Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Руководитель МО Директор МБОУ СОШ № 43
_______________________ ________________ ________________
Августа 2016г. приказ №
Программа по предмету
МАТЕМАТИКА
(название предмета в соответствии с учебным планом)
Классы 5 В
Количество часов в неделю 5 часов
Количество часов в год 175 часов
Составитель: (указывается ФИО разработчика программы или методическое объединение) Нененко Марина Юрьевна
г. Воронеж
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
Рабочая программа опирается на УМК: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство
"Мнемозина", г. Москва, 2015.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
Исторически сложилось две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
В жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Целями изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Изучение математики в направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:
Задачи :
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений , так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.
При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие - «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений » у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ по темам: стартовая диагностика; «Натуральные числа и шкалы»; «Сложение и вычитание натуральных чисел»; «Уравнение»; «Умножение и деление натуральных чисел»; «Упрощение выражений. Степень числа»; «Площади и объемы»; «Обыкновенные дроби»; «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»; «Сложение и вычитание десятичных дробей»; «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»; «Умножение и деление десятичных дробей»; «Проценты»; «Инструменты для измерений»; «Итоговое повторение».
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 175 уроков. Выделен модуль «Решение текстовых задач» на который отводиться 10 учебных часов. Итого за курс математики 5 класс – 185 часов. Согласно программе по математике 5 – 9 классы в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии. Уровень обучения – базовый.
Требования к результатам обучения и освоению содержания учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
в метапредметном направлении:
в предметном направлении:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
3.3. Недочетами являются:
Критерии оценивания тестов, математических диктантов
Отметка «5» 90 % – 100 % задания выполнено верно
Отметка «4» 70 % - 89 % задания выполнено верно
Отметка «3» 50 % - 69 % задания выполнено верно
Отметка «2» 0% - 49% задания выполнено верно
Критерии оценивания проектов
Значимость и актуальность проблем, адекватность изучаемой тематике;
Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов;
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
Коллективных характер принимаемых решений;
Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
Эстетика оформления результатов выполненного проекта;
Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Критерии оценки | максимально |
умение отбирать информацию | |
аргументированность целей работы | |
соответствие содержания вопросу | |
логичность и последовательность изложения | |
четкость | |
эстетика оформления результатов | |
качество доклада | |
объем и глубина знаний по теме | |
культура речи | |
чувство времени | |
умение удерживать внимание аудитории | |
умение вести дискуссию | |
уровень самостоятельности при подготовке |
65 – 55 – отлично; 54 – 44 – хорошо; 43 – 33 – удовлетворительно
Основная цель - повторить правила сложения, вычитания, умножение и деление натуральных чисел; повторить табличное умножение натуральных чисел; овладеть умением применять при решении задач правила сложения, вычитания, умножение и деление натуральных чисел.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами
Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Основная цель - познакомиться с понятиями достоверные, невозможные и случайные события; владеть умением:
составлять дерево возможных вариантов; решать простейшие комбинаторные задачи.
Основная цель – отработка навыков решения текстовых задач по темам курса.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема | Количество часов |
Повторение курса математики начальной школы (9 часа) |
||
Сложение и вычитание натуральных чисел | ||
Умножение и деление натуральных чисел | ||
Нахождение значений числовых выражений | ||
Решение текстовых задач | ||
Входное административное тестирование за курс начальной школы. | ||
Натуральные числа и шкалы (16 часов) |
||
Обозначение натуральных чисел | ||
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | ||
Плоскость, прямая, луч | ||
Шкалы и координаты | ||
Меньше или больше | ||
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы» | ||
Решение задач «Натуральные числа и шкалы» | ||
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час) |
||
Сложение натуральных чисел и его свойства | ||
Вычитание | ||
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | ||
Числовые и буквенные выражения | ||
Буквенная запись свойств сложения и вычитания | ||
Уравнение | ||
Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | ||
Решение задач «Сложение и вычитание натуральных чисел» | ||
Умножение и деление натуральных чисел (21 час) |
||
Умножение натуральных чисел и его свойства | ||
Деление | ||
Деление с остатком | ||
Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | ||
Упрощение выражений | ||
Порядок выполнения действий | ||
Степень числа. Квадрат и куб числа | ||
Контрольная работа № 5 «Умножение и деление натуральных чисел» | ||
Решение задач «Умножение и деление натуральных чисел» | ||
Площади и объемы (13 часов) |
||
Формулы | ||
Площадь. Формула площади прямоугольника | ||
Единицы измерения площадей | ||
Прямоугольный параллелепипед | ||
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | ||
Контрольная работа № 6 «Площади и объемы» | ||
Решение задач «Площади и объемы» | ||
Обыкновенные дроби (25 часов) |
||
Окружность и круг | ||
Доли. Обыкновенные дроби | ||
Сравнение дробей | ||
Правильные и неправильные дроби | ||
Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби» | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ||
Деление и дроби | ||
Смешанные числа | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел | ||
Контрольная работа № 8 «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел» | ||
Решение задач «Обыкновенные дроби» | ||
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов) |
||
Десятичная запись дробных чисел | ||
Сравнение десятичных дробей | ||
Сложение и вычитание десятичных дробей | ||
Приближенные значения чисел. Округление чисел | ||
Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел» | ||
Решение задач «Сложение и вычитание десятичных дробей» | ||
Умножение и деление десятичных дробей (25 часов) |
||
Умножение десятичных дробей на натуральные числа | ||
Деление десятичных дробей на натуральные числа | ||
Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» | ||
Умножение десятичных дробей | ||
Деление на десятичную дробь | ||
Среднее арифметическое | ||
Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей» | ||
Решение задач «Умножение и деление десятичных дробей» | ||
Инструменты для вычислений и измерений (14 часов) |
||
Микрокалькулятор | ||
Проценты | ||
Контрольная работа № 12 «Проценты» | ||
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный угольник | ||
Измерение углов. Транспортир | ||
Контрольная работа № 13 «Углы» | ||
Решение задач «Инструменты для вычислений и измерений» | ||
Первое знакомство со статистикой, комбинаторикой и элементами теории вероятностей (6 часов) |
||
Круговые диаграммы | ||
Случайные, достоверные и невозможные события | ||
Решение комбинаторных задач методом перебора возможных вариантов | ||
Решение текстовых задач (10 часов) |
||
Решение текстовых задач на сложение и вычитание натуральных чисел. | ||
Решение текстовых задач на умножение и деление натуральных чисел. | ||
Решение тестовых задач по теме площади и объёмы. | ||
Решение тестовых задач по теме обыкновенные дроби. | ||
Решение текстовых задач по все действия с десятичными дробями. | ||
Решение текстовых задач на проценты. | ||
Повторение (11 часов) |
||
Арифметические действия с натуральными числами | ||
Арифметические действия с обыкновенными дробями | ||
Упрощение выражений | ||
Уравнение | ||
Решение задач с помощью уравнений | ||
Арифметические действия с десятичными дробями | ||
Проценты | ||
Решение задач на проценты | ||
Решение практико-ориентированных задач | ||
Итоговая контрольная работа | ||
Обобщающий урок |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативные документы
Литература для учителя
Литература для обучающегося
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
Технические средства обучения
Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки).: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов. : http://school-collection.edu.ru/
4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Московским центром качества образования, в соответствии с распоряжением Департамента образования от 17 августа 2012 года №225 р, в сентябре 2012 года для общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО по мере готовности, была организована стартовая диагностика образовательных достижений выпускников начальной школы. Диагностика по ФГОС проводилась с целью фиксации уровня подготовки по математике, русскому языку и...
Московским центром качества образования, в соответствии с распоряжением Департамента образования от 17 августа 2012 года №225 р, в сентябре 2012 года для общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО по мере готовности, была организована стартовая диагностика образовательных достижений выпускников начальной школы. Диагностика по ФГОС проводилась с целью фиксации уровня подготовки по математике, русскому языку и...
Пояснительная записка Данная программа «Лаборатория успеха» для 5,6 классов построена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего, среднего общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004г. № 1089; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296; Учебного плана...
Содержит рекомендации для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы в cоответствии с требованиями ФГОС. Представлены содержание учебного предмета, описание УМК, тематическое и поурочное планирование по курсу информатики для 5–6 и 7–9 классов, таблицы соответствия УМК требованиям ФГОС и ГИА, планируемые результаты обучения. Издание дополнено разделом «Электронное приложение к УМК», описывающим электронную форму учебников...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета...
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. При изучении данного курса по ФГОС решаются следующие задачи: Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей. Формирование представлений о структуре, развитии во времени и...
Планирование по русскому языку для 5 класса составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) Планирование составлено из...
Рабочая программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету « немецкий язык » для 5 класса (составлена на...
Согласно ФГОС, математика для 5-х классов рассчитана на 189 учебных часов. Разделяются они следующим образом: в первом полугодии ученики проходят по 5 учебных часов в неделю, а во втором - по 6. Общая длительность курса составляет 35 недель. На протяжении этого курса распланированы 14 контрольных работ, показывающих уровень знаний учеников. На протяжении всего учебного года математика...
№ п/п Недельные сроки Тема урока Цели и задачи Дидактическая модель обучения (тип урока, (методы, технологии) Характеристика видов деятельности обучающихся Планируемые результаты Вид контроля Материально-техническое обеспечение Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание личностные предметные метапредметные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Привет, 5 класс! С чем мы пришли из 4 кл.?(8 часов) 1-2 01.09.2015-05.09.2015 Первый учебный день в новом учебном году. Что видим мы в школьном дворе? Как дети знакомятся? 1.Учить воспринимать на слух и понимать небольшие диалоги 2. Учить рассказывать...
Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана для обучения в Школе на уровне основного общего образования. Рабочая программа создана на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) Примерной программы по...
Целью изучения курса математике в 5-6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений...
В современных школах, особенно в средних классах, нередко можно услышать, как ученики разговаривают либо же каверкая слова русского языка, либо же вплетая в свою речь огромное количество иностранных слов и терминов. Этот парадокс уже доходит до того, что образованный человек не всегда в состоянии правильно понять, что ему говорит ребенок, выражающийся на сленге. Также все...
Поурочное планирование по литературе 5 класс Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка. «Царевна-лягушка» . народная мораль в характере и поступках героев № п/п Тема урока Кол-во ча сов Тип урока Планируемые результаты Домашнее...
«Утверждаю»
Директор
ГБОУ СОШ с. Выселки
Чабуркина О.А.
Программа воспитательной работы
на 2015-2018 г.
(5 - 7 класс)
«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»
Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа рассчитана на период 2015-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать индивидуальные творческие способности обучающихся
формировать гражданско-патриотические качества личности
воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
формировать культуру здоровья
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
воспитывать чувство уважения к родителям, семье
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)
тематические классные часы
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры
экскурсии, походы, уроки в школьный музей
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
проектные игры
участие в акциях
организация занятости во второй половине дня.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5 класс :
лидерские качества;
адекватная самооценка;
сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 6 – 7 класс :
способность включения в работу;
способность к выполнению намеченных целей;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;
формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Основные принципы программы воспитания
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании .
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.
Принцип воспитания творческой личности ребенка .
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление .
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества .
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Основные аспекты воспитательной работы
Программа воспитательной работы основана на 5 основных видах деятельности , влияющих на развитие личности ребенка:
Познавательная деятельность
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Темы ученических проектов:
Проект «Я в мире профессий»
Гражданско – нравственная деятельность
Направление соответствует патриотическому, гражданскому, экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, толерантному отношению друг к другу, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе. Воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение быта, верований, традиций народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.
Темы ученических проектов:
Проект « Что для меня значит Родина?»
Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее»
Проект «Человек и экология»
Проект «Общение без конфликтов»
Здоровый образ жизни
Данное направление соответствует физическому воспитанию обучающихся. Предполагает формирование у обучающихся ценностного отношения собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Темы ученических проектов:
Проект «Здоровье нации – мое здоровье»
Проект «Спорту – да! Вредным привычкам – нет!»
Художественно – творческая деятельность
Данное направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Темы ученических проектов:
Проект «Мои увлечения»
Работа с родителями
Одна из главных задач классного руководителя - это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.
Тренинг - это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Индивидуальные собеседования.
Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно, отметить отставания или похвалить за успехи.
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы можно проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завуча, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые совместно с детьми.
Цель : Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.
Задачи:
формирование культуры общения у родителей;
оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
выработка совместных требований к обучающимся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс:
создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Виды взаимодействия классного руководителя и родителей:
Учебная деятельность
Познавательная деятельность
Общественно – полезная деятельность
Творческая деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Экологическая деятельность
Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося: 1. освоение обучающимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность обучающихся 4.сформированность учебной деятельности. | Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Педагогическое наблюдение. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры обучающихся 3. знание этикета поведения | Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала обучающегося: 1.сформированность эстетических чувств | Педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала обучающегося: 1.состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ребенка Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе 1.комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение обучающегося в классе | Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности обучающегося школьной жизнью" Педагогическое наблюдение |
Сформированность классного коллектива 1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности | Методика "Наши отношения" или Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) Педагогическое наблюдение |
Цель воспитательной работы в 5 классе:
помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для развития и формирования УУД каждого ребенка.
воспитание общечеловеческих ценностей, культа семьи, формирование здорового образа жизни обучающихся.
Задачи воспитательной работы в классе:
формирование дружного, отзывчивого коллектива;
развитие коммуникативных навыков обучающихся;
формирование устойчивой нравственной позиции, толерантного отношения к окружающим;
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма;
формирование навыков поведения в различных жизненных ситуациях;
формирования ЗОЖ;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей, осмысления ценности семьи.
формирование навыков бережного отношения к окружающей среде;
Циклограмма работы классного руководителя в течение года.
Ежедневно:
Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия обучающихся на занятиях.
Организация дежурства по классу.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
Проверка дневников.
Проведение мероприятий по плану работы.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с учителями-предметниками по ситуации.
Проведение классного часа.
Ежемесячно:
Встреча с родительским комитетом.
Работа с активом класса.
Сбор статистических данных о классе. /Мониторинги/
Один раз в четверть :
Оформление классного журнала по итогам окончания четверти.
Коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Оформление личных дел обучающихся.
Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
План воспитательной работы
классного руководителя
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о выполнении |
Художественно – творческое |
||||
Торжественная линейка посвященная «Дню знаний» | сентябрь | зам. директора по УВР | ||
Праздничный концерт «День учителя» | классный руководитель | |||
Праздник «Золотая осень» | классный руководитель | |||
Новогодний бал-маскарад | классный руководитель | |||
Конкурсная программа «День защитника Отечества» | классный руководитель | |||
классный руководитель | ||||
Проект « Мои увлечения» | обучающиеся | |||
Участие в районных, областных конкурсах | в течение года | зам. директора по УВР, учителя – предметники, классный руководитель | ||
Участие в тематических выставках рисунков. | в течение года | классный руководитель | ||
ЗОЖ (Спортивно – оздоровительное) |
||||
Участие в спортивных мероприятиях | в течение года | |||
День здоровья, легкоатлетический кросс | сентябрь | учитель физической культуры, классный руководитель | ||
Беседа о профилактике простудных заболеваний | детская мед.сестра, классный руководитель | |||
Классный час «Режим дня школьника» | классный руководитель | |||
Диспут «Здоровые дети в здоровой семье» | классный руководитель | |||
Классный час «Как противостоять вредным привычкам» | классный руководитель | |||
Оформление информационного плаката с антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической направленностью | классный руководитель, актив класса | |||
Беседа «Пагубное влияние компьютерных игр» «Безопасный интернет» | классный руководитель | |||
Классный час «Наркотики – мифы и реальность» | классный руководитель | |||
День здоровья | классный руководитель | |||
Гражданско - нравственное (экологическое, толерантное, патриотическое) |
||||
Акция «Скажем МАМЕ спасибо» | сентябрь | классный руководитель | ||
Классный час «Права и обязанности школьников» | классный руководитель | |||
Встреча поколений «День пожилых людей» | классный руководитель | |||
Классный час «Семья – ячейка общества» Проект «Мое родословное дерево» | классный руководитель | |||
Классный час «Символика Российской Федерации» | учитель истории, классный руководитель | |||
Беседа «Азбука юного джентльмена (этикет)» | классный руководитель | |||
Классный час «Правовая культура, как составляющая общей культуры личности» | классный руководитель | |||
Классный час «Дружба крепкая не сломается» | классный руководитель | |||
Встреча с ветеранами военных действий | классный руководитель | |||
Викторина «Армейский калейдоскоп» | классный руководитель | |||
Классный час «Здравствуй мир! Здравствуй друг!» | классный руководитель | |||
Классный час «Толерантное отношение к представителям других народов» | классный руководитель | |||
Акция «День птиц» | классный руководитель | |||
Экскурсия (презентация) «Красота родного края» | классный руководитель | |||
Урок Мужества ко Дню Победы | классный руководитель | |||
Познавательное |
||||
Классный час «По одежде встречают» | сентябрь | классный руководитель | ||
Экскурсия в школьный музей Проект «Что для меня значит Родина» | классный руководитель, зав. школьным музеем | |||
Беседа «Понятие трудолюбия, бережливости, способность к преодолению трудностей» | классный руководитель | |||
Ток - шоу «Традиции и обычаи моей семьи» | классный руководитель, родители | |||
Анкетирование «Моя будущая профессия» Проект «Я в мире профессий» | педагог – психолог, классный руководитель | |||
Конкурс «Коляда, коляда накануне Рождества…» | классный руководитель | |||
Классный час «Православные и мусульманские праздники – история, традиции» | классный руководитель | |||
Классный час «Мы первые в космосе» | классный руководитель | |||
Классный час «День славянской письменности» | классный руководитель | |||
Работа с организациями |
||||
Встреча с представителями ГИБДД | в течение года | инспектор ГИБДД | ||
Профилактическая беседа инспектора по делам несовершеннолетних | в течение года | инспектор ПДН | ||
Мероприятия совместно с сельской библиотекой | в течение года | классный руководитель, зав. библиотекой | ||
Обзор книжной выставки «Добрых рук мастерство» | ||||
Литературный обзор детских книг | ||||
Познавательная игра по ПДД | ||||
Круглый стол «Сохрани свое здоровье» | ||||
Мероприятия совместно с СДК | в течение года | классный руководитель, заведующая ДК | ||
День открытых дверей «Добро пожаловать в мир творчества» | сентябрь | |||
Акция «Помочь, понять, простить» | ||||
Утренник «Рождественская елка» | ||||
Масленичные гуляния «Румяна, красна – масленица пришла» | ||||
Конкурсная программа «Знаки дорожные – наши помощники» | ||||
Работа с родителями |
||||
Заседание родительского комитета | 1 раз в четверть | классный руководитель | ||
Классные родительские собрания | 1 раз в четверть | классный руководитель | ||
«Особенности адаптации пятиклассников» | сентябрь | |||
«Значение домашних заданий в учебной деятельности обучающихся» | ||||
«Общение в семье, как средство формирования личности ребенка» | ||||
Поощрение и наказание детей в семье. | ||||
Тренинги (по запросу родителей) | В течение года | |||
Родительские мастерские | 2 раза в год |
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:
-- интеллектуальное развитие;
-- учебная мотивация;
-- поведенческая саморегуляция
-- система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.
Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» -- в средней -- все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2--3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер
В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.