом совете, разме-щение материалов проекта в сети Интер-нет, публикация статей, разработка методичес-ких рекомендаций и пр.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  7. У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Фольклорный материал

Задачи

Потешки. «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1. Экскурсия в этно-педагогический центр «Русская изба»

2. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

II квартал

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

Формами.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,

Заклички

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки).

2. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)

3.Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «Котишко-мурлышко, серый лобишко»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах.

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

1. Использование загадок.

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень – тень, потетень…», «Этот пальчик дедушка…», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

3. Физкультминутка.

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

III квартал

Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания

Колыбельной песни

2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

Жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Уж котенька-коток».

1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

1.Рассматривание альбома «В русской избе».

2. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевой игре «Дом».

3. Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну.

Поговорки

«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик – мальчик…», «Прилетели воробушки…», «Чистая водичка…», «Киска, киска, киска брысь…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».

2.Аппликация «Коврик для кошки» (для персонажей потешки «Кошка на коврике»)

3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»

4.Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

1.Исполнение потешек в процессе умывания.

2.»Игра-драматизация «Умоем куклу»

Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

Татьяна Грибовская
Фольклор в развитии речи детей 2–3 лет

«. Начало искусства слова – в фольклоре » .

М. Горький.

На сегодняшний день, с введением ФГОС ДО, тема использования фольклора в развитии речи детей , очень актуальна. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным истокам, мы воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям как общечеловеческой ценности. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору , обогащение словарного запаса детей .

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка .

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи , без звучащего слова жизнь была бы скучна и пуста. Благодаря речи мы общаемся , передаём опыт, регулируем поведение и деятельность.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте и, как требует ФГОС ДО, является основным видом общения. Именно речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, ведь ребенок во всем пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения. Общение с взрослыми носит положительный эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками. При не достатке общения речь ребенка не развивается , и он может стать замкнутым. Самым наилучшим способом влияет на развитие речи ребёнка средства устного народного творчества.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Фольклорные произведения , начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь : уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

Фольклорный материал прекрасно подходит для решения этой задачи, так как ребенку слушая и повторяя сказки, потешки, прибаутки приходится представлять то, о чем идет речь в тексте.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии .

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо . С помощью малых форм фольклора развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В связи с этим в своей работе мною были поставлены такие задачи :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3. Заучивать потешки.

4. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада.

5. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.

6. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам : умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

7. Воспитывать любовь к живому.

Для реализации поставленных задач я разработала перспективный план работы с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием фольклора . План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач.

В своей работе я выделила два направления :

1) Использование фольклора в организованной образовательной деятельности : коммуникации и чтение художественной литературой.

2) Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

В своей работе я широко использую фольклорный материал в развитии речи детей . В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки , потешки, колыбельные песенки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Организованная образовательная деятельность с использованием русского фольклора – это не традиционная форма обучения, а яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие : звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр .

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использую все средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Кроме того я использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам , пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например :

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

В группе игрушки подбираю так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит :

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули…

Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. (картотека колыбельных песенок прилагаются) .

Также были подобраны потешки для подъема детей , после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей , приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш.

В фольклоре весь комплекс детского массажа : поглаживание, разведение рук в стороны , помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна (картотека с упражнениями для массажа и бодрящей гимнастики прилагаются) .

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна , стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки , лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как :

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использование потешек во время кормления помогло научить некоторых детей , самостоятельно есть разнообразную пищу.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым.

На фольклорно -игровых занятиях стараюсь использовать прием действенного соучастия детей , привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию .

Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки - потешки

«Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работаю следующим образом : беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны , поднимаю на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге :

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Заклички очень веселят детей , создают ощущение радости, единения с природой.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением с использованием фольклорного слова .

Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку , они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи .

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей , которое помогает овладеть родным языком, развивает память , воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка .

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992

3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк . воспитание. -1991

4. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -1991.-№11.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта