Главная » Галлюциногенные » Семаго м н психолого педагогическое обследование ребенка. Семаго Методика формирования пространственных представлений

Семаго м н психолого педагогическое обследование ребенка. Семаго Методика формирования пространственных представлений

Пер. с англ. М. Авдониной — М.: Эксмо, 2004. — 160 с.: ил. — (Классическая библиотека художника) — ISBN 5-699-05940-7.Создать перспективу очень легко; однако, на удивление, лишь немногие художники знакомы с простыми законами, которые определяют эту легкость. Цель этой книги - объяснить данные законы.
Упрощает создание перспективы то, как происходит строительство зданий и как сооружаются различные предметы. Мы живем в мире прямых углов. Здания, улицы, мебель - все это создано на основе прямоугольника. Нам не кажется необычным тот факт, что любой угол стола легко вписывается в произвольный угол комнаты. Так строятся дома, так делается мебель. Этот факт позволяет рисованию в перспективе быть очень простым занятием. Научившись рисовать обычный кирпич, легко научиться рисовать перспективу нашего мира.
В книге дано пошаговое объяснение перспективы с иллюстрациями, которые поясняют. Некоторые шаги повторяются, но это сделано специально ради подчеркивания их важности. Сильный акцент делается на понятии "уровень глаз". Птица и червяк смотрят на мир с разных уровней. Человек ростом метр восемьдесят пять, идя через толпу, видит шляпы и волосы, лица и плечи. Малыш ростом чуть больше метра видит руки и перчатки, сумочки и полы одежды. Оба они смотрят на одних и тех же людей в одно и то же время. Но как же различается наблюдаемый ими мир! Рост, который определяет расстояние от наших глаз до земли, - важный фактор при изображении мира вокруг нас. Уровень глаз - истинный ключ к рисованию в перспективе.
Знание принципов построения перспективы отнюдь не инструмент по созданию жесткой технической перспективы взамен прелестного рисунка от руки. Чтобы соорудить мост, мы делаем строгий, точно выверенный чертеж. Но, рисуя тот же самый мост на картине, мы отбрасываем прочь алгебру и оставляем только гармонию.Горизонт. Точка схода. Уровень глаз
Уровень глаз и его отношение к рисунку в перспективе
Параллельные линии, как мы видим их. Параллельные линии в соотношении со сходящейся перспективой
Три вида параллельных прямых. Определение точки схода и уровня глаз
Две точки схода. Линии высоты
Размещение двух точек схода. Ошибка СЛИШКОМ близкого разноса
Покажем, как точки схода лишаются по отношению друг к другу.
Построение перспективы при помощи кирпичей
Размещение изображений людей и предметов на рисунке
Центр внимания. Изменение точки зрения. Крыши в перспективе
Интерьеры. Размещение мебели
Нахождение центра. Разделение пространства на половины. Практическое применение
Цилиндры в перспективе. Рисуем эллипсы
Практическое использование цилиндров в рисовании. Разделение круга
Разделение поверхности в перспективе. Изображение шахматной доски
Затененность и тени
Отражения
Необычная перспектива. Взгляд сверху и снизу. Примеры
Перспектива при взгляде с холма. Перспектива при взгляде на холм. Ложный горизонт
Техническая перспектива

Б Б К 88.5
СЗО
Семаго Н. Я, Семаго ММ.
СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с, илл.
I S B N 5-9268-0341-1 В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования , конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как узловые моменты развития и « ключевые моменты обследования, которые в значительной степени позволяют технологи з и ров ать и оптимизировать все этапы диагностики. Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте отд о 12 лет дошкольный им лад ш и й школьный возраст. Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы. Руководство предназначено для педагогов- психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных коррекционных) образовательных учреждений для детей сот клоне ни ям ив развитии, в том числе П П МС- центров, специалистов П М П К, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения исп е ц и али сто в учреждений социальной защиты. Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации вобла ст и коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии Н. Я. Сем а го, ММ. Сем а го Издательство Речь, 2005
© П. В. Бор о з е не ц (обложка ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Раздел МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 17 Понятие психологической оценки ^ Основные принципы диагностической деятельности психолога 19 Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки особенностей психического развития ребенка 6 Использование представлений о норме развития в практике психолога образования ^1 Шва. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 8 Представления о системности и структуре психического развития 40 Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике.. 48 Оценка психического развития как поэтапная технология ^ деятельности психолога Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития 2 Требования к методическим средствами стимульным материалам 66
3

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1лаваЗ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 70 Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка 70 Подготовка к проведению обследования 72 Психологический анамнез 73 Условия и особенности протекания беременности иродов Раннее моторное и психоэмоциональное развитие 77 История развития ребенка от 1 года до 3 лет 79 История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет 80 История развития ребенка от 5,5 до 7 лет 80 История развития ребенка в младшем школьном возрасте от до 10-11 лет) 81 Построение диагностической гипотезы 82 Тактика психологического обследования 86 Особенности проведения обследования детей разного возраста 91 Общая технология проведения углубленного психологического обследования Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста. 100 Глава 4 АНАЛИЗ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЕГО МЕСТО В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 105 Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного развития Ю Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития 107 Определение специфики латеральных предпочтений ПО Глава 5 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 113 Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности 114 Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности 114 Оценка сформированное произвольной моторики рук 115 Оценка сформирован ности движений мимических мышц лица 116 Произвольная регуляция психических процессов и функций 117
Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом 118 Оценка сформирован ности пространственных представлений 119 ОГЛАВЛЕНИЕ Представления о пространстве собственного тела 120 Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу. 121 Анализ расположения частей собственного тела 121 Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга 121 Представления о пространстве объектов 122 Пространство речи и языка "23 Вербализация пространственных представлений 124
Квазипространственные представления 126 Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов "27 Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых конструкций "27 Понимание и использование в речи временных последовательностей и причинно-следственных связей 129 Пространство межличностных отношений 130 Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения 131 Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной пластичности (полевой реактивности) 132 Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных стереотипов "^3 Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной экспансии " 5 Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля 136 Раздел И ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ Шваб ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 1 4 4 Методика Пьерона-Рузера " ^ Корректурные пробы ^ Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте) "49 Методика В. М. Когана ^ Глава 7
ИСОЩДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 157 Запоминание двух групп слов "57

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Запоминание 10 слов (по АР. Лурия) 160 Запоминание двух фраз 161 Исследования опосредованного запоминания (по АН. Леонтьеву) 163 Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма) 168 Глава 8 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 174 Исследование представлений о величине (на предметном уровне) 174 Методика Доски Сегена 175 Разрезные картинки 177 Методика Кооса 181 Прогрессивные Матрицы Дж. Равена 185 Шва ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ) 197 Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет) 197 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет) 204
" Предметная классификация (вариант для детей 9-12 лет) 210 Исключение предметов (й лишний) 216 Шва ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 224 Подбор парных аналогий 225 Выбор простых аналогий 227 Выделение двух существенных признаков 231 Определение понятий 233 Сравнение понятий 237 Исключение понятий 240 Понимание скрытого смысла метафор , пословиц и поговорок 242 Понимание скрытого смысла в коротких рассказах 244 Установление последовательности событий 249 6 ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКгаВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ л кр та ост ног о РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цпэвя 11 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА 2 6 1 261 Методика Метаморфозы Тест Рука ^ Контурный САТ-Н Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) ^ Цветовой тест отношений (ЦТО) Методика Эмоциональные лица Пива 12 АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ Основные законы и этапы становления детского рисунка 322 ! Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей ^ разного возраста Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ 331 Раздел АН АЛИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ
^mSffiffiffl
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Шва АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
337 Общие положения Общая схема анализа результатов психологического обследования. ^ Разделы анализа СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Особенности составления заключения. Его разделы 346 Технология составления общей части психологического заключения 348 Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения Ззд Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения 355 Заключение ^59 Приложение ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРВДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПВДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ 363 ЛИТЕРАТУРА 3 6 9 Памяти
Сусанны Яковлевны
Рубинштейн ВВЕДЕНИЕ Данное руководство посвящено одному из направлений деятельности психолога образования, которое включает в себя проведение психологического обследования с целью получения углубленной качественной оценки особенностей психического состояния и развития ребенка. В настоящее время в психологической диагностике сложилась достаточно сложная ситуация, обусловленная, с одной стороны, значительными изменениями в состоянии всей современной детской популяции, ас другой - недостаточностью только лишь феноменологического, ив том числе психометрического, подхода к оценке психического состояния ребенка. Усугубляет положение некоторая неопределенность и все большее размывание понятия нормы, тенденция к большей детерминации ее социальными условиями. Подобная неопределенность связана и с увеличением инноваций в образовании, ориентацией многих образовательных систем на индивидуальный характер развития ребенка, а также со все большей разнородностью детской популяции, «полинациональностью» образовательных учреждений страны. Но все же в первую очередь необходимо говорить о специфике изменения
. динамики развития современного ребенка, усложнении самой структуры развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии. И потому, в какой бы области сопровождения детства ни работали современные специалисты, они вынуждены постоянно пребывать в поиске новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в пространстве современных учреждений образования. Большое значение в этом процессе принадлежит психологу образования. Фактически, он призван уравновешивать , состыковывать, координировать деятельность всех специалистов, замкнутых на ребенке, и, следовательно, обязан быть в центре его проблем, включать в сферу своих интересов не только собственно психологические, но и смежные, междисциплинарные знания и умения. Следует отметить, что подобный подход не означает сведение в единое общее знание разнородных теорий, умений, инструментариев и технологий. Все они скорее должны сплавиться в интегративное понимание того, что происходит с конкретным ребенком, какими должны быть оказанные ему помощь и поддержка. Тем более, такое интегративное видение проблем детства важно при первом контакте психолога с ребенком - на этапе диагностики. Именно в этот момент психологу приходится обращаться в своей деятельности к таким направлениям современной психологической науки, как клиническая детская психология (нейропсихология и психосоматика детского воз

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА раста), психогенетика, семейная психология и семейная психотерапия, него воря уже о психологии развития. Будучи специалистом образования, в своей диагностической деятельности он обязан использовать также педагогические, в том числе и логопедические знания. Но одновременно с этим он нередко опирается на данные смежных с психологией развития разделов медицинской науки, таких, как неврология и психопатология детского возраста, медицинская генетика и педиатрия. Подобная диагностическая работа, цель которой - комплексная многоаспектная, но исключительно психологическая по своей сути квалификация состояния ребенка, должна проводиться в едином ключе. Только в результате интегративного подхода становится возможным не только адекватно оценить актуальное состояние ребенка, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения. Только в этом случае психолог способен определить наиболее эффективные пути и средства коррек- ционно-развивающей работы. Подобная комплексная системная диагностика может быть определена как интегративная психологическая диагностика. Такой подход, естественно, ориентирован исключительно на анализ конкретного ребенка, единичного уникального случая. Обследование ребенка, проводимое в рамках данного подхода, являясь своего рода психологическим экспериментом , может выявить уже не только изолированные феномены (отдельный навык или умение ребенка, сформированность изолированной психической функции, но и всю систему его психической активности взаимосвязанные операционально-технические компоненты и базальные структуры установки и личностную направленность - всю систему познавательной и эмоционально-личностной сфер. Таким образом построенная диагностика существенно отличается от стандартизированных тестов и от других методов с валидизированными нормативными показателями. Обследование, проводимое без каких-либо особых статистических процедур, основанное, главным образом, на профессиональном опыте и интуиции психолога, а также анализ и оценка получаемых результатов лежат скорее в плоскости качественной характеристики индивидуального случая. Конечно, такой подход нив коей степени не должен отрицать принцип нормативности развития, постоянного соотнесения получаемых качественных оценок с условно нормативными показателями, полученными для данной детской популяции, данного возрастного диапазона и социогеографических условий. Подобные показатели составляют так называемый социально-психо­
логический норматив (СПН) . Одним из основных следствий подобного интегративного подхода к диагностике является необходимость использования большого количества методик, поскольку только батарея, комплекс методических приемов, взаимно подтверждающих результаты друг друга, может обеспечить уверенное понимание особенностей индивидуальности каждого ребенка. Интегративная психологическая диагностика должна строиться на обобщении данных различных областей знаний и результатов выполнения комплекса методика сама диагностика - исходить из приоритета качественного анализа особенностей психического развития ребенка.
10 ВВЕДЕНИЕ Эффективность работы психолога в этом случае будет определяться его способностью формулировать гипотезы обследования, подбирать адекватные методы исследования в соответствии сними и эффективно проверять их, анализируя полученные данные. Такой системный подход в работе психолога заставляет говорить о необходимости создания специальных технологий проведения психологического обследования. Только в условиях рационального проведения обследования появляется возможность эффективно и с наименьшими затратами времени и сил участников диагностического процесса определить структуру и специфику развития ребенка. В первом разделе руководства авторы постарались представить наиболее современные теоретико-методологические аспекты оценки психического развития ребенка, принципы, этапы, эффективные тактики и технологии углубленного психологического обследования детей разного возраста. Мы глубоко убеждены, что именно понимание и принятие определенной методологии оценки, отказ от чисто рецептурной ив некоторой степени бессистемной оценки позволит преодолеть имеющийся в настоящее время кризис психологической диагностики, когда за получаемыми психологом цифрами и уровнями развития исчезает целостность ребенка, а, следовательно, и размывается, сводится к той же «рецептурности» вся последующая работа специалиста. Точно также следует всегда помнить, что наши подходы и знания вырастают по образному выражению В. П. Зинченко, на плечах наших великих предшественников. Никем не оспаривается роль Л. С Выготского как первого из первых специалистов отечественной диагностики, заложившего философские, теоретические и методологические основы оценки психического развития ребенка и предложившего понятие психологического диагноза. Кроме того необходимо знать, что основные методологические принципы качественной оценки психического развития ребенка заложены в работах ТА Власовой и Т. В. Розановой, М. П. Кононовой и С. Я. Рубинштейн. Немногие помнят, что основные контуры отечественной диагностики (пусть даже ив рамках детской психиатрии) очерчены водной из ранних работ Г. Е. Сухаревой (1940), где присутствуют практически все пункты и принципы диагностики , которые в дальнейшем развивали отечественные дефектологи, психиатры и психологи . Совершенно естественно, что в нашей работе незримо присутствуют идеи и разработки и В. И. Лубовского, и С. Д. Забрамной, и одной из первопроходцев на пути создания диагностического комплекта психологических методик - ОН. Усановой. В той или иной степени практически в каждом разделе можно сослаться на их работы, значение которых неоценимо. ] В тоже время появляются и новые подходы и принципы оценки, новые технологии и новые диагностические средства. Именно сейчас мы начинаем осознавать определенный водораздел между никем не оспариваемыми те
°Р^™ ческими и методологическими основами психологической диагностики и современным состоянием этой отрасли психологической науки. Многие из те­
оретико-методологических положений требуют уточнения и конкретизации, а некоторые (в свете новых исследований) и пересмотра.
11

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Именно новые методологические подходы и разработанные на их основе технологии и легли в основу предлагаемого пособия. Наиболее современным принципами представлениям о психическом развитии ребенка - моделям, лежащим в основе его оценки, - и посвящен первый раздел. Одним из наиболее важных - ключевых - моментов диагностического процесса является оценка профиля латеральных предпочтений как отражение сформированности пространственно-функциональной организации мозговых систем. Несмотря на то, что подобная оценка всегда проводилась исключительно в рамках нейропсихологического обследования, то есть входила в функционал специалиста-нейропсихолога, практика нашей деятельности показала, что на современном этапе развития практической психологии, в связи с современными особенностями психического развития детей подобный анализ должен стать неотъемлемой частью стандартного психологического обследования каждого специалиста. Особенностям становления пространственно-функ­
циональной организации мозговых систем в онтогенезе и, соответственно, технологии оценки профиля латеральных предпочтений посвящена Глава 4. Принципиально новым для пособия подобного рода является оценка сфор­
мированности системы базовых составляющих психического развития рассматриваемая авторами как одна из наиболее важных единиц психологического анализа (Глава 2). Эти компоненты встраиваются в процессе развития в психическую деятельность ребенка в качестве базовых «операционально-тех­
нологических». Выделение трех составляющих - произвольной регуляции, пространственных представлений и аффективной регуляции, имеющих множественные вертикальные и горизонтальные связи, - в достаточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них в целостную психическую деятельность ребенка. В свою очередь, каждая из базовых составляющих психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, которая планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка, где основным законом подобного формирования и надстраивания следующих уровней является принцип Своевременность и правильная последовательность решают все. Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного или отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированно­
сти базовых составляющих психической деятельности. В этом мы видим дальнейшее развитие положения об общих и специфических закономерностях развития детей с различными проблемами и отклонениями в развитии. Такой анализ дает возможность проводить как оценку индивидуальных различий ребенка (в рамках нормативного развития, таки типологизацию отклоняющегося развития сточки зрения структуры и уровня сформированности совокупности базовых составляющих психической деятельности. Понимание своеобразия формирования этих структур, учет динамики их развития позволяют более обоснованно оценить вероятностный прогноз развития ребенка в целом и определить специфику развивающих и коррекционных мероприятий.
1
Понятие ключевых моментов обследования раскрывается в Главе 2.
12 ВВЕДЕНИЕ В связи с особой важностью этих единиц анализа технология исследования базовых составляющих психического развития и соответствующий методический аппарат выделены в отдельный раздел (Глава 5). Наряду с уже известными тактиками и технологиями обследования и анализа результатов психологического обследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в руководстве приводится система обследования детей младшего дошкольного возраста. Как показывает опыт практической работы и подготовки специалистов, диагностическая работа с детьми именно этого возраста представляет большую сложность в силу недостатка апробированных психологических методов исследования детей в возрасте от 3 до 5 лет. Поэтому авторы руководства поставили перед собой задачу расширить диапазон использования классических диагностических методики закрыть авторскими разработками некоторые до сих пор недостаточно исследованные стороны познавательной и эмоционально-личностной сфер детей этого возраста. Второй раздел руководства посвящен непосредственно методическому обеспечению детского психолога. Важно подчеркнуть, что авторы руководства не ставили своей целью создание всеобъемлющей методической энциклопедии. Исходя из принципа максимальной эффективности при минимальной продолжительности и энергозатратности , на протяжении более двадцатилетней практической работы отбирались методы и системы анализа результатов, дающие возможность системно оценить психическое развитие каждого конкретного ребенка. Именно из этих соображений и была создана базовая комплектация диагностических методик для исследования особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, воплотившаяся в Диагностический Комплект Семаго, описание методик которого и является основой настоящего пособия. С этих же позиций рассматриваются и все структурные компоненты исследования гипотеза, тактика и технология обследования, анализ
. и интерпретация получаемых результатов. Несомненно, использование данного методического обеспечения не закрывает возможности для детского психолога иметь в своем багаже любые другие методы исследования и схемы анализа. В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование классических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались, можно сказать, поколениями психологов и дефектологов. Мы не находим обязательным гоняться за модными, престижными зарубежными тестами или придумывать все новые и новые методики, стараясь
перещеголять друг друга в своей оригинальности. Собственно методический аппарат, необходимый для психологического обследования, уже был создан АН. Бернштейном, С. Я. Рубинштейн, В. М. Коганом, АН. Леонтьевым, АР. Лурия, другими отечественными педагогами и психологами. Нужно только увидеть в старом, не раз опробованном методе новые возможности опре-
2
Одной из первых работ, в которой можно найти предтечи многих используемых ныне методик, представленных в нашем руководстве, является монография АН. Бернштейна, опубликованная еще в 1911 году . ^ го, пожалуй, первая из известных нам работ, в которой приводится не только содержание психологического обследования, но и стимульный материал, в томили ином виде существующий и поныне.
13

ТЕОРИЯ ИПР АКТ ИК АО ЦЕН КИП СИХ И ЧЕС КОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА деления тех или иных особенностей развития ребенка, правильно оценить и проанализировать получаемые результаты. В тоже время достаточно выраженные изменения состояния всей детской популяции, о которых говорилось ранее, в частности, психофизиологических особенностей современных детей , заставили скорректировать стимульные материалы и технологии процедур обследования некоторых классических методик. В первую очередь подобная корректировка стимульных материалов касается особенностей сформированности зрительного восприятия, описанных ведущими отечественными нейропсихологами Т. В. Ахутиной и НМ. Пылае- вой . Соответственно, авторские диагностические методики, описываемые в руководстве, создавались и апробировались с учетом указанных особенностей. Авторы выражают благодарность НМ. Пылаевой за помощь в апробации методических материалов. Следует подчеркнуть, что анализ результатов всех описанных в руководстве методики методов оценки полностью базируется на методологии и систематике, предложенных в первом разделе, тем самым реализуя декларируемый авторами принцип единства методологии и диагностики (Глава 1). Предлагаемое методическое обеспечение представляет собой относительно небольшой, нос нашей точки зрения, наиболее эффективный и адекватный набор апробированных в течение длительного периода времени методик, с помощью которых можно оценить параметры состояния регуляторно-воле­
вой, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. Разделение методического обеспечения на методики для исследования опе­
рациональных характеристик, обобщающих операций, перцептивно-действен­
ного и вербально-логического компонентов познавательной деятельности, а также методики оценки поведенческих и личностных особенностей (соответственно, главы 6 - П) несколько условно, поскольку в рамках интегративного подхода большинство этих и аналогичных методик может быть использовано как для тех, таки для других целей. Авторские методы исследования, представленные в руководстве, создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием, и апробированы на популяции от 500 до 1500 детей. В заключение авторы хотели бы отметить, что предлагаемые методы исследования, их описания и интерпретация результатов приводятся на основании обобщения многолетнего опыта работы в образовательных и медицинских учреждениях с различными категориями детей. Именно большой практический опыт работы позволяет с некоторой категоричностью предлагать новые подходы к оценке психического развития ребенка и анализу ее результатов. Надеемся, что руководство не только вызовет конкретный практический интересно и позволит специалистам ощутить новые возможности известных методов. Раздел МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА Глава 1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ Наиболее строгий и детальный подход к проблемам, связанным с различными аспектами психологической диагностики, представлен в фундаментальной монографии Л. Ф. Бурлачука Психодиагностика . В ней предельно подробно и доказательно рассматриваются практически все аспекты психодиагностики как области психологической науки , разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности . Для нас важным моментом является то, что диагностическая деятельность психолога образования, которая ограничена, прежде всего, возрастом обследуемых детей до 18 лет, вряд ли должна строиться по отраслевому принципу (образовательная психодиагностика, клиническая, профессиональная и т. п. Наверное, следует говорить о детской психодиагностике или о психологической диагностике детского возраста где возможно применение всех необходимых и доступных средств, вне зависимости оттого, используются ли тесты достижений для оценки особенностей детей или изучаются индивидуально-психологи­
ческие особенности больного ребенка, анализируются профессиональные возможности подростка или индивидуально-психологические различия юношей и девушек в стрессогенных условиях, например, при поступлении в высшее учебное заведение. Хотя можно считать вполне допустимыми внутреннее разделение психологической диагностики детства на определенные подразделы. Во всех этих случаях используются различные способы исследования особенностей детей (как общих возрастных закономерностей, таки индивидуаль­
но-психологических характеристик. Оставляя в стороне сугубо теоретические аспекты психодиагностики как отдельной области знания, остановимся лишь на тех моментах, которые, на
17

Раздел. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА наш взгляд, имеют непосредственное отношение к деятельности практического психолога образования. Следует отметить, что в последнее время именно методологические аспекты практической деятельности психолога получили приоритетное развитие }

Предыдущая статья: Следующая статья:


© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта