Главная » Выращивание » Комплекс упражнений на развитие логических УУД. Упражнения на формирование регулятивных универсальных учебных действий

Комплекс упражнений на развитие логических УУД. Упражнения на формирование регулятивных универсальных учебных действий

Доклад

Упражнения на формирование регулятивных универсальных учебных действий

Упражнение «Черепаха»

Направлено на обучение навыку контролировать свои движения.

Дети располагаются вдоль стены помещения. Взрослый, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2–3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Упражнение можно повторить несколько раз. Затем взрослый обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона (красный, жёлтый, зелёный или другие). Красная ладонь - кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая - шепталка - можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная - молчалка - все дети замирают на месте и молчат.

Игра Гвалт

Игра помогает развивать концентрацию внимания. Один из участников выходит за дверь. Остальные дети выбирают строку из известной песни, которую распределяют между детьми: каждому частнику игры достаётся одно слово. Когда водящий входит, остальные участники начинают громко кричать каждый своё слово. Задача водящего ребёнка - угадать, что из какой песни взята строчка. Перед тем, как водящий войдёт в комнату, дети должны повторить каждый своё слово, чтобы не путаться и правильно его произнести.

Игра Говори!

Данная игра научит гиперактивного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»

Игра «Колпак мой треугольный»

Игра учит малышей концентрировать внимание, способствует осознанию своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Группа по очереди произносит по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает слово «колпак», заменяют его жестами, символизирующими колпак. В следующий раз жестами заменяется два слова, потом три и так далее, пока вся фраза не будет заменена.

Игра "Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Игра "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра "Коршун"

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из "курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать "цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Игра «Расставь посты».

Цель игры: развитие способности концентрировать внимание на определённом сигнале, навыков волевой регуляции. Включите ритмическую музыку. Под эту музыку дети должны маршировать один за другим. Впереди идёт командир, который даёт команды. По команде (слово, хлопок в ладоши) ребёнок, который идёт последним останавливается. Остальные дети продолжают движение до тех пор, пока вся группа не будет расставлена «на постах». Посты могут располагаться как в хаотичном порядке, так и в задуманном (по углам, по кругу, в линейку). Для того, чтобы слышать команды, все дети должны двигаться тихо.

Игра «Слушай хлопки»

Эта игра помогает в тренировке контроля двигательной активности ребенка. Выбирается ведущий, остальные дети идут друг за другом по кругу или же двигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все дети останавливаются и принимают позу аиста, два раза - позу лягушки, три раза - возобновляется свободная ходьба. Животные также могут меняться.

Игра «Вам барыня прислала туалет…»

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребёнок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.
Предложите ребёнку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и т.п.
Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребёнку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными

могут быть разные цвета) ребёнок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например, ДА и НЕТ.

Игра «ГОВОРИ!»

Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?»… «Говори!»

«Какой сегодня день недели?»… «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?»… «Говори!»

Включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной.

Игра «Замри»

Игра поможет в развитии внимания и памяти ребёнка. Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать - ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Давайте поздороваемся»

Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд. Один хлопок - здороваются за руку, два - плечиками, три - спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости. Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.

Игра «Оловянный солдатик»

Игра направлена на развитие саморегуляции.

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Игры на развитие внимания:

Игра «Что нового»

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

Игра «Пуговицы»

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

Игра «Маленький учитель»

Эта игра особенно нравится тем, кто учится в младших классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием играют «в школу», где в качестве педагога выступает сам малыш, а в роли нерадивого ученика – папа, мама или, к примеру, любимый плюшевый мишка.

Делая домашнее задание, вам (или школьнику – медведю в вашем лице), предстоит списать несколько предложений из книги. При этом вы должны намеренно допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже.

Пусть маленький учитель проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с явным удовольствием «влепит» двойку в ваш воображаемый дневник.

Примеры текстов с ошибками:

Задание №1

1) Дети поют хором песня.

2) На дубе растут яблоки.

3) Бабушка вяжет носк.

4) Игорь пьет ск.

5) Воробьи сидят на ветках старой берез.

6) Завтра я ходил в библиотеку.

7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.

Мальчик рисует краками.

9) Оля моет руки с млом.

10) У павлина краивый хвос.

Задание №2

1) Вчера мама сварит малиновое варенье.

2) Заяц лакомится сладкой морковками.

3) В чемодане лежит пара роликовых конько.

4) На столе лежит красная помидор.

5) Витя будет спать на потолке.

6) Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.

7) Петя запускает воздушных змея.

Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.

9) Иринка скачет черз скаклку.

10) На дереве стучит дятла.

Игра «Сделай так»

Направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать, и т. д.». На счет «10» все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, после чего меняются карточками и повторяют упражнение.

Игра «Морские волны»

Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних парт, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой «Штиль».

При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.

Екатеринбург, Россия

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются процесс формирования и развития регулятивных учебных действий учащихся на ступени основного общего образования. Роль компьютерного тренажера в развитии универсальных учебных действий определяется на основе анализа его возможностей и соотнесения их с регулятивными действиями учащихся.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия

(УУД), компьютерный тренажер.

COMPUTER SIMULATOR AS A TOOL FOR REGULATORY UNIVERSAL OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

A. S. Yurkova

Yekaterinburg , Russia

Abstract. The article deals with the formation and development of the regulatory actions of students in training at the level of general education. The role of computer simulators in the development of generic learning activities is determined on the base of the analysis of its possibilities and matching them with regulatory actions of students.

Keywords: regulatory universal of educational activities, a computer simulator.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы , включающим в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Уточняя требования к структуре и содержанию основной образовательной программы, в основной части документа описаны цели и основное содержание программы развития универсальных учебных действий .

Сказанное определяет значимость на современной стадии развития образования роли формирования и развития универсальных учебных действий, как к способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В исследованиях разработчиков федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, и др. выделяются четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные .

Рассмотрим процесс формирование УУД в технологии деятельностного метода, разработанного. В рамка данного метода отмечается, что для формирования у учащихся любого универсального учебного действия необходимо:

– сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов;

– основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнение соответствующего УУД;

– сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин , организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;

– организовать контроль уровня сформированности данного УУД .

Анализ и сравнение деятельности на каждом из выделенных этапов, позволяет сформулировать вывод о том, что необходимо создавать условия развития определенного УУД в зависимости от уровня его сформированности.

Эффективным средством индивидуализации образовательного процесса, в современной литературе , часто выступают возможности информационно-коммуникационных технологий .

При обучении математике, в которой присутствует содержательный материал, требующий отработки устойчивых навыков действий, возможно использование компьютерных тренажеров как средства развития универсальных учебных действий.

Компьютерный тренажер - это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя.

Компьютерный тренажер должен предусматривать:

– генерацию (или выбор из имеющегося банка) последовательности однотипных заданий по выбранной теме и предъявление их учащемуся;

– предоставление учащемуся средств выполнения задания (экранный калькулятор, редактор текстов, возможности ввода ответов и т. п.);

– предоставление учащемуся консультации или образца решения по его требованию;

– анализ выполнения учебного задания с качественной оценкой результатов .

Следует отметить, что перечисленные ранее этапы включают в себя выполнение регулятивных УУД (самоконтроль, коррекция). Это определяет их особую роль в развитии коммуникативных и познавательных действий. При этом регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция .

Сопоставим регулятивные универсальные учебные действия и возможности компьютерного тренажера. На наш взгляд, наиболее эффективно и целенаправленно тренажер позволяет развивать контроль, коррекцию, оценку и волевую саморегуляцию.

Таблица 1.

Возможности компьютерных тренажеров для развития регулятивных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия

Возможности компьютерного тренажера

контроль

Представление эталона результата по требованию учащегося позволяет в ходе сравнения обнаружить отклонения и отличия.

коррекция

Предоставление консультации или образца решения позволяет внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

оценка

Оперативная оценка выполненных заданий позволяет выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

волевая саморегуляция

При различных уровнях саморегуляции предоставляет помощь в следующих видах: одобрение, поддержка, замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше», Вопрос «Подумай, разве так?», вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия, показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане

Компьютерный тренажер за счет своих особенностей и специфических возможностей позволяет развивать основные компоненты регулятивных универсальных учебные действия в соответствии с уровнем их сформированности, осуществляя индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Библиографический список

1. Асмолов, проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / , [и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 20с.

2. Асмолов модели Программы развития универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] / , О. А. Ка­рабанова, // - 2010. Режим доступа: http://standart. *****/catalog. aspx? CatalogId=243

3. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам (ДОУ – школа – педколедж) / Под ред. . – М.: АПКиПРО УМЦ «Школа 2000», 2010. – 198 с.

4. Стариченко, технологии в вопросе оптимизации образовательной системы / / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. – 208 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // - 2010. Режим доступа: http://standart. *****/catalog. aspx? CatalogId=2588.

В тренажере предлагаются тексты для чтения с заданиями с целью проверки смыслового понимания рассказов учениками. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности, и это дает возможность каждому школьнику осуществить выбор посильных для него. Основной акцент сделан на формирование универсальных учебных действий: умения работать с предъявляемой информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах, с таблицами и диаграммами. Регулярная работа с тренажером позволит диагностировать и своевременно устранять пробелы в смысловом понимании текстов разных жанров, а также в знаниях, умениях и навыках учащихся при выполнении комплексных заданий.

ЕЩЁ РАЗ О КУКУШКАХ.
Много раз ты был в лесу и слышал самый известный птичий голос - голос кукушки. Его ни с чьим лесным голосом не перепутаешь - издалека слышно в лесу звонкое и чёткое «ку-ку». В средней полосе России кукушка обычно подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, за что её считают плохой матерью.

Но делает она это для того, чтобы другие птицы кормили кукушат разнообразным кормом, ведь сама кукушка питается в основном волосатыми гусеницами бабочек-шелкопрядов. Волоски этих гусениц ранили бы пищевод маленьких кукушат, и они просто погибли бы от такого корма.

Однако, в других странах есть разные виды кукушек, которые сами высиживают яйца и выводят птенцов. На Земле живёт 130 видов кукушек, и многие из них заботятся о своём потомстве. Например, шпорцевая кукушка строит для кладки яиц гнездо шаровидной формы с крышей. Гнездо имеет сбоку отверстие для вылета и влёта. В гнездо шпорцевая кукушка откладывает до пяти яиц, которые высиживает сама. Земляная кукушка строит своё гнездо на земле. В её гнезде можно обнаружить до девяти яиц.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тренажер для учащихся 3 класса, Формирование универсальных учебных действий, Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Дисграфия, Учусь различать звуки, 1-4 классы, Суслова О.В., Мальм М.В., 2017
  • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, Лыкова И.А.
  • Учимся учиться и действовать, 3 класс, Методические рекомендации к рабочей тетради, Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В., 2014

Одной из целей образовательного процесса является достижение учащимися определенных метапредметных результатов, то есть овладение учащимися такими способами деятельности, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Овладение такими способами деятельности происходит в процессе всего обучения, на уроках различных образовательных дисциплин.

Метапредметные результаты достигаются за счет формирования универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, в процессе обучения учащийся должен пройти путь от выбора рационального способа выполнения заданий до самостоятельной постановки целей учебной деятельности, выбора средств для их достижения, самостоятельной оценки хода выполнения деятельности и ее результатов и далее к полной автономии, созданию своей образовательной среды.

Универсальные учебные действия объединяются в четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные . Учебный предмет английский язык может внести весомый вклад в развитие всех видов УУД. В силу специфики предмета ряд УУД является для иностранного языка специальными умениями (СУУ), то есть такими умениями, которые являются наиболее значимыми для овладения иностранным (английским) языком как учебным предметом. Сформированные на уроках иностранного языка СУУ могут переноситься на другие предметы, тогда как перенос с других предметов не всегда возможен, так как деятельность на уроках иностранного языка осложняется самим иностранным языком. Поэтому сформированные на уроках иностранного языка СУУ перерастают в обобщенные учебные действия и затем становятся УУД. Технология коммуникативного иноязычного образования, разработанная Е.И. Пассовым, позволяет работать над развитием СУУ и УУД одновременно с достижением предметных результатов и решением задач духовно-нравственного развития школьников. Поэтому, как и для достижения предметных результатов, в учебниках представлены средства для достижения метапредметных результатов. Линия УМК «Английский язык 2–11» авторов В. П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. предлагает следующие средства формирования универсальных учебных действий: памятки, упражнения и вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Одним из специальных средств развития УУД являются памятки.

Памятка - это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:

  • Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность операций.
  • Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
  • Памятка-совет: рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
  • Памятка-показ: дает пример выполнения задания.
  • Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.

Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. С номенклатурой всех памяток и умений, на развитие которых они направлены, можно познакомиться в приложении к книге для учителя для каждого класса. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной вид работы, овладение приемом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения. При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.

Развитию регулятивных УУД , в частности оценки и саморегуляции, способствует такой раздел УМК, как Self-Assessment. В этом разделе ученики самостоятельно оценивают свои достижения в различных видах речевой деятельности и сравнивают свою оценку с оценкой учителя. В основной и средней школе к этой оценке добавляется самооценка по овладению различными УУД и оценка умения выполнять тесты в различных тестовых форматах.

Еще одним средством развития УУД является проектная деятельность. Линия УМК «Английский язык 2–11» предлагает различные проекты для работы, темы которых охватывают все сферы человеческой деятельности, что дает возможность учащимся удовлетворить познавательные интересы и раскрыть способности. Каждый цикл каждого года обучения завершается проектным уроком, на котором учащимся предлагается выполнить один из предложенных проектов или придумать свой. Целью проектной деятельности является не только достижение определенных предметных результатов, но и интеллектуальное и личностное развитие учеников, а также развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

Работа над проектом включает в себя несколько основных этапов: постановка проблемы, раскрытие замысла исследования или выдвижение гипотезы, планирование проектной работы, проведение исследования, сбор материала, поиск решения проблемы, представление результатов проектной деятельности и обсуждение. На каждом этапе работы над проектом формируются все группы УУД. Какие из УУД будут развиваться, зависит от каждого конкретного проекта, но, безусловно, в проектной деятельности будут развиваться умение сформулировать проблему, умение задать вопросы по проблеме, умение планировать проектную работу, умение анализировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения.

На этапе презентации проекта учащимся потребуется умение структурировать материал, умение использовать знаково-символические средства представления материала, умение полно и точно выражать свои мысли. Завершающий этап работы над проектом является основой развития рефлексии. Необходимо помнить, что оценка проекта самими учащимися должна основываться на содержательных, объективных и осознанных критериях, которые могут быть, как разработаны учениками самостоятельно, так и предложены учителем. Учащиеся должны уметь анализировать причины успеха и неудач. Задачей учителя является формирование у ученика установки на улучшение результатов деятельности. Успешная проектная деятельность способствует развитию мотивации к дальнейшему овладению предметом. Таким образом, в процессе работы над проектами формируются познавательные , коммуникативные , регулятивные и личностные УУД .

Упражнения на формирование регулятивных УУД:

Упражнение №1: «Найди время для встречи» «Find a time to meet»

Цель : Активизация лексико-грамматических навыков по теме «My day».
Возраст: 13-14 лет.
Форма выполнения задания: парная
Описание задания: каждый обучающийся получает страничку из дневника, в которой подробно расписан распорядок дня на неделю. Для работы в парах учитель готовит 2 варианта карточек, отличающихся некоторой информацией. Задача обучающихся: изучив свой распорядок дня, они должны найти время для встречи, которое устроило бы обоих собеседников. Обучающиеся работают в парах, задавая друг-другу вопросы типа:
What are you doing/going to do on Friday?
Are you going to be free at seven on Friday?
Если один из собеседников не может встретиться в предлагаемое время, он должен извиниться, объяснить, почему не может, чем буде занятии предложить другое время для встречи.

Упражнение №2: «Составить распорядок дня» «Make up your diary»
Цель: активизировать навыки извлечения необходимой информации из предложенного текста
Возраст: от 10 лет
Форма выполнения задания: индивидуальная
Описание задания: детям предлагаются разные тексты по теме «My day» им необходимо составить распорядок дня героя, опираясь на текст.
Пример текста:
My name is Ivan. I’m ten years old. I study in the 5th form of the state secondary school 61. I attend school six days a week. Sunday is the only weekend that I have. My day usually starts at 7.30 (half past seven) am. That’s when I wake up, but I don’t get up until 7.45 (quarter to eight). Then I brush my teeth and have a shower. After that I wear my school uniform and have a quick breakfast in the kitchen. My mum makes a sandwich for me and a cup of tea. Then I quickly leave for school. Luckily, I live 5 minutes away from school so I’m almost never late. My classes usually start at 8.30 (half past eight). My lessons finish at about 1 or 2 pm. When I come back home I have my lunch and take a short rest. After that I do my homework for tomorrow. Then I’m allowed to watch my favorite shows, play computer games or go for a walk with my friends. On Wednesdays and Fridays I go to the swimming-pool. And on Tuesdays and Thursdays I attend martial arts. So that leaves little free time for anything else. Saturdays are freer. We only have four lessons on these days and I don’t attend any sections. I go to bed at about ten o"clock, but my parents like to sit up late and write letters or read.

Упражнения на формирование регулятивных УУД

Задание №1. «Прочитай начало рассказа, придумай продолжение и озаглавь»

Цель : развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи.
Возраст : 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания : прочитать данный текст, перевести его. Далее необходимо придумать продолжение данного текста и придумать заглавие своему получившемуся тексту.
Материалы: карточка с текстом, лист бумаги.
Инструкция : прочитать часть текст, перевести его. Придумать интересное и оригинальное продолжение текста и озаглавить его. Проверить работу на отсутствие лексических и грамматических ошибок.
Once a rich Englishwoman called Mrs. Johnson decided to have a birthday party. She invited a lot of guests and a singer. The singer was poor, but he had a very good voice.
The singer got to Mrs. Johnson’s house at exactly six o’clock, but when he went in, he saw through a door that the dining-room was already full of guests, who were sitting round a big table in the middle of the room. The guests were eating, joking, laughing, and talking loudly. Mrs. Johnson came out to him, and he thought she was going to ask him to join them, when she said, «We’re glad, sir, that you have come. You will be singing after dinner, I’ll call you as soon as we’re ready to listen to you. Now will you go into the kitchen and have dinner too, please.»
The singer was very angry, but said nothing. At first he wanted to leave Mrs Johnson’s house at once, but then he changed his mind and decided to stay and teach her and her rich guests a good lesson. When the singer went into the kitchen, the servants were having dinner, too. He joined them. After dinner, the singer thanked everybody and said, «Well, now I’m going to sing to you, my good friends. » And he sang them some of his songs.

Soon Mrs. Johnson called the singer.
«Well, sir, we are ready. »
«Ready? » asked the singer. «What are you ready for? »
«To listen to you, » said Mrs. Johnson in an angry voice…

Критерии оценивания:

– оригинальность текста,
– отсутствие ошибок.

У этого задания есть еще один вариант.

Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания : индивидуальная и групповая работа.
Описание задания : написать рассказ, зная лишь последнее предложение.
Материалы : карточка с предложениями.
Инструкция : учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает то, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию.
Вот некоторые возможные заключительные фразы:
And I never answered the telephone again.
But when I got out of the train there was no one to meet me.
I could go neither home nor to school.

Задание №2. «Моя любимая телепередача»

Цель : формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания : индивидуальная.
Описание задания : ребятам предлагается назвать свою любимую телепередачу, написать небольшое сочинение о ней. Также сделать небольшую презентацию к своему сочинению, которая может содержать фотографии со съемок и даже ее небольшой отрывок. Представить свое творение своему классу, быть готовым ответить на вопросы одноклассников, а также приготовить вопросы к аудитории, чтобы проверить на сколько внимательна была аудитория, к выступлению ученика.
Материалы : оценочные листы, карточки с заданиями.
Инструкци я: Сделать презентацию своей любимой передачи. Презентация должна содержать: сочинение по передаче, фотографии съемок, отрывки из передачи. Вопросы по своей презентации.

Критерии оценивания:

– творческий подход,
– оригинальность презентации работы,
– отсутствие лексических и грамматических ошибок в сочинении,
– фонетически грамотное прочтение сочинения.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся, играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить научить прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Формирование регулятивных действий – действий контроля:

приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта